Дополнительная развивающая программа к основной программе «Спортивный туризм» (5–11 классы)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для дополнительной развивающей программы к основной программе Спортивный туризм
Познаю мир-развиваюсь сам
«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома»
Автор программы: педагог по спортивному туризму
Громов Герман Викторович
Астрахань2020
Содержание
1 Пояснительная записка
2 Информационное сопровождение процесса реализации программы
3 Степень новизны по отношению к использованному опыту
4 Описание туристской и культурной деятельности по
дополнительной общеразвивающей программе
Список использованной литературы
Приложение №1.Фото и видеоописание (в электронном виде)
Педагогическая идея моего опыта заключается в создании для подростков и детей от 12 лет среды саморазвития в отдельно взятой открытой природной среде, в походных условиях в коллективе, где под руководством и контролем,
посредством совместно-разделенного посильного и безопасного труда возникают множество ситуаций, которые заставляют подростка совершать совершенно новые действия, испытывать различные эмоциональные состояния. Где подросток или ребенок обучается в активном режиме и осознает свои достижения и ошибки под руководством старших товарищей и наставников. Также, в условиях похода, под руководством формируется ситуация новизны, ситуация успеха и ситуация осознанной компетентности.
Пояснительная записка
Область применения
Данная дополнительная общеразвивающая программа является частью номинированного Образовательно-спортивного проекта Познаю мир- развиваюсь сам и применялась на практике с 2000 года в рамках Астраханского Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа и с 2012 года применяется в системе дополнительного образования в рамках Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей и молодежи». В программе изложены методические материалы, служащие как дополняющий эффективный инструмент воспитывающего процесса по формированию нравственных и духовных начал подростков и детей в педагогической деятельности средствами совместно-разделенной деятельности и личностно-ориентированного подхода. Программу рекомендуется применять в системе дополнительного образования, в рамках среднего специального учреждения (СУЗа) и в общеобразовательных учреждениях (СОШ,Лицей,Гимназия) Возраст обучающихся, на который рассчитанапрограмма– от 8 до 18 лет.
Целевая образовательная установка и реализуемые задачи
Актуальность
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Серьезную озабоченность вызывает состояние здоровья подростков, учащихся школ и студентов. Перепады давления, географическая близость газоконденсатного комплекса, сильная солнечная радиация в летний период, не сбалансированное питание, компьютерная зависимость и другие факторы способствуют развитию серьезных хронических заболеваний. Одной из главных причин нездоровья является отсутствие целенаправленной деятельности подростка по укреплению, сохранению здоровья и выбору правильного образа жизни. Известный врач-хирург Н.М. Амосов писал: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Изменить положение вещей может и должна целенаправленная работа в этом направлении в рамках образовательных учреждений. Именно здесь нужно формировать «здоровые» общественные стереотипы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы направлена на решение такой проблемы как продуктивная занятость подростков и учеников младших классов внеучебное время, четкое осознание потребности саморазвития, познание окружающего мира и самого себя, развитие потребности у подростков и детей в умении самостоятельно формировать свое тело и дух.
Большую роль в подростковый период играет грамотное, рациональное распределение досугового времени, где бы присутствовали большей частью развивающие и познавательные факторы.
Туристский коллектив подростков является механизмом, который помогает учащимся адаптироваться в системе отношений через сотрудничество. Именно в походной среде деятельности создаются оптимальные условия для самореализации и воспитания самого важного, чего так не хватает современным подросткам – силы внутреннего духа. Большинство подростков в нашей стране имеют слабое здоровье, юноши физически не подготовлены к службе в армии. В походах происходит закаливание организма, физические нагрузки восстанавливают и укрепляют здоровье. Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе, а также на отдельных этапах участвовать в программе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы, колледжа, центра эстетического воспитания детей и молодежи (далее – ЦЭВДиМ).
Цель дополнительной общеразвивающей программы:
формирование у учащихся грамотного и сознательного отношения к социальной и природной среде:
создание среды для самореализации, зарождению у детей и подростков моральных и духовных ценностей.
Задачи программы
Развивающие:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
развить в обучающихся осознанности в своих поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
Образовательные:
расширить знания о природной окружающей среде;
обучить начальной подготовке по проведению спортивного похода;
расширить знания о деятельной части в повседневной жизни;
расширить и углубить познания в области краеведения;
научить воспринимать, анализировать и интерпретировать новую информацию
Воспитательные:
воспитание чувства любви к природе родного края и уважения к Родине ;
воспитание экологической культуры;
воспитание коммуникативных качеств в общении;
воспитание отношения к здоровому юмору;
воспитание уважения к старшим;
воспитание чувства ответственности за принятые решения;
воспитание самостоятельности и формирование
представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
воспитание нравственного подхода в отношениях с людьми;
воспитание внутреннего духа и целеустремленности
Формы и методы реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа носит проблемно –ориентированную и практико – познавательную направленность
При обучении используются методики: совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода.
Программа основывается на принципах: наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий и доступности нагрузок и заданий, выполняемых в походных условиях.
Педагогические способы и средства
словесные;
наглядно-демонстрационные;
личный пример;
ролевые.
Виды деятельности
учебно-игровая;
коммуникативно-диалоговая;
практико-ориентированная.
Тематическое содержание программы и ее структура
Данная дополнительная развивающая программа Познаю мир- развиваюсь сам, прежде всего структурно интегрирована с основной программой Спортивный туризм и содержит разделы:
-теоретическое обучение;
-практические занятия в классе и на местности;
-деятельная часть.
Теоретическое обучение и практические занятия проводятся согласно календарно-тематическому плану. Деятельная часть включает в себя три активных сектора, распределенные в течение учебного года и в межсезонный и летний периоды:
(соревнования, включая слеты (региональные и Российские);
тематические, культурные и игровые мероприятия;
походы
Определяющая роль в реализации программы принадлежит методу комплексного подхода – сочетание нескольких видов туризма (степенные походы: байдарочные, вело байдарочные, пешие, велосипедные походы краеведческой направленности, учебно-тренировочные горные походы, и горные категорийные походы) и сочетание комплекс различных культурных , познавательных и игровых мероприятий ( походы в театры. в зоопарк, в музеи, встречи с интересными людьми –историками родного края, краеведами, писателями, актерами, участие в игре для детей Что? Где? Когда?, посещение катка, посещение коневодческого хозяйства «Исток»,посещение Дома ремесел, тира стрельбы из лука и ружья, поездки на народные Фестивали в соседние регионы(например Калмыкия -фестиваль тюльпанов) , посещение историко-культурного музейного комплекса под открытым небом имени Курмангазы, посещение культовых исторически значимых объектов средствами велотуризма (Высокогорская Успенско-Николавская Чуркинская пустынь, в урочище Сарай-Бвту, святое захоронение Сеид-Бабы и другие.).
Целевая аудитория. Целевая аудитория для данной программы - педагоги СОШ, лицеев и гимназий, а также кураторы и классные руководители. Педагоги дополнительного образования, преподаватели СУЗ.
Организационная структура
Учитель сОШ,преподаватель СУЗ,классный руководитель, куратор - управление процессом внутри группы ,класса и родительского коллектива. Взаимодействие с педагогом по спортивному туризму на отдельных этапах дополнительной общеразвивающей программы
ПЕДАГОГ по спортивному туризму
Планирование, организация и проведение:
- тренировок в спортзале;
- походоы ;
- походы выходного дня;
- экскурсии;
- тематические мероприятия;
- культурных мероприятий;
-выездов на спортивные и культурные мероприятия регионального уровня.
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
-инструкторы по детско-юношескому туризму;
- водители транспортных средств;
- туристы – краеведы;
- инструкторы по водному. горному и велосипедному туризму;
-экскурсоводы по городу и области;
-работники музеев;
- сотрудники МЧС;
-мед.работники;
-сотрудники УВД
- сотрудники МВД.
РОДИТЕЛИ
Взаимодействие с педагогом на отдельных этапах дополнительной общеразвивающей программы
Календарно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы, интегрированный с КТП основной программы ТО Спортивный туризм
№ | Действия | Сроки | Ответственные | Ресурсы | Результаты |
1 | Проведение родительского собрания | сентябрь | автор программы«Познаю мир – развиваюсь сам»(педагог) | Презентация и доклад: «Воспитательный потенциал в среде самодеятельного комплексного туризма ». Обзор доп.программы на учебный год. | Протокол |
2 | Тактико-техническая подготовка и осуществление велопохода по разработанному маршруту, разбор похода | октябрь | Педагог по туризму | Велосипеды,рюкзаки,палатки,коврики,спальники,фотоаппараты,карта, автоподдержка, средства связи с администрацией посещаемого района, привлеченные специалисты родители,старшие туристы.Полигон как мемто размещения команды с велосипедами и тур оборудованием. | Расширение знаний в области краеведения, воспитание чувства патриотизма, самостоятельности, ответственности, выносливости. |
3 | Посещение скалодрома, конехозяйства ,участие в игре Что?Где?Когда?Организация и проведение футбольного матча. | Ноябрь | Педагог по туризму | Спортивный зал, кабинет, тур оборудование, полигон | Приобретение знаний и навыков по спортивному туризму |
4 | Творческие и познавательные мероприятия. (беседы.дискуссии)Как составить отчет похода в программе ПК и создать презентацию. Тематический вечер. Поход в театр. | Ноябрь | Педагог по туризму, привлеченный специалист | Кабинет, компьютеры | Формирование творческих навыков (работа с программой PowerPoint. |
5 | Творческие мероприятия. Мастер-класс на тему: Принципы создания качественного фото снимка. Посещение скалодрома ,конехозяйства, бассейна | Декабрь | Педагог по туризму | Фотоаппарат,выбранные объекты съемок, фотографии. | Навыки работы с фотографией. Получение навыка создания фото композиции, фото сюжета. Понятие и роль света в фотосъемке |
6 | Посещение бассейна, скалодрома, катка.конехозяйства,тира срельбы из лука | Январь | Педагог по туризму | Тур оборудование, спортивный зал.полигон | Приобретение знаний и навыков по спортивному туризму |
7 | Подготовка и участие в мероприятии Большой гусятник. Поход в театр. | Январь | Педагог по туризму, родители | Сценарии,презентации летних и осенних походов,игры,призы,продукты для чаепития,гитара. | Продуктивное общение,мотивация и укрепление творческих начал учащихся |
8 | Тренировочные занятия в спортивном зале в целях подготовки к походам в весенний и летний периоды.Экскурсии.Посещение скалодрома,бассейна,тира стрельбы из лука, Дома ремесел. | Февраль | Педагог по туризму | Спортивный зал, тир, карты местности, полигон. | Призы, дипломы, медали. Опыт состязания в зимних условиях |
9 | Спортивная спецподготовка к походам разных видов. Посещение скалодрома,Организация и проведение футбольного,хоккее-йного матча. Посещение бассейна.Тематический вечер История родного края | Март | Педагог по туризму, привлеченный специалист | Спортивный зал, привлеченный специалист. | Приобретение начальной выносливости,реак- ции и физической крепости.Получение знаний об истроических фактах развития родного края |
10 | Физическая подготовка к походу Подбор снаряжения, одежды, оборудования. | Апрель | Педагог по туризму родители. | Стадион,спортивный зал, туристское оборудование,финансы, водители транспорта, МКК,,админис трация , МЧС. | Развитие организационных качеств,ответственности,самостоятельности в связи с выполнением функциональных обязанностей и поручений руководителя. В группе активируется деятельность «завхоза», «врача», «реммастера», «фотографа», «хронолога», «пом..командира по маршрутной и технической части» |
11 | Проведение степенного похода | май | Педагог по туризму,привлеченные специалисты | Туристское снаряжение,транспорт,МЧС,финансовые средства. | Формирование волевых качеств, расширение мировозрения,приобретение нового опыта,выносливости. |
12 | Разбор и анализ похода, обра- ботка фото -и видео материалов, подготовка отчета о походе. | май | Руководитель проекта(командир группы),участники похода. | Кабинет(помещение),ПК, фото- и видео материалы | Формирования навыков анализа,самоанализа,самооценки |
13 | Прекращение деятельности по данной программе(связано с повышением нагрузок учебного процесса, в конце учебного года) | июнь | | | |
14 | Подготовка к водному походу по схеме предыдущего Проведение водного байдарочного похода по запланированному маршруту | июль | Педагог по туризму,привлеченные | Байдарки, водное тур снаряжение, средства связи, питание, финансовые средства | Формирование волевых качеств,расширение мировозрения,приобретение нового опыта в водном походе формирование,нравстенных и духовных начал. |
15 | Разбор и анализ похода,"гусятник",обработка фото -и видео материалов,подготовка отчета о походе,предоставление отчета МКК | июль | Педагог по туризму, привлеченные специалисты | Кабинет(помещение),ПК,фото- и видео материалы | Формирования навыков анализа,самоанализа,самооценки |
16 | Общий сбор всех участников (родители,педагоги,учащиеся) Чаепитие. Подведение итогов, анализ проделанной совместной работы, ознакомление с планом деятельности на сентябрь согласно данному проекту,выдача квалификационных справок участникам проекта. Награждения. | июль | Педагог по туризму, родители, представители СМИ | Кабинет,конференцзал,привлечение СМИ | Присвоение степени,оценивание результатов деятельности программы родителями,участни ками,визуализация своих результатов и пожеланий с использованием СМИ |
В результате занятия по общеразвивающей программе по спортивному туризму учащийся должен:
приобрести навыки:
- сбора мусора на местах стоянок и организации его транпортировки;
- умелого обращения с туристическим оборудованием;
- выживания в экстремальных природных условиях;
знать:
- технику безопасности в походе, на соревнованиях и слетах;
- географию малой родины;
- условные обозначения топографической карты;
- лекарственные и ядовитые растения;
- способы поддержания экологии района;
- структуру категорийного похода;
- структуру соревнований по ТГТ;
- историю развития своего края.
уметь:
- работать с топографической картой;
- работать с туристическими оборудованием;
- проводить спасательные работы;
- работать в команде и быть лидером;
- организовывать бивак;
- правильно подбирать место стоянки, исключая опасности;
- грамотно передвигаться по пересеченной местности используя туристическое оборудование;
- быть коммуникабельным и способным помочь в трудных ситуациях;
- оказывать доврачебную помощь.
2. Информационная поддержка и мониторинг деятельности программы.
В целях популяризации , привлечения, показательности и визуализации практической части общеразвивающей программы необходима информационная поддержка, информационный мониторинг. Информационная поддержка подразумевает использование информационных и коммуникационных технологий в целях максимальной рационализации деятельной и документационной части программы. Также с помощью нее осуществляется обеспечение безопасности В ходе реализации программы используются:
программные продукты (BPWin, AutoPlay MenuBulder, PowerPoint и другие современные программы);
привлечение СМИ;
создание публикаций;
сотовая и спутниковая связь;
фото- и видео оборудование;
участие в телепередачах;
создание и поддержка сайта. сообщества (например рабочая открытая группа - Снежный барс https://vk.com/club19074511
3.Степень новизны по отношению к использованному опыту
Проблема, решаемая в процессе реализации дополнительной развивающей программы, не нова, но для наших подростков и детей, в настоящий момент она актуальна и значима.
Дополнительная развивающая программа Познаю мир - развиваюсь сам дает возможность закрепить на практике полученные знания по образовательной программе как в походных условиях так и в повседневной жизни.
Дополнительная развивающая программа практико-ориентирована на занятие комбинированным и спортивным туризмом. Туризм в таком качестве дает возможность проявить себя, научиться принимать решения, уметь сосредотачиваться, воспитать в себе волю, стать настоящим лидером. Эти факторы способствуют умению в подростке решить самую распространенную проблему- распределять грамотно свое личное и рабочее время.
Итоговым контролем обучения по данной программе являются успешное прохождение горных, водных и велосипедных маршрутов. Результатом обучения является приобретение навыков УУД (учебных универсальных действий),осуществление компетентностного подхода в действиях в походных условиях и в повседневной жизни, осуществление рефлексии, то есть получение значков, сначала степенного уровня затем разрядного уровня своих достижений.
Имея справки о разрядах по спортивному туризму, учащийся значительно упрощает поступления в ВУЗы системы МЧС, в военные высшие и средние образовательные учреждения..
За годы применения такой программы сформировался коллектив родителей- единомышленников, заинтересованных в положительном результате процесса воспитания подростков, увлеченных спортивным комплексным туризмом. Также родители, понимая воспитательную суть дополнительной программы проявляют активность в решении проблем по материальному обеспечению деятельной части программы.
Родительский комитет проводит мониторинг за новыми мероприятиями, которые организовываются в городе для детей и подростков, поэтому планирование деятельной части программы становится гибким. Также силами родительского комитета поддерживается организация и проведение планового похода или мероприятия. Также новизной и результатом действия данной программы в настоящее время является созданное сообщество детей, подростков, родителей, педагогов, привлеченных специалистов и старших туристов. Новизной программы является то, что данная среда. с точки зрения педагогики. имеет мощную мозаичную синергию, направленную в единое воспитывающее русло. В такой среде у подростков формируется необходимые ценностные начала, а в спортивной части учащиеся достигают уровня «призеров» и «победителей».
4. Описание туристской и культурной деятельности по
дополнительной общеразвивающей программе
1.Подготовка и проведение вело похода по родному краю с посещением исторических, культурных. древних и культовых мест с целью краеведения и познания истории родного края:
общая физическая подготовка до похода;
техническая подготовка (технический осмотр и ревизия оборудования, предупредительный ремонт велосипедов, формирование ремнабора ) ,подбор других необходимых туристических принадлежностей ;
осуществление похода 2-3 дня;
разбор похода, предоставление видео –и фотоотчета.
2.Теоретические,практические и спортивные занятия. Творческие и культурные мероприятия.
(зимний период)
3.Подготовка и проведение горного похода (Западной Кавказ,, Кисловодск и его окрестности, Краснодарский край сроком на 8 дней):
тренировочные занятия в зале и на местности;
техническая и специальная подготовка (подбор снаряжения, одежды, турпринадлежностей, пищевой рацион, аптечка, ремнабор, средства связи ) ;
осуществление похода по горному маршруту;
разбор похода и фотоотчет
(весенний и летний периоды)
4.Подготовка и проведение водного похода в средней и дельтовой части Волги сроком на 2,4, 8 дней.
физическая подготовка и обучение обращения с байдаркой
сборы и заезд к месту начала маршрута-1день
осуществление похода – 8 дней
доставка участников похода в город -1 день
разбор похода, видео- и фотоотчет.
Период проведения походов: май,июнь,июль,август.
Вся работа в проводится при полном согласовании с родителями и при частичном их участии, и заявочными документами МЧС
Календарно-тематический план учебных занятий полностью согласован с годовым планом ЦЭВДиМ и соответствует базовому уровню подготовки туриста. Все мероприятия данной программы более точно планируются за одну –две недели их осуществления.
Список использованной литературы
1.Д.В. Ярцев. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - № 6.- с. 25
2. . Целиковский В.К. Совершенствование государственных механизмов развития детского оздоровительного туризма // Terra economicus. – 2010. – Т. 8, № 1/3. – C. 96-102
3. Начинская С.В. Организационные аспекты молодежного туризма : монография / С.В. Начинская, Н.В. Масягина. – М. : Прометей, 2004. - 118 с
4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-дону, 2000
5. Методическая разработка Системно-деятельностный подход и пути его реализации в учреждении дополнительного образования детейв свете концептуальных положений ФГОСГ.С. Медведева.методист высшей категории МБОУДОД ЦДЮТиЭ. гБрянск,2014г
6. Шутова Н. Особенности летнего отдыха современных подростков // Там же. - 2006. - № 5.
7. Садкова И.Е. Проблемы детско-юношеского туризма в современной России // Пробл. соврем. экономики. – 2010. - № 2.
8. Голикова О.М. Исследование основных направлений детского туризма // Сервис Plus. – 2013. - № 1. – С. 62–67.
9. Константинов Ю.С. О детско-юношеском туризме // Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи. - 2006. - № 7/8. - С. 12-15.
10. Маркотенко Е.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство эстетического развития личности подростка : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Маркотенко Е.В. ; [Гос. НИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и М-ва труда и социал. развития РФ]. - М., 2001. - 19 с
Нормативно – правовые акты
Федеральный Закон Об основах туристической деятельности в Российской Федерации ,№132 ФЗ от 24.11.1994г.
Федералные Государственные Образовательные Стандарты для колледжа
4.Программа развития воспитания и социализации обучающимися колледжа
5.Постановление № 644 от 2.08.2011 о Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и выездного туризма в РФ в период 2011-2018г
6.Постановление №341Р от 9.08.14 « Об утвержденной стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020г
Приложение №1.
Фотоописание
ВЕЛОПОХОДЫ
ВОДНЫЕ ПОХОДЫ
ГОРНЫЕ ПОХОДЫ
СОРЕВНОВАНИЯ
ПОХОДЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ
ПОХОДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИСТОРИКО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА