Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» с. Ношуль
«Принято» «Утверждено»
педагогическим советом приказом заведующего МБДОУ
протокол от ___________№____ «Детский сад» с. Ношуль
/_____________/ Т.П. Тарасова
от ________________№_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию
детей среднего и старшего дошкольного возраста
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад» с. Ношуль
«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КОМИ КРАЙ»
Разработчик:
Лацоева Евгения Викторовна.,
воспитатель 1 квалификационной категории
с. Ношуль
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастными к судьбе страны.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может представительствовать от лица всей культуры, то он становится соучастником совместного познания окружающего мира.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. При осуществлении образовательного процесса большое внимание необходимо уделять коми-региональному компоненту, через решение задач воспитания любви к родному краю в процессе ознакомления с национальными и культурными традициями русского и коми-народа.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Особый акцент сделан на приобщение детей к миру северной природы, на воспитание бережного отношения к природным объектам.
Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
При решении задач художественно-эстетического развития детей максимально используются возможности каждого вида искусства для приобщения к национальной культуре русского и коми-народа при оптимальном соотношении обучения и творчества, основанного на разнообразном репертуаре всех видов художественной деятельности. Репертуар для детей составлен с учетом возрастных, региональных особенностей, содержит русский и коми-фольклор, народные произведения и произведения современных авторов.
Ребенок с детства приобщается к истокам народной культуры своей страны, малой родины, знакомится с произведениями устного народного творчества, народными хороводными играми, декоративно-прикладным искусством. Программа предполагает воспитание у детей уважения к другим народам.
Приобщению к национальной культуре коми-народа способствует раскрытие содержания национально-регионального компонента во всех видах детской деятельности в интеграции содержания образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
Кроме этого, решению задачи приобщения детей к национальной культуре способствует создание уголков национального колорита в группах учреждения (произведения народного творчества, бытовые предметы, коми-национальный орнамент, литературные произведения и др.) «Я живу в республике Коми», а также система взаимодействия с учреждениями и организациями села: посещение музея, подготовка и участие воспитанников в городских фестивалях и конкурсах, посвященных Коми краю.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная.
Общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, является природа, социум, культура. В сферу «природа» входит: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка. В сферу «социум» входит: история региона, народонаселение, материальное производство и хозяйственная деятельность, экономические и социальные отношения. В сферу «культура» входят: язык, искусство, культурно-бытовые обычаи и традиции, образование и наука.
При разработке программы были изучены материалы имеющихся изданий по данной проблеме: программа «Парма» под ред. Белых С.С., Штекляйн С.Н., Поталицыной Н.Б., методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» авторы Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа» автор Пасынкова И.А., пособие «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» авторы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., программа «Наследие» автор М.Ю. Новицкая.
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине – Коми краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
формировать представления о Коми крае, воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все то, что происходит в республике, сопричастности к этому;
формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице России;
воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России, Республики Коми, города Воркуты;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для реализации программы.
Программа базируется на следующих подходах:
Культурологический подход – подчеркивает ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
Территориальный подход – путь от «близкого к далекому» – от любви к детскому саду, к улице, городу, краю к воспитанию любви к родной стране.
Принципы реализации программы
В основу реализации программ положены следующие принципы:
принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;
принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, городе, стране, национальных традициях, искусстве и культуре с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования, когда содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, интеграции всех видов деятельности при знакомстве с историей и культурой народов, историко-культурными особенностями Коми края;
принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория района рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родной поселок, родная страна, родная культура;
принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин местных художников и т.д.;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребенка. Он занимает по шкале физического развития период времени от трех до семи лет и вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три – четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включается формирование деловых личностных качеств ребенка.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Изменяется место ребенка в системе отношений, развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он – индивидуальность.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
В дошкольном детстве ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
У ребенка дошкольника формируются личностные качества связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям проявляются у многих детей дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств, происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Старший дошкольник во многих случаях уже в состоянии разумно объяснять свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, а значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Нравственный опыт к детям передается от взрослых и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания.
Таким образом, дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Цикл занятий по знакомству с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий – путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко Дню села, Республики Коми, Дню Победы.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Содержание программы рассматривается не как информация, предметно предъявляемая ребенку взрослым, а как образы (природы, человека, семьи), развивающие душу, ориентирующие ребенка-дошкольника на ценности и смыслы гражданского образования. Данный подход к определению содержания региональной программы позволяет педагогу и родителю приобщиться к образованию как к искусству жизни вместе с ребенком, постижения его смыслов.
Программа рассчитана на 3 года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада.
Продолжительность деятельности: 20-30 минут (в зависимости от возраста детей)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЗНАКОМСТВУ С РОДНЫМ КРАЕМ
Группа |
Темы деятельности по месяцам |
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
Апрель |
май |
|
Средняя группа |
- Мой любимый детский сад - Домашние животные города и края |
- На пороге большого мира - Птицы северного края |
- Я живу в селе Ношуль - Осень золото роняет |
-Организации и предприятия села Ношуль - Животные Коми края |
- О труде людей - Зима в селе Ношуль |
- Наша армия родная - Обитатели воды - рыбы |
- В семье единой - Растения на участке детского сада |
- Встреча с прекрасным - В окно повеяло весной… |
- Ношуль –героический - Времена года |
Старшая группа |
- Я люблю свой детский сад - Заповедные места Коми края |
- На пороге большого мира - Птицы Республики Коми |
- Моя малая Родина – село Ношуль - Осень в селе Ношуль |
- Ношуль –село лесозаготовителей - Животные Республики Коми |
- О труде людей - Зима в Коми крае |
- Наши защитники - Голубые глаза озер и рек |
- В семье единой - Растения Коми края |
- Встреча с прекрасным - Весна в Коми крае |
- Этот день Победы - Времена года |
Подготовительная к школе группа |
- Все города Коми края - Человек охраняет природу (Памятники Коми края) |
- На пороге большого мира - Птицы Коми края «Красная книга» птиц |
- Родной свой край люби и знай - Осень Коми края |
- Промыш-ленность Коми края - «Красная книга» животных Коми края |
- О труде людей - Зима в Коми крае |
- Наши российские воины - Реки и озера края |
- В семье единой - Растения Коми края «Красная книга» растений |
- Встреча с прекрасным - Весна в Коми крае |
- Солдатские письма - Перемены в жизни города |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ
Сентябрь
Мой любимый детский сад
Воспитывать добрые чувства и интерес к детскому саду, бережное отношение к игрушкам. Показать детям, что детский сад похож на семью: как и в семье, есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети.
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду.
Учить детей ориентироваться внутри детского сада и на его территории.
Домашние животные города и края
Закрепить и расширить знания детей о городе и крае, о домашних животных живущих рядом с нами (как выглядят, что едят).
Развивать умение выделять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
Воспитывать гуманное отношение к ним.
Октябрь
На пороге большого мира
Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села (дворники, водители мусороуборочных машин и т. д.)
Формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с улицей, на которой расположен дом ребенка, детский сад.
Закрепить знание своего домашнего адреса и адреса детского сада.
Познакомить детей с понятиями «село», «край».
Птицы северного края
Дать детям представления о птицах, обитающих на участке детского сада.
Уточнить и расширить знания детей о птицах: об их внешнем виде, питании.
Учить находить признаки сходства и различия, выражая их в речи.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к живой природе.
Ноябрь
Я живу в селе Ношуль
Продолжать знакомство детей с родным селом Ношуль, закрепить название родного города, показать его красоту, вызвать восхищение детей; знакомить с достопримечательностями родного села ( памятники, храм)
Закрепить знание своего домашнего адреса и адреса детского сада.
Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе.
Осень золото роняет
Расширять представления детей о характерных признаках осени на севере, учить самостоятельно находить их.
Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.
Продолжать учить распознавать некоторые лиственные деревья.
Воспитывать бережное отношение к природе.
В лес за грибами и ягодами
Расширять представления детей о грибах и ягодах, с особенностями их внешнего вида и местами произрастания.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Декабрь
Организации и предприятия села Ношуль
Познакомить детей с предприятиями города (школа, почта, магазины, пекарня), с профессиями.
Животные Коми края
Дать детям представления о животных, обитающих в Республике Коми.
Уточнить и расширить знания детей о способах подготовки к зимнему периоду северных зверей.
Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях (меняют внешний вид, чем питаются).
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.
Январь
О труде людей
Обогащать и расширять представления детей о работе сотрудников детского сада, родителей.
Воспитывать уважение к людям – труженикам.
Зима в селе Ношуль
Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, родному селу, закрепить название родного села, края.
Уточнить у детей представления о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы зимы, названия зимних игр.
Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе родного края.
Февраль
Наша армия родная
Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.
Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время.
Познакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат.
Обитатели воды — рыбы
Дать детям представление об озерах и реках Коми края.
Уточнить и расширить представления детей о рыбах (их внешнем виде, питании, среде обитания).
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.
Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе родного края.
Март
В семье единой
Расширять знания о культурах разных народов, их национальной кухне, одежде, растениях и животных, народных подвижных играх, проживающих в Республике Коми.
Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к сверстникам разных национальностей.
Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.
Растения на участке детского сада
Дать детям представления о растениях, произрастающих в селе Ношуль (их внешнем виде), пользе, которую они приносят для человека. Учить узнавать растение по внешнему виду.
Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.
Воспитывать желание беречь и охранять родную природу.
Апрель
Встреча с прекрасным
Познакомить детей с понятием музей, с правилами поведения в музее.
Познакомить детей с коми народным промыслом, трудом мастеров по ее изготовлению.
Воспитывать интерес к народным промыслам.
В окно повеяло весной…
Расширить представления детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда реки и озера; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).
Учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе.
Весеннее пробуждение природы
Расширять представления детей об образе жизни тундровых зверей и птиц весной.
Закрепить с детьми знания о деревья, кустарниках, травах.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Май
Ношуль – героический
Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
Дать детям представление о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ, о наших земляках.
Шестиногие малыши
Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Времена года
Закрепить и обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.
СТАРШАЯ ГРУППА
ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ
Сентябрь
Я люблю свой детский сад
Продолжать знакомить детей с детским садом. Учить ориентироваться в помещениях детского сада.
Продолжать знакомство детей с трудом сотрудников детского сада, их обязанностями ( прачки, завхоза, заведующей и т.д.).
Воспитывать уважения к труду сотрудников, развивать у детей чувство благодарности за их заботу о детях.
Заповедные места Коми края
Знакомить детей с заповедниками родного края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют, заповедные уголки природы.
Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Октябрь
На пороге большого мира
Формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с селом Ношуль.
Познакомить детей с историей возникновения села Ношуль, объяснить, почему он так называется. Рассказать о главных улицах села, закрепить знания детей о названиях улиц, учить детей ориентироваться в том районе, в котором они живут, знать свой домашний адрес.
Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села, воспитывать желание самим участвовать в его благоустройстве.
Формировать представления детей о нашей стране России.
Птицы Республики Коми
Расширять у детей знания и представления о птицах, обитающих в Республике Коми, об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой; дать понятия зимующие, перелетные, пролетные птицы.
Закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц, которые в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты.
Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.
Ноябрь
Моя малая Родина – село Ношуль
Расширять представления о Родине на основе знакомства с селом Ношуль. Закрепить представления детей об особенностях расположения села.
Познакомить с историческим названием села, историей его основания, с достопримечательностями родного села (памятники, храм).
Показать красоту родного села и вызвать восхищение детей.
Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем селе.
Осень в селе Ношуль
Закрепить знания детей о приметах осени, уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, вспомнить пословицы и поговорки.
Развивать наблюдательность, учить понимать закономерности явлений природы.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.
Декабрь
Ношуль– село лесозаготовителей
Познакомить детей с историей заготовки леса, какие предприятия занимаются заготовкой и переработкой леса на территории села.
Формировать представления детей о том, что лес – ценное богатство, получение которого требует большого труда.
Закрепить название профессий – водитель лесовоза, машинист-тракторист.
Воспитывать уважение к труду лесников.
.Животные Республики Коми
Закрепить знания детей о диких животных, обитающих в Республике Коми, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных, их подготовке к зиме.
Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Январь
О труде людей
Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного края.
Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.
Зима в Республике Коми
Обобщить представления детей о северной зиме.
Закрепить знания о характерных признаках и названиях зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.
Развивать интерес и любовь к природе родного края.
Февраль
Наши защитники
Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.
Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время; продолжать знакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат.
Познакомить с памятниками защитникам Отечества.
Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.
Голубые глаза озер и рек
Дать детям представления об озерах и реках Коми края.
Дать понятие, что в водоеме, также как и на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, растений.
Воспитывать бережное отношение к водным обитателям.
Март
В семье единой
Познакомить детей с природой, особенностями быта, трудом, культурой, традициями других народов, проживающих в Республике Коми.
Знакомство со сказками народов России; показать детям, что многие сказки очень похожи, что культуры разных народов взаимосвязаны между собой.
Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к сверстникам разных национальностей.
Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.
Растения Коми края
Расширить знания детей о многообразии растений произрастающих, в Коми крае.
Учить узнавать растения по внешнему виду, различать полезные растения и ядовитые.
Познакомить детей с климатическими зонами. Обогащать словарь детей названиями растений.
Воспитывать интерес к растительному миру родного края.
Апрель
Встреча с прекрасным
Познакомить с культурным отдыхом ношулян, с историей появления музея села.
Дать представления, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего села.
Воспитывать эстетические чувства и уважения к землякам.
Весна в Коми крае
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Развивать умение сравнивать различные периоды весны;
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края
Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе родного края.
Май
Этот День Победы
Углублять и уточнять представления о Родине – России.
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
Закреплять знания о том, как защищали свою Родину ношуляне в годы Великой Отечественной войны..
Воспитывать чувство уважения к ветеранам, желание заботиться о них. Чтить память бойцов-земляков, отдавших жизнь за свободу Родины, за мир на земле.
Времена года
Закрепить и обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ
Сентябрь
Все города Коми
Закреплять представления о Республике Коми, в которой мы живем, истории возникновения села Ношуль, вспомнить, почему он так называется.
Закрепить знания детей о названиях улиц, продолжать учить детей ориентироваться в том районе, в котором они живут, знать свой домашний адрес.
Познакомить с городами Республики Коми, их достопримечательностями и особенностями.
Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством города, воспитывать желание самим участвовать в его благоустройстве.
Человек охраняет природу (Памятники Коми края)
Продолжать знакомить детей с заповедниками, памятниками природы своего края.
Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае.
Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Республики Коми, пробуждать желание охранять эти места.
Октябрь
На пороге большого мира
Расширять представления детей о родном крае, Продолжать знакомить с достопримечательностями села.
Продолжать знакомить с историей возникновения герба села.
Закрепить знания о главном городе страны – Москве.
Продолжать формировать элементарные представления об истории России.
Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.
Птицы Коми края. («Красная книга» птиц)
Расширять у детей знания и представления о птицах, обитающих в Республике Коми.
Закрепить знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой. Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.
Закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии.
Ноябрь
Родной свой край люби и знай
Обобщить представления детей о географическом расположении Коми края, села Ношуль, их природных богатствах, промышленности края.
Осень в Коми крае
Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.
Обобщить представления детей о типичных осенних явлениях в неживой природе в Коми крае.
Закрепить знания об особенностях существования растений осенью, обобщить знания об образе жизни и поведении животных осенью.
Формировать эстетическое отношение к осенним явлениям, учить любоваться красотой осенней природы в произведениях коми художников.
Декабрь
Промышленность Коми края
Обобщить представления детей о промышленности.
Расширять понятия «промышленность» (угольная, газовая), «производство» (бумажное), умение классифицировать предметы (продукцию промышленных предприятий) по определенным признакам.
Продолжать формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечить разные потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
«Красная книга» животных Коми края
Расширять у детей знания и представления о животных, обитающих в Коми крае.
Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Развивать у детей элементы экологического сознания.
Январь
О труде людей
Расширять представления о труде работников детского сада, школы, почты, библиотеки, больницы, пожарного, полиции, спасателя, о значении их труда для окружающих.
Формировать представления о труде людей творческих профессий (художник, писатель, артист, музыкант).
Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного села.
Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.
Зима в Коми крае
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе в Коми крае.
Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой.
Формировать эстетическое отношение к зимней северной природе, запечатленной в произведениях художников коми края.
Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.
Февраль
Наши российские воины
Закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники Отечества.
Расширить и уточнить представления о Российской армии (российские воины охраняют границы нашей Родины), родах войск: о том, как увековечена память о земляках, которые защищали Россию.
Продолжать знакомить с пословицами о воинах, научить понимать и объяснять их значение.
Воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защищать родную страну.
Реки и озера края
Уточнить представления детей об озерах и реках Коми края, их обитателях, роли человека в охране озер и рек.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о жизни живых существ в условиях различных экосистем (озеро, река)
Развивать у детей элементы экологического сознания.
Март
В семье единой
Формировать представления детей о том, что Земля является домом для людей разных национальностей.
Познакомить детей с политической картой мира, с различной расовой принадлежностью населения планеты.
Знакомство с культурой, традициями других народов.
Растения Коми края («Красная книга» растений)
Уточнить и расширить знания детей о растениях, произрастающих в Коми крае, пользе, которую они приносят для человека.
Учить узнавать растение по внешнему виду, уметь определять лекарственные и ядовитые растения.
Продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.
Воспитывать желание беречь и охранять родную природу.
Апрель
Встреча с прекрасным
Продолжать знакомить с культурным отдыхом ношулян, с историей появления музея в селе (краеведческий)
Дать представления о том, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего края.
Воспитывать любовь и уважение к прошлому нашего края.
Весна в Коми крае
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках северной весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда реки и озера; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).
Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
Май
Солдатские письма
Закрепить знания о том, как воины – солдаты защищали нашу родину в годы ВОВ.
Продолжать знакомить с памятниками героям ВОВ.
Познакомить с героями ВОВ – Республики Коми, чьими именами названы улицы города, республики, чьи имена высечены на памятных досках боевой славы.
Воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны.
Перемены в жизни села
Уточнить представления детей о переменах, происходящих в жизни города в разные сезоны.
Учить сравнивать жизнь зимнего, весеннего, летнего осеннего села, перемены, которые происходят в селе, как меняется одежда людей, какие работы они выполняют на улицах села.
Дать представление о том, для чего селу нужны зеленые насаждения (деревья защищают село от пыли, вредных газов и шума, радуют нас своей зеленью)
Воспитывать желание охранять и пополнять зеленые насаждения.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ
Темы май |
Содержание работы |
Деятельность |
Художественная литература |
||||
познавательная |
игровая |
продуктивная |
художественно-речевая |
||||
Ношуль – героический |
Познакомить с памятниками героям ВОВ, объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших героические события прошлого. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам ВОВ. |
Беседа «Памятники воинской славы» Экскурсия к памятнику Неизвестного солдата. Рассматривание фотоальбома «Наши земляки – герои ВОВ» Встреча с ветеранами. Оформление альбома «Память о воинской славе». Рассматривание репродукций художников, писавших о ВОВ (А Пластов, К. Васильев). |
Сюжетно-ролевая игра «Военные». Военно-спортивные эстафеты «Полоса препятствий», «Штурм высоты», «Снайперы», «Метание гранаты», «Транспортировка раненого». Дидактическая игра «Что делают солдаты?», «Кому что нужно для работы?» |
Рисование «Памятники воинской славы» Художественно-ручной труд «Подарки ветеранам», «Тюльпаны». Лепка барельефа «Звезда», «Самолет», «Танк». |
Праздник «День Победы» Фронтовые песни «Землянка», «Катюша», «Три танкиста». |
Стихи о Ношуле, Коми крае. |
|
Наши соседи |
Уточнить и расширить знания детей о наших соседях – животных и растения живущих в селе, дома. Поближе познакомить с некоторыми птицами и насекомыми, домашними животными – сельскими обитателями; с растениями, растущими рядом с домом, и на окне в квартире. Воспитывать бережное и заботливое отношение к «нашим соседям». |
Беседы «Мой любимый питомец», «Бабушкины, мамины цветы». Наблюдение и уход за домашними питомцами, ростом цветов, посадками в огороде на окне. Выращивание рассады на окне. Экскурсия по селу. Природоохранная акция «Бережем родную природу» Рассматривание картин из серии «Домашние животные» |
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Детский сад», «Зоолечебница», «Магазин Семена», «Зоомагазин». Дидактические игры «Чьи детки?», «Зеленый друг», «Чего нельзя делать», «Кто кого боится», «Времена года» |
Рисование « Цветок на окне» Лепка «Мой дружок» Аппликация «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Птичка на ветке» Конструирование из бумаги «Бабочки» |
Муравей» сл. В. Соколова, муз. Л. Аверьянова, «Скрипучки» сл. Г.Граубина, муз. Л. «Аверьянова. Г«Щенок» сл. В. Гермонова, муз. Л.Аверьянова «Мой кот полосатый» сл. Н. Ярославцева, муз. Л. Аверьянова |
Габова Е.В. «Гришуня на планете Лохматиков» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ (Образовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад» с. Ношуль «Люби и знай свой Коми край») И СПОСОБЫ ЕГО ОТСЛЕЖИВАНИЯ
К концу года дети 4-5 лет должны:
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном селе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским, спасателем и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
К концу года дети 5 -6 лет должны знать:
Свой домашний адрес, название села, края.
Иметь представление о символике села Ношуль.
Знать названия близлежащих улиц.
Иметь представления о жизни и быте людей, населяющих село Ношуль.
Различать национальные костюмы коми народа, уметь играть в их подвижные игры.
Узнавать на фотографиях достопримечательности села Ношуль, уметь рассказать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
У детей сформированы элементарные краеведческие и исторические представления: об истории и традициях коми народа. О природе родного края, полезных ископаемых, об укладе, культуре коми народа, о современном обществе, о государственной символике Республики Коми, о видах деятельности населения республики.
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения на улице.
Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его интересует, почему село устроено именно так, обращает внимание на эстетическую среду села.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
К концу года дети 6 -7 лет должны знать:
Краткие сведения об истории села Ношуль.
Различать символику села Ношуль, Республики Коми.
Названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности села.
Уметь находить на плане села знакомые улицы.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Иметь элементарные представления об историческом прошлом села Ношуль, жизни, быте, культуре Республики Коми.
Различать и называть национальные костюмы коми народа, уметь играть в их подвижные игры.
Уметь составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой»
Правила безопасного поведения в природе и на улицах села Ношуль.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Иметь элементарные представления о природе, о красной книге Республики Коми.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
У ребенка сформированы элементарные краеведческие и исторические представления: об истории и традициях коми народа; о значимости исторического прошлого коми народа и его взаимосвязи с днём сегодняшним, о природе родного края, полезных ископаемых, об укладе, культуре коми народа, о современном обществе, о государственной символике Республики Коми, о видах деятельности населения республики.
Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мое» по отношению к селу и его достопримечательностям.
Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и других улицах родного села. Знает и стремится выполнять правила поведения на улице.
Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его истории, памятникам, зданиям.
С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
Критерии оценки:
Полнота – ребенок называет отличительные особенности Республики Коми и села Ношуль.
Сущность - ребенок знает отличительные признаки родного края, растительного и животного мира, понимает свою сопричастность к жизни людей в городе.
Обобщенность – ребенок знает историю появления села, социально-экономическую значимость родного края для страны, называет близлежащие города; знает символику села и края; осознает неразрывную связь человека с природой, ее влияние на жизнь людей; знает особенности проживания в многонациональном обществе.
На основании выделенных критериев были определены уровни усвоения программы
«Люби и знай родной свой край».
Высокий уровень – знает название села, республики, страны, свой адрес;
называет и узнает (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности, социально-значимые объекты села Ношуль; 4-5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России, Республики Коми; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, края, села; знает природно-климатические зоны, ландшафты родного края; называет животных и растения родного края, занесенных в Красную книгу; имеет представления о заповедниках родного края, профессиях и имеет устойчивый интерес к труду взрослых; элементарные представления о жизни и традициях народа, населяющего село Ношуль и Республику Коми; знает стихи известных поэтов коми края; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.
Средний уровень - знает название села, республики, страны, свой адрес; флаг,
герб, гимн России, края; затрудняется назвать достопримечательности, социальные объекты (по иллюстрациям, фотографиям), улицы (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства Коми края, природно-климатические зоны; называет несколько животных и растений родного края; называет профессии родного края, но интерес к труду взрослых не устойчив; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей; не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень - не знает названия села, края, страны, своего адреса, но узнает
флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки природные богатства Коми края; природно-климатические особенности родного края; затрудняется назвать профессии своих родителей; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Диагностика детей
Ф.И.О. ребенка______________________________________________________
Родная страна
Название страны_______________________________________________________
Название республики___________________________________________________
Название села_______________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________
Название достопримечательностей села_________________________________
Название социальных объектов_________________________________________
Название улиц, площадей______________________________________________
Символика
Флаг России________________________________________________________
Герб России__________________________________________________________
Герб Республики Коми_________________________________________________
Флаг Республики Коми _________________________________________________
Герб села Ношуль___________________________________________________
История народной культуры и традиций
Жилище человека и предметы быта_______________________________________
Народные праздники__________________________________________________
Народные промыслы__________________________________________________
Историко-географический и природный компоненты
Природные богатства нашей Родины_____________________________________
Природные богатства родного края_______________________________________
Различные природно-климатические зоны (лес, тундра, лесотундра и т.д.)__________________________________________________________________
Виды ландшафта______________________________________________________
Животные и растения Красной книги Республики Коми_____________________
Личностный компонент
Отношение к окружающей природе_______________________________________
Забота о близких_______________________________________________________
Проявление дружелюбия_________________________________________________
Умение управлять своими чувствами, договариваться и т.д.__________________
Умение анализировать свои поступки и поступки других людей______________________________________________________________
Используемая литература в составлении программы:
Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ, 2005, №1
Григоренко Г. Влияние знаний о родном крае на игры детей //Дошкольное воспитание, 1977, №6
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004
Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под ред. Л.А.Кондрыкинской, М.: Сфера, 2006
Жуковская Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А. Родной край, М, 1985
Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание, 2001, №9
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1
Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Управление ДОУ, 2004, №1
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ, 2005, №1
Мое отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.- М.: Инфа-М,1998
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, 2010
С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание, 2006, №2
Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы//Управление ДОУ.-2005, №1
Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ.-2005, №1.
«Парма» - национальная региональная программа под ред. Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б., 2010
Пасынкова И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа, 1998
Листопад А.П. Азбука живой тундры, Сыктывкар – Воркута, 2007
«В гостях у детской сказки», Сыктывкар – Воркута, 2005