«Досуг и развлечения жителей Самары в XIX веке»
Содержание
Введение………………………………………………….………………................................................……….3
Самарское общество и театр…………………………………………..................................………5
Гонки на лошадях и велосипедах- новые популярные развлечения самарцев в XIX веке……………………………...……….………….......................................................…………...7
На ипподроме…………………………………..............................……………..………...……...7
2.2 Самарские общества «циклистов»…………………..................................…………………….….8
Самарские клубы по интересам…………….………...............................………..…………..….9
Досуг жителей Самары в зимние праздники………........................………...……..………10
Летние и зимние развлечения самарцев на природе………....................……….…..….13
Заключение…………………….…………………………………….……...............................................…….15
Литература…………….………………………………………….…...............................................……..…..16 Приложение…………………………………………………………...............................................…...
Введение
Дореволюционную Самару называли русским Чикаго. Город переживал период бурного экономического роста. Иногда местные дельцы сколачивали солидные капиталы за считанные годы. Соответственно, развивалась и сфера развлечений.
«Что касается общества, то я должен сказать, что Самара того времени могла гордиться, так много было в нем прекрасного. Тут не было ни сплетен, столь обыкновенных в уездных городах, ни враждебных отношений, ни зависти, ни пересудов. Все жили мирно, веселились в простоте сердца, не пытались представлять из себя дурных копий с губернских или столичных, а на самом же деле французских оригиналов, но жили самостоятельной жизнью истинно образованных людей» — писал декабрист Александр Беляев, который жил в Самаре с 1845 по 1848 год.
Самарское общество того времени состояло из разных служащих. Кроме того, в городе жили представители местного дворянства и съемщики земель, занимавшиеся коммерческим посевом пшеницы. Постепенно в городе расширялось купеческое сословие. Многие современники описывали Самару как город богачей.
После рабочих будней жители Самары отдыхали. Развлечения XIX века представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни.
Досуг - это форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещенный с разносторонним физическим и духовым развитием личности.
Мне стало интересно, какой досуг был популярен во времена, когда не было ни телевидения, ни интернета, ни даже электричества.
Хотелось увидеть культурное развитие человека, в данном историческом периоде. Узнать, чем он интересовался, как жил, как проводил свободное время.
Тема работы: Досуг и развлечения жителей Самары в XIX веке.
Цель: Изучить формы досуга и популярные развлечения самарцев в XIX веке.
Задачи:
выяснить значение первого профессионального театра для самарского общества;
изучить новые популярные развлечения самарцев: гонки на лошадях и велосипедах;
рассмотреть деятельность самарских клубов по интересам как форме досуга горожан;
изучить досуг жителей Самары в зимние праздники;
рассмотреть отдых самарцев на природе в летнее и зимнее время.
Объект исследования: Самарское общество в XIX веке.
Предмет исследования: Досуг и развлечения самарцев в XIX веке.
Гипотеза: Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях.
Актуальность работы заключается в том, что идеалы современной молодёжи устремлены на Запад и особенно культуры. Мы должны вернуть наше поколение к своим родным корням и истокам, раскрыть богатство национальной культур
Самарское общество и театр
Сфера досуга и развлечений – одна из важных сфер в жизни человека и общества. Конкретно для каждого человека потребность в досуге – неотъемлемая часть здоровой трудовой жизнедеятельности.
В XIX веке в условиях промышленного развития в России, в том числе и Самаре складывается индустрия развлечений.
Одной из первых городских театральных площадок города стал дом купца Лебедева. Первое представление дала заезжая труппа из Казани осенью 1851 года. Спектакли проходили там до 1854 года, пока дом не сгорел.
Часто в Самару приезжали цирки и балаганы. Канатоходцы, зверинцы, акробаты и паноптикумы располагались сначала на Вшивом базаре, а позднее — на Алексеевской площади или на пустующих местах в центре города.
В ноябре 1855 года открыли деревянный театр, больше похожий на амбар. Он стоял напротив Старо-Самарской улицы, где позже появятся пожарная часть и биржа. В 1862 году здание театра обложили кирпичом и ремонтировали на собранные пожертвования. 1Он проработал до 1886 года (приложение№1). Стоимость ложи составляла 5-7 рублей, кресла первого ряда – 2 рубля, галерка – 30 копеек.
В 1851 году в Самаре, возведенной в ранг губернского города, появился профессиональный театр. В свой первый сезон он показал публике очень острую, особенно для того времени, комедию Николая Гоголя «Ревизор». И с тех пор самарцы стали завзятыми театралами.
«Сколько-нибудь порядочная труппа имеет на своих представлениях полный театр зрителей. В том-то и дело, что не каждый год суждено самарцам иметь хорошо организованную труппу. По большей части состав труппы самарского театра бывает очень неудовлетворителен, и любители театра отводят душу или на представлениях заезжих артистов, или в любительских спектаклях» — писал Петр Алабин.
Поступить в местную труппу было счастьем и для начинающих актеров, и для мастеров сцены. В 1870 году именно наши земляки имели счастье открыть на своей сцене удивительный русский талант — юную Пелагею Стрепетову. Она потрясла зрителей, исполняя роль Лизаветы в драме Алексея Писемского «Горькая судьбина». Это произведение стало вершиной творчества знаменитого писателя. Партнерами Стрепетовой по сцене были замечательные артисты: Александр Ленский, Модест Писарев, Мария Савина, Павел Орленев.
В 1886 году было решено отстроить новый каменный театр. Его проект подготовил архитектор Михаил Чичагов.
Знаменитый актер и антрепренер Иван Новиков стоял у истоков появления в нашем городе «Самарской газеты». Он задумывал это издание, прежде всего, как театральное. Планировал публиковать на его страницах афиши и отзывы на спектакли. В 1895 году работавший в «СГ» Алексей Пешков под псевдонимом Иегудиил Хламида писал рецензии и критические заметки о местных постановках. А в 1901-м в Самаре состоялась премьера спектакля «Фома Гордеев» по повести уже ставшего известным Максима Горького
Самарское дореволюционное общество очень любило театр.
«Да, Самара была «настоящая провинция». Сколько в ней существовало истинных ценителей театра, ценителей, не стеснявшихся выражать открыто свои чувства, что особенно ярко сказалось по окончании нашего последнего спектакля. Публика долго не расходилась по домам, качала у театра своих любимцев, а некоторых даже несла на руках до самой квартиры. «Не уезжайте!», «Без вас пустота!», «На память расскажите что-нибудь!», — вспоминал русский актер и режиссер Владимир Кригер.
Позднее в нашем городе появился Цирк-театр «Олимп» более чем на тысячу посадочных мест, его создали самарские братья-купцы Калинины (приложение№1).
Он обладал собственным оркестром, буфетом и прекрасным зрительным залом. «Олимп» стал излюбленным местом самарцев.
Таким образом, театральные представления для жителей Самары в XIX веке были очень привлекательны. Театр способствовал нравственному воспитанию личности каждого зрителя. Он помогал рассмотреть все жизненные проблемы со всех сторон, тем самым показывая все возможные выходы из ситуации.
Гонки на лошадях и велосипедах- новые популярные развлечения самарцев в XIX веке
На ипподроме
Жители дореволюционной Самары были не только домашними любителями театра, но и азартными зрителями гонок
С середины XIX века Российскую империю захватило увлечение конным спортом: повсеместно стали открываться ипподромы и учреждаться «общества охотников конского бега». В 1890 году тренд добрался и до Самары: 14 мая главноуправляющий государственным конезаводством граф Воронцов-Дашков по соглашению с МВД разрешил создать подобное общество и в нашем городе.
Как гласил устав организации, она ставила своей целью «поощрение и улучшение конезаводства через испытание и награду резвости и силы лошадей, доставление удобного и безопасного для охотников пользования ипподромов и возможностей состязания на заклады и подписки».
На следующий год 15 января самарское общество организовало первые рысистые испытания. Гонки на дистанцию в три версты (3,2 км — прим. ред.) прошли на льду реки Самарки. Днем рождения самарского ипподрома принято считать 15 января 1891 года Популярность скачек росла быстро, и скоро коневоды поняли, что река — не лучшее место для их проведения. Поначалу под скачки хотели оборудовать велодром — есть версия, что дело даже дошло до организации своеобразных «лошадино-велосипедных» гонок, но потом все-таки отказались от идеи делить площадку с велосипедистами. Место под первый специализированный ипподром подыскало Самарское скаковое общество, созданное в 1897 году. 2
Члены организации договорились с властями о выделении участка размером 14 десятин (20,4 гектаров — прим. ред.) между дорогами на Смышляевку и село Черновское, вправо от Семейкинского тракта (сегодня Московского шоссе — прим. ред.). Изначально в скачках на новой спортивной площадке участвовали не только лошади, но и верблюды. Гонки на них были традиционным развлечением самарских татар и башкиров. Правда, очень скоро было принято решение оставить на ипподроме только лошадей — верблюды во время соревнований то и дело оплевывали публику.
Самарского скакового общества прославился благодаря ежегодным скачкам с участием гусар расквартированного по городу Александровского полка и оренбургских казаков. Самарское общество охотников конского бега не отставало от единомышленников (приложение№2).
Самарские общества «циклистов»
В России в различных городах стали появляться общества «циклистов», как их тогда называли. Не осталась в стороне от этого движения и Самара. В городе уже бойко шла торговля велосипедами. Их продавали купец Гольдебаев и владелец магазина на Дворянской Нейман. Правда, самарские улицы тогда мало подходили для езды на велосипедах, и попытки освоить езду самостоятельно приводили к падениям и ушибам. Поэтому группа молодых самарцев решила объединить любителей езды на велосипедах и помочь новичкам освоить их.
В 1894 году они представили на рассмотрение губернатора устав Самарского общества велосипедистов-любителей. Они арендовали участок возле Струковского сада под велодром, построили летнее помещение для ремонта велосипедов, наняли инструкторов, которые вели практические занятия с новичками. Для опытных устраивали соревнования. Общество поддержал купец и художник Константин Головкин, и 15 октября 1894 года учредительные документы Самарского общества велосипедистов-любителей были подписаны губернатором.
Под таким скромным названием в то время скрывалось весьма солидное спортивное общество, объединявшее легкоатлетов, гимнастов, конькобежцев, пловцов, гребцов, яхтсменов. Одним из организаторов и руководителей этого общества снова был Головкин. Сам страстный и разносторонний спортсмен, он не только участвовал в соревнованиях, но и в многочисленных обращениях призывал самарцев заниматься спортом. При нем в Самаре был открыт первый яхт – клуб.
В начале 90-х годов XIX века, местный торговец Нейман снял пустопорожнее место, находящееся на Дворянской улице близ Алексеевской, и устроил велодром для обучения езде на них. На закруглениях беговой дорожки сделали виражи. Время от времени здесь устраивали велосипедные гонки, собиравшие многочисленную публику (приложение№2).
Спорт в XIX веке стал средством досуга. В Самаре был открыт ипподром, который активно посещали жители города. Общества «циклистов» приобщали самарцев к новому виду спорта.
Самарские клубы по интересам
Главы зажиточных семей отдыхали после рабочих будней в клубах по интересам. Одним из первых в Самаре стало Благородное собрание. Клуб располагался в лучшем на тот момент доме города, который принадлежал купцу Егору Анаеву. Здесь собирались, чтобы сыграть в карты или провести вечер в библиотеке (приложение№3).
В 1869 году образовался второй клуб — Сельскохозяйственное собрание. По словам организаторов, его целью было сближение интересующихся сельским хозяйством. Но на деле, по воспоминаниям современников, там постоянно играли в карты и бильярд, иногда устраивали танцы. Для тех же целей работал третий клуб — Коммерческое собрание.
Немного иначе обстояли дела у Военного собрания. Кроме веселья здесь разбирали различные военные вопросы, читали и обсуждали сочинения офицеров.
«Главное проявление общественной жизни в Самаре — в клубах, за картами или изредка за танцами в маскарадах и театрах. К особенности Самары надлежит отнести предпочтение удовольствий общественных домашним. Здесь всегда были редки балы и вечера», — писал Петр Алабин.
Несмотря на это, самарское общество все же устраивало концерты и литературно-музыкальные вечера, любительские спектакли и лотереи. По праздникам в городе проходили балы, где горожане могли станцевать кадриль и выпить чаю со сладостями.
Для детей проводились праздники с елкой на Рождество и Новый год, детский праздник с танцами и играми - на Пасху. Организаторами зачастую выступали те же клубы, учебные заведения, общественные организации, отдельные лица в порядке благотворительности.
Таким образом клубы предлагали широкую развлекательную программу не только для взрослых, но и для детей.
Досуг жителей Самары в зимние праздники
Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) — в рождественский сочельник; 25 декабря (7 января) отмечали Рождество; 1 января (14 января) — Новый год и 6 января (19 января) — Крещение. Официально было всего четыре выходных дня, но на деле народ праздновал почти две недели.
Церковные и светские традиции были тесно связаны. В рождественскую ночь шли колядовать, а утром — в церковь на торжественное богослужение. Храмы в больших городах часто бывали переполнены, и на рождественскую службу даже продавали билеты, достать которые было непросто. В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости «с визитами». За день успевали посетить несколько домов и везде поднимали тосты в честь праздника и угощались рождественскими блюдами.3
На протяжении всех праздников в богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады. По правилам этикета делать новогодние визиты можно было на протяжении всего января, но наиболее учтивым считалось навестить гостей 1-го числа. Неотъемлемым элементом святок было ряженье — забава для молодежи. Особым шиком у одетых в маски и вывороченные тулупы парней считалось как следует напугать прохожих.
На Рождество, Новый год и Крещение колядовали: носили по дворам на палке звезду, символизирующую ту, что указала волхвам путь к младенцу Христу. Колядовщики славили каждого хозяина и пели ему духовные стихи, а после требовали вознаграждения — конфет, кренделей, яблок. В этой традиции участвовали в основном дети и особы духовного звания. Также самарцы наносили поздравительные визиты. В газете читаем: «Губернатор, Тайный Советник Николай Васильевич Протасьев и супруга его Анна Васильевна извещают, что… все желающие принести взаимные поздравления приглашаются 1 января 1912 года по примеру прежних лет после Богослужения в Кафедральном соборе в зал Коммерческого собрания к 1 часу дня».
На Соборной площади, которая сейчас именуется площадью Куйбышева, устанавливали ледяные горки и елку. Елку ставили и на Алексеевской площади, которая сейчас стала площадью Революции, и в Струковском саду. А на катках, залитых в саду и Пушкинском сквере, в канун Нового года выступал духовой оркестр.
Зимой любили устраиваивать санные прогулки по Преображенской улице. С 70-х годов XIX века это действо переместилось на Дворянскую. Порой процессия насчитывала до 600 лошадей с санями. Такие прогулки длились с обеда до самого вечера.
В XIX веке жители Самары ходили в Новый год по гостям и на светские мероприятия. Все места в ресторанах и театрах бронировали за несколько недель. А в газетах печатали объявления о предстоящих балах. Танцы устраивали богатые семьи, общественные организации и учебные заведения. Чаще всего это были маскарады и карнавалы. «Для маскарадов большой выбор костюмов. Можно получить ежедневно. Воскресенская улица, дом Щипаревой, верхний этаж» — гласило одно из объявлений в газете от 1898 года.4
Елка в те годы считалась больше атрибутом Рождества, а не Нового года. Об этом говорил даже стиль ее украшения: Вифлеемская звезда на верхушке, яблоки на ветках – символ грехопадения. Постепенно елки начали украшать сладостями, орехами и свечами (приложение№3).
Магазины в канун Нового года устраивали распродажи и акции — например, знаменитый «Сарептский магазин» на Дворянской. А кондитерская К. Вундерхиль предлагала посетителям большой выбор искусственных цветов конфет, пряников и других елочных украшений. Стоили они от 20 копеек до 10 рублей.
Елка как атрибут праздника появилась в домах при Николае I. Этот обычай привезла в Россию из Пруссии его супруга Александра Федоровна (принцесса Шарлотта). До этого дома украшали только хвойными ветками. Но случалось, что приносили и деревце. И необязательно этим деревцем была елка. В домах ставили и яблони, и березы, и вишни.
Знакомого сегодня образа Деда Мороза тогда еще не было. Для крестьян это был суровый дух, которого называли Морозко или Трескун. Суеверные боялись его, так как считали, что он способен заморозить насмерть. Для детей из богатых семей подарки приносил Святой Николай Чудотворец.
Если зажиточные горожане встречали Новый год на балах, то простой народ предпочитал гуляния, колядки, гадания и кулачные бои (приложение№4). Сохранился рапорт самарского полицмейстера о том, как в один из святочных дней «запанские» горчишники подрались с «троицкими». Не меньше 20 буянов унесли с разбитыми голосами и переломами. Разнимать горчишников приехали городовые и пожарные с бочкой воды. В итоге нескольким городовым разбили лицо, у одного украли шапку. Пожарных горчишники облили той водой, которую приготовили для них самих.
Музыка в новогодние праздники звучала повсюду. В Струкачах играл военный и городской оркестры, в Пушкинском доме и Благородном собрании устраиваются танцевальные вечера и балы. Из номера в номер «Самарской газеты» ресторан Летягина информирует горожан о том, что каждый день с 7 часов вечера здесь поет хор под управлением Горшкова-Лубянского.
Зимние праздники были очень любимы жителями Самары. Церковные и светские традиции были тесно связаны. Простые и зажиточные самарцы отмечали их по- разному, из-за недостатка свободного времени и денег, простые не могли себе позволить многие развлечения.
Летние и зимние развлечения самарцев на природе
В зимнее время каждый день, особенно по воскресеньям, самарская молодежь отправлялась в санное катание по Преображенской. Вереницы тянулись в два ряда по улице.
С 70-х годов до 1905 года катание переместилось на Дворянскую. Лента катающихся растягивалась от Алексеевской площади до театра. На этом протяжении вмещались при сплошном катании до 600 лошадей с санями. Порядок поддерживала полиция. Выезжать из ряда запрещали, а также быстро ехать и обгонять друг друга. Поэтому любители скорости уходили на Саратовскую улицу и там устраивали состязания. Вдоль тротуаров стояли в ряд свободные кучеры. Грызя семечки, они громко спорили, сравнивали лошадей и держали пари. Такие прогулки начинались часов в 15-16 и продолжались до самого вечера
Летом самарцы любили выезжать за Волгу на пикники. Для этого нанимали лодку с гребцами, брали с собой пироги, шоколад, чай, кофе и отправлялись на ближайший остров. Пока женщины готовили еду, мужчины отправлялись удить рыбу, а молодые люди уходили гулять по лесу.
Своеобразный праздник на природе проводили и в первое воскресенье после Троицы. Жители Самары называли этот день «Похороны чехони». Захватив с собой самовар, закуски и, самое главное, достаточное количество выпивки, горожане отправлялись на лодках на местные острова либо в Постниковскую рощу (у Постникова оврага).
О происхождении «Похорон чехони» была своя легенда. Однажды весной во время разлива Волги вверх по течению двинулось скопище этой рыбы. Когда вода спала, большое количество чехони осталось на берегу, она начала гнить и разлагаться. Чтобы предотвратить распространение заразы, городские власти привлекли местное население, чтобы закопать испортившуюся рыбу в землю. А вместо денег с рабочими расплатились водкой. Событие это случилось как раз в первое воскресенье после Троицы. С тех пор самарцы отмечали «Похороны чехони» ежегодно.5
Другим развлечением на природе для самарцев была «кругосветка». Захватив с собой еду, краски, музыкальный инструмент, ружья для охоты и удочки рыбалки, горожане отплывали на лодках из Самары и спускались вниз по течению Волги до Переволок. Там лодку переносили до реки Усы и плыли по ней сначала до Волги, а затем до Самары. Такое путешествие по Самарской Луке занимало несколько дней и получило название «кругосветка». Самым лучшим временем для ее совершения считался май – время разлива рек (приложение№4).
Если отдохнуть на природе не удавалось, самарцы предпочитали выходить по вечерам из дома на прогулку. Самым популярным местом был Струковский сад (приложение№5).
Жители губернского города любили отдыхать на природе. Начиная с весны по воскресным дням и церковным праздникам они выезжали за Волгу или на острова. Перебирались на лодках, которые чуть ли не шли ко дну под грузом самоваров и корзин со съестным.
В фондах музея Алабина сохранились фотографии с подписью «Самарские купцы и чиновничья знать на пикнике на Коровьем острове» (приложение№5). На одном снимке во главе стола сидит Владимир Якунин, бывший в 1906 — 1910 годах самарским губернатором. Справа от него — основатель Жигулевского пивзавода Альфред фон Вакано. На втором — белобородый Дмитрий Мясников, в 1907 году избранный городским головой. За обильно уставленным яствами столом находятся и дамы. По предположению сотрудников Музея модерна, на первом плане — жены братьев Курлиных: Екатерина, в девичестве Шихобалова, и Александра, в девичестве Журавлева, — хозяйка знаменитого особняка на улице Саратовской (Фрунзе).
Зимние и летние развлечения самарцев на природе были очень разнообразны, многие из них были связаны с Волгой. Жители Самары любили пикники, катания на лошадях, прогулки по паркам города. Городские власти поддерживали эти формы досуга и следили за порядком.
Заключение
В условиях промышленного развития в России, в том числе и Самаре складывается индустрия развлечений.
Формы досуга самарчан в XIX веке разнообразны: посещение театра и собраний, конный и велоспорт, вечера и развлечения на природе, все они пользовались большой популярностью.
Досуг в нашем городе стал социальной необходимостью, он давал возможность горожанам не только отдохнуть, но и укрепить здоровье, получить положительные эмоции.
Литература
1. Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней / Под. ред. П.С.Кабытова, Л.В.Храмкова. – Книга первая. Самарский край с древнейших времен до середины XIX века. Самара, 1993;
Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней / Под. ред. П.С.Кабытова, Л.В.Храмкова. – Книга вторая. Cамарский край второй половины XIX – начала XX столетия Самара, 1993;
История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI – первая половина XIX века. М., 2000;
История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XIX – начало XX века М., 2000; Самарское Поволжье с древности до конца XIX в.
Сборник документов и материалов. Самара, 2000; Самарское Поволжье в XX веке. Сборник документов и материалов. Самара, 2000;
Наш край. Хрестоматия для преподавателей Отечественной истории и учащихся средней школы. Самара, 2003.
Приложение №1
В 1886 году в Самаре открыт каменный театр.
Самарский Цирк-театр «Олимп»
Приложение №2
Днем рождения самарского ипподрома принято считать
15 января 1891 года.
В 1895 году 35 самарских энтузиастов велосипедного спорта объединились в общество велосипедистов-любителей.
Приложение №3
Главы зажиточных семей отдыхали после рабочих будней в клубах по интересам. Одним из первых в Самаре стало Благородное собрание.
Новый год был самым любимым праздником в Самаре.
Приложение №4
«Кругосветка». Горожане отплывали на лодках из Самары вниз по течению Волги до Переволок. Там лодку переносили до реки Усы и плыли по ней до Волги, а затем до Самары.
Досуг богатых жителей Самары
и простых горожан
Приложение №5
«Пикник на Коровьем острове».
Самым популярным местом для прогулок в Самаре был Струковский сад.
Досуг Самара
PPTX / 11.14 Мб
1 Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней / Под. ред. П.С.Кабытова, Л.В.Храмкова. – Книга первая. Самарский край с древнейших времен до середины XIX века. Самара, 1993
2 Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней / Под. ред. П.С.Кабытова, Л.В.Храмкова. – Книга вторая. Cамарский край второй половины XIX – начала XX столетия Самара, 1993
3 История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI – первая половина XIX века. М., 2000
4 Сборник документов и материалов. Самара, 2000; Самарское Поволжье в XX веке. Сборник документов и материалов. Самара, 2000
5 Наш край. Хрестоматия для преподавателей Отечественной истории и учащихся средней школы. Самара, 2003
23