«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

0
0
Материал опубликован 29 October


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47»

Предгорного муниципального округа, Ставропольского края










Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

для детей старшего дошкольного возраста

«Семья и семейные традиции» ​​​​​​​


Воспитатель,

высшей квалификационной категории,

МБДОУ № 47

Каньшина Олеся Викторовна




Введение

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является.  Центральное место  в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, духовно -нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону  развития  ребёнка  мы не  

рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение семейных традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и формировании духовно -нравственной культуры ребёнка.

Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на результат этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей начинается с раннего детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его социализации. Многие ученые, такие как: А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая и др., рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный для формирования ценностей, т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения, саморегуляции, усвоения морально-нравственных норм и эталонов, правил поведения и т.д.

Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, духовно- нравственной и творческой личности. Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении.

Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку, безусловного без оценочного принятия.

Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению семейный институт – это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает от близких ему людей.

Практическая значимость:

Данная разработка может быть использована в практической деятельности педагогов и родителей.


Методическая разработка мероприятия для детей

старшего дошкольного возраста «Семья и семейные традиции»

Цель: способствование формированию духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посредством приобщения дошкольников к культурному наследию семьи.

Задачи:

Обучающие:

подвести детей к пониманию значений слов «Семья, родственники, семейные традиции»;

формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;

Развивающие:

развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление; память, внимание;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать желание познавать культуру семьи и семейных традиций;

воспитывать культуру общения.

Методы и приёмы: словесные; наглядные, игровые, практические.

Словарная работа: рушник, скатерть, чугунок.

Оборудование и материалы: дидактическая игра на магнитах «Составь семью»; мяч, старинные вещи (рушник, медали, скатерть, чугунок, прабабушкин сарафан и платок), смайлики.

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Ребята хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить?

Тогда отгадайте загадку.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)

2.Проблемная ситуация.

Ребята проходите на стульчики, сядьте удобно не сутультесь, и послушайте сказку о ребёнке, который жил один. И начиналась она так:

«Жил-был мальчик, который был один-одинёшенек и никого – то у него не

было…» (выставляется фигурка мальчика на доску).

- А разве так бывает, ребята, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете?

Дети отвечают на вопрос воспитателя. Происходит обсуждение проблемы, поиск путей её решения.

- Тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся родственники! Дидактическую игру на магнитах «Составь семью»

- Посмотрите, у нас есть фигурки членов семьи - дедушка, бабушка, папа, мама, мальчик. Расставьте родственников мальчика таким образом:

первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после папы – мама, между мамой и папой – мальчик.

(Дети расставляют фигурки согласно инструкции).

3.Основная часть.

- Как можно назвать этих людей одним словом? (семья).

- Молодцы, правильно, теперь у мальчика есть семья.

- У каждого из вас есть своя семья. Ребята, а вы знаете, какая должна быть настоящая семья? (Дети высказывают свои предположения (любящая, дружная, что все должны заботиться друг о друге и др.)).

Педагогом подводится итог всему сказанному детьми, дается определение семьи.

Семья – это люди, которые живут под одной крышей, которые любят друг друга, заботятся, помогают друг другу.

- А какие семьи бывают, мы узнаем, поиграв в игру «Вопрос – ответ».

- Встаньте в круг, слушайте внимательно, отвечайте на вопрос полным ответом (игра с мячом).

- Если в семье все дружат, какая это семья? (Дружная семья)

- Если в семье много детей, какая это семья? (Многодетная семья)

- Если в семье все играют на музыкальных инструментах, любят сочинять песни, слушать музыку, какая это семья? (Музыкальная семья)

- Если в семье любят заниматься спортом, какая это семья? (Спортивная семья)

- В семье очень много работают, любят трудиться, какая это семья?

(Трудолюбивая)

- Молодцы, пройдите на стульчики, сядьте удобно не сутультесь.

- А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники – это люди, родные друг другу: братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

- А кто для вас семья?

(Дети взаимодействуют с воспитателем. 2-3 ребёнка отвечают, рассказывают о членах своей семьи).

- У каждого из вас есть семья. У кого то она большая, а у кого то маленькая. И в каждой семье есть свои правила и обязанности. Такие правила принятые в семье соблюдаются и взрослыми, и детьми.

- А сейчас сыграем ещё в одну игру.

Игра «Что делает бабушка и дедушка»

- Я буду называть какое-либо действие, а вы должны хлопнуть, если это действие выполняют бабушка или дедушка.

ходит на работу?;

готовит пищу?;

ходит в магазин за продуктами?;

учит уроки?;

вяжет носки, варежки,

играет в игрушки и др.

- Выполнение обязанностей по дому, семейный отдых, праздники с семьей – это семейные традиции, так как они отмечаются всей семьей с мамами, папами, сёстрами, бабушками и дедушками.

- Семейные традиции в каждой семьи свои.

(Педагог рассказывает о традициях, которые есть в её семье: украшении ёлки, встречи Нового года и Рождества; хождение в гости на Масленицу; покраски яиц и изготовление куличей на Пасху и говорит, что такие традиции продолжаются из года в год, их соблюдали ещё бабушки и дедушки).

- У кого то традицией является делать всей семьёй зарядку по утрам…и я вам тоже предлагаю сейчас сделать зарядку.

Физминутка: «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо, влево, делает мой братишка Сева.

Вместе мы бежим трусцой и качаем головой.

- А какие есть в вашей семье семейные традиции? (несколько рассказов детей).

- Ребята, есть еще одна очень хорошая семейная традиция «Хранение старинных вещей». Мы храним их и бережем, потому что они нам очень дороги они передаются из поколения в поколение. Сегодня ребята принесли нам такие вещи, давайте о них послушаем.

(Несколько детей рассказывают заранее подготовленные истории о старинных вещах (рушник, медали, скатерть, чугунок, прабабушкин сарафан и платок)).

4.Заключительная часть. Рефлексия

- Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами.

Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? Вопросы:

1. Что такое семья?

2. Кто такие родственники?

3. Как люди должны жить в семье?

4. Сможет ли человек жить один, без семьи?

5. Как вы запомнили понятие семейные традиции?

Перед вами смайлики, веселый и грустный. Если вам понравилось наше мероприятие, возьмите веселый смайлик, если не понравилось, пожалуйста, возьмите грустный смайлик.

- Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.

Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о традициях вашей семьи.


Заключение

Разрушение института семьи и семейных отношений ведет к потере обществом нравственного благополучия. Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания.

Актуальность раскрываемого в данной работе вопроса позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций семейного воспитания в современном мире. Обычаи и традиции – это два рядом идущих канала, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственно-политические убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.

Важно помнить только одно: каждое поколение имеет свою неповторимую и уникальную историю, дорожит своими ценностями и опирается на них. Мы, как их носители, можем этих ценностей и не замечать, но они определяют наше поведение и стиль жизни.

В ходе мероприятия, я могу сделать следующий вывод – семейные ценности не в полной мере осознаются воспитанниками как социальный институт. Семья для них является ценностью, однако у них нет установок, ценностных ориентаций.

Я планирую дальше продолжить работу по данной тематике.








Список литературы

Бацкалева В. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. - ПСТГУ, 2023

Белоусова Р. Ю. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет. С чистым сердцем. ФГОС ДО. Русское слово- 2023

Панина С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников. Конспекты непосредственно образовательной деятельности. Учитель, 2020

Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: методические рекомендации – Самара : Вектор, 2020.– Текст : электронный.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.02.2023 [Электронный ресурс]

Шестаков К. А. Духовно-нравственное воспитание по направлению «Семья и семейные ценности»: Методическое пособие для лекторов и педагогов. — М.: АНО «За жизнь!», 2019.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.