12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Куликова Людмила Владимировна471 Живу и работаю в городе Березники. Школа наша самая продвинутая во всех отношениях. Здесь работают креативные,
творческие педагоги.Работу свою ценю, коллег уважаю. Россия, Пермский край, Березники Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный мир»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Березники Пермского края
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
протокол № 1 от 30.08.2021г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «Школа №7»
___________ О.Н. Никитина
Приказ № 375 от 01.09.2021г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Кукольный мир»
Составитель:
Куликова Людмила Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Березники, 2023-2024
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
программа составлена 1.09.2022 г.
Название программы | «Кукольный мир» |
Вид программы | Модифицированная |
Уровень Программы | Стартовый |
Направленность программы | Общеразвивающая |
Продолжительность образовательного процесса | 1 год |
Возраст обучающихся | 12-15 лет |
Год основания творческого объединения | 2022 год |
Цель программы | Приобщение учащихся к занятиям творчеством посредством изготовления кукол из подручных материалов. |
Аннотация программы | Содержание данной программы направлено на самоопределение личности и создает условия для ее самореализации, а также пробуждает интерес у учащихся к истории происхождения игрушки, к народному творчеству и знакомству с промыслами родного края. Актуальность программы в том, что воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Без знания своих корней, без обращения к традиционным культурным ценностям невозможно воспитать образованную личность с серьёзными духовными запросами, и уже на школьной скамье имеющей сформирование потребности, и в целом, подготовленной к большой жизни. Эти задачи наиболее актуальны сегодня в современном мире. Педагогическая целесообразность в программе в том, что приобщение детей столичной школы к истокам народного искусства, его традициям предполагает их ознакомление с целостным миром русской народной и обрядовой куклы. Занятия помогают понять культурно-исторический смысл и ценность изделий ручной работы над изготовлением куклы, её специфику, как особого вида творчества, формы бытования, развития. Благодаря занятиям по данной программе, создаются условия для развития художественно-трудового творчества детей, решаются художественно-конструкторские задачи разного типа, на основе творческих принципов народного искусства, а также формируются швейные, конструктивные и трудовые умения и навыки. Всё это позволит сориентировать на ряд рабочих профессий, связанных с кройкой, шитьём, изобразительным творчеством. |
Содержание программы
№ раздела | Наименование раздела | Стр. |
1 | Комплекс основных характеристик программы | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2 | Цели и задачи программы | 6 |
1.3 | Содержание программы | 7 |
1.4 | Планируемые результаты | 14 |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий | 15 |
2.1 | Календарный учебный график | 15 |
2.2 | Условия реализации программы | 16 |
2.3 | Формы аттестации | 17 |
2.4 | Оценочные материалы | 17 |
2.5 | Методические материалы | 20 |
2.6 | Список литературы | 23 |
3 | Приложения | 24 |
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный мир» художественной направленности, предназначена для ознакомления и обучения детей технике изготовления народной и современной текстильной куклы своими руками.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи""
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Отличительные особенности программы от указанных выше программ этой области заключаются в том, что:
По данному направлению существует типовая программа МП СССР для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ 1986 года «Мягкая игрушка», а также индивидуальные авторские программы других руководителей.
Актуальность программы Актуальность программы в том, что воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Без знания своих корней, без обращения к традиционным культурным ценностям невозможно воспитать образованную личность с серьёзными духовными запросами, и уже на школьной скамье имеющей сформирование потребности, и в целом, подготовленной к большой жизни. Эти задачи наиболее актуальны сегодня в современном мире.
Педагогическая целесообразность в программе в том, что приобщение детей школы к истокам народного искусства, его традициям предполагает их ознакомление с целостным миром русской и обрядовой куклы.
Краткая характеристика предмета.
Изучаются народные игрушечные промыслы России, элементы народных костюмов, практически осваиваются различные виды народного искусства (календарные праздники и обряды, народная игрушка, кукла в русском костюме, природные материалы, работа с тканью и картоном).
Новизной и отличительной особенностью данной программы является работа в творческой мастерской на 2-ом и 3-ем годах обучения. Учащиеся регулярно участвуют в городских и Всероссийских выставках-конкурсах.
Для поддержания постоянного интереса детей к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. С учетом интереса и способностей детей, на каждую заданную тему предлагается на выбор не одна куколка, а несколько её видов. Содержание практических работ подобрано таким образом, чтобы работать с детьми разного возраста и с разными способностями одновременно. В связи с этим, используется принцип индивидуального подхода к каждому.
Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.
В начале года даются более лёгкие основы технологии изготовления кукол, например из картона, направляется деятельность учащихся на правильное выполнение различных операций и проверяется качество выполненной работы.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляют свою выдумку, фантазию и воображение. В куколке должно ощущаться авторство ребенка, самостоятельный творческий подход.
Для преодоления детьми затруднений в процессе работы, ему оказывается помощь:
- стимулирующая (воздействие направлено на активизацию собственных возможностей);
- эмоционально – регулирующая (оценочные суждения, одобряющие или порицающие действия ребенка);
- направляющая.
Для сплочения коллектива, ускорения работы, улучшения качества выполняемой работы используется коллективное изготовление одной куклы.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 12-15 лет. Численность обучающихся в группе до 12 человек.
Срок реализации программы составляет 3 года
Форма обучения: очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: - формирование интереса детей к миру традиционной русской культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- воспитание чувства прекрасного и развитие детей внимания и аккуратности;
Задачи программы:
Предметные:
- развить способности преобразования материала из одной формы выражения в другую, уметь комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной;
- научить ребенка приемам и способам изготовления швейной игрушки из ткани
научить изготавливать игрушки самостоятельно при помощи готовых шаблонов из картона.
Личностные:
- создать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия для развития воображения, фантазии;
- стимулировать чувственно-эмоциональные сферы личности ребенка;
- сформировать у ребенка понятие игрушки (познакомить с историей народной игрушки, с художественными промыслами, с народными традициями отдельных центров;
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | | | ||
Всего | Теория | Практика | 1 гр | 2 гр | ||
| | | | | | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Первые шаги Просмотр готовых изделий (обсуждение), Знакомство и подготовка материалов к работе.
Материалы и инструменты для изготовления куклы. Работа с шаблонами из картона. Вырезание куклы из картона ножницами (4 шт) Клей, виды клея. Приготовление клея. Склеивание заготовок куклы Придавание объёма заготовке из картона. Работа с цветной бумагой (лицо куклы). Работа с цветной бумагой (одежда для куклы) Вырезание деталей одежды для куклы. Изготовление мелких дополнительных элементов). Кукла из ниток. Просмотр готовых изделий. Свойства кукол из ниток и назначение. Наматывание ниток для основы куколки. Знакомство с Сергиев Посадским промыслом игрушек и с историей создания матрешки. Вырезание матрёшки из бумаги по шаблону. Оформление лица и платка у матрёшки. Оформление сарафана мелкой аппликацией. Знакомство с деревянными игрушечными промыслами России Рисование деревянной куклы в карандаше. Рисование куклы красками. Правила раскладки ткани при раскрое. Крой ткани на платье куклы. Правила перевода шаблонов, раскроя бумаги. Игрушки-сувениры, зарисовка игрушки в карандаше. Просмотр фильма об игрушках сувенирах. Изготовление игрушки из коробочного картона. Вырезание деталей лошадки. Склеивание деталей. Свойства клея. Чертёж подставки для игрушки. Соединение подставки с лошадкой. Заключительная отделка (глазки, сбруя) Кукла из картона комбинированная с тканью. Вырезание деталей куклы. Оформление куклы красками. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 2 | 1.09 1.09 8.09 8.09 15.09 15.09 22.09 22.09 29.09 29.09 6.10 6.10 13.10 13.10 20.10 20.10 27.10 27.10 3.11 3.11 10.11 10.11 17.11 17.11 24.11 24.11 1.12 1.12 8.12 8.12 15.12 15.12 22.12 22.12 29.12 29.12 12.01 12.01 19.01 19.01 26.01 26.01 2.02 2.02 9.02 9.02 16.02 16.02 29.02 29.02 14.03 14.03 21.03 21.03 28.03 28.03 4.04 4.04 11.04 11.04 18.04 18.04 25.04 25.04 2.05 2.05 16.05 16.05 23.05 23.05 | 7.09 7.09 14.09 14.09 21.09 21.09 28.09 28.09
5.10 5.10 12.10 12.10
19.10 19.10 26.10 26.10 2.11 2.11 9.11 9.11 16.11 16.11 23.11 23.11 30.11 30.11 7.12 7.12 14.12 14.12 21.12 21.12 28.12 28.12 11.01 11.01 18.01 18.01 25.01 25.01 1.02 1.02 8.02 8.02 15.02 15.02 22.02 22.02 7.03 7.03 15.03 15.03 22.03 22.03 29.03 29.03 5.04 5.04 12.04 12.04 19.04 19.04 26.04 26.04 3.05 3.05 17.05 17.05 24.05 24.05 |
35 | Итог | | | | 70 | 70 |
Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие
Теория: Вводное занятие
Знакомство с детьми. Знакомство с программой работы на год, образцами кукол, тканей, правилами поведения.
2. куклы-сувениры из картона.
2.1 Обзор кукол
Теория: Беседа о происхождении игры и игрушки. Знакомство с Сергиев Посадским промыслом игрушек и с историей создания матрешки.
Практика: Правила раскладки и перевода шаблонов, раскроя бумаги.
2.2.« Игрушки-сувениры, комбинированные из ткани»
Теория: Знакомство с деревянными игрушечными промыслами России.
Правила раскроя картона.
Практика: Изготовление игрушек комбинированных из ткани и меха.
Знакомство с выкройками, подбор материалов, раскрой деталей по шаблону. Сшивание деталей игрушки, набивка, соединение всех деталей между собой. Оформление мордочки, глаз и деталей одежды.
2.3. «Рисунок»
Теория: Правила пользования красками и кистями.
Практика: Рисование на темы:
- цветы;
- кукла - матрёшка;
2.4. «Аппликация»
Теория: Понятие «аппликация»
Практика: Изготовление аппликации из бумаги «Матрёшка»
2.5. «Лепка из соленого теста»
Теория: Правила лепки из теста. Рецепт приготовления соленого теста для работы.
Практика: Лепка работ по темам: Кукла-малыш, «котик»
2.6. «Изготовление выставочных образцов»
Теория: Знакомство с традициями и изготовлением народных кукол.
Практика: Изготовление народных кукол (нянюшка, пеленашка).
2.7. «Подвижная кукла из картона» Теория: Материалы для куклы. Способы соединения деталей.
Практика: Изготовление куклы из прочного картона. Изготовление съёмной одежды для куклы.
2.8. «Изготовление куклы из ниток
Теория: Нитки, свойства и виды кукол.
Практика: Способы наматывания ниток для изготовления куклы.
3. Проекты с пошаговыми инструкциями.
3.1. «Кукла из солёного теста с дополнительными деталями»
Теория: Правила лепки из теста, правила крепления деталей.
Практика: Лепка деталей куклы и крепление деталей по образцу.
3.2. «Аппликация Кукла»
Теория: Объёмная аппликация 3-Д, её особенности.
Практика: Работа с шаблонами, вырезание деталей, оформление куклы.
3.3. «Куклы»
Теория: Русские обряды и традиции народной куклы. Современная кукла.
Практика: Изготовление народных кукол (расщепуха, крестец, зернушка)
Изготовление современной куклы.
3.4. «Аппликация (шпагат, мешковина)»
Теория: Правила работы со шпагатом, мешковиной. Выбор аппликации.
Практика: Изготовление куклы в технике аппликации со шпагатом.
3.5. «Изготовление выставочных образцов»
Теория: Разработка модели куклы, понятие «Модель»
Практика: Разработка и изготовление авторской куклы из картона.
3.6. «Изготовление современной куклы. Подбор образа, материала для работы.»
Теория: Виды кукол.
Практика: разработка шаблонов, вырезание и шитье куклы из ткани
3.7. «Кукла из папье маше»
Теория: Возникновение папье маше.
Практика: лепка по основе 7 слоев.
3.8. «Кукла из пластилина»
Теория: свойства пластилина и куклы из пластилина.
Практика: Вылепливание деталей куклы по образцу.
3.9. «Кукла -оберег»
Теория: История происхождение куклы.
Практика: Работа с тканью, пошив куклы из квадрата ткани.
3.10. «Одежда для куклы»
Теория: Виды одежды. Правила шитья.
Практика: Шитье штанов и платья для куклы.
3.11. «Кукла плетёная»
Теория: Мягкая проволока, свойства проволоки.
Практика: Плетение куклы поэтапно.
4.Творческие проекты
4.1. «Кукла из картона с одеждой»
Теория: Виды кукол для игры.
Практика: Изготовление игровой куклы
5. Итоговое занятие
Изготовление объёмной куколки из картона самостоятельно.
1.4. Планируемые результаты
В конце первого года обучения дети должны знать:
- промыслы народных игрушек России;
- историю создания матрешки.
Должны уметь:
- переводить шаблон на картон;
- работать с карандашом;
- шить вручную (швы: назад иголка, обметочный и потайной);
- пришивать пуговицы;
- вносить элементы творчества в выполняемую работу.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- традиции русских народных костюмов;
- правила раскроя ткани;
- понятия: аппликация, объём.
Должны уметь:
- изготавливать куколки, комбинированные из ткани и картона;
- изготавливать более сложные и трудоемкие изделия с большим количеством усложняющих элементов и декоративной отделки.
- изготавливать традиционные игровые куклы (нянюшка, пеленашка)
- лепить небольшие фигурки из соленого теста (глины);
- изготавливать аппликации.
К концу третьего года обучения должны знать:
- различные виды кукол.
Должны уметь:
- изготавливать сложные и трудоемкие изделия с большим количеством усложняющих элементом;
- вместе с педагогом разрабатывать новые образцы игрушек, кукол и изготавливать их;
- самостоятельно сшить простую игрушку и оценить качество готового изделия.
В результате освоения программы
обучающиеся научатся:
-самостоятельно планировать свою работу по изготовлению кукол различной степени сложности, выбирать материалы и инструменты для создания куклы наиболее эффективным способом;
Будут сформированы:
- уважительное отношение к традициям своего края;
- волевые качества: терпение, ответственность и усидчивость.
- чувство взаимопомощи при изготовлении коллективной куклы.
2.1. Календарный учебный график
Режим занятий | 9в - 8а |
Четверг Пятница | 13.50-15.20 13.50-15.20 |
Итого | 70 часов в год |
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
2. Перечень оборудования учебного кабинета: компьютер, медиа-проектор, столы и стулья для учащихся и педагога, стол для резки картона и ткани с подкладочным материалом, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий, учебных материалов.
3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
различные полупрофессиональные приспособления ( степлеры, фигурные дыроколы и т.д)
4. Информационное обеспечение представлено в виде:
– подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
– профессиональной и дополнительной литературы для педагога, учащихся, родителей.
5. Перечень технических средств обучения: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, колонки.
6. Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н, имеющий знания в области робототехники и конструирования.
7. Организационно-педагогические условия.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами.
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания предметных результатов учащихся на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
Текущая аттестация – проводится после прохождения каждой темы, раздела с целью выявления пробелов в усвоении материала в форме: практических заданий, опросов, соревнований, игр, презентаций.
Промежуточная аттестация – проводится в конце 1 учебного полугодия (декабрь) по изученным темам для выявления уровня освоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Форма проведения: тестирование, устная презентация готовых моделей. Результаты фиксируются в оценочном листе.
Итоговая аттестация – проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе в конце учебного года и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Форма аттестации: соревнование, защита проекта. Результаты также фиксируются в оценочном листе.
Личностные результаты обучающихся измеряются в конце каждого учебного полугодия и также фиксируются в оценочных листах.
Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируются в Портфолио достижений обучающихся, которое также пополняется результатами участия учащихся в конкурсах, соревнованиях, выставках.
Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная и итоговая аттестация в коллективе, самостоятельная работа, проведение открытых и итоговых занятий, выставки в школе, участие в конкурсах и выставках городского, краевого и всероссийского уровней.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг отслеживания результатов реализации программы предполагает фиксацию предметных и личностных результатов по уровням: низкий, средний, высокий.
Мониторинг результатов обучения
Оцениваемые параметры | Низкий | Средний | Высокий |
Теоретическая подготовка | |||
Владение теоретическими знаниями | Учащийся владеет менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой. | Объем усвоенных знаний составляет 50-70%. | Учащийся освоил 70-100% объема знаний, предусмотренных программой. |
Владение понятиями и терминами | Учащийся, как правило, избегает применять специальные термины. | Учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой. | Специальные термины употребляет осознанно и в полном объеме в соответствии с содержанием программы. |
Практическая подготовка | |||
Практические навыки и умения. | Учащийся овладел менее чем 50% предусмотренных программой умений и навыков. | Объем усвоенных навыков и умений составляет 50-70%. | Учащийся овладел 70-100% умений и навыков, предусмотренных программой. |
Владение специальным оборудованием. | Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием. | Работает с оборудованием с помощью педагога. | Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений. |
| Требуется постоянное пояснение педагога при изготовлении модели | Выполняет работу после объяснений педагога. | Самостоятельно выполняет работу без помощи педагога. |
Оценочный лист
№ п/п | Планируемые результаты освоения программы | Диагностический инструментарий | Оценка педагога (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень) | Самооценка обучающегося | ||||
1 | Личностные | Проявление чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи. | Наблюдение | | | |||
2 | Проявление уважительного и бережного отношения к результатам своего труда и труда своих товарищей. | Наблюдение | | | ||||
3 | Проявление волевых качеств: упорства и терпения, ответственности и усидчивости. | Наблюдение | | | ||||
4 | Предметные | Владение теоретическими знаниями | Тестирование, викторины, опросы | | | |||
Владение теоретическими знаниями понятиями и терминами | Тесты, кроссворды | | | |||||
5 | Практические навыки и умения. | Наблюдение, практические задания | | | ||||
Владение специальным оборудованием. | Анализ выполненных работ | | | |||||
Степень самостоятельности в изготовлении куклы по образцу. | Наблюдение | | |
2.5. Методические материалы
При реализации программы используются следующие методы обучения:
словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Методы воспитания, применяемые педагогом: привитие интереса к изготовлению куклы своими руками, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
В соответствии с количеством обучающихся, участвующих в занятии, применяются такие формы организации деятельности учащихся, как: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
К наиболее предпочтительным формам организации учебного занятия можно отнести: рассказ, беседу, дискуссию, учебную познавательную игру, мозговой штурм, практическое занятие.
Педагогические технологии сориентированы на решение следующих задач: научить ребёнка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Наиболее эффективными технологиями здесь представляются: личностно-ориентированные, сотрудничества, игровые, групповые, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.
Наиболее предпочтительными являются:
Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
На занятиях используются игры: обучающие, познавательные, развивающие, творческие, коммуникативные.
2) Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. При проведении учебных занятий применяются такие уровни коллективной деятельности, как:
одновременная работа со всей группой;
работа в парах;
групповая работа на принципах дифференциации.
Деление учебной группы на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач помогает увидеть вклад каждого ученика, развивать самостоятельность и коммуникативность. Обучение осуществляется путем общения детей в динамических группах, когда каждый учит каждого.
Алгоритм учебного занятия
Учебное занятие представляет собой последовательность этапов в организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности.
Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Учебное занятие – последовательность следующих этапов:
1. Организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4. Основной:
а) усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
б) первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
в) закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
г) обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5. Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6. Итоговый.
Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; проанализировать где и почему были допущены ошибки, как их можно было исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели.
2.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология.[Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/Т.П. Авдулова – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336с.
2. Андреева, И.А. «Рукоделие. Популярная энциклопедия».[Текст]/И.А. Андреева - М., 2012 - 86с.
3. Бетина, О. Б. Психология и педагогика. [Текст]: учебное пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2011. – 252 с.
4. Ткачук, Т.М.Тряпичные куклы. [Текст]/ Т.М. Ткачук. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2013. – 32с.
5. Като, Тереза. Текстильные куклы: Скульптурная техника. Интерьерные модели. [Текст]/Тереза Като. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2015. – 96с.
Для обучающегося:
1. Войтановская, Е. Текстильные куклы на каркасе: пошаговый мастер-класс от Nkale. [Текст]/ Е. Войтановская. – СПб.: Питер, 2015. – 32с.
2. Друкер, М. Авторская кукла: Моделирование и декорирование. [Текст]/ М. Друкер. - М.: Издательская группа «Контэнт», 2015. – 80с.
3. Зайцева, А.А. Текстильные куклы в исторических костюмах. [Текст]/ А. А. Зайцева. – М.: Издательство «Э», 2016. – 64с.
4. Иванова, А.А. Ручное вышивание. Простые и украшающие швы. [Текст]/ А.А. Иванова - М.: Культура и традиции, 2013. – 32с.
5. Лаврентьева, Е. Авторская чулочная кукла. Забавные человечки. [Текст]/ Е. Лаврентьева. – СПб.: Питер, 2015. – 64с.
6. Моргуновская, Ю.О. Обережные народные куклы: красиво и просто. [Текст]/ Ю.О. Моргуновская . – М.: Эксмо, 2014. – 32с.
7. Тереза, Като. Шьем текстильных кукол: Основы моделирования и дизайна: Реалистичные модели. [Текст]/ Тереза Като. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2015. – 112 с.