Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Краеведение» (8–11 классы)

2
1
Материал опубликован 16 March 2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВРА «РОВЕСНИК»


 

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

Протокол № от 2016г.

 
 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

_____________ Е.А. Карташова

Приказ № ____ от __ ______ 2016г.

Дополнительная общеобразовательная программа

детского объединения

«Краеведение»

Программа ориентирована на детей от 13 до 18 лет

Срок реализации – 3 года

Автор-составитель: Лыкус Янина Тадеушевна,

педагог дополнительного образования

Евпатория

2016

 

 

Обучение в детском объединении «Краеведение» основывается на разработанной дополнительной общеобразовательной программе «Основы научно-исследовательской деятельности» (автор – Лыкус Я.Т.), утвержденной протоколом заседания Ученого совета Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, протокол №6 от 22.09.2011.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научно-исследовательская деятельность направлена на развитие научного мышления детей. На современном этапе духовного возрождения неотъемлемой составляющей общественного движения научных исследований является историческое краеведение, направленное на возрождение исторической памяти, формирование у подрастающего поколения любви к родному краю, патриотизма, уважения к человеку, ответственности за сохранение своего историко-культурного наследства.

Автором данной дополнительной общеобразовательной программы в течение ряда лет наработан определенный опыт подготовки обучающимися научно – исследовательских работ по этнологии, историческому краеведению, религиоведению. Результат обучения – призовые места за участие обучающимися в конкурсных программах различного уровня (см. Приложение).

Цель – формирование теоретических и практических знаний проведения научного исследования по краеведению у обучающихся в процессе практической деятельности.

Задачи:

образовательные:

- ознакомление с правилами и особенностями организации исследовательской деятельности;

- усвоение навыков поиска и работы с различными информационными источниками, получение навыков презентации результатов собственной деятельности;

- обучение самостоятельному мышлению, находить и решать проблемы, используя знания из разных областей науки, истории;

- обучение прогнозировать результат, возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи;

развивающие:

-развитие индивидуальных возможностей и способностей личности обучающегося;

- развитие интеллектуальной активности;

-формирование научно-исследовательской культуры, устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности, ответственности за результаты собственной деятельности;

- формирование чувства уверенности в себе и своих силах;

-формирование информационной и психологической подготовки публичного выступления;

воспитательные:

- воспитание личности ребенка через изучение истории, знакомство с культурой родных мест;

- воспитание чувства ответственности за судьбу родного края;

-воспитание национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности;

- воспитание гражданственности и патриотизма;

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы: изучение истории малой родины, судеб известных людей, их вклад в историю в развитие края, особенностей быта и трудовой деятельности, национальном характере, мировоззрении, культуре народов, проживающих на территории края, о семье, своей родословной – все полученные знания играют консолидирующую роль – это общее, что объединяет людей. Осознание обучающимся значимости наследия Крыма для Отечества способствует воспитанию гражданина, занимающего активную жизненную позицию.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы: краеведческая работа – система получения фундаментальных знаний о родном крае и обо всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить обучающемуся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности. В процессе обучения у обучающегося формируются качества необходимые как в учебе, так и во многих сферах деятельности.

В основе учебных занятий в детском объединении – личностно-ориентированное развивающее обучение, которое учитывает потребности каждого обучающегося, его способности, умения, навыки.

На всем протяжении обучения, согласно программы, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.

Группа обучающихся комплектуется из учащихся 8-11 классов, интересующихся историей, этнографией, фольклором родного края и проявляющих интерес к научно-исследовательской работе. Численный состав обучающихся группы составляет: первый год обучения – 12-15 человек, последующие года - 12 человек. Первый и второй год обучения рассчитан на обучающихся 13-15 лет, третий год обучения – 16-17 лет.

Весь учебный материал распределен по принципу постепенного усложнения практических умений и навыков и приобретения опыта проведения научного исследования. Теоретические занятия неразрывно связаны с практикой.

Программа рассчитана на 3 года обучения: 216 часов – 1 год обучения (6 часов в неделю); 288 часов – 2 год обучения (8 часов в неделю); 288 часов – 3 год обучения (8 часов в неделю).

Первый год обучения - получение теоретических и практических основ научно-исследовательской деятельности. Второй год обучения - теоретическая и практическая подготовка, развитие творческих способностей, умений и навыков основ научно – исследовательской деятельности. Третий год обучения - поддержка способных и талантливых обучающихся – победителей конкурсов различного уровня, совершенствование полученных знаний, профессиональное ориентирование.

Теоретическое направление:

- объект и предмет исследования;

- цели и задачи исследования;

- методы исследования;

- поиск и работа с различными информационными источниками;

- оформление результатов работы;

- формы и способы представления научно-исследовательской работы.

Практическое направление:

- приобретение навыков самостоятельной работы;

- реализация теоретических знаний на практике.

Руководитель способствует развитию творческих способностей обучающихся, привлекая к участию в конкурсах, конференциях и других мероприятиях краеведческой направленности. Основным критерием реализации программы курса можно считать правильность выполнения научно-исследовательской работы, ее презентация и результат участия в различных конкурсных программах.

В конце учебного года проводится аттестация обучающихся в форме итоговой научно-практической конференции. Результатом обучения также является участие обучающихся в конкурсах и мероприятиях с целью презентации и защиты научно-исследовательской работы.

Методы обучения:

- словесные: рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные: наблюдение, рассматривание;

- практические: выполнение упражнения (задания);

- репродуктивные;

- проблемно – поисковые;

- самостоятельная работа.

Выбор методов зависит от вида занятия, уровня подготовки и личного опыта обучающегося. Педагог может выбрать оптимальные методы, чтобы раскрыть личностный, творческий и интеллектуальный потенциал обучающегося: например, эвристический – умственная деятельность обучающегося направлена на поиски нового подхода к решению поставленной задачи и использование собственных приемов, методик, классификаций, новых гипотез, идей и т.д.; креативный – проявление в большей степени самостоятельности и возможности решения задач вне рамок заданного.

С целью расширения кругозора, формирования активности целенаправленного самообразования для обучающихся проводятся экскурсии по городу.

Форма обучения – групповая и индивидуальная. Индивидуальная форма обучения осуществляется для подготовки научно-исследовательских работ и участия в мероприятиях, конференциях, конкурсных программах различного уровня, учебных занятиях в школе, в процессе подготовки экскурсионных маршрутов. Обучение может осуществляться дистанционно в процессе подготовки научно - исследовательских работ. Дистанционное обучение способствует более продуктивному использованию времени для текстового оформления научно – исследовательской работы. чальный, основной и высшийвляетсятва "ЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯи

и педагогического00000000000000000000000000000

Научно-исследовательская деятельность состоит из этапов, каждый из которых включает большой объем подготовительной работы, и обобщения результатов.

Прогнозируемый результат:

По каждому году обучения.

Обучающиеся должны знать:

- правила и этапы организации научного исследования;

- основные понятия: проблема, цель, задачи исследования, методы, план,

конспект, библиография;

- структуру оформления научно-исследовательской работы;

- виды, специфику и способы различных презентаций и публичных

выступлений.

Уметь:

- ставить цели и задачи научного исследования;

- подбирать методы, адекватные задачам исследования;

- осуществлять информационный поиск;

- работать с различными источниками информации и документами;

- конспектировать информационные источники;

- подбирать, систематизировать и анализировать собранный материал;

- синтезировать знания, полученные в ходе изучения определенной

темы;

- анализировать и делать выводы;

- самостоятельно реализовывать полученные знания.

Приобрести навыки:

- постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;

- определения целей и задач исследования;

- работы с различными информационными ресурсами и источниками;

- оформления результатов научно-исследовательской работы;

- оформление и подготовка различных презентаций и публичных выступлений.

Учебно-тематический план

Первый год обучения.

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

Психолого-педагогическое сопровождение.

-

4

4

3

Краеведение – наука о родном крае.

6

24

30

4

Подготовка проведения научного исследования.

24

-

24

5

Исследовательская работа.

18

36

54

6

Проведение научного исследования.

18

36

54

7

Оформление научно-исследовательской работы.

9

24

33

8

Подготовка презентации научно-исследовательской работы.

-

6

6

9

Представление научно-исследовательской работы.

-

8

8

10

Итоговое занятие.

1

-

1

 

Всего

78

138

216

 

Первый год обучения.

Содержание программы.

Вводное занятие (2 часа).

Содержание научно-исследовательской деятельности. Цели и задачи детского объединения, согласование тематического плана работы. Анкетирование (мотивация и заинтересованность обучающихся и родителей в проведении занятий). Правила техники безопасности. Организационные вопросы.

Практическая часть: анкетирование. Инструктаж по технике безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийной ситуации, при обнаружении подозрительных предметов.

Психолого-педагогическое сопровождение (4 часа).

Психолого-педагогическое сопровождение проводится на всех этапах обучения. Проведение диагностического тестирования исследовательского поведения обучающегося. Психологическая подготовка к научно-исследовательской деятельности. Психологически-волевая подготовка личности ребенка. Психологическая подготовка к занятиям. Информационная и психологическая подготовка к публичному выступлению. Культура речи.

Практическая часть: проведение тестирования, беседа.

Краеведение – наука о родном крае (30 часов).

Значение и суть понятие «краеведение» (история, фольклор, этнография, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся людей родного края). Изучение реликвий. Изучение крымских храмов и монастырей. Библиография о крае. Мой город, край, страна. Определение и выбор экскурсионных маршрутов по городу. Посещение памятных и исторических мест, музеев города.

Практическая часть: экскурсии по городу - обзорные и тематические.

Подготовка проведения научного исследования (24 часа).

Знакомство с логикой и алгоритмом исследования: этапы планирования научного исследования; цель и задачи.

Практическая часть: составление содержания исследования, постановка цели и задач исследования.

Исследовательская работа (54 часа).

Определение темы, обоснование ее актуальности. Выбор научного консультанта. Выбор объекта и предмета исследования. Определение цели и задач исследования. Поиск и работа с различными информационными источниками.

Ознакомление с методами научного исследования: общенаучные и конкретно-научные. Общенаучные: общетеоретические, социологические, социально-психологические и математические. Конкретно-научные: теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности, анализ понятийно-терминологической системы, построение гипотез, прогнозирование и моделирование), эмпирические (наблюдение сравнение, беседа, экспедиция).

Практическая часть: выбор темы и определение ее актуальности, постановка проблемы, уточнение цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования; работа в библиотеке (обучение работе с СБА, книгой), архивными материалами музеев. Подбор методов исследования.

Проведение научного исследования (54 часа).

Рабочий план исследования. Выбор методов исследования. Сбор информации. Анализ собранного материала. Проверка достоверности полученного материала (опубликованные и неопубликованные материалы, воспоминания очевидцев). Определение формы письменной подготовки научно-исследовательской работы. Оформление научного текста. Ознакомление с особенностями систематизации полученной информации.

Практическая часть: составление плана исследования, выбор методов исследования, сбор и анализ собранного материала, определение структуры текста.

Оформление научно-исследовательской работы (33 часа).

Правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, основная часть работы, содержание, заключение, библиографический список литературы, приложения, ссылки, выводы, цитаты, стиль изложения материала, логика изложения. Оформление научно-исследовательской работы. Проверка текста научным руководителем, внесение правок. Предварительная оценка научно-исследовательской работы. Рецензирование.

Практическая часть: структура глав, язык и стиль научно-исследовательской работы, ссылки в тексте, представление иллюстративного материала, анализ и оформление результатов работы.

Подготовка презентации научно-исследовательской работы (6 часов).

Структура (план) выступления. Текст выступления. Способы привлечения внимания аудитории. Культура выступления. Умение вести дискуссию. Оформление выступления: подготовка необходимых материалов (схем, карт, фотографий, мультимедийной презентации, иллюстраций). Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.

Практическая часть: структура доклада, вступление и заключение, основная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему: особенности речи, дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы, культура поведения перед аудиторией. Ответы на вопросы. Подготовка материалов презентации.

Представление научно-исследовательской работы (8 часов).

Участие в конкурсных программах, семинарах, конференциях.

Итоговое занятие (1 час). Анализ работы за текущий учебный год.

Учебно-тематический план.

Второй год обучения.

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

Психолого-педагогическое сопровождение.

-

10

10

3

Краеведение – наука о родном крае.

6

24

30

4

Подготовка проведения научного исследования.

10

-

10

5

Исследовательская работа.

18

30

48

6

Проведение научного исследования.

20

52

72

7

Оформление научно-исследовательской работы.

10

56

66

8

Подготовка презентации научно-исследовательской работы.

10

8

18

9

Представление научно-исследовательской работы.

-

30

30

10

Итоговое занятие.

2

-

2

 

Всего

78

210

288

Второй год обучения.

Содержание программы.

1. Вводное занятие (2 часа).

Обсуждение тематического плана работы. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.

Практическая часть: инструктаж по технике безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийной ситуации, при обнаружении подозрительных предметов.

2. Психолого-педагогическое сопровождение (10 часов).

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на всех этапах обучения. Психологически-волевая подготовка личности ребенка. Психологическая подготовка к занятиям. Информационная и психологическая подготовка к публичному выступлению. Культура речи.

Практическая часть: беседа, упражнения по культуре речи.

3. Краеведение – наука о родном крае (30 часов).

Определение и выбор экскурсионных маршрутов по городу. Посещение памятных и исторических мест, музеев города.

Практическая часть: экскурсии по городу - обзорные и тематические.

4. Подготовка проведения научного исследования (10 часов).

Повторение материала - логика и алгоритм исследования: этапы планирования научного исследования; цель и задачи.

Практическая часть: составление содержания исследования, постановка цели и задач исследования.

5. Исследовательская работа (48 часа).

Определение темы, обоснование ее актуальности. Выбор научного консультанта. Выбор объекта и предмета исследования. Определение цели и задач исследования. Поиск и работа с различными информационными источниками.

Определение методов научного исследования: общенаучные и конкретно-научные. Общенаучные: общетеоретические, социологические, социально-психологические и математические. Конкретно-научные: теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности, анализ понятийно-терминологической системы, построение гипотез, прогнозирование и моделирование), эмпирические (наблюдение сравнение, беседа, экспедиция).

Практическая часть: выбор темы и определение ее актуальности, постановка проблемы, уточнение цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования; работа в библиотеке (обучение работе с СБА, книгой), архивными материалами музеев. Подбор методов исследования.

6. Проведение научного исследования (72часа).

Рабочий план исследования. Выбор методов исследования. Сбор информации. Анализ собранного материала. Проверка достоверности полученного материала (опубликованные и неопубликованные материалы, воспоминания очевидцев). Определение формы письменной подготовки научно-исследовательской работы. Оформление научного текста. Систематизации полученной информации.

Практическая часть: составление плана исследования, выбор методов исследования, сбор и анализ собранного материала, определение структуры текста.

7. Оформление научно-исследовательской работы (66 часа).

Оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, основная часть работы, содержание, заключение, библиографический список литературы, приложения, ссылки, выводы, цитаты, стиль изложения материала, логика изложения. Оформление научно-исследовательской работы. Проверка текста научным руководителем, внесение правок. Предварительная оценка научно-исследовательской работы. Рецензирование.

Практическая часть: структура глав, язык и стиль научно-исследовательской работы, ссылки в тексте, представление иллюстративного материала, анализ и оформление результатов работы.

8. Подготовка презентации научно-исследовательской работы (18 часов).

Структура (план) выступления. Текст выступления. Способы привлечения внимания аудитории. Культура выступления. Умение вести дискуссию. Оформление выступления: подготовка необходимых материалов (схем, карт, фотографий, мультимедийной презентации, иллюстраций). Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.

Практическая часть: структура доклада, вступление и заключение, основная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему: особенности речи, дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы, культура поведения перед аудиторией. Ответы на вопросы. Подготовка материалов презентации.

9. Представление научно-исследовательской работы (30 часов).

Участие в конкурсных программах, семинарах, конференциях.

10. Итоговое занятие (2 часа). Анализ работы за текущий учебный год.

Учебно-тематический план.

Второй год обучения.

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

Психолого-педагогическое сопровождение.

-

10

10

3

Краеведение – наука о родном крае.

6

24

30

4

Подготовка проведения научного исследования.

10

-

10

5

Исследовательская работа.

18

30

48

6

Проведение научного исследования.

20

52

72

7

Оформление научно-исследовательской работы.

10

56

66

8

Подготовка презентации научно-исследовательской работы.

10

8

18

9

Представление научно-исследовательской работы.

-

30

30

10

Итоговое занятие.

2

-

2

 

Всего

78

210

288

Второй год обучения.

Содержание программы.

1. Вводное занятие (2 часа).

Обсуждение тематического плана работы. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.

Практическая часть: инструктаж по технике безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийной ситуации, при обнаружении подозрительных предметов.

2. Психолого-педагогическое сопровождение (10 часов).

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на всех этапах обучения. Психологически-волевая подготовка личности ребенка. Психологическая подготовка к занятиям. Информационная и психологическая подготовка к публичному выступлению. Культура речи.

Практическая часть: беседа, упражнения по культуре речи.

3. Краеведение – наука о родном крае (30 часов).

Определение и выбор экскурсионных маршрутов по городу. Посещение памятных и исторических мест, музеев города.

Практическая часть: экскурсии по городу - обзорные и тематические.

4. Подготовка проведения научного исследования (10 часов).

Повторение материала - логика и алгоритм исследования: этапы планирования научного исследования; цель и задачи.

Практическая часть: составление содержания исследования, постановка цели и задач исследования.

5. Исследовательская работа (48 часа).

Определение темы, обоснование ее актуальности. Выбор научного консультанта. Выбор объекта и предмета исследования. Определение цели и задач исследования. Поиск и работа с различными информационными источниками.

Определение методов научного исследования: общенаучные и конкретно-научные. Общенаучные: общетеоретические, социологические, социально-психологические и математические. Конкретно-научные: теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности, анализ понятийно-терминологической системы, построение гипотез, прогнозирование и моделирование), эмпирические (наблюдение сравнение, беседа, экспедиция).

Практическая часть: выбор темы и определение ее актуальности, постановка проблемы, уточнение цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования; работа в библиотеке (обучение работе с СБА, книгой), архивными материалами музеев. Подбор методов исследования.

6. Проведение научного исследования (72часа).

Рабочий план исследования. Выбор методов исследования. Сбор информации. Анализ собранного материала. Проверка достоверности полученного материала (опубликованные и неопубликованные материалы, воспоминания очевидцев). Определение формы письменной подготовки научно-исследовательской работы. Оформление научного текста. Систематизации полученной информации.

Практическая часть: составление плана исследования, выбор методов исследования, сбор и анализ собранного материала, определение структуры текста.

7. Оформление научно-исследовательской работы (66 часа).

Оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, основная часть работы, содержание, заключение, библиографический список литературы, приложения, ссылки, выводы, цитаты, стиль изложения материала, логика изложения. Оформление научно-исследовательской работы. Проверка текста научным руководителем, внесение правок. Предварительная оценка научно-исследовательской работы. Рецензирование.

Практическая часть: структура глав, язык и стиль научно-исследовательской работы, ссылки в тексте, представление иллюстративного материала, анализ и оформление результатов работы.

8. Подготовка презентации научно-исследовательской работы (18 часов).

Структура (план) выступления. Текст выступления. Способы привлечения внимания аудитории. Культура выступления. Умение вести дискуссию. Оформление выступления: подготовка необходимых материалов (схем, карт, фотографий, мультимедийной презентации, иллюстраций). Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.

Практическая часть: структура доклада, вступление и заключение, основная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему: особенности речи, дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы, культура поведения перед аудиторией. Ответы на вопросы. Подготовка материалов презентации.

9. Представление научно-исследовательской работы (30 часов).

Участие в конкурсных программах, семинарах, конференциях.

10. Итоговое занятие (2 часа). Анализ работы за текущий учебный год.

 

Учебно-тематический план.

Третий год обучения.

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Психолого-педагогическое сопровождение

-

10

10

3

Подготовка проведения научного исследования

4

16

20

4

Исследовательская работа

18

56

74

5

Проведение научного исследования

30

52

82

6

Оформление научно-исследовательской работы

4

34

38

7

Подготовка презентации научно-исследовательской работы

6

30

36

8

Презентация научно-исследовательской работы

10

50

60

9

Итоговое занятие

2

-

2

 

Всего

76

248

324

Третий год обучения.

Содержание программы.

1. Вводное занятие (2 часа).

Обсуждение тематического плана работы. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.

Практическая часть: инструктаж по технике безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийной ситуации, при обнаружении подозрительных предметов.

2. Психолого-педагогическое сопровождение (10 часов).

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на всех этапах обучения. Психологически-волевая подготовка личности ребенка. Психологическая подготовка к занятиям. Информационная и психологическая подготовка к публичному выступлению. Культура речи.

Профессиональная ориентация.

Практическая часть: беседа, упражнения по культуре речи.

3. Подготовка проведения научного исследования (20 часов).

Повторение материала - логика и алгоритм исследования: этапы планирования научного исследования; цель и задачи.

Практическая часть: составление содержания исследования, постановка цели и задач исследования.

4. Исследовательская работа (74 часа).

Определение темы, обоснование ее актуальности. Выбор научного консультанта. Выбор объекта и предмета исследования. Определение цели и задач исследования. Поиск и работа с различными информационными источниками.

Определение методов научного исследования: общенаучные и конкретно-научные. Общенаучные: общетеоретические, социологические, социально-психологические и математические. Конкретно-научные: теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности, анализ понятийно-терминологической системы, построение гипотез, прогнозирование и моделирование), эмпирические (наблюдение сравнение, беседа, экспедиция).

Практическая часть: выбор темы и определение ее актуальности, постановка проблемы, уточнение цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования; работа в библиотеке (обучение работе с СБА, книгой), архивными материалами музеев. Подбор методов исследования.

5. Проведение научного исследования (82 часа).

Рабочий план исследования. Выбор методов исследования. Сбор информации. Анализ собранного материала. Проверка достоверности полученного материала (опубликованные и неопубликованные материалы, воспоминания очевидцев). Определение формы письменной подготовки научно-исследовательской работы. Оформление научного текста. Систематизации полученной информации.

Практическая часть: составление плана исследования, выбор методов исследования, сбор и анализ собранного материала, определение структуры текста.

6. Оформление научно-исследовательской работы (38 часов).

Оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, основная часть работы, содержание, заключение, библиографический список литературы, приложения, ссылки, выводы, цитаты, стиль изложения материала, логика изложения. Оформление научно-исследовательской работы. Проверка текста научным руководителем, внесение правок. Предварительная оценка научно-исследовательской работы. Рецензирование.

Практическая часть: структура глав, язык и стиль научно-исследовательской работы, ссылки в тексте, представление иллюстративного материала, анализ и оформление результатов работы.

7. Подготовка презентации научно-исследовательской работы (36 часов).

Структура (план) выступления. Текст выступления. Способы привлечения внимания аудитории. Культура выступления. Умение вести дискуссию. Оформление выступления: подготовка необходимых материалов (схем, карт, фотографий, мультимедийной презентации, иллюстраций). Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.

Практическая часть: структура доклада, вступление и заключение, основная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему: особенности речи, дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы, культура поведения перед аудиторией. Ответы на вопросы. Подготовка материалов презентации.

8. Презентация научно-исследовательской работы (60 часов).

Участие в конкурсных программах, семинарах, конференциях.

9. Итоговое занятие (2 часа). Анализ работы за текущий учебный год.

Методическое обеспечение.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей, независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, т.к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Цель краеведческой работы – способствовать развитию духовно – ценностных ориентаций и практики в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, возможность общения с очевидцами исторических событий – все это делает занятия интересными и увлекательными, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований, открытий, раскрывает их творческие способности, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся. Программой предусмотрено: работа в библиотеках, архивах, посещение музеев, исторических объектов. Особое внимание уделено изучению информационной базы для проведения краеведческого исследования, видам изучаемой информации.

Используется дифференцированный, индивидуальный подход в обучении.

Ожидаемый результат изучения краеведения и выполнение обучающимися самостоятельной работы: приобретение навыков опыта социальной практики, способность занять активную жизненную позицию, устойчивое стремление к самовоспитанию.

 

ЛИТЕРАТУРА.

Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании».

Арцев М.Н. Учебно – исследовательская работа учащихся // Завуч.- 2005.- №6.

Внеклассная работа по истории: Краеведение.- М., 1975.

Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- Собр. соч.: в 6-ти т.-Т1.- М.: Педагогика, 1982.- 487с.

Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников// Фундаментальные исследования .- 2005.- № 4.- С.35

Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская.- М.: Вербум,2001.

Кондратенков Ю.В. Развитие туристско – краеведческой деятельности школьников в муниципальной системе дополнительного образования // http/www.dissercat/com /content.

«Культура добрососедства»: Программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым/ Под ред. М.А. Араджиони. – Симферополь: Антиква, 2007. - 212 с.

Лебедева Т.А. Повышение мотивационного потенциала учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. - Симферополь, 2005.

Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы// Завуч.-2010.- №1.

Лукъяненко И.В. Методика выполнения краеведческого исследования на маршруте.- М.: МГДТД, 1995.- 61с.

Ляшко Л.Ю. Научно – практическая конференция как эффективная форма дополнительного образования, 1999.- №3.- с.7-9.

МАН: Подготовка научно-исследовательских проектов. – К., 2005.- 128.

Методика исследовательско – краеведческой работы в школе / Под. ред. И.С. Борисова.- М.,1982.

Милонов Н.А. Литературное краеведение.- М.,1985.

О развитии учебно – исследовательской деятельности в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.01.2005г. №1 // Вестник образования.- 2006.- №5.

Обручев С.В. Изучай свой край: книга юного краеведа.- М.:Молодая гвардия,1956.- 266с.

Озеров А.Г, Историко – этнографические исследования учащихся.- М.,2001.

Остапец-Свешников А.А. Могучее средство развития личности.- М.: Агенство ДОК,1994.- 212с.

Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско – краеведческой деятельности учащихся .- М.:ЦДЮТК,2001.- 96с.

Прус И.Т. Краеведческая работа в школе. – К., 1984.

Сейнескш А.Р. Родной край: В помощь педагогу – краеведу .- М., 1994.

Строев К.Ф. Краеведение .- М., 1974.

Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ// Исследовательские работы школьников .- 2008.- №4.

Щербаков А.М. Краеведческая работа в школе .- М.: Учпедгиз, 1959.

26. Юньев И.С. Беседы о краеведении, 1966.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

16 December 2018

Похожие публикации