Исследовательская работа на тему «Дорога жизни начиналась в Бокситогорском районе»
Исследовательская работа
Тема
«Дорога жизни начиналась в Бокситогорском районе»
2020
Содержание
Введение……………………………………………………………c.3
Глава I Ленинградская дорога жизни…………………………….с.4-5
Глава II. Строительство Военной
автомобильной дороги №102……………………………………. с.6-7
Глава III. Вклад жителей Бокситогорского района в строительство и функционирование Дороги жизни…………………………………….с.8-11
Заключение………………………………………………………с.12-13
Список литературы………………………………………………с.14
Приложение………………………………………………………с.15-18
Введение
Куда вела и где заканчивалась «Дорога Жизни», - знают все, а вот где она начиналась, где была ее самая дальняя начальная точка, смогут сказать немногие. У наших современников, «Дорога жизни» ассоциируется главным образом с ледовой трассой по Ладожскому озеру – от Кобоны на восточном берегу до мыса Осиновец на западном. Но откуда и как в Кобоне на берегу Ладоги оказывались продукты для блокадного города? На самом деле, кроме ледовой части Дороги Жизни, существовала также еще и лесная, начинавшаяся в поселках Заборье и Подборовье Бокситогорского района.
В начале своего исследования мною было проведено анкетирование среди подростков и взрослых города Пикалёво. Анкета содержала три вопроса. Когда была снята блокада Ленинграда? Как называлась дорога по Ладожскому озеру? Где начиналась Дорога Жизни? Результат показал, что многие затрудняются ответить на вопрос, где же начиналась дорога жизни. (приложение 6.)
Цель моего исследования: выяснить, какова роль жителей Бокситогорского района в истории строительства и функционирования «Дороги жизни».
Задачи
Охарактеризовать значение «Дороги жизни» в истории блокадного Ленинграда;
Узнать, как строилась Военно-автомобильная дорога ВАД-102;
Проанализировать вклад жителей нашего района в функционировании «Дороги Жизни».
При написании работы я использовала труд почётного гражданина города Пикалёво краеведа Леонида Алексеевича Старовойтова. Книга «Пикалёво в годы Великой Отечественной войны» вышла в свет в 2010 году. Она включает семь очерков, которые рассказывают о трудовом и ратном подвиге наших земляков в годы войны, а также статьи газет «Вести» и «Новый путь»
Глава I. Ленинградская дорога жизни.
8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, перерезали все сухопутные трассы и водный путь по Неве. Началась блокада Ленинграда и Ладога стала единственным путем, связывающим город с Большой землей.
С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него - в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.
Движение было организовано в обе стороны по двум трассам, расположенным на расстоянии 100 – 150 метров друг от друга. Немцы постоянно вели обстрел и бомбежку магистрали, но им не удалось остановить движение. Водители грузовиков не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, а сколько здесь погибло людей, неизвестно.
Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья – казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!
По Дороге жизни проходила эвакуация населения - в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков:
За первую блокадную зиму из Ленинграда было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых, в город было доставлено 361 тысяч тонн различных грузов, в том числе 262,5 тысяч тонн продовольствия и около 32 тысяч тонн боеприпасов
Во время второй навигации было перевезено более 1 миллиона тонн различных грузов в обоих направлениях, а их города было эвакуировано около 540 тысяч человек.
19 декабря 1942 ледовая трасса вновь начала работать, а уже 18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав Ленинградскую блокаду. Для доставки грузов по южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы.
Но Ладожская трасса продолжала действовать еще почти год, до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.
Таким образом, значение «Дороги жизни» в истории города и в истории Великой Отечественной войны огромно: благодаря тому, что советская армия смогла организовать, обеспечить защиту и сохранить эту транспортную артерию, было спасено огромное количество человеческих жизней.
Глава 2. Строительство Военной автомобильной дороги №102.
«Территорию современного Бокситогорского района Великая Отечественная война не обошла стороной. Когда был взят Тихвин 8 ноября 1941 года, положение было близко к катастрофическому – снабжение Ленинграда продуктами и боеприпасами прекратилось» 1
Военный совет Ленинградского фронта 24 ноября 1941 г. принял постановление № 004119 «О строительстве зимней фронтовой автомобильной дороги ст. Заборье Северной железной дороги — Кобона, южный берег Ладожского озера» для подвоза продовольствия, горючего и боеприпасов к восточному берегу Ладожского озера и эвакуации населения и имущества из Ленинграда». Вот выдержки из этого постановления:
«Для подвоза продовольствия, горючего и боеприпасов в Ленинград и эвакуации населения и имущества из Ленинграда построить к 30 ноября 1941 г. фронтовую автомобильную дорогу на трассе: ст. Заборье — Серебрянская — Великий Двор — Лахта — Никульское — Шаньгово — Еремина Гора — Новинка — Ямское — Карпино — Новая Ладога — Кобона с общим грузооборотом в оба конца — 2000 тонн в сутки, с открытием на ст. Заборье перевалочной базы»
6 декабря завершилось строительство автомобильной дороги, которая огромным полукружием обогнула занятый врагом Тихвин. Выстроенная дорога получила название «Военная автомобильная дорога № 102» или ВАД-102. Дорога проходила по сложным маршрутам некоторых районов Ленинградской области. Она шла от станции Заборье Северной железной дороги до Леднево, в 6 км от Кобоны. Эта трасса оказалась более тяжелой, нежели дорога через Ладожское озеро. Машинам приходилось преодолевать крутые подъемы и спуски, снежные заносы. Пролегла она в основном по необжитым местам. Военная автомобильная дорога, протяженностью 300 километров, была проложена по болотам неимоверными усилиями населения и воинов. Первая колонна в составе 20 машин 389-го автобатальона под командованием военного комиссара батальона Н.М. Коливердова проделала этот путь за две недели.
Наряду с местными жителями, дорогу прокладывали и советские солдаты, даже дети и женщины помогали в этом нелегком деле. В это время как раз выпал первый снег, покрывая землю ледяным настом, но вырубка деревьев, выкорчевывание корней и перемещение валунов так и продолжались с удвоенный силой. По истечении двух недель, по дороге уже смогла пройти первая автомобильная колонная с необходимыми боеприпасами и продовольствием для захваченного города. Общая протяженность ВАД-102 составила более 300 км и стала важной частью Дороги жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что строительство Военно-автомобильной дороги ВАД-102 было продиктовано необходимостью снабжения блокадного Ленинграда продовольствием и эвакуации мирных жителей.
Глава 2. Вклад жителей Бокситогорского района в строительство и функционирование «Дороги жизни» ВАД №102.
Для строительства «Дороги жизни» была проведена дополнительная мобилизация местного населения, в том числе пикалёвцев. Участница строительства А.А. Козлова (Едельман), до войны работавшая в детских яслях посёлка цемзавода, в своих воспоминаниях отмечала, как «… день и ночь в сорокоградусные морозы мы возили на тачках из далекого карьера песок по доскам, проложенным по болотам. Работали почти без отдыха. С потемневшими, распухшими, нередко обмороженными руками и ногами обогревались у печки-времянки…»1
Это была поистине народная стройка, в которой приняли участие тысячи жителей тогдашних Ефимовского, Капшинского, Пашского и Волховского районов. На строительство военной автомобильной дороги (ВАД № 102), трасса которой проходила по лесам и болотам, низинам и гривам, пересекая на пути многочисленные ручьи, речушки и серьёзные реки, командование Ленинградского фронта отрядило три отдельных дорожно-эксплуатационных полка и несколько дорожно-мостовых батальонов и рот. Сегодня в это трудно поверить, но всего за две недели ценой неимоверных человеческих усилий военных строителей, стариков, женщин и подростков была протянута лежнёвая (из отесанных бревен, уложенных на шпалы) дорога протяженностью более двухсот километров. Это не была единая трасса от Заборья и Подборовья, лежнёвка шла по сходящимся направлениям до лесного поселка Великий Двор, здесь снова раздваивалась Одна ветка шла на Лахту, другая забирала налево, на Никульское. Миновав Шугозеро и Ерёмину гору, дорога устремлялась в сторону Новой Ладоги и заканчивалась в Кобоне.
6 декабря 1941 года трасса мужества приняла первые колонны грузовиков, направлявшихся в Кобону. Общий грузооборот (в оба конца) достигал двух тысяч тонн сутки. Лежнёвая дорога просуществовала недолго, всего один месяц. «9 декабря дивизии 4-й армии под командованием генерала армии К.А. Мерецкова выбили гитлеровцев их Тихвина и погнали за реку Волхов»1 Постановлением Военного Совета Ленфронта базы снабжения передислоцировали поближе к фронту, в Тихвин, и вскоре нужда во временной дороге отпала.
Свой вклад в полное освобождение от блокады Ленинграда внесли жители нашего края. О тех суровых годах вспоминает начальник дорожного участка №1 Бокситогорского ДРСУ Н.М. Буйдов. « Из нас, мальчишек 13-14 лет, была создана бригада в сорок человек. Работали мы на лесоповале, в Великосельской артели, на участке знаменитой «Дороги жизни» , проходившей в районе села Сомино. Вставали мы в 4-5 часов утра, чтобы пешком за 25 километров вовремя прийти на лесную делянку. Пилили деревья двуручной пилой, штабелевали и затем отправляли в лесоартель на распитловку, на стнацию Ефимовскую для последующей отправки на оборонительные сооружения фронта, для устройства гатей на болотных участках «Дороги жизни» На смолокурке в деревне Подбережье мы гнали деготь, скипидар и в изготовленных нами же бочках отправляли для нужд Балтийского флота, а уголь шел для зарядки противогазов. Конечно, нам, мальчишкам, не было легко, но скидки себе на возраст мы не делали. Пока не выполняли норму, с работы не уходили.
Линия фронта была от нас в нескольких десятках километров. Угрозу для жизни представляли фашистские самолеты, они сбрасывали бомбы, расстреливали работающих людей из пулеметов. Помню всеобщую радость, когда мы узнали об освобождении Ленинграда от Блокады.. И вот сейчас, спустя много лет , невольно думаешь о том, что в этой замечательной победе был вклад и мальчишек, их сестер и матерей…»1
Каким же тяжелым было строительство. Морозы, болото, нехватка техники – все было против людей! Но, дорога сыграла большую роль для Блокадного Ленинграда. Как символ памяти о самоотверженном труде нашего народа, в Подборовье на высоком пьедистале навеки замер ЗИС-5. Тот самый, который первым прошел «Дорогой жизни» (приложение 2)
А сколько она знала подвигов известных и неизвестных до сих пор!
В небе над Заборьем пошел на таран врага и погиб храбрый летчик А.Н. Годовиков, Герой Советского Союза.
«Будущий командир женского отделения, кавалер ордена Красной Звезды соминская уроженка Т.В. Осокина в начале своей военной биографии тоже строила эту дорогу и была удостоена медали «За оборону Ленинграда»2
Отвела горящий состав, грозящий уничтожением станции Подборовье, В.Т. Вольнова. За этот подвиг она награждена орденом Красной Звезды.
Орденами Ленина награждены: П.В. Рябков, Н.Д. Кротов, Н.В. Евдокимов, А.И. Докичев, З.Л. Кислов, А.М. Кислов, Н.П. Николаев, С.П. Сорокин, М.П. Щикотуров. Д.В. Наумова участвовала в строительстве дороги жизни. Водителями на «Дороге жизни» были М.П. Усик, В.Т. Коробка, Е.В. Кочеров, регулировщицами - З.И. Коробка, Н.И. Попова, А.И. Малышева. (приложение 3,4,5,6)
Каждый из них и многие другие советские люди, наши земляки, не щадили самой жизни, чтобы вырвать Ленинград из блокадного кольца, приблизить победу над врагом.
По «Дороге жизни» эвакуировали раненых бойцов и командиров. Зимой, в мороз, их вели в открытых машинах… И если бы не сознательность, не сердечное тепло местных жителей, кто знает, многие ли из раненых выжили бы при переездах.
В одной из деревень на долгом, жестоком пути, в Михалеве, был открыт питательно-обогревательный пункт. Он находился в доме Фуковых, и вся семья – бабушка, родители, дети - ухаживала, как могла за ранеными. Раненые особенно полюбили шестилетнюю Верочку (она впоследствии стала учительницей), которая тоже, выходит. Помогала фронту, Победе…
В период Тихвинской оборонительной и наступательной операций в Пикалёво и окрестностях располагались военно-полевые и полевые подвижные госпитали. В сентябре 1941 года в деревне Сосновке разместился эвакуационный госпиталь №634. С 1 ноября 1941 года в Новой деревне располагался Эвакуационный госпиталь № 991. В период с 22 ноября по 21 декабря 1941 года в Пикалево размещался Полевой подвижный госпиталь № 364 (приложение 7), Медико-санитарный батальон №54 до 2 декабря 1941 года располагался в деревне Дыми, а затем перебазировался в Астрачу.
Таким образом, можно сделать вывод, что жители Бокситогорского района внесли неоценимый вклад в строительство и работу «Дороги жизни», которая спасала жизни блокадных ленинградцев и оказывала помощь раненым солдатам.
Заключение
Среди смерти и страха великой войны советские люди находили дороги к жизни, свободе. И вовсе не случайно 300-километровую трассу, начиналась которая в нашем районе и вела к осажденному Ленинграду, люди назвали «Дорогой жизни» Поэтому значение этой дороги для осажденного Ленинграда было неоценимо. Она являлась органической частью фронта, а ее военнослужащие были боевыми и стойкими защитниками города. История Дороги жизни — это настоящая поэма о мужестве, настойчивости и непреклонности людей нашей Родины. Эта дорога жила полнокровной фронтовой жизнью. На самом деле это и был настоящий боевой и трудовой фронт вместе.
ВАД-102 составила более 300 км и стала важной частью Дороги жизни. Памятник «ЗИС-5» стал монументом, посвященным всем тем автомобилям, которые переправляли в обе стороны жизненно необходимые грузы. Неподалеку от него стоит памятник всем погибшим солдатам и воинам, которые отдали свою жизнь в борьбе за родину. Сооружение памятника стало инициативой жителей деревни Подборовье, открытие которого состоялось в 1968 году. Вес установленного на бетонном постаменте грузовика составил около трех тонн. Перед грузовиком «ЗИС-5» стоит доска, на которой нарисована схема участка той самой Дороги жизни, а также имеется надпись «Здесь начиналась Дорога жизни. Ноябрь-декабрь 1941 года». Возле переднего левого колеса грузовика на высоком постаменте нарисована краской гвардейская лента.
Памятник автомашине «ЗИС-5» входит в состав «Зеленого пояса Славы Ленинграда». За некоторое время до этого территория полностью была огорожена, а от ограждения остались только ворота. От частично уцелевших ворот прямо к памятному монументу ведет сделанная из бетона дорожка.
До настоящего времени Дорога жизни, о которой до нас дошло столь мало информации, еще «жива» в сознании местных жителей. Именно по ней на легендарных грузовиках «ЗИС-5» в сутки проходило до пятисот тонн груза, что не давало погибнуть в наиболее страшные и безвыходные дни блокады Ленинграда 1941 года. Лишь неимоверные усилия местных жителей и советских воинов помогли одержать победу в кровопролитной схватке с фашистскими войсками. Дорога жизни стала ключевым звеном в снабжении и последующем освобождении Ленинграда.
Я считаю, знать историю своей Родины важно. Помнить тех, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны, - необходимо, ради нашего мирного будущего. Я горжусь, что я живу в Бокситогорском районе, жители которого внесли неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Список литературы
Вести 2008 22 марта с.4
Газета Новый путь 27.01.1984 г.
Газета Новый путь №3 от 24.01. 2018 г.
Эдельман А. Она верила в победу// Новый путь. 1991.21 декабря
Сергей Алексеев Подвиг Ленинграда 1041-1944. Москва 2005.
Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. -М.: Советская Россия, 1983. — 224с.
Павлов Д.В. Стойкость. -М.: Политиздат, 1981. — 367с.
Старовойтов Л.А. «Пикалево в годы Великой Отечественной войны»г. Пикалево, 2010 г.
Приложение 1. «Дорога Жизни»
Приложение 2. Памятник автомашине «ЗИС-5»
Приложение 3.
М.П. Усик
Приложение 4.
В.Т. Коробка
Приложение 5.
З.И. Коробка
Приложение 6
Н. И. Попова
Приложение 6.Результаты анкетирования.
Где начиналась Дорога Жизни?
Кв. 1. 70 % – Ладожское озеро
Кв. 2. 18% - не знают
Кв. 3. 12% - Кобона
Приложение 7.
1 Газета Вести. 2008 // Вести. 22 марта с.4
1 Эдельман А. Она верила в победу// Новый путь. 1991.21 декабря
1 Газета Новый путь №3 от 24.01. 2018 г.
1 Газета Новый путь 27.01.1984 г.
2 Газета Вести 2008. 22 марта с.4