Пояснительная записка к презентации
«Дожинки-
праздник урожая»
Цель. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Задачи.
Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством изучения стихов и песен про осень.
Учить добывать сведения о истории своего народа через исследовательскую деятельность;
Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа через изучение обряда «Тарваз озкс»; путём деятельностного подхода при подготовке и проведении мероприятия.
Расширять знания детей через ознакомление с народным земледельческим календарём;
Развивать эмоциональность, творческие способности детей через исполнение инсценировок, музыкальные и поэтические номера.
Ход мероприятия.
Ведущий.Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени, её традициям и обрядам, людям, посвятившим себя самой почётной и трудной профессии – хлебороб.
I.Вступление.
1.Рассказывают дети.
Ребёнок -1. Уже горят огнём рябины кисти,
И пожелтели на берёзах листья,
И пенье птиц уже не слышно вовсе,
И тихо – тихо к нам приходит осень.
Ребёнок -2.Девушка – осень гуляет,
Ножкой сбивая росу.
В сумку дары собирает,
Листья вплетая в косу.
2.Исполнение песни «Осень постучалась к нам»
II.Основная часть.
Ведущий.
Ах, как жаль, что осень пришла.
Лето со двора прогнала.
Как же мы будем теперь загорать,
Если тучки по небу будут гулять?
Дети вместе:
Осенью не только тучки по небу гуляют,
Осенью люди урожай собирают.
Ведущий.
Осень Золотая – это праздник урожая! Осень ещё не успеет вступить в свои права, а сбор урожая уже в самом разгаре.
(Беседа между заранее подготовленными родителями, которые выступают в роли хозяйки и Осени они рассказывают детям).
Хозяйка-родитель. В старину каждый овощ убирали в определённый день.
Осень-родитель. А в какой именно день нужно картошку копать, лук убирать, капусту срезать – это вы знаете?(Обращение к детям)
…(ответы детей, затем следуют сведения - уточнения родителей)
Хозяйка-родитель. Наши далёкие предки знали и использовали для этого особый земледельческий календарь.
(Демонстрируется имитированный земледельческий календарь- презентация.)
Например,8 сентября - Наталья-овсяница. В этот день убирали овёс. Было принято в этот день варить овсяный кисель и печь овсяные блины.
Осень-родитель.
А 13 сентября- Святой Куприян – картофель копай. Только с этого дня было принято начинать копать картофель.
Хозяйка-родитель.
А вот 17 сентября- Луков день. В этот день начинали выкапывать лук с гряд. Про лук даже поговорки есть: «Лук от семи недуг», «Лук да баня всё исправят». Лук развешивали в комнатах, чтобы не заболеть никакими болезнями.
Осень-родитель.
А что за день 23 сентября?(обращение к детям или к гостям, ответ уточняется)
Да, да, правильно - это же Святой Пётр и Павел – рябинники. В этот день собирали урожай рябины , а кисти вешали под крышу каждого дома. Девушки плели рябиновые бусы, венки, а часть ягод оставляли дроздам и снегирям.
Хозяйка-родитель.
А вот 28 сентября - на Святого Никиту- срезали репу. В этот день пекли пироги с репой, делали репной квас и варили кашу.
Осень-родитель.
7 октября -День Святой Фёклы. На Святую Фёклу – дёргай свёклу.
Хозяйка-родитель.
8 октября- Сергей-капустник. В этот день капусту рубили. Пекли пироги с капустой. Молодёжь устраивала капустные вечера, которые длились две недели. Играли в «Капусту».
Ведущий.А может ещё кто то может рассказать что и в какой день убирали?
(Дополнения гостей , детей).
Ведущий.
А знаете ли ребята, что со сбором урожая связано много пословиц?
Вот сейчас давайте устроим небольшие соревнования между группами. Нужно как можно больше вспомнить пословиц и поговорок и объяснить их значение.
(В этой работе могут принять участие и гости – учащиеся, я создавала группы так: девочки с родителями, мальчики с родителями и гости учащиеся с родителями(у нас были учащиеся 1 класса с родителями)). Дети рассказывают пословицы, родители помогают составлять толкование. Каждой команде в итоге раздаются поощрительные призы - старинные земледельческие календарики. (Я скачала с интернета и распечатала).
Ведущий.А что было самым важным во время уборки урожая?.. Конечно, вовремя и без потерь собрать урожай. Ведь зимой они все придут к нам на стол. Скажите, а кроме овощей осенью какой урожай ещё убирают?... Правильно, самый важный урожай - хлеб, про который вы к сегодняшнему дню приготовили самостоятельно стихи, которые нам расскажете.
(Можно использовать эти)
Дети рассказывают стихи.
Ребёнок-1.
Хлеб рождается в бороздках
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица Земля!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ребёнок-2.
Вешний день, пахать пора.
Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым
А я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает, трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастёшь, сам такой же поведёшь!
Ребёнок-3.
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
Ребёнок-4.
Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлебушек на мельницу везу.
Зерном мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.
– Что везёшь, лошадка, на возу?
– Хлеб с пекарни с мельницы везу.
Мукой мешки набиты,
Ребёнок-5.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Вместе:
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Вед-ий:
С давних пор и по настоящее время люди празднуют праздник урожая.
А как мы с вами отмечаем праздник урожая?
А как хлеборобы отмечают праздник урожая? (Концерты, конкурсы, подарки…)
А знаете ли, что наши предки – мордва, тоже совершали обряды, посвящённые началу и окончанию уборочных работ. А как они это делали, ребята узнали у своих родственников.
Рассказывают дети.
Ребёнок-1.В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов. По народным поверьям боги не всегда охотно расставались с дарами земли. Поэтому перед началом сбора фруктов, овощей и злаков в их честь устраивались моления.
Ребёнок-2.Моя тётя, Антонина Петровна, рассказала мне, что первым осенним праздником был яблочный спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки для освящения в церковь, а потом в своем доме совершал моление в честь покровителя яблонь, чтобы тот сохранил зеленые яблоки от бури и ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродились сладкие и их было много. Затем все садились за стол и ели яблоки, отделяя кусочки для предков .
Ребёнок-3.Мы навестили старожила села, Голубкину Анисью Григорьевну. Ей 102 года. Она нам рассказала, что одним из самых торжественных и многолюдных обрядов осеннего цикла был большой трехдневный праздник «велень озкс» - сельское моление. По-другому его называли «паронь пандома» - плата за добро. На нем выполнялось множество ритуальных действий: зажжение родовых свечей — «штатолов», проведение обрядовой трапезы, пение молитвенных песен — «пазморот», это всё делалось для того, чтобы добиться от них благословления в получении необходимых благ.
Ребёнок-4.А моя прабабушка Клавдия рассказала, то, что ей поведала её бабушка. Устраивались моления и в честь богинь: земли - Мода Авы, поля — Пакся Авы, плодородия - Норов Авы. Им молились перед началом жатвы, прося их благополучно провести ее, чтобы не порезать руки серпом, чтобы не получить солнечный удар. После окончания жатвы проводили «тарваз озкс» - моление серпа.
Вед-ий: и сейчас мы посмотрим, как проводился этот обряд.
Обряд Тарваз озкс – (исполняют дети, деятельностный подход)
Пакся ава, по верованиям мордовского крестьянства, жила во ржи. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на нем, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай:
Милостивая мать поля,
Дала ты нам зерна,
Не обижая наши сердца,
Колосья ржи полны
Серебряным, золотым зерном
После молитвы, старшая из женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с корнем. Зерна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них было много яиц.
(Девочка, исполняющая роль старшей женщины, берет поднос с зерном и раздаёт всем присутствующим, в знак того, чтобы куры хорошо несли яйца)
Песня «Урожай»- исполняют дети.
Ребёнок-5. Мой дед, Ванькин Николай Константинович рассказал, что к севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на право. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.
Мастер – класс. «Связывание снопа».
Ведущий. В нашем классе есть такие ученики, чьими отцами, дедами, бабушками и прабабушками можно по праву гордиться. Всю свою жизнь они посвятили хлебу. Вот о них мы сейчас и послушаем.
Сообщения детей (показывают фотографии)
Ребёнок -- Мой дедушка, Инчин Михаил Фёдорович, проработал в колхозе «Заря»45 лет - трактористом. Всю свою жизнь он посвятил выращиванию хлеба. За свой труд его не раз награждали ценными подарками, грамотами и медалью за доблестный труд. Я горжусь своим дедом.
Ребёнок-- Моя прабабушка, Кандрашкина Клавдия Яковлевна, всю свою жизнь проработала в колхозе, помогала выращивать хлеб. Она рассказала, что техники в колхозе не было, всё делали вручную. Землю пахали лошадьми и быками. Убирали зерно тоже вручную, серпами, затем вязали снопы. За свой труд бабу Клаву много раз награждали ценными подарками, грамотами и благодарственными письмами.
Ребёнок --Мой дед, Инчин Сергей…
Ведущий: вот, сколько приходилось людям трудиться, чтобы у всех и всегда на столе был вкусный свежий хлеб.
Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребёнок.
Ребёнок.
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
Игра «Каравай» - под музыкальное сопровождение, совместно с родителями и приглашёнными гостями.
Ведущий: Вашими дедами и бабушками – хлеборобами можно гордиться. Только трудолюбивые люди могут добиться таких результатов. А вот герой нашей сценки не сможет добиться таких результатов. А почему, мы сейчас услышим.
Шуточная сценка «Ох, трудна моя работа».
Девочка.
Нынче Саша очень занят,
У него не счесть забот:
Грядки нынче полет Саша,
Поливает огород.
Саша.
Ох, трудна моя работа,
Ох, болит спина и бок.
Ох, устал я отчего - то,
Эх, пойду, вздремну часок!
Девочка.
Снова Саша очень занят:
Храп стоит до потолка.
Третьи сутки спит наш Саша,
Отлежал он все бока.
Саша.
Ох, нелёгкая работа
Трое суток к ряду спать.
Ох, не выспался я что – то,
Надо часик подремать.
Девочка.
Много дел с утра у Саши
И забот не впроворот:
Все идут копать картошку,
Он в столовую идёт.
Саша.
Зря, ребята, вы частушки
Сочинили обо мне!
Я ведь очень работящий,
Только, кажется, во сне!
Девочка.
Снова Саша очень занят
Не боится он молвы.
На обед спешит наш Саня
С ложкой больше головы.
Саша.
Ох, ребята, вы ребята,
Я вам честно говорю:
Даже кушать ложкой кашу
Я смертельно устаю.
Все вместе.
Саша, лёжа на диване,
Невозможно жизнь прожить.
Если бросишь ты лениться,
Будут все с тобой дружить!
И ещё хотим напомнить
Из истории урок.
Труд когда – то обезьяне
Человеком стать помог!
Ведущий.
Ребята, а после того как собрали урожай, куда его убирают? А куда девают излишки?... Правильно, на ярмарку осеннюю везут.
А на ярмарке - с полей и огородов
Всё, чем славится природа!
Шуточная песня «Где был, Иванушка?» - исполняют дети.
III.Заключительная часть.
Ведущий.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Ребёнок: с подносом, на котором каравай
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Ученица, в народном костюме, угощает всех караваем, в это время демонстрируется видеоролик «Хлеб всему голова»
IV.Рефлексия.
На подносе лежат картинки хлебобулочных изделий. Если праздник понравился - в корзинку кладут картинку хлебобулочного изделие, если нет –ничего не кладут. В рефлексии участвуют гости праздника и учащиеся.
Источники
1.http://gigabaza.ru/doc/71449.html
2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/02/podborka-stikhov-pro-khleb
4. http://spezschool.yashkino.ru/activity/mery/74-----l-r-----
5. http://xn----7sbfhxrcqep0aca2lwb.xn--p1ai/istoriya-kultura/obychai-i-tradicii/
6. http://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-berestova-dlya-detey
7. http://festival.1september.ru/articles/414279/
8. http://playroom.ru/stihi-poslovicy-zagadki-primety-o-hlebe/
Ильина Оксана Геннадьевна
Касимова