Конспект урока изобразительного искусства «Древние образы в современных народных игрушках»
Методическая разработка
Конспект урока изобразительного искусства.
Представленная методическая разработка является конспектом урока изобразительного искусства для обучающихся 5 класса организованный в форме игры. Данный урок посвящен повторению, органично соединенному с проверкой и оценкой знаний учащихся, по разделу «Народная игрушка», как завершающий данную тему.
Целью разработки является приобщение учащихся к искусству посредством изучения азов народных художественных промыслов России и Удмуртии. Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по разделу «Связь времен в народном искусстве».
Тема: Древние образы в современных народных игрушках .
Цель: Обобщить знания о видах глиняных игрушек, об особенностях их росписи.
Задачи:
Воспитание уважения и бережного отношения к традиционным российским промыслам;
Продолжить освоение приемов росписи;
Развивать умение сравнивать и делать выводы;
Развивать фантазию и воображение посредством выполнения практических заданий.
Планируемые результаты:
- предметные: Определять название игрушки по росписи, характерным элементам и цветовой гамме;
- личностные: уважительное отношение к народному искусству;
умение обсуждать и анализировать художественную деятельность одноклассников.
- метапредметные:
Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Коммуникативные УУД: уметь распределять обязанности в процессе совместной творческой;
Регулятивные УУД: уметь рационально распределять время для выполнения задания;
уметь организовывать рабочее место.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – игра.
Ход урока.
Стадия вызова.
Актуализация опорных знаний
- Ребята, прослушайте стихотворение.
Из земной обычной глины
Ловко, как оладушки,
Лепят русские былины
Дымковские бабушки,
Сердцем глину разминая
С материнской ласкою,
Чтобы стала персть земная
Неземною сказкою.
- О какой разновидности глиняной игрушки было упомянуто?
- А какие вам еще известны?
- Чем отличаются эти промыслы? (Ответы: формой, видом росписи, цветовой гамой).
Создание проблемной ситуации
- Обо всех названых промыслах, видах глиняной игрушки мы уже говорили. Почему же я снова завела об этом разговор? Чему мы должны сегодня научиться?
Формулировка проблемы
Дети формулируют ответы. (Ответы: Научиться различать виды игрушек. Определять вид промысла по каким – либо признакам).
Стадия содержания
Обучающиеся объединяются в группы по номерам, указанным на карточках, которые находятся на партах. Таким образом, формируется четыре группы.
1 группа – Коргопольскаяигрушка,
2 группа – Филимоновская игрушка,
3 группа – Дымковская игрушка,
4 группа – Удмуртская глиняная игрушка,
Каждая группа получает посылочную коробку и карточку с заданием (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Ученики выполняют работу согласно инструкции. Учитель выполняет целевые обходы.
Посылки собраны. И сейчас предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка "Письмо"
Дети выполняют движения по тексту:
Письмо само никуда не пойдёт (хлопаем в ладоши)
Но в ящик его опусти (имитируем то, как опускаем письмо в ящик)
Оно пробежит, (бег на месте)
Пролетит, (имитация полёта самолёта)
Проплывёт (имитация движений руками как при плавании)
Тысячи вёрст пути…
Далее учитель, выполняя роль почтальона, распределяет сформированные посылки по группам в произвольном порядке, учитывая и то, чтобы она не попала обратно отправителю. Группа, получившая почтовое отправление проверяет верность указанного адреса и упакованных предметов. Таким образом осуществляется взаимопроверка выполненного задания. Участники групп оценивают друг друга.
Стадия рефлексии
Подводя итоги урока, учитель раздает всем конвертики с началом фразы, которые ученики должны продолжить (было интересно…, мне понравилось.., было сложно…, и т.д.).
Домашнее задание: Попытаться найти проявление традиционных промыслов в современной жизни (оформление одежды, предметов быта, открыток и т.д.).
Список использованных источников
-
www.stihi.ru
-
exam-ans.ru
-
rus-img.com
-
hotimlshkola.ru
-
alibudm.w.pw
-
kartinki-online.ru
-
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2010
-
Степанова В.А., Степанов А.П. Удмурт сюй мунё, Иж 2008
Приложение 1
Задание.
Из предметов, находящихся в «Пункте сбора посылок» сформируйте, пожалуйста, посылку. В нее необходимо вложить следующее:
1.Палитру цветов соответствующего вида росписи. Для этого на белую картонную палитру красками нанести цвета, используемые в данной росписи (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
1.Шаблон формы игрушки из картона (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
3.Выбрать и подчеркнуть верный ответ. Данная игрушка изготовлена из:
а) глина б) дерево в) береста г) металл
4. Выбери основные мотивы росписи указанной игрушки (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Уложив в коробку все необходимые предметы, напишите на ней адрес, указывающий место промысла, приклейте марку с изображением игрушки (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Готовую посылку сдайте в «Пункт приема посылок». |