Статья «Современные педагогические технологии в условиях специального и инклюзивного образования»
Современные педагогические технологии в условиях специального и инклюзивного образования.
Аннотация статьи: разработки и поиск средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию универсальных учебных действий.
Ключевые слова: принципы инклюзивного образование, педагог-тьютор, образовательный процесс.
Сегодня в системе образования происходят процессы модернизации, затрагивающие образовательные стандарты, образовательные программы, а также принципы организации образовательной среды. Одним из направлений модернизации системы образования является реализация принципов инклюзивного образования. Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень важно, что при инклюзивном образовании все обучающие без исключения получают доступное и качественное образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ ставит перед системой образования новые цели. Это введение в единое образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести нарушений их развития. Главной целью новых стандартов стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению, коллективной работе.
Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении.
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию универсальных учебных действий.
Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, помогает посредством общения, налаживать вербальные контакты, включать в процесс учебной деятельности детей с особыми образовательными потребностями. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции, побуждает учащихся проявлять инициативу.
Рекомендуемые игры в специальной литературе для детей с ОВЗ помогают более глубокому усвоению пройденного материала. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию повторению, закреплению или усвоению исторической информации.
С помощью игровых технологий:
• в игровой форме осваивается образовательная программа;
• осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (мини-модели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
• приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
• накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями;
• осваиваются понятия, темы учебного предмета.
В отличие от игр вообще педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности, и при этом каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья создает благоприятные условия для индивидуального развития в своем собственном темпе.
Возможности применения игр на разных этапах урока:
№ |
Этапы урока |
Примеры дидактических игр |
1. |
Изучение нового материала |
«Найди ошибки», «Живая картина», «Экскурсия», «Древо познания» |
2. |
Закрепление |
«Зашифруй текст», «Аукцион», «Отгадай термин», «Интеллектуальный турнир», «Крестословица», «Мнемотехника», «Ассоциации». |
3. |
Повторение пройденного материала |
«Реставрация», «Продолжи рассказ», «Рекламный плакат», «Восстанови карту», «Интервью с историческими героями». |
4. |
Обобщение |
«Ассорти», «Путешествие в прошлое», «Творческая лаборатория», «Историческая гостиная», «Исторический суд». |
Таким образом, игровые технологии, которые содержат дидактические игры, не только развивают внимание, волю, память, речь, сообразительность, координацию движений и прочее, но и формируют навыки делового взаимодействия учащихся друг с другом и с обучающим их педагогом, что особенно важно в условиях инклюзивного образования.
Игровая форма занятий является тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
• успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
• эффективную социализацию;
• сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Список использованной литературы
1. И.В. Андреева. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: Дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. - СПб., 2004. - 65–87с.
2. А.Ф Ануфриев, С.Н Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., ОСЬ – 89, 1999- 224 с.
3. Л.П. Борзова Игры на уроках истории: метод. Пособие для учителя, - М.: изд-воВЛАДОС-ПРЕСС,2011- 160 с.
4. Стребелова Е.А. Коррекционно-развивающие обучение в процессе дидактических игр. Москва: Владос, 2008 -121 с
5. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании М.: ООО «Аспект», 2005. – 448 с.