12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алексеева Наталья Сергеевна47 Учитель географии МОУ Ивняковской СШ ЯМР 1 квалификационной категории Россия, Ярославская обл., Ярославль |
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Углубленный курс географии для участников олимпиад»
муниципальное образовательное учреждение
«Ивняковская средняя школа»
Ярославского муниципального района
УТВЕРЖДЕНА
приказом № ______________
от 01.09.2018г.
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа
«Углубленный курс географии для участников олимпиад» направленность эколого-биологическая
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования по географии углубленного уровня, с учетом примерной программы среднего образования по географии углубленного уровня.
Возраст: 14-16 лет (8-11 класс).
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
педагога дополнительного образования
Алексеевой Натальи Сергеевны
2018 г.
п.Ивняки
Углубленный курс географии для участников олимпиад.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено в соответствие с методическими рекомендациями комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования Российской Федерации и на основе основной образовательной программы школы с учётом тем заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального. В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8-11 классов и предусматривает теоретическую и практическую подготовку к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Подготовка школьников к участию в олимпиадах по географии реализуется через:
выявление уровня подготовки учащихся по географии,
развитие познавательной активности учащихся,
формирование интереса к изучению географии,
развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления,
формирование творческой активности учащихся,
обучение совместной деятельности в группе,
развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Актуальность изучаемой деятельности. Вызывая интерес учащихся к предмету, курс способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия позволят заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.
Цель занятий: развитие индивидуальности ребенка, выявление способностей к научно-исследовательской, творческой работе, развитие комплексного подхода в изучении естествознания.
Основными задачами являются:
1. Развитие широких познавательных интересов.
2. Развитие системного мышления.
3. Развитие способностей к самостоятельной исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям.
4. Использование активных методов дистанционного обучения, дифференцированного обучения.
5. Приобретение навыков работы с географическими приборами и оборудованием.
6. Подготовка к участию в географических олимпиадах различного уровня, как теоретических, так и практических турах, выдвигающих равные требования и задания учащимся 9-11 классов (Российские олимпиады), а также к участию в других инновационных проектах.
Сроки реализации программ. Программа курса рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; практические работы; создание географических кроссвордов. Работа группами.
Содержание программы.
География в системе наук. История географических открытий. Источники географической информации. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Основы картографии и топографии
2. Главные особенности природы Земли Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Природно - территориальные комплексы мира. Природно – хозяйственные зоны мира. Население мира Материки, океаны, страны. Европа, Азия. Африка, Америка, Австралия, Океания, Полярные области.
Россия. Пространство России. Границы. Рельеф России. Часовые пояса. Климат России. Внутренние воды России. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования России Отрасли и межотраслевые комплексы России. Основы регионоведения и страноведения Основы социально-экономической и политической географии мира. Глобальные проблемы человечества. Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем
Календарно- тематический план. 2018-2019 у.г.
№ | Раздел | Кол-во часов | Основной вид учебной деятельности учащихся |
1 | Значение географии в жизни человека. Правила работы в кружке. | 1 | |
2 | География в системе наук. История географических открытий | 1 | Решение задач. |
3 | Источники географической информации. | Решение практических задач. | |
4 | Изображение Земли на глобусе. План и карта. | Решение практических задач. Занятия по тестам. | |
5 | Основы картографии и топографии | Решение практических задач. | |
6 | Рельеф Земли. | Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам. | |
7 | Атмосфера и климаты Земли. | Занятия по тестам. | |
8 | Вода – «кровеносная система Земли». | Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам. | |
9 | Природно - территориальные комплексы мира. Природно – хозяйственные зоны мира. | Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам. | |
10 | Население мира | Решение практических задач. | |
11 | Материки, океаны, страны. Европа, Азия. | Занятия по тестам. Работа по карте. | |
12 | Материки, океаны, страны. Африка. | Занятия по тестам. Работа по карте. | |
13 | Материки, океаны, страны. Америка | Занятия по тестам. Работа по карте. | |
14 | Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. | Занятия по тестам. Работа по карте. | |
15 | Главные особенности природы Земли | Решение практических задач. | |
16 | Пространство России. Границы. | Решение практических задач. | |
17 | Часовые пояса. | Решение практических задач | |
18 | Рельеф России. | Работа по карте. Занятия по тестам. | |
19 | Климат России. | Решение практических задач. Работа по карте. | |
20 | Внутренние воды России. | Решение практических задач | |
21 | Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны | Занятия по тестам. | |
22 | Многоэтажность природы гор, особенности их природы. | Работа по карте | |
23 | Охрана природы и охраняемые территории России. | Работа по карте | |
24 | Главные особенности природы Земли | Решение задач. | |
25 | Население России. | Занятия по тестам. Работа по карте. | |
26 | Этапы развития хозяйства. | Работа по карте. Занятия по тестам. | |
27 | Географическое районирование России. | Занятия по тестам | |
28 | Административно-территориальное деление как один из видов районирования России | Работа по карте. | |
29 | Отрасли и межотраслевые комплексы России. | Занятия по тестам. | |
30 | Основы регионоведения и страноведения | Выполнение пр.р. | |
31 | Основы регионоведения | Выполнение пр.р. | |
32 | Основы социально-экономической и политической географии мира. | Выполнение пр.р. | |
33 | Глобальные проблемы человечества. Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем | Выполнение пр.р. | |
34 | Подведение итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Решение задач. Занятия по тестам. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2005.
3. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.
4. Сборники задач по географии. – М.: Просвещение, 1999, 2001.
5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Максаковский В.П. Социально-экономическая география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобр. учебных заведений. – М.: Просвещение, 2004.
7. Материалы единого государственного экзамена по географии (контрольно-измерительные материалы), - М.: Просвещение, 2004, 2005, 2006.
8. Родионова Т.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы (части 1,2) – М.: Дрофа, 2004.
9. Учебные атласы по географии (6 – 10 классы).
10. Холина В.В. География человеческой деятельности. Учеб. пособие для учащихся общеобр. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2004.
11. Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов). Под общей редакцией Каледина Н.В. – СПб, 2008.
12. Содружество Независимых Государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие. Под общей редакцией Каледина Н.В., Ятмановой В.В. – СПб, 2008
13. Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. – М.: МИРОС, 1993
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.
Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.
География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.
Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.
Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.
Набор интерактивных карт. 6-9 классы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.
2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС. 2005.
3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 классы.