ДОП «Занимательное краеведение» туристко-краеведческой направленности (для детей 12-13 лет)

4
0
Материал опубликован 9 April 2016

Пояснительная записка

«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество».
В. Песков.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его историю, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Особая роль в этом принадлежит историческому образованию, которое на современном этапе характеризуется следующими чертами:

- приоритетностью изучения отечественной истории;

- преемственностью между уровнями исторического образования в рамках

становления системы непрерывного образования;

- углублением содержания и расширением объемов учебного времени на

дополнительное изучение;

- повышением воспитательной роли исторического образования.

Концепция модернизации исторического российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности воспитанников.

Статус программы

Данная программа является общеобразовательной, имеет туристско-краеведческую направленность, соответствует основному общему образованию, что позволяет:

- развивать познавательные, исследовательские навыки обучающихся, по

изучению краеведения;

- привлекать воспитанников, к социальным инициативам по охране

природы;

- организовать поисковые работы для изучения малоизвестных фактов

истории и культуры родного края;

- использовать более широко экскурсионную, музейную и архивную

работы.

Освоение программы предполагает удовлетворение познавательного интереса воспитанника, расширение его информированности в образовательных областях – «естествознание» и «обществознание».

Содержание данной программы опирается на концепцию детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (Останец-Свешников А.А., Болотов М.И., Мотков О.И.) и предполагает активное участие детей в познавательной деятельности.

Актуальность и практическая значимость

Учитывая современные требования к модернизации исторического образования, концепцию духовно-нравственного образования, и опираясь на социальный заказ, возникает необходимость поиска новых идей для реализации возможностей программ туристско-краеведческой направленности.

Проведя анкетирование среди учителей истории и географии Петровского района, была выявлена проблема в отсутствии обобщённого и систематизированного материала для организации занятий в рамках регионального компонента общеобразовательных программ. В связи с этим было принято решение о создании программы по краеведению, которая помогла бы объединить накопленный материал в рамках программы дополнительного образования.

Сегодня становится все более актуальным восстановление исторических корней, связей с родным краем, своей малой родиной. Преемственность поколений необходимо воспитывать с детства. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают осознавать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, проводится через понимание причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор воспитанниками активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.


 

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет расширить возможности познавательной деятельности воспитанников при реализации «регионального компонента» общеобразовательных программ. Региональный компонент образования нашел свое отражение, прежде всего в деятельности детского объединения туристско-краеведческой направленности. Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.

Программа также нацелена на формирование и развитие социально-

коммуникативной, научно-исследовательской, профессионально-деловой

компетенций:

1) публичное выступление с познавательной информацией;

2) умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;

3) организовать тот или иной вид деятельности.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое краеведение, этнокультурное краеведение, экскурсионное краеведение, музейное краеведение, пешеходный туризм.

Цель программы:

Формирование у обучающихся компетенций понимания окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины.

Задачи программы

Развивающие:

способствовать раскрытию и развитию   интеллектуальных и творческих способностей, теоретического мышления, стремления к самообразованию, применение знаний на практике;

использовать ИКТ ресурсы, обеспечивающие доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально использована для получения новых знаний.

Личностные:

способствовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

способствовать формированию целостного мировоззрения.

Метапредметные:

развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

установление причинно-следственных связей; построение логических рассуждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных и по аналогии) и выводов;

формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).

Предметные:

формирование первоначальных историко-краеведческих представлений;

овладение основами экологической грамотности;

приобщение к культуре Ставрополья, к культурным

традициям многочисленных народов, населяющих Ставропольский

край.

Формы и режим занятий

Содержание программы рассчитано на 2 года обучения, с воспитанниками, проявляющими интерес к естествознанию, туризму и краеведению.

Реализация программы будет проводиться в форме теоретических и практических занятий согласно календарно-тематического плана, 2 раза в неделю, по два часа. В случае выхода в ближайшее природное окружение музеи, экскурсии учебное время может быть увеличено за счёт резервного времени. Обучение и воспитание может проводиться в коллективной, групповой и индивидуальной форме. Согласно уставу учреждения наполнение учебной аудитории предусматривает численность группы 10-12 человек. Рекомендованный возраст обучающихся 12-13 лет.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том что, по возможности, оно переносится в ту среду, которая изучается: парк, лес, водоем, музей, улица, дом, учреждения. Программный материал предусматривает проведение как можно большего количества экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными формами, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса:

данная образовательная программа;

методическая литература;

методические разработки занятий, маршрутов походов, массовых

мероприятий;

художественная и научно-публицистическая литература;

электронные презентации и видео фильмы;

сведения по состоянию краевого и городского хозяйства (в том числе

статистические по различным периодам времени) и т.п.;

картографический материал.


 

Психолого-педагогическое обеспечение

Предполагается сотрудничество с:

психологом и педагогом-организатором;

родителями и родственниками воспитанников;

классным руководителем.


 

Материально-техническое обеспечение:

помещение для занятий;

средства ИКТ;

медиа оборудование;

групповое и индивидуальное туристическое снаряжение.


 

Что должен знать и уметь воспитанник:

Знать:

о своих семьях, традициях и семейных праздниках и обычаях; иметь представление о «древе рода» и родственных связях;

о культурном и историческом наследии Ставропольского края;

особенности природы родного края, местного ландшафта, географического положения;

знать этнокультуру региона (традиции и обычаи народов, населяющих Ставропольский край);

историю возникновения села Петровского (города Светлограда);

методику краеведческих исследований.

Уметь:

соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;

проводить поиск и анализ необходимой информации в одном или нескольких источниках, в том числе через Интернет;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях города, их участниках, выступать с сообщениями;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

уметь общаться с интервьюируемыми, респондентами;

В ходе реализации программы воспитанники приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности объединения. Наглядным результатом является устойчивый интерес воспитанников к деятельности краеведческого объединения. Это могут стать итоги участия воспитанников в районных, краевых конкурсах, викторинах. Повышается уровень воспитанности и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. Занятия способствуют приобретению нравственных качеств: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброта, вежливость, внимательность, самостоятельность.


 

Формы подведения итогов и фиксация результатов образовательного процесса

Программа предусматривает проведение диагностики и тестирования обучающихся с целью контроля за уровнем усвоения знаний и степенью реализации программного материала. Диагностика  позволяет систематизировать и наглядно оформить представления педагога о детях,  которые занимаются в объединении, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Педагогическая диагностика состоит из трех этапов:
Входная диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования детского объединения) – это изучение отношения ребенка к выбранной теме, его жизненный опыт в соответствии с направленностью программы, личностные качества ребенка.
Промежуточная диагностика (проводится на конец первого полугодия) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций.

Текущая диагностика проводится после изучения каждого раздела программы, что позволяет своевременно корректировать объем и интенсивность учебной нагрузки, выявить интерес к рассматриваемым темам.

Формы диагностики могут быть: дидактическая игра, тестирование, анкетирование; обобщающее занятие: КВН, викторина, конференция.


 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

 

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

1.

Введение. Заморочки из бабушкиного сундучка.

2

2

-

 

2.

Я и моя семья.

10

   

2.

2.1.

Моя фамилия. История возникновения фамилии.

2

1

1

3.

2.2.

Тайны бабушкиного сундука. Семейные традиции, реликвии.

2

1

1

4.

2.3.

Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства.

2

1

1

5.

2.4.

Праздничные обычаи.

2

1

1

6.

2.5.

Творческая работа «Загляните в семейный альбом».

2

-

2

 

3.

Сокровища древних курганов и городищ на Ставрополье.

14

   

7.

3.1.

Загадки скифских курганов. «Ипатовская принцесса» - находка мирового порядка.

2

1

1

8.

3.2.

Легенды о сарматах. «Золото сарматов» - уникальная находка Ставрополья.

2

2

-

9.

3.3.

«Казинский» клад – сокровища сарматской эпохи.

2

1

1

10.

3.4.

Тайны, которые хранят курганы Петровского района.

2

-

2

11.

3.5.

Сказания о «шелковом пути». «Румкале» - город Маджары.

2

2

-

12.

3.6.

Музей – заповедник «Татарское городище» в окрестностях города Ставрополя.

2

2

-

13.

3.7.

Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

2

1

1

 

4.

Культурное и историческое наследие Ставрополья.

14

   

14.

4.1.

Основание форпоста на юге России.

2

1

1

15.

4.2.

Формирование поликультурного пространства на Ставрополье.

2

1

1

16.

4.3.

Тайны названия столицы края.

2

1

1

17.

4.4.

История Ставрополья запечатленная в памятниках.

2

1

1

18.

4.5.

Великий полководец А.В. Суворов на Ставрополье.

2

2

-

19.

4.6.

Генерал А.П. Ермолов – «управляющий гражданской частью на Кавказе».

2

1

1

20.

4.7.

«Лермонтовские места» на Ставрополье.

2

1

1

 

5.

Ставрополье – удивительный край.

30

   

21.

5.1.

Уникальные ландшафты Ставрополья.

2

1

1

22.

5.2.

Застывшие великаны Пятигорья.

2

1

1

23.

5.3.

Горячая гора – Машук.

Пятигорский Большой Провал.

2

1

1

24.

5.4.

Сказочное урочище - Русский лес.

2

1

1

25.

5.5.

Тайны гор Развалки и Змейки.

2

1

1

26.

5.6.

В гостях у Плутона.

2

2

-

27.

5.7.

Медные горы Урупа.

2

1

1

28.

5.8.

Томузловские чудовища.

2

1

1

29.

5.9.

Гора Стрижамент.

2

2

-

30.

5.10.

Сенгилеевская котловина.

2

1

1

31.

5.11.

Подземные музеи.

2

1

1

32.

5.12.

Большой Ставропольский канал.

2

2

-

33.

5.13.

Самый большой искусственно посаженный лес в Европе.

2

1

1

34.

5.14.

Красная книга нашего края.

2

1

1

35.

5.15.

Краеведческая викторина «Кто лучше знает?».

2

-

2

 

6.

Мифы и легенды о Ставрополье.

22

   

36.

6.1.

Легенда об образовании Кавказа.

2

1

1

37.

6.2.

Русьаланская голубица.

2

1

1

38.

6.3.

Легенда о седовласом Эльбрусе.

2

1

1

39.

6.4.

Замок коварства и любви.

2

1

1

40.

6.5.

Кольцо – гора близ Кисловодска.

2

1

1

41.

6.6.

Легенда о Нарзане, источнике молодости.

2

1

1

42.

6.7.

Архыз в легендах.

2

1

1

43.

6.8.

Озеро Тамбукан - подарок Хатипары.

2

2

-

44.

6.9.

Ессентуки –название полное тайн.

2

1

1

45.

6.10.

Поход в Трабзон за женами.

2

1

1

46.

6.11.

Обобщающее занятие «Мифы и быль о Ставрополье».

2

-

2

 

7.

Моя малая Родина.

18

   

47.

7.1.

Потомки Петра Бурлака. История возникновения села Петровского.

2

1

1

48.

7.2.

Топонимика названий сел Петровского района.

2

1

1

49.

7.3.

Архитектурное наследие.

2

1

1

50.

7.4.

Культурное наследие.

2

1

1

51.

7.5.

Петровчане - герои Великой Отечественной войны.

2

1

1

52.

7.6.

«Герои наших дней» - участники современных военных конфликтов.

2

1

1

53.

7.7.

Лушниковское озеро - озеро здоровья.

2

-

2

54.

7.8.

Свинная балка – государственный природный заказник.

2

1

1

55.

7.9.

Биогермы горы Куцай.

2

1

1

 

8.

Азбука туризма.

12

   

56.

8.1.

Правила поведения юных туристов.

2

1

1

57.

8.2.

Особенности пешеходного туризма.

2

1

1

58.

8.3.

Личное снаряжение туриста.

2

1

1

59.

8.4.

«Верёвочный курс».

2

-

2

60.

8.5.

«Школа выживания» юного туриста.

2

1

1

61.

8.6.

Итоговое занятие. Игра по станциям «Туристическая тропа».

2

-

2

 

9.

Экскурсии.

10

   

62.

9.1.

Тайные тропы горы Куцай.

2

-

2

63.

9.2.

Земли петровской светлый город.

2

-

2

64.

9.3.

«Островки памяти».

2

-

2

65.

9.4.

Краеведческий музей имени

И.М. Солодилова.

2

-

2

66.

9.5.

«Гофицкий историко-краеведческий музей» им. Ю.И. Бельгарова.

2

-

2

67.

10.

Итоговое занятие. Конференция «Мое родное Ставрополье».

2

-

2

68- 72.

11.

Резервное время - участие в районных, краеведческих мероприятиях.

10

   
   

ИТОГО

144

63

71

Содержание программы 1-го года обучения

1. Введение (2ч.)

Теория. Введение в программу. Краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности.

2. Я и моя семья(10ч.)

2.1. Моя фамилия. История возникновения фамилии.

Теория. Смысл слова «семья». Семейные ценности: дети, доброе отношение, любовь, общие взгляды, чувство взаимопомощи. Притча «Тепло семейного очага». Версии происхождение фамилии. Значение имени. Необычные имена и фамилии.

Практика. Работа с тестом: «Незаконченное предложение»; Ролевая игра «Родители глазами детей».

2.2. Тайны бабушкиного сундука. Семейные традиции, реликвии.

Теория. «Тайны бабушкиного сундука»: бабушкино рукоделие, сказки, старинные рецепты лечения болезней. Предания старины глубокой(рассказ о домовых, леших, русалках). Традиции семьи (масленица, Новый год), реликвии(старинные фотографии, медали, письма).

Практика. Организация выставочной экспозиции винтажных вещей.

2.3. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства.

Теория. Древо рода:имена, фамилии, годы жизни, местарождения, места жительства своих прямых предков. Родственные связи. Перечень древних родственных наименований.

Практика. Заполнение таблицы прямого родословия «Таблица кровного родства».

2.4. Праздничные обычаи.

Теория. Семейные праздничные обычаи на Руси. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, о семейных праздниках. Праздничные обычаи в моей семье.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей им. И.М. Солодилова.

2.5. Творческая работа «Загляните в семейный альбом».

Практика. Сбор материалов и оформление газет с фотографиями, комментариями: «Загляните в семейный альбом». Организация выставки работ.

3. Сокровища древних курганов и городищ на Ставрополье (14ч.).

3.1. Загадки скифских курганов. «Ипатовская принцесса» - находка мирового порядка.

Теория. Священные курганы скифов. Загадочная скифская женщина - «принцесса крови». Предметы, найденные вместе с «Царицей». Значимость открытия захоронения, для мировой археологии.

Практика. Изготовление скифского амулета из гипса.

3.2. Легенды о сарматах. «Золото сарматов» - уникальная находка Ставрополья.

Теория. Легенды о сарматах. Сарматы, древние кочевые скотоводческие ираноязычные племена. Памятники сарматской культуры на Ставрополье. Золото сарматов - находки современных археологов.

3.3. «Казинский» клад – сокровища сарматской эпохи.

Теория. «Казинский клад» - памятник искусства ранней сарматской эпохи. Вещи «казинского клада». Сказ «На бога надейся, да сам не плошай».

Практика. Игра «Поиски клада». Поиск клада по легенде.

3.4. Тайны, которые хранят курганы Петровского района.

Теория. Курганы - разновидность погребальных памятников. Курганы в окрестностях села Сухая Буйвола. Курган майкопской культуры. Находки археологов.

Практика. Экскурсия в «Гофицкий историко-краеведческий музей» им. Ю.И. Бельгарова. Изучение экспозиции «Стоянка бронзового века – Гофицкое 1».

3.5. Сказания о «шелковом пути». «Румкале» - город Маджары.

Теория. Древнее городище Маджары – крупнейший торговый и транспортный центр Золотой Орды. Городище Румкале: крепость, укрепленное поселение и катакомбный могильник. Сказ «Великий мученик Святой Михаил Тверской». Развалины мавзолея.

3.6. Музей – заповедник «Татарское городище» в окрестностях города Ставрополя.

Теория. Памятник четырех древних культур: кобанской, скифской, сарматской и хазарской. Просмотр презентации «По экскурсионным тропам городища». Валы и рвы Центрального городища. Ступени рельефа. Экскурс в историю. Древние башни. Склеповый могильник. «Ковровые камни». В царстве цветов. Буковый лес. Криница. Грот отшельника и цитадель.

3.7. Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

Теория. Виртуальный тур по залам музея: этнографии, природы, археологии (экспонаты и выставки: вытертые ковры разных временных эпох, старинные бронзовые украшения…)

Практика. Краеведческое ориентирование. Работа по карточкам.

4. Культурное и историческое наследие Ставрополья(14ч.).

4.1. Основание форпоста на юге России.

Теория. Азово-Моздокская оборонительная линия. Строительство крепости «Ставрополь».

Практика. Работа по схеме «Азово-Моздокская оборонительная линия».

4.2. Формирование поликультурного пространства на Ставрополье.

Теория. Ставрополье - один из многонациональных районов нашей страны, «перекресток дорог» разных народов, языков, культур, религий. Статистика народностей. Культура и обычаи народов Ставрополья, их различия и сходства.

Практика. Познавательная викторина «Угадайте, о ком идет речь?!».

4.3. Тайны названия столицы края.

Теория. Основание крепости №8 - Азово-Моздокской оборонительной линии. Ставрополь – «город креста», история возникновения названия. Развитие архитектуры и образования в Ставрополе.

Практика. Составление кроссворда по теме «Ставрополь и его тайны».

4.4. История Ставрополья запечатленная в памятниках.

Теория. Ставропольский край - имеет богатейший историко-культурный центр. Памятники истории и культуры: федеральные и исторические:Ставрополь, Буденновск, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск. Архитектурные ансамбли и памятники градостроительства.

Практика. Конкурс рисунков «Кавказские минеральные воды».

4.5. Великий полководец А.В. Суворов в Ставрополе.

Теория. Генерал – поручик Александр Васильевич Суворов- инспектор строившейся линии крепостей Азово-Моздокской линии. Улица Суворова в Ставрополе и ее необычная история.

4.6. Генерал А.П. Ермолов – «управляющий гражданской частью на Кавказе».

Теория. Генерал А.П. Ермолов – управляющий гражданской частью на Кавказе. Рапорт министру внутренних дел. Реформы генерала А.П. Ермолов на Кавказе (проекты, положения, указы).

Практика. Познавательная историческая викторина «Своя игра».

4.7. «Лермонтовские места» на Ставрополье.

Теория. Мемориальный музей — это «Заповедник имени М. Ю. Лермонтова». Его комплекс: Елизаветинский источник, Грот имени Лермонтова, Провал, Место дуэли Лермонтова, Лермонтовская площадка в Курортном парке, Лермонтовская скала, Лермонтовский водопад. Пребывание поэта в Ставрополе.

Практика. Театральная постановка отрывка из повести «Герой нашего времени».

5. Ставрополье – удивительный край(30ч.).

5.1. Уникальные ландшафты Ставрополья.

Теория. Провинция ландшафтов: лесостепных, степных,полупустынных, предгорных степных и лесостепных, среднегорных лесостепей и лесостепненных лугов.

Практика. Работа в подгруппах. Составление фотоатласа «Уникальные ландшафты Ставрополья».

5.2. Застывшие великаны - Пятигорья.

Теория. Семнадцать вулканических гор. Гора Кинжал. Строение лакколитов Пятигорья. Гора Медовая - обнажившаяся магматическая жила.

Практика. Организация фотовыставки «Горы Пятигорья».

5.3. Горячая гора – Машук. Пятигорский Большой Провал.

Теория. Горячая гора – Машук - ее особенности и месторасположение. Легенда об образовании гор-лакколитов на КМВ. Легенда: Гора Машук. Пятигорский Большой провал - ценный памятник природы. Первый спуск в провал. Записи из дневника известного исследователь минеральных вод Ф.А. Баталина. Русские писатели, побывавшие на Провале.

Практика. Работа с текстом М.Ю. Лермонтова «Княжна Мэри»- задача воспитанников найти описание «Провала» или природы Пятигорья.

5.4. Сказочное урочище - Русский лес.

Теория. Местоположение на карте Ставропольского края. Презентация «Русский лес». Уникальность природного заказника «Русский лес».

Практика. Блиц-турнир «Я знаю лес!», организация работы в группах - рассказ групп ботаников и зоологов по плану.

5.5. Тайны горы Развалки и Змейки.

Теория. Гора Развалка, Змейки – памятник природы.«Дневник загадочного путешествия». Значение названия горы Развалка, второе название горы «Спящий лев».Участок вечной мерзлоты.

