Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральной студии (8–11 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Отделение дополнительного образования детей
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Возраст детей: 13 – 15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик -
педагог дополнительного образования
Пушкин
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С древних времён различные формы театрального действа служили самым
наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом
обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания
жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих
поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких
видов искусства, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный
мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир
прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание,
развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и
тревожиться вместе с ним.
Программа театр-студии «МЫ» ориентирует руководителя на
создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как
неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь
параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и
обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники
студии учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам
зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение,
общение с окружающими людьми.
Практико -ориентированная деятельность театрального объединения
способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на
воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что ведёт к
оздоровлению отношений между детьми.
Программа развивает личность ребёнка, его творческие способности,
оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, учит вдумчивому
отношению к художественному слову.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театр-студии «МЫ» имеет художественную направленность.
Актуальность
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Отличительные особенности
Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы 13 – 15 лет.
Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.
Объём и срок реализации программы
Срок реализации программы – 144 часа.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1,5 часа. Через 45 минут делается 5 минутный перерыв.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально.
Традиционные формы занятий следующие: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.
Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционно организации ученого процесса.
Цель
Развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Задачи
Образовательные:
помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества;
развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
обучить саморегуляции и самоконтролю;
развивать чуткость к сценическому искусству;
знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Развивающие:
развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление;
развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
Обучающие:
развивать личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность;
развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу.
Условия реализации программы
Дети принимаются в возрасте 13 – 15 лет Группы формируются на свободной основе по желанию детей и их родителей. Конкурсного отбора нет. Группы одновозрастные. Наполняемость 15 человек.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях;
быть доброжелательными и контактными.
Метапредметные результаты:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
Уметь:
ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;
уметь двигаться в заданном ритме;
на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;
уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
владеть элементарной терминологией театрального искусства;
владеть навыками саморегуляции, самоконтроля;
владеть навыками согласованных действий в группе;
иметь развитую фантазию и воображение;
владеть навыками культурной речи.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
1. |
Вводное занятие Знакомство с особенностями театрального искусства. Инструктаж по ТБ. |
2 |
2 |
- |
Опрос, |
|
2. |
|
36 |
18 |
18 |
В этом блоке используются следующие методы контроля: |
|
Вводные упражнения. Психофизический тренинг. |
4 |
2 |
2 |
|
||
Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами |
4 |
2 |
2 |
|||
Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. |
4 |
2 |
2 |
|||
Изучение театральных терминов |
4 |
2 |
2 |
|||
«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам
|
4 |
2 |
2 |
|||
«Культура зрителя» |
4 |
2 |
2 |
|||
Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра» |
4 |
2 |
2 |
|||
Работа над этюдами. |
4 |
2 |
2 |
|||
Импровизация на свободную тему. |
4 |
2 |
2 |
|||
3. |
«Культура и техника речи» |
40 |
20 |
20 |
|
|
«Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи. |
4 |
2 |
2 |
|||
Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи. |
4 |
2 |
2 |
|||
Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в |
4 |
2 |
2 |
|||
Знаки препинания. Логические паузы. Логическое ударение. |
4 |
2 |
2 |
|||
Работа над прямой речью в рассказе |
4 |
2 |
2 |
|||
Работа над дыханием. |
4 |
2 |
2 |
|||
Тренировка мышц дыхательного аппарата. |
4 |
2 |
2 |
|||
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом. |
4 |
2 |
2 |
|||
Прозаический текст. |
4 |
2 |
2 |
|||
Прозаический текст. Диалог. Монолог. |
4 |
2 |
2 |
|||
4. |
«Работа над |
46 |
4 |
42 |
|
|
Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. |
4 |
2 |
2 |
|||
Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей |
4 |
2 |
2 |
|||
Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита |
12 |
- |
12 |
|||
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита |
12 |
- |
12 |
|||
Генеральная репетиция |
14 |
- |
14 |
|||
5. |
«Ритмопластика» |
4 |
- |
4 |
|
|
6. |
«Музыкальное |
4 |
- |
4 |
|
|
7. |
«Показ спектаклей» |
12 |
- |
12 |
|
|
ИТОГО |
144 |
44 |
100 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Всего учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
17 сентября |
30 мая |
36 |
72 |
144 |
2 раза в неделю по два академических часа |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театр – одно из ярких средств воспитания высших человеческих потребностей, положительного личностного развития. Театр – это средство коллективного воспитания.
Педагогические технологии реализации данной программы включают в себя следующие формы и методы образовательного процесса:
Задачи:
Обучающие:
Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
-
концентрировать внимание
управлять фантазией
обладать образным видением
научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
Воспитывающие:
Через постановочную работу воспитывать:
-
чувство ответственности
чувство коллективизма
коммуникабельность
адекватность мышления
дисциплинированность
организаторские способности
умение преподнести и обосновать свою мысль
художественный вкус
трудолюбие
активность.
Развивающие:
Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
-
логическое мышление
способность выстраивания событийного ряда
способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
способность выражения мысли через сопутствующее событие
способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
образное видение
Ожидаемые результаты:
В конце года, дети должны достигнуть поставленных целей и задач.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Форма занятий |
|
17.09.18 |
Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального искусства. |
2 |
Беседа |
|
20.09.18 |
Вводные упражнения. |
2 |
Тренинг |
|
24.09.18 |
Вводные упражнения. Психофизический тренинг. |
2 |
Тренинг |
|
27.09.18 |
Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами |
2 |
Игровые действия |
|
1.10..18 |
Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами |
2 |
Игровые действия |
|
4.10.18 |
«Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи. |
2 |
Беседа |
|
8.10.18 |
«Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи. |
2 |
Беседа |
|
11.10.18 |
Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. |
2 |
Беседа |
|
15.10.18 |
Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. |
2 |
Беседа |
|
18.10.18 |
Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей |
2 |
Игра |
|
22.10.18 |
Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей |
2 |
Игра |
|
25.10.18 |
Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита |
2 |
Репетиция |
|
29.10.18 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
1.11..18 |
Репетиция |
2 |
Репетиция
|
|
5.11.18 |
Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. |
2 |
Тренинг |
|
8.11.18 |
Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. |
2 |
Тренинг |
|
12.11.18 |
Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита |
2 |
Репетиция |
|
15.11.18 |
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита |
2 |
Репетиция |
|
19.11.18 |
Ритмопластика |
2 |
Мастер-класс |
|
22.11.18 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
26.11.18 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
29.11.18 |
Изучение театральных терминов |
2 |
Беседа |
|
3.12.18 |
Изучение театральных терминов |
2 |
Беседа |
|
6.12.18 |
Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи. |
2 |
Игра |
|
10.12.18 |
Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи. |
2 |
Игра |
|
13.12.18 |
Прозаический текст |
2 |
Тренинг |
|
17.12.18 |
Прозаический текст |
2 |
Тренинг |
|
20.12.18 |
Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита |
2 |
Репетиция |
|
24.12.18 |
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита |
2 |
Репетиция |
|
27.12.18 |
Ритмопластика |
2 |
Мастер-класс |
|
3.01.19 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
10.01.19 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
14.01.19 |
«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам |
2 |
Беседа |
|
17.01.19 |
«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам |
2 |
Беседа |
|
21.01.19 |
Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита |
2 |
Репетиция |
|
24.01.19 |
Генеральная репетиция |
2 |
Репетиция |
|
28.01.19 |
День Семейного Отдыха Показ спектаклей |
2 |
Показ спектакля |
|
31.01.19 |
«Культура зрителя» |
2 |
Беседа |
|
4.02.19 |
«Культура зрителя» |
2 |
Беседа |
|
7.02.19 |
Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе |
2 |
Игровые действия |
|
11.02.19 |
Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе |
2 |
Игровые действия |
|
14.02.19 |
Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита |
2 |
Репетиция |
|
18.02.19 |
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита |
2 |
Репетиция |
|
21.02.19 |
Музыкальное развитие |
2 |
Мастер-класс |
|
25.02.19 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
28.02.19 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
4.03.19 |
Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра» |
2 |
Беседа, опрос |
|
7.03.19 |
Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра» |
2 |
Беседа, опрос |
|
11.03.19 |
Знаки препинания. Логические паузы. Логическое ударение. |
2 |
Беседа |
|
14.03.19 |
Знаки препинания. Логические паузы. Логическое ударение. |
2 |
Беседа |
|
18.03.19 |
Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита |
2 |
Репетиция |
|
21.03.19 |
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита |
2 |
Репетиция |
|
25.03.19 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
28.03.19 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
1.04.19 |
Работа над этюдами |
2 |
Тренинг |
|
4.04.19 |
Работа над этюдами |
2 |
Тренинг |
|
8.04.19 |
Работа над прямой речью в рассказе |
2 |
Беседа |
|
11.04.19 |
Работа над прямой речью в рассказе |
2 |
Беседа |
|
15.04.19 |
Тренировка мышц дыхательного аппарата |
2 |
Тренинг-игра |
|
18.04.19 |
Тренировка мышц дыхательного аппарата |
2 |
Тренинг-игра |
|
22.04.19 |
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита |
2 |
Репетиция |
|
25.04.19 |
Музыкальное развитие |
2 |
Мастер-класс |
|
29.04.19 |
День Семейного Отдыха Показ спектаклей |
2 |
Показ спектакля |
|
2.05.19 |
Импровизация на свободную тему. |
2 |
Этюд |
|
6.05.19 |
Импровизация на свободную тему. |
Этюд |
|
|
9.05.19 |
Работа над дыханием |
2 |
Тренинг-игра |
|
13.05.19 |
Работа над дыханием |
2 |
Тренинг-игра |
|
16.05.19 |
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор реквизита |
2 |
Репетиция |
|
20.05.19 |
Прозаический текст. Диалог. Монолог |
2 |
Тренинг |
|
23.05.19 |
Репетиция |
2 |
Репетиция |
|
27.05.19 |
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом. |
2 |
Тренинг-игра |
|
30.05.19 |
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом. |
2 |
Тренинг-игра |
ИТОГО: |
Содержание обучения
В данной программе используются следующие формы и методы работы:
Формы:
Актёрский тренинг;
Театральные игры и упражнения;
Развивающие игры и упражнения;
Беседы;
Экскурсии;
Просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных драматических и кукольных спектаклей;
Постановка спектаклей;
Концертная деятельность.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный;
Репродуктивный;
Частично-поисковый.
Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:
Показа;
Подсказа;
Рассказа;
Метод действенного анализа.
Программа включает в себя следующие разделы:
Вводное занятие
Теория:
Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального искусства. Инструктаж по ТБ.
«Театральная игра»
Этот раздел призван обеспечить условия для обладания элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
В раздел включены основные темы:
Вводные упражнения. Психофизический тренинг.
Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами
Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Изучение театральных терминов
«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам
«Культура зрителя»
Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра»
Работа над этюдами.
Импровизация на свободную тему.
Задачи
Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами
театрального искусства, воспитать культуру поведения в театре. Научить свободно
импровизировать на заданную или свободную тему.
Практическая работа.
Игры:
- «идём в театр»;
- «о чём рассказала театральная программа»;
- «волшебная корзинка»;
- «покупка театрального билета» и т.д.
«Культура и техника речи»
Это раздел программы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умения владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.
«Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи.
Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи.
Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе
Знаки препинания. Логические паузы. Логическое ударение.
Работа над прямой речью в рассказе
Работа над дыханием.
Тренировка мышц дыхательного аппарата.
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.
Прозаический текст.
Прозаический текст. Диалог. Монолог.
Теория:
Проблема слова. Речевая техника. Постановка дикции, дыхания, голоса. Орфоэпия, звуковая сила голоса.
Практическая работа
Все упражнения условно можно разделить на три вида:
1. Дыхательные и артикуляционные упражнения;
2. Дикционные и интонационные упражнения;
3. Творческие игры со словом
Упражнения:
1. Дыхательные и артикуляционные:
- «мыльные пузыри»;
- «шарик и насос»;
- «мотоцикл»;
- «звонок»;
- «одуванчик»;
- «торт»;
- «резиновые игрушки»;
- «весёлый пятачок»;
- «зарядка для губ»;
- «зарядка для языка»;
- «пила»;
- «кошка сердится»;
- «насос»;
- «пчела»;
- «комар»;
- «метель»;
- «дрель»;
- «больной зуб»;
- «капризуля»;
- «колокольчики»;
- «колыбельная»;
- «перебрось».
2. Дикционные и интонационные:
- «дрессированные собачки»;
- «птичий двор»;
- «эхо»;
- «чудо-лесенка»;
- «самолёт»;
- «летний день»;
- «в лесу»;
- «в зоопарке»;
- «весёлые стихи».
3. Творческие игры со словом:
- «волшебная корзинка»;
- «вкусные слова»;
- «сочини предложение»;
- «похожий хвостик»;
- «фантазии о …»;
- «ручной мяч»;
- «сочини сказку»;
- «вопрос - ответ»;
- «диалог»;
- «моя сказка».
«Работа над спектаклем»
Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами.
Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей
Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция.
Сбор реквизита
Генеральная репетиция
Задачи:
Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонацией, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, жалобно, презрительно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Этапы работы над спектаклями:
Выбор пьесы для инсценировки и обсуждение её с детьми;
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
Работа над отдельными эпизодами в форме этюда с импровизированным текстом;
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов героев;
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.
«Ритмопластика»
Ритмическая пластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Практическая работа:
Игры:
- «муравьи»;
- «кактус и ива»;
- «пальма»;
- «мокрые котята»;
- «штанга»;
- «самолёт и бабочки»;
- «буратино и пьеро»;
- «насос и надувная кукла»;
- «снеговик»;
- «баба Яга»;
- «конкурс лентяев»;
- «гипнотизёр»;
- «не ошибись»;
- «ритмический этюд»;
- «поймай хлопок»;
- «голова или хвост»;
- «считалочка»;
- «как живёшь?»;
- «шея есть, шеи нет»;
- «медведи в клетке»;
- «осьминог»;
- «ёжик»;
- «змей»;
- «пантеры»;
- «марионетки»;
- «скульптор»;
- «чудо-юдо из яйца»;
- «кто на картинке?»;
- «зёрнышко»;
- «цыплята»;
- «утро»;
- «умирающий лебедь»;
- «факир и змей»;
- «снегурочка»;
- «город роботов»;
- «танцующий огонь».
«Музыкальное развитие»
Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.
Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
«Показ спектаклей»
Планируется постановка спектаклей по произведениям Агнии Барто, Андрея Усачева, Даниила Хармса, Даиэла Коула, Новогодний спектакль, Ярмарка и т.д.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ
Методы проведения занятий:
Словесные методы обучения:
устное изложение материала
беседа
обсуждение и анализ этюда
Практические методы обучения:
выполнение детьми упражнений, импровизаций, инсценировок
пластические и речевые тренинги
упражнения на развитие актерского мастерства
театрализованные игры
Самостоятельная творческая работа
Беседа.
Частично-поисковый. После разбора какого-либо произведения, детям дается возможность самостоятельно влиться в роль.
Дидактический материал
фонотека русской, зарубежной, классической и современной музыки,
видеотека спектаклей коллектива, профессиональных и любительских кукольных театров
репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок, стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декораций
методологические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству.
Материально-техническое оснащение:
Костюмы
Ширма
Театральные кубы
Система контроля результативности обучения:
Система контроля результативности обучения включает в себя следующие формы и средства выявления, как: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, Праздничные мероприятия, участие в фестивалях, концертах, конкурсах , анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, а также открытые и итоговые занятия . По результатам которых дети получают грамоты и Дипломы для личного портфолио.
Этапы контроля
Существует 4 вида контроля учеников:
Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
- нет задатков к исполнительскому театральному творчеству - отсутствие навыка произвольного внимания - необходимость многократного повторения материала - замкнутость, психологическая зажатость - быстрая утомляемость |
- наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей - существует первоначальный навык произвольного внимания - постепенное усвоение материала - средняя утомляемость |
- есть задатки к театрально- исполнительской деятельности и интерес к занятиям - устойчивый навык произвольного внимания - инициативность, активность в выполнении заданий - работоспособность, увлечённость |
Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года
Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений - кривляется и смеётся во время исполнения этюдов |
- положительная мотивация к занятию вообще увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений - видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре |
- устойчивая мотивация именно к театральному творчеству активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения - умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках - пропускает занятия очень редко. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для преподавателя:
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А. Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.
Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003.
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Список литературы для родителей:
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
Список литературы для детей:
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.