Конспект урока в 5 классе «Древний Рим»
Тема: Древнейший Рим
Цели:
- Способствовать формированию представления о зарождении древнеримской цивилизации.
- Создать условия для развития информационных и коммуникативных умений.
- Развитие интереса к теме через использование различных приёмов.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать у школьников представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;
опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;
Развивающие:
в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;
способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок-исследование.
Оборудование: телевизор, ноутбук.
Понятия (на доске)
Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.
Даты: 753 год до н. э. – основание Рима.
I. Повторение пройденного материала.
Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.
(Египет)
Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.
(Междуречье)
На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.
(Финикия)
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.
(Китай)
Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит.
(Педагог. Греция.)
II. Целеполагание.
- Какую страну мы изучили? (Грецию)
- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ). Покажите этот путь на карте.
Учитель объявляет тему урока.
III. Изучение нового материала.
Ребята, а знаете ли вы что-нибудь об этой стране?
- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства.
- В наши дни Рим – это столица Италии.
- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта, Афины)
Выдвижение гипотез.
- Давайте представим, что мы с вами учёные – историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)
Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)
- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками, которые будем использовать на уроке?
Внимание, задание:
Послушайте внимательно легенду.
1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике
2 ряд: работает с легендой по распечатке
Работа с источниками:
- Найдите расхождения в легендах.
- Как вы думаете, почему мы нашли эти неточности?
- Что в легендах вымысел, а что правда?
Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.
Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.
Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.
Работа у доски по ленте времени:
Ребята, элементы урока истории у нас уже был, литературы и письма тоже, а теперь давайте проведем минутку математики.
Дана задача. Условия задачи таковы:
Сейчас 2015 год.
Рим основан в 753 году до н. э.
По ленте времени надо ответить на три вопроса:
Сколько лет сейчас Риму?
На сколько лет вы младше Рима?
1)2015 +753 = 2768 (лет) г.Риму;
3)2768 – 11 = 2757 (года) г. Рим старше вас
6) Работа с документом. Стр. 207
Подтверждение гипотезы:
Рефлексия:
Что я узнал для себя на уроке?
Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?
Комфортно ли мне было работать?
Итог: составить стих об этом уроке, начав каждую строчку с этих слов
Сегодня………………………………………………………………..
Рим…………………………………………………………………….
Я………………………………………………………………………..
Спасибо…………………………………………………………………
Итог урока.