Дроби. Нахождение части от числа.
Урок математики в 4 классе
Тема урока | Дроби. Нахождение части от числа. |
Тип урока | Урок освоения новых знаний |
Планируемые результаты | Личностные УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам. Метапредметные УУД: Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её. Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные: знать, что такое дробь; уметь записывать дроби; уметь определять значение числителя и знаменателя, находить часть от целого |
Основные понятия | дробь, числитель, знаменатель |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика. Учебник. 4 класс. Часть 1» - раздаточный геометрический материал - карточки с заданиями - лист самооценки |
Технология: | Проблемно-диалогическая, технология сотрудничества, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа |
Методы обучения | Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный |
Технология проведения | Деятельность учителя и учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД | ||
I. Организационный этап Цели: - формирование готовности к выполнению учебной деятельности; -уточнение типа урока | - Начинаем мы урок. Вы за парты тихо сели Друг на друга посмотрели. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения своему соседу. – Откройте тетради и запишите дату, классная работа. – Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач. Но А.Нивен сказал: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится. | Уметь ориентироватьсяв тетради. | Личностные: воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: организовывать свою деятельность Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |
II. Мотивации к учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - формулирование темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися ( 8 мин) | Определение темы, цели. - Перед вами ребус. Кто догадался, какая тема нашего урока? (дроби) - Ребята, вы молодцы! Запомните данное слово -Расставьте в порядке возрастания, на что я обращаем ваше внимание (на знаменатель) , какое правило мы с вами знаем ? Хорошо, молодцы! - найдите какое числа я задумала? (40, 7,23,56,75 ) Расставьте их порядке убывание . Какое слово получилось? (Часть ) - Дайте определение этим понятиям . ( число – это целое, часть – взяли одну равную часть из целого, дроби- взяли несколько равных долей из целого) - - 20:4 = 5 (км)-пройденный путь -Хорошо а как нам решить 2 задачу . –Как вы думаетен какая будет тема нашего урока? (Нахождение части числа) -Какую цель перед собой поставим? (научится находить части числа.) - Перейдем к следующему этапу исследования | Знать таблицу умножения и деления; уметь решать простые задачи; уметь решать примеры на внетабличное умножение и деление; уметь формулировать ответы на вопросы | Личностные: проявлять интерес к учебному процессу, выполнять самооценку. Познавательные: обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опытРегулятивные: осуществлять самоконтроль, учиться высказыватьсвоё предположение на основе жизненного опыта. Коммуникативные: слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. |
III. Актуализация знаний Цели: актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала - организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии; -анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения; - организация постановки цели урока учащимися (6 мин) | III этап. Практический. -Что нам известно? ( расстояние 20 км) -на скольно равных частей будет поделен отрезок? ( на 4) -Хорошо в задаче сказано ¾ части значит сколько частей они прошли (3) -Давайте обозначим -Известно нам скаль километров они прошли (нет) - Ребята как вы думаете как нам найти ? -все расстояние составил 20 км могу я найти одну часть ? Как? ( 20:4) - хорошо это я найду 1 часть, а как мне найти 3 части ( 20:4*3) - Какой ответ у меня получится ? ( 15 км туристы прошли ) -Какой вывод изходя из этой задачи мы можем с вами сделать ? | Знать понятия: целое, доля целого; уметь делить целое на доли; знать, как называются доли | Личностные УУД: учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества. Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя; Регулятивные: оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
IV. Первичное усвоение новых знаний (6 мин) | IV этап. Работа с книгой - Давайте решим задачу в учеб. стр. 85 №1, №2№4, №3 - Оцените в листе самооценки, как вы поняли новый материал. | Знать, как образуются, называются доли и записываются дроби | Личностные УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию. Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться на развороте учебника; Регулятивные:организовывать свою деятельность; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия,руководствуясь инструкциями учителя; Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим |
Физминутка (2 мин) Цель: -снять физическое и эмоциональное напряжение | - Прочитайте числа: 1/2, 1/6, 1/4. – Если показываю 1/2, то приседаете, | Уметь читать и различать доли | Регулятивные: организовывать свою деятельность |
VI. Первичное закрепление (6 мин) | | Уметь обозначать доли; уметь называть и записывать доли | Личностные УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию;учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам. Метапредметные УУД: Познавательные:перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; делать выводы в результате совместной работы в паре, группе. Регулятивные:организовывать свою деятельность осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия в соответствии с инструкциями учителя. Коммуникативные:слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности (5,5 мин) | 1. Повторение сведений о долях. - Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке? - Что мы должны были узнать? (Что такое дробь) - Чему должны были научиться на уроке? (Называть и записывать дроби, находить часть от целого) - Достигли мы поставленных целей? - Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое) - Что показывает число над чертой? (Сколько частей взяли) Осознание учащимися своей учебной деятельности - Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений: Я знаю… Я умею… Я научился… -Что вам больше всего понравилось на уроке? МОЛОДЦЫ! - Благодарю всех за работу! | Знать, что такое дробь; что обозначают числа в записи дроби | Личностные: осуществлять самооценку. Познавательные: уметь сравнивать цель и результат. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме;учиться работать в группе; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |