12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Грибанова Ирина Эдуардовна5191 Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория. Россия, Ставропольский край, с.Камбулат Материал размещён в группе «Кружковая деятельность. Школьный пресс-центр» |
Дополнительная образовательная программа работы кружка «Пресс-центр»
Дополнительная образовательная программа
работы кружка
«Пресс-центр»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 10-17 лет
Срок реализации программы: один год обучения при нагрузке 1 час в неделю
Автор программы: Грибанова Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3
Пункт реализации программы: МКОУ СОШ №3 с.Камбулат, Туркменского района Ставропольского края
Год разработки программы: 2015
Введение.
Воспитательный потенциал информационного пространства учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку, адаптированной к его возрастным особенностям, переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его друзей, информационная среда образовательного учреждения становится своего рода «фильтром» тех необъятных информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок, в современном социуме. Это означает, что информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве.
В решении этих задач особое значение имеет собственный опыт ребенка по участию в формировании информационной среды образовательного учреждения. В процессе собственной аналитико-информационной деятельности у ребенка формируются представления о современном информационном пространстве, источниках и основных содержательных блоках циркулирующей в нем информации, условиях и степени ее достоверности, целях, социальной значимости, критериях оценки.
Организатором информационной деятельности детей в образовательном учреждении выступает пресс-центр - профильное самодеятельное детское объединение.
Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.
Кружок «Пресс-центр» состоит из группы юных корреспондентов и Совета редколлегии общешкольной газеты «Пятнашка».
Деятельность кружка «Пресс-центр» представляет собой редакцию общешкольной газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (редактор, художник, корректор, наборщик и пр.). Во время создания газеты, полученные теоретические знания хорошо укрепляются практикой. Кроме этого, заметки, интервью и прочие корреспонденции кружковцев отсылаются в районную газету «Рассвет» администрации Туркменского района Ставропольского края и публикуются на сайте пресс-центра МКОУ СОШ №3 «Школьный мир» (gribanova-
Пояснительная записка
Настоящая программа ставит своей целью определить основные задачи, виды и формы, содержание и организацию работы детского пресс-центра.
Цель курса: расширение информационного пространства школы
Основными задачами курса являются:
организация детского объединения (пресс-центра) в образовательном учреждении, как необходимого условия для становления социальной позиции, формирования положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры, реализации творческих способностей учащихся посредством ознакомления их с основами журналистского мастерства;
создание дополнительного пространства (объединения учащихся по интересам), с целью актуализации социальной значимости детского ученического самоуправления в школе, его развитие посредством органа школьной печати;
систематическая подготовка и издание информационной газеты «Пятнашка».
Перечисленные выше основные задачи обучения и воспитания, в свою очередь, определяют содержание и формы работы кружка.
Программа ориентирована на дополнительное образование детей 10-17 лет и рассчитана на один год обучения при нагрузке 1 час в неделю.
Программа нацелена на создание условий для формирования умения практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре, работы с компьютером, необходимыми программами
Принципы деятельности пресс-центра:
принцип демократического общения;
принцип объективного и корректного освещения информации;
принцип творческого подхода к оформлению номеров газеты;
принцип оперативности;
принцип независимости.
В процессе занятий по данной программе члены кружка получат следующие знания и умения.
Знания:
основные жанры прессы;
специфику создания заметок, статей разных жанров;
законы построения номера школьной газеты;
принципы организации рубрики в газете;
особенности речевой организации школьной газеты.
Умения:
логично излагать материал;
создавать различные по жанру заметки и статьи;
проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности;
брать интервью и оформлять его;
работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
уметь создавать циклы статей на определённую тематику;
правильно строить текст.
Методы обучения и воспитания:
Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)
Наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет).
Практический (сбор материала, оформление статей, газеты)
Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Средства обучения и воспитания:
Материальные (плакаты, таблицы)
Технические (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат).
Виды деятельности обучающихся:
теоретические занятия
творческий практикум
работа с прессой
работа со справочной литературой
анкетирование
социологический опрос
экскурсии
встречи с журналистами
участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских конкурсах
выпуск школьной газеты «Пятнашка»
Организационная структура пресс-центра
Высшим органом управления деятельностью пресс-центра является общее собрание его членов.
К исключительным полномочиям собрания относятся:
- принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений,
- избрание (главного) редактора газеты и помощника (главного) редактора,
- определение основных направлений деятельности, генерирование идей для очередного номера газеты и листовки работа с сайтом пресс-центра «Школьный мир»(gribanova-
Решение собрания принимается простым большинством голосов присутствующих открытым или закрытым голосованием.
Школьный пресс-центр представляет собой открытую структуру.
Содержание программы
Тематические блоки занятий предполагают обучение членов пресс-центра по направлениям:
♦ журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации);
♦ искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна;
♦ отбор и редактирование материалов;
♦ фотокорреспонденция;
♦ изучение общественного мнения (социология).
Тематический план работы и основное содержание программы кружка
№ | Тема занятия | Основное содержание | часы | |||||||
теория | практика | |||||||||
Журналистика как вид деятельности и профессия | ||||||||||
| Профессия журналист. | Понятие о различных видах прессы. Первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Знакомство с детскими и молодежными изданиями. | 1 | |||||||
Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. | 1 | |||||||||
| Имидж журналиста | Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты. Выработка правил и кодекса чести членов школьного Пресс-центра. | 0,5 | 0,5 | ||||||
Основные жанры журналистики, школьная пресса | ||||||||||
| Какой бывает школьная газета? | Школьная пресса: достоинства и недостатки. Содержание школьной газеты. Источники информации. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей стенгазеты. | 0,5 | 0,5 | ||||||
| Что такое стенгазета? | Изготовление стенгазеты | 1 | |||||||
| Основные жанры журналистики. | Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Обсуждение и составление юмористической рубрики. Обсуждениесозданного материала. | 0,5 | 0,5 | ||||||
| Что такое интервью? | Правила подготовки и ведения интервью. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью. Подготовка интервью. | 0,5 | 0,5 | ||||||
| Выпуск газеты «Пятнашка» | Подбор тем для школьной газеты. Обработка полученного материала и оформление. | 2 | |||||||
Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна | ||||||||||
| Помощники журналиста. | Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности. Фиксирование информации от руки. Практикум работы с компьютером, принтером, ксероксом, фотоаппаратом. | 0,5 | 0,5 | ||||||
| Практика. | Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePublisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата) | 2 | |||||||
| Выпуск газеты «Пятнашка» | Подбор тем для школьной газеты. | 1 | |||||||
Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна | ||||||||||
| Оформление и моделирование газеты | Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты. | 1 | 1 | ||||||
Основные жанры журналистики | ||||||||||
| «Журналистский опрос» | Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа». | 0,5 | 0,5 | ||||||
| «Секреты профессии» | Как расположить к себе людей. Методы сбора информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение. | 1 | |||||||
| «Что? Где? Когда?» | Методы сбора информации. Собственные наблюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Сбор информации для журналистской публикации. Создание журналистского текста. | 1 | |||||||
Школьная пресса | ||||||||||
| Выпуск газеты «Пятнашка» | Понятие об особенностях школьной малотиражной газеты. Обсуждение и сбор возможных материалов для будущего номера школьной газеты. | 1 | |||||||
| Искусство оформления | Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. | 1 | 1 | ||||||
| Практика. | Самостоятельное оформление своей статьи для школьной газеты. | 1 | |||||||
| «Что такое рубрики в газетах?» | Понятие о рубриках в газете. Обсуждение различных рубрик. Составление рубрик школьной газеты. Обсуждение созданного материала. | 1 | 2 | ||||||
| «На охоту за новостями» | Научиться находить главные и второстепенные факты. Научиться ориентироваться в собранной информации и правильно на её основе строить текст. | 1 | 2 | ||||||
Изучение общественного мнения/социология | ||||||||||
| Практика | Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. | 1 | 2 | ||||||
| Выпуск газеты «Пятнашка» | Обработка результатов. Оформление полученных результатов для школьной газеты. | 1 | |||||||
Фотокорреспонденция в школьной прессе | ||||||||||
| «Оформление газеты» | Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в газете. Рисование и обсуждение рисунков для школьной газеты. | 0,5 | 0,5 | ||||||
| Практика | Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты. | 0,5 | 0,5 |
Школьная пресса | ||||
| Выпуск газеты «Пятнашка» | Обсуждение и сбор материалов для будущего номера школьной газеты. | 1 | |
| Практика | Сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи. | 1 | |
Итоги | ||||
| Итоги. | Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год. | 1 | |
Всего | 34 часа |
Ожидаемый результат
уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репортажи, заметки);
освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности и уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж;
составлять фоторепортаж.
В конце обучения каждый воспитанник подготовит не менее 2 учебных материалов по каждому жанру, выступит в качестве организатора по сбору или оформлению материала в одном из выбранных направлений.
Перспективы развития
Участие членов кружка в пропаганде работы пресс-центра и его сайта.
Организация регулярного издания школьной газеты.
Систематическая работа с сайтом пресс-центра «Школьный мир»
Передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра.
Создание школьной летописи.
Освещение работы пресс-центра в средствах массовой информации.
Распространение опыта среди школ района, области.
Участие в творческих конкурсах ЦОР и компьютерной графики.
- Календарно - тематический планкружка «Пресс-центр»
№ | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
1 | Профессия журналист. | 2.09.15 | |
2 | Практика. | 9.09 | |
3 | Имидж журналиста | 16.09 | |
4 | Какой бывает школьная газета? | 23.09 | |
5 | Что такое стенгазета? (практика) | 30.09 | |
6 | Основные жанры журналистики. | 7.10 | |
7 | Что такое интервью? | 14.10 | |
8 | Выпуск газеты «Пятнашка» | 21.10 | |
9 | Практика | 28.10 | |
10 | Помощники журналиста. | 11.11 | |
11 | Практика. | 18.11 | |
12 | Практика. | 25.11 | |
13 | Выпуск газеты «Пятнашка» | 2.12 | |
14 | Оформление и моделирование газеты | 9.12 | |
15 | «Журналистский опрос» | 16.12 | |
16 | «Секреты профессии» | 2 3.12 | |
17 | «Что? Где? Когда?» | 30.12 | |
18 | Выпуск газеты «Пятнашка» | 13.01.16 | |
19 | Искусство оформления | 20.01 | |
20 | Искусство оформления | 27.01 | |
21 | Практика | 3.02 | |
22 | «Что такое рубрики в газетах?» | 10.02 | |
23 | Практика | 17.02 | |
24 | Практика | 24.02 | |
25 | «На охоту за новостями» | 3.03 | |
26 | Практика | 10.03 | |
27 | Практика | 17.03 | |
28 | Практика (подготовка материала для газеты) | 31.03 | |
29 | Практика (поиск и анализ анкет) | 7.04 | |
30 | Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. | 14.04 | |
31 | Выпуск газеты «Пятнашка» | 21.04 | |
32 | Практика | 28.04 | |
33 | «Оформление газеты» | 5.05 | |
34 | Выпуск газеты «Пятнашка» | 12.05 | |
35 | Практика | 19.05 | |
36 | Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год. | 26.05 |
График выпуска общешкольной газеты «Пятнашка»
№ газеты | Темы | Срок |
1 | Тематический номер, посвящённый началу учебного года. | Сентябрь |
2 | Новости школы | Октябрь |
3 | Тематический номер, посвящённый Дню пожилого человека и Дню Учителя | Октябрь |
4 | Новости школы | Ноябрь |
5 | Тематический номер, посвящённый Дню конституции, декаде филологии и искусства в школе | Декабрь |
6 | Новости школы | Декабрь |
7 | Тематический номер, посвящённый Новогодним праздникам | Январь |
8 | Новости школы | Февраль |
9 | Тематический номер, посвящённый Дню защитника Отечества | Февраль |
10 | Тематический номер, посвящённый Международному женскому дню | Март |
11 | Новости школы | Март |
12 | Номер, посвящённый концу учебного года и подготовке к экзаменам | Апрель |
13 | Тематический номер, посвящённый дню Победы | Май |
14 | Новости школы | Май |
Схема взаимосвязей пресс-центра
Сайт пресс-центра «Школьный мир»
и школьная газета «Пятнашка»
Родители, общественность поселкапоселка
Сельская библиотека
Управляющий совет МКОУ «Камбулатская СОШ»
Пресс-центр
Администрация, педагоги, специалисты школы
Пресс-центры школ района
Районная газета «Рассвет»
Источники информации
Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.
Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). -М.: МПА. 1997. -320с.
Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 г.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.
М. Мирошниченко. Азбука журналистики.
Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992.
Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы “Новый день”. Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999
Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”
Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005 г.
Ресурсы Интернета
СагманС. Microsoft Office 2000. – М.:ДМКПресс, 2002. – 672 с.:ил. (Серия “Самоучитель).
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте