Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 10 January 2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» с. Ношуль

«Принято»                                                                                  «Утверждено»

педагогическим советом                                                   приказом заведующего МБДОУ

протокол от ___________№____                                         «Детский сад» с. Ношуль

                                                                                         /_____________/ Т.П. Тарасова

                                                                                        от ________________№_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию

детей среднего и старшего дошкольного возраста

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад» с. Ношуль

«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КОМИ КРАЙ»

Разработчик:

Лацоева Евгения Викторовна.,

воспитатель 1 квалификационной категории

с. Ношуль

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастными к судьбе страны.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может представительствовать от лица всей культуры, то он становится соучастником совместного познания окружающего мира.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. При осуществлении образовательного процесса большое внимание необходимо уделять коми-региональному компоненту, через решение задач воспитания любви к родному краю в процессе ознакомления с национальными и культурными традициями русского и коми-народа.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Особый акцент сделан на приобщение детей к миру северной природы, на воспитание бережного отношения к природным объектам.

Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

При решении задач художественно-эстетического развития детей максимально используются возможности каждого вида искусства для приобщения к национальной культуре русского и коми-народа при оптимальном соотношении обучения и творчества, основанного на разнообразном репертуаре всех видов художественной деятельности. Репертуар для детей составлен с учетом возрастных, региональных особенностей, содержит русский и коми-фольклор, народные произведения и произведения современных авторов.

Ребенок с детства приобщается к истокам народной культуры своей страны, малой родины, знакомится с произведениями устного народного творчества, народными хороводными играми, декоративно-прикладным искусством. Программа предполагает воспитание у детей уважения к другим народам.

Приобщению к национальной культуре коми-народа способствует раскрытие содержания национально-регионального компонента во всех видах детской деятельности в интеграции содержания образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

Кроме этого, решению задачи приобщения детей к национальной культуре способствует создание уголков национального колорита в группах учреждения (произведения народного творчества, бытовые предметы, коми-национальный орнамент, литературные произведения и др.) «Я живу в республике Коми», а также система взаимодействия с учреждениями и организациями села: посещение музея, подготовка и участие воспитанников в городских фестивалях и конкурсах, посвященных Коми краю.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная.

Общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, является природа, социум, культура. В сферу «природа» входит: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка. В сферу «социум» входит: история региона, народонаселение, материальное производство и хозяйственная деятельность, экономические и социальные отношения. В сферу «культура» входят: язык, искусство, культурно-бытовые обычаи и традиции, образование и наука.

При разработке программы были изучены материалы имеющихся изданий по данной проблеме: программа «Парма» под ред. Белых С.С., Штекляйн С.Н., Поталицыной Н.Б., методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» авторы Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа» автор Пасынкова И.А., пособие «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» авторы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., программа «Наследие» автор М.Ю. Новицкая.

Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;

формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине – Коми краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

формировать представления о Коми крае, воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все то, что происходит в республике, сопричастности к этому;

формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице России;

воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России, Республики Коми, города Воркуты;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для реализации программы.

Программа базируется на следующих подходах:

Культурологический подход – подчеркивает ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

Территориальный подход – путь от «близкого к далекому» – от любви к детскому саду, к улице, городу, краю к воспитанию любви к родной стране.

Принципы реализации программы

В основу реализации программ положены следующие принципы:

принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;

принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, городе, стране, национальных традициях, искусстве и культуре с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;

принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования, когда содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, интеграции всех видов деятельности при знакомстве с историей и культурой народов, историко-культурными особенностями Коми края;

принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория района рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родной поселок, родная страна, родная культура;

принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин местных художников и т.д.;

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребенка. Он занимает по шкале физического развития период времени от трех до семи лет и вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три – четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включается формирование деловых личностных качеств ребенка.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Изменяется место ребенка в системе отношений, развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он – индивидуальность.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

В дошкольном детстве ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

У ребенка дошкольника формируются личностные качества связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям проявляются у многих детей дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств, происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Старший дошкольник во многих случаях уже в состоянии разумно объяснять свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, а значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Нравственный опыт к детям передается от взрослых и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания.

Таким образом, дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Цикл занятий по знакомству с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий – путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко Дню села, Республики Коми, Дню Победы.

Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Содержание программы рассматривается не как информация, предметно предъявляемая ребенку взрослым, а как образы (природы, человека, семьи), развивающие душу, ориентирующие ребенка-дошкольника на ценности и смыслы гражданского образования. Данный подход к определению содержания региональной программы позволяет педагогу и родителю приобщиться к образованию как к искусству жизни вместе с ребенком, постижения его смыслов.

Программа рассчитана на 3 года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада.

Продолжительность деятельности: 20-30 минут (в зависимости от возраста детей)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЗНАКОМСТВУ С РОДНЫМ КРАЕМ

Группа

Темы деятельности по месяцам

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Апрель

май

Средняя

группа

- Мой любимый детский сад

- Домашние животные города и края

- На пороге большого мира

- Птицы северного края

- Я живу в селе Ношуль

- Осень золото роняет

-Организации и предприятия села Ношуль

- Животные Коми края

- О труде людей

- Зима в селе Ношуль

- Наша армия родная

- Обитатели воды - рыбы

- В семье единой

- Растения на участке детского сада

- Встреча с прекрасным

- В окно повеяло весной…

- Ношуль –героический

- Времена года

Старшая

группа

- Я люблю свой детский сад

- Заповедные места Коми края

- На пороге большого мира

- Птицы Республики Коми

- Моя малая Родина – село Ношуль

- Осень в селе Ношуль

- Ношуль –село лесозаготовителей

- Животные Республики Коми

- О труде людей

- Зима в Коми крае

- Наши защитники

- Голубые глаза озер и рек

- В семье единой

- Растения Коми края

- Встреча с прекрасным

- Весна в Коми крае

- Этот день Победы

- Времена года

Подготовительная к школе группа

- Все города Коми края

- Человек охраняет природу (Памятники Коми края)

- На пороге большого мира

- Птицы Коми края «Красная книга» птиц

- Родной свой край люби и знай

- Осень Коми края

- Промыш-ленность Коми края

- «Красная книга» животных Коми края

- О труде людей

- Зима в Коми крае

- Наши российские воины

- Реки и озера края

- В семье единой

- Растения Коми края «Красная книга» растений

- Встреча с прекрасным

- Весна в Коми крае

- Солдатские письма

- Перемены в жизни города

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ

Сентябрь

Мой любимый детский сад

Воспитывать добрые чувства и интерес к детскому саду, бережное отношение к игрушкам. Показать детям, что детский сад похож на семью: как и в семье, есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду.

Учить детей ориентироваться внутри детского сада и на его территории.

Домашние животные города и края

Закрепить и расширить знания детей о городе и крае, о домашних животных живущих рядом с нами (как выглядят, что едят).

Развивать умение выделять признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Воспитывать гуманное отношение к ним.

Октябрь

На пороге большого мира

Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села (дворники, водители мусороуборочных машин и т. д.)

Формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с улицей, на которой расположен дом ребенка, детский сад.

Закрепить знание своего домашнего адреса и адреса детского сада.

Познакомить детей с понятиями «село», «край».

Птицы северного края

Дать детям представления о птицах, обитающих на участке детского сада.

Уточнить и расширить знания детей о птицах: об их внешнем виде, питании.

Учить находить признаки сходства и различия, выражая их в речи.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к живой природе.

Ноябрь

Я живу в селе Ношуль

Продолжать знакомство детей с родным селом Ношуль, закрепить название родного города, показать его красоту, вызвать восхищение детей; знакомить с достопримечательностями родного села ( памятники, храм)

Закрепить знание своего домашнего адреса и адреса детского сада.

Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе.

Осень золото роняет

Расширять представления детей о характерных признаках осени на севере, учить самостоятельно находить их.

Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

Продолжать учить распознавать некоторые лиственные деревья.

Воспитывать бережное отношение к природе.

В лес за грибами и ягодами

Расширять представления детей о грибах и ягодах, с особенностями их внешнего вида и местами произрастания.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Декабрь

Организации и предприятия села Ношуль

Познакомить детей с предприятиями города (школа, почта, магазины, пекарня), с профессиями.

Животные Коми края

Дать детям представления о животных, обитающих в Республике Коми.

Уточнить и расширить знания детей о способах подготовки к зимнему периоду северных зверей.

Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях (меняют внешний вид, чем питаются).

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.

Январь

О труде людей

Обогащать и расширять представления детей о работе сотрудников детского сада, родителей.

Воспитывать уважение к людям – труженикам.

Зима в селе Ношуль

Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, родному селу, закрепить название родного села, края.

Уточнить у детей представления о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы зимы, названия зимних игр.

Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе родного края.

Февраль

Наша армия родная

Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.

Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время.

Познакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат.

Обитатели воды — рыбы

Дать детям представление об озерах и реках Коми края.

Уточнить и расширить представления детей о рыбах (их внешнем виде, питании, среде обитания).

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе родного края.

Март

В семье единой

Расширять знания о культурах разных народов, их национальной кухне, одежде, растениях и животных, народных подвижных играх, проживающих в Республике Коми.

Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к сверстникам разных национальностей.

Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.

Растения на участке детского сада

Дать детям представления о растениях, произрастающих в селе Ношуль (их внешнем виде), пользе, которую они приносят для человека. Учить узнавать растение по внешнему виду.

Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.

Воспитывать желание беречь и охранять родную природу.

Апрель

Встреча с прекрасным

Познакомить детей с понятием музей, с правилами поведения в музее.

Познакомить детей с коми народным промыслом, трудом мастеров по ее изготовлению.

Воспитывать интерес к народным промыслам.

В окно повеяло весной…

Расширить представления детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда реки и озера; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

Учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе.

Весеннее пробуждение природы

Расширять представления детей об образе жизни тундровых зверей и птиц весной.

Закрепить с детьми знания о деревья, кустарниках, травах.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Май

Ношуль – героический

Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

Дать детям представление о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ, о наших земляках.

Шестиногие малыши

Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках.

Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Времена года

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.

СТАРШАЯ ГРУППА

ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ

Сентябрь

Я люблю свой детский сад

Продолжать знакомить детей с детским садом. Учить ориентироваться в помещениях детского сада.

Продолжать знакомство детей с трудом сотрудников детского сада, их обязанностями ( прачки, завхоза, заведующей и т.д.).

Воспитывать уважения к труду сотрудников, развивать у детей чувство благодарности за их заботу о детях.

Заповедные места Коми края

Знакомить детей с заповедниками родного края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют, заповедные уголки природы.

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Октябрь

На пороге большого мира

Формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с селом Ношуль.

Познакомить детей с историей возникновения села Ношуль, объяснить, почему он так называется. Рассказать о главных улицах села, закрепить знания детей о названиях улиц, учить детей ориентироваться в том районе, в котором они живут, знать свой домашний адрес.

Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села, воспитывать желание самим участвовать в его благоустройстве.

Формировать представления детей о нашей стране России.

Птицы Республики Коми

Расширять у детей знания и представления о птицах, обитающих в Республике Коми, об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой; дать понятия зимующие, перелетные, пролетные птицы.

Закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц, которые в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты.

Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.

Ноябрь

Моя малая Родина – село Ношуль

Расширять представления о Родине на основе знакомства с селом Ношуль. Закрепить представления детей об особенностях расположения села.

Познакомить с историческим названием села, историей его основания, с достопримечательностями родного села (памятники, храм).

Показать красоту родного села и вызвать восхищение детей.

Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем селе.

Осень в селе Ношуль

Закрепить знания детей о приметах осени, уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, вспомнить пословицы и поговорки.

Развивать наблюдательность, учить понимать закономерности явлений природы.

Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.

Декабрь

Ношуль– село лесозаготовителей

Познакомить детей с историей заготовки леса, какие предприятия занимаются заготовкой и переработкой леса на территории села.

Формировать представления детей о том, что лес – ценное богатство, получение которого требует большого труда.

Закрепить название профессий – водитель лесовоза, машинист-тракторист.

Воспитывать уважение к труду лесников.

.Животные Республики Коми

Закрепить знания детей о диких животных, обитающих в Республике Коми, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных, их подготовке к зиме.

Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Январь

О труде людей

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного края.

Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.

Зима в Республике Коми

Обобщить представления детей о северной зиме.

Закрепить знания о характерных признаках и названиях зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Развивать интерес и любовь к природе родного края.

Февраль

Наши защитники

Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.

Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время; продолжать знакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат.

Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.

Голубые глаза озер и рек

Дать детям представления об озерах и реках Коми края.

Дать понятие, что в водоеме, также как и на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, растений.

Воспитывать бережное отношение к водным обитателям.

Март

В семье единой

Познакомить детей с природой, особенностями быта, трудом, культурой, традициями других народов, проживающих в Республике Коми.

Знакомство со сказками народов России; показать детям, что многие сказки очень похожи, что культуры разных народов взаимосвязаны между собой.

Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к сверстникам разных национальностей.

Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.

Растения Коми края

Расширить знания детей о многообразии растений произрастающих, в Коми крае.

Учить узнавать растения по внешнему виду, различать полезные растения и ядовитые.

Познакомить детей с климатическими зонами. Обогащать словарь детей названиями растений.

Воспитывать интерес к растительному миру родного края.

Апрель

Встреча с прекрасным

Познакомить с культурным отдыхом ношулян, с историей появления музея села.

Дать представления, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего села.

Воспитывать эстетические чувства и уважения к землякам.

Весна в Коми крае

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Развивать умение сравнивать различные периоды весны;

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе родного края.

Май

Этот День Победы

Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

Закреплять знания о том, как защищали свою Родину ношуляне в годы Великой Отечественной войны..

Воспитывать чувство уважения к ветеранам, желание заботиться о них. Чтить память бойцов-земляков, отдавших жизнь за свободу Родины, за мир на земле.

Времена года

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ

Сентябрь

Все города Коми

Закреплять представления о Республике Коми, в которой мы живем, истории возникновения села Ношуль, вспомнить, почему он так называется.

Закрепить знания детей о названиях улиц, продолжать учить детей ориентироваться в том районе, в котором они живут, знать свой домашний адрес.

Познакомить с городами Республики Коми, их достопримечательностями и особенностями.

Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством города, воспитывать желание самим участвовать в его благоустройстве.

Человек охраняет природу (Памятники Коми края)

Продолжать знакомить детей с заповедниками, памятниками природы своего края.

Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае.

Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Республики Коми, пробуждать желание охранять эти места.

Октябрь

На пороге большого мира

Расширять представления детей о родном крае, Продолжать знакомить с достопримечательностями села.

Продолжать знакомить с историей возникновения герба села.

Закрепить знания о главном городе страны – Москве.

Продолжать формировать элементарные представления об истории России.

Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.

Птицы Коми края. («Красная книга» птиц)

Расширять у детей знания и представления о птицах, обитающих в Республике Коми.

Закрепить знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой. Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.

Закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии.

Ноябрь

Родной свой край люби и знай

Обобщить представления детей о географическом расположении Коми края, села Ношуль, их природных богатствах, промышленности края.

Осень в Коми крае

Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.

Обобщить представления детей о типичных осенних явлениях в неживой природе в Коми крае.

Закрепить знания об особенностях существования растений осенью, обобщить знания об образе жизни и поведении животных осенью.

Формировать эстетическое отношение к осенним явлениям, учить любоваться красотой осенней природы в произведениях коми художников.

Декабрь

Промышленность Коми края

Обобщить представления детей о промышленности.

Расширять понятия «промышленность» (угольная, газовая), «производство» (бумажное), умение классифицировать предметы (продукцию промышленных предприятий) по определенным признакам.

Продолжать формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечить разные потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.

«Красная книга» животных Коми края

Расширять у детей знания и представления о животных, обитающих в Коми крае.

Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Развивать у детей элементы экологического сознания.

Январь

О труде людей

Расширять представления о труде работников детского сада, школы, почты, библиотеки, больницы, пожарного, полиции, спасателя, о значении их труда для окружающих.

Формировать представления о труде людей творческих профессий (художник, писатель, артист, музыкант).

Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного села.

Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.

Зима в Коми крае

Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе в Коми крае.

Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой.

Формировать эстетическое отношение к зимней северной природе, запечатленной в произведениях художников коми края.

Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.

Февраль

Наши российские воины

Закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники Отечества.

Расширить и уточнить представления о Российской армии (российские воины охраняют границы нашей Родины), родах войск: о том, как увековечена память о земляках, которые защищали Россию.

Продолжать знакомить с пословицами о воинах, научить понимать и объяснять их значение.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защищать родную страну.

Реки и озера края

Уточнить представления детей об озерах и реках Коми края, их обитателях, роли человека в охране озер и рек.

Продолжать расширять и уточнять представления детей о жизни живых существ в условиях различных экосистем (озеро, река)

Развивать у детей элементы экологического сознания.

