Дополнительная общеобразовательная развивающая программа социально-педагогической направленности «Профессиональные пробы»
Основное в программе "Профессиональные пробы".
PPT / 7.55 Мб
/data/files/r1607262574.ppt (Основное в программе "Профессиональные пробы".)Управление образования Администрации
города Димитровграда Ульяновской области
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9
города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «___»_____________ 20____г. Протокол № ________________ | | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ№9 _____________ Е.Н.Купряева «____»_____________20____г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Профессиональные пробы»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации 18 часов
| Автор-составитель: Крупина Тамара Витальевна |
| |
|
г. Димитровград 2020 год
Программа рассчитана на 18 часов
18 часов (2 раза по 2 часа в неделю; 4х4,5=18) 12-15 лет
Возрастной диапазон освоения программы: 12-15 лет
Программа рассмотрена
и одобрена на заседании
педагогического совета
МБОУ СШ№9
протокол № ___ от _______
Секретарь _______________
Содержание:
| Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик» | 3-13 |
1.1 | Пояснительная записка | 3-7 |
1.2 | Цель и задачи программы | 7-10 |
1.3 | Содержание программы | 10-13 |
| 1.3.1 Учебный план программы | 10-11 |
| 1.3.2 Содержание учебного плана | 11-12 |
1.4 | Планируемые результаты | 13 |
| Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | 13-24 |
2.1 | Календарный учебный график | 13 |
2.2 | Календарный учебный график | 14 |
2.3 | Условия реализации программы | 15 |
2.4 | Формы аттестации | 15 |
2.5 | Оценочные материалы | 15-22 |
2.6 | Список литературы | 23-24 |
2.7 | Интернет ресурсы | 24 |
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Профессиональные пробы». Данная программа создана как: авторская по степени участия в разработке.
Она имеет социально- педагогическую направленность и составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
7. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области»
8. Положение "О применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней школе №9 города Димитровграда Ульяновской области»
Актуальность программы
Окончив школу, человек должен сделать самый ответственный шаг в жизни – выбрать профессию. Перед ребёнком стоит проблема нехватки информации о мире профессий. Написанию данной программа способствует материал, накопленный за время работы по профессиональной ориентации.
Новизна заключается в подборе материала доступного для школьников среднего звена и продуманной комплексной его подаче, используя разные формы организации занятий, объединяющих научный и творческий методы, способствующие профессиональному самоопределению.
Отличительные особенности программы: является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, предлагаю широко использовать возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Также учитывался материал, накопленный во время работы по профессиональному самоопределению учащихся: проведению профессиональных консультаций и профессиональных проб. Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создании условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Детям всё интересно, они хотят получить ответы на свой основной вопрос «Кем быть?», поэтому ещё одной отличительной особенностью программы является удовлетворение познавательного интереса детей и возможности дать ответы на многие, интересующие их вопросы.
Адресат программы: дети 12-15 лет
психолого-педагогические особенности: программа «Профессиональные пробы» строится на знании психологических особенностей и возможностей детей школьного возраста.
Дети 12-15 лет общительны, доброжелательны, эмоциональны, подвижны; проявляется быстрая смена настроения, фантазёрство, их любознательность выходит за рамки предметов, непосредственно окружающих их. Потребность в познании самого себя побуждает ребенка сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Учащийся стремится учиться новому «не глазами и ушами, а руками». В современных условиях, когда связи с промышленными предприятиями практически утрачены, профессиональные пробы приходиться иногда проводить в виде ролевых игр, моделируя реальные ситуации профессиональной деятельности.
В развитии учащегося 12-15 лет достаточно высокий уровень внимания, усидчивости, связанных с произвольностью психологических процессов. Дети могут достаточно долго заниматься одной деятельностью. Вместе с тем сильна зависимость эмоциональных проявлений от интереса ребенка, его настроения. Важна эмоциональная реакция детей на выполнение непосредственного участия в деятельности - выполнения профессиональной пробы.
Педагог должен в работе со школьниками комбинировать занятия, вносить элементы игры, «ручной» деятельности (профессиональные консультации по выполняемой профессии и выполнение профессиональных проб). Структура занятия должна состоять из нескольких частей, объединенных одной темой, но различных по характеру. Например, в первой части занятия проводится беседа, консультация с целью формирования у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитания соответствующих представлений о профессии, а во вторую часть занятия вносится профессиональная проба. Это могут быть разные задания, используемые в данной профессиональной деятельности.
Содержание и материал программы «стартовому» уровню
Объем программы 18 часов
Срок освоения программы 18 часов
Форма обучения: очная, возможно применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов при реализации образовательной программы или её частей, путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"
формы организации образовательного процесса: групповая
Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия: устное изложение, консультация, беседа, объяснение, показ видеоматериалов, иллюстраций, профессиональные пробы.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный
Формы проведения занятий: консультация, беседа, наблюдение, практическое занятие, праздник, игра, выполнение заданий через общение в сети интернет, дистанционное выполнение заданий, просмотр тематических уроков в сети интернет и др.
педагогические технологии - технология группового обучения, технология развивающего обучения, дистанционного обучения.
Режим занятий
При реализации программы с помощью электронного обучения, дистанционных образовательных технологий режим занятий планируется 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительность академического часа 30 минут (в соответствии с СанПин 2.2.2/2.4.1340-30).
При разработке планирования занятий, практической работы учащихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера, установленную постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: 12-15 классы - 30 минут,
При реализации программы с использованием очной формы обучения режим занятий планируется 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))
Формы подведения итогов реализации программы: Результативность промежуточные и итоговые достижения детей, могут быть оценены через участие работ детей: в школьных выставках выполненных работ профессиональной пробы.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель — развитие познавательных способностей детей на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, создание условий для повышения осознанности профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи программы:
личностные
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного
метапредметные
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
образовательные
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | | |||
1 | Введение. Введение твои возможности без границ | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
2 | Профессиональные пробы | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
3 | Профессия кондитер | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
4 | Профессия повар | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
5 | Профессия оформитель | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
6 | Профессия дизайнер | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
7 | Профессия ландшафтный дизайнер, цветовод. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
8 | Профессия менеджер | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
9 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Итоговое занятие | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
1.3.2 Содержание учебного плана
Тема: Введение. Твои возможности без границ
Теория:
Твои возможности, твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречий и своего незнания мира профессионального образования и профессионального труда? Почему я интересуюсь своим будущим?
Практика
Дневник выбора профессии
Игра «Своя игра»
Тема: Профессиональные пробы
Теория:
Просмотр презентации «Профессиональные пробы»
Ответ на вопросы: « Что будет если ….
Практика
Игра “Оптимисты и скептики”
Диагностика по карте интересов.
Тема: Профессия - кондитер
Теория:
Кто такие кондитеры, что такое кулинария
Просмотр фильма «Технолог общественного питания» Всероссийских конкурсов видеороликов ZAсобой
Практика
Профессиональная проба по профессии кондитер
Тема: Профессия - повар
Теория:
Просмотр фильма профессии о поварах
Практика
Профессиональная проба по профессии повар
Составьте меню завтраков на неделю.
Тема: Профессия оформитель
Теория:
Кто такие оформители
просмотр видеоролика об оформителях в газете
Практика
Профессиональная проба по профессии оформитель
Создание страницы газеты (к 75-летию Победы, или поздравительная для членов семьи)
Тема: Профессия дизайнер
Теория:
1. Кто такие дизайнеры?
2. просмотр видеоролика о дизайнерах.
Практика
1.Профессиональная проба по профессии дизайнер
2.Создание эскиза интерьера своей комнаты (обновленный вариант)
Профессия: Ландшафтный дизайнер, цветовод
Теория:
Просмотр фильма Ландшафтный дизайнер
Практика.
Профессиональная проба по профессии цветовод
Мастер-класс «Размножение герани».
Тема: Профессия Менеджер
Теория
Кто такие менеджеры?
Просмотр фильма о менеджерах
Практика
Профессиональная проба по профессии менеджер
Тема: Итоговое занятие.
Практика
Профориентационная игра «О, счастливчик!»
1.4 Планируемые результаты.
Предметные результаты
- расширят представления о мире профессий
- оценят свои возможности при выполнении профессиональных проб по профессиям.
Личностные результаты
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
Метапредметные результаты
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.1. Календарный учебный график
Начало занятий 1 мая 2020 года
Окончание занятий 31 мая 2020 года
Продолжительность учебного года 4,5 недели
2.2.1 Календарный учебный график обучения
№ п/п | Ме сяц | Чис ло | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | Комплексное занятие | 2 | Введение. Введение твои возможности без границ | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий | |
| | Комплексное занятие | 2 | Профессиональные пробы | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий | |
| | Комплексное занятие | 2 | Профессия кондитер | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий | |
| | | Комплексное занятие | 2 | Профессия повар | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
| | | Практическая работа | 2 | Профессия оформитель | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
| | | Комплексное занятие | 2 | Профессия дизайнер | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
| | | Комплексное занятие | 2 | Профессия ландшафтный дизайнер, цветовод. | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
| | | Комплексное занятие | 2 | Профессия менеджер | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
| | Комплексное занятие | 2 | Итоговое занятие | комната | Ответы на вопросы Анализ выполнения заданий |
2.3 Условия реализации программы
Для успешного освоения учащимися содержания программы необходимо наличие следующих условий.
Помещения: при дистанционном преподавании для реализации программы необходимы: комната, стол, стул, компьютер
Материально-технические условия:
комната для теоретических занятий и практичеких работ;
технические средства обучения Компьютер/ноутбук с доступом сеть интернет;
Информационные ресурсы:
Видеофильмы по темам программы
Методические ресурсы:
программно-методические (дидактический, наглядный и демонстрационный материал, карточки с заданиями, фотоматериал, видеоматериал).
Кадровое обеспечение: Педагог образования, реализующий программу.
