Домашнее задание. Курсы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение реализации АОП в условиях инклюзивного образования»
Рагулина Любовь Давыдовна, педагог-психолог МБОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»
Инклюзивная школа
Инклюзивная культура |
Формируется готовность принятия «особого» ребенка обучающимися, педагогами, всеми работниками нашей школы. Выполняются принципы: Каждый человек имеет право на общение, быть услышанным и принятым Подлинное образование может осуществляться только в сотрудничестве, конструктивном взаимодействии Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый нуждается в дружбе, поддержке, понимании. Реализуются индивидуально-ориентированные развивающиеся программы, которые способствуют положительной динамике в развитии успешной адаптации школьников к ситуациям школьного обучения, эмоционально-волевой сферы (волевого регулирования), познавательной сферы, коммуникативных навыков, воспитанию аккуратности, повышению защитных факторов. Предлагаемые игры, как средство развития, увеличивают потребность ребёнка в общении, стимулируют, накапливают и развивают у него навыки сотрудничества. Дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Это способствует нравственному развитию личности, усвоению этики поведения. В ходе занятий корректируется образ «Я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. В целом происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развивается саморегуляция чувств и поведения. Развивающая нагрузка на занятиях сочетается с отдыхом и приемами релаксации. С целью формирования жизненно-важных позиций ребенка с ОВЗ, его социальной адаптации, позитивного взаимодействия, эмпатии разработаны и проведены такие совместные мероприятия для детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, как: - групповые занятия: «Толерантность – путь к миру», «Где добрые люди, там беды не будет»; - коммуникативные игры: «Конфликты и компромиссы», «Колючка», «Я учусь общаться», «Играем вместе», «Вижу, слышу, чувствую»; - тренинги: «Мы все такие разные, но так хорошо, что вместе», «Путешествие на материк Общения», «Правило трех «С»», «Жить в мире с собой и другими»; - цикл групповых занятий по правоведению: «Мы граждане одной страны», «Знай свои права», «Нет прав без обязанностей»; - уроки - общения: «Уроки доброты», «Почему люди ссорятся» помогают развитию позитивного восприятия учащихся с ОВЗ, толерантных качеств, межличностного взаимодействия. Положительная динамика: В результате проведенных мероприятий прослеживается положительная динамика в развитии коммуникативной сферы детей: проявляется устойчивый мотив к сотрудничеству со сверстником, возросла социальная активность, становится реально достижимым овладение культурным опытом, складываются позитивные взаимоотношения между детьми с ОВЗ и нормально развивающимися сверстниками, развиваются умения восприятия и понимания друг друга, толерантные качества, возросло умение конструктивно отстаивать свои интересы и спорить без проявления агрессивности, умение регулировать своё эмоциональное поведение, уменьшилось количество ситуаций негативных проявлений, дети становятся более адекватными во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми Повышение психологической компетентности педагогов реализуется через семинары по вопросам оказания взаимопомощи, поддержки ребенку на уроке, в организации контактов с детьми и взрослыми, расширении жизненного пространства ребенка, мастер – класс: «Формирование коммуникативных навыков у уч-ся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве», индивидуальные консультации по возникающим проблемам: адаптация в социуме, формирование представлений о предметах окружающего мира, элементарных бытовых умений, включение ученика в социальное взаимодействие, формирование социальных навыков, включаемость в школьную жизнь Помощь родителям в вопросах воспитания осуществляется через участие в тематическом лектории: «Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья», «Мой особый ребенок», «От комфорта в коллективе до комфорта в обществе»; индивидуальные консультации для родителей учащихся |
Инклюзивная политика |
Наличие нормативных документов, указывающих на выбор школой инклюзивного курса; команды поддержки инклюзивного процесса (психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник) Физическая доступность в классе и вокруг него Включенность каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь |
Инклюзивная практика |
оборудован кабинет психологической разгрузки, оснащен логопедический кабинет, тренажерный зал (совмещен с залом для ЛФК), спортивный зал, приобретены технические средства для занятий по ритмике, приобретены наглядные пособия для кабинета обслуживающего труда (совмещен с кабинетом СБО), приобретены столярные станки в учебные мастерские, пополнен фонд учебников для учащихся, обучающихся по программе VIII вида |