Дополнительная развивающая программа к основной программе «Спортивный туризм» (5–11 классы)

0
0
Материал опубликован 29 October 2020

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для дополнительной развивающей программы к основной программе Спортивный туризм

t1603989969aa.jpg
Познаю мир-развиваюсь сам

«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома»

Франс А























Автор программы: педагог по спортивному туризму

Громов Герман Викторович




Астрахань2020



Содержание

1 Пояснительная записка

2 Информационное сопровождение процесса реализации программы

3 Степень новизны по отношению к использованному опыту

4 Описание туристской и культурной деятельности по

дополнительной общеразвивающей программе

Список использованной литературы

Приложение №1.Фото и видеоописание (в электронном виде)





Педагогическая идея моего опыта заключается в создании для подростков и детей от 12 лет среды саморазвития в отдельно взятой открытой природной среде, в походных условиях в коллективе, где под руководством и контролем,

посредством совместно-разделенного посильного и безопасного труда возникают множество ситуаций, которые заставляют подростка совершать совершенно новые действия, испытывать различные эмоциональные состояния. Где подросток или ребенок обучается в активном режиме и осознает свои достижения и ошибки под руководством старших товарищей и наставников. Также, в условиях похода, под руководством формируется ситуация новизны, ситуация успеха и ситуация осознанной компетентности.





Пояснительная записка

Область применения

Данная дополнительная общеразвивающая программа является частью номинированного Образовательно-спортивного проекта Познаю мир- развиваюсь сам и применялась на практике с 2000 года в рамках Астраханского Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа и с 2012 года применяется в системе дополнительного образования в рамках Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей и молодежи». В программе изложены методические материалы, служащие как дополняющий эффективный инструмент воспитывающего процесса по формированию нравственных и духовных начал подростков и детей в педагогической деятельности средствами совместно-разделенной деятельности и личностно-ориентированного подхода. Программу рекомендуется применять в системе дополнительного образования, в рамках среднего специального учреждения (СУЗа) и в общеобразовательных учреждениях (СОШ,Лицей,Гимназия) Возраст обучающихся, на который рассчитанапрограмма– от 8 до 18 лет.

Целевая образовательная установка и реализуемые задачи

Актуальность

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Серьезную озабоченность вызывает состояние здоровья подростков, учащихся школ и студентов. Перепады давления, географическая близость газоконденсатного комплекса, сильная солнечная радиация в летний период, не сбалансированное питание, компьютерная зависимость и другие факторы способствуют развитию серьезных хронических заболеваний. Одной из главных причин нездоровья является отсутствие целенаправленной деятельности подростка по укреплению, сохранению здоровья и выбору правильного образа жизни. Известный врач-хирург Н.М. Амосов писал: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Изменить положение вещей может и должна целенаправленная работа в этом направлении в рамках образовательных учреждений. Именно здесь нужно формировать «здоровые» общественные стереотипы.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы направлена на решение такой проблемы как продуктивная занятость подростков и учеников младших классов внеучебное время, четкое осознание потребности саморазвития, познание окружающего мира и самого себя, развитие потребности у подростков и детей в умении самостоятельно формировать свое тело и дух.

Большую роль в подростковый период играет грамотное, рациональное распределение досугового времени, где бы присутствовали большей частью развивающие и познавательные факторы.

Туристский коллектив подростков является механизмом, который помогает учащимся адаптироваться в системе отношений через сотрудничество. Именно в походной среде деятельности создаются оптимальные условия для самореализации и воспитания самого важного, чего так не хватает современным подросткам – силы внутреннего духа. Большинство подростков в нашей стране имеют слабое здоровье, юноши физически не подготовлены к службе в армии. В походах происходит закаливание организма, физические нагрузки восстанавливают и укрепляют здоровье. Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе, а также на отдельных этапах участвовать в программе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы, колледжа, центра эстетического воспитания детей и молодежи (далее – ЦЭВДиМ).

Цель дополнительной общеразвивающей программы:

формирование у учащихся грамотного и сознательного отношения к социальной и природной среде:

создание среды для самореализации, зарождению у детей и подростков моральных и духовных ценностей.

Задачи программы

Развивающие:

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

развить в обучающихся осознанности в своих поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

Образовательные:

расширить знания о природной окружающей среде;

обучить начальной подготовке по проведению спортивного похода;

расширить знания о деятельной части в повседневной жизни;

расширить и углубить познания в области краеведения;

научить воспринимать, анализировать и интерпретировать новую информацию

Воспитательные:

воспитание чувства любви к природе родного края и уважения к Родине ;

воспитание экологической культуры;

воспитание коммуникативных качеств в общении;

воспитание отношения к здоровому юмору;

воспитание уважения к старшим;

воспитание чувства ответственности за принятые решения;

воспитание самостоятельности и формирование

         представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;

воспитание нравственного подхода в отношениях с людьми;

воспитание внутреннего духа и целеустремленности

Формы и методы реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа носит проблемно –ориентированную и практико – познавательную направленность

При обучении используются методики: совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода.

Программа основывается на принципах: наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий и доступности нагрузок и заданий, выполняемых в походных условиях.

Педагогические способы и средства

словесные;

наглядно-демонстрационные;

личный пример;

ролевые.

Виды деятельности

учебно-игровая;

коммуникативно-диалоговая;

практико-ориентированная.

Тематическое содержание программы и ее структура

Данная дополнительная развивающая программа Познаю мир- развиваюсь сам, прежде всего структурно интегрирована с основной программой Спортивный туризм и содержит разделы:

-теоретическое обучение;

-практические занятия в классе и на местности;

-деятельная часть.

Теоретическое обучение и практические занятия проводятся согласно календарно-тематическому плану. Деятельная часть включает в себя три активных сектора, распределенные в течение учебного года и в межсезонный и летний периоды:

(соревнования, включая слеты (региональные и Российские);

тематические, культурные и игровые мероприятия;

походы

Определяющая роль в реализации программы принадлежит методу комплексного подхода – сочетание нескольких видов туризма (степенные походы: байдарочные, вело байдарочные, пешие, велосипедные походы краеведческой направленности, учебно-тренировочные горные походы, и горные категорийные походы) и сочетание комплекс различных культурных , познавательных и игровых мероприятий ( походы в театры. в зоопарк, в музеи, встречи с интересными людьми –историками родного края, краеведами, писателями, актерами, участие в игре для детей Что? Где? Когда?, посещение катка, посещение коневодческого хозяйства «Исток»,посещение Дома ремесел, тира стрельбы из лука и ружья, поездки на народные Фестивали в соседние регионы(например Калмыкия -фестиваль тюльпанов) , посещение историко-культурного музейного комплекса под открытым небом имени Курмангазы, посещение культовых исторически значимых объектов средствами велотуризма (Высокогорская Успенско-Николавская Чуркинская пустынь, в урочище Сарай-Бвту, святое захоронение Сеид-Бабы и другие.).

Целевая аудитория. Целевая аудитория для данной программы - педагоги СОШ, лицеев и гимназий, а также кураторы и классные руководители. Педагоги дополнительного образования, преподаватели СУЗ.

Организационная структура
Учитель сОШ,преподаватель СУЗ,классный руководитель, куратор - управление процессом внутри группы ,класса и родительского коллектива. Взаимодействие с педагогом по спортивному туризму на отдельных этапах дополнительной общеразвивающей программы

ПЕДАГОГ по спортивному туризму

Планирование, организация и проведение:

- тренировок в спортзале;

- походоы ;

- походы выходного дня;

- экскурсии;

- тематические мероприятия;

- культурных мероприятий;

-выездов на спортивные и культурные мероприятия регионального уровня.

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

-инструкторы по детско-юношескому туризму;

- водители транспортных средств;

- туристы – краеведы;

- инструкторы по водному. горному и велосипедному туризму;

-экскурсоводы по городу и области;

-работники музеев;

- сотрудники МЧС;

-мед.работники;

-сотрудники УВД

- сотрудники МВД.

РОДИТЕЛИ

Взаимодействие с педагогом на отдельных этапах дополнительной общеразвивающей программы


Календарно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы, интегрированный с КТП основной программы ТО Спортивный туризм


 №

Действия

 Сроки

 Ответственные

Ресурсы

 Результаты

1

 Проведение родительского собрания


 сентябрь

автор программы«Познаю мир – развиваюсь сам»(педагог)

Презентация и доклад: «Воспитательный потенциал в среде самодеятельного комплексного туризма ». Обзор доп.программы на учебный год.

Протокол
родительского
собрания

 2

Тактико-техническая подготовка и осуществление велопохода по разработанному маршруту, разбор похода

октябрь

Педагог по туризму


 Велосипеды,рюкзаки,палатки,коврики,спальники,фотоаппараты,карта, автоподдержка, средства связи с администрацией посещаемого района, привлеченные специалисты родители,старшие туристы.Полигон как мемто размещения команды с велосипедами и тур оборудованием.



Расширение знаний в области краеведения,

воспитание чувства патриотизма,

самостоятельности, ответственности,

выносливости.

 

 3


Посещение скалодрома, конехозяйства ,участие в игре Что?Где?Когда?Организация и проведение футбольного матча.

Ноябрь

Педагог по туризму

Спортивный зал, кабинет,

тур оборудование,

полигон

Приобретение знаний и навыков по спортивному туризму

 4

 Творческие и познавательные мероприятия. (беседы.дискуссии)Как составить отчет похода в программе ПК и создать презентацию. Тематический вечер. Поход в театр.


Ноябрь

 Педагог по туризму, привлеченный специалист

 Кабинет,

компьютеры

Формирование творческих навыков (работа с программой PowerPoint.

 




5

Творческие мероприятия. Мастер-класс на тему: Принципы создания качественного фото снимка. Посещение скалодрома ,конехозяйства, бассейна

Декабрь

Педагог по туризму

Фотоаппарат,выбранные объекты съемок, фотографии.

Навыки работы с фотографией.

Получение навыка создания фото композиции, фото сюжета. Понятие и роль света в фотосъемке



6

Посещение бассейна, скалодрома, катка.конехозяйства,тира срельбы из лука

Январь

Педагог по туризму

Тур оборудование,

спортивный зал.полигон

Приобретение знаний и навыков по спортивному туризму

 7

 Подготовка и участие в мероприятии Большой гусятник.

Поход в театр.


Январь

Педагог по туризму,

родители

Сценарии,презентации летних и осенних походов,игры,призы,продукты для чаепития,гитара.

Продуктивное общение,мотивация и укрепление творческих начал учащихся

8

Тренировочные занятия в спортивном зале в целях подготовки к походам в весенний и летний периоды.Экскурсии.Посещение скалодрома,бассейна,тира стрельбы из лука, Дома ремесел.

Февраль

Педагог по туризму

Спортивный зал,

тир, карты местности, полигон.

Призы, дипломы,

медали. Опыт состязания в зимних условиях

9

Спортивная спецподготовка к походам разных видов. Посещение скалодрома,Организация и проведение футбольного,хоккее-йного матча. Посещение бассейна.Тематический вечер История родного края

Март

Педагог по туризму,

привлеченный специалист

Спортивный зал,

привлеченный специалист.

Приобретение начальной выносливости,реак-

ции и физической крепости.Получение знаний об истроических фактах развития родного края



10

Физическая подготовка к походу Подбор снаряжения,

одежды,

оборудования.

Апрель

Педагог по туризму родители.


Стадион,спортивный зал,

туристское оборудование,финансы, водители транспорта, МКК,,админис

трация ,

МЧС.

Развитие организационных качеств,ответственности,самостоятельности в связи с выполнением функциональных обязанностей и поручений руководителя. В группе активируется деятельность «завхоза», «врача», «реммастера», «фотографа», «хронолога», «пом..командира по маршрутной и технической части»

11

Проведение степенного похода

май

Педагог по туризму,привлеченные специалисты

Туристское снаряжение,транспорт,МЧС,финансовые средства.

Формирование волевых качеств,

расширение мировозрения,приобретение нового опыта,выносливости.


12

Разбор и анализ похода, обра-

ботка фото -и видео материалов, подготовка отчета о походе.

май

Руководитель проекта(командир группы),участники похода.

Кабинет(помещение),ПК, фото- и видео материалы

Формирования навыков анализа,самоанализа,самооценки

13

Прекращение деятельности по данной программе(связано с повышением нагрузок учебного процесса, в конце учебного года)

июнь




14

Подготовка к водному походу по схеме предыдущего Проведение водного байдарочного похода по запланированному маршруту

июль

Педагог по туризму,привлеченные

Байдарки, водное тур снаряжение,

средства связи, питание,

финансовые средства

Формирование волевых качеств,расширение мировозрения,приобретение нового опыта в водном походе формирование,нравстенных и духовных начал.

15

Разбор и анализ похода,"гусятник",обработка фото -и видео материалов,подготовка отчета о походе,предоставление отчета МКК

июль

Педагог по туризму, привлеченные

специалисты

Кабинет(помещение),ПК,фото- и видео материалы

Формирования навыков анализа,самоанализа,самооценки

16

Общий сбор всех участников (родители,педагоги,учащиеся) Чаепитие. Подведение итогов, анализ проделанной совместной работы, ознакомление с планом деятельности на сентябрь согласно данному проекту,выдача квалификационных справок участникам проекта. Награждения.

июль

Педагог по туризму, родители, представители СМИ

Кабинет,конференцзал,привлечение СМИ

Присвоение степени,оценивание результатов деятельности программы родителями,участни

ками,визуализация своих результатов и пожеланий с использованием СМИ

В результате занятия по общеразвивающей программе по спортивному туризму учащийся должен:

приобрести навыки:

- сбора мусора на местах стоянок и организации его транпортировки;

- умелого обращения с туристическим оборудованием;

- выживания в экстремальных природных условиях;

знать:

- технику безопасности в походе, на соревнованиях и слетах;

- географию малой родины;

- условные обозначения топографической карты;

- лекарственные и ядовитые растения;

- способы поддержания экологии района;

- структуру категорийного похода;

- структуру соревнований по ТГТ;

- историю развития своего края.

уметь:

- работать с топографической картой;

- работать с туристическими оборудованием;

- проводить спасательные работы;

- работать в команде и быть лидером;

- организовывать бивак;

- правильно подбирать место стоянки, исключая опасности;

- грамотно передвигаться по пересеченной местности используя туристическое оборудование;

- быть коммуникабельным и способным помочь в трудных ситуациях;

- оказывать доврачебную помощь.

2. Информационная поддержка и мониторинг деятельности программы.

В целях популяризации , привлечения, показательности и визуализации практической части общеразвивающей программы необходима информационная поддержка, информационный мониторинг. Информационная поддержка подразумевает использование информационных и коммуникационных технологий в целях максимальной рационализации деятельной и документационной части программы. Также с помощью нее осуществляется обеспечение безопасности В ходе реализации программы используются:

программные продукты (BPWin, AutoPlay MenuBulder, PowerPoint и другие современные программы);

привлечение СМИ;

создание публикаций;

сотовая и спутниковая связь;

фото- и видео оборудование;

участие в телепередачах;

создание и поддержка сайта. сообщества (например рабочая открытая группа - Снежный барс https://vk.com/club19074511

3.Степень новизны по отношению к использованному опыту

Проблема, решаемая в процессе реализации дополнительной развивающей программы, не нова, но для наших подростков и детей, в настоящий момент она актуальна и значима.

Дополнительная развивающая программа Познаю мир - развиваюсь сам дает возможность закрепить на практике полученные знания по образовательной программе как в походных условиях так и в повседневной жизни.

Дополнительная развивающая программа практико-ориентирована на занятие комбинированным и спортивным туризмом. Туризм в таком качестве дает возможность проявить себя, научиться принимать решения, уметь сосредотачиваться, воспитать в себе волю, стать настоящим лидером. Эти факторы способствуют умению в подростке решить самую распространенную проблему- распределять грамотно свое личное и рабочее время.

Итоговым контролем обучения по данной программе являются успешное прохождение горных, водных и велосипедных маршрутов. Результатом обучения является приобретение навыков УУД (учебных универсальных действий),осуществление компетентностного подхода в действиях в походных условиях и в повседневной жизни, осуществление рефлексии, то есть получение значков, сначала степенного уровня затем разрядного уровня своих достижений.

Имея справки о разрядах по спортивному туризму, учащийся значительно упрощает поступления в ВУЗы системы МЧС, в военные высшие и средние образовательные учреждения..

За годы применения такой программы сформировался коллектив родителей- единомышленников, заинтересованных в положительном результате процесса воспитания подростков, увлеченных спортивным комплексным туризмом. Также родители, понимая воспитательную суть дополнительной программы проявляют активность в решении проблем по материальному обеспечению деятельной части программы.

Родительский комитет проводит мониторинг за новыми мероприятиями, которые организовываются в городе для детей и подростков, поэтому планирование деятельной части программы становится гибким. Также силами родительского комитета поддерживается организация и проведение планового похода или мероприятия. Также новизной и результатом действия данной программы в настоящее время является созданное сообщество детей, подростков, родителей, педагогов, привлеченных специалистов и старших туристов. Новизной программы является то, что данная среда. с точки зрения педагогики. имеет мощную мозаичную синергию, направленную в единое воспитывающее русло. В такой среде у подростков формируется необходимые ценностные начала, а в спортивной части учащиеся достигают уровня «призеров» и «победителей».

4. Описание туристской и культурной деятельности по

дополнительной общеразвивающей программе

1.Подготовка и проведение вело похода по родному краю с посещением исторических, культурных. древних и культовых мест с целью краеведения и познания истории родного края:

общая физическая подготовка до похода;

техническая подготовка (технический осмотр и ревизия оборудования, предупредительный ремонт велосипедов, формирование ремнабора ) ,подбор других необходимых туристических принадлежностей ;

осуществление похода 2-3 дня;

разбор похода, предоставление видео –и фотоотчета.

2.Теоретические,практические и спортивные занятия. Творческие и культурные мероприятия.

(зимний период)

3.Подготовка и проведение горного похода (Западной Кавказ,, Кисловодск и его окрестности, Краснодарский край сроком на 8 дней):

тренировочные занятия в зале и на местности;

техническая и специальная подготовка (подбор снаряжения, одежды, турпринадлежностей, пищевой рацион, аптечка, ремнабор, средства связи ) ;

осуществление похода по горному маршруту;

разбор похода и фотоотчет

(весенний и летний периоды)

4.Подготовка и проведение водного похода в средней и дельтовой части Волги сроком на 2,4, 8 дней.

физическая подготовка и обучение обращения с байдаркой

сборы и заезд к месту начала маршрута-1день

осуществление похода – 8 дней

доставка участников похода в город -1 день

разбор похода, видео- и фотоотчет.

Период проведения походов: май,июнь,июль,август.

Вся работа в проводится при полном согласовании с родителями и при частичном их участии, и заявочными документами МЧС

Календарно-тематический план учебных занятий полностью согласован с годовым планом ЦЭВДиМ и соответствует базовому уровню подготовки туриста. Все мероприятия данной программы более точно планируются за одну –две недели их осуществления.

Список использованной литературы

1.Д.В. Ярцев. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - № 6.- с. 25

2. . Целиковский В.К. Совершенствование государственных механизмов развития детского оздоровительного туризма // Terra economicus. – 2010. – Т. 8, № 1/3. – C. 96-102

3. Начинская С.В. Организационные аспекты молодежного туризма : монография / С.В. Начинская, Н.В. Масягина. – М. : Прометей, 2004. - 118 с

4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-дону, 2000

5. Методическая разработка Системно-деятельностный подход и пути его реализации в учреждении дополнительного образования детейв свете концептуальных положений ФГОСГ.С. Медведева.методист высшей категории МБОУДОД ЦДЮТиЭ. гБрянск,2014г

6. Шутова Н. Особенности летнего отдыха современных подростков // Там же. - 2006. - № 5.

7. Садкова И.Е. Проблемы детско-юношеского туризма в современной России // Пробл. соврем. экономики. – 2010. - № 2.

8. Голикова О.М. Исследование основных направлений детского туризма // Сервис Plus. – 2013. - № 1. – С. 62–67.

9. Константинов Ю.С. О детско-юношеском туризме // Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи. - 2006. - № 7/8. - С. 12-15.

10. Маркотенко Е.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство эстетического развития личности подростка : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Маркотенко Е.В. ; [Гос. НИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и М-ва труда и социал. развития РФ]. - М., 2001. - 19 с

Нормативно – правовые акты

Федеральный Закон Об основах туристической деятельности в Российской Федерации ,№132 ФЗ от 24.11.1994г.

Федералные Государственные Образовательные Стандарты для колледжа

4.Программа развития воспитания и социализации обучающимися колледжа

5.Постановление № 644 от 2.08.2011 о Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и выездного туризма в РФ в период 2011-2018г

6.Постановление №341Р от 9.08.14 « Об утвержденной стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020г

Приложение №1.

Фотоописание

t1603989969ab.jpg

ВЕЛОПОХОДЫ



t1603989969ac.jpgt1603989969ad.jpg



ВОДНЫЕ ПОХОДЫ



t1603989969ae.jpgt1603989969af.jpg



t1603989969ag.jpg

ГОРНЫЕ ПОХОДЫ

t1603989969ah.jpg

t1603989969ai.jpg
  СОРЕВНОВАНИЯ 

t1603989969aj.jpg                                          

t1603989969ak.jpg

t1603989969al.jpg





t1603989969am.jpg



ПОХОДЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ

t1603989969an.jpgПОХОДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИСТОРИКО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



t1603989969ao.jpg

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРАt1603989969ap.jpg















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации