Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Углубленный курс географии для участников олимпиад» (7–11 классы)
муниципальное образовательное учреждение
«Ивняковская средняя школа»
Ярославского муниципального района
УТВЕРЖДЕНА
приказом № ______________
от 01.09.2018г.
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа
«Углубленный курс географии для участников олимпиад» направленность эколого-биологическая
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования по географии углубленного уровня, с учетом примерной программы среднего образования по географии углубленного уровня.
Возраст: 14-16 лет (8-11 класс).
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
педагога дополнительного образования
Алексеевой Натальи Сергеевны
2018 г.
п.Ивняки
Углубленный курс географии для участников олимпиад.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено в соответствие с методическими рекомендациями комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования Российской Федерации и на основе основной образовательной программы школы с учётом тем заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального. В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8-11 классов и предусматривает теоретическую и практическую подготовку к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Подготовка школьников к участию в олимпиадах по географии реализуется через:
выявление уровня подготовки учащихся по географии,
развитие познавательной активности учащихся,
формирование интереса к изучению географии,
развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления,
формирование творческой активности учащихся,
обучение совместной деятельности в группе,
развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Актуальность изучаемой деятельности. Вызывая интерес учащихся к предмету, курс способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятия позволят заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.
Цель занятий: развитие индивидуальности ребенка, выявление способностей к научно-исследовательской, творческой работе, развитие комплексного подхода в изучении естествознания.
Основными задачами являются:
1. Развитие широких познавательных интересов.
2. Развитие системного мышления.
3. Развитие способностей к самостоятельной исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям.
4. Использование активных методов дистанционного обучения, дифференцированного обучения.
5. Приобретение навыков работы с географическими приборами и оборудованием.
6. Подготовка к участию в географических олимпиадах различного уровня, как теоретических, так и практических турах, выдвигающих равные требования и задания учащимся 9-11 классов (Российские олимпиады), а также к участию в других инновационных проектах.
Сроки реализации программ. Программа курса рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; практические работы; создание географических кроссвордов. Работа группами.
Содержание программы.
География в системе наук. История географических открытий. Источники географической информации. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Основы картографии и топографии
2. Главные особенности природы Земли Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Природно - территориальные комплексы мира. Природно – хозяйственные зоны мира. Население мира Материки, океаны, страны. Европа, Азия. Африка, Америка, Австралия, Океания, Полярные области.
Россия. Пространство России. Границы. Рельеф России. Часовые пояса. Климат России. Внутренние воды России. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования России Отрасли и межотраслевые комплексы России. Основы регионоведения и страноведения Основы социально-экономической и политической географии мира. Глобальные проблемы человечества. Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем
Календарно- тематический план. 2018-2019 у.г.
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
Основной вид учебной деятельности учащихся |
1 |
Значение географии в жизни человека. Правила работы в кружке. |
1 |
|
2 |
География в системе наук. История географических открытий |
1 |
Решение задач. |
3 |
Источники географической информации. |
Решение практических задач. |
|
4 |
Изображение Земли на глобусе. План и карта. |
Решение практических задач. Занятия по тестам. |
|
5 |
Основы картографии и топографии |
Решение практических задач. |
|
6 |
Рельеф Земли. |
Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам. |
|
7 |
Атмосфера и климаты Земли. |
Занятия по тестам. |
|
8 |
Вода – «кровеносная система Земли». |
Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам. |
|
9 |
Природно - территориальные комплексы мира. Природно – хозяйственные зоны мира. |
Работа по карте. Решение практических задач. Занятия по тестам. |
|
10 |
Население мира |
Решение практических задач. |
|
11 |
Материки, океаны, страны. Европа, Азия. |
Занятия по тестам. Работа по карте. |
|
12 |
Материки, океаны, страны. Африка. |
Занятия по тестам. Работа по карте. |
|
13 |
Материки, океаны, страны. Америка |
Занятия по тестам. Работа по карте. |
|
14 |
Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. |
Занятия по тестам. Работа по карте. |
|
15 |
Главные особенности природы Земли |
Решение практических задач. |
|
16 |
Пространство России. Границы. |
Решение практических задач. |
|
17 |
Часовые пояса. |
Решение практических задач |
|
18 |
Рельеф России. |
Работа по карте. Занятия по тестам. |
|
19 |
Климат России. |
Решение практических задач. Работа по карте. |
|
20 |
Внутренние воды России. |
Решение практических задач |
|
21 |
Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны |
Занятия по тестам. |
|
22 |
Многоэтажность природы гор, особенности их природы. |
Работа по карте |
|
23 |
Охрана природы и охраняемые территории России. |
Работа по карте |
|
24 |
Главные особенности природы Земли |
Решение задач. |
|
25 |
Население России. |
Занятия по тестам. Работа по карте. |
|
26 |
Этапы развития хозяйства. |
Работа по карте. Занятия по тестам. |
|
27 |
Географическое районирование России. |
Занятия по тестам |
|
28 |
Административно-территориальное деление как один из видов районирования России |
Работа по карте. |
|
29 |
Отрасли и межотраслевые комплексы России. |
Занятия по тестам. |
|
30 |
Основы регионоведения и страноведения |
Выполнение пр.р. |
|
31 |
Основы регионоведения |
Выполнение пр.р. |
|
32 |
Основы социально-экономической и политической географии мира. |
Выполнение пр.р. |
|
33 |
Глобальные проблемы человечества. Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем |
Выполнение пр.р. |
|
34 |
Подведение итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». |
Решение задач. Занятия по тестам. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2005.
3. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.
4. Сборники задач по географии. – М.: Просвещение, 1999, 2001.
5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Максаковский В.П. Социально-экономическая география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобр. учебных заведений. – М.: Просвещение, 2004.
7. Материалы единого государственного экзамена по географии (контрольно-измерительные материалы), - М.: Просвещение, 2004, 2005, 2006.
8. Родионова Т.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы (части 1,2) – М.: Дрофа, 2004.
9. Учебные атласы по географии (6 – 10 классы).
10. Холина В.В. География человеческой деятельности. Учеб. пособие для учащихся общеобр. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2004.
11. Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов). Под общей редакцией Каледина Н.В. – СПб, 2008.
12. Содружество Независимых Государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие. Под общей редакцией Каледина Н.В., Ятмановой В.В. – СПб, 2008
13. Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. – М.: МИРОС, 1993
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.
Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.
География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.
Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.
Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.
Набор интерактивных карт. 6-9 классы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.
2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС. 2005.
3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 классы.