Практика. Работа по схеме «Движение воздуха в массиве Развалки зимой и летом».

5.6. В гостях у Плутона.

Теория. Недра земли, в «царстве Плутона» - мастерские творения природы, создающей величественные залы и галереи под землей и искусно украшающей эти памятники-самородки. Пещеры Ставрополья – Монахова пещера.

5.7. Медные горы Урупа.

Теория. Недра Ставропольской земли – комплекс полезных ископаемых. Эльбрусского рудника и его младший брат - Урупский медный горно-обогатительный комбинат. Идет руда из Урупской медной горы.

Практика. Изготовление поделок из медной проволоки (инкрустация панно).

5.8. Томузловские чудовища.

Теория. Причудливые скалы Александровского района: скала «Лягушка», пещера «Подковка», "Каменные сараи", Вход в пещеру "Партизанская", каменный колодец, столбы, слон, камень «Ящерица».

Практика. Выполнение рисунков и организация выставки «Причудливые скалы».

5.9. Гора Стрижамент.

Теория. Стрижамент - высшая точка Ставрополья, государственный природный заказник. Вершина горы Стрижамент. Вид на Малую поляну, разделяемую "амбразурой". Каменный хаос.

5.10. Сенгилеевская котловина.

Теория. На берегах загадочного озера. Сенгилеевское море. Хозяйственное значение.

Практика. Групповая работа «Это интересно».

5.11. Подземные музеи.

Теория. Косякинский карьер. Нижняя челюсть мастодонта из Косякинского карьера. Ландшафт конца неогена (по рис. В.А. Ватагина) - окрестности Ставрополя 7 миллионов лет назад. Скелет Южного слона из Георгиевского карьера.

Практика. Виртуальное изучение экспозиции Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве: «Зал палеонтологии: скелет Южного слона — предка мамонта, Эласмотерий- древний носорог».

5.12. Большой Ставропольский канал.

Теория. История строительства «По путям древних рек». Кубань на Прикалаусских высотах. Крымгиреевское "метро".Сбылись мечты хлеборобов. Кубанская вода орошает поля Ставрополья.

5.13. Самый большой искусственно посаженный лес в Европе.

Теория. История возникновения Кисловодского курортно-лечебного парка. Презентация «Путешествие по «маршруту №3». Цветочный календарь. Легенда о Красных камнях. Беседка семи ветров. Синие камни. Памятник Лермонтову на горе Красное солнышко. Долина роз.

Практика. Конкурс рисунков «Кисловодский парк».

5.14. Красная книга нашего края.

Теория. Красная книга – что это? Животные, растения и птицы Красной книги Ставропольского края.

Практика. Разработка и выполнение буклета «Сохраним для потомков».

5.15. Краеведческая викторина «Кто лучше знает?»

Практика. Интеллектуальная викторина.«Кто лучше знает?» Этапы: «Дополни ответ товарища», «Один за всех, все – за одного?», «Знаешь ли ты животных Красной книги», «Кто справится раньше?», «Слушай, не зевай».

6. Мифы и легенды о Ставрополье (22ч.).

6.1. Легенда об образовании Кавказа.

Теория. Стихотворение «Легенды Кавказа» - Муса Гешаев. Легенда об образовании Кавказа. Легенда об образовании Кавказских гор и Черного моря. История горообразования.

Практика. Работа по карточкам: «Какой это мифологический персонаж?».

6.2. Русьаланская голубица.

Теория. Легенда о русских землях от Дуная до Волги – «Русьаланская голубица». Народы населявшие земли Причерноморья.

Практика. Изготовление «бунчука» символа племени.

6.3. Легенда о седовласом Эльбрусе.

Теория. Легенда о горе Эльбрус. Просмотр видеофильма «Таинственная Россия. Гора богов».

Практика. Изготовление макета из папье-маше «Седовласый Эльбрус».

6.4. Замок коварства и любви.

Теория. Сказание карачаевского народа –легенда о Замке коварства и любви. Показ презентации «Замке коварства и любви». Кисловодский форфор.

Практика. Сбор материала для путеводителя.

6.5. Кольцо-гора близ Кисловодска.

Теория. Местоположение. Легенды о горе Кольцо. Просмотр видеофильма «Туристическое Ставрополье. Гора Кольцо».

Практика. Разработка проекта путеводителя по городам Кавказских Минеральных вод.

6.6. Легенда о Нарзане, источнике молодости.

Теория. Легенда о происхождении целебных вод. Легенда о Нарзане. Источник молодости.

Практика. Лабораторная работа: «Определение уровня минерализации воды из минерального источника».

6.7. Архыз в легендах.

Теория. Легенда о Софийских водопадах. Легенда о горных розах. Легенда об Айюлю. Легенда об Арнабэ. Легенда про перстень удачи. Архыз многоликий: монастыри и храмы.

Практика. Творческая работа: Рисунки на камне.

6.8. Озеро Тамбукан - подарок Хатипары.

Теория. Легенда о целебных свойствах озера Тамбукан. Грязелечебницы Пятигорска.

6.9. Ессентуки –название полное тайн.

Теория. Легенды о происхождении названия курорта Ессентуки.

Практика. Лепка кружек из глины.

6.10. Поход в Трабзон за женами.

Теория. Легенда об образовании сел Петровского и Благодарненского района. История заселения территории села Петровского.

Практика. Работа с архивными материалами.

6.11.Обобщающее занятие «Мифы и быль о Ставрополье».

Практика. Выполнение рисунков по теме раздела. Организация выставки «Мифы и легенды Ставрополья».

7. Моя малая Родина (18ч.)

7.1. Потомки Петра Бурлака. История возникновения села Петровское.

Теория. Местоположение. История возникновения села Петровское. Землевладение. Занятие населения. Общественное самоуправление.

Практика. Ознакомление со статьей из газеты «Петровские вести»: «Из глубины тысячелетий Петровская земля открывает свои тайны». Игра –викторина «Что? Где? Когда?».

7.2. Топономика названия сел Петровского района.

Теория. История названия сел Петровского района. Мифы и реальность.

Практика. Творческая работа: «сочинение легенды о родном крае».

7.3. Архитектурное наследие.

Теория. Тайны которые хранят улицы нашего города.Земли родной прекрасный уголок- микрорайон Бузиновое. Кисличее. Новый микрорайон «Черемушки». Памятники архитектуры: первая школа в селе Петровском.

Практика. Познавательная игра:«По улицам родного города».

7.4. Культурное наследие.

Теория. Материальная и нематериальная культура. Культура города Светлограда – сплав культур разных народов.

Практика. Экспедиция по сбору аутентичного материала.

7.5. Петровчане – герои Великой Отечественной войны.

Теория. Вечный огонь нашей памяти. Подвиги 15 наших земляков - Героев Советского союза. Памятник Мемориал Славы - благодарность потомков.

Практика. Эссе «Моя семья хранит память», «Мой прадед- ветеран», «Труженики тыла».

7.6. «Герои наших дней» - участники современных военных конфликтов.

Теория. Участники современных боевых конфликтов. Афганистан. Чечня.

Практика. Акция «Автограф».

7.7. Лушниковское озеро – озеро здоровья.

Теория. Жемчужина земли петровской - Соленое (Лушниковское озеро).

Практика. Экскурсия на Соленое озеро.

7.8. «Свинная балка» – государственный природный заповедник.

Теория. Свинная балка – государственный природный заповедник. Просмотр фидеофильма «Свинная балка».

7.9. Биогермы горы Куцай.

Теория. Песчаные конкреции горы Куцай: «мельница», «гномье царство», «морской прибой», «большой сфинкс». Прикалаусские высоты.

Практика. Разработка листовок геолого-морфологического памятника природы горы Куцай: «Сохраним гору Куцай для наших потомков».

8. Азбука туризма(12ч.)

8.1. Правила поведения юных туристов.

Теория. Правила поведения юных туристов в походе. Основные правила укладки рюкзака. Аптечка туриста. Правила разведения костров. Ориентирование на местности с компасом и без.

Практика. Работа в группах «Собираем рюкзак», загадки «Какое снаряжение должна взять группа в поход?», работа с компасом в парах: «Определение сторон света».

8.2. Особенности пешеходный туризм.

Теория. Виды туризма. Пешеходный туризм.

Практика. Разучивание туристической песни на выбор. Рефлексия «Закончите предложение».

8.3. Личное снаряжение туриста.

Теория. Виды личного снаряжения. Уход за снаряжением.Приемы использования и хранения.

Практика. Отработка приемов использования страховочных систем.

8.4. Игра «Веревочный курс».

Практика. Этапы игры: «Переправа» (переправа через препятствие всей командой); «Паутинка» (проход всей команды через «паутинку» из веревок); «Магические квадраты» (команда строится друг за другом и по очереди пробует перейти с одной стороны квадрата на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут); «Платформа» (задача команды - всем уместиться на этой платформе, не заступая за ее края и удержаться на ней 5-10 секунд).

8.5. «Школа выживания» юного туриста.

Теория. Автономное существование в природной среде. Понятие «выживание». Выживание в различных природных условиях. Выживание в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Практика. Отработка приемов добывания огня.

8.6. Итоговое занятие. Игра по станциям «Туристическая тропа».

Практика. Игра по станциям: станция №1 «Знакомство» (название команды, девиз, песня туристов), станция №2 «Палатка» (вопрос-ответ о правилах юных туристов), станция№3 «Питание туриста»(задание правильном рационе туриста),станция№4 «Снайпер»(попадание в цель). Подведение итогов, награждение победителей.

9. Экскурсии (10ч.)

9.1. Тайные тропы горы Куцай.

Практика. Движение по маршруту: «Родничок», «Сосны»(практическая работа «Сколько лет соснам»), «Конкреции горы» (работы по инструктивным карточкам).

9.2. Земли петровской светлый город.

Теория. История возникновение парка.

Практика. Экскурсия в парк культуры и отдыха им.А.Гайдара

9.3. «Островки памяти».

Теория. История возникновение парка.

Практика. Экскурсия в парк сельскохозяйственного предприятия «Победа».

9.4. «Вглядываясь в прошлое…» - экскурсия в краеведческий музей им. И.М. Солодилова.

Теория. История создания музея.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей г. Светлограда.

9.5. «Гофицкий историко-краеведческий музей» имени Ю.И. Бельгарова.

Теория. История создания музея.

Практика. Экскурсия в «Гофицкий историко-краеведческий музей»

им. Ю.И. Бельгарова.

10. Итоговое занятие (2ч.)

10.1. Итоговое занятие. Конференция «Мое родное Ставрополье» .

Теория.Подведение итогов работы за год обучения.

Практика. Конференция «Мое родное Ставрополье».

Программно-методическое обеспечение

1.Введение (2ч.)

Основная цель раздела - формирование у обучающихся мотивации к познанию окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.

При изучении темы «Заморочки из бабушкиного сундука» происходит знакомство обучающихся с программным материалом с помощью старинных вещей и предметов: кольчуга, шлем, кокошники, одежда крестьянки, военная форма разных эпох, предметы быта (рубель, старинный паровой утюг) и т.д.

Форма проведения занятия: галерея предметов истории.

В процессе проведения занятия используются наглядные методы обучения, объяснительно-иллюстративные.

При подведении итогов занятия рекомендуется провести конкурс рисунка по теме.

Рекомендации: приготовить сундук и положить в него старинные вещи. Во время занятия дети подходят к сундуку, рассматривают и примеряют кокошники, кольчугу, шлемы и другие старинные вещи.

2. Я и моя семья (10ч.).

Цель - упорядочить социальную и поведенческую систему ценностных ориентаций.

При изучении темы «Семейные ценности» необходимо формировать систему знаний о традициях семьи и общества, о важных семейных ценностях: любовь, доброта, взаимопонимание, остановиться на связи поколений. Познакомить с алгоритмом составления «Семейного древа». В целях повышения мотивации использовать притчу «Тепло семейного очага».

При подведении итогов предложить детям составить презентацию семейного альбома: «Загляните в семейный альбом»

Форма занятий: гостиная.

Использовать на занятиях исследовательские методы, наглядный, метод самостоятельной работы.

3. Сокровища древних курганов и городищ на Ставрополье (14ч.).

Цель раздела – формирование целостного мировоззрения воспитанников о культуре, обычаях, образе жизни древних кочевых народов, проживавших на степных равнинах – нынешней территории Ставропольского края.

При изучении темы «Загадки скифских курганов» использовать для демонстрации фотографии артефактов, найденных в раскопках XX века скифских захоронений вблизи г. Ипатово.

Изучение сарматской культуры сопровождать показом слайдов с изображением золотых изделий: сосудов, гребней, фигурок животных, котлов, кувшинов с орнаментом , а также глиняных сосудов, курильниц.

На занятиях, посвященных изучению старинного города Маджары, использовать легенды и сказания о Великом шелковом пути.

Занятия проводить в форме игры-путешествия, презентации, экспедиции.

На занятиях использовать методы:

- наглядный (демонстрация фото и видео материалов, показ презентации, экскурсии);

- частично-поисковый (участие воспитанников в коллективном поиске информации, работа с исторической литературой и музейными архивами);

Подведение итогов раздела проводится в форме виртуальной экскурсии в Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

4. Культурное и историческое наследие Ставрополья (14ч.).

Цель раздела – мобилизовать обучающихся на получение знаний, представлений о историческом и культурном наследии Ставропольского края.

При изучении темы «Формирование поликультурного пространства на Ставрополье» проследить связь с той культурой, которую принесли с собой культуру на Кавказ переселенцы и каким образом она трансформировалась в современное поликультурное пространство.

Изучая название столицы необходимо опираться на легенды, связанные с основанием города «Креста».

Для достижения цели на занятиях должны использоваться различные методы:

- наглядный (демонстрация фото и видеоматериалов, показ презентации);

-словесный (лекция о генерал-поручике Александре Васильевиче Суворове, беседа о «Лермонтовских местах на Ставрополье»);

- активных средств познавательной деятельности;

-использование на занятиях средств искусства, ИКТ.

Подведение итогов раздела провести в форме конференции с представлением рефератов об истории заселения Ставрополья, великих людях, побывавших здесь.

5. Ставрополье удивительный край (30ч.).

Основная цель раздела – сформировать представление об особенностях природы края, местного ландшафта, географического положения.

Для реализации цели данного раздел рекомендовано использование наглядно - демонстрационного и иллюстративного метода обучения, метод наблюдения, использование на занятиях активных средств познавательной деятельности.

Форма проведения практических занятий: викторины, игры-путешествия, экскурсии, разработка путеводителя и т.д.

Рассматривая темы «Застывшие великаны Пятигорья», «Горячая гора Машук», «Тайны гор Развалки и Змейки» изучать не только историю происхождения гор – лакколитов, минеральных источниках, причины разрушения гор, но и прикоснуться к биографии великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, последним дням его жизни.

При изучении темы «Гора Стрижамент» рассказать о попытках ученых Ставрополья создать здесь лесостепной заповедник, коснуться видового разнообразия уникальной луговой степи, с её редкими и эндемичными видами, о массиве сохранившегося здесь букового леса, значительно оторванного от основного ареала.

Обобщение знаний по теме раздела проходит в форме краеведческой игры-викторины.

6. Мифы и легенды о Ставрополье (22ч.).

Цель раздела познакомить воспитанников с этнокультурой региона. Сформировать представления о ценности народного творчества, традициях народов населяющих Ставропольский край.

Содержание программного материала знакомит воспитанников с устным народным творчеством и для его успешного усвоения необходимо применять альтернативную технологию «культурно-образовательного путешествия», которая позволяет расширить возможности традиционного занятия.

Подведение итогов раздела предполагает проведение выставки рисунков «Иллюстрация мифов и легенд».

7. Моя малая Родина (18ч.).

Главной целью данного раздела является –формирование компетенций в познании малой родины: истории возникновения и физико-географический характеристики города Светлограда, Петровского района, сохранении культурных традиций.

Для достижения поставленной цели на занятиях использовать методы: исследовательский и частично-поисковый. Сбор этнографического материала по темам: «Народные праздники», «Природное наследие» и др., позволит активизировать интерес воспитанников к усвоению материала посредством совместной партнерской работы с педагогом.

При изучении темы «Топонимика названий сел Петровского района», «Лушниковское озеро – озеро здоровья», «Свиная Балка – государственный природный заказник», «Биогермы горы Куцай» использовать материалы исследовательских работ обучающихся Малой академии наук, материалы краеведческого музея, архивные материалы, проводить экспедиционную работу по населенным пунктам района.

Занятия по темам «Петровчане – герои Великой Отечественной войны», «Герои наших дней» проводить у мемориала, посвященного памяти героев.

На итоговом занятии по теме раздала воспитанники совместно с педагогом разрабатывают листовок геолого-морфологического памятника природы горы Куцай: «Сохраним гору Куцай для наших потомков».

8. Азбука туризма (12ч.).

Цель данного раздела – познакомить воспитанников с безопасными приёмами нахождения в природной среде, с правилами организации активного отдыха.

Организация туристско-познавательной деятельности воспитанников способствует развитию двигательной, функциональной и познавательной активности и укреплении их здоровья. Это возможно при использовании активных форм организации занятий: игра, соревнование, поход, практикум.

При изучении темы «Правила юного туриста» познакомить с основными правилами подготовки к походу и поведения в природе: как собрать рюкзак, определение сторон света, разведение костра, работа с компасом.

Подведение итогов изучение данного блока может проводится в виде соревнований на туристической тропе.

9. Экскурсии (12ч.).

Цель раздела – мобилизовать полученные знания¸ умения, опыт и способы поведения в конкретной ситуации, формирование компетенций социального взаимодействия в коллективе.

При подготовке к экскурсиям использовать накопленный краеведческий материал: «Буклет для самостоятельного ознакомления с объектами на горе Куцай», «Островки памяти».

Для решения образовательных и воспитательных задач объединения педагогу необходимо более широко использовать социокультурные и рекреационные ресурсы региона. Содержание данного раздела программы предполагает проведение натуральных и виртуальных экскурсий по городу Светлограду, Петровскому району и за его пределами.

10. Итоговое занятие (2ч.).

Цель – обобщение интеллектуальных и навыковых составляющих, полученных за год обучения, развитие творческого потенциала.

Итоговое занятие провести в форме конференции «Мое родное Ставрополье».

Литература для педагога

Административно-территориальное устройство Ставрополья. Справочник. Государственный архив Ставропольского края. Под ред.Е.И. Долгова, 2008. - 400 с.

Ивановский В.А. Занимательное краеведение. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений Ставропольского края. - Ставрополь: РИО СФ МГОПУ, 2003. - 280с.

Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – г.Москва, ФЦДЮТиК, 2006 г. -600 с.

Кривошеев Г. И. Великая Отечественная война. Цифры и факты. Москва,1995.- С.35

Кругов А.И. Ставропольский край в истории России.(1941-97).Часть 3. Материалы по краеведению средних учебных заведений. Ставрополь, 1997.

Литература Ставрополья. Учебник для начальной школы. Ставрополь, 2000.

Наш край: документы, материалы, 1917 – 1977г.г.   Ставрополь, 1983.

Ровинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству// Ставрополь глазами современников. Ставрополь, 1976. - С. 10-14.

Сборник сведений о Северном Кавказе. К 125-летию г. Ставрополя. Под ред. Прозрителева Г.Н. Том. 6. Ставрополь, 1910.- С. 23-25

Ставропольцы в Великой Отечественной войне. Ставрополь, 1995.

Чекменев С.А. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в кон. 18 – первой половине 19 вв. Пятигорск, 1967. – С. 228.

Литература для детей.

Альманах Памятники отечества, №48. Ставропольский край.

Москва: АО Молодая гвардия, 2001.

ГаазовВасилий. Прогулки по Ставропольской возвышенности. Путиводитель. Ставрополь: ООО Став-Пресс, 2003.- 168с.

Ивановский В.А. Занимательное краеведение. Учебное пособие для

общеобразовательных учебных заведений Ставропольского края. -

Ставрополь: РИО СФ МГОПУ, 2003. – 280с.

Крыласов. Владимир. Истории и сказы Ставрополья. Литературно-

художественное издание. Ставрополь: ООО Интеллект 2009. - 440 с.

Романенко В.П.Легенды Архыза. Черкесск, 2005. - 184 с.

Сенкевич Е. Легенды Кавказа. Минеральные воды: Издательство

Кавказская здравница, 2012. - 56 с.

ТрухачёвА.В. Кавказские минеральные воды в вопросах и ответах. Ставрополь: АГРУС, 2012. – 144 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации