12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глебов Антон Александрович181
учитель первой категории
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Белинский В. Г.

 

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.

В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. 

Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе "Об образовании" понятия "духовно-нравственное развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям.

 Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемствен­ности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребёнка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьёй при осуществлении процесса обу­чения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая: общее, открытое для социальной среды школьно­-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспи­тания; условия к тому, чтобы школа была не только учрежде­нием, где учат, но и стала социальной семьёй ребёнка.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родствен­ников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой степенью духовно-нравственного разви­тия гражданина России является принятие культуры и духовных тради­ций России, русского народа и народов, в среде которых он родил­ся и живёт.

Духовно-нравственное просвещение учащихся, так же необходимо и даже целесообразно проводить во внеурочное вре­мя. Это могут быть специально запланированные классные часы, беседы, игры, викторины. В этих мероприятиях участвует как классный руководитель, так и преподаватель-организатор ОБЖ. Но многие нравственные ориентиры, которые должны присутствовать в повседневной жизни школы, обсуждаются и на уроках ОБЖ: достоинство человека, доброжелательность, состра­дание к ближнему, отзывчивость, готовность прийти на помощь, способность к сопереживанию, понимание сущности сознательной дисциплины, ответственности и исполнительности при соблюде­нии правил в школе, природе, дома и в общественных местах, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

На уроках ОБЖ постоянно происходит духовно-нравственное воспитание:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, сво­ему народу, служение отечеству;
  • социальная солидарность - справедливость, рав­ноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность - долг перед Отечеством, гра­жданское общество;
  • семья - любовь и верность, забота, помощь;

Любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность кон­ституционному долгу, военной присяге, добросовестность и само­отверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспо­собность, выдержка и терпение, способность к преодолению труд­ностей - эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.

Патриотическое воспитание - это воспитание важней­ших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, нацио­нального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность сво­ему отечеству, гордость за принадлежность к народу и его свер­шениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству.

Через патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, фор­мируется не только гражданин, а гражданин-патриот в самом вы­соком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой.

Военно-патриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны. Проявлять уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребу­ется, встать на защиту своей Родины не раздумывая, и защищать ее до последнего дыхания.

Основной целью военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование системы патриоти­ческого воспитания, обеспечивающей развитие России как сво­бодного демократического государства, формирование у учеников нашей школы, высокого пат­риотического сознания, верности Отечеству, готовности к выпол­нению конституционных обязанностей.

При организации работы по военно-патриотическому воспитанию мы ставим перед собой и решаем следующие задачи:

  • формирование духовно-нравственных качеств школьников;
  • создание условий для формирования социально активной позиции гражданина и патриота;
  • подготовка учащихся к выполнению гражданского долга - службе в армии;
  • развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

В общеобразовательных учреждениях система военно-патриотического воспитания включает:

  • усвоение курса ОБЖ;
  • знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;
  • общефизическую подготовку;
  • занятие военно-прикладными видами спорта;
  • основой военно-технической и специальной подготовки.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не толь­ко государственная политика в области об­разования, но и дан социальный заказ на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравст­венного, патриота своей Родины, уважаю­щего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстанов­ки в мире требуют укрепления экономи­ческой мощи Отечества, повышения его обо­роноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания под­растающего поколения, подготовки его к за­щите Родины.

Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных ценностях.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.