12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Неткасова Ирина Анатольевна66
Самое интересное в работе - саморазвитие. Каждый учится у каждого. Делать работу надо так, чтобы она приносила радость.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Неткасова Ирина Анатольевна,

магистр, учитель начальных классов

1 категория, МБОУ СШ № 37,

г. Ульяновск, РФ.

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методика обучения в начальной и средней школе игре

в шахматы в рамках реализации ФГОС»

Аннотация

В настоящее время в программу начальной и средней школы активно внедряют шахматы. Есть учебно-методические комплекты для обучения школьников, проводятся турниры разного уровня. Но нет самого главного – конкуренции внутри образовательной организации. Это проблема кадров в школе, которые ведут шахматы. Цель – обучение школьных учителей шахматам и методике их преподавания по ФГОС. Методы: наблюдение, эксперимент, игровые методы. Предполагаемый результат: каждый учитель начальных классов сможет вести шахматы в своём классе, что поможет создать условия конкуренции в школе и в свою очередь поднимет конкурентоспособность школьной команды на турнирах более высоких уровней.

Ключевые слова:

Шахматы, игра, методика преподавания шахмат.

 

Для достижения поставленной цели предлагаю Вашему вниманию дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Методика обучения в начальной и средней школе игре в шахматы в рамках реализации ФГОС».

Цель программы: развитие профессиональных компетенций педагогических работников по методике и организации преподавания учебной дисциплины «Шахматы» в рамках образовательной программы, использованию шахмат для улучшения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи программы:

- обучение заинтересованных педагогов шахматной игре;

- методическая помощь педагогам в преподавании шахмат;

- создание возможностей для проявления творческих способностей и обмена опытом с другими преподавателями;

- создание условий для повышения квалификации в области шахмат.

1. Планируемые результаты

- формирование профессиональных компетенций для преподавания учебного курса «Шахматы» в общеобразовательной школе;

- изучение теоретической базы учебного курса «Шахматы» и методических знаний по преподаванию учебной дисциплины «Шахматы» в общеобразовательной организации;

- формирование практических навыков для организации эффективного преподавания учебного курса «Шахматы» в общеобразовательной организации;

- создание предпосылок для самообразования учителей;

- получение педагогами опыта творческой и проектной деятельности в области преподавания учебного предмета «Шахматы».

Категория слушателей: учителя общеобразовательных организаций.

Трудоёмкость обучения.

Нормативная трудоёмкость по данной программе составляет 100 академических часов, включая самостоятельную работу слушателей.

Форма обучения.

Форма обучения очная с возможностью освоения программы по индивидуальному плану.

Режим занятий.

Учебная нагрузка устанавливается не более 6 академических часов в день, включая все виды учебной работы слушателя.

 

2. Содержание курса

МОДУЛЬ 1. ШАХМАТЫ ЗА 14 ДНЕЙ.

Тема 1. Шахматы в России и Ульяновской области. Первоначальные сведения о шахматной игре. Беседа «История шахмат»: возникновение, чемпионы мира, России, Ульяновска.

Тема 2. Шахматная доска. Фигуры и пешки. Начальные позиции. Демонстрация образца. Беседа. Практическая деятельность – расставить по образцу, по памяти. Игра «Назови фигуру», «Место фигуры».

Тема 3. Как ходят фигуры. Взятие фигурами. Некоторые теоретические понятия. Ценность фигур. Беседа, показ на фрагменте партии. Игра «Как фигура ходит?» Запись ценности фигур. Игровая практика.

Тема 4. Ладья, ферзь – их роль в шахматной партии. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность фигур. Ходы фигур. Линейный мат. Мат ферзём и ладьей, ферзём и королём. Запись обозначений фигур, ходов. Демонстрация партии по записи. Запись короткой партии. Игровая практика.

Тема 5. Слон, конь – их роль в шахматной партии. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность фигур. Ходы фигур. Мат лёгкими фигурами. Показ фрагмента партии. Игровая практика.

Тема 6. Король – его роль в шахматной партии. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Шах. Мат. Пат. Ценность фигуры. Ход фигуры. Демонстрация позиций: мат, пат. Показ фрагментов партии. Игровая практика.

Тема 7. Пешка – её роль в шахматной партии. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность фигуры. Ход фигуры. Показ фрагмента партии. Игровая практика. Запись партии.

Тема 8. Ферзь против ладьи. Ферзь против легких фигур. Обсуждение фрагментов партии. Игровая практика с записью партии.

Тема 9. Ферзь против короля с пешками. Обсуждение фрагментов партии. Игровая практика с записью партии.

Тема 10. Две легкие фигуры против ладьи. Обсуждение фрагментов партии. Игровая практика с записью партии.

Тема 11. Достижение материального перевеса. Защита и атака в шахматах. Беседа «Ценность фигур». Обсуждение позиций. Игровая практика.

Тема 12. Достижение мата путём жертвы и без жертвы материала. Демонстрация партии с краткой нотацией, обсуждением позиции, поиском матования. Понятие «жертва».

Тема 13. Проведение пешки в ферзи. Особенности пешки: ходы и взятие фигур, проведение в ферзи, другие «превращения».

Тема 14. Игровая практика.

Форма промежуточной аттестации – турнир. Турнир по круговой или швейцарской системе. Запись партий. Занесение результатов в таблицу. Награждение победителей и призёров турнира. Подведение итогов года. Демонстрация наиболее интересной партии.

МОДУЛЬ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ШАХМАТЫ»

Тема 1. Концепция программы «Шахматы – школе». Шахматы как учебная дисциплина в школе. Шахматы в современной школе. Цели и задачи курса «Шахматы» в школе. Обоснование необходимости введения курса «Шахматы в школе». Основные нормативные документы [12].

Тема 2. Когнитивное развитие школьников при изучении шахмат. Интеллектуальное развитие учащихся. Развитие мышления, воображения, внимания, памяти [4].

Тема 3. Духовно-нравственное развитие школьников при изучении шахмат. История становления и развития шахмат в мире и в России [1,6].

Тема 4. Психологическая подготовка шахматистов. Основные правила за овладением психологической инициативой. Психологические типы шахматистов. Технология психологической подготовки шахматистов. Категории родителей. Памятка родителям [4].

Практическое задание к Модулю 2. Презентация «История шахмат». Можно объединиться в группы по 3-4 человека для подготовки презентации. Продолжительность выступления – 5-7 минут.

Форма промежуточной аттестации – защита презентации.

МОДУЛЬ 3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

Тема 1. Шахматы как учебный предмет. Современные УМК по шахматам. Типы уроков шахмат. Связь шахмат с учебными предметами [11,12].

Практическое задание 1. Конспект занятия по шахматам с использованием межпредметных связей.

Тема 2. Шахматы как курс внеурочной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 – 9 классах средней общеобразовательной школы (на основе авторской программы) [7].

Тема 3. Базовые понятия курса «Шахматы» в школе. Шахматная доска. Ходы фигур и пешек. Цель шахматной игры. Шах. Мат. Пат. Выигрыш. Ничья. Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур. Тактические приёмы. Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. Турнир [9].

Тема 4. Методы обучения шахматам. Особенности обучения шахматам в начальной школе. Методы обучения шахматам в средней школе. Стратегия и тактика игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле [3,5,10,13].

Практическое задание 2. Конспект урока шахмат.

Тема 5. Средства обучения шахматам. УМК «Шахматы в школе». Учебная литература. Демонстрационная доска. ИКТ в обучении шахматам.

Практическое задание 3. Творческий проект «Мир шахмат».

Форма итоговой аттестации – олимпиада, включающая в себя вопросы по теории и методике шахматной игры, решение шахматных задач.

Практические задания целесообразно собирать в общий банк, методическую копилку. Желательна предварительная отработка урока в коллективе для последующей записи открытого урока на видео для конкурсов.

 

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методика обучения в начальной и средней школе игре в шахматы в рамках реализации ФГОС»

 

п/п

Название модулей

Общая трудо-ёмкость, ч.

Лек-ции, ч

Практи-ческие занятия, ч

Само-

стоятель-

ная

работа, ч

Промежу-точная аттес-тация, ч

 

 

Формы промежу-точной и итоговой аттестации

1

Модуль 1. Шахматы за 14 дней

45

14

14

13

4

Турнир

2

Модуль 2. Теоретические основы курса «Шахматы»

20

6

2

10

2

Презентация

3

Модуль 3. Методика преподавания шахмат в начальной и средней школе

33

10

7

12

4

Семинар, (МО), открытый урок

 

Итоговая аттестация

2

-

-

2

-

Олимпиада, методическая копилка

 

ИТОГО

100

30

23

37

10

 

 

Большая часть времени отводится лекциям и практическим занятиям, так это – занятия с преподавателем, где слушатели получают новые знания и закрепляют их. Самостоятельная работа – закрепление полученных знаний и умений, подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.

Во время лекции предполагается использование демонстрационной доски, дидактических игр. На каждом занятии должна проходить проверка пройденного материала. Также на каждом занятии предусмотрена демонстрация партий (короткие партии или живая игра учителя с учениками).

Формы промежуточной аттестации направлены на создание методической копилки, закрепление навыка игры, посещение открытых уроков, проведение семинара (заседания методического объединения).

Итоговая олимпиада носит элемент соревнования. В итоге победители должны получить грамоты и призы, все слушатели – удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации.

Список литературы.

1. Алехин А. А. Международные шахматные турниры в Нью-Йорке (1924 – 1927). – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 464 с.

2. Багиров В. К. Английское начало. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 464 с. – (Теория дебютов).

3. Викерчук М.И., Чернышев П.А. Шахматы/И.М. Викерчук, П.А. Чернышев. Шахматы. Тактика. 7-9 класс. – М.: Дрофа, 2018. – 144 с.

4. Габбазова А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре. – Ульяновск, УлГТУ, 2008.-95 с.

5. Глек И.В., Чернышев П.А. Шахматы/И.В. Глек, П.А. Чернышев. Шахматы. Стратегия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2019. – 205 с.

6. Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей-СПб.: ИД «Литера», 2005.

7. Неткасова И.А. Авторские рабочие программы. Электронный ресурс // И.А.Неткасова.https://sites.google.com/site/nasklassogoneek/home/metodiceskaa-kopilka/avtorskie-rabocie-programmy.

8. Панченко А. Н. Теория и практика шахматных окончаний. – Йошкар-Ола, 1997. – 400 с.

9. Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.

10. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017 – 35 с.

11. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.

12. Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.

13. Чернышев П.А., Викерчук М.И. Шахматы/П.А. Чернышев, М.И. Викерчук. Шахматы. Начальный курс. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2018. – 174 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.