Внеклассное мероприятие «Дожинки - праздник урожая»

3
2
Материал опубликован 15 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

«Дожинки-

праздник урожая»

Цель. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

Задачи.

Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством изучения стихов и песен про осень.

Учить добывать сведения о истории своего народа через исследовательскую деятельность;

Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа через изучение обряда «Тарваз озкс»; путём деятельностного подхода при подготовке и проведении мероприятия.

Расширять знания детей через ознакомление с народным земледельческим календарём;

Развивать эмоциональность, творческие способности детей через исполнение инсценировок, музыкальные и поэтические номера.

Ход мероприятия.

Ведущий.Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени, её традициям и обрядам, людям, посвятившим себя самой почётной и трудной профессии – хлебороб.

I.Вступление.

1.Рассказывают дети.

Ребёнок -1.  Уже горят огнём рябины кисти,

И пожелтели на берёзах листья,

И пенье птиц уже не слышно вовсе,

И тихо – тихо к нам приходит осень.

 Ребёнок -2.Девушка – осень гуляет,

Ножкой сбивая росу.

В сумку дары собирает,

Листья вплетая в косу.

2.Исполнение песни «Осень постучалась к нам»

II.Основная часть.

Ведущий.

Ах, как жаль, что осень пришла.
Лето со двора прогнала.
Как же мы будем теперь загорать,

Если тучки по небу будут гулять?

Дети вместе:

Осенью не только тучки по небу гуляют,
Осенью люди урожай собирают.

Ведущий.

Осень Золотая – это праздник урожая! Осень ещё не успеет вступить в свои права, а сбор урожая уже в самом разгаре.

(Беседа между заранее подготовленными родителями, которые выступают в роли хозяйки и Осени они рассказывают детям).

Хозяйка-родитель. В старину каждый овощ убирали в определённый день.

Осень-родитель. А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать, капусту срезать – это вы знаете?(Обращение к детям)

(ответы детей, затем следуют сведения - уточнения родителей)

Хозяйка-родитель. Наши далёкие предки знали и использовали для этого особый земледельческий календарь. 

(Демонстрируется имитированный земледельческий календарь- презентация.)

Например,8 сентября - Наталья-овсяница. В этот день  убирали овёс. Было принято в этот день варить овсяный кисель и печь овсяные блины.

Осень-родитель. 

А 13 сентября- Святой Куприян – картофель копай. Только с этого дня было принято начинать копать картофель.

 Хозяйка-родитель. 

А вот 17 сентября- Луков день. В этот день начинали выкапывать лук с гряд. Про лук даже поговорки есть: «Лук от семи недуг», «Лук да баня всё исправят». Лук развешивали в комнатах, чтобы не заболеть никакими болезнями.

Осень-родитель.

А что за день 23 сентября?(обращение к детям или к гостям, ответ уточняется)

Да, да, правильно - это же Святой Пётр и Павел – рябинники. В этот день собирали урожай рябины , а кисти вешали под крышу каждого дома. Девушки плели рябиновые бусы, венки, а часть ягод оставляли дроздам и снегирям.

Хозяйка-родитель.  

А вот 28 сентября - на Святого Никиту- срезали репу. В этот день пекли пироги с репой, делали репной квас и варили кашу.

Осень-родитель. 

7 октября -День Святой Фёклы. На Святую Фёклу – дёргай свёклу.

Хозяйка-родитель. 

8 октября- Сергей-капустник. В этот день капусту рубили. Пекли пироги с капустой. Молодёжь устраивала капустные вечера, которые длились две недели. Играли в «Капусту».

Ведущий.А может ещё кто то может рассказать что и в какой день убирали?

(Дополнения гостей , детей).

Ведущий.

А знаете ли ребята, что со сбором урожая связано много пословиц?

Вот сейчас давайте устроим небольшие соревнования между группами. Нужно как можно больше вспомнить пословиц и поговорок и объяснить их значение.

(В этой работе могут принять участие и гости – учащиеся, я создавала группы так: девочки с родителями, мальчики с родителями и гости учащиеся с родителями(у нас были учащиеся 1 класса с родителями)). Дети рассказывают пословицы, родители помогают составлять толкование. Каждой команде в итоге раздаются поощрительные призы - старинные земледельческие календарики. (Я скачала с интернета и распечатала).

Ведущий.А что было самым важным во время уборки урожая?.. Конечно, вовремя и без потерь собрать урожай. Ведь зимой они все придут к нам на стол. Скажите, а кроме овощей осенью какой урожай ещё убирают?... Правильно, самый важный урожай - хлеб, про который вы к сегодняшнему дню приготовили самостоятельно стихи, которые нам расскажете.

(Можно использовать эти)

Дети рассказывают стихи.

Ребёнок-1.

Хлеб рождается в бороздках

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица Земля!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребёнок-2.

Вешний день, пахать пора.

Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым

А я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает, трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастёшь, сам такой же поведёшь!

Ребёнок-3.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

Ребёнок-4.

Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлебушек на мельницу везу.
Зерном мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.

Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлеб с пекарни с мельницы везу.
Мукой мешки набиты,

Ребёнок-5.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

 А женщина на краешке доски

 Готовый хлеб разрежет на куски.

Вместе:

 Всем, кто лелеял хлебный колосок,

 На совести достанется кусок.

Вед-ий:

С давних пор и по настоящее время люди празднуют праздник урожая.

А как мы с вами отмечаем праздник урожая?

А как хлеборобы отмечают праздник урожая? (Концерты, конкурсы, подарки…)

А знаете ли, что наши предки – мордва, тоже совершали обряды, посвящённые началу и окончанию уборочных работ. А как они это делали, ребята узнали у своих родственников.

Рассказывают дети.

Ребёнок-1.В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов. По народным поверьям боги не всегда охотно расставались с дарами земли. Поэтому перед началом сбора фруктов, овощей и злаков в их честь устраивались моления.

Ребёнок-2.Моя тётя, Антонина Петровна, рассказала мне, что первым осенним праздником был яблочный спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки для освящения в церковь, а потом в своем доме совершал моление в честь покровителя яблонь, чтобы тот сохранил зеленые яблоки от бури и ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродились сладкие и их было много. Затем все садились за стол и ели яблоки, отделяя кусочки для предков .

Ребёнок-3.Мы навестили старожила села, Голубкину Анисью Григорьевну. Ей 102 года. Она нам рассказала, что одним из самых торжественных и многолюдных обрядов осеннего цикла был большой трехдневный праздник «велень озкс» - сельское моление. По-другому его называли «паронь пандома» - плата за добро. На нем выполнялось множество ритуальных действий: зажжение родовых свечей — «штатолов», проведение обрядовой трапезы, пение молитвенных песен — «пазморот», это всё делалось для того, чтобы добиться от них благословления в получении необходимых благ.

Ребёнок-4.А моя прабабушка Клавдия рассказала, то, что ей поведала её бабушка. Устраивались моления и в честь богинь: земли - Мода Авы, поля — Пакся Авы, плодородия - Норов Авы. Им молились перед началом жатвы, прося их благополучно провести ее, чтобы не порезать руки серпом, чтобы не получить солнечный удар. После окончания жатвы проводили «тарваз озкс» - моление серпа.

Вед-ий: и сейчас мы посмотрим, как проводился этот обряд.

Обряд Тарваз озкс – (исполняют дети, деятельностный подход)

Пакся ава, по верованиям мордовского крестьянства, жила во ржи. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на нем, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай:

Милостивая мать поля,

Дала ты нам зерна,

Не обижая наши сердца,

Колосья ржи полны

Серебряным, золотым зерном

После молитвы, старшая из женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с корнем. Зерна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них было много яиц.

(Девочка, исполняющая роль старшей женщины, берет поднос с зерном и раздаёт всем присутствующим, в знак того, чтобы куры хорошо несли яйца)

Песня «Урожай»- исполняют дети.

Ребёнок-5. Мой дед, Ванькин Николай Константинович рассказал, что к севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на право. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.

Мастер – класс. «Связывание снопа».

Ведущий. В нашем классе есть такие ученики, чьими отцами, дедами, бабушками и прабабушками можно по праву гордиться. Всю свою жизнь они посвятили хлебу. Вот о них мы сейчас и послушаем.

Сообщения детей (показывают фотографии)

Ребёнок -- Мой дедушка, Инчин Михаил Фёдорович, проработал в колхозе «Заря»45 лет - трактористом. Всю свою жизнь он посвятил выращиванию хлеба. За свой труд его не раз награждали ценными подарками, грамотами и медалью за доблестный труд. Я горжусь своим дедом.

Ребёнок-- Моя прабабушка, Кандрашкина Клавдия Яковлевна, всю свою жизнь проработала в колхозе, помогала выращивать хлеб. Она рассказала, что техники в колхозе не было, всё делали вручную. Землю пахали лошадьми и быками. Убирали зерно тоже вручную, серпами, затем вязали снопы. За свой труд бабу Клаву много раз награждали ценными подарками, грамотами и благодарственными письмами.

Ребёнок --Мой дед, Инчин Сергей…

Ведущий: вот, сколько приходилось людям трудиться, чтобы у всех и всегда на столе был вкусный свежий хлеб.

Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребёнок.

Ребёнок.

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

 Говорим мы: «Берегите.

 Берегите Хлеб родной…

 Не мечтали мы о чуде.

 К нам с полей живая речь:

 «Берегите хлеб, вы – люди!

 Научитесь хлеб беречь».

Игра «Каравай» - под музыкальное сопровождение, совместно с родителями и приглашёнными гостями.

Ведущий: Вашими дедами и бабушками – хлеборобами можно гордиться. Только трудолюбивые люди могут добиться таких результатов. А вот герой нашей сценки не сможет добиться таких результатов. А почему, мы сейчас услышим.

Шуточная сценка «Ох, трудна моя работа».

Девочка.

Нынче Саша очень занят,

У него не счесть забот:

Грядки нынче полет Саша,

Поливает огород.

Саша.

Ох, трудна моя работа,

Ох, болит спина и бок.

Ох, устал я отчего  - то,

Эх, пойду,  вздремну часок!

 Девочка.

Снова Саша очень занят:

Храп стоит до потолка.

Третьи сутки спит наш Саша,

Отлежал он все бока.

Саша.

Ох, нелёгкая работа

Трое суток к ряду спать.

Ох, не выспался я что – то,

Надо часик подремать.

Девочка.

Много дел с утра у Саши

И забот не впроворот:

Все идут копать картошку,

Он в столовую идёт.

Саша.

Зря, ребята, вы частушки

Сочинили обо мне!

Я ведь очень работящий,

Только, кажется, во сне!

Девочка.

Снова Саша очень занят

Не боится он молвы.

На обед спешит наш Саня

С ложкой больше головы.

Саша.

Ох, ребята, вы ребята,

Я вам честно говорю:

Даже кушать ложкой кашу

Я смертельно устаю.

Все вместе.

Саша, лёжа на диване,

Невозможно жизнь прожить.

Если бросишь ты лениться,

Будут все с тобой дружить!

 

И ещё хотим напомнить

Из истории урок.

Труд когда – то обезьяне

Человеком стать помог!

 Ведущий.

Ребята, а после того как собрали урожай, куда его убирают? А куда девают излишки?... Правильно, на ярмарку осеннюю везут.

А на ярмарке - с полей и огородов

Всё, чем славится природа!

Шуточная песня «Где был, Иванушка?» - исполняют дети.

III.Заключительная часть.

Ведущий.

В каждом зёрнышке пшеницы

 Летом и зимой,

 Сила солнышка хранится

 И земли родной.

 И расти под небом светлым,

 Строен и высок,

 Словно Родина бессмертный,

 Хлебный колосок.

Ребёнок: с подносом, на котором каравай

 Вот он Хлебушек душистый,

 Вот он, теплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

 В нем здоровье наше, сила,

В  нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, 

Вырастай богатырем!

Ученица, в народном костюме, угощает всех караваем, в это время демонстрируется видеоролик «Хлеб всему голова»

IV.Рефлексия.

На подносе лежат картинки хлебобулочных изделий. Если праздник понравился - в корзинку кладут картинку хлебобулочного изделие, если нет –ничего не кладут. В рефлексии участвуют гости праздника и учащиеся.

Источники

1.http://gigabaza.ru/doc/71449.html

2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/02/podborka-stikhov-pro-khleb

3. http://12mesyatcev.ru/

4. http://spezschool.yashkino.ru/activity/mery/74-----l-r-----

5. http://xn----7sbfhxrcqep0aca2lwb.xn--p1ai/istoriya-kultura/obychai-i-tradicii/

6. http://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-berestova-dlya-detey

7. http://festival.1september.ru/articles/414279/

8. http://playroom.ru/stihi-poslovicy-zagadki-primety-o-hlebe/

9.https://bosichkom.com/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9

10. http://many.kabobo.ru/docs/143800/index-3822.html

Предварительный просмотр презентации

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Замечательный материал для внеклассного мероприятия! Возьму себе в копилочку! Большое спасибо Вам !

19 October 2017

Спасибо

22 October 2017