Доклад «Профессионально-личностное саморазвитие педагога в системе инклюзивного образования»
Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», необходима организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, педагогических работников, занятых в реализации инновационных подходов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Это заключается в особой подготовке кадров в области специальной (коррекционной) педагогики, чтобы они были компетентны в решении проблем детей,имеющих ограниченные возможности здоровья.
В последнее время проблема подготовки педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья становится весьма актуальной, так как во многих общеобразовательных учреждениях внедряются программы инклюзивного образования.
При этом для личностной и профессиональной подготовки педагогов необходимо следующее:
- общее представление и понимание инклюзивного образования, его отличий от традиционных форм образования;
- знание особенностей возрастного и личностного развития детей и психологических закономерностей в условиях инклюзивного образования;
- знание методологии в психологическом и дидактическом проектировании учебного процесса в совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием;
- возможность реализации различных способов педагогического взаимодействия между субъектами образовательной среды (с группой и отдельными учениками, с родителями, руководством, коллегами и другими специалистами).
Для определения готовности учителей в современной педагогике вводится понятие профессиональной компетентности, выражающееся в единстве теоретической и практической подготовленности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризующее их профессионализм.
В последнее время оказывается повышенное внимание к субъективно-личностной направленности развития профессиональной активности и инициативности педагога как субъекта профессиональной педагогической деятельности. Другими словами, успешность педагогических мероприятий складывается в зависимости от отношения педагога к проблемному ребенку,поэтому работа педагогического персонала в детских учреждениях прежде всего должна организовываться в строгом соответствии принципам деонтологии.
Термин «деонтология» происходит от греческого слова «деон» - должный, то есть это то, как необходимо педагогу и другому персоналу организовать взаимоотношения с ребенком, его родственниками, а также своими коллегами по работе. Что получило своё отражение в Федеральном Законе "Об образовании в РФ", Международной конвенции о правах ребёнка. Педагогическая деонтология, в частности коррекционная, созвучна медицинской деонтологии иможет включать в себя учение о медицинско-воспитательной этике и эстетике, врачебном (педагогическом) долге, врачебной тайне. В задачи деонтологии также входит устранение «нежелательных последствий неполноценной педагогической работы».
Говоря о ведущих тенденциях реформирования и, в частности, образования, прослеживается направленность к его гуманизации, применяя гуманистический характер образования в роли принципа государственной политики. Здесь предполагается создание и поддержание условий для развития ученика, как индивида, как личности, самостоятельного субъекта деятельности, учитывая его интересы, возможности и способности, что в дальнейшем обеспечит его саморазвитие. Это будет возможно тогда, когда педагогами будет пройдена соответствующая профессиональная подготовка, а также в том случае, если педагог будет обладать необходимыми личностными качествами: культура мышления, чувств, система ценностей; что позволит повлиять на формирование характера отношения детей с ОВЗ к миру себе самим и обществу в целом.
Исходя из вышеперечисленного, педагогам, работающим в данных условиях, является необходимым обладать знаниями об основах дефектологии, видах дизонтогенеза и причинах его возникновения, а также способах общения с такими детьми. То есть педагог становится уже коррекционным педагогом, в условиях инклюзивного образования, педагогом – дефектологом, которому под силу решение коррекционно-развивающих, коррекционно-обучающих, коррекционно-воспитательных задач.
При этом главным (должным) в профессии коррекционного педагога становится профессионально-гуманистическое направление деятельности.
Обобщающий показатель профессионально-гуманистической направленности личностных качеств педагога является полифункциональной структурой, которая состоит из таких компонентов:
- когнитивного (понимание социальной значимости профессии, её ценностей и особенностей осуществления);
- эмоционального (мера удовлетворенности профессиональным выбором);
- интеллектуально-волевого (целеустремленность, настойчивость в изучении психолого-педагогического знания).
В ядре, сути нравственного содержания деятельности, общения и поведения современного педагога должно лежать признание ребенка с отклонениями в развитии как высшей ценности, как самоценности, что позволит увидеть в потоке учебно-воспитательного процесса конкретного ребёнка с его проблемами, возможностями, особенностями.
Таким образом, можно выделить важнейшие профессионально значимые черты личности педагога- гуманиста, работающего с детьми с отклонения в развитии:
- милосердное отношение к обучающимся,
- высокая положительная самооценка,
- эмпатия,
- ответственность и внутренний локус контроля,
- терпимость и терпение,
- толерантность к стрессовым ситуациям,
- уважение к личности проблемного ребенка.
Педагог также нужно знать и интуитивно чувствовать, как, с кем общаться в следующих системах в условиях инклюзивного образования:
- педагог и ребёнок;
- педагог и родители (микросоциальное окружение);
- педагог и врач (например, невролог);
- педагог-учитель и воспитатель;
- педагог и педагог (одной направленности деятельности);
- педагог - врач - ребенок - родители.
Таким образом, гуманизм - принцип педагогической морали, раскрывающий сущность его профессиональной деятельности, ориентированной на развитие ребенка с ОВЗ, а также нравственная норма, которая предписывает реализацию гуманистического потенциала морали в педагогической деятельности.
Цели, ставящиеся обществом перед педагогом в данный конкретный период, определяют содержание и направленность его профессиональной подготовки. Цель специального образования в гуманистической интерпретации заключается в том, чтобы его средствами обеспечить полноценное и достойное существование человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Гуманизацией инклюзивного и специального образования предписывается отбор и моделирование целевых, содержательных, технологических и оценочных компонентов педагогического взаимодействия с позиций их соответствия интересам развивающейся личности ребёнка. Суть гуманистической парадигмы специального образования состоит из таких компонентов, как:
- признание ценности личности ученика, воспитанника;
- развитие его способностей;
- сотворчество педагога и ребёнка на основе гуманных отношений, их равноправное диалогическое общение;
- ценностно-мотивационные установки педагога, ориентированные на становление личности ребенка с ОВЗ.
Исходя из вышеизложенного, способности педагога к реализации гуманистической функции инклюзивного образования связываются с профессионально-гуманистическими направленностями личности. В настоящее время формирование данной направленности выходит на одно из первых мест в системе профессиональной подготовки кадров.
Среди непосредственных знаний должны содержаться:
- знания, насыщенные гуманистическим содержанием;
- совокупность обобщенных знаний о человеке, проблемах его социализации при наличии у него того или иного отклонения в умственном, психическом или физическом развитии;
- знание соответствующих программ, пособий и другой профессиональной литературы.
Среди непосредственных умений педагога, работающего в условиях инклюзии должны содержаться следующие: диалоговые, дидактические, гностические, организационные, игровые, режиссёрские, прогностические и рефлексивные. Также необходима наработка мотивационных умений, то есть способность такого построения учебно-воспитательного процесса, в котором бы дети могли понять для чего и с какой целью они учатся.
Также необходимо учитывать для завершенности образа современного педагога и культуру внешности, так как педагог является для обучаемых примером для подражания. Стиль одежды, умение чисто, аккуратно и удобно одеваться, отсутствие слишком ярких цветов в одежде и макияже позволит не отвлекать детей и сформировать правильное отношение ко всему процессу обучения. Речь педагога должна соответствовать определённому моменту обучения: если это чтение, рассказ, то речь может быть яркой, эмоциональной, способной вызвать отклик в душе ребёнка, заинтересовать его. Если это пояснение, объяснение материала, то речь должна быть спокойной, неторопливой, внушающей. Общее для всего процесса обучения - это грамматическая и лексическая грамотность речи, иначе правильные языковые навыки у детей не сформируются. Также необходимо учитывать направление отклонения в развитии у ребёнка, и в соответствии с этим корригировать свою речь. Во время общения педагогу необходимо проявлять максимум такта и терпения, недопустимо проявление грубости и недоброжелательности. Общение должно проходить предельно вежливо, настроение самой речи должно быть оптимистическим.
Слова К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в наших сегодняшних условиях приобретает особый смысл. Наша жизнь задала нам такой темп, что педагог должен непрерывно совершенствоваться, путем неустанной работы над собой.
И в завершение образа пtдагога хотелось бы сказать словами Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Ковалева Галина Валентиновна
Калинина Галина Николаевна