Формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций по теме «Двойная роль букв Е, Ё. Ю, Я»
Образовательный аспект: восстановить знания о второстепенном члене предложения- определении, его основной функции (распространении предложения). Уяснить понятие о согласованных и несогласованных определениях, способах его выражения, стилистической функции в тексте. Научиться видеть в тексте и определять согласованные и несогласованные определения. Формировать у кадет умения различать согласованные и несогласованные определения через поиск, выделение и систематизацию полученной теоретической информации, через решение языковых задач;
Развивающий аспект: развивать и совершенствовать умения находить в тексте и использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы для характеристики предметов и явлений, так и как определения – эпитета как средства выразительности; интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, критически анализировать информацию;
развивать речь, память, логическое мышление, уметь обобщать, делать выводы, развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Воспитательный аспект: способствовать формированию нравственных качеств личности каждого кадета через слово; совершенствовать навыки правильного выражения своих мыслей; воспитывать бережного отношения к слову. Обогащать речь учащихся, с помощью определений делать её красочнее и полнее.
Форма урока: урок - изучение нового материала.
Педагогические технологии:
Использование технологий личностно-ориентированного, коммуникативного, проблемного обучения, элементы технологии исследования языкового материала и элементы интегрированного обучения, компьютерные технологии.
Используемые приемы формирующего оценивания: «Светофор», «Инсерт», «Две звезды и желание», «Перевод теоретического материала в таблично-схематичную форму», «Правильные вопросы».
Средства обучения: УМК по русскому языку под ред. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.; интерактивная доска, компьютер, проектор; презентация Power Point; индивидуальный раздаточный материал; видео и аудио сопровождение; инсценирование., предметы для инсценирования.
Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Время
I.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Формируемые УУД
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
мин
Доброе утро, дорогие ребята и гости! Я рада видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний прекрасный день принесет нам всем радость от общения друг с другом и, конечно же, мы окунемся в увлекательный мир новых знаний, ведь без знаний человек не может жить, развиваться, становиться личностью! Успехов вам и удачи!
II. Формирование психологического настроя на урок. (Работа с эпиграфом).
Формируемые УУД
Познавательные: осознание учебно-познавательной задачи. Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.
Регулятивные: принятие и исследование учебной задачи, определение действий в соответствии с учебной задачей. Целеполагание. Планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: высказывание предположений на основе наблюдений; отвечают на вопросы учителя; слушают других, аргументируют свою точку зрения
мин
За окном наступают зимние холода, а так хочется лета, тепла. Откройте, пожалуйста, тетради и возьмите
бабочку, которая лежит у каждого в тетради, и положите ее на свою ладонь.
Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете, а я вам в это время
расскажу одну легенду:
Жил на свете один мудрец, который всё знал . Но один из его ученик захотел доказать обратное. И Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
“Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее сильно сожму, скажет мёртвая –
выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать на уроке, насколько будете внимательны, зависит качество ваших полученных знаний. Все зависит только от вас, все в ваших руках.
Обратите на внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: - Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить. А. Дюма-отец.
- Как вы понимаете это высказывание ?
- На каких словах вы сделаете акцент и почему?
- Запишите его к себе в тетрадь! И я думаю, что сегодня каждый из вас почувствуют себя немного счастливее, получив новые знания.
Актуализация знаний.
Формируемые УУД
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.
Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения,
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.
Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения,
Личностные: осознание своих возможностей.
Но для начала повторим пройденный материал:
- первое задание на знание теории. (кадеты поднимают карточки 0\+. Игра «Крестики-нолики» (верно-неверно)
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, слог, называется фонетика.
2. Все звуки речи разделяются на три группы: звуки гласные, согласные и громкие.
3. Фонема – это минимальная смыслоразличительная единица языка.
4. Согласные звуки состоят из голоса и шума и их 36.
5. Гласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие.
- Всем ли смогли вспомнить пройденный материал, вопросы не вызвали у вас затруднения? Или кому-то что-то все-таки надо подучить? (Кадеты поднимают карточки либо зеленого (все вспомнил, задание не вызвало затруднений), либо желтую (нужно повторить кое-какие моменты), либо красную (теоретические вопросы вызвали затруднения)
- Молодцы, ребята, я вижу вы все хорошо справились с заданием, вспомнили теорию.
-
мин
Повторение пройденного материала.
Формируемые УУД
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.
Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, анализируют материал, делают выводы.
- А теперь выполним распределительный диктант (3 человека у доски заполняют таблицу).
- Заполните таблицу, распределяя слова по звуковому составу. (каждый из кадет записывает только в свой столбик (1- слова, состоящие только из звонких согласных, 2- слова – только из глухих, 3- смешанный)
- карточка №1 Я зачитываю слова, а вы должны записать только свое, указать графически изученную орфограмму, устно объяснить.
.
- какие орфограммы встретились в 1 столбике? (приставки на з\с; непроизносимые согласные, безударная гласная в корне слова);
- как вы понимаете ЛЗ слова ….., записанное во 2-м столбике? (это может быть огромная чаша, наполненная счастьем);
И в 3-м - искусство жить, какая орфограмма в слове? Как вы понимаете значение словосочетания? (человеку тоже нужно уметь жить, это своего рода искусство) (кадеты садятся на места).
Вывод: если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слова, а затем и смысл предложения? (типы связи)
мин
Формулирование проблемы. Анализ языкового материала
Формируемые УУД
Познавательные: логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков. Самостоятельное выделение познавательной цели. Поиск и выделение информации, умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознано строить речевое высказывание.
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения при решении проблемных вопросов. Целеполагание.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка.
мин
Формулирование целей и задач урока.
- Вернемся к нашему блиц-опросу «Крестики-нолики и остановимся на 6 вопросе, ответ на который поможет сформулировать сегодняшнюю тему урока.
- Я его немного перефразирую: Почему в русском языке букв 10, а звуков 6? (Буквы Е, Ё, Ю, Я не имеют таких же звуков).
- А какие звуки могут иметь? (Могут обозначать два звука)
- Значит сегодняшняя тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
- Исходя их темы, определим цели:
- выяснить, какую двойную звуковую роль могут иметь эти гласные буквы;
- определить условия двойной звуковой роли букв Е, Ё,Ю, Я
- определить условия, когда буквы Е, Ё, Ю, Я будут иметь 1 звук;
- умение видеть, различать эти условия и применять на практике
- совершенствовать навыки звукового анализа слова.
- уметь
IV.Изучение нового материала. Анализ языкового материала.
- Посмотрите внимательно на предложенную вам таблицу со словами в каждом из 4-х столбиков, проанализируйте звуковой состав слов. Постарайтесь выяснить определенные условия, когда буквы Е, Ё, Ю, Я будут иметь два звука.
Мера
Ем
Боец
Отъезд
Полет
Ёлка
Прием
Съемка
Клюв
Юг
Каюта
Вьюга
сяду
яблоко
стоят
обезьяна
(дети самостоятельно анализируют слова в таблице, определяют условия двойной роли гласных:
Позиция в начале слова
Позиция после другой гласной
Позиция после ъ и ь знаков.
- А когда, при каких условиях, наши буквы будут иметь 1 звук? (после согласной)
- Теперь обратимся к нашему учебнику и сопоставим информации. Попробуем вывести алгоритм наших действий (коллективное формулирование правил-алгоритма)
- Основываясь на полученные теоретические сведения, не забываем, про теоретические сведения в учебнике, составьте схему- таблицу, отражая основную суть нашей новой темы. Двойная роль букв е, ё, ю, я Таким образом, мы с вами переведем теоретическую текстовую информацию в табличную или схематичную форму.
Проверка по слайду
Обозначают мягкость согласного 1 звук
Обозначают 2 звука, если стоят
В начале слова
После гласных
После ъ и ь знаков
Е – [Э]
[М']
[Й']
[Э]
[Й']
[Э]
[Й']
[Э]
Ё – [О]
[Л']
[Й']
[О]
[Й']
[О]
[Й']
[О]
Ю – [У]
[Л']
[Й']
[У]
[Й']
[У]
[Й']
[У]
Я – [А]
[С']
[Й']
[А]
[Й']
[А]
[Й']
[А]
Рефлексия : формирующее оценивание СВЕТОФОР. Кадеты поднимают таблички либо зеленую (задание не вызвало у меня затруднений, понятна теория), либо желтую (осталось несколько вопросов по теоретическому материалу), либо красную (задание вызвало затруднение, т.к не понятен теоретический материал)
V. ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ
1 мин
VI. Осмысление нового языкового материала. Первичное закрепление.
Формируемые УУД
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.
Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с партнёром исследуют отрывки и делают выводы
мин
Первичная проверка понимания и закрепления знаний. Работа с цитатой.
- Ребята, обратимся немного к истории. Именно сегодня, 29 ноября, день рождения буквы Ё. небольшой экскурс в историю подготовил кадет….
В 1783 г. прошло формирующее собрание недавно созданной Российской Академии наук с участием номинальной главы академии: императорской фрейлины (состояла на службе Екатерины Великой) княгини Екатерины Дашковой, а также выдающихся российских литераторов и учёных-лингвистов Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина.
Первостепенной задачей для академии являлось составление всеобъемлющего толкового словаря Славяно-русского языка.
В русскую азбуку введена буква «Ё» была по инициативе В. Дашковой. В целях оптимизации написания, она предложила заменить двубуквенное отображение звука «io» одним символом. После не долгой дискуссии собравшиеся остановились на варианте буквы "Е" с двумя токами сверху.
Основоположником применения «Ё» в русском правописании является Фонвизин. Именно он первым начал применять эту букву в своей личной переписке (по этой причине в Большой Советской Энциклопедии он ошибочно назван ее разработчиком).
Поначалу новаторская идея княгини не нашла поддержки в традиционно консервативном российском обществе.
Но так как на Российскую Академию наук приходилось более 90% всех выпускаемых в стране книг (Академия именно печатала книги, а остальные были исключительно богословскими, и до первой трети 19-го века выходили в рукописном формате), время и монополия на издательство расставила всё на свои места.
Уже спустя 2 года буква "Ё" полностью вошла в научные монографии, судебно-дипломатический протокол и государственную переписку.
В первые годы Советской власти (как и сейчас) "Ё" подвергалась незаслуженным гонениям: её даже хотели отменить, наряду с ранее упраздненной "Ѣ" (ять).
Но в отличие от "Ѣ", "Ё" имела (и продолжает иметь) выраженное смысловое содержание (к примеру: мел-мёл, небо-нёбо, осел-осёл и пр.), поэтому дискуссии об её исключении из алфавита со временем сошли на нет.
Занимательные факты:
Первым печатным произведением, где повсеместно использовалась буква "Ё" была книга Ивана Дмитриева "Мои безделки", напечатанная в 1795 г.;
По просьбе Дашковой, Екатерина Великая ввела специальный штраф в размере 20 коп. (для сравнения, стоимость коровы тогда равнялась одному рублю, а крестьянской избы: 2-3) для любого государственного служащего, не использовавшего новую букву в официальных документах;
В Ульяновске в «День буквы "Ё"» в 2006 г. был установлен памятник;
Отечественные ученые-лингвисты уверены, что истоки современной компании за исключением "Ё" из официального документооборота и даже русского алфавита, лежат в её отдельном расположении от остальных букв на раскладке клавиатуры, что делает её применение неудобным;
Помимо русского, символ "Ё" присутствует в белорусском, а также в русифицированных версиях алфавитов народов Средней Азии (Казахстан, Туркмения, Киргизия и пр.);
Сегодня законами некоторых национальных Республик (Татарстан, Чечня, Дагестан) "Ё" необязательна для использования при оформлении внутреннего документооборота.
- Вот какой нелегкий путь прошла буква Ё
2)Итак. Мы не первый раз обращаемся к цитатам великих людей. Вашему внимаю предлагаю записать и проанализировать высказывание великого полководца В.А. Жукова. «Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать, что я сделал все, чтобы выполнить этот свой долг, благодаря совместной работе с офицерами, которые были в большинстве своем честные, добросовестные и преданные Родине сыны.».
Найдите слова, в которых отражается двойная роль букв Е,Ё, Ю, Я, выполните транскрипцию и определите условия двойной роли (служение, своему, совестью, я, которые, своем, честные, добросовестные, преданные) 3) Закрепление материала.
- А теперь посмотрим, насколько внимательны вы были. Игра «1» или «2». С
помощью сигнальных карточек вы будете показывать сколько звуков
обозначают е, ё, ю, я в словах, представленных с помощью картинок (слайд)
_ приближается годовщина еще одного значимого события для нашей страны, связанная с историей. Какое это событие? (75-я годовщина Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945гг.)
- Вашему вниманию предлагаю просмотреть небольшой ролик и на слух из текста песни определить и записать слова, связанные с сегодняшней темой «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я)
О той весне
Кино идет – Воюет взвод. Далекий год На пленке старой. Нелегкий путь – Еще чуть-чуть И догорят Войны пожары
Счастливый май!.. Любимый край, Своих солдат Встречай скорее! От ран, обид Земля дрожит. Теплом души Ее согреем
Припев: И все о той весне Увидел я во сне. Пришел рассвет и миру улыбнулся, – Что вьюга отмела, Что верба расцвела И прадед мой с войны домой вернулся
В лихом бою В чужом краю Пусть берегут Любовь и вера, Чтоб больше их Пришло живых – И рядовых, И офицеров.
Придут весной, Как прадед мой, И в дом родной Откроют двери. Я помню свет Далеких лет. В свою страну Я буду верить!
.
VII.Контроль и самопроверка знаний.
Формируемые УУД
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.
Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме;
мин
4) Подведем небольшой вывод по изучению нового материала в виде Тестового задания.
1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука а) тёс; б) ёлка; в) счёт 2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв. а) ель; б) ест; в) есть 3. Какая буква не даёт два звука? а) у; б) ю; в) я 4. В каком слове звуков меньше чем букв? а) наугад; б) набекрень; в) надвое 5. Сколько звуков в слове объяснение? а) 9 б) 10 в) 11 6. В каком слове есть звук [й]? а) рябина; б) каёмка; в) кисти
Правильные ответы (СЛАЙД №27) 1. б) ёлка 2. б) ест 3. а) у 4. б) набекрень ( С наклоном набок, сдвинувшись к уху .шапка набекрень ) 5. в) 11 6. б) каёмка Проверка этого задания будет необычной, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища, но оценивать вы будете не отметкой, а комментарием под названием «Две звезды и одно желание», т.е. вы должны будете написать два положительных момента в работе и один комментарий в чем еще следуем разобраться вашему товарищу (.Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».)
VIII.Итоги урока. Рефлексия.
Формируемые УУД
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, оценка, коррекция своих знаний.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, объективная оценка своих действий.
Личностные: формирование границ собственного «знания» и «незнания»; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
мин
- Итак, достигнуты ли намеченные задачи урока?
-Что удалось? На что надо обратить большее внимание?
-Какая форма и вид деятельности понравились?
- Молодцы, хорошо поработали на уроке.
- А теперь давайте узнаем, что нового вы услышали на уроке, а что вы уже знали. Поняли ли вы новый материал или что-то осталось непонятным. Для этого заполните таблицу
«V» – знаю
«+» - новое для меня
«?» – остался вопрос
- Заканчивая урок. Давайте вернемся к нашему эпиграфу: Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить. А. Дюма
- Инсценировка (два кадета)
Диалог:
- Что это у тебя в руке? - Счастье... - А почему такое маленькое? - Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое... - Да, восхитительно! - Хочешь кусочек? - Наверное... - Давай ладошку, я поделюсь с тобой. - Ой, оно такое тёплое! - Нравится? - Очень...спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке... Я что-то чувствую внутри себя… Какое-то приятное ощущение! - Так всегда бывает. - А если я с кем-то поделюсь? - Тогда у тебя прибавится своего счастья! - Почему? - Сам не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым. - А руки об него обжечь можно? - Руки обжигает боль… Счастье их обжечь не может! - Поделись своим кусочком счастья, со всеми, кому ты его желаешь!
- Знаешь, и совсем не важно сколько вернется, ведь счастье не продается... Я делюсь с тобой своим кусочком счастья, мне не жалко, пусть у тебя оно тоже будет.
- и я пойду делиться маленьким кусочком своего счастья!
- Я думаю, сегодня вы почувствовали себя немного счастливыми, ведь вы получили к своим имеющимся знаниям еще одну частичку информации, которая необходима вам для того, чтобы быть умнее, увереннее в своих силах и своих знаниях. Вот почему, наверное , тема счастья так важна для человека в жизни.
IX.Домашнее задание.
Учебник стр.68-71 (теория); упр.138 или 137 (дифференцированно).