2.4 Формы аттестации
Качество реализации дополнительной общеразвивающей программы «Профессиональные пробы» диагностируется систематически на этапе входного, текущего (промежуточного) и итогового.
Входной контроль проводится в начале реализации программы в форме беседы для выявления исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся, их потребностей и интересов, что позволяет подобрать и использовать в работе с детьми более продуктивные педагогические методы и формы обучения. Текущий контроль проводится в процессе освоения каждого раздела программы с целью определения степени усвоения детьми учебного материала, позволяет вносить коррективы в программу и устранить пробелы в обучении. Формами текущей диагностики являются педагогическое наблюдение, профессиональные пробы по профессиям и опрос.
Итоговый контроль проводится в конце срока обучения в форме педагогического мониторинга.
Формы аттестации — активное участие учащегося в выполнении заданий по профессиональным пробам и фотоотчет по выполненной работе.
2.5 Оценочные материалы
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели, (оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка. | |||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2-6 7-14 15-20 |
2. Практическая подготовка ребенка. | |||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1 5 10 |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-22 23-30 |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. | |||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей). | 1 5 10 |
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни — по аналогии с п.3.1.1. | 1 5 10 |
3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 |
3.2. Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Адекватность восприятия ин- формации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимися подготовлен- ной информации Самостоятельность в построении дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств | Уровни — по аналогии с п.3.1.1, Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 |
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). Удовлетворительно Хорошо Отлично | 1 5 10 |
9-30 31-62 63-90 | ВЫВОД: | Уровень обще учебных умений и навыков | Низкий Средний Высокий |
до 46 47-98 99-140 | Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий |
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов |
1. Организационно-волевые качества. | |||
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются извне. Иногда — самим ребенком. Всегда – самим ребенком. | 1 5 10 |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 4-15 16-30 |
II. Ориентационные качества | |||
2.1.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная. Заниженная. Нормальная. | 1 5 10 |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес к занятиям продиктован ребенку извне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3- 10 11-20 |
III. Поведенческие качества | |||
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процесса взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты. Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 5 10 |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3-10 11-20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | 0-7 8-37 38-70 |
2.6 Список литературы
Литература для педагога
Климов Е.А. Путь в профессию. Лениздат, 1994.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1994.
Медицинские рекомендации при выборе профессий и специальностей для подростков с некоторыми хроническими заболеваниями. Методические рекомендации. Горький, 1988.
Методика индивидуальной консультации. М., 1992.
Мир профессий. Сборник, М., 1997.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. НПО "МОДЭК" Москва-Воронеж, 2002.
Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. М., 2002.
Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога. М., 2001.
Самопознание и выбор профессии. Авторский коллектив: И. А. Волошина, А. Л. Мережаный, Н. И. Никольская. М., 2001.
Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Макарченко Т. А., Волохова Е.Д. Социально-профессиональное самоопределение учащихся школ-интернатов. Книга для учителей и воспитателей. Брянск,: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1995.
Хари Янес. Здоровье и выбор профессии. Таллинн: Валгус, 1988.
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-пресс, 2001.
Чернявская А. П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. Киев, 2000.
Чистякова С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера», М.: Просвещение, 1997.
Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы, 2002.
Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2000.
Колпакова Л.С. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 7. Ульяновск, 2005.
Большакова М.А. Профессиональное самоопределение. Ульяновск, 2004.
Н. Преображенская. Потенциал вашей личности. Екатеринбург, 2003.
Приложение к научно-практическому вестнику «Энергия». Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США)
Бендюков М.А, Соломин И.Л. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда. — СПб.,1998.
28.Карьера в информационных технологиях. Серия «Энциклопедия профессий». — М.: Аванта плюс,2003.
Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. Учебное пособие дляпрофессиональной ориентации школьников. — М.: Академия, 2005.
Михеева Е.В. Информационные технологии. Учебное пособие для профессиональной ориентациишкольников. — М.: Академия, 2005.
Слагаемые выбора профиля обучения. Книга для чтения. — М.: Академия, 2005.
32.Технология профессионального успеха. Учебник для учащихся 10 класса М.: Просвещение, 2003.
Булгакова Н.А. Портфолио учащихся // Классный руководитель .– 2005. –№5. – С. 124–128.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников . – М. : Изд .«Первое сентября », 2004. – 224
2.7 Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).
http://dimitrovgrad.ru (Сайт Администрации города Димитровграда)
https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/professii-lyudey-2-klass.html
https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHQxUjhzSWFYVGhXZU50ajNGQjlVYk1PcldldFBST1ZFTmVEWDhIMVZvZk02YWJTX1JrR0g4dVRCaTRYQ1BBTldJSlR5LVkyc0ZhNm5FVWk0WFNJeEh4T0FNRXlPN3lMN0huODJVXzVPUkdCdTdNQk5wU3pMeWJhb1JGb3pzcGlDRU81UW52cE11aDd3&b64e=2&sign=e644371a9e15a5cf417cbd52b9948aa9&keyno=17
https://youtu.be/_RZ4Rx01bKo