Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Дорожный патруль»
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Дорожный патруль» реализуется в клубе юных инспекторов движения. Программа ориентирована на обучающихся 9-13 лет и разработана в соответствии и в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», Федерального государственного образовательного стандарта. Программа разработана на основе существующих в дополнительном образовании программ. Программа социально-гуманитарной направленности «Дорожный патруль»: по виду – дополнительная общеразвивающая, по типу – модифицированная.
Актуальность программы: Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиямибурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движенияна автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожногодвижения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания.
Программа направлена на формирование у обучающихся культуры поведения на дороге, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и жизни окружающих как к ценности, адаптацию в возрастающем процессе автомобилизации страны. В работу клуба также входит посещение обучающимися тематических музеев, сотрудничество с ГИБДД МО МВД по Угличскому МР.
Программа позволит сформировать у обучающихся совокупность форм поведения на дороге, в транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандистской работы.
Проблема безопасности дорожного движения сейчас стоит наиболее остро и имеет разные аспекты. Главное – это сохранение человеческой жизни и снижение дорожно-транспортного травматизма в среде обучающихся.
Главным образом работа нацелена на проведение теоретических и практических занятий, построена по принципу «от простого к сложному» и получения теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Направленность программы – социально-гумманитарная. Программа включает в себя:
- Изучение правил дорожного движения через беседы, агитации, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования;
- Встречи и беседы с инспектором по профилактике и безопасности ОГИБДД, с медицинским работником по изучению основ медицинских знаний, психологом и тд.;
- Социальная практика обучающегося;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
Цель программы.
- Создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улице и дороге.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширять и углублять знания о правилах дорожного движения;
- развивать навыки безопасного поведения на дорогах, в том числе и в опасных ситуациях;
- познакомить с устройством велосипеда и со способами простейшего технического его обслуживания и ремонта;
- развивать умения и навыки безопасного вождения велосипеда;
- способствовать формированию навыков оказания первой доврачебной помощи;
- создавать условия для приобретения обучающимися навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
- развивать умения самостоятельно решать задачи, действовать в нестандартных ситуациях, умение находить новые решения;
- сформировать умение работать в команде, осознавать свою роль, свой вклад вдостижении общей цели, высокого результата;
- развивать умение получения информации из различных источников и использования её для достижения цели;
- развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности,
наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания,находчивости,иныхличностныхкачеств,способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
- прививать ответственное отношение к выполнению задания;
- способствовать социализации и адаптации обучающихся в современном обществе;
- формировать активную гражданскую позицию;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
2. Особенности организации образовательного процесса.
Состав учебных групп:
1 год обучения – 12-15 чел;
2 и 3 год обучения – 8-15 чел.
Занятия проводятся:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
3 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Факультативный курс «ПРЕСС-ЦЕНТР ЮИД» - 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год)
Каждый год составляется календарный учебный график, в соответствии с которым могут быть добавлены часы.
Процесс обучения основывается на дифференцированном подходе к детям с учётом их возрастных особенностей. Занятия предусматривают коллективную, групповую и индивидуальную формы работы. Программа может реализовываться в разновозрастных группах.
При реализации программы соблюдается организационная система проведения инструктажей по технике безопасности и охране труда: вводный, текущий, внеплановый, целевой.
В ходе учебного процесса по мере необходимости допустимо сокращение или увеличение учебных часов, отведённых на определённую тему, а также изменение последовательности тем. Может быть включена подготовка к акциям и мероприятиям вне программы.
Помимо теоретических и практических занятий с обучающимися, в учебном графике может быть частичная замена данной формы обучения на дистанционное и очно-заочное обучение с соответствующим количеством часов на замену.
3. Образовательные результаты.
К концу 1 года обучения:
Учащиеся должны знать:
1. ПДД, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
2. серии и вид дорожных знаков в соответствии с программой;
3. способы оказания первой медицинской помощи;
4. устройство велосипеда.
Учащиеся должны уметь:
1. Уметь работать по правилам дорожного движения и выделять нужную информацию;
2. работать по билетам газеты «Добрая дорога детства»;
3. оценивать дорожную ситуацию;
4. оказывать пострадавшему первую медицинскую помощь;
5. правильно управлять велосипедом.
К концу 2 года обучения:
Учащиеся должны знать:
1. Особенности работы сотрудников ГИБДД;
2. серии и вид дорожных знаков в соответствии с программой;
Учащиеся должны уметь:
1. Решать ситуативные задачи, билеты по ПДД;
2. оценивать дорожную ситуацию;
3. оказывать пострадавшему первую медицинскую помощь в соответствии с программой;
К концу 3 года обучения:
Учащиеся должны знать:
1. серии и вид дорожных знаков в соответствии с программой;
Учащиеся должны уметь:
1. Решать ситуативные задачи, билеты по ПДД;
2. оценивать дорожную ситуацию;
3. оказывать пострадавшему первую медицинскую помощь в соответствии с программой;
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ урока | Раздел и тема | часов | В том числе | Формы контроля | |||||
теория | практика | ||||||||
Раздел 1: Введение. Юные инспектора дорожного движения | 6 | 6 | - | Сообщение | |||||
(1) | Введение. История создания детского объединения юных инспекторов движения. Структура и организация работы отряда ЮИД. Инструктаж по ТБ. | | 3 | | | ||||
(2) | Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения. | | 3 | | | ||||
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности | 6 | 6 | - | Агитбригада | |||||
(1) | Современный транспорт – зона повышенной опасности. | | 3 | | | ||||
(2) | Юные пешеходы. Дети – пассажиры. Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. | | 3 | | | ||||
Раздел 3: Организация дорожного движения | 72 | 40 | 32 | | |||||
| Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность) | 9 | 6 | 3 | Тестирование | ||||
(1) | История и развитие Правил дорожного движения в России. Первые автомобили. | | 3 | | | ||||
(2) | Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районе проживания обучающихся. | | 2 | 2 | | ||||
(3) | Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. | | 1 | 1 | | ||||
| Тема 2: Светофор | 6 | 3 | 3 | Реферат | ||||
(1) | Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. | | 3 | | | ||||
(2) | Сигналы светофоров. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. | | | 3 | | ||||
| Тема 3: Знаки регулировщика | 5 | 2 | 3 | Тестирование | ||||
(1) | Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования ДД. | | 1 | | | ||||
(2) | Современный регулировщик. Знаки регулировщика. | | 1 | 2 | | ||||
(3) | Тренировка в подаче сигналов регулировщика.Решение ситуационных задач. Компьютерное тестирование. | | | 1 | | ||||
| Тема 4: Дорожные знаки | 30 | 15 | 15 | Тестирование | ||||
(1) | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. | | 6 | 6 | | ||||
(2) | Места установки дорожных знаков. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. | | 3 | 3 | | ||||
(3) | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. | | 3 | 3 | | ||||
(4) | Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. Изготовление макетов дорожных знаков. | | 3 | 3 | | ||||
| Тема 5: Дорожная разметка | 6 | 3 | 3 | Практическое задание | ||||
(1) | Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. | | 1,5 | 1,5 | | ||||
(2) | Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение. | | 1,5 | 1,5 | | ||||
| Тема 5: Перекресток | 7 | 5 | 2 | Практическое задание | ||||
(1) | Перекрестки и их виды. | | 1 | | | ||||
(2) | Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. | | 2 | 1 | | ||||
(3) | Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. | | 2 | 1 | | ||||
| Тема 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия) | 5 | 2 | 3 | Задачи | ||||
(1) | Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. | | 2 | | | ||||
(2) | Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП. Дорожные ловушки. | | | 3 | | ||||
| Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя | 4 | 4 | - | Сообщение | ||||
(1) | Транспортная культура. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» | | 2 | | | ||||
(2) | Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Основы страхования. | | 2 | | | ||||
Раздел 4: Основы медицинских знаний | 11 | 6 | 5 | Тестирование | |||||
(1) | Аптечка автомобиля и ее содержимое. | | 1 | 1 | | ||||
(2) | Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Транспортировка пострадавшего и мобилизация. | | 1 | 1 | | ||||
(3) | Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. П/З: Наложение жгута, различных видов повязок, шины. | | 2 | 1 | | ||||
(4) | Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | | 1 | 1 | | ||||
(5) | Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. | | 1 | 1 | | ||||
Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. | 31 | 7 | 24 | Фигурное вождение велосипеда | |||||
(1) | История создания велосипедов. Виды велосипедов. | | 2 | 1 | Презентация | ||||
(2) | Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров. | | 3 | 1 | | ||||
(3) | Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. | | 2 | 2 | | ||||
(4) | Тренировочные занятия. Преодоление на велосипеде искусственных препятствий. | | | 4 | | ||||
(5) | | | 4 | | |||||
Раздел 6: Участие в олимпиадах по ПДД, муниципальных межведомственных акциях | 330 | | 30 | Подготовка, оформление документации, участие | |||||
| ИТОГО: | 144 | 65 | 79 | |
Содержание программы.
1 год обучения.
Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. История движения ЮИД. Основные направления работы отряда ЮИД. Структура и организация работы отряда ЮИД. Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения: значок, удостоверение, одежда; отрядная символика. Краткий анализ ситуации дорожно-транспортного травматизма в г. Воскресенске, позиция людей по отношению к соблюдению ПДД, убеждение детей в необходимости знать законы улиц и дорог, обеспечивая этим свою безопасность. Вводный инструктаж перед проведением занятий.
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД. Изготовление плана-карты безопасного маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности
Современный транспорт- зона повышенной опасности. Причины транспортных аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной ситуации.
Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения, дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.
Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Правила поведения при аварийной ситуации. Пассажир – заложник (правила поведения).
Раздел 3: Организация дорожного движения
Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность)
История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые, специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районах проживания обучающихся. Служба ГИБДД. Дисциплина участников ДД. Пропаганда знаний ПДД. Оказание первой медицинской помощи. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.
Практика.Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету, анализ дорожных ситуация вблизи территории школы.
Тема 2: Светофор
Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора
Тема 3: Знаки регулировщика
Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования дорожного движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.
Практика: Работа с макетом дорожных ситуаций.
Тема 4: Дорожные знаки
Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Современные дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Места установки дорожных знаков.
Практика:
Изготовление макетов дорожных знаков.
Тема 5: Дорожная разметка
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение. Пользование разметкой, ориентирование в движении. Расположение транспортных средств на проезжей части. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Тема 5: Перекресток
Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Практика:
Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций. Дорожные знаки по пути в школу.
Тем 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия)
Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожно-транспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.
Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог.
Движение обучающихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.
Практика:
Решение ситуационных задач по теме. Решение задач по билетам ГИБДД (категории «А» и «Б»)
Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Транспортная культура. Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения». Основы страхования: договоры с родителями, попечителями, другими родственниками. Страховая сумма. Государственные страховые фирмы.
Профилактика ДТП. Традиционно-массовые мероприятия.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторин, ребусов по ПДД в уголок.
Проведение в начальной школе «Минуток безопасности», бесед «Азбука дороги».
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по межведомственному плану).
Подготовка и проведение мероприятий по ПДД для школьников и дошкольников.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Итоги освоения образовательной программы:
Результаты мониторинга у детей показывают их уровень знаний при освоении программы, результаты воспитания, развитие коммуникативных навыков и умение работать в команде. При освоении обучающимися 1 года обучения программы «Дорожный патруль» используется входной, промежуточный и итоговый мониторинг, выраженный в различных формах проведения, а именно:
Входной - Проверка знаний основ ПДД и безопасности обучающихся в качестве пешехода и велосипедиста
Промежуточный - Изготовление схем безопасного маршрута, опросы, викторины.
Итоговый - Практическое занятие с созданием памятки
У обучающихся формируются личностные результаты: самостоятельность в принятии правильных решений, убеждённость и активность в пропаганде ПДД, как необходимости сохранения своей жизни, здоровый образ жизни, внимательность и вежливость к участникам дорожного движения.
Учебно-тематический план
2 года обучения
№ урока | Раздел и тема | Часов | В том числе | Формы контроля | |
Теория | Практ. | ||||
Раздел 1: Введение. Юные помощники ГИБДД | 8 | 5 | 3 | Презентация | |
| Введение. Структура и организация работы клуба ЮИД. Инструктаж по ТБ. | | 2 | 3 | |
| Обязанности и права юного инспектора движения. Беседа с сотрудником ГИБДД | | 3 | | |
Раздел 2: «Профиль». С ПДД достигнем цели - вместе будем мы сильнее | 45 | 40 | 5 | Тестирование, практическое задание | |
| Решение ситуативных задач, билетов по ПДД для обучающихся | | 40 | | |
| Организация совместной работы с родителями: повышение педагогической культуры родителей; изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания | | | 5 | |
Раздел 3: «Движение». Организация и проведение тематических мероприятий. Мероприятия в сфере профилактики и безопасности дорожного движения на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений. Участие в олимпиадах по ПДД, муниципальных межведомственных акциях. | 80 | 10 | 70 | Подготовка, оформление документаци, участие | |
| Тема 1. «Тротуар возможностей» | | 2 | 15 | мероприятие |
| Тема 2: «Улица способностей» | | 2 | 15 | мероприятие |
| Тема 3: «Бульвар надежд» | | 2 | 15 | мероприятие |
| Тема 4: «Перекрёсток побед» | | 2 | 15 | мероприятие |
| Тема 5: «Магистраль успеха» | | 2 | 10 | мероприятие |
Раздел 4: «Достижение» | 11 | 6 | 5 | мероприятие | |
| Муниципальный фестиваль оздоровительных лагерей с дневной формой пребывания детей «Угличане за безопасность на дорогах» | | 6 | 5 | |
| ИТОГО: | 144 | 61 | 83 | |
Содержание программы
2 года обучения
Раздел 1: Введение. Юные помощники ГИБДД
Вводный инструктаж перед проведением занятий. Занятие КТД «Понятие и слагаемые успеха ЮИД», экскурсия в отдел ГИБДД, практическое занятие «Использование символики в деятельности ЮИД». Просмотр фото- и видеоматериалов.
Раздел 2: «Профиль». С ПДД достигнем цели - вместе будем мы сильнее. Практическое занятие «Есть идея!», практическое занятие «Слагаемые успеха юидовца», практическое занятие «социальная реклама как один из способов пропаганды БДД»
Раздел 3: «Движение». Личностный рост в процессе занятий через прохождение испытаний «Тротуар возможностей» -«Улица способностей»- «Бульвар надежд» -«Перекрёсток побед» -«Магистраль успеха».
Раздел 4: «Достижение» Профилактика ДТП, мероприятия.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторин, ребусов по ПДД.
Проведение в начальной школе «Минуток безопасности», бесед «Азбука дороги».
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по межведомственному плану).
Подготовка и проведение мероприятий по ПДД для школьников и дошкольников. Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Итоги освоения образовательной программы:
Мониторинг результативности в группе 2 года обучения показывает уровень знаний обучающихся при освоении программы, умение работать в команде. При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов: мониторинга:
Входной: определение количества и качества уже приобретённых знаний посредством проведения викторины;
Промежуточный: определение количества и качества усвоенных знаний обучающихся по разделу или нескольким разделам с целью выявления эффективности образовательного подхода и внесения коррективов в последующий образовательный процесс с учётом результата промежуточного – это практические и творческие задания с использованием магнитного планшета;
3. Итоговый: Проведение практического занятия и проверка знаний ПДД с использованием упражнений – тренажёров.
Информация, собранная путём мониторинга, поможет понять фактический результат образовательной деятельности и соответствие его поставленным целям, направление на улучшение качества и доступности программы.
Учебно-тематический план
3 года обучения.
№ | Раздел и тема | Часов | В том числе | Формы контроля | |
Теория | Практ. | ||||
Раздел 1: «Введение. Правила движения – закон улиц и дорог». | 8 | 4 | 4 | Презентация | |
| Инструктаж по ТБ.Оформление уголка по безопасности дорожного движения. | 4 | 2 | 2 | |
| История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. | 4 | 2 | 2 | |
Раздел 2: «ПДД. Общие положения». | 55 | 50 | 5 | практичес-кое задание | |
| Обязанности пешеходов, водителей. Решение ситуативных задач, билетов по ПДД | 27 | 25 | 2 | |
| Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.Решение ситуативных задач, билетов по ПДД | 28 | 25 | 3 | |
Раздел 3: «Дорога, её элементы и правила поведения на дороге». | 69 | 15 | 54 | Решение задач по теме | |
| Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | 5 | | 5 | |
| Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. | 7 | 1 | 6 | |
| Места установки дорожных знаков. | 5 | 1 | 4 | |
| Вертикальная разметка и ее назначение. | 5 | 1 | 4 | |
| Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. | 5 | 1 | 4 | |
| Виды светофоров. | 5 | 1 | 4 | |
| Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. | 6 | 1 | 5 | |
| Перекрестки и их виды.Проезд перекрестков. | 6 | 1 | 5 | |
| Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. | 6 | 1 | 5 | |
| Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. | 6 | 1 | 5 | |
| Перевозка людей. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. | 6 | 1 | 5 | |
| Правила перехода для каждого пешехода.Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.Дорожные ловушки. Решение задач по теме.Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. | 7 | 5 | 2 | |
Раздел 4: «Медицина» | 12 | 6 | 6 | мероприятие | |
| ДТП. Причины ДТП. Основные требования при оказании ПМП при ДТП. | | | | |
| Аптечка автомобиля и ее содержимое. | | 1 | 1 | |
| Виды кровотечений. Способы наложения повязок. | | 1 | 1 | |
| Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | | 1 | 1 | |
| Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | | 1 | 1 | |
| Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. | | 1 | 1 | |
| Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. | | 1 | 1 | |
| ИТОГО: | 144 | 75 | 69 | |
Содержание программы
3 год обучения.
Раздел 1.Введение. Правила движения – закон улиц и дорог.
Инструктаж по технике безопасности. Теория. Организационные вопросы (структура, положение, обязанности, расписание занятий).
Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
Раздел 2. ПДД. Общие положения.
Теория. Обязанности пешеходов, водителей. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Практика. Решение ситуативных задач, билетов по ПДД.
Раздел 3. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
Теория.
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Вежливые отношения пассажиров и водителя.
Места установки дорожных знаков
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки.
Вертикальная разметка и её назначение.
Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов.
Виды светофоров. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Перекрёстки и их виды. Проезд перекрестков с движением, на которых
управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд перекрёстков. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. Пешеходные переходы.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
Перевозка людей. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы
после выхода из транспортных средств. Правила перехода для каждого пешехода. Движение по тротуарам и пешеходным переходам. Дорожные ловушки. Решение задач по теме. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Раздел 4. Медицина. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Причины ДТП. Основные требования при оказании первой медицинской
помощи при ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их
наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Массовые мероприятия. Практика.
Подготовка и проведение игр по ПДД в т\о.
Подготовка муниципального этапа всероссийского конкурса «Безопасное колесо».
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах по ПДД
Итоги освоения образовательной программы:
Оценка достижений предполагает комплексный подход к отслеживанию результатов освоения программы. В системе оценивания используется оценка, используемая по разным признакам:
- экспертная (наблюдения, самооценка, самоанализ);
- внешняя оценка (в форме мониторинговых исследований в различных формах оценивания в соответствии с этапом обучения, целями и задачами;
- оценка портфолио: участие в конкурсах, акциях, соревнованиях и тд.;
- дифференцированная оценка.
Для диагностики результатов выбраны следующие виды заданий: работа с таблицами, составление и распознавание схем, карт, работа с различными источниками и поиск информации, взаимоконтроль, групповая работа, разработка безопасного маршрута, проектная деятельность.
Осваивая разделы программы, обучающийся в конце обучения сможет осознанно выбрать будущую специальность, используя полученный комплекс знаний и навыков.
Формой итогового контроля является участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, фестивалях. Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы по годам обучения, а также - стабильность контингента клуба ЮИД, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности и развитие ответственности.
Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания в области ПДД закрепляются на практике, при выполнении определённых заданий и проведении мероприятий. Такие занятия для ребят не утомительны, они формируют знания и умения, имеют практический смысл. Оценка результатов используется для оценки уровня и качества знаний обучающихся, для корректировки работы и постановки задач на следующие занятия.
В системе мониторинга клуба ЮИД используются следующие формы диагностики: наблюдение, опрос, работа с индивидуальными заданиями, участие в конкурсах и акциях различного уровня.
Главная задача – сформировать адекватную оценку собственных достижений обучающихся, которые базируются на стремлении к дальнейшему совершенствованию.
Для групп 1, 2 года обучения проходят опросы по пройденным темам, а обучающимся 3 года обучения предлагается промежуточный мониторинг по теме «Дорожные знаки и дополнительные средства информации». Подведение итогов тестирования осуществляется по бальной системе. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Итоги тестирования подводятся по принципу ранжирования в соответствии с числом набранных баллов.
Текущий мониторинг обучающихся заключается в заполненных по темам рабочих тетрадях, выполненных заданиях и участия юидовцев в муниципальных и региональных профилактических акциях и конкурсах.
Так, в течение учебного года члены клуба «Дорожный патруль» участвуют в муниципальных и региональных профилактических акциях:
- «Засветись!», «Пешеход! Стань ярче!», «Пристегни самое дорогое», «Пешеход! Внимание, переход!», «Дорожные ловушки», «Талисман БДД», «Я – яркий! А ты?» профилактическая акции посвящённой Дню белой трости, вечер посвящённый Дню инвалида; областных он-лайн викторин «Безопасная зима», «Надо знать, как действовать!», «#Безопасность.ЧС»; не менее 20 региональных и муниципальных конкурсах.
В клубе ЮИД работа базируется на стремлении обучающихся к дальнейшему совершенствованию. Педагог старается подчеркнуть достижения каждого обучающегося, похвалить его и показать перспективу в работе на следующем занятии. Информация, собранная путём мониторинга, помогает понять фактический результат образовательной деятельности и соответствие его поставленным целям, а также направление на улучшение качества и доступности программы, в соответствии с результатами мониторинга.
Обеспечение программы:
Методическое обеспечение.
Государственный образовательный стандарт.
План работы клуба ЮИД «Дорожный патруль».
Правила дорожного движения РФ (официальный текст с комментариями и иллюстрациями).
Газета «Добрая дорога детства».
Мультфильмы и видеоролики по БДД и ДДТТ.
Методические разработки для обучающихся.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Конституция РФ, конвенция «О правах ребёнка», правила дорожного движения (в последней редакции), устав учреждения дополнительного образования, данная образовательная программа, план работы клуба ЮИД «Дорожный патруль», положение об объединении ЮИД.
Материально-техническое и научно-методическое обеспечение.
- оборудование: магнитный планшет, знаки дорожного движения – магниты, настольные игры по безопасности дорожного движения, учебное полотно «дорога»;
- отличительные жилеты и кепки участников клуба ЮИД;
- компьютер с экраном и проектором;
- газета «Добрая Дорога Детства»;
-сборники сценариев и методических материалов по ПДДТТ;
- изображения знаков дорожного движения;
- набор плакатов в папке «Азбука юного пешехода»;
- набор плакатов в папке «Дорожная азбука».
- электронное учебное пособие «Тесты по правилам дорожного движения»;
- плакат по ПДД (для дошкольников)
Для обеспечения образовательного процесса, мониторинга и организации ЮИД, ведётся группа клуба «Дорожный патруль», в социальной сети ВКонтакте, ссылка на группу - https://vk.com/club157661790
Информационные источники.
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова - М.: Третий
Рим, 2007;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273_ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14;
4. Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Третий Рим, 2007
5. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
7. Газета «Добрая дорога детства»
8.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.
9. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.
Нормативно-правовые документы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№273-ФЗ; Федеральный закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993г.№1090 (с изменениями и дополнениями); Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. №196 в редакции от 10.03.2009г.); Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242); О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564); Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844);
Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ
« Дорожный патруль» | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов в год | Режим занятий |
1 год | 02.09.2022 | 31.05.2023 | 38 | 144 часа | 2 раза в неделю по 2ч. |
2 год | 02.09.2022 | 31.05.2023 | 38 | 144 часа | 2 раза в неделю по 2ч. |
3 год | 01.09.2022 | 30.05.2023 | 38 | 144 часа | 2 раза в неделю по 2ч. |
Угличский муниципальный район
Управление образования
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
«Утверждаю»
Директор ______________________Н. В. Макарова
«______»_________________ 2022 г.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа
«Дорожный патруль»
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Королькова Татьяна Викторовна
г.Углич
2022 г.