Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« ясли-сад № 27 комбинированного типа» города Макеевка
Доклад
на педагогический совет
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Подготовила: Дивиренко Анна Сергеевна
ВВEДEНИE
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Общество способно ставить и решать масштабные общенациональные задачи только при наличии единой системы моральных ориентиров. Эти достопримечательности являются местом, где они сохраняют уважение к родному языку, самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей национальной истории.
Личные ценности, конечно, в основном формируются в семье. Но наиболее планомерное, последовательное и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся составляют стержень личности, положительно влияя на все аспекты и формы взаимоотношений человека с миром: на его этико-эстетическое развитие, формирование мировоззрения и гражданской позиции, патриотическую направленность. а семья, интеллектуальный потенциал, эмоциональное и общее физическое состояние и умственное развитие, следовательно, являются первоочередной задачей современной образовательной системы и важным компонентом социального заказа на образование. Образовательному учреждению отводится ключевая роль в формировании духовно-нравственных норм будущего поколения. Поэтому не только интеллектуальная, но и духовная и культурная жизнь дошкольника должна быть сосредоточена в дошкольном образовательном учреждении.
Н.А. Алексеев, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков занимались проблемой воспитания духовных ценностей личности в современных условиях, а также как осуществляется духовно- нравственное воспитание дошкольников [1, 8]. Раскрывается суть того что духовно-нравственное воспитание осуществляется за счёт личностно-ориентированного обучения. Так же этой проблемой занимались Б.С. Братусь, А.В. Запорожец, В.Г.Нечаева, Г.А. Макарова, Р.И. Жуковская. Петрова
В.И. раскрывают суть того каким должен быть будущий воспитатель потому что именно он осуществляет духовно-нравственное воспитание детей [3,11, 19, 20].
Поднять духовную личность можно только благодаря совместным усилиям семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе обучения не соблюдается историческая преемственность поколений.
Дети лишены возможности следовать примеру людей, которые жили в прошлом, они не знают с точки зрения того, какими истинами прошлые поколения решили возникшие перед ними проблемы, что послужило им маяком и источником созидания.
Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и семьи.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГAНИЗAЦИИ ДУХОВНО-НРAВСТВЕННОГО ВОСПИТAНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРEЖДEНИЯХ
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания
Воспитание у детей морали, чувство совести, нравственных привычек и поведения как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания началось еще в советский период. Воспитатели и учителя стали уделять внимание формированию нравственных чувств и еще с первых лет жизни.
Задачи нравственного воспитания дошкольников заключались в следующем: воспитание в принципах гуманизма, человеческих взаимоотношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общественной жизни, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким и т.д.); воспитание в коллективистских отношениях между детьми; пропагандировать любовь к стране, уважение и симпатию к работникам разных национальностей. Особенно важной задачей было научить детей трудолюбие.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В И. Даль интерпретировал слово мораль как «нравственное учение, правила воли и совесть человека». Он считал: «Нравственность противоположна телесному, плотскому, духовному, Нравственная жизнь человека важнее материальной жизни [7].
Понимание морали изменилось с годами. По мнению С.И. Ожегов «Нравственность - это внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил, что надо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [25].
Василий Сухомлинский в своих трудах не раз подчеркивал, что «незыблемые основы нравственной убежденности закладываются в детстве и ранней юности, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка только на состояние яркой видимости, доказательство морального значения того, что он видит, делает, наблюдает [25].
Проблемой нравственного воспитания дошкольников занимались многие психологи, педагоги и ученые, это отмечалось в их трудах: Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградовой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, Е.И.Сухова и других [4, 5, 20, 24].
«Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в развитии в процессе обучения и воспитании познания мировоззрения и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностного развития, приобщения к культуре своей семьи, своего народа, своей идеологической социокультурной группы, социализации в современном обществе» [20].
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он ведет себя морально из внутреннего побуждения (потребности). Под действием понимается любое действие или состояние человека, но любое действие или условие становится действием только тогда, когда оно рассматривается в сочетании с целями, мотивами и намерениями человека, который его порождает. В то же время как сами действия или состояния, так и мотивы и цели, которые их порождают, должны быть моральными. Таким образом, поведение понимается как целостность человеческой деятельности, подчеркивающая как внешние действия, так и внутренние условия деятельности, то есть их мотивацию, переживание.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Донбасс, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности [10].
· патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, служение Отечеству;
· гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Отдельной исследовательской задачей по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников является анализ современной практики воспитания в ДОУ. Желание в полной мере понять развитие интересующего нас направления побуждает обратиться к воспитательной работе детских садов с начала постсоветского периода, когда-то связанной с серьезными преобразованиями в сфере дошкольного образования.
В первой половине 1990-х г., в связи с изменением социально-экономической ситуации, сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений значительно сократилась. Практически полностью ликвидирована система
палаточных детских садов. Нарастающие проявления демографического кризиса привели к значительному сокращению детского населения и снижению спроса на государственное дошкольное образование. Также была нарушена традиция воспитания коллективизма, приоритеты были смещены в сторону индивидуализации развития, «формирования у детей представлений о себе как об уникальной, ценной личности» [1]. Социально значимые сферы воспитательной деятельности - нравственное, патриотическое, интернациональное и трудовое воспитание - отодвинуты на периферию дошкольного образования или полностью прекратили свое существование. Героические мотивы патриотического воспитания утратили актуальность, общие предпосылки социально-нравственного развития дошкольника приобрели бытовой, инструментальный характер.
Термин «духовно-нравственное воспитание» авторы многих программных материалов не использовали, заменяя его дефинициями «социальное развитие», «социально-нравственное развитие», «формирование основ будущей личности», или продолжая работать с привычной с советских времен формулировкой «нравственное воспитание» [12]. В единственном документе — Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой — в пояснительной записке при характеристике базового для программы принципа культуросообразности подчеркивается, что его реализация «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка» [9]. Однако это упоминание о духовно-нравственном воспитании не имеет дальнейшего непосредственного развития в содержании программы.
До сих пор в массовой практике дошкольных учреждений ценностные и смысловые аспекты сложных программ дошкольного образования часто оказываются неосознанными и нереализованными. Следствием отсутствия в программах специальных заданий и предметных разделов по духовно-нравственному воспитанию является отсутствие в детских садах системы работы по формированию ценностной сферы дошкольников. До сих пор элементы традиционного образа жизни продолжают присутствовать только в дошкольных
образовательных учреждениях, реализующих этнокультурный и этноконфессиональный компоненты образования. Даже хоровое пение (помимо специальных занятий музыкой) и народные игры по большей части стали редкостью в массовой повседневной практике детских садов.
В начале 2000-х ситуация несколько изменилась. На время духовно-нравственное образование получает статус официального. В 2000/01 уч.г. Управление дошкольного образования определило деятельность ДОУ в качестве приоритетной задачи наряду с социальным и личностным развитием детей. Однако в практике детских садов в начале 2000-х г. духовно-нравственное воспитание все еще понимается и реализуется в основном как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком знаний об этических нормах, народных традициях и некоторых памятниках культуры. Такая постановка кейса влияет на развитие психической сферы детей, но почти не затрагивает эмоционально-волевую и мотивационную сферу.
В массовой практике детских садов по развитию культуры знания или внешняя атрибутивная сторона все еще преобладает сегодня. Дети знакомятся с изображениями героев народных сказок, элементами национального костюма, национальными музыкальными инструментами, фольклорной атрибутикой праздников. При этом фольклорные тексты и элементы традиционного быта рассматриваются по большей части как образы русской старины, музейные экспонаты, не актуальные в контексте современности. Смысловые аспекты народных сказок, элементы быта, мотивы декоративно-прикладного искусства, если они разъясняются детям, то в почти языческом контексте или в произвольном контексте, придуманном авторами методических разработок [10]. Христианские смыслы русской культуры до сих пор неизвестны большинству воспитателей и воспитанников детских садов. В такой обстановке традиционная культура не может иметь решающего влияния на формирование национальной идентичности, а также моделей сознательного поведения (основанных на взаимном участии, сочувствии и радости) и не может защитить детей от деструктивного влияния современной массовой культуры. В этой связи следует констатировать, что для преодоления указанных ограничений решения проблем духовно-нравственного воспитания в массовой дошкольной практике необходимо:
· оптимизация социокультурного воспитательного потенциала примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
· просветительская методическая работа по преодолению стереотипного восприятия педагогами дошкольного образования традиционной культуры;
· ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования через моделирование процесса духовно-нравственного воспитания в детском саду на основе отечественной социокультурной традиции.
Более оптимистичную картину осуществления духовно-нравственного воспитания детей можно получить из анализа инновационной практики дошкольного образования за последние двадцать лет. Уже при первичном рассмотрении примеров инновационной деятельности в области духовно-нравственного воспитания дошкольников мы отметили оригинальность организационной формы образовательных учреждений, осуществляющих эту деятельность и особенности их программного обеспечения и их методическое обеспечение. Поэтому для выявления, анализа и классификации инновационной практики духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста нами разработан алгоритм, основанный на характеристиках типа организации или формы воспитания, свойство дошкольного образовательного учреждения, типология программного обеспечения, характеристика форм организации учебно-методической работы в духовно-нравственном воспитании. Использование данного алгоритма при анализе инновационных практик привело к выводу, что духовно-нравственное воспитание часто является стержневым направлением образовательной деятельности дошкольных учреждений в контексте вариативных форм дошкольного образования:
· в детских садах с этнокультурным национальным компонентом образования;
· в дошкольных образовательных учреждениях, имеющих статус экспериментальных площадок различного уровня;
· в детских садах, осуществляющих широкую партнерскую социокультурную деятельность (взаимодействие с учреждениями культуры, религиозными объединениями, общественными организациями);
· в семейных детских садах;
· в негосударственных конфессиональных дошкольных учреждениях [8].
Проанализировав эту проблему, можно сделать вывод, что основными критериями нравственности человека могут быть его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также действия по отношению к ближним и незнакомым людям. Отсюда следует, что человека следует считать нравственным, если нормы, правила и требования морали действуют так же, как его мнения и убеждения (мотивации), как привычные формы поведения.
Современный национальный образовательный идеал – высокоморальный, творческий и компетентный гражданин Донецкой Народной Республики, принимающий судьбу Отечества как свою собственную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, уходящий корнями в духовные и культурные традиции своего народа. многонациональный народ.
1.2. Современные формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с использованием определенных методов и форм организации деятельности детей. Методы духовно-нравственного воспитания - это методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.
К основным методам выполнения работы по духовно-нравственному воспитанию относятся такие методы, как: метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание, привычка, упражнения, представление и воспроизведение учебных ситуаций, внушение, этический разговор.
Со временем, в ходе исследований, такими научными деятелями в области педагогики как Б.Т. Лихачевым, В.Г. Нечаевой, Петровой В.И. основные методы духовно-нравственного воспитания были разделены по группам [15, 19, 21].
Б.Т. Лихачев предложил одну из классификаций методов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
· методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);
· метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);
· методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувствам).
В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников:
· организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых);
· формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин).
И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:
· методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
· методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
· методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание) [19].
Следует отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы обучения предстают в сложном и противоречивом единстве. Решающим фактором здесь является не логика отдельных «изолированных» мер, а их гармонично организованная система. Конечно, на том или ином этапе образовательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без должного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он теряет свое предназначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.
С вступлением в силу требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняется работа воспитателя, меняются формы духовно-нравственного воспитания детей. Деятельность в области формирования духовно-нравственных качеств человека интегрирована с пятью образовательными направлениями дошкольного образования: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие варианты:
· участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной направленности;
· подготовку и участие в детских праздниках, развлечениях, кукольных спектаклей, театральных представлений;
· организацию культурно-массовых православных мероприятий, а также мероприятий развивающих и здоровьеукрепляющих;
· участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;
· организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; организация экскурсий для детей старшей группы в православные храмы.
Эти формы организации подходят для проведения различных праздников, посвященных той или иной теме учебного процесса, для формирования духовно-
нравственных качеств детской личности в более торжественной обстановке. Благодаря этим событиям формируются такие качества личности, как любовь к сверстникам, уважение к старшим, уважение к традициям, уважение к природе и многие другие [13].
В повседневной жизни деятельность детей под руководством педагога может иметь духовно-нравственно-воспитательный характер и способствовать развитию дошкольников. Могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:
· игры-путешествия;
· виртуальные экскурсии по святым местам;
· путешествия по страницам детской Библии;
· театральные представления;
· праздничные развлечения, праздники;
· познавательные викторины;
· сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;
· разыгрывания нравственно - этических ситуаций;
· тематические беседы – рассуждения, на диалоговой основе;
· ситуативные беседы;
· просмотр социальных видео-роликов;
· встречи с духовными наставниками;
· художественно-продуктивная деятельность и мн.др.[18].
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие учителя с семьей. Взаимодействие сотрудников и родителей в духовном воспитании детей проходит через: прямое общение педагога с родителями, а также на родительских собраниях, на которых обсуждаются актуальные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Могут быть использованы такие формы работы с родителями, как: мастерские; круглые столы; тематические встречи; встречи с духовенством; тематические беседы, консультации.
Воспитание дошкольников напрямую зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного примера педагога возрастает, когда он действует систематически и последовательно со своей личностью, со своим авторитетом. Сила положительного влияния возрастет в 3 раза, если у педагога между словами и делом не будет расхождений, тогда воспитанники будут убеждены в положительном примере для подражания.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только в том случае, если они вызывают у детей положительный внутренний настрой и стимулируют их собственное стремление к нравственному развитию [18].
Подводя итоги, мы отметим, что у нравственного человека всегда будут сформированы устойчивые моральные мотивы, побуждающие его к правильному поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. Исходя из этого, утверждение о том, что методы формирования таких оснований являются методами нравственного воспитания, можно считать правильным.
1.3. Особенности организации духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе детского сада
Программа стабилизации и развития образования выдвигает задачу воспитания духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач системы образования на всех ее уровнях.
Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного образования и воспитания является приобщение детей к духовному потенциалу русской культуры. На протяжении многих лет педагогика неуклонно осознавала важность духовно-нравственного воспитания, эффективность которого невозможна без религиозного участия – выдающегося культурно-образующего наследия. Моральные и религиозные нормы поведения взаимосвязаны и имеют много общего.
В традициях образования воспитание всегда было связано с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой важную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, сознательным, верящим в возможность улучшения мира и люди.
Духовно-нравственное направление деятельности в дошкольном образовании всегда было приоритетным, и на современном этапе модернизации системы дошкольного образования оно приобретает все большее значение: в нормативных документах, отражающих современные тенденции из развития системы особое внимание уделяется формированию личностно-нравственных качеств дошкольника [10].
В системе работы по духовно-нравственному воспитанию подчеркиваются следующие принципы: последовательность, доступность, ясность, материальное наполнение, активность, творчество (для поощрения и стимулирования творческой активности ребенка), преемственность (приобретение знаний не заканчивается учебным процессом, а продолжается в группе, в игровой деятельности, в том числе в семье).
Духовно-нравственное воспитание личности ребенка осуществляется в определенных педагогических условиях, которые в дошкольном образовательном учреждении представлены системой организации деятельности: создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию нравственного качества и чувства дошкольников; обогащение эмоционального и чувственного опыта, расширение спектра впечатлений и переживаний различными способами (художественная литература, живопись, народно-прикладное искусство, творчество, музыка, экскурсии в музеи, поездки по достопримечательностям и т. д.); организация экскурсий и прогулок на природе; обеспечение условий для самостоятельной деятельности детей.
Активная, разнообразная деятельность детей имеет большое значение в процессе духовно-нравственного развития детей. Педагог может и должен найти для детей такое занятие, чтобы его содержание соответствовало задачам воспитания, а форма была доступна каждому ребенку и соответствовала содержанию.
В процессе духовно-нравственного воспитания, взаимодействуя с детьми, воспитатели учитывают их возрастные и индивидуальные особенности, предлагают детям возможность выбрать занятие по интересам (на прогулке, в нерегулируемых занятия), в самостоятельной деятельности, в свободное время). Создается образовательное пространство, где образование и образовательный процесс носят творческий характер. Ребенок лучше усваивает материю через прикосновения, прямые действия с предметами, обогащая свои чувственные и эмоционально-чувственные переживания. Эмоциональное отношение ребенка к предметам поддерживается умением творчески выражать свое восприятие в процессе деятельности: рисования, лепки, художественной работы, конструировании и моделировании. Детям доступно игровое пространство: ребенок может действовать в развивающей среде по своему усмотрению, планировать занятие и сам выбирать занятия.
Основная форма работы с дошкольниками и основное занятие – это игры. Сотрудники дошкольной образовательной организации создают условия для возникновения и использования детских игр, поддерживают баланс между играми и другими занятиями в образовательном процессе: сохраняют время, отведенное на игру, не подменяют его занятиями; обеспечить плавный переход от игровой к организованной учебной деятельности, режимным моментам. Также обеспечивается баланс между разными типами игры (подвижной и спокойной, индивидуальной и совместной, дидактической и действенной и т. д.). Воспитатели используют игровые приемы в различных видах деятельности и в моменты исполнительского режима [21].
С вводом государственного образовательного стандарта дошкольного образования в работе, как педагога, так и дошкольного образовательного учреждения обеспечивается:
· вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и
направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
· формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям
· обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
· преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования детей.
Воспитание и духовно-нравственное развитие детей учитывает перечисленные особенности образовательного процесса [4].
Вырабатывая у детей простейшие привычки посредством нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении, педагог добивается сознательного и добровольного соблюдения социальных норм и правил поведения в обществе. В результате, прививая детям простейшие положительные привычки, развивается способность к сопереживанию и навыки, благодаря которым они могут найти в своем внутреннем мире ответ на горести и радости других людей.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧEСКИE РEКОМЕНДAЦИИ ОРГAНИЗAЦИИ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРAВСТВEННОМУ ВОСПИТAНИЮ ДEТEЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРAСТA
Каждый педагогический работник, прежде чем формировать в ком-то духовно-нравственные качества, должен сам обладать ими. Для этого нужно обладать большим объемом жизненного и практического опыта.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. В связи с тем в типовой программе «Растим личность» по направлению духовно–нравственному воспитанию должно прослеживается несколько направлений работы [26]:
1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Наиболее часто при работе с детьми применяют классические методы и формы:
1. словесные (беседа, вопрос, пояснение, поощрение, художественное слово, слово педагога, совет, напоминание, просьба);
2. наглядные (рассматривание, наблюдение, обследование, образец, алгоритм);
3. игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, театральные игры);
4. частично-поисковый (эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования);
5. исследовательский (опыты, эксперименты, коллекционирование, экскурсия с наблюдением) [4].
Наглядный метод используется когда: воспитатель читает рассказы; наблюдает; показыват
репродукций, предметов; проведение обучающих игр; экскурсии по городу, целевые прогулки.
Словесный метод оказывается наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателя; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога; ответы на вопросы детей; производство различных игр (сидячих, ролевых, дидактических, театральных и др.); предоставить дополнительные материалы преподавателем; собирать пазлы; рассмотреть наглядный материал; детские сказки по схемам, иллюстрациям, лепка сказок; анализ повседневных ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтение родителями литературных произведений.
Практический метод применяется, когда необходимо: организовать производственную деятельность; проводить игры (строительные, дидактические, подвижные, сидячие, драматические и др.); устроить сбор семян к уроку; шить куклы для сказок; организовывать спектакли, сказки, литературные произведения, а также конкурсы, викторины; проводить различные виды поездок; организовывать вечера с родителями, родителями и сверстниками; изготовление наглядных пособий для занятий с детьми.
Помимо обычных непосредственных образовательных ситуаций в различных разделах, в долгосрочное планирование необходимо включать темы этнокультурного развития детей.
Современное развитие общества диктует свои особенности. Таким образом, информационные и коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Учителя стали использовать их в своей работе: презентации, фильмы, мультфильмы по рисункам своих учеников, аудиозаписи и т.д.
Свою работу воспитатель должен построить так, чтобы была частая смена видов деятельности, это поможет избежать скуки, как организатору учебного процесса, так и детям. А также значительно повысит заинтересованность детей, и проявление инициативности участвовать во всех играх. Например:
1. Театрализация (обязательно задавать дополнительные вопросы, это даст возможность поднять нравственность в смоделированной ситуации, вопросы
могут быть разного характера «А что бы сделал ты?» или «Как помирить героев?» и пр.);
2. Игра (во время проведения игр, так же важно учитывать смену сюжета или действия (подвижные игры, иллюстрационные, дидактические и т.д.);
3. Продуктивность (изготовление подарков и сувениров к праздничным датам для всех членов семьи, ветеранов, пожилых людей и т.д.);
4. Художественно-эстетические виды деятельности (Например: на занятиях по музыке чаще слушать произведения мировой классики, на хореографии знакомиться с национальными движениями и т.д.) [3].
Самым важным инструментом работы воспитателя в любом направлении является – семья. Все виды деятельности должны закрепляться дома. Если воспитание будет осуществляться только с одной стороны, вряд ли будет высокий результат. А значит, Доу не сможет самостоятельно осуществить гармоничное воспитание личности. Главным становится перманентное взаимодействие и сотрудничество.
Существует множество традиционных форм работы с родителями:
1. коллективные (общее родительское собрание, педагогический совет с участием родителей, родительская конференция, тематические консультации, педагогический, групповые собрания, «Круглый стол», открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей», презентация детского сада, клубы для родителей, устный педагогический журнал; ролевые, имитационные и деловые игры; тренинги, попечительский совет, дни добрых дел);
2. индивидуальные (педагогические беседы с родителями, посещение семьи, индивидуальные консультации, индивидуальные блокноты, гость группы, доброволец);
3. досуговые (праздники, утренники, мероприятия выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии, благотворительный акции, кружки и секции, клубы отцов, бабушек, дедушек, клуб выходного дня, выпуск стенгазеты, домашние гостиные, работа театральной труппы дети –
родители (совместная постановка спектаклей), семейные встречи, музыкальный салон, литературный салон, коллекционирование);
4. наглядно-информационные (уголок для родителей, выставки, вернисажи детских работ, информационные листы, памятки для родителей, папки–передвижки, родительская газета, видеофильмы);
5. информационно-аналитические (анкетирование, брошюры, пособия, бюллетень, еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, доска объявлений, ящик для предложений, отчеты) [4].
Цикл познавательных ситуаций: непосредственно посвященный традиционной культуре родного края, а конкретный выбор главной темы месяца определяется ритмом национального календаря. Эти ситуации проблемно связаны с зрительной деятельностью, моделированием, ручным трудом;
Во время ознакомительной деятельности с художественной литературой предусмотрена специальная работа с родным словом в связи с актуальной темой русской культуры;
Что касается музыкальной стороны, то педагог подбирает музыкальное сопровождение с народными песнями и традиционной пластикой, типичной для этого региона.
В разделе ознакомления с природой включены занятия по познанию национального сельскохозяйственного календаря. Это могут быть как самостоятельные занятия, так и составные части уроков естествознания и экологии. Изучение каждой темы дополняется комплексными занятиями, развлекательными вечерами, народными гуляниями и вечеринками.
ВЫВОДЫ
Подводя итоги проделанной работы, мы определили, что понятие нравственности приравнивается большинством исследователей к понятию мораль. «Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым» [5]. Следовательно, нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина является ключевым фактором развития страны, гарантирующим духовное единство людей и объединяющие их нравственные ценности, политическую и экономическую стабильность. Невозможно создать современную инновационную экономику без учета человека, его состояния и качества его внутренней жизни.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Взаимодействие сотрудников и родителей в духовном воспитании детей проходит через: прямое общение педагога с родителями, а также на родительских собраниях, где обсуждаются актуальные вопросы воспитания детей.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы цель и задачи были достигнуты.
С использованием общепринятых методов исследования определены методы и формы организации работы по духовно-нравственному развитию дошкольников. При изучении методической литературы были выявлены и изучены труды ученых в области педагогики, а также особенности процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Для этого использовались различные печатные издания специальной литературы, а также периодические издания.
Обобщая материалы теоретических исследований и опыт воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации, необходимо отметить, что
духовно-нравственное воспитание на современном этапе модернизации образования становится одной из основных составляющих образовательного процесса в современном мире. дошкольное образовательное учреждение, позволяющее решать задачи по формированию гармонично развитой человеческой личности, гражданина, настоящего патриота.