Дополнительная общеобразовательная программа «Экология родного края»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Районный Дом творчества» с. Усть - Кулом
(МУ ДО "Районный Дом детского творчества" с.Усть-Кулом)
Рассмотрено: Методсоветом Протокол № ________ «____»____________2019 г. Председатель:_____________ |
Утверждено: Директор _________О. А. Тюрнина Приказ от «___»_____2019 г. № __
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Экология родного края»
Детское объединение «Юный натуралист»
Возраст учащихся – 9-13 лет
Направленность: туристско-краеведческая
Нормативный срок освоения программы – 3 года
Начало реализации программы – 2019 г.
Составитель: Паршукова Надежда Алексеевна,
педагог дополнительного образования
с. Усть-Кулом
2019 г.
- Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Экология родного края» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительном образовании», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.1251-03», утвержденные 01.04.2003 года и «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.3172-14», утвержденные 04.07.2014 года.
Программа направлена на формирование экологической культуры школьников. Реализация программы способствует развитию познавательного интереса к природе, развитию личности школьников.
Содержание данной программы включает теорию и практику экологического образования и воспитания детей. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об экологии родного края.
Актуальность и практическая значимость
Данная программа экологического образования несет важную функцию получения экологических знаний учащимися, воспитания бережного отношения к природе, а также развития практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов.
Главное назначение данной программы – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.
Также учащиеся осваивают умения вести исследовательскую и проектную деятельность, что мотивирует их к участию в экологических конкурсах, мероприятиях различного уровня, добиваясь определенных результатов.
Отличительные особенности
Работа выстроена по следующим принципам:
- систематичности;
- доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;
- использования межпредметных связей (с биологией, географией, химией, физикой, математикой);
- опоры на социальный опыт учащихся;
- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к природе родного края.
Программа рассчитана не только на теоретическое усвоение материала, но и на приобретение конкретных практических навыков, позволяющим школьникам участвовать в различной деятельности (конкурсы, акции, экологические уроки и др. различного уровня), формирование умения публичных выступлений, формирования гуманного отношения к природе и человечеству.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению природы родного края, посредством формирования навыков исследовательской работы.
Здоровьесбережение
Главное условие программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей.
Для сохранения здоровья учащихся в объединении учебно-воспитательный процесс организован с соблюдением расписания занятий.
Согласно санитарным нормам во время занятий помещение должно иметь естественное освещение и условия воздушной среды в помещении должны соответствовать нормам.
Большое внимание уделяется правилам безопасности.
- Систематически, два раза в год, проводятся инструктажи по безопасности;
- Проводятся правила поведения на улице;
- Текущие инструктажи – на каждом занятии.
В деятельности коллектива применяются методы по здоровьесбережению:
- метод формирования сознания по здоровьесбережению, который включает такие формы работы, как беседа, объяснение, демонстрация, внушение, приведение положительных примеров здорового образа жизни;
- метод разумной организации деятельности;
- методы стимулирования должного поведения (поощрение, одобрение, похвала, осуждение).
Формы познавательной деятельности учащихся
- проведение наблюдений и исследований;
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
- познавательные беседы с учащимися в процессе изучения темы;
- самостоятельная работа с различными источниками информации;
- создание и просмотр видеофильмов и презентаций по изучаемой теме;
- развивающие социально-моделирующая и ролевые игры, стимулирующие познавательные процессы;
- анкетирование, интервьюирование;
- экскурсии;
- проведение тематических викторин, праздников.
Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий. А именно: смена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.
Для успешного обучения необходимо знать:
- психологический статус ребёнка этого возраста;
- значение побудительных методов для саморазвития учащихся;
- освоение видов интеллектуальной деятельности:
- выявление отличий и сходства различных объектов;
- комбинация информации по разным признакам;
-способы постановки вопросов – однозначных и многозначных;
- альтернативные объяснения фактов и явлений.
Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.
Формы проведения занятий
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в республике, в районе, в поселке.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями учащихся, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны педагога.
Дискуссии. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у учащихся гражданские позиции и установки. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы.
Диспуты, целью которых является формирование у школьников умения отстаивать свою точку зрения в пользу охраны природы, выработка твёрдых взглядов и убеждений.
Инновационной формой проведения занятий являются – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием. Одной из форм общественных ЭКТД является пресс-бой.
Пресс-бой – это познавательное дело-обозрение, хорошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными знаниями, воспитания интереса к материалам прессы. Проводится пресс-бой между командами. Это своеобразная разновидность турнира-викторины.
Формы организации занятий
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Формы подведения итогов
- выставка
- оформление стенда
- тест
- оформление гербариев
- письменный отчет
- конкурс
- экологическая викторина
- защита творческого проекта
|
Работа ведется по следующим направлениям:
- Экология ресурсов
- Экология родного края
- Окружающая среда и человек
Характеристика программы
Вид – модифицированная (разработана на основе программы «Юные экологи-краеведы» - Сборник программ).
Направленность – туристско-краеведческая
Тип – дополнительная
Классификация
по признаку: общеразвивающая – направлена на формирование общей культуры учащихся;
по цели и характеру деятельности: познавательная - развивает интеллектуальные способности, ориентирована на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяет кругозор;
по масштабу действия: учрежденческая;
по возрасту: разновозрастная;
по срокам реализации: 3 года
Организационно-педагогические основы обучения
- Численность учащихся: 10-12 человек - количество учащихся в группе согласно нормативным документам СанПин;
- Возрастная группа: 9 - 13 лет;
- Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей);
- Учёт индивидуальных особенностей учащихся: хорошее здоровье, любовь к природе и активному отдыху, желание заниматься исследовательской работой;
- Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава Учреждения, 1 раз в неделю, 2 часа с перерывом в 10 минут между занятиями.
- Режим занятий:
Количество часов в неделю |
Количество недель в учебном году |
Всего часов в год |
2 |
36 |
72 |
В ходе работы детского объединения могут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.
Занятия будут проходить на базе МОУ Тимшерская СОШ.
- Цель программы: формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:
- Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
- Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
- Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
- Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
- Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
- Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать практические умения и навыки рационального природопользования;
- сформировать умение работать со справочниками и определителями;
- научиться создавать исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний.
Развивающие задачи:
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Методы решения поставленных задач.
Словесный: обзорный рассказ для раскрытия новой темы, беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, живых объектов, муляжей, гербарного материала и других технических средств;
Практический: работа с живыми объектами, лабораторным оборудованием, иллюстрациями;
Игровой: создание ситуаций, где необходимо учащимся найти выход;
Исследовательский: выполнение определенных исследовательских заданий во время занятий.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- развитие правильного поведения, соответствующий законам природы и общества;
- знать основные особенности природы своей местности;
- знать права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
- знать правила поведения в природе (в лесу, вблизи и на водоемах и на других природных объектах);
- знать меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
- знать виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
- знать меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- знать важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.
Метапредметные:
- развитие внимания, памяти, логического и пространственного мышления;
- развитие наблюдательности и точности глазомера;
- развитие художественного вкуса, фантазии и творческих способностей;
Личностные:
- формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать и проявлять эмоциональную отзывчивость к окружающему миру;
- формирование уважительного отношения к природе в целом;
- развитие коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.
- Первый год обучения – «Введение в экологию».
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ |
Раздел /Тема |
Количество часов |
Примечания |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
|
2. |
Введение в экологию. |
2 |
4 |
6 |
|
3. |
Понятие о средах жизни. Экологические факторы. |
2 |
4 |
6 |
|
4. |
Сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой |
4 |
4 |
8 |
|
5. |
Состав воздушной среды и его значение для живых организмов |
4 |
2 |
6 |
|
6. |
Природа родного края |
8 |
10 |
18 |
|
7. |
Весенние явления в природе |
10 |
10 |
20 |
|
8. |
Итоговое занятие |
- |
6 |
6 |
|
|
Итого: |
31 |
41 |
72 |
|
В первый год ребята изучают основы экологии и экологического краеведения: основные среды жизни, примеры прямого и косвенного воздействия экологических факторов на живые организмы. Проводят оценку экологических факторов среды на участках учебной «экологической тропы». Происходит формирование коллектива. За счет приобщения к природе растет уровень нравственности в коллективе. Все члены детского объединения - активные участники проводимых мероприятий. Они осуществляют подготовку к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
Цель: раскрыть значение экологии как науки и ее значимости в жизни каждого человека
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать практические умения и навыки рационального природопользования;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
Развивающие задачи:
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
Содержание первого года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория:
1.1. Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях. Знакомство с содержанием программы.
Практика:
1.2. Игры на знакомство.
Тема 2. Введение в экологию. (6 часов)
Теория:
2.1. Предмет изучения экологии.
2.2. Экологическое краеведение.
Практика:
2.3.-2.4. Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу.
2.5.-2.6. Оформление тематического стенда.
Тема 3. Понятие о средах жизни. Экологические факторы. (6 часов)
Теория:
3.1. Основные среды жизни.
3.2. Примеры прямого и косвенного воздействия экологических факторов на живые организмы.
Практика:
3.3. - 3.4. Оценка экологических факторов среды на участках учебной «экологической тропы».
3.5.-3.6. Оформление отчета по «экологической тропе».
Тема 4. Сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой (8 часов)
Теория:
4.1. Изменения сезонной направленности действия экологических факторов на объекты живой природы.
4.2. Правила изготовления кормушек. Правила развешивания кормушек.
4.3. Основной корм, которым можно подкармливать птиц.
4.4. Значение снегового покрова для живых организмов.
Практика:
4.5.- 4.6. Практическая работа «Изготовления кормушек».
4.7. – 4.8. Практическая работа «Развешивание кормушек».
Тема 5. Состав воздушной среды и его значение для живых организмов (6 часов)
Теория:
5.1. Для каких жизненных процессов необходим воздух. Последствия загрязнения воздуха.
5.2. Производства и способы возможного загрязнения воздуха.
5.3. Способы определения состояния воздуха.
5.4. Факторы, влияющие на качество воздуха.
Практика:
5.5.– 5.6. Экскурсия в зимний лес. Состояния воздуха.
Тема 6. Природа родного края (18 часов)
Теория:
6.1.Особенности популяций человека как биосоциального вида.
6.2. История развития экологических связей.
6.3. – 6.6. История возникновения посёлка, основные виды деятельности населения на протяжении времени и на современном этапе.
6.7. – 6.8. Связь между социальными и природными условиями среды и занятостью местного населения.
Практика:
6.9 - 6.14. Экскурсия на предприятия поселка.
6.15. – 6.16. Оформление отчета по итогам экскурсии на предприятиях.
6.17. – 6.18. Оформление тематического стенда «Природа родного края»
Тема 7. Весенние явления в природе (20 часов)
Теория:
7.1. – 7.2. Характерные признаки сезонных изменений в окружающей среде нашей местности.
7.3. 21 марта - Всемирный день Воды.
7.4. Правила рационального пользования водой.
7.5. 1 апреля - Международный день птиц.
7.6. Биологические особенности и значение птиц.
7.7. – 7.8. Птицы нашей местности.
7.9. – 7.10. 22 апреля - Всемирный день Земли.
Практика:
7.11. – 7.12. Экскурсия в весенний лес.
7.13 – 7.14. Экскурсия на водоёмы в окрестностях посёлка (река Мылва, ручей).
7.15. – 7.18. Оформление отчета по итогам экскурсии.
7.19.-7.20. Оформление тематического стенда.
Тема 8. Итоговое занятие (6 часов)
Практика:
8.1. – 8.2. Составление и оформление проектов, исследовательских работ.
8.3. – 8.4. Итоговое тестирование.
8.5. – 8.6. Подведение итогов работы детского объединения. Награждения.
Календарный учебный график первого года обучения.
№ |
Месяц |
Форма занятия |
Количе-ство часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях. Знакомство с содержанием программы. |
класс |
устный опрос |
2 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Игры на знакомство. |
класс, фойе |
наблюдение |
3 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Предмет изучения экологии. |
класс |
устный опрос |
4 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Экологическое краеведение. |
класс |
устный опрос |
5-6 |
сентябрь |
коллективная |
2 |
Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу. |
лес |
устный опрос |
7-8 |
сентябрь |
групповая |
2 |
Оформление тематического стенда. |
класс |
просмотр работы |
9 |
октябрь |
групповая |
1 |
Основные среды жизни. |
класс |
устный опрос |
10 |
октябрь |
групповая |
1 |
Примеры прямого и косвенного воздействия экологических факторов на живые организмы. |
класс |
устный опрос |
11-12 |
октябрь |
групповая |
2 |
Оценка экологических факторов среды на участках учебной «экологической тропы». |
окрестность поселка |
письменный отчет |
13-14 |
октябрь |
групповая |
2 |
Оформление отчета по «экологической тропе». |
класс |
письменный отчет |
15 |
октябрь |
коллективная |
1 |
Изменения сезонной направленности действия экологических факторов на объекты живой природы |
класс |
устный опрос |
16 |
октябрь |
групповая |
1 |
Правила изготовления кормушек. Правила развешивания кормушек. |
класс |
устный опрос |
17 |
ноябрь |
групповая |
1 |
Основной корм, которым можно подкармливать птиц. |
класс |
устный опрос |
18 |
ноябрь |
коллективная |
1 |
Значение снегового покрова для живых организмов. |
класс |
устный опрос |
19-20 |
ноябрь |
групповая |
2 |
Практическая работа «Изготовления кормушек». |
класс |
просмотр работы |
21-22 |
ноябрь |
групповая |
2 |
Практическая работа «Развешивание кормушек». |
окрестность поселка |
просмотр работы |
23 |
ноябрь |
коллективная |
1 |
Для каких жизненных процессов необходим воздух. Последствия загрязнения воздуха. |
класс |
устный опрос |
24 |
ноябрь |
групповая |
1 |
Производства и способы возможного загрязнения воздуха. |
класс |
устный опрос |
25 |
декабрь |
групповая |
1 |
Способы определения состояния воздуха. |
класс |
устный опрос |
26 |
декабрь |
коллективная |
1 |
Факторы, влияющие на качество воздуха. |
класс |
устный опрос |
27-28 |
декабрь |
коллективная |
2 |
Экскурсия в зимний лес. Состояния воздуха. |
лес |
устный опрос |
29 |
декабрь |
коллективная |
1 |
Особенности популяций человека как биосоциального вида. |
класс |
устный опрос |
30 |
декабрь |
коллективная |
1 |
История развития экологических связей. |
класс |
устный опрос |
31-34 |
декабрь, январь |
групповая |
4 |
История возникновения посёлка, основные виды деятельности населения на протяжении времени и на современном этапе. |
класс |
устный опрос |
35-36 |
январь |
групповая |
2 |
Связь между социальными и природными условиями среды и занятостью местного населения. |
класс |
устный опрос |
37-42 |
февраль |
коллективная |
6 |
Экскурсия на предприятия поселка. |
предприятия поселка |
письменный отчет |
43-44 |
февраль |
групповая |
2 |
Оформление отчета по итогам экскурсии на предприятиях. |
класс |
письменный отчет |
45-46 |
февраль |
групповая |
2 |
Оформление тематического стенда «Природа родного края» |
класс |
просмотр работы |
47-48 |
февраль |
групповая |
2 |
Характерные признаки сезонных изменений в окружающей среде нашей местности. |
окрестность поселка |
устный опрос |
49 |
март |
коллективная |
1 |
21 марта - Всемирный день Воды. |
класс |
устный опрос |
50 |
март |
групповая |
1 |
Правила рационального пользования водой. |
класс |
устный опрос |
51 |
март |
групповая |
1 |
1 апреля - международный день птиц. |
класс |
устный опрос |
52 |
март |
коллективная |
1 |
Биологические особенности и значение птиц. |
класс |
устный опрос |
53-54 |
март |
групповая |
2 |
Птицы нашей местности. |
класс |
устный опрос |
55-56 |
март |
коллективная |
2 |
22 апреля - Всемирный день Земли. |
класс |
устный опрос |
57-58 |
апрель |
коллективная |
2 |
Экскурсия в весенний лес. |
лес |
устный опрос |
59-60 |
апрель |
коллективная |
2 |
Экскурсия на водоёмы в окрестностях посёлка (река Мылва, ручей). |
окрестность поселка |
устный опрос |
61-64 |
апрель |
групповая |
4 |
Оформление отчета по итогам экскурсии. |
класс |
письменный отчет |
65-66 |
май |
групповая |
2 |
Оформление тематического стенда. |
класс |
просмотр работы |
67-68 |
май |
индивидуальная |
2 |
Составление и оформление проектов, исследовательских работ. |
класс |
защита проектов |
69-70 |
май |
индивидуальная |
2 |
Итоговое тестирование. |
класс |
итоговый тест |
71-72 |
май |
коллективная |
2 |
Подведение итогов работы детского объединения. Награждения. |
класс |
подведение итогов |
Этапы педагогического контроля первого года обучения.
Вид контроля |
Цель, задачи |
Содержание |
Форма |
Критерии |
1.Текущий / Введение в экологию.
|
Проверить уровень полученных знаний |
Введение в экологию.
|
Устный опрос |
Знают предмет изучения экологии. |
2.Текущий / Понятие о средах жизни. Экологические факторы |
Проверить уровень полученных знаний |
Понятие о средах жизни. Экологические факторы |
Экологический турнир. |
Знают среды жизни, экологические факторы |
3.Текущий / Сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой |
Проверить уровень полученных знаний |
Сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой |
Экоинформация |
Знают сезонные изменения в жизни растений и животных осенью и зимой |
4.Текущий / Состав воздушной среды и его значение для живых организмов. |
Проверить уровень полученных знаний |
Состав воздушной среды и его значение для живых организмов. |
Устный опрос |
Знают состав воздушной среды и его значение для живых организмов |
5.Текущий / Природа родного края |
Проверить знание методики, навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельной работы с источниками |
Природа родного края |
Защита творческого проекта |
Умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации |
6. Текущий/ Весенние явления в природе |
Проверить уровень полученных знаний |
Весенние явления в природе |
Устный опрос |
Знают весенние явления в природе |
7. Итоговый |
Проверить уровень полученных знаний, умений. |
Итоговой тест |
Просмотр работ |
Владеют теоретическими знаниями, практическими умения и навыки |
- Второй год обучения – «Экологические исследования».
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ |
Раздел /Тема |
Количество часов |
Примечания |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
|
2. |
Введение. Значение экологических знаний |
4 |
2 |
6 |
|
3. |
Методики исследования живых организмов |
4 |
10 |
14 |
|
4. |
Экология почв |
2 |
4 |
6 |
|
5. |
Экология воздуха |
2 |
8 |
10 |
|
6. |
Экология воды |
6 |
4 |
10 |
|
7. |
Экологический мониторинг |
8 |
6 |
14 |
|
8. |
Человек и окружающая среда |
2 |
2 |
4 |
|
9. |
Итоговое занятие |
- |
6 |
6 |
|
|
Итого: |
29 |
43 |
72 |
|
В ходе второго года обучения происходит формирование практических умений работать с природными объектами, знакомство и овладение простейшими методиками сбора материала, обработки данных, обобщения и формулировки выводов. Курс программы второго года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
В ходе практических занятий происходит формирование любви к природе родного края, уважение и бережное отношение к ней. Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение различных разделов экологии.
Цель: воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования.
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать умение работать со справочниками и определителями и живыми объектами природы
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
Развивающие задачи:
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
Содержание второго года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория:
- Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях.
Практика:
1.2. Экологические игры.
Тема 2. Введение. Значение экологических знаний. (6 часов)
Теория:
2.1. Знакомство с содержанием программы, с целями и задачами.
2.2. Значение экологических знаний и их применение в практической деятельности человека.
2.3. Основные составляющие природы
2.4. Основы экологического образования
Практика:
2.5. Экологические игры.
2.6. Оформление тематического стенда.
Тема 3. Методики исследования живых организмов. (14 часов)
Теория:
3.1. – 3.2. Изучение простейших методик исследовательской работы в природе.
3.3.- 3.4. Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды.
Практика:
3.5. - 3.8. Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение»
3.9. – 3.10. Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов.
3.11 – 3.12. Экскурсия. Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе».
3.13. – 3.14. Оформление результатов экскурсии, составление гербариев.
Тема 4. Экология почв. (6 часов)
Теория:
4.1. «Царство почвы» - уникальный мир природы.
4.2. Почва и живые организмы
Практика:
4.3.- 4.4. Практическая работа «Закладка опытов по изучению состава почвы».
4.5. - 4.6. Оформление результатов.
Тема 5. Экология воздуха. (10 часов)
Теория:
5.1. Воздух, значение его чистоты для живых организмов.
5.2. Микробиологическое исследование состава воздуха.
Практика:
5.3.- 5.4. Оценка температуры и влажности школьных помещений.
5.5. – 5.6. Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях.
5.7. – 5.8. Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений.
5.9. – 5.10. Оформление результатов микробиологического исследования воздуха.
Тема 6. Экология воды. (10 часов)
Теория:
6.1. Вода - чудо природы.
6.2. Не засоряйте берега водоема. Природоохранная деятельность водных ресурсов.
6.3. Пресные воды - наше богатство.
6.4. Водные ресурсы Республики Коми.
6.5. - 6.6. Растительный и животный мир водоемов.
Практика:
6.7 - 6.8. Экскурсия на водоём. Проведение простейших исследовательских работ с водой.
6.9. - 6.10. Оформление отчета по итогам экскурсии.
Тема 7. Экологический мониторинг. (14 часов)
Теория:
7.1. - 7.2. Что такое мониторинг? Виды мониторинга живых организмов.
7.3. - 7.4. Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны.
7.5 – 7.6. Охраняемые территории России, Республики, района.
7.7. – 7.8. Красная книга.
Практика:
7.9. – 7.12. Выход на природу. Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью контроля и прогноза.
7.13. – 7.14. Оформление отчета по итогам мониторинга.
Тема 8. Человек и окружающая среда. (4 часа)
Теория:
8.1. – 8.2. Знакомство с основными экологическими проблемами и поиск возможных путей их решения
Практика:
8.3. – 8.4. Пресс-бой «Глобальные экологические проблемы и пути их решения».
Тема 9. Итоговое занятие (6 часов)
Практика:
8.1. – 8.2. Составление и оформление проектов, исследовательских работ.
8.3. – 8.4. Итоговое тестирование.
8.5. – 8.6. Подведение итогов работы детского объединения. Награждения.
Календарный учебный график второго года обучения.
№ |
Месяц |
Форма занятия |
Количе-ство часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях. |
класс |
устный опрос |
2 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Экологические игры |
класс, фойе |
наблюдение |
3 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Знакомство с содержанием программы, с целями и задачами. |
класс |
устный опрос |
4 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Значение экологических знаний и их применение в практической деятельности человека. |
класс |
устный опрос |
5 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Основные составляющие природы |
класс |
устный опрос |
6 |
сентябрь |
групповая |
1 |
Основы экологического образования |
класс |
просмотр работы |
7 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Экологические игры. |
класс, фойе |
наблюдение |
8 |
сентябрь |
групповая |
1 |
Оформление тематического стенда. |
класс, фойе |
наблюдение |
9-10 |
октябрь |
групповая |
2 |
Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. |
класс |
устный опрос |
11-12 |
октябрь |
групповая |
2 |
Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды. |
класс |
устный опрос |
13-16 |
октябрь |
коллективная |
4 |
Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение» |
класс |
просмотр работы |
17-18 |
ноябрь |
групповая |
2 |
Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов. |
класс |
письменный отчет |
19-20 |
ноябрь |
коллективная |
2 |
Экскурсия. Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе». |
окрестность поселка |
просмотр работы |
21-22 |
ноябрь |
индивидуальная |
2 |
Оформление результатов экскурсии, составление гербариев.
|
класс |
просмотр работы |
23 |
ноябрь |
групповая |
1 |
«Царство почвы» - уникальный мир природы. |
класс |
устный опрос |
24 |
ноябрь |
групповая |
1 |
Почва и живые организмы |
класс |
устный опрос |
25-26 |
декабрь |
групповая |
2 |
Практическая работа «Закладка опытов по изучению состава почвы». |
окрестность поселка |
просмотр работы |
27-28 |
декабрь |
групповая |
2 |
Оформление результатов |
класс |
письменный отчет |
29 |
декабрь |
групповая |
1 |
Воздух, значение его чистоты для живых организмов. |
класс |
устный опрос |
30 |
декабрь |
групповая |
1 |
Микробиологическое исследование состава воздуха.
|
класс |
устный опрос |
31-32 |
декабрь |
групповая |
2 |
Оценка температуры и влажности школьных помещений. |
школа |
письменный отчет |
33-34 |
январь |
групповая |
2 |
Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещениях. |
школа |
письменный отчет |
35-36 |
январь |
групповая |
2 |
Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений. |
школа |
письменный отчет |
37-38 |
январь |
групповая |
2 |
Оформление результатов микробиологического исследования воздуха. |
школа |
письменный отчет |
39 |
январь |
групповая |
1 |
Вода - чудо природы. |
класс |
устный опрос |
40 |
январь |
коллективная |
1 |
Не засоряйте берега водоема. Природоохранная деятельность водных ресурсов. |
класс |
устный опрос |
41 |
февраль |
групповая |
1 |
Пресные воды - наше богатство |
класс |
устный опрос |
42 |
февраль |
групповая |
1 |
Водные ресурсы Республики Коми.
|
класс |
устный опрос |
43-44 |
февраль |
групповая |
2 |
Растительный и животный мир водоемов. |
класс |
устный опрос |
45-46 |
февраль |
коллективная |
2 |
Экскурсия на водоём. Проведение простейших исследовательских работ с водой. |
окрестность поселка |
просмотр работы |
47-48 |
февраль |
групповая |
2 |
Оформление отчета по итогам экскурсии. |
класс |
письменный отчет |
49-50 |
март |
коллективная |
2 |
Что такое мониторинг? Виды мониторинга живых организмов. |
класс |
устный опрос |
51-52 |
март |
коллективная |
2 |
Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны. |
класс |
устный опрос |
53-54 |
март |
групповая |
2 |
Охраняемые территории России, Республики, района. |
класс |
устный опрос |
55-56 |
март |
групповая |
2 |
Красная книга. |
класс |
устный опрос |
57-60 |
апрель |
коллективная |
4 |
Выход на природу. Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью контроля и прогноза. |
окрестность поселка |
просмотр работы |
61-62 |
апрель |
групповая |
2 |
Оформление отчета по итогам мониторинга. |
класс |
письменный отчет |
63-64 |
апрель |
коллективная |
2 |
Знакомство с основными экологическими проблемами и поиск возможных путей их решения |
класс |
устный опрос |
65-66 |
май |
групповая |
2 |
Пресс-бой «Глобальные экологические проблемы и пути их решения». |
класс |
устный опрос |
67-68 |
май |
индивидуальная |
2 |
Составление и оформление проектов, исследовательских работ. |
класс |
защита проектов |
69-70 |
май |
индивидуальная |
2 |
Итоговое тестирование. |
класс |
итоговый тест |
71-72 |
май |
коллективная |
2 |
Подведение итогов работы детского объединения. Награждения. |
класс |
подведение итогов |
Этапы педагогического контроля второго года обучения.
Вид контроля |
Цель, задачи |
Содержание |
Форма |
Критерии |
1.Входящий / Значение экологических знаний. |
Проверить уровень полученных знаний |
Значение экологических знаний. |
Устный опрос |
Знают основы и значение экологического образования |
2.Текущий / Методики исследования живых организмов |
Проверить уровень полученных знаний |
Методики исследования живых организмов |
Экологический мониторинг |
Знают методики исследования живых организмов |
3.Текущий / Экология почв |
Проверить уровень полученных знаний |
Экология почв |
Викторина |
Знают экологию почв |
4.Текущий / Экология воздуха |
Проверить уровень полученных знаний |
Экология воздуха |
Устный опрос |
Знают экологию воздуха |
5.Текущий / Экология воды |
Проверить знание методики, навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельной работы с источниками |
Экология воды |
Экоинформация |
Знают экологию воды |
6. Текущий/ Экологический мониторинг. Человек и окружающая среда |
Проверить уровень полученных знаний |
Экологический мониторинг. Человек и окружающая среда |
Защита творческого проекта |
Умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации |
7. Итоговый |
Проверить уровень полученных знаний, умений. |
Итоговой тест |
Просмотр работ |
Владеют теоретическими знаниями, практическими умения и навыки |
- Третий год обучения – «Экология и здоровье человека».
Учебно-тематический план третье
№ |
Раздел /Тема |
Количество часов |
Примечания |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
|
2. |
Общее представление о здоровье человека. |
3 |
5 |
8 |
|
3. |
Методы сохранения и укрепления здоровья |
4 |
18 |
22 |
|
4. |
Отказ от вредных привычек |
6 |
4 |
10 |
|
5. |
Гигиена жилых помещений |
4 |
4 |
8 |
|
6. |
Глобальные экологические проблемы – «Бомбы замедленного действия на нашей планете» |
14 |
2 |
16 |
|
7. |
Итоговое занятие |
- |
6 |
6 |
|
|
Итого: |
32 |
40 |
72 |
|
Большое внимание программа третьего года обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.
Цель: формирование знаний об основных способах сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
Образовательные задачи:
- сформировать навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;
- научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;
- научиться создавать исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний
Развивающие задачи:
- развить коммуникативную культуру учащихся
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Содержание третьего года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория:
- Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях.
Практика:
1.2. Входящий контроль. Тест «Моё здоровье»
Тема 2. Общее представление о здоровье человека. (8 часов)
Теория:
2.1. Знакомство с содержанием программы, с целями и задачами.
2.2. Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека.
2.3. Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни.
Практика:
2.4. Экологическая игра «Сохраним здоровье».
2.5. - 2.8. Практическая работа. Соматометрические измерения человека
Тема 3. Методы сохранения и укрепления здоровья. (22 часа)
Теория:
3.1. Физическая культура в жизни человека.
3.2. Активный отдых. Движение и красота человека.
3.3. Закаливание и его роль в укреплении здоровья.
3.4. Простудные заболевания и их предупреждения.
Практика:
3.5. - 3.8. Встреча со спортсменами, учителем физической культуры, тренером спортивной подготовки.
3.9. – 3.12. Экскурсия в участковую больницу. Встреча с медицинскими работниками. Беседа.
3.13. – 3. 16. Подвижные игры на свежем воздухе.
3.17 – 3.18. Устный журнал «Растения - наш доктор Айболит».
3.19.- 3.22. Оформление тематических стендов и буклетов.
Тема 4. Отказ от вредных привычек. (10 часов)
Теория:
4.1. «Владыка мира» - никотин. Растения-убийцы.
4.2. Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона.
4.3. Передай в наследство трезвость.
4.4. Опасность наркомании, токсикомании.
4.5.-4.6. СПИД и ВИЧ.
Практика:
4.7. - 4.10. Оформление тематических стендов и буклетов.
Тема 5. Гигиена жилых помещений. (8 часов)
Теория:
5.1. Гигиена жилища. Чистота в доме и квартире.
5.2. Экомир моей семьи.
5.3. Путешествие с комнатными растениями.
5.4. Растения лечат и калечат.
Практика:
5.5.-5.6. Практическая работа «Экологическая оценка школьных помещений».
5.7. – 5.8. Обработка результатов. Оформление отчета поитогам практической работы.
Тема 6. Глобальные экологические проблемы – «Бомбы замедленного действия на нашей планете» (16 часов)
Теория:
6.1.-6.2. «Бомба замедленного действия» - вода. Её гибель - наша гибель.
6.3.-6.4. «Бомба замедленного действия» - мусор. Единственный выход - вторичное использование.
6.5.-6.6. «Бомба замедленного действия» - воздух. Изменения в глобальном масштабе.
6.7.-6.8. «Бомба замедленного действия» - шум. С ним можно бороться.
6.9.-6.10. «Бомба замедленного действия» - химикаты - яд цивилизации.
6.11.-6.12. Пугающий призрак АЭС.
6.13.-6.14. Экология и экономика.
Практика:
6.15. - 6.16. Практическая работа «Составление плана расположения водных источников в окрестностях поселка»
Тема 7. Итоговое занятие (6 часов)
Практика:
8.1. – 8.2. Составление и оформление проектов, исследовательских работ.
8.3. – 8.4. Итоговое тестирование.
8.5. – 8.6. Подведение итогов работы детского объединения. Награждения.
Календарный учебный график третьего года обучения.
№ |
Месяц |
Форма занятия |
Количе-ство часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, по дорожной безопасности, правила поведения на занятиях. |
класс |
устный опрос |
2 |
сентябрь |
индивидуальная |
1 |
Входящий контроль. Тест «Моё здоровье» |
класс |
просмотр работы |
3 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Знакомство с содержанием программы, с целями и задачами. |
класс |
устный опрос |
4 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. |
класс |
устный опрос |
5 |
сентябрь |
коллективная |
1 |
Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни. |
класс |
устный опрос |
6 |
сентябрь |
групповая |
1 |
Экологическая игра «Сохраним здоровье». |
класс |
результаты игры |
7-10 |
сентябрь октябрь
|
индивидуальная |
4 |
Практическая работа. Соматометрические измерения человека. |
класс |
просмотр работы |
11 |
октябрь
|
групповая |
1 |
Физическая культура в жизни человека.
|
класс |
устный опрос |
12 |
октябрь |
групповая |
1 |
Активный отдых. Движение и красота человека.
|
класс |
устный опрос |
13 |
октябрь |
групповая |
1 |
Закаливание и его роль в укреплении здоровья. |
класс |
устный опрос |
14 |
октябрь |
групповая |
1 |
Простудные заболевания и их предупреждения. |
класс |
устный опрос |
15-18 |
октябрь ноябрь |
групповая |
4 |
Встреча со спортсменами, учителем физической культуры, тренером спортивной подготовки |
класс, стрелковый тир |
беседа |
19-22 |
ноябрь |
коллективная |
4 |
Экскурсия в участковую больницу. Встреча с медицинскими работниками. Беседа. |
участковая больница |
беседа |
23-26 |
ноябрь декабрь |
коллективная |
4 |
Подвижные игры на свежем воздухе.
|
школьный двор |
просмотр |
27-28 |
декабрь |
групповая |
2 |
Устный журнал «Растения - наш доктор Айболит». |
класс |
устный опрос |
29-32 |
декабрь |
групповая |
4 |
Оформление тематических стендов и буклетов. |
класс |
просмотр работы |
33 |
январь |
групповая |
1 |
«Владыка мира» - никотин. Растения-убийцы. |
класс |
устный опрос |
34 |
январь |
групповая |
1 |
Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона.
|
класс |
устный опрос |
35 |
январь |
групповая |
1 |
Передай в наследство трезвость. |
класс |
устный опрос |
36 |
январь |
групповая |
1 |
Опасность наркомании, токсикомании. |
класс |
устный опрос |
37-38 |
январь |
групповая |
2 |
СПИД и ВИЧ. |
класс |
устный опрос |
39-42 |
январь февраль |
групповая |
4 |
Оформление тематических стендов и буклетов.
|
класс |
просмотр работы |
43 |
февраль |
групповая |
1 |
Гигиена жилища. Чистота в доме и квартире.
|
класс |
устный опрос |
44 |
февраль |
индивидуальная |
1 |
Экомир моей семьи. |
класс |
устный опрос |
45 |
февраль |
групповая |
1 |
Путешествие с комнатными растениями. |
класс |
устный опрос |
46 |
февраль |
коллективная |
1 |
Растения лечат и калечат.
|
класс |
устный опрос |
47-48 |
февраль |
групповая |
2 |
Практическая работа «Экологическая оценка школьных помещений». |
школа |
устный опрос |
49-50 |
март |
групповая |
2 |
Обработка результатов. Оформление отчета по итогам практической работы. |
класс |
устный опрос |
51-52 |
март |
групповая |
2 |
«Бомба замедленного действия» - вода. Её гибель - наша гибель. |
класс |
устный опрос |
53-54 |
март |
коллективная |
2 |
«Бомба замедленного действия» - мусор. Единственный выход - вторичное использование.
|
класс |
устный опрос |
55-56 |
март |
групповая |
2 |
«Бомба замедленного действия» - воздух. Изменения в глобальном масштабе. |
класс |
устный опрос |
57-58 |
апрель |
коллективная |
2 |
«Бомба замедленного действия» - шум. С ним можно бороться.
|
класс |
устный опрос |
59-60 |
апрель |
коллективная |
2 |
«Бомба замедленного действия» - химикаты - яд цивилизации. |
класс |
устный опрос |
61-62 |
апрель |
групповая |
2 |
Пугающий призрак АЭС |
класс |
устный опрос |
63-64 |
апрель |
групповая |
2 |
Экология и экономика.
|
класс |
устный опрос |
65-66 |
апрель |
групповая |
2 |
Практическая работа «Составление плана расположения водных источников в окрестностях поселка». |
класс |
устный опрос |
67-68 |
май |
индивидуальная |
2 |
Составление и оформление проектов, исследовательских работ. |
класс |
защита проектов |
69-70 |
май |
индивидуальная |
2 |
Итоговое тестирование. |
класс |
итоговый тест |
71-72 |
май |
коллективная |
2 |
Подведение итогов работы детского объединения. Награждения. |
класс |
подведение итогов |
Этапы педагогического контроля третьего года обучения.
Вид контроля |
Цель, задачи |
Содержание |
Форма |
Критерии |
1.Входящий / Тест «Моё здоровье» |
Проверить уровень знаний |
Значение здоровья |
Письменный опрос |
Знают основы здорового образа жизни. |
2.Текущий / Общее представление о здоровье человека. |
Проверить уровень полученных знаний |
Общее представление о здоровье человека |
Дискуссия |
Знают представление о здоровье человека. |
3.Текущий / Методы сохранения и укрепления здоровья
|
Проверить уровень полученных знаний |
Методы сохранения и укрепления здоровья
|
Устный опрос |
Знают методы сохранения и укрепления здоровья. |
4.Текущий / Отказ от вредных привычек |
Проверить уровень полученных знаний |
Вредные привычки |
Сообщения учащихся |
Знают вредные привычки |
5.Текущий / Гигиена жилых помещений
|
Проверить знание методики, навыки исследовательской работы, умение самостоятельной работы с источниками |
Гигиена жилых помещений
|
Дискуссия |
Знают гигиену жилых помещений
|
6. Текущий/ Глобальные экологические проблемы |
Проверить уровень полученных знаний |
Глобальные экологические проблемы |
Сообщения учащихся |
Умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение. Свободно ориентируется в различных источниках информации |
7. Итоговый |
Проверить уровень полученных знаний, умений. |
Итоговой тест |
Просмотр работ |
Владеют теоретическими знаниями, практическими умения и навыки |
Система оценивания детей (десятибалльная)
«8-10» - хорошо знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе. Активно участвует в массовых мероприятиях.
«5-7» - знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, делать проектные работы. Ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе.
«3-4» - слабо знает лес родного края. Ориентируется в различных источниках информации с помощью руководителя. Неуверенно выступает перед сверстниками. Умеет оказать первую доврачебную помощь, знает правила поведения на природе.
- Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы необходим учебный кабинет, отвечающий санитарным требованиям и нормам, оборудованный мебелью (столами, стульями, демонстрационной доской). Практические природоохранные, исследовательские работы проводятся в природе – в окрестностях поселка.
№ |
Наименование |
Количество |
Примечания |
|
Помещение |
1 |
|
|
Парта |
5 шт. |
|
|
Стул |
10 шт. |
|
|
Доска магнитная |
1 шт. |
|
|
Доска железная |
1 шт. |
|
|
Ноутбук |
1 шт. |
|
|
Проектор мультимедиа |
1 шт. |
|
|
Стенд для оформления |
1 шт. |
|
|
Канцелярские товары (ватман, бумага офисная, цветная бумага и картон, ножницы, карандаш простой (твёрдый/мягкий), краски и др.) |
По мере необходимости |
|
|
Учебно-методическая литература (книги, журналы) |
|
|
Оборудование для проведения экскурсий и исследований в природе:
-аптечка,
-блокноты, карандаши, ручки (приносят сами ученики),
-сантиметровая лента.
- Список литературы
Для педагога
- Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010.-203 с.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.
- Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с
- Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.
- Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.
- Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2010.-142 с.
- Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.
- БоеваА.И.,Переславцев А.А. «Влияние удобрений на почвенную микрофлору». Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2010.
- Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. – 240с
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
- Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 112с.
- Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2010. 239с.
- Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2009. – 106с.
- Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
- Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2013. 264 с.
Для учащихся и родителей:
- Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2010 г.
- Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
- Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
- Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,2010
Приложение 1
Оценивание индивидуальной работы
(самостоятельное выполнение работы)
- Балльная система: «3-5» - уровень знаний и умений низкий, учащийся плохо знает теоретический курс, термины, а также художественные материалы, их элементарные свойства; не освоил правила организации рабочего места; правила безопасности труда и личной гигиены при работе. Делает много ошибок в работе, не способен выполнить работу до конца самостоятельно;
- «6-8» - уровень - средний, учащийся знает теоретический курс, термины, а также художественные материалы,; знает правила организации рабочего места; правила безопасности труда и личной гигиены при работе. Допускает незначительные ошибки в практической работе;
- «9-10» - уровень - высокий, учащийся хорошо знает теоретический курс, термины, а также художественные материалы; знает правила организации рабочего места; правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Справляется с работой самостоятельно. Свободно реализует собственные творческие идеи.
Приложение 2
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной)
9-10 лет (3 – 4-е классы)
|
Я оцениваю себя вместе с родителями |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: - мне интересно заниматься в кружке - я всегда выполняю домашние задания - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы |
|
|
|
2. Прилежание: - я старателен на занятиях - я внимателен - я старателен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание дома |
|
|
|
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу |
|
|
|
4. Я И Дом детского творчества: - я выполняю правила для учащихся - я участвую в делах детского объединения и Учреждения - я добр в отношениях с людьми - я справедлив в отношениях с людьми |
|
|
|
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
|
|
|
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: - я управляю собой - я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой - у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень
Приложение 3
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных (1) и моральных (2) норм, по Э. Туриэлю, в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (Пояснение: 1 Конвенциональные нормы - совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения. Большой юридический словарь. — М., А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева, 2003). 2 Моральные нормы - стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе. Психология. А - Я. Словарь справочник / Пер. с англ К.С. Ткаченко. - М.). Нарушение моральных норм оценивается как более серьѐзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами)
Форма: фронтальное анкетирование
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка
Инструкция: Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл Прочитайте и оцените поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то поставьте 1 балл. Если вы считаете, что так делать иногда можно — 2 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя — 3 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя ни в коем случае — 4 балла.
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла
|
Так делать можно
|
Так делать иногда можно |
Так делать нельзя
|
Так делать нельзя ни в коем случае |
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол
9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком
11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Всего в предложенной анкете представлено:
- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2,4, 7,10,12,14,17);
- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9,11,13,16);
- четыре нейтральные ситуации, нe предусматривающие моральной оценки (5,15, 8,18),
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм. Интерпретация: высокий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла; базовый уровень: суммы равны (± 4 балла); низкий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.
Нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами.
Приложение 4
Мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной образовательной программе
(методика Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.)
|
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное кол-во баллов |
Методы диагностики |
1 |
Теоретическая подготовка ребенка: |
||||
1.1 |
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); |
1 |
наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); |
5 |
||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). |
10 |
||||
1.2. |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); |
1 |
собеседование |
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); |
5 |
||||
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) |
10 |
||||
2 |
Практическая подготовка ребенка: |
||||
2.1 |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); |
1 |
контрольное задание |
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); |
5 |
||||
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). |
10 |
||||
2.2. |
Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); |
1 |
контрольное задание |
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). |
10 |
||||
2.3. |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); |
1 |
контрольное задание |
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); |
5 |
||||
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). |
10 |
||||
3 |
Общеучебные умения и навыки ребенка: |
||||
3.1 |
Учебно-интеллектуальные умения: |
||||
А |
Умение подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
Б |
Умение пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
В |
Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) |
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
3.2. |
Учебно-коммуникативные умения: |
||||
А |
Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
Б |
Умение выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
В |
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
3.3. |
Учебно-организационные умения и навыки: |
||||
А |
Умение организовать свое рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
5 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
10 |
||||
Б |
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); |
1 |
наблюдение |
средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½); |
5 |
||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). |
10 |
||||
В |
Умение аккуратно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
удовл. – хорошо – отлично |
|
наблюдение |