12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Андрей1616
Пока на данный момент студент историк ,участник поэтических вечеров , блоггер , помимо этого всего мечтаю связать жизнь с преподаваать историю и обществознание и организовывать вечера поэтические в школе .
Россия
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Древние славяне
Цель лекции
изучить историю древних славян с разных взглядов
Пушкин
КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ



О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.



Уже давно между собою

Враждуют эти племена;

Не раз клонилась под грозою

То их, то наша сторона.

Кто устоит в неравном споре:

Кичливый лях, иль верный росс?

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет? вот вопрос.



Оставьте нас: вы не читали

Сии кровавые скрижали;

Вам непонятна, вам чужда

Сия семейная вражда;

Для вас безмолвны Кремль и Прага;

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага —

И ненавидите вы нас...



За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?..



Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?..

Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.(1-4 слайд)
Как вы думайте о чем пойдет речь

О древних славянах
Говорят, что мы братья русские ,украинцы и белорусы это так мы один народ ,нашими предками согласно Повести временных лет являются славяне ,у нас похожи языки не удивительно почему же так во первых наши языки произошли от славянского языка ,и поэтому и звучание и письменность будет одинакова для тех кто изучал старославянский язык(5 слайд) и церковнославянский язык будет понятно о чем я пишу ,во вторых у нас менталитет одинаковый русский народ всегда был простой ,в-третьих все исторические процессы происходят у нас одновременно и даже сейчас ничего не изменилось .

В этом есть своя закономерность мы одна плоть и кровь
Каждый раз нас разделяли и мы объединялись ,становясь централизованным государством.
зучая монографию этнографа Гумилева Этногенез и Биосфера Земли и Древняя Русь Великая Степь историк задаётся вопросом ,а что такое этнос?

Но прежде чем автор дает определение ,он отвечает на вопрос ,что такое человечество .

Человечество по мнению Льва Николаевича это единый вид с огромным кол-вом вопросов .

На основе данных Гумилева я делаю вывод ,что человечество является двигателем культуры ,

а культура система ценностей созданное человечеством (примеры традиции ,религия),у Древних славян это было язычество согласно ПВЛ .

Далее если по мнению Гумилева человечество –это единый вид ,который может создавать единый вид культуры и он может образоваться в единый вид культуры ,то из этого делаем вывод этнос –определенная группа людей похожих друг на друга ,объединенных общим самосознанием и общей культурой.(6 слайд)

Так же фактором порождением этноса Гумилев в своей книге Древняя Русь Великая Степь пишет природные и географические условия .

Согласно Повести Временных Лет Славяне расселились на территории Дуная и Днепра ,этому способствовали природные ресурсы леса и болота и реки .Ключевский отмечает ,что славяне жили на Карпатах и создавали военные союзы в 6 в ,чуть позже с образованием союза нескольких родов по мнению Василия Осиповича Славяне начали расселяться по Днепру .

Из всего сказанного третьим фактором становление этноса является племя союз не скольких родов.(см выше)

По мнению Ключевского на Карпатах славяне жили еще первобытными родовыми союзами.

Примеры историк приводит из «неясных и скудных византийских известиях о славянах 6 и начала 7 в», славяне управлялись родовыми старейшинами и многочисленными князьками. Так же славяне имели обычай собираться на общих собраниях .

Из этого Русский историк 19 в делает вывод мелкие славянские роды начали смыкаться в более крупные союзы и эти крупные союзы заставили создать на берегу Днепра Киев сначала он назывался Кий .

Хозяйство славян
Основным занятием восточных славян было земледелие ,что подтверждается археологическими раскопками обнаружившми семена злаков (рожь ,пшеница ,ячмень и просо)
Славянское язычество
Важнейшими богами у славян были Перун-бог грома ,молнии и войны ,Сварог –бог огня ,Велес-покровитель скотоводства ,Мокошь- богиня ,оберегавшая женскую часть хозяйства, Симаргл –бог подземного царства

Семинарские вопросы
1Анализ текста ПВЛ


Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.



Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.



И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах.



Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге.



Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".



Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.



Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю света. Имеют они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если будут далеко от своей страны.



Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".
1От кого по мнению автора произошли древние славяне
2Где жили и какой образ жизни и хозяйство древних славян
3 обычаи древних славян у каждого из народностей


Ответы на вопросы
1 Спор Норманистов и антинорманистов о происхождения древних славян
2 Религия и обычай древних славян
3Общественный строй древних славян
4 Хозяйство древних славян
5Территория восточных славян (6-9 вв.)
Список литературы
Основной
1Орлов и Георгиев История России учебник
2Орлов и Георгиев История России в схемах и таблицах
3История Росссии Хрестоматия
Дополнительный

1Гумилев Этногенез и биосфера земли

2 древняя Русь и великая степь

3 Ключевский Русская история

4 Повесть временных лет
5Ломоносов история России
6Байер
Методические рекомендации
Понять как жили древние славяне,изучить разносторонне эту проблему ,разносторонне изучить взгляд происхождение древних славян и помочь студентам создать свое видение о этих проблемах

древние славяне
PPTX / 175.99 Кб

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 04.11.19 в 11:16 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю! Материал способствует расширению кругозора!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.