Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные аспекты реализации инклюзивного образования в спо»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЯНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ
ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО»
ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и одобрена на заседании экспертного совета ЦОПП Брянской области Протокол №____ от «___» __________г. Председатель экспертного совета _______________ Н.В. Макавьева | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского» ________________ А.И. Куличенко «____» ____________ ______ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПО
Срок освоения программы: 72 час.
Форма обучения: очно-заочная, с применением ДОТ
Брянск
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ………………………….. 3 |
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………… 4 |
Основные понятия, используемые в настоящей программе ……………………………. 4 |
Назначение программы ……………………………………………………………………. 4 |
Нормативные документы, используемые при разработке программы ………………… 4 |
Общая характеристика дополнительной профессиональной программы ……………... 5 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ …………………………………………. 6 |
Результаты освоения программы повышения квалификации …………………………... 6 |
Оценка качества освоения программы …………………………………………………… 7 |
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ ………………………………………………………………………………… 8 |
Учебный план программы ………………………………………………………………… 8 |
Календарный учебный график ……………………………………………………………. 8 |
Содержание программы …………………………………………………………………… 9 |
Оценка результатов освоения программы ……………………………………………….. 9 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ………………………………………... 11 |
Кадровое обеспечение программы ………………………………………………………. 11 |
Учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение …………….. 11 |
Материально-технические условия реализации программы ………………………….. 16 |
|
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Цель программы: Формирование у слушателей профессиональных компетенций необходимых для профессиональной деятельности педагогических работников в области инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, профориентации и трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Срок освоения (трудоёмкость/объем программы): 72 ак.час.
Категория слушателей: к освоению программы ДПО ПК допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Форма итоговой аттестации: Итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования.
Краткое содержание программы:
№ | Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы | Содержание |
Нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды. | Основные понятия и категории инклюзивной образовательной среды. Нормативное обеспечение получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ. Методическое обеспечение получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ. | |
Организация инклюзивной образовательной среды | Обеспечение доступности профессиональных образовательных организаций. Обеспечение доступности реализации профессиональных образовательных программ в образовательной организации. | |
Этика и психология взаимодействия с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп | Проблемы социализации и этические нормы коммуникации с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональных образовательных организациях. Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. | |
Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования | Индивидуальные образовательные потребности личности. Специальные образовательные условия в профессиональной организации для разных категорий лиц с инвалидностью и ОВЗ. | |
Итоговая аттестация | Итоговая аттестация |
Преподавательский состав/требования к преподавательскому составу:
Реализация дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки обеспечивается педагогическими кадрами образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы профессионального обучения.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, 100% которых имеет высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. 100 % преподавателей имеют квалификационные категории - высшую и первую и опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходят стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные понятия, используемые в настоящей программе
Программа повышения квалификации - образовательная программа, посредством реализации которой осуществляется дополнительное профессиональное образование. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Компетенция - динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.
Программа разработана на основе:
Методических рекомендаций по проведению повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе включая типовую программу повышения квалификации «Утверждено» педагогическим советом ФГБПОУ ДПО ИРПО от 23.03.2022 №2
Назначение программы
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
Нормативные документы, используемые при разработке программы
Настоящая программа повышения квалификации разработана в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642;
6. Паспорт национального проекта «Образования» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16);
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г.
№ 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
8. ГОСТ Р ИСО 45001-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
10. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) – URL: https://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 15.03.2020).
Общая характеристика дополнительной профессиональной программы
Цель программы: Формирование у слушателей профессиональных компетенций необходимых для профессиональной деятельности педагогических работников в области инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, профориентации и трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Трудоёмкость/объем программы: 72 ак.час.
Форма обучения: очно-заочная, с применением ДОТ.
Категория слушателей: к освоению программы ДПО ПК допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Форма итоговой аттестации: Итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования.
Документ о квалификации, выдаваемый по итогам обучения: удостоверение о повышении квалификации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты освоения программы повышения квалификации
В результате освоения программы повышения квалификации слушатель должен
Знать:
законодательство Российской Федерации в сфере среднего профессионального образования;
порядок организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
условия обеспечения доступности среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
требования к разработке адаптированных образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Уметь:
организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ;
взаимодействовать с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп.
Владеть:
навыками осуществления организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
навыками планирования деятельности по педагогическому сопровождению группы обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
В результате освоения программы слушатели должны сформировать следующие профессиональные компетенции:
- Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
- Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
- Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
- Способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
- а также разработать: Дорожную карту реализации неформального инклюзивного образования в образовательном учреждении или программу ДПП ПК, ДПО.
Формы промежуточной и/или итоговой аттестации:
Наименование разделов (модулей, тем) | Вид оценочной процедуры | Шкала оценки (баллы, «зачтено» / «не зачтено») |
Раздел 1. Нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды. | Опрос | «зачтено» / «не зачтено» |
Раздел 2. Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации | подготовка проекта | «зачтено» / «не зачтено» |
Раздел 3. Этика и психология взаимодействия с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью | подготовка проекта | «зачтено» / «не за-чтено» |
Раздел 4. Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования | Тестирование подготовка проекта | «зачтено» / «не за-чтено» |
Итоговая аттестация | Защита проекта | «зачтено» / «не за-чтено» |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебный план программы
№ п/п | Наименование разделов, (модулей) и тем | Объем программы в | | Формы контроля | | ||||||
академических часах | | | |||||||||
| | ||||||||||
Всего, час. | Л | ПЗ | | СР | | ||||||
| | ||||||||||
| | ||||||||||
| | ||||||||||
1 | Раздел 1. Нормативно- правовые аспекты организации инклюзивной среды. | 16 | 6 | 2 | | 8 | Опрос | | |||
| | | | | | | | ||||
| | | | | | | | ||||
| | | | | | | | ||||
| | | | | | | | ||||
2 | Раздел 2. | 16 | 4 | 8 | | 4 | подготовка проекта | | |||
| Организация | | | | | | | | |||
| инклюзивной | | | | | | | | |||
| образовательной | | | | | | | | |||
| среды. | | | | | | | | |||
| Раздел 3. Этика и | 24 | 8 | 8 | | 8 | | | |||
| психология | | | | | | подготовка проекта | | |||
3. | взаимодействия с | | | | | | | | |||
| обучающимися с ОВЗ | | | | | | | | |||
| и инвалидностью | | | | | | | | |||
4. | Раздел 4. | 10 | 4 | 4 | | 2 | тестирование | | |||
Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования | | | | | | подготовка проекта | | ||||
| | | | | | | | ||||
5 | Итоговая аттестация | 6 | - | 6 | - | Консультация Защита проекта | | ||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| Итого часов | 72 | 22 | 28 | | 22 | | |
Календарный учебный график
№ п/п/ | Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | 1 Неделя | 2 Неделя | 3 Неделя | 4 Неделя |
1 | Раздел 1. Нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды. | 16 | 16 | - | - | - |
2 | Раздел 2. Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации | 16 | | 16 | - | - |
3 | Раздел 3. Этика и психология взаимодействия с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью | 24 | - | 4 | 20 | - |
4 | Раздел 4. Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования | 10 | - | - | - | 10 |
5 | Итоговая аттестация | 6 | | | | 6 |
6 | Итого | 72 | 16 | 20 | 20 | 16 |
Содержание программы
№ | Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы | Содержание |
1 | Нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды. | Основные понятия и категории инклюзивной образовательной среды. Нормативное обеспечение получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ. Методическое обеспечение получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ. |
2 | Организация инклюзивной образовательной среды | Обеспечение доступности профессиональных образовательных организаций. Обеспечение доступности реализации профессиональных образовательных программ в образовательной организации. |
3 | Этика и психология взаимодействия с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп | Проблемы социализации и этические нормы коммуникации с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональных образовательных организациях. Проблемы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. |
4 | Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования | Индивидуальные образовательные потребности личности. Специальные образовательные условия в профессиональной организации для разных категорий лиц с инвалидностью и ОВЗ. |
5 | Итоговая аттестация | Итоговая аттестация |
3.4. Оценка результатов освоения программы
Форма итоговой аттестации:
Оценка качества освоения программы модуля осуществляется в форме промежуточной аттестации слушателей.
Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования и подготовки проекта.
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки обеспечивается педагогическими кадрами образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы профессионального обучения.
Учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение
Основная литература:
Баринова, Е. Б. Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496766 (дата обращения: 18.02.2022).
Богданова, Т. Г. Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями : учебник для вузов / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14619-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497116 (дата обращения: 18.02.2022).
Вишнякова, Ю. А. Социальный маркетинг. Инклюзивные формы: учебное пособие для вузов / Ю. А. Вишнякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 140 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12509-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476669 (дата обращения: 30.03.2021).
Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494823 (дата обращения: 01.03.2022).
Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13096-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489650 (дата обращения: 01.03.2022).
Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 218 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13059-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496116 (дата обращения: 18.02.2022).
Козырева, О. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 118 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14959-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497037 (дата обращения: 18.04.2022).
Константинов, В. В. Профессиональная деформация личности : учебное пособие для вузов / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08760-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492304 (дата обращения: 26.02.2022).
Методические рекомендации для работодателей по созданию условий
и организации рабочих мест для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). /сост: Грибанов И.Н., Макеева Д.Р., Секретева Л.А., Малова Ю.В.– М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 54 с. — URL: https://fmc-spo.ru/images/doc/Metod_recomendaz_rabotodatel.pdf
Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества – М.: Издательство РГСУ, 2018. – 102 с. — URL: https://abilympics-russia.ru/mmpid/13#/
Михальчи Е.В. Изучение структуры психического здоровья у лиц с овз и инвалидностью // Пензенский психологический вестник. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-struktury-psihicheskogo-zdorovya-u-lits-s-ovz-i-invalidnostyu (дата обращения: 01.03.2022).
Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04943-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493142 (дата обращения: 18.02.2022).
Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов. Проблема реабилитации : учебное пособие / Н. Б. Москвина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05508-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493083 (дата обращения: 26.02.2022).
Обиух П.А., Корнеев М.О. Пособие по тифлокомментированию. - М.: ФГГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет». - 2016. - 80 с. — URL: https://specialviewportal.ru/uploads/po-tiflokommentirovaniyu.pdf
Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13878-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496643 (дата обращения: 19.03.2022).
Фуряева, Т. В. Инклюзивные подходы в образовании : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Фуряева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11469-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475977 (дата обращения: 30.03.2021).
Фуряева, Т. В. Модели инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 176 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10939-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493339 (дата обращения: 19.03.2022)..
Фуряева, Т. В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08278-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493336 (дата обращения: 18.02.2022).
Фуряева, Т. В. Социальная инклюзия : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07465-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455683 (дата обращения: 30.03.2021). Баринова, Е. Б.
Харламенков, А. Е. Жестово-русский словарь : учебник для среднего профессионального образования / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 522 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15274-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497138 (дата обращения: 01.03.2022).
Харламенков, А. Е. Жестово-русский словарь : учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 522 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14702-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497047 (дата обращения: 01.03.2022).
Харламенков, А. Е. Теория русского жестового языка : учебник для среднего профессионального образования / А. Е. Харламенков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 173 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14849-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497136 (дата обращения: 01.03.2022).
Черкасская, Г. В. Управление конфликтами: учебник и практикум для вузов / Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 236 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05153-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492887 (дата обращения: 26.04.2022).
Дополнительная литература:
Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. М.: РГСУ, 2014. 364 с.
Аленкина О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. М.: Глобус, 2009. 190 с.
Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования // В сб.: Инклюзивное образование: Практика, исследования, методология / отв. ред. С.В. Алехина (Москва, 26‒28 июня 2013 года). М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. С. 463‒470.
Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю.Г. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналитический обзор; под ред. акад. Г.А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 81 с.
Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.
Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/Пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихаревой. М.: Прометей, 2005. 88 с.
Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. Пособие для учителей. М.: РООИ «Перспектива», 2008. 64 с.
Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности: учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 404 с.
Беляков, Г. И. Пожарная безопасность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 143 с.
Беляков, Г. И. Электробезопасность: учебное пособие для вузов / Г. И. Беляков. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 125 с.
Библиотечное обслуживание и организация доступной среды для инвалидов : методические рекомендации для муниципальных библиотек / сост. Т. А. Максоева. – Иркутск : Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2016. 92 с.
Богданова Т.Г., Степанова Н.А., Вовненко К.Б., Попова Т.М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебник. М.: Academia, 2014. 240 с.
Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52 - 59.
Бут Т. Показатели инклюзии [Текст]: практическое пособие / Тони Бут, Мэл Эйнскоу; под ред. Марка Вогана ; [пер. Игорь Аникеев]. - Изд. 2-е. - Москва: Центр исследований в обл. инклюзивного образования (CSIE), 2013. - 123 с.
Вёрткин А.Л., Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Электронный ресурс]: учебник / А. Л. Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др.; под ред. А. Л. Вёрткина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с.
Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефектности. —Дефектология. —1974. —№3. —С.71-76.
Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка. // Соб. соч.—М.: Педагогика, 1982. —Т.5.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 244‒268.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. —М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. —С.55-57.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13059-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448870 (дата обращения: 19.03.2021).
Голиков Н.А. Г60 Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н.А. Голиков. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 428, [1] с. — (Социальный проект).
Доступная среда для инвалидов. Изд. 3-е доп. и перераб. / сост.: Михайленко Т. Н., Рыбников Е. В. – Волгоград: РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда», 2017.
Доступная среда для инвалидов на транспорте : [учебник] / А. В. Авдеев, Д. В. Енин, Л. Г. Ионичевская [и др.]; под редакцией И. В. Карапетянц. - Москва : Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2019. - 229, [1] с. : ил. - (Высшее образование) (Федеральный государственный образовательный стандарт) (Учебник для бакалавров и магистров).
Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.
Кузнецова, Е. А. Управление условиями и охраной труда: учебник и практикум для вузов / Е. А. Кузнецова, В. Д. Роик. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 302 с.
Лебедева З.Н. Незрячий дирижер. Чему нас могут научить люди с инвалидностью? // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5023 (199) от 21 октября 2009 г. — URL: https://rg.ru/2009/10/21/dobrota.html (дата обращения: 19.03.2021).
Леонтьева Е. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базовый курс. Практическое пособие. М.: Татлин, 2013. 128 с.
Медико-биологические основы дефектологии: учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман ; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07272-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452422 (дата обращения: 19.03.2021).
Методические рекомендации по обустройству доступной среды для маломобильных граждан (ММГ). Иллюстрированный справочник. Настольная книга по Доступной среде. – Москва: АББА, 2018. – 162 с. — URL: https://nko-family.ru/articles/nastolnaa-kniga-po-dostupnoi-srede-novyi-illustrirovannyi-spravocnik (дата обращения: 19.03.2021).
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. - М., 2015. - 555 с.
Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг. Часть 1. Организация обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в учреждениях социального обслуживания населения. Авт.-сост. Т.Н. Шеломанова, Л.В. Корякова. – Санкт-Петербург: МРЦ «Доступный мир», 2016.- 60 с.
Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг. Часть 2. Организация паспортизации объектов и услуг: оценка состояния доступности, разработка и реализация управленческих решений. Авт.-сост. Т.Н. Шеломанова, М.В. Рохманова. – Санкт-Петербург: МРЦ «Доступный мир», 2016.- 60 с.
Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 499 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00398-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450861 (дата обращения: 19.03.2021).
Настольная книга мастера профессионального обучения [Текст]: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Г. И. Кругликов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. – 271с.
Никитина Н.И. Методика профориентационной работы в инклюзивных школах [Текст]: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль: Психология и социальная педагогика) / Н.И. Никитина, Т.В. Васильева; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т. - Москва: Ритм, 2015. - 179 с.
Никитина, Н. И. Теоретико-методические основы профориентации в инклюзивных школах [Текст]: монография / Н. И. Никитина, Т. В. Васильева; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т. - Москва: РИТМ, 2015. - 186 с.
Новиков М.Л., Пак С.В., Маслова Е.П., Денисов В.А. Технологии трудоустройства людей с инвалидностью [Текст] : практическое пособие. – Москва: ООО «Типография Гарант», 2012 – 70 с. — URL: https://perspektiva-inva.ru/userfiles/jobs/publication/tekhnologii-trudoustroistva-1.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Состав. Л. М. Шипицына. - СПб., 1997. - 256 с.
Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007. 190 с.
Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: Владос, 2014. 176 с.
Родионова, О. М. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда: учебник для вузов / О. М. Родионова, Д. А. Семенов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 441 с.
Сборник по трудоустройству инвалидов, сформированный на основе успешно реализованных региональных практик и мероприятий, в том числе осуществляемых социально ориентированными некоммерческими организациями. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2019. – 140 с. — URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1001-src-1585754245.0802.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М.: НЦ «ЭНАС», 2007. 120 с.
Старобина Е.М., Климон Н.Л., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Оценка профессиональных возможностей подростков с нарушением статодинамической функции в целях содействия их профессиональному самоопределению. //Профилактическая и клиническая медицина. 2013. № 4(49). С. 107 - 112.
Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М.: Владос, 2019 г. 167 с.
Трудоустройство людей с инвалидностью [Текст] : практическое пособие. – Москва: РООИ «Перспектива», 2016 – 28 с. — URL: https://perspektiva-inva.ru/images/publications/jobs/trudoustroistvo-liudei-s-invalidnostiu.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с: ил. — (Коррекционная педагогика).
Интернет- ресурсы:
Сайт Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» - https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0
Сайт Всероссийского экспертно-аналитического журнала «Доступная среда» - https://ds-rubikon.ru/
Сайт Группы компаний «Исток-Аудио» - https://www.istok-audio.com/about/
Интернет-портал Безбарьерный Альянс http://безбарьерный.рф
Сайт Национального чемпионата «Абилимпикс» в России - https://abilуmpics-russia.ru
Сайт международной Федерации «Абилимпикс» -http://www.jeed.or.jp/english/
Сайт Федерального методического центра по инклюзивному образованию Минпросвещения России -fmc-spo.ru
Сайт инклюзивного высшего образования – инклюзивное образование.рф
Сайт Института коррекционной педагогики РАО - ikp-rao.ru/
Сайт ГБ ПОУ «Тверской политехнический колледж» https://www.tpk-tver.ru/
Материально-технические условия реализации программы
Реализация программы требует наличия учебных кабинетов.
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебной мебели – 15 шт.
рабочее место преподавателя
автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор Intel(R) Celeron (R) CPU 2/40GHz, частота процессора 2,24 ГГц ОЗУ объемом 514 МБ)
маркерная доска
интерактивная доска
интерактивный стол
принтер
тематические папки дидактических материалов
комплект учебно-методической документации
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного
и индивидуального пользования
№ | Наименование оборудования | | Кол-во | |
| Лаборатория психологии | |||
1. | Интерактивная панель teach touch 3.0 70 дюймов | | 1 | |
2. | АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows, Microsoft Office) | | 1 | |
| Лаборатория психолого-педагогического сопровождения | |||
1. | АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows,Microsoft Office ) | | 1 | |
| Программное обеспечение и оборудование для сенсорной комнаты | | | |
2. | Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» | | 1 | |
3. | Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98» | | 1 | |
4. | Методика В.М. Элькина Коррекционно-диагностический комплекс | | 1 | |
5. | Методика В.А. Ананьева для оптимизации функционального состояния «Встреча с целителем» | | 1 | |
6. | Метафорические ассоциативные карты «Вид из твоего окна» | | 1 | |
7. | Зеркальное панно с фибр оптическими нитями «Разноцветный дождь» габариты H167 W95 P10 | | 1 | |
8. | Тактильный комплекс «Солнышко» (11 модулей) габариты L90 W12 H 1,8 | | 1 | |
9. | Мягкая форма «Пуфик75» габариты D75 (2 цветных, 3 бежевых) | | 5 | |
10. | Зеркальный шар с мотором (для работы требуется источник света) габариты D25 | | 1 | |
11. | Источник света к зеркальному шару | | 1 | |
12. | Сенсорный уголок Зеркальный обман Luxe | | 1 | |
13. | Балансировочный диск (круглый) D45 | | 1 | |
14. | Балансировочная доска-лабиринт №4 L60 W45 P2 | | 1 | |
15. | Генератор запахов | | 1 | |
16. | Масла для ароматерапии 12 шт. | | 1 | |
17. | Ионизатор воздуха | | 1 | |
18. | Увлажнитель воздуха | | 1 | |
| Лаборатория сурдотехники | |||
1. | Интерактивная панель teach touch 3.0 70 дюймов | | 1 | |
2. | АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows,Microsoft Office | | 1 | |
| Рабочее место учащегося с нарушением слуха | | | |
3. | Front Row to Go (в комплекте 2 микрофона, сетевые кабели, комплект крепления) | | 1 | |
4. | FM-передатчик AMIGO T5 | | 1 | |
5. | FM-приемник ARC с индукционной петлей | | 2 | |
6. | АРМ для студента с ОВЗ и инвалидностью (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном – проводные, Microsoft Windows,Microsoft Office) | | 2 | |
| Лаборатория информационных технологий | |||
1. | Интерактивная доска SMART SBM680 | | 1 | |
2. | АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows, Microsoft Office) | | 1 | |
3. | АРМ для студента с ОВЗ и инвалидностью (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном – проводные, Microsoft Windows,Microsoft Office) | | 4 | |
4. | Документ камера SMART SDC-450 | | 1 | |
| Рабочее место учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата | | | |
5. | Стол для детей с ОВЗ на колесах: cтол предназначен для реабилитации детей с детским церебральным параличом или с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Благодаря широкому диапазону регулировки высоты, столик можно использовать в комплекте с любым стулом, инвалидной коляской и даже стоя, то есть точно подогнать по размерам изделие к ребенку. Наклон столешницы и боковые ограждения создают дополнительные удобства при пользовании столом | | 2 | |
6. | Клавиатура адаптированная с крупными кнопками + пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводная | | 2 | |
7. | Выносная беспроводная компьютерная кнопка | | 2 | |
8. | Клавиатура большая программируемая Клавинта | | 2 | |
9. | Наклонная доска для письма | | 2 | |
10. | Джойстик компьютерный адаптированный, беспроводной | | 2 | |
11. | Адаптированная мышка в наборе | | 2 | |
12. | Беспроводная клавиатура | | 2 | |
13. | Беспроводная мышь | | 2 | |
14. | Кресло на колёсиках с регулировкой по высоте и углу наклона спинки | | 2 | |
| Рабочие место учащегося с нарушением зрения | | | |
15 | SuperNova Magnifier & Screen Reader x2 (специализированное программное обеспечение) | | 2 | |
| Общее оборудования для организации работы РУМЦ | |||
1. | АРМ для дистанционного обучения (Системный блок, Монитор, Клавиатура, Мышь, Наушники с микрофоном беспроводные, веб-камера, МФУ, Звуковая система 2.1, Microsoft Windows,Microsoft Office ) | | 6 | |
2. | Сервер организации дистанционного обучения и сетевого взаимодействия с ПОО | | 1 | |
3. | Источник бесперебойного питания для сервера не менее 2 000 Вт | | 1 | |
| Сетевое оборудование для организации дистанционного обучения и сетевого взаимодействия | | | |
4. | Роутер Wi-Fi: 802.11a/b/g/n/ac/ad | | 1 | |
5. | Коммутатор 1000 МБ/с 24 порта (с возможностью установки в стойку) | | 5 | |
6. | Точка доступа 802.11a/b/g/n/ac, частота 2.4 / 5 ГГц, возможность одновременной работы в двух диапазонах; Макс. скорость беспроводного соединения не менее 2500 Мбит/с | | 6 | |
7. | Стабилизатор напряжения настенный не менее 1000 Вт | | 10 | |
8. | KВM коммутатор не менее 8 портов | | 1 | |
9. | Маршрутизатор на мене 1000 кб/с и не менее 8 портов | | 3 | |
10. | Сетевая карта PCI 1000 кб/с | | 4 |
РАЗРАБОТАНО: Центр опережающей профессиональной подготовки Брянской области
РАЗРАБОТЧИКИ: Сапегина Оксана Викторовна, методист.