"Две судьбы - два характера" (Л. Н. Толстой "Кавказский пленник")
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (с применением технологии продуктивного чтения): «Две судьбы – два характера»
1. Работа с текстом до чтения.
Звучит отрывок из «Восточной ночи» (музыка)
- У вас на столах лежат Маршрутные листы к уроку. Во время прослушивания музыки у вас возникнут ассоциации. Постарайтесь из запечатлеть в Маршрутных листах.
- Какие картины, образы у вас возникли?
- Каким цветом карандаша вы чаще пользовались?
- Помогла ли музыка настроиться на разговор о рассказе Толстого «Кавказский пленник»?
Задание № 1. (в распечатках): Какие у вас рождаются ассоциации со словами КАВКАЗ, ПЛЕННИК?
2) Посмотрим на заглавие произведения. Какую информацию мы из него получили?
3)Первое сообщение учащегося (историческое): какие исторические события легли в основу рассказа?
Задание № 2.(в распечатках) Заполни ОК, назови героев произведения.
3) Второе сообщение учащегося (биографическое): Какое – нибудь отношение описываемые события имеют к Толстому? (см. с. 248-249)
4) После прочтения рассказа вы пришли к выводу, что в основе рассказа реальные факты или это вымысел?
5) Третье сообщение: а какие именно реальные факты использовал Толстой, работая над рассказом? (см. с. 250 – 251)
Вывод : перед нами – БЫЛЬ.
7) Давайте кратко вспомним содержание рассказа. (см. рисунки на доске)
Пояснение: учитель заранее приготовил рисунки к рассказу. Их надо расположить в соответствии с сюжетом произведения.
8) Работа с термином: запишем в тетрадях определение слова СЮЖЕТ (см. с. 278)
9) Задание:: как можно озаглавить части рассказа? (план записываем в тетрадях)
2. Работа с текстом во время чтения.
Посмотрите на задание №2. Как вы думаете, что нас в связи с заглавием произведения будет интересовать нас на уроке прежде всего?
Вывод: наша цель – выявить, какими чертами характера наделены Жилин и Костылин.
2) Прочитайте первые 5 абзацев 1 главы.
Беседа:
Что мы узнали о Жилине?
С какой целью он собирался ехать на родину?
Я берусь утверждать, что 5 абзац звучит современно. Что я имею в виду?
Чит. с. 252-253 со слов «Остановился, раздумывает…» до слов «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой…» (по ролям)
Беседа:
Что узнали о Костылине?
Кто в этой ситуации вёл себя более осмотрительно?
Значит, Жилин – трус?
А что вы можете сказать о поведении Костылина?
Какие ключевые слова говорят нам о том, что Костылин – трус?
Чит. 3 главу, первые 6 абзацев.
Беседа:
Герои прожили в плену 1 месяц. Как они вели себя в плену?
Оказавшись в сложной ситуации, на кого надеются герои?
В 3 главе мы узнали, что отношение к Жилину со стороны татар изменилось. Как и в связи с чем? Чит. с. 268-270.
Беседа:
Герои предприняли попытку к бегству. Кто был инициатором побега?
А кто был проводником, указывающим путь домой?
Как ведёт себя Костылин?
Можно ли назвать Жилина преданным товарищем?
Виновен ли кто – нибудь в том, что беглых обнаружили и схватили татары?
Физкультминутка «Повторяй за мной!»0
3. Работа с текстом после прочтения.
Задание № 3. (в распечатках). Составить сравнительную таблицу, где отметить основные характеристики героев.
Жилин | Костылин |
| |
Беседа:
Что могут сказать о героях их фамилии?
В плену оказались 2 человека, а рассказ называется «Кавказский пленник». Почему?
Симпатии автора произведения на чьей стороне?
Раз мы вели разговор о Жилине и Костылине, двух разных героях, то уместна ли формулировка темы урока «Две судьбы – два характера»?
4. Рефлексия.
Задание № 4.(в распечатках) Теперь оцените свою работу на уроке по предложенным критериям.
5. Домашнее задание.
Рисунки. Кроссворды.
Пересказ эпизодов по рядам:
1 ряд – два побега из плена.
2 ряд – Жилин и Дина.
3 ряд – Жилин и Костылин в плену.
Маршрутный лист к уроку Задания для учащихся.
Задание № 1: Какие ассоциации связаны со словами КАВКАЗ и ПЛЕННИК?
Задание № 2.(в распечатках) Заполни ОК, назови героев рассказа
Задание № 3. (в распечатках). Составить сравнительную таблицу, где отметить основные характеристики героев.Жилин | Костылин |
Задание № 4.(в распечатках) Теперь оцените свою работу на уроке по предложенным критериям.
№ п/п | Критерии | Оценивание | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
1 | Вам понятно, о каких исторических событиях идет речь в произведении? | ||||
2 | Жилина и Костылина пленили ТАТАРЫ, КАВКАЗЦЫ.(нужное подчеркнуть) | ||||
3 | Я самостоятельно составил(а) план рассказа. | ||||
4 | Я понял(а), что такое СЮЖЕТ. | ||||
5 | Центральный персонаж – Жилин, Костылин (нужное подчеркнуть | ||||
6 | Я был(а) активной (ым) на уроке | ||||
7 | Я умею строить развернутое высказывание – ответ на вопрос учителя. | ||||
8 | Понравился ли мне рассказ? | ||||
9 | Моя оценка за урок | ||||
10 | Понравился ли мне урок? |
Селиванова Галина Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Кромм Светлана Валерьевна