Дополнительная образовательная программа работы кружка «Пресс-центр» (5–11 классы)
Дополнительная образовательная программа
работы кружка
«Пресс-центр»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 10-17 лет
Срок реализации программы: один год обучения при нагрузке 1 час в неделю
Автор программы: Грибанова Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3
Пункт реализации программы: МКОУ СОШ №3 с.Камбулат, Туркменского района Ставропольского края
Год разработки программы: 2015
Введение.
Воспитательный потенциал информационного пространства учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку, адаптированной к его возрастным особенностям, переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его друзей, информационная среда образовательного учреждения становится своего рода «фильтром» тех необъятных информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок, в современном социуме. Это означает, что информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве.
В решении этих задач особое значение имеет собственный опыт ребенка по участию в формировании информационной среды образовательного учреждения. В процессе собственной аналитико-информационной деятельности у ребенка формируются представления о современном информационном пространстве, источниках и основных содержательных блоках циркулирующей в нем информации, условиях и степени ее достоверности, целях, социальной значимости, критериях оценки.
Организатором информационной деятельности детей в образовательном учреждении выступает пресс-центр - профильное самодеятельное детское объединение.
Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.
Кружок «Пресс-центр» состоит из группы юных корреспондентов и Совета редколлегии общешкольной газеты «Пятнашка».
Деятельность кружка «Пресс-центр» представляет собой редакцию общешкольной газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (редактор, художник, корректор, наборщик и пр.). Во время создания газеты, полученные теоретические знания хорошо укрепляются практикой. Кроме этого, заметки, интервью и прочие корреспонденции кружковцев отсылаются в районную газету «Рассвет» администрации Туркменского района Ставропольского края и публикуются на сайте пресс-центра МКОУ СОШ №3 «Школьный мир» (gribanova-ir.narod.ru). Сбор материала, юными корреспондентами происходит во время проведения различных школьных мероприятий, спортивных соревнований, экскурсий, походов и т.д.
Пояснительная записка
Настоящая программа ставит своей целью определить основные задачи, виды и формы, содержание и организацию работы детского пресс-центра.
Цель курса: расширение информационного пространства школы
Основными задачами курса являются:
организация детского объединения (пресс-центра) в образовательном учреждении, как необходимого условия для становления социальной позиции, формирования положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры, реализации творческих способностей учащихся посредством ознакомления их с основами журналистского мастерства;
создание дополнительного пространства (объединения учащихся по интересам), с целью актуализации социальной значимости детского ученического самоуправления в школе, его развитие посредством органа школьной печати;
систематическая подготовка и издание информационной газеты «Пятнашка».
Перечисленные выше основные задачи обучения и воспитания, в свою очередь, определяют содержание и формы работы кружка.
Программа ориентирована на дополнительное образование детей 10-17 лет и рассчитана на один год обучения при нагрузке 1 час в неделю.
Программа нацелена на создание условий для формирования умения практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре, работы с компьютером, необходимыми программами
Принципы деятельности пресс-центра:
принцип демократического общения;
принцип объективного и корректного освещения информации;
принцип творческого подхода к оформлению номеров газеты;
принцип оперативности;
принцип независимости.
В процессе занятий по данной программе члены кружка получат следующие знания и умения.
Знания:
основные жанры прессы;
специфику создания заметок, статей разных жанров;
законы построения номера школьной газеты;
принципы организации рубрики в газете;
особенности речевой организации школьной газеты.
Умения:
логично излагать материал;
создавать различные по жанру заметки и статьи;
проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности;
брать интервью и оформлять его;
работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
уметь создавать циклы статей на определённую тематику;
правильно строить текст.
Методы обучения и воспитания:
Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)
Наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет).
Практический (сбор материала, оформление статей, газеты)
Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Средства обучения и воспитания:
Материальные (плакаты, таблицы)
Технические (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат).
Виды деятельности обучающихся:
теоретические занятия
творческий практикум
работа с прессой
работа со справочной литературой
анкетирование
социологический опрос
экскурсии
встречи с журналистами
участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских конкурсах
выпуск школьной газеты «Пятнашка»
работа с сайтом пресс-центра «Школьный мир»(gribanova-ir.narod.ru)
Организационная структура пресс-центра
Высшим органом управления деятельностью пресс-центра является общее собрание его членов.
К исключительным полномочиям собрания относятся:
- принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений,
- избрание (главного) редактора газеты и помощника (главного) редактора,
- определение основных направлений деятельности, генерирование идей для очередного номера газеты и листовки
Решение собрания принимается простым большинством голосов присутствующих открытым или закрытым голосованием.
Школьный пресс-центр представляет собой открытую структуру.
Содержание программы
Тематические блоки занятий предполагают обучение членов пресс-центра по направлениям:
♦ журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации);
♦ искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна;
♦ отбор и редактирование материалов;
♦ фотокорреспонденция;
♦ изучение общественного мнения (социология).
Тематический план работы и основное содержание программы кружка
№ |
Тема занятия |
Основное содержание |
часы |
|||||||
теория |
практика |
|||||||||
Журналистика как вид деятельности и профессия |
||||||||||
|
Профессия журналист. |
Понятие о различных видах прессы. Первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Знакомство с детскими и молодежными изданиями. |
1 |
|||||||
Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. |
1 |
|||||||||
|
Имидж журналиста |
Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты. Выработка правил и кодекса чести членов школьного Пресс-центра. |
0,5 |
0,5 |
||||||
Основные жанры журналистики, школьная пресса |
||||||||||
|
Какой бывает школьная газета? |
Школьная пресса: достоинства и недостатки. Содержание школьной газеты. Источники информации. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей стенгазеты. |
0,5 |
0,5 |
||||||
|
Что такое стенгазета? |
Изготовление стенгазеты |
1 |
|||||||
|
Основные жанры журналистики. |
Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Обсуждение и составление юмористической рубрики. Обсуждениесозданного материала. |
0,5 |
0,5 |
||||||
|
Что такое интервью? |
Правила подготовки и ведения интервью. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью. Подготовка интервью. |
0,5 |
0,5 |
||||||
|
Выпуск газеты «Пятнашка» |
Подбор тем для школьной газеты. Обработка полученного материала и оформление. |
2 |
|||||||
Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна |
||||||||||
|
Помощники журналиста. |
Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности. Фиксирование информации от руки. Практикум работы с компьютером, принтером, ксероксом, фотоаппаратом. |
0,5 |
0,5 |
||||||
|
Практика. |
Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePublisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата) |
2 |
|||||||
|
Выпуск газеты «Пятнашка» |
Подбор тем для школьной газеты. |
1 |
|||||||
Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна |
||||||||||
|
Оформление и моделирование газеты |
Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты. |
1 |
1 |
||||||
Основные жанры журналистики |
||||||||||
|
«Журналистский опрос» |
Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа». |
0,5 |
0,5 |
||||||
|
«Секреты профессии» |
Как расположить к себе людей. Методы сбора информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение. |
1 |
|||||||
|
«Что? Где? Когда?» |
Методы сбора информации. Собственные наблюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Сбор информации для журналистской публикации. Создание журналистского текста. |
1 |
|||||||
Школьная пресса |
||||||||||
|
Выпуск газеты «Пятнашка» |
Понятие об особенностях школьной малотиражной газеты. Обсуждение и сбор возможных материалов для будущего номера школьной газеты. |
1 |
|||||||
|
Искусство оформления |
Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. |
1 |
1 |
||||||
|
Практика. |
Самостоятельное оформление своей статьи для школьной газеты. |
1 |
|||||||
|
«Что такое рубрики в газетах?» |
Понятие о рубриках в газете. Обсуждение различных рубрик. Составление рубрик школьной газеты. Обсуждение созданного материала. |
1 |
2 |
||||||
|
«На охоту за новостями» |
Научиться находить главные и второстепенные факты. Научиться ориентироваться в собранной информации и правильно на её основе строить текст. |
1 |
2 |
||||||
Изучение общественного мнения/социология |
||||||||||
|
Практика |
Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. |
1 |
2 |
||||||
|
Выпуск газеты «Пятнашка» |
Обработка результатов. Оформление полученных результатов для школьной газеты. |
1 |
|||||||
Фотокорреспонденция в школьной прессе |
||||||||||
|
«Оформление газеты» |
Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в газете. Рисование и обсуждение рисунков для школьной газеты. |
0,5 |
0,5 |
||||||
|
Практика |
Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты. |
0,5 |
0,5 |
Школьная пресса |
||||
|
Выпуск газеты «Пятнашка» |
Обсуждение и сбор материалов для будущего номера школьной газеты. |
1 |
|
|
Практика |
Сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи. |
1 |
|
Итоги |
||||
|
Итоги. |
Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год. |
1 |
|
Всего |
34 часа |
Ожидаемый результат
уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репортажи, заметки);
освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности и уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж;
составлять фоторепортаж.
В конце обучения каждый воспитанник подготовит не менее 2 учебных материалов по каждому жанру, выступит в качестве организатора по сбору или оформлению материала в одном из выбранных направлений.
Перспективы развития
Участие членов кружка в пропаганде работы пресс-центра и его сайта.
Организация регулярного издания школьной газеты.
Систематическая работа с сайтом пресс-центра «Школьный мир»
Передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра.
Создание школьной летописи.
Освещение работы пресс-центра в средствах массовой информации.
Распространение опыта среди школ района, области.
Участие в творческих конкурсах ЦОР и компьютерной графики.
-
Календарно - тематический планкружка «Пресс-центр»
№ |
Тема занятия |
Дата |
|
план |
факт |
||
1 |
Профессия журналист. |
2.09.15 |
|
2 |
Практика. |
9.09 |
|
3 |
Имидж журналиста |
16.09 |
|
4 |
Какой бывает школьная газета? |
23.09 |
|
5 |
Что такое стенгазета? (практика) |
30.09 |
|
6 |
Основные жанры журналистики. |
7.10 |
|
7 |
Что такое интервью? |
14.10 |
|
8 |
Выпуск газеты «Пятнашка» |
21.10 |
|
9 |
Практика |
28.10 |
|
10 |
Помощники журналиста. |
11.11 |
|
11 |
Практика. |
18.11 |
|
12 |
Практика. |
25.11 |
|
13 |
Выпуск газеты «Пятнашка» |
2.12 |
|
14 |
Оформление и моделирование газеты |
9.12 |
|
15 |
«Журналистский опрос» |
16.12 |
|
16 |
«Секреты профессии» |
2 3.12 |
|
17 |
«Что? Где? Когда?» |
30.12 |
|
18 |
Выпуск газеты «Пятнашка» |
13.01.16 |
|
19 |
Искусство оформления |
20.01 |
|
20 |
Искусство оформления |
27.01 |
|
21 |
Практика |
3.02 |
|
22 |
«Что такое рубрики в газетах?» |
10.02 |
|
23 |
Практика |
17.02 |
|
24 |
Практика |
24.02 |
|
25 |
«На охоту за новостями» |
3.03 |
|
26 |
Практика |
10.03 |
|
27 |
Практика |
17.03 |
|
28 |
Практика (подготовка материала для газеты) |
31.03 |
|
29 |
Практика (поиск и анализ анкет) |
7.04 |
|
30 |
Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. |
14.04 |
|
31 |
Выпуск газеты «Пятнашка» |
21.04 |
|
32 |
Практика |
28.04 |
|
33 |
«Оформление газеты» |
5.05 |
|
34 |
Выпуск газеты «Пятнашка» |
12.05 |
|
35 |
Практика |
19.05 |
|
36 |
Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год. |
26.05 |
График выпуска общешкольной газеты «Пятнашка»
№ газеты |
Темы |
Срок |
1 |
Тематический номер, посвящённый началу учебного года. |
Сентябрь |
2 |
Новости школы |
Октябрь |
3 |
Тематический номер, посвящённый Дню пожилого человека и Дню Учителя |
Октябрь |
4 |
Новости школы |
Ноябрь |
5 |
Тематический номер, посвящённый Дню конституции, декаде филологии и искусства в школе |
Декабрь |
6 |
Новости школы |
Декабрь |
7 |
Тематический номер, посвящённый Новогодним праздникам |
Январь |
8 |
Новости школы |
Февраль |
9 |
Тематический номер, посвящённый Дню защитника Отечества |
Февраль |
10 |
Тематический номер, посвящённый Международному женскому дню |
Март |
11 |
Новости школы |
Март |
12 |
Номер, посвящённый концу учебного года и подготовке к экзаменам |
Апрель |
13 |
Тематический номер, посвящённый дню Победы |
Май |
14 |
Новости школы |
Май |
Схема взаимосвязей пресс-центра
Сайт пресс-центра «Школьный мир»
и школьная газета «Пятнашка»
Родители, общественность поселкапоселка
Сельская библиотека
Управляющий совет МКОУ «Камбулатская СОШ»
Пресс-центр
Администрация, педагоги, специалисты школы
Пресс-центры школ района
Районная газета «Рассвет»
Источники информации
Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.
Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). -М.: МПА. 1997. -320с.
Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.
Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 г.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.
М. Мирошниченко. Азбука журналистики.
Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992.
Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы “Новый день”. Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999
Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”
Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005 г.
Ресурсы Интернета
СагманС. Microsoft Office 2000. – М.:ДМКПресс, 2002. – 672 с.:ил. (Серия “Самоучитель).
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru