С днем учителя!

"Две судьбы - два характера" (Л. Н. Толстой "Кавказский пленник")

2
3
Материал опубликован 1 October

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (с применением технологии продуктивного чтения): «Две судьбы – два характера»

1. Работа с текстом до чтения.

Звучит отрывок из «Восточной ночи» (музыка)

- У вас на столах лежат Маршрутные листы к уроку. Во время прослушивания музыки у вас возникнут ассоциации. Постарайтесь из запечатлеть в Маршрутных листах.

- Какие картины, образы у вас возникли?

- Каким цветом карандаша вы чаще пользовались?

- Помогла ли музыка настроиться на разговор о рассказе Толстого «Кавказский пленник»?

Задание № 1. (в распечатках): Какие у вас рождаются ассоциации со словами КАВКАЗ, ПЛЕННИК?

2) Посмотрим на заглавие произведения. Какую информацию мы из него получили?

3)Первое сообщение учащегося (историческое): какие исторические события легли в основу рассказа?

Задание № 2.(в распечатках) Заполни ОК, назови героев произведения.

3) Второе сообщение учащегося (биографическое): Какое – нибудь отношение описываемые события имеют к Толстому? (см. с. 248-249)

4) После прочтения рассказа вы пришли к выводу, что в основе рассказа реальные факты или это вымысел?

5) Третье сообщение: а какие именно реальные факты использовал Толстой, работая над рассказом? (см. с. 250 – 251)

Вывод : перед нами – БЫЛЬ.

7) Давайте кратко вспомним содержание рассказа. (см. рисунки на доске)

Пояснение: учитель заранее приготовил рисунки к рассказу. Их надо расположить в соответствии с сюжетом произведения.

8) Работа с термином: запишем в тетрадях определение слова СЮЖЕТ (см. с. 278)

9) Задание:: как можно озаглавить части рассказа? (план записываем в тетрадях)

2. Работа с текстом во время чтения.

Посмотрите на задание №2. Как вы думаете, что нас в связи с заглавием произведения будет интересовать нас на уроке прежде всего?

Вывод: наша цель – выявить, какими чертами характера наделены Жилин и Костылин.

2) Прочитайте первые 5 абзацев 1 главы.

Беседа:

Что мы узнали о Жилине?

С какой целью он собирался ехать на родину?

Я берусь утверждать, что 5 абзац звучит современно. Что я имею в виду?

Чит. с. 252-253 со слов «Остановился, раздумывает…» до слов «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой…» (по ролям)

Беседа:

Что узнали о Костылине?

Кто в этой ситуации вёл себя более осмотрительно?

Значит, Жилин – трус?

А что вы можете сказать о поведении Костылина?

Какие ключевые слова говорят нам о том, что Костылин – трус?

Чит. 3 главу, первые 6 абзацев.

Беседа:

Герои прожили в плену 1 месяц. Как они вели себя в плену?

Оказавшись в сложной ситуации, на кого надеются герои?

В 3 главе мы узнали, что отношение к Жилину со стороны татар изменилось. Как и в связи с чем? Чит. с. 268-270.

Беседа:

Герои предприняли попытку к бегству. Кто был инициатором побега?

А кто был проводником, указывающим путь домой?

Как ведёт себя Костылин?

Можно ли назвать Жилина преданным товарищем?

Виновен ли кто – нибудь в том, что беглых обнаружили и схватили татары?

                                       Физкультминутка «Повторяй за мной!»0

3. Работа с текстом после прочтения.

Задание № 3. (в распечатках). Составить сравнительную таблицу, где отметить основные характеристики героев.

Жилин

Костылин




Беседа:

Что могут сказать о героях их фамилии?

В плену оказались 2 человека, а рассказ называется «Кавказский пленник». Почему?

Симпатии автора произведения на чьей стороне?

Раз мы вели разговор о Жилине и Костылине, двух разных героях, то уместна ли формулировка темы урока «Две судьбы – два характера»?

4. Рефлексия.

Задание № 4.(в распечатках) Теперь оцените свою работу на уроке по предложенным критериям.

5. Домашнее задание.

Рисунки. Кроссворды.

Пересказ эпизодов по рядам:

1 ряд – два побега из плена.

2 ряд – Жилин и Дина.

3 ряд – Жилин и Костылин в плену.



Маршрутный лист к уроку Задания для учащихся.


Задание № 1: Какие ассоциации связаны со словами КАВКАЗ и ПЛЕННИК?

Задание № 2.(в распечатках) Заполни ОК, назови героев рассказа

a1727793307.png
Задание № 3. (в распечатках). Составить сравнительную таблицу, где отметить основные характеристики героев.

     Жилин

    Костылин





















Задание № 4.(в распечатках) Теперь оцените свою работу на уроке по предложенным критериям.

п/п

Критерии

Оценивание

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Вам понятно, о каких исторических событиях идет речь в произведении?





2

Жилина и Костылина пленили ТАТАРЫ, КАВКАЗЦЫ.(нужное подчеркнуть)





3

Я самостоятельно составил(а) план рассказа.





4

Я понял(а), что такое СЮЖЕТ.





5

Центральный персонаж – Жилин, Костылин (нужное подчеркнуть





6

Я был(а) активной (ым) на уроке





7

Я умею строить развернутое высказывание – ответ на вопрос учителя.





8

Понравился ли мне рассказ?





9

Моя оценка за урок






10

Понравился ли мне урок?






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за конспект урока! В задании 4 за каждый ответ оценку ставите?

1 October

Хотелось бы ознакомитьсяс началом конспекта, для полноценности.

1 October

Добрый день, Галина Геннадьевна. Оценку ставлю за каждый ответ, тем самым мотивируя обучающихся к активной работе на уроке. Наталья Фёдоровна, я написала, что урок выстроен с применением технологии продуктивного чтения, которая предполагает несколько этапов. На первом этапе, ещё до непосредственной работы с текстом, с помощью восточной музыки создаю атмосферу, настрой, вектор нашей будущей беседе. Музыка помогает перейти к вербальным ассоциациям и описанию исторических событий.

2 October