Март

В семье единой

Формировать представления детей о том, что Земля является домом для людей разных национальностей.

Познакомить детей с политической картой мира, с различной расовой принадлежностью населения планеты.

Знакомство с культурой, традициями других народов.

Растения Коми края («Красная книга» растений)

Уточнить и расширить знания детей о растениях, произрастающих в Коми крае, пользе, которую они приносят для человека.

Учить узнавать растение по внешнему виду, уметь определять лекарственные и ядовитые растения.

Продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.

Воспитывать желание беречь и охранять родную природу.

Апрель

Встреча с прекрасным

Продолжать знакомить с культурным отдыхом ношулян, с историей появления музея в селе (краеведческий)

Дать представления о том, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего края.

Воспитывать любовь и уважение к прошлому нашего края.

Весна в Коми крае

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках северной весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда реки и озера; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Май

Солдатские письма

Закрепить знания о том, как воины – солдаты защищали нашу родину в годы ВОВ.

Продолжать знакомить с памятниками героям ВОВ.

Познакомить с героями ВОВ – Республики Коми, чьими именами названы улицы города, республики, чьи имена высечены на памятных досках боевой славы.

Воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны.

Перемены в жизни села

Уточнить представления детей о переменах, происходящих в жизни города в разные сезоны.

Учить сравнивать жизнь зимнего, весеннего, летнего осеннего села, перемены, которые происходят в селе, как меняется одежда людей, какие работы они выполняют на улицах села.

Дать представление о том, для чего селу нужны зеленые насаждения (деревья защищают село от пыли, вредных газов и шума, радуют нас своей зеленью)

Воспитывать желание охранять и пополнять зеленые насаждения.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ

Темы сентябрь

Содержание работы

Деятельность

Художественная литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно-речевая

 

Я люблю свой детский сад

Продолжать знакомить детей с детским садом. Учить ориентироваться в помещениях детского сада.

Продолжать знакомство детей с трудом сотрудников детского сада, их обязанностями. Воспитывать уважения к труду сотрудников, развивать у детей чувство благодарности за их заботу о детях.

Беседа о профессиях работников детского сада, обязанностях взрослых и детей в детском саду.

Экскурсия по детскому саду.

Наблюдения за работой сотрудников детского сада.

Рассматривание картин из серий «Кем быть?», «Мой любимый детский сад».

Сюжетные игры:

«Открываем детский сад», «Прачечная», «Больница», «Столовая», «Детский сад».

Дидактические игры: «Давайте познакомимся», «Что есть в нашей группе», «Кому что нужно для работы?», «Ищем клад», «Ручеек».

Рисование «Мой любимый детский сад»,

Лепка «Участок детского сада».

Аппликация

«Поздравительная открытка»

Конструирование «Детский сад будущего»

Ручной труд «Игрушки для малышей»

Заучивание стихотворения о дошкольных работниках.

Разучивание песен

«Наш любимый детский сад» сл. и муз. Чудаковой

«Детский сад» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.

«Детский сад» С.Насауленко

«Наш любимый детский сад» Чудакова,

«Детский сад» Т. Волгина

Заповедные места Коми края

Знакомить детей с заповедниками Коми края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют, заповедные уголки природы.

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Беседа «Что такое заповедник, заказник»

Экскурсия в краеведческий музей детского сада.

Беседа о профессии: лесник, егерь, эколог.

Сюжетные игры: «Больница для зверей», «Заповедник», «Юные защитники природы»

Дидактические игры

Строительная игра «Домик лесника»

Рисование «Природоохранные знаки», «Исчезающие растения»

Лепка «Охраняемые животные»

Конструирование модели заповедника.

Ручной труд «Семейка ежей»

Изготовление атрибутов для сюжетно-дидактической игры «Заповедник»

Слушание музыки коми композиторов

Запорожцева И.В. «Под полярной звездой», Снегирёв Г. «Песцовая земля», Габова Е.В. «Дети древней земли»,

Темы октябрь

Содержание работы

Деятельность

Художественная литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно-речевая

 

На пороге большого мира

Формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с селом . Познакомить детей с историей возникновения села. Закрепить знания детей о названиях улиц, знание домашнего адреса.

Познакомить с историей возникновения герба села. Закрепить знания о главном городе страны – Москве. Рассказать о том, что Земля – наш общий дом, на земле много разных стран. Объяснить, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Дать сведения об истории России. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села, воспитывать желание самим участвовать в его благоустройстве.

Слушание рассказов «История возникновения села», «Почему так названы улицы села», «Жизнь людей на севере», «Москва – столица России», «Что я видел в Москве». Экскурсия по городу. Экскурсия в библиотеку. Оформление фотоальбома «Достопримечательности села»

Оформление фотовыставки «Ношуль – сегодня и вчера»

Сюжетные игры «Строители»,

«Путешествие по городу», «Правила дорожного движения», «Пожарные», «Больница», «Школа».

Дидактические игры:

«Дострой дом», «Кому, что нужно для работы», «Архитектор», «Московский кремль»

Изготовление модели села Ношуль.

Рисование «Село будущего» Конструирование «Дом, в котором я живу»

Коллективное рисование «Моя родная улица»

Пение песни «Детский сад» (сл. и муз. С.Насауленко

Игра-Викторина «Их именами названы улицы»

С. Баруздин «Страна, где мы живем»,

Н Виноградова «Моя страна Россия»,

Н. Забила «Наш край»,

Л. Некрасов «Это наша Родина», М. Матусовский «С чего начинается Родина»

Птицы Коми края

Расширять у детей знания о птицах, обитающих в Коми крае, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой; дать понятия зимующие, перелетные, пролетные птицы.

Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.

Рассказ о Красной книге Республики Коми, редких, исчезающих птицах.

Рассматривание открыток «Птицы Коми края» Беседы «Перелетные птицы», Зимующие птицы».

Наблюдения за птицами, прилетающими на участок детского сада.

Природоохранная акция «Поможем птицам»

Сюжетно-ролевая игра «В мире животных».

Дидактические игры: «Найди чей домик», «Кто где живет?» «Чей хвост?», «Чьи лапы?», «Кто что ест?»

Конструирование «Птичий домик».

Изготовление кормушек для птиц из различного материала

Рисование «Снегири на ветке»

Коллаж «Птицы севера».

Аппликация «Птичья столовая»

Слушание пения птиц (запись).

Песни: «Журавлики» сл. П. Воронько, муз. И. Арсеева.

«Скворушка прощается» сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко

Инсценировка «Скворечники»

Запорожцева И.В. «Две вороны», Шим Э.Ю. «300 страниц про зверей и птиц», «Рассказы и сказки о природе», Ануфриев В.М. «Хозяйственный поползень»

Темы

ноябрь

Содержание работы

Деятельность

Художественная литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно- речевая

 

Моя малая Родина – село Ношуль

Родной свой край люби и знай

Расширять представления о Родине на основе знакомства с селом Ношуль. Закрепить представления детей об особенностях расположения села Ношуль

Познакомить с историческим названием села, историей его основания, с достопримечательностями родного села (памятники, храм).

Показать красоту родного села и вызвать восхищение детей.

Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем селе.

Слушание рассказов «Как появилось село Ношуль»,

Экскурсия по селу «Село знакомое и незнакомое»

Экскурсия в краеведческий музей.

Рассматривание пейзажей коми художников, открыток.

Игра - тренажер «Вчера и сегодня»,

Сюжетно-ролевые игры: «Археологи», «Путешествие на машине времени»,

«Поле чудес».

Дидактические игры «Составь флаг», «Составь герб», «Архитектор своего села»

Игра-развлечение «Что, где, когда».

Изготовление макета

«Мое село»

Рисование «Осень в Ношуле»

Аппликация «Флаг села Ношуль»,

Конструирование «Мост через реку Луза»

Театрализованное представление «Легенды и предания народа Коми»

 

Осень в Коми крае

Закрепить знания детей о приметах северной осени, уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, вспомнить пословицы и поговорки народа Коми.

Развивать наблюдательность, учить понимать закономерности явлений природы.

Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.

Беседа «Деревья нашего участка». Беседы об осенних приметах народов Коми. Целевая прогулка «Осень на участке детского сада». Наблюдения за неживой и живой природой

Рассматривание осенних пейзажей коми художников.

Экскурсия в осенний парк.

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Сложи картину», «Что растет на грядке?», «Прогулка по осеннему лесу»

Сюжетно-ролевые «Овощной магазин», «Консервный завод», «Путешествие зернышка»

Изготовление коллажа «Ношульская осень»

Рисование «Осенний наряд деревьев», «Осень в лесу».

Аппликация «Ветка рябины», «Панно из осенних листьев»

Лепка «Грибы».

Конструирование из природных материалов «Лесовичок»

Придумывание сказки «Что снится дереву?»

Развлечение «Осень в Ношуле».

Пение: сл. и муз. З.Роот «Осенний венок», «Грустная пора», «Чудесный сон».

Шим Э.Ю. «Война с грибами», «Рассказы и сказки о природе», Снегирёв Г. «Дикий зверь», «Бобровая хатка», Ануфриев В. М. «Мишкин мундир»

Темы декабрь

Содержание работы

Деятельность

Художественная литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно-речевая

 

Промышленность Коми края

Познакомить детей с промышленностью Коми края, дать понятие «промышленность», познакомить с предприятиями угольной, газовой, нефтяной промышленности. Упражнять в классификации предметов (продукции промышленных предприятий) по их принадлежности. Познакомить с историей создания предметов прошлого, вызвать интерес к процессу изменения и преобразования рукотворного мира.

Беседы о промышленности села (пекарня, животноводческая ферма, лесоперерабатывающее предприятие); о профессиях: пекарь, пожарный, врач, учитель, швея, спасатель.

Игра- тренажер «Вчера и сегодня»,

Сюжетно-ролевые игры

«Спасатели», «Швейная фабрика», «Салон моды».

Дидактические игры «Кому, что надо для работы», «Дизайнер».

сюжетно-ролевых игр

«Хлебный магазин», «Овощной магазин»

«Магазин одежды»

Рисование «Укрась платье»

Аппликация «Составь узор» Рисование «Рисуем диких животных».

Техника изонить «Зайка белый, где ты бегал?»

Аппликация «Зайка в зимней шубке»

Лепка «Пластилиновая сказка»

Слушание песни «Земля моя» В. Лопатина.

песни «Смешные поварята», «Поварята» сл. и муз.С Насауленко, «Наш автобус голубой» муз. А Филипенко, сл. Т. Волгиной.

 

Животные в Коми крае

«Красная книга»

животных

Закрепить знания детей о диких животных, обитающих в Коми крае, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных, их подготовке к зиме.

Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Беседа «Где живет медведь?», «Заповедники Коми края»

Экскурсия в Краеведческий музей. Рассматривание картин из серии «Дикие животные»

Просмотр видеофильма животные севера

Сюжетно-ролевая игра «Клуб кинопутешественников»

Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Чей хвост (лапа, зубы)?», «Собери картинку»

 

Пение: «Щенок» сл. В. Гермонова, муз. Л.Аверьянова

«Мой кот полосатый» сл. Н. Ярославцева, муз. Л. Аверьянова

Придумать сказку «Лесные жители тайги»

Запорожцева И.В. «Перекличка», Шим Э.Ю. «Рассказы и сказки о природе», Рочев Е.В. «Быстрее оленя», Ануфриев В.М. «Мишкин мундир»

Темы январь

Содержание работы

Деятельность

Художественная литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно-речевая

 

О труде людей

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества. Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного села. Дать знания о том, как с улучшением жизни человека постепенно появлялись новые профессии. Воспитывать уважение к труду взрослых. Желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.

Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия по селу.

Беседа о профессиях: пожарный, спасатель.

Беседа «Чем славится село Ношуль?»

Сюжетно-ролевая игра

«Спасатели», «Путешествие на машине времени»

Дидактические игры

«Дострой дом», «Кому, что нужно для работы»

Игра- тренажер «Вчера и сегодня».

Рисование «Ставенки узорчатые», Аппликация «Село будущего», «Украшаем окно»

Конструирование «Село»

«Земля моя» сл. и муз. В. Лопатина

«Русская изба» сл. и муз. В Роот.

«Город солнца, город тополей» сл. Г. Измайлова, муз. Д. Генделеева.

Габова Е.В. «Дети древней земли», Журавлёв А. «Весёлая страна Вьюжане», Журавлёв А. «Шесть пуговиц»

Зима в Коми крае

Обобщить представления детей северной зиме.

Закрепить знания о характерных признаках и названиях зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Развивать интерес и любовь к природе родного края.

Беседы о приметах зимы в Коми края. Целевая прогулка «Зима на участке детского сада». Наблюдения за неживой и живой природой

Рассматривание зимних пейзажей коми художников.

Экскурсия в зимний парк.

Дидактические игры «Времена года», «Разложи по порядку», «Чего нельзя делать», «Накорми животных», «Хорошо-плохо», «Когда это бывает?», «Сложи картину» Сюжетно ролевые игры «Встречаем Новый год», «Колядки».


 


 


 


 


 


 

Рисование «Зима на нашей улице»

Аппликация «Зима на участке детского сада»

Бумажная пластика «Заснеженные деревья»

Календарно-обрядовый праздники «Крещенские вечерки».

Пение: «На кудыкиной горе» сл. Ю. Черных, муз. Л.Аверьянова,

«Игра в снежки» сл. В. Вишняков, муз. Л. Аверьянова.

Габова Е.В. «Варёная сосулька», Шим Э.Ю. «Рассказы и сказки о природе»,
Запорожцева И.В. «Сполохи»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Темы

Темы

февраль

Содержание работы

Содержание работы

Деятельность

Деятельность

Художественная

Художественная

литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно-речевая

 

Наши защитники

Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.

Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время; продолжать знакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат.

Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.

Фотовыставка «Есть такая профессия — защищать Родину»

Рассматривание репродукций художников, писавших на военную тематику.

Рассматривание символики Российской армии.

Экскурсия к Памятнику Неизвестного солдата.

Сюжетно-ролевые игры «Служба в армии», «Военные учения», «Моряки».

Дидактические игры «Разложи и назови правильно рода войск», «Знаешь ли ты», «Что делают солдаты?», «Кто больше знает?», «Воздушный десант», «Собери машину».

Лепка «Животные на службе в армии»

Аппликация «Праздничная открытка»

Рисование «Парад военной техники»

Песни: «Моряки» муз. Л.Лядовой, «Буду летчиком», «Труба» муз. Е. Тиличеевой, «Ты не бойся, мама» муз. Н. Продасова, «Родная армия» муз. А. Лазаренко, «Мой дедушка», «Бравые солдаты» муз. А Филиппенко.

Викторина «Защитники Отечества»

 

Голубые глаза озер и рек

Дать детям представления об озерах и реках Коми края.

Дать понятие, что в водоеме, также как и на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, растений.

Воспитывать бережное отношения к водным обитателям.

Рассматривание картин коми художников.

Рассматривание дидактического пособия «Рыбы».

Беседы «Озера Коми края», «Реки Коми края», «Кто живет в реке, озере»

Настольная игра «Чистая река»,

«Подводное путешествие команды Кусто», «Речное путешествие», «Рыбаки».

Дидактические игры «Кто где живет?», «Узнай и догадайся».

Рисование « Река Воркута»

Аппликация «Рыбки плавают в водице»

Конструирование из бумаги «Рыбки»

Инсценировка «Отдых на реке» по кн. Н. Рыжовой «Волшебница Вода».

Слушание: «Город солнца, город тополей» сл. Г. Измайлова, муз. Д. Генделева.

Шим Э.Ю. «След на волне», «Вода на камешках», «Рассказы и сказки о природе», «Бобровая хатка»

Темы март

Содержание работы

Деятельность

Художественная литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно-речевая

 

В семье единой

Дать детям знания о том, что Земля является домом для людей разных национальностей. Познакомить детей с политической картой мира, с различной расовой принадлежностью населения планеты. Знакомство с культурой, традициями других народов. Познакомить с разнообразием архитектуры в различных странах мира. Знакомить с народной литературой стран мира.

Беседа "Моя дружная семья".

Оформление фотоальбомов "Давайте познакомимся"

"Россия - многонациональное государство"

Сюжетно-ролевая игра «Театр», «Кукольный театр».

Дидактические игры «Кому, что нужно для работы?» Проведение дидактических игр: "Что будет, если... (не будет дружбы, исчезнут добрые слова и т.д.)"

Спортивный праздник - игры и соревнования народов мира.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Театр кукол», «Театр», «В театре премьера».

Знакомство с ... (группа сама выбирает национальность с которой будет знакомиться) - проектная деятельность. Аппликация «Приглашение на праздник».

Театрализованное представление «Масленица»,

инсценировка народных коми сказок по выбору.

В. Осеева «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Растения Коми края

Расширить знания детей о многообразии растений произрастающих, в Коми крае.

Учит узнавать растения по внешнему виду, различать полезные растения и ядовитые. Познакомить детей с климатическими зонами. Обогащать словарь детей названиями растений.

Воспитывать интерес к растительному миру родного края.

Беседы о цветах, деревьях, травах

Целевая прогулка по участку.

Рассматривание альбома «Растения севера»

Рассматривание гербария растений Коми края.

Рассматривание картин коми художников.

Дидактические игры «Времена года», «Найди такой же», «Зеленый друг», «Чьи детки с ветки».

Сюжетно-ролевые игры «Цветочный магазин», «Семена», «Ботанический сад»

Словесная игра «Садовник»

Рисование коллаж из природного материала «Первоцветы»

Рисование

«Сосновый бор». Изготовление макетов природных зон (лес, тундра, лесотундра)

Аппликация «Весенний пейзаж»

Слушание: «Влюбленный дождик» сл. М. Вишнякова, муз. Л. Аверьянова.

«Сосны» сл. Р. Филиппова, муз. Л. Аверьянова.

З.Александрова Белая черемуха.

М.Пришвин Золотой луг.

Темы апрель

Содержание работы

Деятельность

Художественная литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно-речевая

 

Встреча с прекрасным

Познакомить с культурным отдыхом ношулян, с историей появления музея села Ношуль.

Дать представления, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего края.

Воспитывать эстетические чувства и уважения к землякам.

Экскурсия музей..

Беседа «О правилах поведения в музее».

Рассказ воспитателя «Для чего нужны музеи».

Рассматривание картин коми художников. Организация мини-музея в группе.

Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в музей», «Цирк», «Театр», «Мы художники».

Дидактические игры «Составь картину», «Кому, что нужно для работы», «Составь натюрморт», «Что перепутал художник?».

Рисование «Космический пейзаж», «Роспись яиц»

Аппликация «Вербочка, верба»»

Конструирование «Город будущего»

Викторина «Знатоки искусства».

Слушание песен в исполнении местных ансамблей

Габова Е.В. «Дети древней земли», Раевский С.С. «Красивый узор»,

Весна в Коми крае

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Развивать умение сравнивать различные периоды весны;

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе родного края.

Беседы о приметах северной весны. Целевая прогулка «Весна на участке детского сада». Наблюдения за неживой и живой природой Рассматривание весенних пейзажей коми художников. Экскурсия в весенний парк

Дидактические игры «Времена года», «Разложи по порядку», «Чего нельзя делать», «Чей домик», Хорошо-плохо», «Когда это бывает?», «Сложи картину».

Сюжетно-ролевые игры «Цветочный магазин»,

«Семена»,

Словесная игра

«Садовник»

Рисование «Весна на улице».

Аппликация «Сирень в вазе».

Календарно- обрядовый праздник «Вербное воскресенье

Габова Е.В. «Воспитанная муха», Шим Э.Ю. «Весенние хлопоты», «Берёзовый сок», Журавлёв А. «Прилетела корова», Ануфриев В.М. «Про плавунчика»


 

Темы май

Содержание работы

Деятельность

Художественная литература

познавательная

игровая

продуктивная

художественно-речевая

 

Ношуль – героический

Познакомить с памятниками героям ВОВ, объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших героические события прошлого.

Воспитывать уважительное отношение к ветеранам ВОВ.

Беседа «Памятники воинской славы»

Экскурсия к памятнику Неизвестного солдата.

Рассматривание фотоальбома «Наши земляки – герои ВОВ» Встреча с ветеранами.

Оформление альбома «Память о воинской славе».

Рассматривание репродукций художников, писавших о ВОВ (А Пластов, К. Васильев).

Сюжетно-ролевая игра «Военные».

Военно-спортивные эстафеты «Полоса препятствий», «Штурм высоты», «Снайперы», «Метание гранаты», «Транспортировка раненого». Дидактическая игра «Что делают солдаты?», «Кому что нужно для работы?»

Рисование «Памятники воинской славы»

Художественно-ручной труд «Подарки ветеранам», «Тюльпаны».

Лепка барельефа «Звезда», «Самолет», «Танк».

Праздник «День Победы»

Фронтовые песни «Землянка», «Катюша», «Три танкиста».

Стихи о Ношуле, Коми крае.

Наши соседи

Уточнить и расширить знания детей о наших соседях – животных и растения живущих в селе, дома.

Поближе познакомить с некоторыми птицами и насекомыми, домашними животными – сельскими обитателями; с растениями, растущими рядом с домом, и на окне в квартире.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к «нашим соседям».

Беседы «Мой любимый питомец», «Бабушкины, мамины цветы».

Наблюдение и уход за домашними питомцами, ростом цветов, посадками в огороде на окне. Выращивание рассады на окне. Экскурсия по селу.

Природоохранная акция «Бережем родную природу»

Рассматривание картин из серии «Домашние животные»

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Детский сад», «Зоолечебница», «Магазин Семена»,

«Зоомагазин».

Дидактические игры «Чьи детки?», «Зеленый друг», «Чего нельзя делать», «Кто кого боится», «Времена года»

Рисование « Цветок на окне»

Лепка «Мой дружок»

Аппликация «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Птичка на ветке» Конструирование из бумаги «Бабочки»

Муравей» сл. В. Соколова, муз. Л. Аверьянова, «Скрипучки» сл. Г.Граубина, муз. Л. «Аверьянова.

Г«Щенок» сл. В. Гермонова, муз. Л.Аверьянова

«Мой кот полосатый» сл. Н. Ярославцева, муз. Л. Аверьянова

Габова Е.В. «Гришуня на планете Лохматиков»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ (Образовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад» с. Ношуль «Люби и знай свой Коми край») И СПОСОБЫ ЕГО ОТСЛЕЖИВАНИЯ

К концу года дети 4-5 лет должны:

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном селе.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским, спасателем и т.д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

К концу года дети 5 -6 лет должны знать:

Свой домашний адрес, название села, края.

Иметь представление о символике села Ношуль.

Знать названия близлежащих улиц.

Иметь представления о жизни и быте людей, населяющих село Ношуль.

Различать национальные костюмы коми народа, уметь играть в их подвижные игры.

Узнавать на фотографиях достопримечательности села Ношуль, уметь рассказать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

У детей сформированы элементарные краеведческие и исторические представления: об истории и традициях коми народа. О природе родного края, полезных ископаемых, об укладе, культуре коми народа, о современном обществе, о государственной символике Республики Коми, о видах деятельности населения республики.

У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения на улице.

Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его интересует, почему село устроено именно так, обращает внимание на эстетическую среду села.

С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села.

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

К концу года дети 6 -7 лет должны знать:

Краткие сведения об истории села Ношуль.

Различать символику села Ношуль, Республики Коми.

Названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности села.

Уметь находить на плане села знакомые улицы.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Иметь элементарные представления об историческом прошлом села Ношуль, жизни, быте, культуре Республики Коми.

Различать и называть национальные костюмы коми народа, уметь играть в их подвижные игры.

Уметь составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой»

Правила безопасного поведения в природе и на улицах села Ношуль.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Иметь элементарные представления о природе, о красной книге Республики Коми.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

У ребенка сформированы элементарные краеведческие и исторические представления: об истории и традициях коми народа; о значимости исторического прошлого коми народа и его взаимосвязи с днём сегодняшним, о природе родного края, полезных ископаемых, об укладе, культуре коми народа, о современном обществе, о государственной символике Республики Коми, о видах деятельности населения республики.

Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мое» по отношению к селу и его достопримечательностям.

Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и других улицах родного села. Знает и стремится выполнять правила поведения на улице.

Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его истории, памятникам, зданиям.

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села.

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Критерии оценки:

Полнота – ребенок называет отличительные особенности Республики Коми и села Ношуль.

Сущность - ребенок знает отличительные признаки родного края, растительного и животного мира, понимает свою сопричастность к жизни людей в городе.

Обобщенность – ребенок знает историю появления села, социально-экономическую значимость родного края для страны, называет близлежащие города; знает символику села и края; осознает неразрывную связь человека с природой, ее влияние на жизнь людей; знает особенности проживания в многонациональном обществе.

На основании выделенных критериев были определены уровни усвоения программы

«Люби и знай родной свой край».

Высокий уровень – знает название села, республики, страны, свой адрес;

называет и узнает (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности, социально-значимые объекты села Ношуль; 4-5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России, Республики Коми; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, края, села; знает природно-климатические зоны, ландшафты родного края; называет животных и растения родного края, занесенных в Красную книгу; имеет представления о заповедниках родного края, профессиях и имеет устойчивый интерес к труду взрослых; элементарные представления о жизни и традициях народа, населяющего село Ношуль и Республику Коми; знает стихи известных поэтов коми края; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.

Средний уровень - знает название села, республики, страны, свой адрес; флаг,

герб, гимн России, края; затрудняется назвать достопримечательности, социальные объекты (по иллюстрациям, фотографиям), улицы (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства Коми края, природно-климатические зоны; называет несколько животных и растений родного края; называет профессии родного края, но интерес к труду взрослых не устойчив; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей; не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень - не знает названия села, края, страны, своего адреса, но узнает

флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки природные богатства Коми края; природно-климатические особенности родного края; затрудняется назвать профессии своих родителей; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Диагностика детей

Ф.И.О. ребенка______________________________________________________

Родная страна

Название страны_______________________________________________________

Название республики___________________________________________________

Название села_______________________________________________________

Домашний адрес_______________________________________________________

Название достопримечательностей села_________________________________

Название социальных объектов_________________________________________

Название улиц, площадей______________________________________________

Символика

Флаг России________________________________________________________

Герб России__________________________________________________________

Герб Республики Коми_________________________________________________

Флаг Республики Коми _________________________________________________

Герб села Ношуль___________________________________________________

История народной культуры и традиций

Жилище человека и предметы быта_______________________________________

Народные праздники__________________________________________________

Народные промыслы__________________________________________________

Историко-географический и природный компоненты

Природные богатства нашей Родины_____________________________________

Природные богатства родного края_______________________________________

Различные природно-климатические зоны (лес, тундра, лесотундра и т.д.)__________________________________________________________________

Виды ландшафта______________________________________________________

Животные и растения Красной книги Республики Коми_____________________

Личностный компонент

Отношение к окружающей природе_______________________________________

Забота о близких_______________________________________________________

Проявление дружелюбия_________________________________________________

Умение управлять своими чувствами, договариваться и т.д.__________________

Умение анализировать свои поступки и поступки других людей______________________________________________________________

Используемая литература в составлении программы:

Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ, 2005, №1

Григоренко Г. Влияние знаний о родном крае на игры детей //Дошкольное воспитание, 1977, №6

Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004

Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под ред. Л.А.Кондрыкинской, М.: Сфера, 2006

Жуковская Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А. Родной край, М, 1985

Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003

Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003

Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание, 2001, №9

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1

Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Управление ДОУ, 2004, №1

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ, 2005, №1

Мое отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005

Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.- М.: Инфа-М,1998

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, 2010

С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003

Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание, 2006, №2

Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы//Управление ДОУ.-2005, №1

Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ.-2005, №1.

«Парма» - национальная региональная программа под ред. Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б., 2010

Пасынкова И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа, 1998

Листопад А.П. Азбука живой тундры, Сыктывкар – Воркута, 2007

«В гостях у детской сказки», Сыктывкар – Воркута, 2005

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации