Дополнительная общеразвивающая программа «Педагогика» (15–17 лет)
f
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Возраст обучающихся: 15-17 лет Срок реализации программы:72 часа Пермь 2023
| ||||||
| | | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) и уровень освоения программы: настоящая программа «Педагогика» является дополнительной общеразвивающей программой гуманитарной/ социально-педагогической направленности, относящейся к продвинутому уровню реализации.
Программа позволяет соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку; приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности; испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Программа направлена на:
повышение ценности предметных знаний;
развитие профессионально значимых качеств;
корректировку профессиональных намерений.
Программа помогает узнать будущую профессию в деталях, определяя самостоятельно или с помощью специалиста все ее «плюсы» и «минусы».
Программа построена таким образом, что обучающимся дается возможность не только попробовать себя в конкретной профессии, но и проявить творчество в работе, приобрести интересные и полезные знания и умения.
При регулярном проведении профориентационной диагностики можно заметить, что люди, которых можно чётко отнести к одному типу профессии, встречаются очень редко. Как правило высокие баллы получают два, а то и три типа профессий. На самом деле и в реальной жизни одна профессия может включать в себя признаки разных типов.
Вид программы: краткосрочная.
Программа является интегрированной. Интеграция с программами основного общего образования просматривается в ходе проведения каждой профессиональной пробы. Для участия в пробах детям необходимы школьные знания по русскому языку и литературе, математике. Таким образом, программа направлена на осознание учащимися важности изучения школьных предметов и дальнейшему выбору профилирующих предметов.
Отличительными особенностями программы являются:
обеспечение непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования обучающегося как субъекта деятельности и культуры;
свободный личностный выбор обучающимися практико-ориентированной деятельности, определяющей индивидуальное развитие школьников в соответствии с их возрастными особенностями, интересами, склонностями и ценностями;
обеспечение позитивной социализации и профориентации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане социально-профессиональной ориентации учащихся;
вариативность содержания, форм, методов и технологий, используемых на занятиях;
познание через творчество, игру, труд, исследовательскую деятельность, проблемно- ситуативные задания и др.;
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
приобретение опыта конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности во взаимодействии с родительской общественностью и социальными партнёрами;
обеспечение возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
право учащихся на пробы и ошибки;
вариативный характер оценки образовательных результатов;
адаптивность к возникающим изменениям.
Направленность программы - социально-педагогическая.
Программа «Педагогика» имеет ярко выраженную профориентационную направленность.
Возрастные особенности определяют характер и организацию профориентационной работы, использование различных форм, методов, технологий индивидуальной, групповой и коллективной работы. У детей 14-16 лет интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т. п. Это один из самых ответственных периодов осознания себя как личности. Закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации в виде общей, но устойчивой ориентации: понимание значения труда в жизни людей, уважение и любовь к труду.
Умелое развитие возрастных особенностей учащихся помогают создать условия для их самосовершенствования, саморазвития.
Актуальность программы заключается в том, что именно в подростковом возрасте идентификация (устойчивое отождествление себя с представителями различных профессий, стремление быть похожими на них) является ведущим механизмом развития ценностно- смысловой сферы личности. Следовательно, учащимся 8-х, 9 классов необходимо помочь расширить круг представлений о труде взрослых, познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность и на этой основе формировать готовность к овладению конкретным видом трудовой деятельности, с учётом регионального рынка труда.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она обеспечивает необходимые условия для личностного развития, профессиональное самоопределение обучающихся, адаптацию их к жизни в обществе, формирование у них
общей культуры, активизацию социально-профессиональной позиции; прояснение профессиональных ценностей, целей и смыслов; выработку способов (навыков) профессионального самоопределения, развития поведения на рынке труда.
Особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в уникальности представляемой для проведения профессиональных проб материально- технической базы _____________.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:способствовать осмыслению специфики педагогической профессии.
сформировать интерес к педагогической деятельности.
создать условия для качественного выполнения профессиональных проб по специальности «учитель»
смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сфере педагогики.
Развивающие:
развивать мышление, память, внимание;
мотивировать к труду, потребность к приобретению профессии, формировать интерес к профессиям;
психолого-педагогическая поддержка учащихся, включающая диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду и людям труда, готовность и способность к осознанному выбору;
формировать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности и ответственность к выполняемой работе.
Планируемые результаты Предметные:
сформировано представление об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий в области Педагогики, особенностях местного, регионального, российского и международного рынка труда, о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
сформированы допрофессиональные знания (приобретение детьми практического опыта по различным типам профессий).
Метапреметные:
развито мышление, память, внимание;
замотивированы к труду, потребность к приобретению профессии, формировать интерес к профессиям.
Личностные:
уважительно относятся к труду и людям труда, готовы и способны к осознанному выбору;
сформированы навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности и ответственность к выполняемой работе.
Возраст 14-16 лет
Срок реализации программы – 72 часа.
Режим проведения занятий согласовывается с заместителем директора по УВР, должен соответствовать требованиям СанПиН для дополнительного образования.
Формы проведения занятий:
психологическое тестирование;
теоретическое занятие;
практическое занятие;
мастер-класс;
рефлексия.
Формы подведения итогов реализации программы (формы аттестации)Отчетный концерт;
Тестирование;
Рефлексия;
Итоговое мероприятие с вручением Свидетельств о прохождении дополнительной общеразвивающей программы «Педагогика».
УЧЕБНЫЙ ПЛАНдополнительной общеразвивающей программы
«Педагогика»
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Диагностический блок «Я и профессия» | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Профессия «Учитель» вчера, сегодня, завтра | 6 | 1 | 5 | Оценка практических навыков |
| «Навигатор в действии» | 6 | 1 | 5 | Оценка практических навыков |
| Дошкольное образование. Воспитатель детского сада | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Педагог дополнительного образования | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Профессия «Хореограф» | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Центр развития будущего. | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Весь мир театр – люди в нём актеры. | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Волонтерство | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Интерактивное оборудование XXI века | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Организация спортивных мероприятий. День здоровья. | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
| Профессия Вожатый | 6 | 2 | 4 | Оценка практических навыков |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Диагностический блок «Я и профессия» (6 часов)
Теория: Исследование профессиональных предпочтений учащихся. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности - выявление личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений. Формирование группы подростков, готовых к профессиональной пробе в педагогической профессии. История возникновения профессии «учитель». Очерки о выдающихся учителях. Каким должен быть современный учитель? Перспективы развития профессии. Выбор учителя-наставника.
Практика: Заполнение анкет, участие в исследовании. Квест-знакомство с профессией Педагог.
Тема 2. Профессия «Учитель» вчера, сегодня, завтра (6 часов)
Теория. Введение в профессию, общие сведения о профессии, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Составление формулы профессий. Экскурсия в школу № 93
Практика. Организация интерактивного взаимодействия в решении педагогических задач. Самостоятельное решение педагогических ситуаций. Стиль отношения к другому человеку как показатель проявления различных типов темперамента. Деловая игра «Проблемная ситуация». Проектирование плана и сценария детского праздника по разработанному плану.
Тема 3. «Навигатор в действии» (6 часов).
Теория. Экскурсия в МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор». Виды занятий, формы работы с обучающимися.
Практика. Участие в занятиях на базе МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор». Работа в детском технопарке «Квантоиум»
Тема 4. Дошкольное образование. Воспитатель детского сада. (6 часов)
Теория. Знакомство с профессией Воспитатель. Экскурсия по МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Практика. Знакомство с различными видами игр. Разработка и проведение занятия с детьми дошкольного возраста.
Тема 5. Педагог дополнительного образования (6 часов).
Теория. Введение в профессию, общие сведения о профессии, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Составление формулы профессий
Практика. Логика развития временного коллектива детей.
Оформительский практикум «Технология оформление сцены к мероприятию»
Каждому участнику пробы предлагается составить примерный «план занятия» по предложенной теме. Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы.
Тема 6. Профессия «Хореограф» (6 часов).
Теория. Признаки культуры танцевального произведения. Признаки исполнительской культуры. Танец, как синтетический вид искусства.
Практика. Влияние произведений искусства на человека. Внешние и внутренние компоненты спектакля. Драматургия сценического действия. Роль кордебалета в хореографическом произведении. Сценарий и хореографическая экспозиция. Приемы развития танца. Приемы развития движений. Связующие движения в танце. Роль музыки в хореодраматургии. Форма и содержание в хореодраматургии. Стиль, художественный образ, персонаж в хореодраматургии. Монтаж танцевального произведения.
Тема 7. Центр развития будущего (6 часов).
Теория. Знакомство с профессией Воспитатель. Экскурсия по МАДОУ «Детский сад «Парма». Организация пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Практика. Знакомство с различными видами игр. Разработка и проведение занятия с детьми дошкольного возраста
Тема 8. Весь мир театр – люди в нём актеры (6 часов).
Теория. История Театра юного зрителя г. Пермь. Виды внеурочной работы с детьми. Знакомство с деятельностью театра в области внеурочной деятельности с детьми. Экскурсия по МАУК «Театр юного зрителя»
Практика. Выявление профессиональных качеств необходимых педагогу. Мастер-класс «Актерские навыки»: владение голосом, выразительной мимикой, пантомимой.
Тема 9. Волонтерство (6 часов).
Теория. Специфика профессиональной волонтёрской деятельности, необходимые качества для занятия волонтёрством, мотивация и способы поощрения волонтёров. Электронная волонтерская книжка
Практика. Разработка проектов акций. Представление и защита программ работы волонтерских отрядов
Тема 10. Интерактивное оборудование XXI века (6 часов).
Теория. Знакомство с оборудованием для разработки современного урока. Техника безопасности
Практика. Мастер-класс по работе с оборудованием: лабдиск, электронный микроскоп, документ-камера, Интерактивная панель. Создание интерактивных заданий для выполнения на планшетах.
Тема 11. Организация спортивных мероприятий. День здоровья (6 часов).
Теория. Формы проведения спортивных мероприятий. Техника безопасности.
Практика. Организация и участие в спортивном мероприятии «День здоровья».
Тема 12. Профессия Вожатый (6 часов).
Теория. Введение в профессию, общие сведения о профессии, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Составление формулы профессий.
Практика. Логика развития временного коллектива детей. Периоды организации лагерной смены детей. Отрядное дело. Оформительский практикум «Технология. Оформление сцены к мероприятию». Теория и технология организации КТД. Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеразвивающей программы
«Педагогика»
Приложение 1
Отборочное задание на программу
«Готовность к педагогической деятельности
Вы допустили ошибку, и вам на это указали. Как вы себя поведете?
А. Сделаете вид, что не замечаете.
Б. Скажите, что перебивать нетактично.
В. Признаете ошибку.
У вас дома живут кошка и собака, вы им дали еду в поставленных рядом мисках, но животные подрались. Кого вы будете ругать?
А. Кошку.
Б. Собаку.
В. Поступите иначе.
Вы входите в чистое помещение, и на ваших глазах кто-то из входивших бросил на пол фантик от конфет. Что вы будете делать?
А. Пристыдите.
Б. При всех начнете убирать сами.
В. Прибегнете к намеку.
Часто ли вы помогаете своим друзьям разрешить спор, и удается ли вам это?
А. Нет.
Б. Да.
В. Не всегда.
Вы спешите на вечер, которого давно ждали. Вы нервничаете, опаздываете, но по неосторожности прожигаете одежду утюгом. Ваша реакция
А. Истерика, слезы.
Б. Вы расстроитесь, но внешне остаетесь спокойным.
В. Начинаете быстро искать выход из положения.
Представьте себе, что вы идете по улице и видите, как два маленьких мальчика ссорятся. Ссора доходит до драки. Как вы отреагируете?
А. Пройдете мимо.
Б. Будете наблюдать и вмешаетесь, только в случае драки.
В. Постараетесь разнять ссорящихся.
Представьте себе, что вы стали свидетелем, как школьник упал и порвал одежду, его одноклассники стали смеяться. Как вы отреагируете?
А. Выскажите все детям.
Б. Поднимите мальчика и поможете ему.
В. Поступите по-другому.
Если бы вам предложите провести урок в группе, как бы вы поступили?
А. Не согласитесь.
Б. Попросите дать возможность подумать.
В. Согласитесь.
Какое настроение у вас бывает во время отдыха?
А. Просто отдыхаете.
Б. Активно используете это время.
В. Мечтаете.
Вы не выучили урок. Как вы поступите?
А. Откажитесь отвечать.
Б. Попытаетесь ответить.
В. Придумаете иной выход.
Если у вас плохое настроение, отражается ли оно на окружающих вас людях?
А. Да.
Б. Нет.
В. Иногда
Вы явились свидетелем, что два ребенка не поделили игрушку. Что вы сделаете?
А. Возьмете ее у них.
Б. Попытаетесь уговорить, советуя вместе поиграть.
В. Дадите такую же.
Как бы вы повели себя с человеком, который вам неприятен?
А. Не станете замечать его.
Б. Все равно будете с ним общаться.
В. Преодолеете себя и будете искать в нем хорошее.
Вы попали в новое общество, где вас не знают. Как вы будете себя вести, чтобы вас признали?
А. Больше говорить.
Б. Больше слушать.
В. Найдете другие способы.
Часто ли вы уверены в своем успехе?
А. Да.
Б. Нет.
В. Не всегда.
Можете ли вы свободно общаться с людьми?
А. Нет.
Б. Зависит от настроения.
В. Да.
Вы собираетесь на экзамен, но мама просит остаться с младшим братом, которому 5 лет, обещая быстро вернуться. Проходит время, мама не возвращается. Что вы будете делать?
А. Уйдете, наказав брату вести себя хорошо.
Б. Будете ждать.
В. Найдете другой выход.
На что вы обращаете внимание при знакомстве?
А. На одежду.
Б. На манеры.
В. На глаза.
В магазине большая очередь, а вам необходимо купить нужную вещь. Как вы поступите?
А. Постоите.
Б. Уйдете.
В. Предпримите еще что-нибудь.
Если бы у вас был выбор, что бы вы предпочли?
А. Шить.
Б. Вязать.
В. И то, и другое.
Вы идете на вечер в новой красивой обуви. Вы спишите, идете коротким путем, но на пути большая лужа. Что вы предпримите?
А. Вернетесь.
Б. Пойдете прямо.
В. Примите иное решение.
Вы видите человека, который смеется. Ваша реакция на это?
А. Не прореагируете.
Б. Улыбнетесь.
В. Удивитесь.
К вам обратился человек в трудную минуту, ища у вас сочувствия. Как вы поступите?
А. Дадите совет, как справиться с трудностями.
Б. Просто выслушаете и посочувствуете.
В. Будете помогать.
Что вы сделаете (делали), если у вас в группе с первых дней складываются (сложились) недоброжелательные отношения?
А. Будете избегать конфликтов.
Б. Заставите себя сказать: «Я не прав», даже если, на ваш взгляд, вы правы.
В. Докажите свою «правоту».
Какие качества вы больше всего цените в людях?
А. Доброту.
Б. Решительность.
В. Терпение.
Подведите итог: за ответы «А» - 2 балла, за ответы «Б» - 1 балл, за ответы «В» - 0 баллов. Суммируйте их.
Вы набрали менее 20 баллов.
Вы обладаете отличными задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, у вас есть способность учить, воспитывать, управлять людьми, вы обладаете силой убеждения, можете быть хорошим учителем, воспитателем, психологом.
Вы набрали от 20 до 30 баллов.
Вы оцениваете себя реально, новы чересчур сдержанны, и это иногда может быть истолковано как равнодушие. У вас есть возможность потренироваться в выработке быстрой и правильной реакции на происходящее, и тогда вы сможете быть педагогом.
Вы набрали более 30 баллов.
Вы несколько самоуверенны, вам надо стать более терпеливым. Однако вы достаточно сообразительны, чтобы выпутаться из сложной ситуации. Ошибки, которые вы допускаете связаны ,скорее всего, с вашей невнимательность
Приложение 2
Методики диагностики профессиональных предпочтений учащихся
Методика | Автор | Цель исследования |
«Карта интересов» | Модификация Филимоновой О.Г. | Выявление направленности профессиональных интересов |
Опросник Л.А. Йовайши | Йовайши Л.А. | Выявление профессиональных предпочтений |
Опросник по определению развития волевых качеств | Прошицкая Е.Н. | Выявление уровня развития волевых качеств подростков как составляющей ПВК |
Опросник по выявлению организаторских способностей | Прошицкая Е.Н. | Выявление уровня развития организаторских способностей у подростков как составляющей ПВК. |
Опросник для определения профессиональной готовности | Кабардова Л.Н. | Определение склонности к сфере профессиональной деятельности |
«Цель – Средство – Результат» | Карманов А.А. | Исследование особенностей структуры деятельности. |