12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пономарёва Галина Алексеевна268
Россия, Архангельская обл., п. Коноша

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КОНОШСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


 

Общеобразовательная программа

дополнительного образования детей

«Изготовление кукол»

 

автор:

Пономарева Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

п. Коноша, 2014г.

Пояснительная записка

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям согласно Новому энциклопедическому словарю (1998г) входят в понятие «патриотизм». Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Его наличие определяет духовный и нравственный климат в обществе. Однако патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач системы образования. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. К сожалению, в наши дни молодое поколение не только не знает историю своей страны, но часто и историю своей семьи и родного края.

Привить любовь к родной стране и своей малой Родине можно среди всего прочего и через знакомство с народными традициями. Знание народных традиций играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции тесно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребёнок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

При этом ярче осознать свою национальную принадлежность детям помогает знакомство с традициями других народов. Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений, толерантности у школьников. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур.

Решить эти две задачи: воспитать патриотические чувства и привить толерантное отношение к людям других национальностей – возможно через изготовление национальных кукол. Куклы интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Большое значение имеет и то, что в процессе знакомства с технологиями изготовления кукол, дети не только получают знания по истории страны, национальных костюма и традиций, но и овладевают необходимыми трудовыми навыками. Это тем более актуально, учитывая ограниченность учебного времени, которое отводится на предмет «Технология» в общеобразовательных учреждениях.

Цель: Развитие трудовых навыков через овладение технологиями изготовления национальных и авторских кукол.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о традициях своей страны, познакомить с некоторыми традициями других стран;
  • Систематизировать знания детей по истории России, ее культуре;
  • Обучить детей конкретным технологиям изготовления кукол (скрутка, закрутка, цельноскроенная, плоскостная, куклы из остатков ткани, куклы с пришивными ручками и ножками, куклы на бутылке и другие);
  • Познакомить с основами цветоведения.

Воспитательные:

  • Воспитать способности осмысления ребёнком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
  • Формировать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям России;
  • Формировать основы трудового воспитания, бережного отношения к труду других людей;
  • Формировать основы эстетического воспитания;
  • Воспитать толерантное отношение к представителям различных культур.

Развивающие:

  • Создать условия для самопознания ребёнком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставлять детям возможности для личностного саморазвития;
  • Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, толерантность, умение формулировать свою точку зрения;
  • Формировать трудовые умения и навыки, необходимые для работы с оборудованием и материалами;
  • Развивать усидчивость, аккуратность при выполнении работы;
  • Способствовать расширению кругозора;
  • Развивать творческое мышление, фантазию;
  • Формировать способности к анализу и синтезу знаний, умению видеть конечный результат.

Организация процесса реализации программы осуществляется на основании следующих принципов:

принцип научности, т.е. соответствие уровня преподаваемой дисциплины современному состоянию науки;

принцип оптимального выбора методов, форм и средств образования и воспитания, направленных на развитие творческой и нравственной личности;

принцип учёта индивидуальных психологических характеристик личности ребенка (восприятие, память, контроль за собственным поведением и т.д.), дифференцированного подхода к каждому ребенку;

принцип учета возрастных особенностей обучающихся;

принцип активности предполагает вовлеченность детей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности на занятии;

принцип доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

принцип наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

принцип заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

принцип систематичности – совершенствование этапов работы зависит от степени целостности содержания и реализации программно – методического обеспечения

принцип от простого к сложному- изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося.

Программой предусматри­вается использование традиционных и инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются:

объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, беседа, наблюдение, иллюстрация, демонстрация)

наглядный метод: использование картин, рисунков, плакатов, фотографий, таблиц, схем и другого демонстрационного материала;

метод практических заданий;

стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, методы эмоционального стимулирования);

репродуктивный;

проектно – конструкторский метод: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Чаще других инновационных приемов, методов и технологий используются следующие:

здоровьесберегающие:

использование малых форм физической активности (динамические паузы физкультминутки), гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики;

использование классической музыки во время учебного занятия;

оптимизация объема учебного материала.

интерактивные:

использование таких методов как творческие занятия, работа в малых группах, обучающие игры (дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра);

выставки и другие формы наиболее соответствуют личносто-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы детей;

прямое взаимодействие обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося, причем, не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

метод проблемного обучения.

Элементы технологии проектного обучения применяются на занятиях и во внеурочное время. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

информационно –коммуникативные технологии

Информационные технологии обучения: совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В образовательной программе предусмотрено использование ПМК – комплексов технических средств и методов обучения, предназначенных для решения конкретных задач учебного процесса:

ПМК поддержки лекционного курса. Процесс создания презентационных роликов для сопровождения лекционного занятия представляет собой последовательное создание иллюстративных фрагментов, состав которых определяется целевым назначением занятия.

Тестовые и контролирующие ПМК. Основным назначением ПМК подобного типа является реализация функции контроля усвоения знаний на различных этапах обучения (от текущего контроля до итоговой оценки готовности обучаемого).

технология личностно-ориентированного обучения

Ученик-главная действующая фигура образовательного процесса. Используется разноуровневый подход- ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Субъективно-личностный подход- отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

проектные технологии

Цель проектного обучения состоит в том, что бы создать условия, при которых дети самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач ;приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.

Элементы технологии проектного обучения используются на занятиях.

технология интенсификации обучения на основе схемных моделей

Интенсификация - увеличение интенсивности, производительности труда. Данная методика имеет свои особенности содержания: материал вводится блоками; оформление учебного материала в виде технологических карт, опорных схем. технология мастерских

Мастерская - это технология, при помощи которой педагог вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой каждый ребёнок может проявить себя как творец. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит : «Делай по-своему».

технология рейтинговой системы оценки знаний

Рейтинг - это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний обучающихся. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость обучающихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии в реальными достижениями обучающихся, система поощрения успеваемости детей, перевод с одной ступени обучения на другую.

технология коллективно-творческих дел

Технология коллективного творческого воспитания- это продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагога направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности.

Все перечисленные методы и технологии обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности обучающихся. Они применяют при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, а также во внеклассной работе.

Программа предназначена для детей 7-15 лет. Наполняемость групп – 10-12 человек. Расписание строится из расчета четыре часа в неделю. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Данная программа является дополнительной общеразвивающей, имеет художественно-эстетическую направленность и составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы (ожидаемые результаты)

1) Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

Устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов;

Желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать уже имеющиеся ЗУН;

Умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;

Осознание себя как гражданина, представителя определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

Стремление к красоте, готовность бережно относится к окружающей среде;

Эмоционально ценностное отношение к добросовестному творческому труду.

2) Метапредметные универсальные учебные действия:

А) Регулятивные универсальные учебные действия

Связаны со способностью детей ставить цели, планировать действия по достижению цели и оценивать результат.

Обучающиеся научатся:

Планировать необходимые действия (1г.о.- планируют совместно с педагогом; 2-3 г.о.- планируют совместно с товарищами; 4г.о.- планируют самостоятельно);

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Адекватно оценивать свои достижения по определенным критериям;

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

Использовать инструменты, организовывать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности;

Проговаривать последовательность действий при работе с технологическими картами и схемами;

Высказывать своё предположение при выполнении изделия;

Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Выбирать тему проекта;

Составлять план решения творческой задачи (1г.о.- т совместно с педагогом; 2-3 г.о.- совместно с товарищами; 4г.о.- самостоятельно);

Вырабатывать критерии оценки в диалоге с преподавателем.

Б) Познавательные универсальные учебные действия

Связаны с умением искать информацию, связанную с обучением.

Обучающиеся научатся:

Читать, слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебной дополнительной литературе, в интернете;

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

Осуществлять для решения учебных и творческих задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;

Анализировать устройство изделия;

Выделять и называть части изделия, способы соединения деталей.

В) Коммуникативные универсальные учебные действия

Связаны со способностью осуществлять продуктивное общение совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Обучающиеся научатся:

Учитывать разные мнения;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах, распределять обязанности;

Владеть монологической и диалогической формами речи;

Осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;

Разрешать конфликты.

3) Предметные результаты освоения программы

1 блок. «Плоскостные куклы» Изучается в течение первого года обучения.

Знают виды тканей, их использование при пошиве различных изделий.

Знают свойства ткани.

Умеют отличить лицевую и изнаночную сторону ткани.

Знают виды швов, их назначение.

Умеют применить их на практике.

Умеют изготавливать плоскостные куклы.

Соблюдают правила техники безопасности.

2 блок. «Календарные праздники». Изучается в течение первого и второго года обучения.

Знают историю некоторых календарных праздников: новый год, Рождество, День Св.Валентина;

Проявляет активный интерес к их истории, знают и умеют рассказывать о праздниках;

Умеют изготавливать тематические куклы: Дед Мороз, Снегурочка, Ангел.

Знают основные этапы изготовления кукол: подбор ткани, раскрой детали одежды по выкройке, стачивание, набивка, украшение и оформление изделия;

Соблюдают правила техники безопасности.

3 блок. «Обрядовые куклы. Куклы обереги». Изучается в течение первого года обучения.

Знают виды обрядовых кукол: соломенная кукла, куклы-младенцы, тряпичные куклы-обереги, травяные куклы, куклы-кубышки, куклы крупенички;

Знают историю некоторых старинных праздников: Масленица, Заклички весны- Сороки, Спожинки, Малое Сварожье, Кузьма и Демьян.

Проявляет активный интерес к их истории, знают и умеют рассказывать о праздниках;

Умеют соотносить вид обрядовых кукол со старинными праздниками;

Знают технологию изготовления обрядовых кукол;

Соблюдают правила техники безопасности;

Знают основы цветоведения.

4 блок. «Игровые куклы». Изучается в течение второго года обучения.

Знают виды игровых кукол по технике изготовления: маленькая мягкая кукла (минимальное количество деталей), цельнокроеная кукла, кукла с пришивными ножками и ручками, кукла с нарисованной одеждой, кукла на бутылке, кукла из остатков ткани;

Соблюдают правила техники безопасности;

Умеют делать тематические пожелания, подарки.

5 блок. «Русский народный костюм». Изучается в течение второго года обучения.

Знают виды женского народного костюма: сарафанный комплекс, поневный комплекс; мужской народный костюм;

Знают детали женского костюма: сарафан, передник, пояс, душегрея; мужского костюма: косоворотка, порты;

Знают, что народный костюм можно увидеть в краеведческом музее;

Бережно относятся к культурному наследию;

Умеют изготавливать куклы в русском народном костюме по выкройке;

Соблюдают правила техники безопасности.

6 блок. «Традиционные костюмы народов мира». Изучается в течение второго года обучения.

Знают народные костюмы других стран: Япония, Индия, Франция, Шотландия, Украина, Белоруссия, Латвия и другие.

Умеют отличать русский костюм от костюмов других славянских государств: Украина, Белоруссия;

Умеют изготавливать куклы в костюмах народов мира по выкройке;

Соблюдают правила техники безопасности;

Толерантно относятся к различным культурам.

7 блок. «Авторские художественные куклы». Изучается в течение третьего года обучения.

Знают технологию изготовления кукол по выкройке и самостоятельно ее применяют;

Соблюдают правила техники безопасности.

8 блок. «Куколки-помощницы» Изучается в течение третьего года обучения.

Знают технологию изготовления куколок по выкройке и самостоятельно умеют изготавливать выкройки;

Знают, как можно декорировать куколками предметы обихода.

Формы организации образовательного процесса для достижения ожидаемых результатов:

проблемные беседы, проекты, конкурсы, исследовательские конференции, презентации, тренинги.

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

ТЕМА

ВСЕГО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Введение в образовательную программу

3

1

2

2.

Плоскостные куклы

33

10

37

3.

Календарные праздники

25

3

22

4.

Обрядовые куклы. Куклы обереги

77

12

65

5.

Диагностика

4

2

2

6.

Итоговые занятия

2

 

2

 

Итого:

144

19

125

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

ТЕМА

ВСЕГО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Повторение материала 1-го года обучения

2

1

1

2.

Календарные праздники

24

---

24

3.

Игровые куклы

51

2

28

4.

Русский народный костюм

35

2

14

5.

Традиционные костюмы народов мира

27

1

19

6.

Диагностика

3

1

2

7.

Итоговое занятие

2

---

2

 

Итого:

144

7

137

Учебно- тематический план

3 год обучения

п\п

ТЕМА

ВСЕГО

ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Повторение материала 1 и 2 лет обучения

3

1

2

2.

Куклы-помощницы

56

3

83

3.

Авторские художественные куклы

50

3

47

4.

Резервные часы

30

---

30

5.

Диагностика

3

1

2

6.

Итоговое занятие

2

---

2

 

Итого:

144

8

136

 

Содержание разделов образовательной программы

1 год обучения

Тема 1. «Введение в образовательную программу»(3 часа)

История кукол: время появления первых кукол, материалы, из которых они изготавливались, цель создания первых кукол, место нахождения первых кукол по данным археологии, куклы в различные исторические эпохи. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы.

Формы работы:

Беседа с элементами лекции

Занятие-презентация

Игра по станциям

Тема 2. «Плоскостные куклы»(33 часа)

Виды тканей, их использование при пошиве различных изделий. Знакомство со свойствами ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Виды швов, их назначение. Практические задания , связанные с обучением выполнения различных видов швов.

Формы работы:

Беседа с элементами лекции

Практическое задание

Примерный перечень практических работ:

1.Кукла «Матрёшка»

2.Кукла «Клоун»

3. Кукла «Чукчонок»

4. Кукла «Спорсмены»

Тема 3. «Обрядовые куклы. Куклы обереги» (77часов)

Обрядовые куклы, их назначение. Куклы – обереги, их назначение. Куклы закрутки, технология изготовления: раскрой ткани, закрутка куклы, украшение изделия. Куклы - саше, технология изготовления: раскрой ткани по лекалам, набивка куклы ароматными травами (одна трава для всей куклы), украшение изделия. Кукла - кубышка, технология изготовления: раскрой ткани, набивка изделия ароматными травами (разные травы для разных деталей), соединение деталей, украшение изделия. Куклы – крупенички, технология изготовления: раскрой ткани, стачивание деталей, набивка куклы крупой, украшение изделия. Куклы – столбики, технология изготовления: раскрой ткани для формы «столбик», набивка, украшение изделия, изготовление паричка. Куклы – скрутки, технология изготовления: раскрой ткани, скручивание ткани в форме колбаски, соединение деталей при помощи шерстяных ниток.

Примерный перечень практических работ:

Спиридон – солнцеворот

Кукла младенец

Благодать

Многоручка

Кукла-саше

Кукла-кубышка

Домовой

Крупенички

Кукла на смену дня и ночи

Домашняя масленица

Пасхальная куколка

Веснянка

Формы работы:

Беседа с элементами лекции

Практическое задание

Учебный проект

Игра

Тренинг

Тема 4. «Календарные праздники» (25 часов)

Календарные праздники: история возникновения, традиции празднования. Этапы изготовления кукол: подбор ткани, раскрой деталей по выкройке, стачивание, набивка, оформление.

Примерный перечень практических работ:

Дед Мороз

Снегурочка

Ангел

Формы работы:

1.Беседа с элементами лекции

2. Практическое задание

3.Собеседование

4.Выставки

Тема 5. Диагностика.(4 часа)

Отслеживание приобретённых ЗУН в ходе обучения.

 

2 год обучения

Тема 1. Повторение материала 1-го года обучения(2 часа)

Восстановить в памяти приобретённые ЗУН в ходе первого года обучения .Правила техники безопасности. Инструменты и материалы.

Тема 2. «Игровые куклы».(51 часов)

История появления игровых кукол. Назначение кукол: кукольные театры, в быту и т.д. Изготовление изделий: подбор ткани, раскрой деталей по выкройке, стачивание, набивка, изготовление одежды и паричка, оформление. Цельнокроенная кукла. Этапы изготовления: подбор ткани, раскрой деталей по выкройке, стачивание, набивка, изготовление головы, одежды и паричка, оформление. Кукла с прорисованными элементами одежды: подбор ткани, раскрой деталей по выкройке, стачивание, набивка, изготовление головы и паричка, прорисовывание элементов одежды, оформление. Кукла с пришивными ножками и ручками. Этапы изготовления: подбор ткани, раскрой деталей (туловище, ножки, ручки, голова) по выкройке, стачивание, набивка, соединение деталей куклы в одно изделие, изготовление паричка, пошив одежды, оформление.

Примерный перечень практических работ:

Баба-яга

Малыш

Первобытный охотник

Рыжий клоун

5.Маленькая мягкая кукла

6.Цельнокроеная кукла «Анюта»

7.Кукла с пришивными ручками и ножками «Светочка»

 

Формы работы:

1.Беседа с элементами лекции

2.Занятие-презентация

3.Выставки

4. «Сундучок» ученика

5. Практическое занятие

Тема 3. «Календарные праздники» (24 часа)

Календарные праздники. Кукла на бутылке. Этапы работы: подбор ткани, обшивание тканью бутылки, раскрой деталей, стачивание, соединение деталей, изготовление одежды, оформление. Цельнокроенная кукла. Этапы изготовления: подбор ткани, раскрой деталей по выкройке, стачивание, набивка, изготовление головы, одежды и паричка, оформление.

Примерный перечень практических работ:

Дед Мороз

Снегурочка

Ангел

Формы работы:

1.Практическое задание

2.Выставки

Тема 4. «Русский народный костюм».(35 часов)

Краеведческие музей России. Русский народный костюм: история возникновения, назначение. Женский костюм. Виды женского костюма: сарафанный, поневный. Элементы женской одежды: сарафан, передник, пояс, душегрея, головные уборы (замужней и незамужней женщины). Этапы изготовления: подбор ткани, раскрой деталей на ткани и поролоне, стачивание, оформление головы, изготовление паричка, раскрой деталей одежды и головного убора, стачивание, украшение одежды элементами русского костюма.

Краеведческие музей Архангельской области, Коноши. Характерные отличия женского костюма Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний. Этапы изготовления: подбор ткани, раскрой деталей на ткани, стачивание, соединение основы куклы с картонной подставкой, оформление головы, изготовление паричка, раскрой деталей одежды и головного убора, стачивание, украшение одежды элементами костюма, характерными для русского Севера.

Примерный перечень практических работ:

Русская красавица

2.Северяночка

Формы работы:

1.Беседа с элементами лекции

2.Занятие-презентация

3.Выставки

4.Творческие отчёты

5. Практическое задание

 

Тема 5. «Традиционные костюмы народов мира». (27 часов)

Музеи мира: петербуржский музей кукол, делийский музей кукол «Шанкра», израильский музей «Авторский музей одного художника», японский музей «Кукол к празднику девочек», чешский «Музей кукол». Традиционные костюмы народов мира: история возникновения, основные элементы. Этапы изготовления изделия: подбор ткани, раскрой деталей (туловище, ножки, ручки, голова) по выкройке, стачивание, набивка, соединение деталей куклы в одно изделие, изготовление паричка, пошив одежды и головного убора, оформление.

Примерный перечень практических работ:

Француженка

Африканка

Индианка

Кукла в кимоно

Формы работы:

1.Беседа с элементами лекции

2.Занятие-презентация

3.Выставки

4. «Сундучок» ученика

5.Тренинг

6.Игра

7. Практическое задание

Тема 6. Диагностика. (3 часа)

Отслеживание приобретённых ЗУН в ходе обучения.

3 год обучения

Тема 1. Повторение материала 1-го и 2-го года обучения(3 часа)

Восстановить в памяти приобретённые ЗУН в ходе первого и второго года обучения .Правила техники безопасности. Инструменты и материалы.

Тема 2. «Авторские художественные куклы». (47 часов)

Авторские художественные куклы. Этапы изготовления: создание эскиза будущей куклы, подбор ткани, раскрой деталей (туловище, ножки, ручки, голова) по выкройке, стачивание, набивка, соединение деталей куклы в одно изделие, изготовление паричка, пошив одежды, обуви, головного убора, оформление.

Формы работы:

1.Занятие-презентация

2.Выставки

3.Практическое задание

Тема 3. «Куклы-помощницы»(56 часов)

Куклы, используемые в быту: кукла-пакетница, кукла-вешалка, куклы –конфетницы,

Этапы изготовления: создание эскиза будущей куклы, подбор ткани, раскрой деталей (туловище, ножки, ручки, голова) по выкройке, стачивание, набивка, соединение деталей куклы в одно изделие, изготовление паричка, пошив одежды, обуви, головного убора, оформление.

Тема 4. «Резервные часы»(30 часов)

Куклы, изготавливаемые на выставки различных уровней.

Тема 5. Диагностика. (3 часа)

Отслеживание приобретённых ЗУН в ходе обучения.

Дидактический материал

Образцы кукол

Комплект фотографий « Национальные костюмы народов мира».

Комплект фотографий «Традиционные костюмы Коношского района»

Комплект открыток «Северный русский костюм»

Презетации «Народная праздничная одежда», «Каргопольский костюм», «Символика и обрядность народного костюма», «Путешествие по кукольным музеям мира» ,«Как жили наши предки»

Диски с записями инструментальной и классической музыки

Лекала для каждой куклы

Технологические карты для изготовления каждой куклы

Материально-техническое оснащение

Лоскуты белой, цветной, гладкокрашенной ткани, тесьма, нитки(белые и цветные), пряжа, вата, простые карандаши, портновские мелки(мыло), пуговички, мелкие бусины, глазки, бисер, верёвочки, мягкая проволока, крючки для вязания, спицы для вязания, пёрышки, кружево, ножницы, иглы, напёрстки, сантиметровая лента, утюг.

Краски и кисти

Аппаратура для прослушивания музыкальных произведений

Мультимедийный проектор, компьютер

Оборудование для проведения развлекательных мероприятий

Магнитная доска


 

Методическая литература

1. Воробьёва О.Я. Традиционные народные куклы

2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. М,: Культура и традиции. 2007

3. Зайцева А.А. Оригинальные куклы. М,: Эксмо. 2010

4. Лежнёва С.С. Сказка своими руками. М,: Полымя.1996

5. Максименко О.П. Как шить красиво. М.: Внешсигма. 1998

6. Полилина Л. О. Русский костюм. М,: Дрофа.1997.

7. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. М.:Владос-1998.

8. Трошина А.С. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. М,: Просвещение. 1979

9. WWW.RUKUKLA.RU

10. WWW.SCREEN.RU

11. //http://webdesign.perm.ru

Опубликовано


Комментарии (1)

Дзюбина Алла Анатольевна, 05.02.24 в 06:22 0Ответить Пожаловаться
Замечательный материал, как основа для проведения занятий, позволяющих дать ребенку "дело в в руки", которое в дальнейшем может перерасти не только в хобби...Спасибо Вам, Галина Алексеевна.Успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.