12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Наталья Сергеевна47
Учитель географии МОУ Ивняковской СШ ЯМР 1 квалификационной категории
Россия, Ярославская обл., Ярославль

муниципальное образовательное учреждение

«Ивняковская средняя школа»

Ярославского муниципального района

УТВЕРЖДЕНА

приказом № ______________

от 01.09.2018г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа

«Углубленный курс географии для участников олимпиад» направленность эколого-биологическая

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования по географии углубленного уровня, с учетом примерной программы среднего образования по географии углубленного уровня.

Возраст: 14-16 лет (8-11 класс).

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

педагога дополнительного образования

Алексеевой Натальи Сергеевны

2018 г.

п.Ивняки

Углубленный курс географии для участников олимпиад.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено в соответствие с методическими рекомендациями комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования Российской Федерации и на основе основной образовательной программы школы с учётом тем заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального. В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8-11 классов и предусматривает теоретическую и практическую подготовку к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Подготовка школьников к участию в олимпиадах по географии реализуется через:

выявление уровня подготовки учащихся по географии,

развитие познавательной активности учащихся,

формирование интереса к изучению географии,

развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления,

формирование творческой активности учащихся,

обучение совместной деятельности в группе,

развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся.

Актуальность изучаемой деятельности. Вызывая интерес учащихся к предмету, курс способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия позволят заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.

Цель занятий: развитие индивидуальности ребенка, выявление способностей к научно-исследовательской, творческой работе, развитие комплексного подхода в изучении естествознания.

Основными задачами являются:
1. Развитие широких познавательных интересов.
2. Развитие системного мышления.
3. Развитие способностей к самостоятельной исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям.
4. Использование активных методов дистанционного обучения, дифференцированного обучения.
5. Приобретение навыков работы с географическими приборами и оборудованием.
6. Подготовка к участию в географических олимпиадах различного уровня, как теоретических, так и практических турах, выдвигающих равные требования и задания учащимся 9-11 классов (Российские олимпиады), а также к участию в других инновационных проектах.

Сроки реализации программ. Программа курса рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю, 34 часа в год.

Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; практические работы; создание географических кроссвордов. Работа группами.

Содержание программы.

География в системе наук. История географических открытий. Источники географической информации. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Основы картографии и топографии

2. Главные особенности природы Земли Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Природно - территориальные комплексы мира. Природно – хозяйственные зоны мира. Население мира Материки, океаны, страны. Европа, Азия. Африка, Америка, Австралия, Океания, Полярные области.

Россия. Пространство России. Границы. Рельеф России. Часовые пояса. Климат России. Внутренние воды России. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования России Отрасли и межотраслевые комплексы России. Основы регионоведения и страноведения Основы социально-экономической и политической географии мира. Глобальные проблемы человечества. Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем

Календарно- тематический план. 2018-2019 у.г.

Раздел

Кол-во часов

Основной вид учебной деятельности учащихся

1

Значение географии в жизни человека. Правила работы в кружке.

1

 

2

География в системе наук. История географических открытий

1

Решение задач.

3

Источники географической информации.

 

Решение практических задач.

4

Изображение Земли на глобусе. План и карта.

 

Решение практических задач. Занятия по тестам.

5

Основы картографии и топографии

 

Решение практических задач.

6

Рельеф Земли.

 

Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам.

7

Атмосфера и климаты Земли.

 

Занятия по тестам.

8

Вода – «кровеносная система Земли».

 

Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам.

9

Природно - территориальные комплексы мира. Природно – хозяйственные зоны мира.

 

Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам.

10

Население мира

 

Решение практических задач.

11

Материки, океаны, страны. Европа, Азия.

 

Занятия по тестам. Работа по карте.

12

Материки, океаны, страны. Африка.

 

Занятия по тестам. Работа по карте.

13

Материки, океаны, страны. Америка

 

Занятия по тестам. Работа по карте.

14

Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области.

 

Занятия по тестам. Работа по карте.

15

Главные особенности природы Земли

 

Решение практических задач.

16

Пространство России. Границы.

 

Решение практических задач.

17

Часовые пояса.

 

Решение практических задач

18

Рельеф России.

 

Работа по карте. Занятия по тестам.

19

Климат России.

 

Решение практических задач. Работа по карте.

20

Внутренние воды России.

 

Решение практических задач

21

Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны

 

Занятия по тестам.

22

Многоэтажность природы гор, особенности их природы.

 

Работа по карте

23

Охрана природы и охраняемые территории России.

 

Работа по карте

24

Главные особенности природы Земли

 

Решение задач.

25

Население России.

 

Занятия по тестам. Работа по карте.

26

Этапы развития хозяйства.

 

Работа по карте. Занятия по тестам.

27

Географическое районирование России.

 

Занятия по тестам

28

Административно-территориальное деление как один из видов районирования России

 

Работа по карте.

29

Отрасли и межотраслевые комплексы России.

 

Занятия по тестам.

30

Основы регионоведения и страноведения

 

Выполнение пр.р.

31

Основы регионоведения

 

Выполнение пр.р.

32

Основы социально-экономической и политической географии мира.

 

Выполнение пр.р.

33

Глобальные проблемы человечества. Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем

 

Выполнение пр.р.

34

Подведение итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии».

 

Решение задач. Занятия по тестам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.

2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2005.

3. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.

4. Сборники задач по географии. – М.: Просвещение, 1999, 2001.

5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Максаковский В.П. Социально-экономическая география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобр. учебных заведений. – М.: Просвещение, 2004.

7. Материалы единого государственного экзамена по географии (контрольно-измерительные материалы), - М.: Просвещение, 2004, 2005, 2006.

8. Родионова Т.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы (части 1,2) – М.: Дрофа, 2004.

9. Учебные атласы по географии (6 – 10 классы).

10. Холина В.В. География человеческой деятельности. Учеб. пособие для учащихся общеобр. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2004.

11. Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов). Под общей редакцией Каледина Н.В. – СПб, 2008.

12. Содружество Независимых Государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие. Под общей редакцией Каледина Н.В., Ятмановой В.В. – СПб, 2008

13. Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. – М.: МИРОС, 1993

В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.

Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.

География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.

Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.

Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.

Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.

Набор интерактивных карт. 6-9 классы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.

2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС. 2005.

3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.

Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 классы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.