Литературная гостиная «Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник"» (5 класс)
Литературная гостиная: «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого
Внеклассное мероприятие предназначено для 5 класса в начале изучения творчества Л.Н.Толстого и его произведения «Кавказский пленник». Материал рассчитан на два спаренных урока литературы и требует серьезной подготовки, как учителя, так и учащихся. Заранее учитель помогает организовать самостоятельную деятельность учащихся, распределив их роли и обязанности. При проведении мероприятия могут присутствовать гости: администрация школы, учителя русского языка и литературы, родители и т.д.
Результаты:
Личностные – привитие уважительного отношения к культуре народа Северного Кавказа.
Метапредметные – совершенствование умений самостоятельно организовывать собственную деятельность учащимися, оценивать ее, а также умение работать с разными источниками информации, анализировать ее и использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
В познавательной сфере – понимание связи рассказа «Кавказский пленник» с Кавказской войной 1817-1864 гг.;
В ценностно-ориентационной сфере – совершенствование умений формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и умения их интерпретации на примере рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник»;
В коммуникативной сфере – продолжение формировать умение пересказывать отрывки прозаического текста с использованием цитат и образных средств русского языка;
В эстетической сфере – формирование эстетического вкуса на примере рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник».
Оснащение урока: компьютер с проектором, интерактивная доска, декорации для создания атмосферы эпохи 19 века, костюмы и грим для создания образов Л.Толстого, чеченца Садо, Ф.Торнау, бейджики с надписями: лингвист, литературовед, историк.
Ход урока:
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости, учащиеся! Сегодня мы вновь встретились с Вами, и, надеюсь, проведем время с пользой и интересными людьми, приоткрыв завесу тайны. Помогать нам будут в этом наши светлые головы: группа литературоведов, группа историков и группа лингвистов.
Итак, друзья! Запускаем машину времени и переносимся в 19 век!
Гость нашей программы – Лев Николаевич Толстой!
Ведущий: Добро пожаловать к нам в литературную гостиную, Лев Николаевич!
Л.Толстой: Здравствуйте, весьма рад посетить Вас!
Ведущий: Лев Николаевич, мы пригласили Вас, чтобы ребята смогли больше узнать о Вашей жизни и Вашем творчестве. Что Вы можете рассказать нашим гостям?
Л.Толстой: Поведать есть много о чем… Родился я в Ясной Поляне, Тульской губернии – это имение моей матери, княжны Марии Николаевны. Наш род берет свое начало с 1351 года, он очень древний.
Ведущий: Действительно ли, что Ваш предок по линии отца, Петр Андреевич, принимал участие в следствии над цесаревичем Алексеем?
Л.Толстой: Да, это действительно так. Петр Андреевич впоследствии стал начальником при тайной канцелярии, и надо признать, был одним из первых в Российской империи, кто имел графский титул за безупречную службу.
Ведущий: Поразительно! Однако Ваш батюшка, Николай Ильич, также отличался блестящим образованием и твердостью своих убеждений.
Л.Толстой: К сожалению… это и помешало ему нести службу при Николае 1. Хотя он и не состоял в тайных обществах, но был знаком со многими декабристами, в том числе и с С.П.Трубецким, А.Одоевским, С.Г.Волконским и др.
Ведущий: Мы знаем, что Вашу семью постигло несчастье…
Л.Толстой: Да… нас в семье было четверо братьев, когда на свет появилась Маша. Сестра родилась, а мать сразу же умерла. Нас стала воспитывать дальняя родственница, Татьяна Александровна Ергольская. А вскоре скончался и батюшка… Сменилось много опекунов пока мы выросли: А.М.Остен-Сакен, П.И.Юшкова…
Ведущий: А кто занимался Вашим образованием?
Л.Толстой: Сначала немец Расельман, его сменил француз-гувернер Сен-Тома, затем я решил поступать в Императорский Казанский университет. Однако потом я перевелся на юридический факультет, но и его бросил.
Ведущий: С какого времени Вы начали писать, и что стало Вашим первым творением?
Л.Толстой: Свой первый рассказ я написал ещё в детстве. Он назывался «Кремль». Я посетил Москву и описал свои впечатления в этом рассказе. Затем, в 50-х гг, я начал писать повесть «Детство». Вслед за ней последовал цикл рассказов о кавказской войне: «Севастопольские рассказы», «Набег», повесть «Казаки» и др.
Ведущий: «Детство» - это книга для детей? В каком возрасте можно дать ребенку эту повесть?
Л.Толстой: «Что Вы! Ни в коем случае, ни «Детство», ни «Отрочество» не следует давать читать детям! Вот «Кавказский пленник» - Жилин и Костылин – вот это я люблю! Это другое дело. Дети полюбят его» [Берс: 1894, с. 56].
Ведущий: Я вижу оживление и любопытный блеск в глазах наших юных гостей. Расскажите подробнее об этом произведении.
Л.Толстой: С превеликим удовольствием! Этот рассказ я написал для «Азбуки», где должно быть все красиво, просто и ясно.
Ведущий: Рассказ называется «Кавказский пленник», значит речь пойдет о том, времени, когда Вы служили там, и шла война?
Л.Толстой: Да, два с половиной года на Кавказе…
Историк: «Эта война охватывает период с 1817 по 1864 год – столкновение Российской империи и Северокавказского имамата, лидером которого был Шамиль. Это война была тяжелой и кровопролитной. Николай 1 хотел завоевать земли Кавказа. Однако горцы оказывали сопротивление: и в лесах, на дорогах, на переправах рек они устраивали засады, брали русских офицеров и солдат в плен…» [Толстой: 1978, с.34].
Л.Толстой: Однажды я чуть не попал в плен, когда отъехал от своего отряда далеко. Выручил меня тогда мой спутник из беды…
В гостиную приглашается спутник Л.Толстого, Садо.
Ведущий: Поведайте нам, как Вам удалось спасти Льва Николаевича?
Садо: Надо сказать, что незадолго до этого происшествия, я купил молодого скакуна. А поскольку Лев Николаевич был моим другом, то мы с ним лошадьми и обменялись. Обычай у нас такой: я ему своего коня, а он мне своего. А когда нас в том походе стали чеченцы настигать, я сказал Льву, чтобы он уходил. Однако Лев Николаевич не захотел меня бросать. У меня еще ружье было, но оно не заряженным оказалось. А я грозно целюсь в них и кричу, что есть мочи. Нас, видимо, хотели взять в плен живыми и потому не стреляли. Когда мы приблизились к крепости, нас увидели казаки и поспешили на подмогу, а чеченцы развернулись восвояси.
Ведущий: После того случая Вы преподнесли Толстому подарок?
Садо: Да, я принес в дар Льву Николаевичу свою саблю в знак того, что он меня не оставил, и мы вместе спаслись чудным образом.
Литературовед: Пока шла кровопролитная война многие журналы и газеты пестрили рассказами о захваченных горцами русских офицеров и солдатах. Особенно записывали со слов людей, что побывали в плену.
Л.Толстой: Я встречался с такими людьми, беседовал с ними об их жизни в плену. Все это и стало основой для моего «Кавказского пленника».
Ведущий: К слову о воспоминаниях и очевидцах того тяжелого времени. Прямо сейчас на нашем волшебном экране прямая связь с Федором Федоровичем Торнау, русским офицером и участником Кавказской войны:
(Подготовленный учащийся исполняет роль Ф.Ф.Торнау; декорации напоминают прямой эфир с героем).
Ф.Торнау: «…Это был жаркий… нестерпимо, летний день, …обоз, медленно ползущий по степи, …кучка офицеров, …нападение… внезапное… плен…
Черкешенка… «чрезвычайно стройная, тонкая в талии, с нежными чертами лица, черными, несколько томными глазами и черными волосами, достававшими до колен, она везде была бы признана очень красивою женщиной. Притом она была добродушна и чрезвычайно понятлива. Очень ей нравилось, что мы, христиане, имеем только одну жену, ей верим и ее не запираем». Её звали Аслан-Коз. Она пыталась обратить меня в свою веру, но я остался непреклонным, разбив ее надежды на замужество…» [Торнау: 2000, с.200].
Л.Толстой: «Мой Жилин, как и Ф.Торнау, был взят в плен ногайскими татарами и увезен в аул. Горцы смотрели на него со страхом. Как на зверя косились. Один из них, «как увидит Жилина, так захрапит и отвернется». Он чуть не застрелил моего пленника лишь за то, что он подошел к его сакле близко. Его семеро сыновей погибли на войне, а одного он убил лично за то, что тот перешел на сторону русских. Такие джигиты требовали немедленной расправы с пленниками» [Толстой: 1978, с.25].
Ведущий: Однако простые горцы иначе относились к Жилину!
Л.Толстой: Верно. Они быстро к нему привыкли, стали ценить за веселый и общительный характер.
Ведущий: Обратим внимание на наш волшебный экран, где показано общение Дины и Жилина (фрагменты кинофильма «Кавказский пленник»).
Литературовед: Итак, мы видим, что поначалу Дина боялась Жилина, но с каждой новой встречей страх у нее проходил. Отзывчивая девочка привязывается всем сердцем и всей своей детской душой к пленнику, жалеет его и помогает всеми силами. Даже рискует жизнью, освобождая пленника из неволи.
Ведущий: А все-таки интересны фамилии героев: Жилин и его товарищ Костылин, не так ли, друзья?
Лингвист: Безусловно! Несмотря на то, что фамилии звучат ритмично, они совершенно противоположны по смыслу! Жилин происходит от слова «жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – крепкий, выносливый человек» [Ожегов: 2006, с.194]. Именно таковым, сильным духом и выносливым, предстает перед нами герой Льва Николаевича.
Костылин, напротив, от слова «костыль – палка, служащая опорой для хромых, безногих» [Ожегов: 2006, с.300]. Фамилия характеризует персонаж, как слабого человека, который нуждается в поддержке и опоре. Ведь именно его Жилин тянул на себе, когда тот якобы выбился из сил.
Л.Толстой: С помощью «говорящих» фамилий и антитезы я дал своим героям дополнительную характеристику, и тем самым, выразил симпатии и презрение к своим персонажам.
Лингвист: Помимо «говорящих» фамилий в произведении много слов, которые могут быть непонятны нашим юным читателям. Давайте вместе попробуем разобраться!
Соотнесите термины с их лексическим значением:
«Татары
|
«Мера земли: немного более гектара |
Десятина |
Горцы Северного Кавказа |
Аул |
Горец, житель Дагестана |
Ногаец |
Татарская деревня |
Сакля |
Верхняя одежда |
Бешмет |
Жилище татарских горцев |
Храп |
Тесьма, нашивка золотого или серебряного цвета |
Галунчик |
Нижняя часть морды лошади |
Монисто |
Мусульманский священник |
Мулла |
Ожерелье из бус, монет или цветных камней |
Высожары» [Толстой: 2012, с.232-258] |
Местное название одного из созвездий» [Толстой: 2012, с.232-258] |
Ведущий: Какие вы, ребята, молодцы! Почти всё без ошибок соотнесли!
К сожалению, наша встреча подходит к концу и самое время подвести итоги.
(Дети садятся в круг, берут горящую свечу и каждый высказывает свои мысли о текущей встрече со Львом Толстым и знакомстве с его произведением «Кавказский пленник»).
Примерные ответы учащихся: Лев Николаевич выступает против национальной розни и тех, кто один народ натравливает на другой; рассказ о храбрости и выносливости русского офицера, о вере в свои силы, о вере в Бога; о надежде, что умирает последней; о любви к своему ближнему.
Л.Толстой: Молодцы, ребята! Я вижу, мой рассказ и его герои остались в ваших сердцах.
Ведущий: А мы благодарим всех, кто посетил сегодня нашу гостиную, и прощаемся с Вами! До новых встреч, друзья!