12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сапегина Оксана Викторовна60
Россия, Брянская обл., Брянск
1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРЯНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ

ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО»

ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ







Рассмотрена и одобрена на заседании

экспертного совета

ЦОПП Брянской области

Протокол №____ от «___» __________г.

Председатель экспертного совета

_______________ Н.В. Макавьева

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского»

________________ А.И. Куличенко

«____» ____________ ______ г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПО







Срок освоения программы: 72 час.

Форма обучения: очно-заочная, с применением ДОТ












Брянск
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ


АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ………………………….. 3


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………… 4

Основные понятия, используемые в настоящей программе ……………………………. 4

Назначение программы ……………………………………………………………………. 4

Нормативные документы, используемые при разработке программы ………………… 4

Общая характеристика дополнительной профессиональной программы ……………... 5


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ …………………………………………. 6

Результаты освоения программы повышения квалификации …………………………... 6

Оценка качества освоения программы …………………………………………………… 7


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ ………………………………………………………………………………… 8

Учебный план программы ………………………………………………………………… 8

Календарный учебный график ……………………………………………………………. 8

Содержание программы …………………………………………………………………… 9

Оценка результатов освоения программы ……………………………………………….. 9

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ………………………………………... 11

Кадровое обеспечение программы ………………………………………………………. 11

Учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение …………….. 11

Материально-технические условия реализации программы ………………………….. 16


АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Цель программы: Формирование у слушателей профессиональных компетенций необходимых для профессиональной деятельности педагогических работников в области инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, профориентации и трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Срок освоения (трудоёмкость/объем программы): 72 ак.час.

Категория слушателей: к освоению программы ДПО ПК допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование.


Форма итоговой аттестации: Итоговая аттестация.

Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования.

Краткое содержание программы:

Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы

Содержание

Нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды.

Основные понятия и категории инклюзивной образовательной среды.

Нормативное обеспечение получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Методическое обеспечение получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Организация инклюзивной образовательной среды

Обеспечение доступности профессиональных образовательных организаций.

Обеспечение доступности реализации профессиональных образовательных программ в образовательной организации.

Этика и психология взаимодействия с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп

Проблемы социализации и этические нормы коммуникации с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональных образовательных организациях.

Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования

Индивидуальные образовательные потребности личности.

Специальные образовательные условия в профессиональной организации для разных категорий лиц с инвалидностью и ОВЗ.


Итоговая аттестация

Итоговая аттестация

Преподавательский состав/требования к преподавательскому составу:

Реализация дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки обеспечивается педагогическими кадрами образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы профессионального обучения.

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, 100% которых имеет высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. 100 % преподавателей имеют квалификационные категории - высшую и первую и опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходят стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные понятия, используемые в настоящей программе

Программа повышения квалификации - образовательная программа, посредством реализации которой осуществляется дополнительное профессиональное образование. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Компетенция - динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.

Программа разработана на основе:

Методических рекомендаций по проведению повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе включая типовую программу повышения квалификации «Утверждено» педагогическим советом ФГБПОУ ДПО ИРПО от 23.03.2022 №2


Назначение программы

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации

Нормативные документы, используемые при разработке программы

Настоящая программа повышения квалификации разработана в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 363 от 29.03.2019 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 449 от 23 марта 2021 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»;

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642;

6. Паспорт национального проекта «Образования» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16);

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г.
№ 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;

8. ГОСТ Р ИСО 45001-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению»;

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;

10. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) – URL: https://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 15.03.2020).

Общая характеристика дополнительной профессиональной программы

Цель программы: Формирование у слушателей профессиональных компетенций необходимых для профессиональной деятельности педагогических работников в области инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, профориентации и трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Трудоёмкость/объем программы: 72 ак.час.

Форма обучения: очно-заочная, с применением ДОТ.


Категория слушателей: к освоению программы ДПО ПК допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование.


Форма итоговой аттестации: Итоговая аттестация.

Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования.


Документ о квалификации, выдаваемый по итогам обучения: удостоверение о повышении квалификации.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Результаты освоения программы повышения квалификации

В результате освоения программы повышения квалификации слушатель должен

Знать:

законодательство Российской Федерации в сфере среднего профессионального образования;

порядок организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;

условия обеспечения доступности среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ;

требования к разработке адаптированных образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Уметь:

организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ;

взаимодействовать с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп.

Владеть:

навыками осуществления организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

навыками планирования деятельности по педагогическому сопровождению группы обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.


В результате освоения программы слушатели должны сформировать следующие профессиональные компетенции:

- Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

- Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

- Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями

- Способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

- а также разработать: Дорожную карту реализации неформального инклюзивного образования в образовательном учреждении или программу ДПП ПК, ДПО.


2.2. Оценка качества освоения программы

Формы промежуточной и/или итоговой аттестации:

Наименование разделов

(модулей, тем)

Вид оценочной процедуры

Шкала оценки (баллы, «зачтено» / «не зачтено»)

Раздел 1. Нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды.

Опрос

«зачтено» / «не зачтено»

Раздел 2. Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации

подготовка проекта

«зачтено» / «не зачтено»

Раздел 3. Этика и психология взаимодействия с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

подготовка проекта

«зачтено» / «не за-чтено»

Раздел 4. Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования

Тестирование

подготовка проекта

«зачтено» / «не за-чтено»

Итоговая аттестация

Защита проекта

«зачтено» / «не за-чтено»

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебный план программы

п/п

Наименование

разделов, (модулей) и

тем

Объем программы в


Формы контроля


академических часах





Всего,

час.

Л

ПЗ


СР








1

Раздел 1.

Нормативно-

правовые аспекты

организации

инклюзивной среды.

16

6

2


8

Опрос


































2

Раздел 2.

16

4

8


4

подготовка проекта



Организация









инклюзивной









образовательной









среды.









Раздел 3. Этика и

24

8

8


8




психология






подготовка проекта


3.

взаимодействия с









обучающимися с ОВЗ









и инвалидностью








4.

Раздел 4.

10

4

4


2

тестирование


Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования






подготовка проекта










5

Итоговая аттестация

6

-

6

-

Консультация

Защита проекта





Итого часов

72

22

28


22




Календарный учебный график

п/п/

Наименование разделов, модулей, тем

Всего часов

1 Неделя


2 Неделя


3 Неделя


4 Неделя


1

Раздел 1. Нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды.

16

16

-

-

-

2

Раздел 2. Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации

16


16

-

-

3

Раздел 3. Этика и психология взаимодействия с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

24

-

4

20

-

4

Раздел 4. Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования

10

-

-

-

10

5

Итоговая аттестация

6




6

6

Итого

72

16

20

20

16


Содержание программы

Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы

Содержание

1

Нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды.

Основные понятия и категории инклюзивной образовательной среды.

Нормативное обеспечение получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Методическое обеспечение получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ.

2

Организация инклюзивной образовательной среды

Обеспечение доступности профессиональных образовательных организаций.

Обеспечение доступности реализации профессиональных образовательных программ в образовательной организации.

3

Этика и психология взаимодействия с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп

Проблемы социализации и этические нормы коммуникации с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональных образовательных организациях.

Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

4

Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования

Индивидуальные образовательные потребности личности.

Специальные образовательные условия в профессиональной организации для разных категорий лиц с инвалидностью и ОВЗ.


5

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация



3.4. Оценка результатов освоения программы

Форма итоговой аттестации:

Оценка качества освоения программы модуля осуществляется в форме промежуточной аттестации слушателей.

Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования и подготовки проекта.

Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.

Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания

Шкалы

Не освоена

Освоена частично

Освоена в основном

Освоена полностью

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Знать

Фрагментарные знания и понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля). Отсутствие знаний и понимания содержания основных тем курса, дисциплины (модуля)

Общие, но не структурированные знания и понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля)

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы в знаниях и достаточно глубокое понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля)

Сформированные систематические знания, глубокое понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля)

Уметь

Отсутствие сформированных умений / частично освоенные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля)

В основном сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные умения, но осуществляемые не систематически

Сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы

Полностью сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля)

Владеть

Отсутствие сформированных навыков / частично сформированные навыки, фрагментарное их применение

В основном сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные навыки, но применяемые не систематически

Сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешное применение навыков, но содержащее отдельные пробелы

Полностью сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). Успешное и систематическое применение навыков




ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки обеспечивается педагогическими кадрами образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы профессионального обучения.


Учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение


Основная литература:

Баринова, Е. Б.  Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496766 (дата обращения: 18.02.2022).

Богданова, Т. Г.  Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями : учебник для вузов / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14619-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497116 (дата обращения: 18.02.2022).

Вишнякова, Ю. А.  Социальный маркетинг. Инклюзивные формы: учебное пособие для вузов / Ю. А. Вишнякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 140 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12509-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476669 (дата обращения: 30.03.2021).

Глухов, В. П.  Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494823 (дата обращения: 01.03.2022).

Глухов, В. П.  Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13096-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489650 (дата обращения: 01.03.2022).

Годовникова, Л. В.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 218 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13059-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496116 (дата обращения: 18.02.2022).

Козырева, О. А.  Ассистивные технологии в инклюзивном образовании : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 118 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14959-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497037 (дата обращения: 18.04.2022).

Константинов, В. В.  Профессиональная деформация личности : учебное пособие для вузов / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08760-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492304 (дата обращения: 26.02.2022).

Методические рекомендации для работодателей по созданию условий
и организации рабочих мест для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). /сост: Грибанов И.Н., Макеева Д.Р., Секретева Л.А., Малова Ю.В.– М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 54 с.
— URL: https://fmc-spo.ru/images/doc/Metod_recomendaz_rabotodatel.pdf

Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества – М.: Издательство РГСУ, 2018. – 102 с. — URL: https://abilympics-russia.ru/mmpid/13#/

Михальчи Е.В. Изучение структуры психического здоровья у лиц с овз и инвалидностью // Пензенский психологический вестник. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-struktury-psihicheskogo-zdorovya-u-lits-s-ovz-i-invalidnostyu (дата обращения: 01.03.2022).

Михальчи, Е. В.  Инклюзивное образование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04943-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493142 (дата обращения: 18.02.2022).

Москвина, Н. Б.  Личностно-профессиональные деформации педагогов. Проблема реабилитации : учебное пособие / Н. Б. Москвина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05508-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493083 (дата обращения: 26.02.2022).

Обиух П.А., Корнеев М.О. Пособие по тифлокомментированию. - М.: ФГГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет». - 2016. - 80 с. — URL: https://specialviewportal.ru/uploads/po-tiflokommentirovaniyu.pdf

Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13878-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496643 (дата обращения: 19.03.2022).

Фуряева, Т. В.  Инклюзивные подходы в образовании : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Фуряева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11469-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475977 (дата обращения: 30.03.2021).

Фуряева, Т. В.  Модели инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 176 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10939-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493339 (дата обращения: 19.03.2022)..

Фуряева, Т. В.  Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08278-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493336 (дата обращения: 18.02.2022).

Фуряева, Т. В.  Социальная инклюзия : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07465-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455683 (дата обращения: 30.03.2021). Баринова, Е. Б. 

Харламенков, А. Е.  Жестово-русский словарь : учебник для среднего профессионального образования / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 522 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15274-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497138 (дата обращения: 01.03.2022).

Харламенков, А. Е.  Жестово-русский словарь : учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 522 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14702-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497047 (дата обращения: 01.03.2022).

Харламенков, А. Е.  Теория русского жестового языка : учебник для среднего профессионального образования / А. Е. Харламенков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 173 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14849-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497136 (дата обращения: 01.03.2022).

Черкасская, Г. В.  Управление конфликтами: учебник и практикум для вузов / Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 236 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05153-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492887 (дата обращения: 26.04.2022).


Дополнительная литература:

Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. М.: РГСУ, 2014. 364 с.

Аленкина О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. М.: Глобус, 2009. 190 с.

Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования // В сб.: Инклюзивное образование: Практика, исследования, методология / отв. ред. С.В. Алехина (Москва, 26‒28 июня 2013 года). М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. С. 463‒470.

Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю.Г. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналитический обзор; под ред. акад. Г.А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 81 с.

Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.

Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/Пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихаревой. М.: Прометей, 2005. 88 с.

Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. Пособие для учителей. М.: РООИ «Перспектива», 2008. 64 с.

Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности: учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 404 с.

Беляков, Г. И. Пожарная безопасность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 143 с.

Беляков, Г. И. Электробезопасность: учебное пособие для вузов / Г. И. Беляков. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 125 с.

Библиотечное обслуживание и организация доступной среды для инвалидов : методические рекомендации для муниципальных библиотек / сост. Т. А. Максоева. – Иркутск : Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2016. 92 с.

Богданова Т.Г., Степанова Н.А., Вовненко К.Б., Попова Т.М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебник. М.: Academia, 2014. 240 с.

Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52 - 59.

Бут Т. Показатели инклюзии [Текст]: практическое пособие / Тони Бут, Мэл Эйнскоу; под ред. Марка Вогана ; [пер. Игорь Аникеев]. - Изд. 2-е. - Москва: Центр исследований в обл. инклюзивного образования (CSIE), 2013. - 123 с.

Вёрткин А.Л., Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Электронный ресурс]: учебник / А. Л. Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др.; под ред. А. Л. Вёрткина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с.

Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефектности. —Дефектология. —1974. —№3. —С.71-76.

Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка. // Соб. соч.—М.: Педагогика, 1982. —Т.5.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 244‒268.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. —М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. —С.55-57.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13059-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448870 (дата обращения: 19.03.2021).

Голиков Н.А. Г60 Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н.А. Голиков. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 428, [1] с. — (Социальный проект).

Доступная среда для инвалидов. Изд. 3-е доп. и перераб. / сост.: Михайленко Т. Н., Рыбников Е. В. – Волгоград: РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда», 2017.

Доступная среда для инвалидов на транспорте : [учебник] / А. В. Авдеев, Д. В. Енин, Л. Г. Ионичевская [и др.]; под редакцией И. В. Карапетянц. - Москва : Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2019. - 229, [1] с. : ил. - (Высшее образование) (Федеральный государственный образовательный стандарт) (Учебник для бакалавров и магистров).

Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.

Кузнецова, Е. А. Управление условиями и охраной труда: учебник и практикум для вузов / Е. А. Кузнецова, В. Д. Роик. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 302 с.

Лебедева З.Н. Незрячий дирижер. Чему нас могут научить люди с инвалидностью? // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5023 (199) от 21 октября 2009 г. — URL: https://rg.ru/2009/10/21/dobrota.html (дата обращения: 19.03.2021).

Леонтьева Е. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базовый курс. Практическое пособие. М.: Татлин, 2013. 128 с.

Медико-биологические основы дефектологии: учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман ; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07272-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452422 (дата обращения: 19.03.2021).

Методические рекомендации по обустройству доступной среды для маломобильных граждан (ММГ). Иллюстрированный справочник. Настольная книга по Доступной среде. – Москва: АББА, 2018. – 162 с. — URL: https://nko-family.ru/articles/nastolnaa-kniga-po-dostupnoi-srede-novyi-illustrirovannyi-spravocnik (дата обращения: 19.03.2021).

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. - М., 2015. - 555 с.

Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг. Часть 1. Организация обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в учреждениях социального обслуживания населения. Авт.-сост. Т.Н. Шеломанова, Л.В. Корякова. – Санкт-Петербург: МРЦ «Доступный мир», 2016.- 60 с.

Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг. Часть 2. Организация паспортизации объектов и услуг: оценка состояния доступности, разработка и реализация управленческих решений. Авт.-сост. Т.Н. Шеломанова, М.В. Рохманова. – Санкт-Петербург: МРЦ «Доступный мир», 2016.- 60 с.

Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 499 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00398-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450861 (дата обращения: 19.03.2021).

Настольная книга мастера профессионального обучения [Текст]: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Г. И. Кругликов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. – 271с.

Никитина Н.И. Методика профориентационной работы в инклюзивных школах [Текст]: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль: Психология и социальная педагогика) / Н.И. Никитина, Т.В. Васильева; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т. - Москва: Ритм, 2015. - 179 с. 

Никитина, Н. И. Теоретико-методические основы профориентации в инклюзивных школах [Текст]: монография / Н. И. Никитина, Т. В. Васильева; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т. - Москва: РИТМ, 2015. - 186 с.

Новиков М.Л., Пак С.В., Маслова Е.П., Денисов В.А. Технологии трудоустройства людей с инвалидностью [Текст] : практическое пособие. – Москва: ООО «Типография Гарант», 2012 – 70 с. — URL: https://perspektiva-inva.ru/userfiles/jobs/publication/tekhnologii-trudoustroistva-1.pdf (дата обращения: 19.03.2021).

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Состав. Л. М. Шипицына. - СПб., 1997. - 256 с.

Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007. 190 с.

Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: Владос, 2014. 176 с.

Родионова, О. М. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда: учебник для вузов / О. М. Родионова, Д. А. Семенов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 441 с.

Сборник по трудоустройству инвалидов, сформированный на основе успешно реализованных региональных практик и мероприятий, в том числе осуществляемых социально ориентированными некоммерческими организациями. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2019. – 140 с. — URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1001-src-1585754245.0802.pdf (дата обращения: 19.03.2021).

Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М.: НЦ «ЭНАС», 2007. 120 с.

Старобина Е.М., Климон Н.Л., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Оценка профессиональных возможностей подростков с нарушением статодинамической функции в целях содействия их профессиональному самоопределению. //Профилактическая и клиническая медицина. 2013. № 4(49). С. 107 - 112.

Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М.: Владос, 2019 г. 167 с.

Трудоустройство людей с инвалидностью [Текст] : практическое пособие. – Москва: РООИ «Перспектива», 2016 – 28 с. — URL: https://perspektiva-inva.ru/images/publications/jobs/trudoustroistvo-liudei-s-invalidnostiu.pdf (дата обращения: 19.03.2021).

Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с: ил. — (Коррекционная педагогика).


Интернет- ресурсы:

Сайт Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» - https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0

Сайт Всероссийского экспертно-аналитического журнала «Доступная среда» - https://ds-rubikon.ru/

Сайт Группы компаний «Исток-Аудио» - https://www.istok-audio.com/about/

Интернет-портал Безбарьерный Альянс http://безбарьерный.рф

Сайт Национального чемпионата «Абилимпикс» в России - https://abilуmpics-russia.ru

Сайт международной Федерации «Абилимпикс» -http://www.jeed.or.jp/english/

Сайт Федерального методического центра по инклюзивному образованию Минпросвещения России -fmc-spo.ru

Сайт инклюзивного высшего образования – инклюзивное образование.рф

Сайт Института коррекционной педагогики РАО - ikp-rao.ru/

Сайт ГБ ПОУ «Тверской политехнический колледж» https://www.tpk-tver.ru/



Материально-технические условия реализации программы


Реализация программы требует наличия учебных кабинетов.

Оборудование учебного кабинета:

комплект учебной мебели – 15 шт.

рабочее место преподавателя

автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор Intel(R) Celeron (R) CPU 2/40GHz, частота процессора 2,24 ГГц ОЗУ объемом 514 МБ)

маркерная доска

интерактивная доска

интерактивный стол

принтер

тематические папки дидактических материалов

комплект учебно-методической документации


Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного

и индивидуального пользования


Наименование оборудования


Кол-во


Лаборатория психологии

1.

Интерактивная панель teach touch 3.0 70 дюймов


1

2.

АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows, Microsoft Office)


1


Лаборатория психолого-педагогического сопровождения

1.

АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows,Microsoft Office )


1


Программное обеспечение и оборудование для сенсорной комнаты



2.

Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»


1

3.

Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98»


1

4.

Методика В.М. Элькина Коррекционно-диагностический комплекс


1

5.

Методика В.А. Ананьева для оптимизации функционального состояния «Встреча с целителем»


1

6.

Метафорические ассоциативные карты «Вид из твоего окна»


1

7.

Зеркальное панно с фибр оптическими нитями «Разноцветный дождь» габариты H167 W95 P10


1

8.

Тактильный комплекс «Солнышко» (11 модулей) габариты L90 W12 H 1,8


1

9.

Мягкая форма «Пуфик75» габариты D75 (2 цветных, 3 бежевых)


5

10.

Зеркальный шар с мотором (для работы требуется источник света) габариты D25


1

11.

Источник света к зеркальному шару


1

12.

Сенсорный уголок Зеркальный обман Luxe


1

13.

Балансировочный диск (круглый) D45


1

14.

Балансировочная доска-лабиринт №4 L60 W45 P2


1

15.

Генератор запахов


1

16.

Масла для ароматерапии 12 шт.


1

17.

Ионизатор воздуха


1

18.

Увлажнитель воздуха


1


Лаборатория сурдотехники

1.

Интерактивная панель teach touch 3.0 70 дюймов



1

2.

АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows,Microsoft Office


1


Рабочее место учащегося с нарушением слуха



3.

Front Row to Go (в комплекте 2 микрофона, сетевые кабели, комплект крепления)


1

4.

FM-передатчик AMIGO T5



1

5.

FM-приемник ARC с индукционной петлей


2

6.

АРМ для студента с ОВЗ и инвалидностью (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном – проводные, Microsoft Windows,Microsoft Office)


2


Лаборатория информационных технологий

1.

Интерактивная доска SMART SBM680


1

2.

АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows, Microsoft Office)



1

3.

АРМ для студента с ОВЗ и инвалидностью (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном – проводные, Microsoft Windows,Microsoft Office)


4

4.

Документ камера SMART SDC-450


1


Рабочее место учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата



5.

Стол для детей с ОВЗ на колесах: cтол предназначен для реабилитации детей с детским церебральным параличом или с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Благодаря широкому диапазону регулировки высоты, столик можно использовать в комплекте с любым стулом, инвалидной коляской и даже стоя, то есть точно подогнать по размерам изделие к ребенку. Наклон столешницы и боковые ограждения создают дополнительные удобства при пользовании столом


2

6.

Клавиатура адаптированная с крупными кнопками + пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводная


2

7.

Выносная беспроводная компьютерная кнопка


2

8.

Клавиатура большая программируемая Клавинта


2

9.

Наклонная доска для письма


2

10.

Джойстик компьютерный адаптированный, беспроводной


2

11.

Адаптированная мышка в наборе


2

12.

Беспроводная клавиатура


2

13.

Беспроводная мышь


2

14.

Кресло на колёсиках с регулировкой по высоте и углу наклона спинки


2


Рабочие место учащегося с нарушением зрения



15

SuperNova Magnifier & Screen Reader x2 (специализированное программное обеспечение)


2


Общее оборудования для организации работы РУМЦ

1.

АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows,Microsoft Office )


6

2.

Сервер организации дистанционного обучения и сетевого взаимодействия с ПОО


1

3.

Источник бесперебойного питания для сервера не менее 2 000 Вт


1


Сетевое оборудование для организации дистанционного обучения и сетевого взаимодействия



4.

Роутер Wi-Fi: 802.11a/b/g/n/ac/ad


1

5.

Коммутатор 1000 МБ/с 24 порта (с возможностью установки в стойку)


5

6.

Точка доступа 802.11a/b/g/n/ac, частота 2.4 / 5 ГГц, возможность одновременной работы в двух диапазонах; Макс. скорость беспроводного соединения не менее 2500 Мбит/с


6

7.

Стабилизатор напряжения настенный не менее 1000 Вт


10

8.

KВM коммутатор не менее 8 портов


1

9.

Маршрутизатор на мене 1000 кб/с и не менее 8 портов


3

10.

Сетевая карта PCI 1000 кб/с


4



РАЗРАБОТАНО: Центр опережающей профессиональной подготовки Брянской области


РАЗРАБОТЧИКИ: Сапегина Оксана Викторовна, методист.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.