Дополнительная общеобразовательная–дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»

Дополнительная общеобразовательная–дополнительная общеразвивPDF / 972.76 Кб
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная–дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в сфере образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральный Закон от 02.12.2019 N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р).
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022 г. «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Республики Коми от 15.12.2023 г. № 767-п «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей в Республике Коми».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (п.3.6);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Республике Коми от 19.09.2019г. № 07-13/631);
- Устав МУДО «Районный Дом детского творчества» с. Усть-Кулом и другие локальные акты.
Направленность программы – туристско-краеведческая. Разработана на основе программы «Юные экологи-краеведы» (Сборник программ).
Программа направлена на формирование экологической культуры школьников. Реализация программы способствует развитию познавательного интереса к природе, развитию личности школьников.
Содержание данной программы включает теорию и практику экологического образования и воспитания детей. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об экологии родного края.
Актуальность. Данная программа экологического образования несет важную функцию получения экологических знаний учащимися, воспитания бережного отношения к природе, а также развития практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов.
Главное назначение данной программы – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.
Отличительная особенность программы заключается в том, что учащиеся учатся вести исследовательскую и проектную деятельность, принимают участие в экологических конкурсах, мероприятиях различного уровня, добиваясь определенных результатов.
Педагогическая целесообразность.
Работа педагога выстроена по следующим принципам:
- Использования межпредметных связей (с биологией, географией, химией, математикой);
- Направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к природе родного края;
- Приобретение конкретных практических навыков, позволяющим школьникам участвовать в различной деятельности (конкурсы, акции, трудовые десанты, экологические уроки и др. различного уровня);
- Формирования гуманного отношения к природе и человечеству.
Адресат программы
Год обучения | Возраст обучающихся | Количество обучающихся |
1год | 9-10лет | 10-12 |
2год | 10-11лет | 10-12 |
3год | 11-12лет | 10-12 |
4 год | 12-13 лет | 10-12 |
5 год | 13-14 лет | 10-12 |
Прием осуществляется по желанию детей, по заявлению родителей (законных представителей) и согласия на обработку персональных данных. Учащиеся, проявляющие любовь к природе и активному отдыху, желающие заниматься исследовательской работой.
Вид программы по уровню освоения - базовый.
Объём программы –360 часов на 5 лет обучения
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество недель в учебном году | Всего часов в год |
Стартовый уровень | |||
Первый | 2 | 36 | 72 |
Базовый уровень | |||
Второй | 2 | 36 | 72 |
Третий | 2 | 36 | 72 |
Четвертый | 2 | 36 | 72 |
Пятый | 2 | 36 | 72 |
Сроки реализации программы–пять лет.
Формы обучения очная с применением дистанционных образовательных технологий
Режим занятий.
Занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа (продолжительность одного занятия -40 мин.) с перерывом в 10 минут между занятиями.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы постоянный. Виды занятий по организационной структуре могут быть индивидуальные, групповые и коллективные.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий. А именно: смена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.
Для успешного обучения необходимо знать:
- психологический статус ребёнка этого возраста;
- значение побудительных методов для саморазвития учащихся;
- освоение видов интеллектуальной деятельности:
- выявление отличий и сходства различных объектов;
- комбинация информации по разным признакам;
- способы постановки вопросов–однозначных и многозначных;
- альтернативные объяснения фактов и явлений.
Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.
В ходе работы детского объединения могут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
Цель программы: формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе родного края.
Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:
- Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимании единства окружающего мира;
- Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
- Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
- Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
- Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, экологически грамотную личность;
- формировать бережное отношение ко всему живому;
- воспитать осознанную потребность в здоровом образе жизни;
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
-формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний.
Развивающие:
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Образовательные:
1. первый год обучения «Введение в экологию»
-сформировать понятия о средах жизни и экологических факторах;
- знать сезонные изменения в жизни растений и животных;
- знать состав воздушной среды и его значение для живых организмов;
- знать основные особенности природы своей местности.
2. второй год обучения «Экологические исследования»
- знать методики исследования живых организмов;
- знать экологию почв, воздуха, воды;
- уметь проводить экологический мониторинг;
- сформировать умения работать со справочниками и определителями;
- уметь создавать исследовательские работы;
3. третий год обучения «Экология и здоровье человека»
- знать общее представление о здоровье человека;
- знать методы сохранения и укрепления здоровья;
- знать виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека.
4. четвертый год обучения «Природоохранная деятельность»
- понимать общие экологические законы, особенности влияния человеческой деятельности на состояние природной и социальной среды;
- сформировать представление об экологической культуре и экологических связях в системе «человек - общество - природа»;
- сформировать экологическое мышление и способность учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
- сформировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
- знать меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
5. пятый год обучения «Охрана природы»
- сформировать практические умения и навыки рационального природопользования;
- знать важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Надежда Алексеевна Паршукова
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Полянская Оксана Николаевна
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Ставцева Ирина Владимировна