12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куликова Людмила Владимировна471
Живу и работаю в городе Березники. Школа наша самая продвинутая во всех отношениях. Здесь работают креативные, творческие педагоги.Работу свою ценю, коллег уважаю.
Россия, Пермский край, Березники

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Березники Пермского края




РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

протокол № 1 от 30.08.2021г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Школа №7»

___________ О.Н. Никитина

Приказ № 375 от 01.09.2021г.


Дополнительная общеразвивающая программа

«Кукольный мир»




Составитель:

Куликова Людмила Владимировна,

педагог дополнительного образования





г. Березники, 2023-2024






ПАСПОРТ

дополнительной общеразвивающей программы

программа составлена 1.09.2022 г.

Название программы

«Кукольный мир»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы

Стартовый

Направленность программы

Общеразвивающая

Продолжительность образовательного процесса

1 год

Возраст обучающихся

12-15 лет

Год основания творческого объединения

2022 год

Цель программы


Приобщение учащихся к занятиям творчеством посредством изготовления кукол из подручных материалов.

Аннотация программы








Содержание данной программы направлено на самоопределение личности и создает условия для ее самореализации, а также пробуждает интерес у учащихся к истории происхождения игрушки, к народному творчеству и знакомству с промыслами родного края.

Актуальность программы в том, что воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Без знания своих корней, без обращения к традиционным культурным ценностям невозможно воспитать образованную личность с серьёзными духовными запросами, и уже на школьной скамье имеющей сформирование потребности, и в целом, подготовленной к большой жизни. Эти задачи наиболее актуальны сегодня в современном мире.

Педагогическая целесообразность в программе в том, что приобщение детей столичной школы к истокам народного искусства, его традициям предполагает их ознакомление с целостным миром русской народной и обрядовой куклы.

Занятия помогают понять культурно-исторический смысл и ценность изделий ручной работы над изготовлением куклы, её специфику, как особого вида творчества, формы бытования, развития. Благодаря занятиям по данной программе, создаются условия для развития художественно-трудового творчества детей, решаются художественно-конструкторские задачи разного типа, на основе творческих принципов народного искусства, а также формируются швейные, конструктивные и трудовые умения и навыки. Всё это позволит сориентировать на ряд рабочих профессий, связанных с кройкой, шитьём, изобразительным творчеством.



Содержание программы

раздела

Наименование раздела

Стр.

1

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

6

1.3

Содержание программы

7

1.4

Планируемые результаты

14

2


Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Календарный учебный график

15

2.2

Условия реализации программы

16

2.3

Формы аттестации

17

2.4

Оценочные материалы

17

2.5

Методические материалы

20

2.6

Список литературы

23

3

Приложения

24








Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный мир» художественной направленности, предназначена для ознакомления и обучения детей технике изготовления народной и современной текстильной куклы своими руками.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726-р);

- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28

"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи""

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».


Отличительные особенности программы от указанных выше программ этой области заключаются в том, что:

По данному направлению существует типовая программа МП СССР для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ 1986 года «Мягкая игрушка», а также индивидуальные авторские программы других руководителей.

Актуальность программы Актуальность программы в том, что воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Без знания своих корней, без обращения к традиционным культурным ценностям невозможно воспитать образованную личность с серьёзными духовными запросами, и уже на школьной скамье имеющей сформирование потребности, и в целом, подготовленной к большой жизни. Эти задачи наиболее актуальны сегодня в современном мире.

Педагогическая целесообразность в программе в том, что приобщение детей школы к истокам народного искусства, его традициям предполагает их ознакомление с целостным миром русской и обрядовой куклы.

Краткая характеристика предмета.

Изучаются народные игрушечные промыслы России, элементы народных костюмов, практически осваиваются различные виды народного искусства (календарные праздники и обряды, народная игрушка, кукла в русском костюме, природные материалы, работа с тканью и картоном).

Новизной и отличительной особенностью данной программы является работа в творческой мастерской на 2-ом и 3-ем годах обучения. Учащиеся регулярно участвуют в городских и Всероссийских выставках-конкурсах.

Для поддержания постоянного интереса детей к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. С учетом интереса и способностей детей, на каждую заданную тему предлагается на выбор не одна куколка, а несколько её видов. Содержание практических работ подобрано таким образом, чтобы работать с детьми разного возраста и с разными способностями одновременно. В связи с этим, используется принцип индивидуального подхода к каждому.


Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.

В начале года даются более лёгкие основы технологии изготовления кукол, например из картона, направляется деятельность учащихся на правильное выполнение различных операций и проверяется качество выполненной работы.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляют свою выдумку, фантазию и воображение. В куколке должно ощущаться авторство ребенка, самостоятельный творческий подход.

Для преодоления детьми затруднений в процессе работы, ему оказывается помощь:

- стимулирующая (воздействие направлено на активизацию собственных возможностей);

- эмоционально – регулирующая (оценочные суждения, одобряющие или порицающие действия ребенка);

- направляющая.

Для сплочения коллектива, ускорения работы, улучшения качества выполняемой работы используется коллективное изготовление одной куклы.


Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 12-15 лет. Численность обучающихся в группе до 12 человек.

Срок реализации программы составляет 3 года

Форма обучения: очная.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: - формирование интереса детей к миру традиционной русской культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре;

- воспитание чувства прекрасного и развитие детей внимания и аккуратности;


Задачи программы:

Предметные:

- развить способности преобразования материала из одной формы выражения в другую, уметь комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной;

- научить ребенка приемам и способам изготовления швейной игрушки из ткани

научить изготавливать игрушки самостоятельно при помощи готовых шаблонов из картона.

Личностные:

- создать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия для развития воображения, фантазии;

- стимулировать чувственно-эмоциональные сферы личности ребенка;

- сформировать у ребенка понятие игрушки (познакомить с историей народной игрушки, с художественными промыслами, с народными традициями отдельных центров;











1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1 гр

2 гр











1





2





3





4





5





6



7



8





9







10





11





12



13





14





15





16





17





18





19





20





21





22





23





24







25





26





27





28





29





30





31







32





33





34





35

Первые шаги

Просмотр готовых изделий (обсуждение),

Знакомство и подготовка материалов к работе.

Материалы и инструменты для изготовления куклы.



Работа с шаблонами из картона.



Вырезание куклы из картона ножницами (4 шт)



Клей, виды клея. Приготовление клея.



Склеивание заготовок куклы



Придавание объёма заготовке из картона.



Работа с цветной бумагой (лицо куклы).



Работа с цветной бумагой (одежда для куклы)



Вырезание деталей одежды для куклы.



Изготовление мелких дополнительных элементов).

Кукла из ниток. Просмотр готовых изделий.



Свойства кукол из ниток и назначение.



Наматывание ниток для основы куколки.

Знакомство с Сергиев Посадским промыслом игрушек и с историей создания матрешки.



Вырезание матрёшки из бумаги по шаблону.



Оформление лица и платка у матрёшки.



Оформление сарафана мелкой аппликацией.



Знакомство с деревянными игрушечными промыслами России



Рисование деревянной куклы в карандаше.



Рисование куклы красками.



Правила раскладки ткани при раскрое. Крой ткани на платье куклы.



Правила перевода шаблонов, раскроя бумаги.



Игрушки-сувениры, зарисовка игрушки в карандаше.



Просмотр фильма об игрушках сувенирах.



Изготовление игрушки из коробочного картона.



Вырезание деталей лошадки.



Склеивание деталей. Свойства клея.



Чертёж подставки для игрушки.





Соединение подставки с лошадкой.



Заключительная отделка (глазки, сбруя)



Кукла из картона комбинированная с тканью.



Вырезание деталей куклы.



Оформление куклы красками.


2




2




2




2





2





2




2




2




2






2






2





2





2




2





2





2






2





2





2





2






2





2





2





2






2





2





2





2





2





2





2






2





2






2





2





1




1




1




1





1























1






1





1





2









1





1






1















1






1





1





1





1






1





1










1





1










1







1




1




1




1





1





2




2




2




2






1






1





1





2




2





1





1






1





2





2





1






1





1





1





1






1





1





2





1





1





2





1






1





2






1





2









1.09

1.09



8.09

8.09



15.09

15.09



22.09 22.09




29.09

29.09




6.10

6.10



13.10 13.10



20.10

20.10



27.10

27.10




3.11 3.11





10.11 10.11




17.11

17.11




24.11

24.11



1.12

1.12




8.12

8.12



15.12 15.12





22.12 22.12





29.12

29.12





12.01

12.01




19.01 19.01




26.01

26.01




2.02 2.02





9.02 9.02


16.02 16.02




29.02 29.02





14.03

14.03




21.03 21.03




28.03 28.03




4.04 4.04




11.04 11.04




18.04

18.04





25.04 25.04





2.05 2.05




16.05 16.05



23.05 23.05



7.09

7.09



14.09 14.09



21.09 21.09



28.09 28.09

5.10 5.10



12.10 12.10

19.10 19.10



26.10 26.10



2.11 2.11





9.11 9.11





16.11 16.11



23.11 23.11



30.11 30.11



7.12 7.12



14.12

14.12



21.12 21.12





28.12 28.12





11.01 11.01



18.01 18.01





25.01 25.01



1.02 1.02



8.02 8.02





15.02 15.02



22.02

22.02





7.03 7.03





15.03 15.03





22.03 22.03



29.03 29.03



5.04 5.04



12.04 12.04





19.04 19.04





26.04 26.04





3.05 3.05



17.05 17.05



24.05 24.05


35

Итог




70

70



















































Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие

Теория: Вводное занятие

Знакомство с детьми. Знакомство с программой работы на год, образцами кукол, тканей, правилами поведения.


2. куклы-сувениры из картона.

2.1 Обзор кукол

Теория: Беседа о происхождении игры и игрушки. Знакомство с Сергиев Посадским промыслом игрушек и с историей создания матрешки.

Практика: Правила раскладки и перевода шаблонов, раскроя бумаги.

2.2.« Игрушки-сувениры, комбинированные из ткани»

Теория: Знакомство с деревянными игрушечными промыслами России.

Правила раскроя картона.

Практика: Изготовление игрушек комбинированных из ткани и меха.

Знакомство с выкройками, подбор материалов, раскрой деталей по шаблону. Сшивание деталей игрушки, набивка, соединение всех деталей между собой. Оформление мордочки, глаз и деталей одежды.

2.3. «Рисунок»

Теория: Правила пользования красками и кистями.

Практика: Рисование на темы:

- цветы;

- кукла - матрёшка;


2.4. «Аппликация»

Теория: Понятие «аппликация»

Практика: Изготовление аппликации из бумаги «Матрёшка»

2.5. «Лепка из соленого теста»

Теория: Правила лепки из теста. Рецепт приготовления соленого теста для работы.

Практика: Лепка работ по темам: Кукла-малыш, «котик»

2.6. «Изготовление выставочных образцов»

Теория: Знакомство с традициями и изготовлением народных кукол.

Практика: Изготовление народных кукол (нянюшка, пеленашка).

2.7. «Подвижная кукла из картона» Теория: Материалы для куклы. Способы соединения деталей.

Практика: Изготовление куклы из прочного картона. Изготовление съёмной одежды для куклы.

2.8. «Изготовление куклы из ниток

Теория: Нитки, свойства и виды кукол.

Практика: Способы наматывания ниток для изготовления куклы.



3. Проекты с пошаговыми инструкциями.

3.1. «Кукла из солёного теста с дополнительными деталями»

Теория: Правила лепки из теста, правила крепления деталей.

Практика: Лепка деталей куклы и крепление деталей по образцу.

3.2. «Аппликация Кукла»

Теория: Объёмная аппликация 3-Д, её особенности.

Практика: Работа с шаблонами, вырезание деталей, оформление куклы.

3.3. «Куклы»

Теория: Русские обряды и традиции народной куклы. Современная кукла.

Практика: Изготовление народных кукол (расщепуха, крестец, зернушка)

Изготовление современной куклы.

3.4. «Аппликация (шпагат, мешковина)»

Теория: Правила работы со шпагатом, мешковиной. Выбор аппликации.

Практика: Изготовление куклы в технике аппликации со шпагатом.

3.5. «Изготовление выставочных образцов»

Теория: Разработка модели куклы, понятие «Модель»

Практика: Разработка и изготовление авторской куклы из картона.

3.6. «Изготовление современной куклы. Подбор образа, материала для работы.»

Теория: Виды кукол.

Практика: разработка шаблонов, вырезание и шитье куклы из ткани

3.7. «Кукла из папье маше»

Теория: Возникновение папье маше.

Практика: лепка по основе 7 слоев.

3.8. «Кукла из пластилина»

Теория: свойства пластилина и куклы из пластилина.

Практика: Вылепливание деталей куклы по образцу.

3.9. «Кукла -оберег»

Теория: История происхождение куклы.

Практика: Работа с тканью, пошив куклы из квадрата ткани.

3.10. «Одежда для куклы»

Теория: Виды одежды. Правила шитья.

Практика: Шитье штанов и платья для куклы.

3.11. «Кукла плетёная»

Теория: Мягкая проволока, свойства проволоки.

Практика: Плетение куклы поэтапно.


4.Творческие проекты

4.1. «Кукла из картона с одеждой»

Теория: Виды кукол для игры.

Практика: Изготовление игровой куклы

5. Итоговое занятие

Изготовление объёмной куколки из картона самостоятельно.



1.4. Планируемые результаты

В конце первого года обучения дети должны знать:


- промыслы народных игрушек России;

- историю создания матрешки.


Должны уметь:


- переводить шаблон на картон;

- работать с карандашом;

- шить вручную (швы: назад иголка, обметочный и потай­ной);

- пришивать пуговицы;

- вносить элементы творчества в выполняемую работу.


К концу второго года обучения дети должны знать:


- традиции русских народных костюмов;

- правила раскроя ткани;

- понятия: аппликация, объём.


Должны уметь:


- изготавливать куколки, комбинированные из ткани и картона;

- изготавливать более сложные и трудоемкие изделия с большим количеством усложняющих элементов и декоративной отделки.

- изготавливать традиционные игровые куклы (нянюшка, пеленашка)

- лепить небольшие фигурки из соленого теста (глины);

- изготавливать аппликации.


К концу третьего года обучения должны знать:


- различные виды кукол.


Должны уметь:


- изготавливать сложные и трудоемкие изделия с большим количеством усложняющих элементом;

- вместе с педагогом разрабатывать новые образцы игрушек, кукол и изготавливать их;

- самостоятельно сшить простую игрушку и оценить качество готового изделия.







В результате освоения программы

обучающиеся научатся:

-самостоятельно планировать свою работу по изготовлению кукол различной степени сложности, выбирать материалы и инструменты для создания куклы наиболее эффективным способом;

Будут сформированы:

- уважительное отношение к традициям своего края;

- волевые качества: терпение, ответственность и усидчивость.

- чувство взаимопомощи при изготовлении коллективной куклы.


2.1. Календарный учебный график




Режим занятий

9в - 8а

Четверг

Пятница


13.50-15.20

13.50-15.20


Итого

70 часов в год













2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

2. Перечень оборудования учебного кабинета: компьютер, медиа-проектор, столы и стулья для учащихся и педагога, стол для резки картона и ткани с подкладочным материалом, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий, учебных материалов.

3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:

различные полупрофессиональные приспособления ( степлеры, фигурные дыроколы и т.д)

4. Информационное обеспечение представлено в виде:

подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

профессиональной и дополнительной литературы для педагога, учащихся, родителей.

5. Перечень технических средств обучения: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, колонки.

6. Кадровое обеспечение.

Педагог дополнительного образования, реализующий данную дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года № 298н, имеющий знания в области робототехники и конструирования.

7. Организационно-педагогические условия.

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами.








2.3. Формы аттестации

Для отслеживания предметных результатов учащихся на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

Текущая аттестация – проводится после прохождения каждой темы, раздела с целью выявления пробелов в усвоении материала в форме: практических заданий, опросов, соревнований, игр, презентаций.

Промежуточная аттестация – проводится в конце 1 учебного полугодия (декабрь) по изученным темам для выявления уровня освоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Форма проведения: тестирование, устная презентация готовых моделей. Результаты фиксируются в оценочном листе.

Итоговая аттестация – проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе в конце учебного года и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Форма аттестации: соревнование, защита проекта. Результаты также фиксируются в оценочном листе.

Личностные результаты обучающихся измеряются в конце каждого учебного полугодия и также фиксируются в оценочных листах.

Результаты промежуточной и итоговой аттестаций фиксируются в Портфолио достижений обучающихся, которое также пополняется результатами участия учащихся в конкурсах, соревнованиях, выставках.

Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная и итоговая аттестация в коллективе, самостоятельная работа, проведение открытых и итоговых занятий, выставки в школе, участие в конкурсах и выставках городского, краевого и всероссийского уровней. 

2.4. Оценочные материалы

Мониторинг отслеживания результатов реализации программы предполагает фиксацию предметных и личностных результатов по уровням: низкий, средний, высокий.











Мониторинг результатов обучения

Оцениваемые параметры

Низкий

Средний

Высокий

Теоретическая подготовка

Владение теоретическими знаниями

Учащийся владеет менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой.

Объем усвоенных знаний составляет 50-70%.

Учащийся освоил 70-100% объема знаний, предусмотренных программой.

Владение понятиями и терминами

Учащийся, как правило, избегает применять специальные термины.


Учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой.


Специальные термины употребляет осознанно и в полном объеме в соответствии с содержанием программы.

Практическая подготовка

Практические навыки и умения.

Учащийся овладел менее чем 50% предусмотренных программой умений и навыков.

Объем усвоенных навыков и умений составляет 50-70%.


Учащийся овладел 70-100% умений и навыков, предусмотренных программой.

Владение специальным оборудованием.

Учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием.

Работает с оборудованием с помощью педагога.

Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений.


Требуется постоянное пояснение педагога при изготовлении модели

Выполняет работу после объяснений педагога.

Самостоятельно выполняет работу без помощи педагога.

t1710829228aa.gif





Оценочный лист



п/п

Планируемые результаты освоения программы

Диагностический инструментарий

Оценка педагога (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень)

Самооценка обучающегося

1

Личностные

Проявление чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи.

Наблюдение



2

Проявление уважительного и бережного отношения к результатам своего труда и труда своих товарищей.

Наблюдение



3

Проявление волевых качеств: упорства и терпения, ответственности и усидчивости.

Наблюдение




4

Предметные

Владение теоретическими знаниями

Тестирование, викторины, опросы



Владение теоретическими знаниями понятиями и терминами

Тесты, кроссворды




5

Практические навыки и умения.

Наблюдение, практические задания



Владение специальным оборудованием.

Анализ выполненных работ



Степень самостоятельности в изготовлении куклы по образцу.

Наблюдение




2.5. Методические материалы

При реализации программы используются следующие методы обучения:

словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Методы воспитания, применяемые педагогом: привитие интереса к изготовлению куклы своими руками, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

В соответствии с количеством обучающихся, участвующих в занятии, применяются такие формы организации деятельности учащихся, как: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.

К наиболее предпочтительным формам организации учебного занятия можно отнести: рассказ, беседу, дискуссию, учебную познавательную игру, мозговой штурм, практическое занятие.

Педагогические технологии сориентированы на решение следующих задач: научить ребёнка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Наиболее эффективными технологиями здесь представляются: личностно-ориентированные, сотрудничества, игровые, групповые, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.

Наиболее предпочтительными являются:

Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

На занятиях используются игры: обучающие, познавательные, развивающие, творческие, коммуникативные.

2) Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. При проведении учебных занятий применяются такие уровни коллективной деятельности, как:

одновременная работа со всей группой;

работа в парах;

групповая работа на принципах дифференциации.

Деление учебной группы на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач помогает увидеть вклад каждого ученика, развивать самостоятельность и коммуникативность. Обучение осуществляется путем общения детей в динамических группах, когда каждый учит каждого.


Алгоритм учебного занятия

Учебное занятие представляет собой последовательность этапов в организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности.

Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Учебное занятие – последовательность следующих этапов:

1. Организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2. Проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4. Основной:

а) усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

б) первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

в) закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

г) обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5. Контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6. Итоговый.

Задача: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; проанализировать где и почему были допущены ошибки, как их можно было исправить, проговорить способы решения действий, вызвавшие затруднения, организовать рефлексию и самооценку учащихся; проанализировать и оценить успешность достижения цели.


2.6. Список литературы

Литература для педагога

1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология.[Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/Т.П. Авдулова – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336с.


2. Андреева, И.А. «Рукоделие. Популярная энциклопедия».[Текст]/И.А. Андреева - М., 2012 - 86с.


3. Бетина, О. Б. Психология и педагогика. [Текст]: учебное пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2011. – 252 с.


4. Ткачук, Т.М.Тряпичные куклы. [Текст]/ Т.М. Ткачук. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2013. – 32с.


5. Като, Тереза. Текстильные куклы: Скульптурная техника. Интерьерные модели. [Текст]/Тереза Като. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2015. – 96с.


Для обучающегося:


1. Войтановская, Е. Текстильные куклы на каркасе: пошаговый мастер-класс от Nkale. [Текст]/ Е. Войтановская. – СПб.: Питер, 2015. – 32с.


2. Друкер, М. Авторская кукла: Моделирование и декорирование. [Текст]/ М. Друкер. - М.: Издательская группа «Контэнт», 2015. – 80с.


3. Зайцева, А.А. Текстильные куклы в исторических костюмах. [Текст]/ А. А. Зайцева. – М.: Издательство «Э», 2016. – 64с.


4. Иванова, А.А. Ручное вышивание. Простые и украшающие швы. [Текст]/ А.А. Иванова - М.: Культура и традиции, 2013. – 32с.


5. Лаврентьева, Е. Авторская чулочная кукла. Забавные человечки. [Текст]/ Е. Лаврентьева. – СПб.: Питер, 2015. – 64с.


6. Моргуновская, Ю.О. Обережные народные куклы: красиво и просто. [Текст]/ Ю.О. Моргуновская . – М.: Эксмо, 2014. – 32с.


7. Тереза, Като. Шьем текстильных кукол: Основы моделирования и дизайна: Реалистичные модели. [Текст]/ Тереза Като. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2015. – 112 с.







































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.