Программа дополнительного образования «Музыкальная шкатулка» для 5 классов
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа №2
Согласовано зам. директора по ВР _________Н. Г. Гришанова |
Утверждаю Директор МКОУ Рамонской СОШ №2 _____________Зубова Г.Н. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»
ДЛЯ 5 КЛАССОВ
Возраст воспитанников: 11 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор : Васильченко Т.К., учитель музыки, 1 КК
ВНИИСС
2014 -2015уч.год
Предисловие.
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.
Но почему-то хочется вернуться в него. Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье?
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыка.
Музыка связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Да, жизнь трудная, что и говорить, но всё же…давайте себе в утешение вспомним М.Пришвина: «Для чего мы живём? – Для музыкального преображения мира».
Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом.
Вся жизнь детей насыщена музыкой. Она пользуется у детей неизменной любовью.
Большое и разностороннее влияние музыки на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети, постигая тайны музыки, чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно
Пояснительная записка.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения предназначена для использования в 5 классе. Она рассчитана на 53 часа
Музыка – один из самых доступных видов искусства для детей. Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
-с художественным образованием и воспитанием учащихся;
-с формированием эстетического вкуса, художественной культуры учащихся;
-с нравственным воспитанием;
-с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости.
Накопленный многовековой опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании существующей реальности. «Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным». (З.Кодаи).
Среди других видов искусства музыка выделятся своей ассоциативной интегративностью: именно она способна наиболее отчётливо вызывать представления иного, не звукового материала, создавать иллюзию драматического движения и тем как бы сближать, объединять разные виды искусства
«Музыкальный киоск» поможет реализовать общекультурное направление. Без воспитания гармонично разносторонней личности, без развития её творческого музыкального потенциала и кругозора, способной активно воспринимать музыкальное искусство и без развития исполнительских способностей это направление нельзя реализовать.
Новизна программы.
«Музыкальный киоск» приглашает учащиеся 5классов в возрасте 11лет. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться слышать музыку, чувствовать и видеть прекрасное на сцене музыкальных театров, красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Музыкальный киоск» - это механизм, который определяет методы работы учителя по формированию и развитию вокальных навыков, приемы воспитания слушательской культуры . Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, развивать эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку.
Педагогическая целесообразность программы.
Для детей 5 класса занятия по дополнительному образованию -это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных слушательских навыков. Со временем пение и слушание музыки становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность состоит в том, что в программе соблюдены требования, предъявляемые к учебно-педагогическому процессу. Используются педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И. С.);
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход);
- Коллективный способ обучения;
- Педагогика сотрудничества;
- Игровая технология;
-Технология развивающего обучения;
Цели и задачи:
Цели: 1.Раскрыть духовный и творческий потенциал учащихся.
2.Развитие исполнительных умений и навыков.
Задачи: 1.Обобщение музыкальных знаний.
2. Развитие музыкальной грамотности.
3..Воспитание интереса к пению, к музыке.
4..Развитие творческого начала, фантазии и индивидуальности учащихся.
Программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Слушание музыки», «Пение»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников 5 класса
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.
Принципы педагогического процесса:
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, критерии оценки.
По окончании года обучения учащиеся должны овладеть навыками хорового и сольного пения, минимальным репертуаром, предлагаемым программой кружка, навыками правильного дыхания и владения своим голосовым аппаратом, знать основные направления и жанры классической и современной музыки, воспитать в себе слушательскую культуру.
В ходе занятий у учащихся должны сформироваться гуманистические взгляды на жизнь, толерантное отношение ко всем проявлениям культуры.
Условия реализации.
Состав участников не более 12 человек. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Условиями отбора детей являются: их желание заниматься и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе Программа предусматривает комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности
Программа рассчитана на 1 года обучения
Формы и режим занятий.
Занятия 2 раза в неделю. Всего в году – 53 занятия.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов,
Занятие-постановка- развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация солистами театров академической манеры пения.
Концерты и выступления. сольное пение,занятия-игры, занятия-дискуссии
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в месяц .
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из работы кружка .
Итоговое занятие. Урок-концерт. Беседа о поездках. Отчетный концерт.
Ожидаемые результаты обучения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь легким звуком, без напряжения;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью реализации программы
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях и конкурсах.
Содержание курса.
Основные изучаемые вопросы программы музыкально – эстетического направления деятельности состоят из 3 блоков
1. Приглашает «Музыкальный городок».
2.Тайны музыки.
3. История мелодии. «Беседы у рояля». -
При обучении используются музыкальные загадки, викторины, интерактивные игры .
К творческим и практическим заданиям относятся танцевальные импровизации, ассоциативные игры под музыку, уроки танца в студии танца.
1блок Приглашает «Музыкальный городок». Занятий строятся на введение учащихся в мир музыки. Привитие любви к процессу познания мира через музыку. Такие темы, как « В гости к музыке», «В ритме дождя», «Признаки жанра танец.» «Знакомство с музыкальными инструментами», воспитывают интерес и любовь к высокохудожественной музыке. поездки в театр пробуждают желание слушать классическую музыку и формируют умения использовать полученные слушательские навыки на досуге.
Слушая музыку опер, балетов мы знакомим воспитанников с художественным образом, музыкальными жанрами, вокальной и инструментальной музыкой, творчеством современных композиторов и композиторов-классиков, что способствует развитию памяти, внимания, художественного вкуса.
2блок -Тайны музыки –это воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; музыкально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;
Темы этого блока способствуют развитию общей музыкальности и эмоциональности , эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; освоения жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью.
3 блок - Беседы у рояля приобщают уч-ся к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений
Учебно-тематический план
1блок - Приглашает «Музыкальный городок».
№ п/п |
Дата |
Содержание учебного материала. |
Корректи-ровка |
1 |
12.09 |
В гости к музыке. Посещение театров города Воронежа. |
|
2 |
16.09 |
Музыкальные загадки, викторины. |
|
3-4 |
19,23.09 |
Музыкальный калейдоскоп «В ритме дождя». Звуки нашего настроения. Сила звука. Разучивание песенок об осени. |
|
5 |
26.09 |
Музыкально – дидактические игры. |
|
6-7 |
3,7.10 |
Признаки жанра танец. Характеры танцев. Танец в театре оперы и балета |
Просмотр балета . |
8-9 |
10,14.10 |
Интерактивные игры. |
|
10 |
17.10 |
Знакомство с музыкальными инструментами. Беседа – диспут. Русские народные инструменты (на примере гуслей, литературное произведение «Садко»). |
|
11-12 |
21,24.10 |
Знакомство с понятием песня. Арии в театре оперы и балета . |
Слушание оперы |
13-14 |
28,31.10 |
Весёлый мультипликационный час. Песни из мультфильмов. Театрализованное представление. |
|
15-16 |
11,14.11 |
Танцевальные импровизации. Разучивание мини – танцев. Посещение танцевальной площадки |
|
17-18 |
18,21.11 |
Ассоциативные игры под музыку. |
|
19-21 |
25,28,11 |
«Давайте поговорим о музыке в серьез” |
Посещение филармонии г.Воронежа |
22-24 |
5,9,12 |
Танцевальные импровизации. Разучивание мини – танцев. |
|
25-26 |
16,19.12 |
Урок танца в студии танца |
|
27 |
30.12 |
Новогодняя дискотека |
|
28 |
13.01 |
Праздник: «Музыкальная шкатулка». |
Для воспитанников детского сада Богданово. |
29 |
16.01 |
Праздник: «Музыкальная шкатулка». |
Для воспитанников детского сада Айдарово. |
2 блок - Тайны музыки
30 |
20.01 |
Игра «До», «Ре», «Ми»…Разгадывание кроссвордов. |
|
31 |
23.01 |
Новое понятие-встреча жанров. Разучивание детских песен. |
|
32 |
27.01 |
«Поговорим о домашней фонотеке” |
Посещение магазина музыки |
33 |
30.01 |
В мире красок и мелодий. Поощрение творческой инициативы детей, желания взять на себя роль. |
|
34-36 |
3,6,10 .02 |
Весёлый мультипликационный час. Музыка в мультиках и кино. |
Поездка в к/т |
37-38 |
13,17.02 |
«Мир души». Духовно – нравственное воспитание. |
Слушание музыки в храме |
39 |
20.02 |
Вечер любимых песен. Индивидуальная работа с детьми по пению. |
|
40 |
24.02 |
Армейские песни. Инсценирование военных песен. |
|
41 |
27.02 |
Цветы в легендах Беседа, слушание музыки. |
Посещение концерта в ДК ВНИИСС |
42 |
6.03 |
Весна – волшебница. Пословицы, поговорки, загадки. Песни о весне |
|
32 |
10.03 |
«Музыка в природе». Развивать способность детей слышать «музыку природы», развивать слуховое воображение. |
Прогулка на свежем воздухе. |
33 |
13.03 |
Проведение игр с пением, хороводов. Совершенствование музыкальных навыков. |
|
34-35 |
17,20.03 |
Праздник: «Музыкальная шкатулка». Беседы о музыкальных инструментах. |
Посещение музыкальной школы Рамонь. |
3 блок - Беседы у рояля.
36 |
3апреля |
Признаки жанра танец. Характеры танцев. Беседы у рояля:«Танцы народов мира» |
|
37-38 |
7-10 |
Знакомство с музыкальными инструментами. Беседы у рояля: Симфонический оркестр. |
|
39 |
14 |
Упражнения по овладению детьми игрой на инструментах. |
|
40-42 |
17,21 |
Новое понятие-встреча жанров. «Волшебной музыки страна. Музыкальные средства выразительности» |
Слушание сказочного балета П. Чайковского «Щелкунчик» |
43 |
24 |
Беседы у рояля: «Современная музыка-музыка ХХ века» |
|
44-45 |
28,1 мая |
В мире красок и мелодий. «Живительный источник» – песня – душа русского народа. Поощрение творческой инициативы детей, желания взять на себя роль. |
Приглашение в гости участников конкурса Святой лог. |
46 |
5 |
«Мы мечтою о мире живём…» Разучивание песен ко дню Победы. |
Участие в концерте д. Богданово. |
47 |
8 |
Театр песни – песни добра по творчеству В. Шаинского. |
|
48 |
12 |
Игровой момент: «Копилка музыкальных терминов» |
|
49 |
15 |
1 блок “ Послушай и узнай” |
|
50 |
19 |
2 блок задание “Семейный оркестр” |
|
51 |
22 |
3 блок “Домашнее задание” спеть и обыграть песни |
|
52 |
26 |
4 блок Исполнение песен под фонограмму. |
|
53 |
29 |
5 блок “Награждение”: |
Материально-техническое обеспечение.
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
Наличие звуковоспроизводящей аппаратуры (CD, DVD. аудио и др.);
Наличие необходимого количества фонограмм;
Наличие множительной техники для размножения текстов
Литература и диски по жизни и творчеству композиторов и музыкантов.
Музыкальный центр, компьютер.
Записи выступлений, концертов.
Интернет-ресурсы
Необходимые условие реализации программы.
Список литературы.
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. – Воронеж, 1998.- с. 208-317.
2. Бечак Б. А. Воспитание искусством. М. : Просвещение, 2001. – 280 с.
3. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. М. : Музыка, 2004 - 256 с.
4. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
5. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
7. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.- с. 122-135.
8. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993. - с. 110-114.
9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2006.- с. 127.