Этапы урока | Содержание урока | Время |
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
| Формируемые УУД Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | мин |
Доброе утро, дорогие ребята и гости! Я рада видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний прекрасный день принесет нам всем радость от общения друг с другом и, конечно же, мы окунемся в увлекательный мир новых знаний, ведь без знаний человек не может жить, развиваться, становиться личностью! Успехов вам и удачи! |
II. Формирование психологического настроя на урок. (Работа с эпиграфом).
| Формируемые УУД Познавательные: осознание учебно-познавательной задачи. Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Регулятивные: принятие и исследование учебной задачи, определение действий в соответствии с учебной задачей. Целеполагание. Планирование, прогнозирование. Коммуникативные: высказывание предположений на основе наблюдений; отвечают на вопросы учителя; слушают других, аргументируют свою точку зрения | мин |
За окном наступают зимние холода, а так хочется лета, тепла. Откройте, пожалуйста, тетради и возьмите бабочку, которая лежит у каждого в тетради, и положите ее на свою ладонь. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете, а я вам в это время расскажу одну легенду: Жил на свете один мудрец, который всё знал . Но один из его ученик захотел доказать обратное. И Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее сильно сожму, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: - Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”. Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать на уроке, насколько будете внимательны, зависит качество ваших полученных знаний. Все зависит только от вас, все в ваших руках.
Обратите на внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: - Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить. А. Дюма-отец. - Как вы понимаете это высказывание ? - На каких словах вы сделаете акцент и почему? - Запишите его к себе в тетрадь! И я думаю, что сегодня каждый из вас почувствуют себя немного счастливее, получив новые знания. |
Актуализация знаний. | Формируемые УУД Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний. Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, Личностные: осознание своих возможностей. |
Постановка целей и задач к уроку | -
|
|
III. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. | Формируемые УУД Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний. Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, Личностные: осознание своих возможностей. Но для начала повторим пройденный материал: - первое задание на знание теории. (кадеты поднимают карточки 0\+. Игра «Крестики-нолики» (верно-неверно) 1. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, слог, называется фонетика. 2. Все звуки речи разделяются на три группы: звуки гласные, согласные и громкие. 3. Фонема – это минимальная смыслоразличительная единица языка. 4. Согласные звуки состоят из голоса и шума и их 36. 5. Гласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. 6. В фонетике 10 гласных звуков [а] [о] [у] [ы] [и] [э] [е] [ё] [ю] [я]. 7. Звуки [Ж],[Ш],[Ц] всегда твердые. 8. Звук [Й] это гласный всегда ударный. 9. Звуки [Ч'], [Щ'] глухие мягкие согласные. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | + | 0 | + | + | 0 | 0 | + | 0 | + | ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!
Рефлексия: (Формирующее оценивание СВЕТОФОР) - Всем ли смогли вспомнить пройденный материал, вопросы не вызвали у вас затруднения? Или кому-то что-то все-таки надо подучить? (Кадеты поднимают карточки либо зеленого (все вспомнил, задание не вызвало затруднений), либо желтую (нужно повторить кое-какие моменты), либо красную (теоретические вопросы вызвали затруднения) - Молодцы, ребята, я вижу вы все хорошо справились с заданием, вспомнили теорию. -
| мин |
Повторение пройденного материала. | Формируемые УУД Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний. Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, анализируют материал, делают выводы.
- А теперь выполним распределительный диктант (3 человека у доски заполняют таблицу). - Заполните таблицу, распределяя слова по звуковому составу. (каждый из кадет записывает только в свой столбик (1- слова, состоящие только из звонких согласных, 2- слова – только из глухих, 3- смешанный) - карточка №1 Я зачитываю слова, а вы должны записать только свое, указать графически изученную орфограмму, устно объяснить.
. - какие орфограммы встретились в 1 столбике? (приставки на з\с; непроизносимые согласные, безударная гласная в корне слова); - как вы понимаете ЛЗ слова ….., записанное во 2-м столбике? (это может быть огромная чаша, наполненная счастьем); И в 3-м - искусство жить, какая орфограмма в слове? Как вы понимаете значение словосочетания? (человеку тоже нужно уметь жить, это своего рода искусство) (кадеты садятся на места). Рефлексия: (формирующее оценивание ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ) - какие орфограммы повторили и для чего? - как связана фонетика с орфографией? Вывод: если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слова, а затем и смысл предложения? (типы связи) | мин |
Формулирование проблемы. Анализ языкового материала | Формируемые УУД Познавательные: логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков. Самостоятельное выделение познавательной цели. Поиск и выделение информации, умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознано строить речевое высказывание. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения при решении проблемных вопросов. Целеполагание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка.
| мин |
Формулирование целей и задач урока. | - Вернемся к нашему блиц-опросу «Крестики-нолики и остановимся на 6 вопросе, ответ на который поможет сформулировать сегодняшнюю тему урока. - Я его немного перефразирую: Почему в русском языке букв 10, а звуков 6? (Буквы Е, Ё, Ю, Я не имеют таких же звуков). - А какие звуки могут иметь? (Могут обозначать два звука) - Значит сегодняшняя тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» - Исходя их темы, определим цели: - выяснить, какую двойную звуковую роль могут иметь эти гласные буквы; - определить условия двойной звуковой роли букв Е, Ё,Ю, Я - определить условия, когда буквы Е, Ё, Ю, Я будут иметь 1 звук; - умение видеть, различать эти условия и применять на практике - совершенствовать навыки звукового анализа слова. - уметь |
|
IV.Изучение нового материала. Анализ языкового материала.
| - Посмотрите внимательно на предложенную вам таблицу со словами в каждом из 4-х столбиков, проанализируйте звуковой состав слов. Постарайтесь выяснить определенные условия, когда буквы Е, Ё, Ю, Я будут иметь два звука. Мера | Ем | Боец | Отъезд | Полет | Ёлка | Прием | Съемка | Клюв | Юг | Каюта | Вьюга | сяду | яблоко | стоят | обезьяна |
(дети самостоятельно анализируют слова в таблице, определяют условия двойной роли гласных: Позиция в начале слова Позиция после другой гласной Позиция после ъ и ь знаков. - А когда, при каких условиях, наши буквы будут иметь 1 звук? (после согласной) - Теперь обратимся к нашему учебнику и сопоставим информации. Попробуем вывести алгоритм наших действий (коллективное формулирование правил-алгоритма)
- Основываясь на полученные теоретические сведения, не забываем, про теоретические сведения в учебнике, составьте схему- таблицу, отражая основную суть нашей новой темы. Двойная роль букв е, ё, ю, я Таким образом, мы с вами переведем теоретическую текстовую информацию в табличную или схематичную форму. Проверка по слайду
| Обозначают мягкость согласного 1 звук | Обозначают 2 звука, если стоят | В начале слова | После гласных | После ъ и ь знаков | Е – [Э] | [М'] | [Й'] [Э] | [Й'] [Э] | [Й'] [Э] | Ё – [О] | [Л'] | [Й'] [О] | [Й'] [О] | [Й'] [О] | Ю – [У] | [Л'] | [Й'] [У] | [Й'] [У] | [Й'] [У] | Я – [А] | [С'] | [Й'] [А] | [Й'] [А] | [Й'] [А] | Рефлексия : формирующее оценивание СВЕТОФОР. Кадеты поднимают таблички либо зеленую (задание не вызвало у меня затруднений, понятна теория), либо желтую (осталось несколько вопросов по теоретическому материалу), либо красную (задание вызвало затруднение, т.к не понятен теоретический материал) |
V. ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ | 1 мин |
VI. Осмысление нового языкового материала. Первичное закрепление. | Формируемые УУД Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний. Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с партнёром исследуют отрывки и делают выводы | мин |
Первичная проверка понимания и закрепления знаний. Работа с цитатой. - Ребята, обратимся немного к истории. Именно сегодня, 29 ноября, день рождения буквы Ё. небольшой экскурс в историю подготовил кадет…. В 1783 г. прошло формирующее собрание недавно созданной Российской Академии наук с участием номинальной главы академии: императорской фрейлины (состояла на службе Екатерины Великой) княгини Екатерины Дашковой, а также выдающихся российских литераторов и учёных-лингвистов Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина. Первостепенной задачей для академии являлось составление всеобъемлющего толкового словаря Славяно-русского языка. В русскую азбуку введена буква «Ё» была по инициативе В. Дашковой. В целях оптимизации написания, она предложила заменить двубуквенное отображение звука «io» одним символом. После не долгой дискуссии собравшиеся остановились на варианте буквы "Е" с двумя токами сверху. Основоположником применения «Ё» в русском правописании является Фонвизин. Именно он первым начал применять эту букву в своей личной переписке (по этой причине в Большой Советской Энциклопедии он ошибочно назван ее разработчиком). Поначалу новаторская идея княгини не нашла поддержки в традиционно консервативном российском обществе. Но так как на Российскую Академию наук приходилось более 90% всех выпускаемых в стране книг (Академия именно печатала книги, а остальные были исключительно богословскими, и до первой трети 19-го века выходили в рукописном формате), время и монополия на издательство расставила всё на свои места. Уже спустя 2 года буква "Ё" полностью вошла в научные монографии, судебно-дипломатический протокол и государственную переписку. В первые годы Советской власти (как и сейчас) "Ё" подвергалась незаслуженным гонениям: её даже хотели отменить, наряду с ранее упраздненной "Ѣ" (ять). Но в отличие от "Ѣ", "Ё" имела (и продолжает иметь) выраженное смысловое содержание (к примеру: мел-мёл, небо-нёбо, осел-осёл и пр.), поэтому дискуссии об её исключении из алфавита со временем сошли на нет. Занимательные факты: Первым печатным произведением, где повсеместно использовалась буква "Ё" была книга Ивана Дмитриева "Мои безделки", напечатанная в 1795 г.; По просьбе Дашковой, Екатерина Великая ввела специальный штраф в размере 20 коп. (для сравнения, стоимость коровы тогда равнялась одному рублю, а крестьянской избы: 2-3) для любого государственного служащего, не использовавшего новую букву в официальных документах; В Ульяновске в «День буквы "Ё"» в 2006 г. был установлен памятник; Отечественные ученые-лингвисты уверены, что истоки современной компании за исключением "Ё" из официального документооборота и даже русского алфавита, лежат в её отдельном расположении от остальных букв на раскладке клавиатуры, что делает её применение неудобным; Помимо русского, символ "Ё" присутствует в белорусском, а также в русифицированных версиях алфавитов народов Средней Азии (Казахстан, Туркмения, Киргизия и пр.); Сегодня законами некоторых национальных Республик (Татарстан, Чечня, Дагестан) "Ё" необязательна для использования при оформлении внутреннего документооборота. - Вот какой нелегкий путь прошла буква Ё 2)Итак. Мы не первый раз обращаемся к цитатам великих людей. Вашему внимаю предлагаю записать и проанализировать высказывание великого полководца В.А. Жукова. «Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать, что я сделал все, чтобы выполнить этот свой долг, благодаря совместной работе с офицерами, которые были в большинстве своем честные, добросовестные и преданные Родине сыны.». Найдите слова, в которых отражается двойная роль букв Е,Ё, Ю, Я, выполните транскрипцию и определите условия двойной роли (служение, своему, совестью, я, которые, своем, честные, добросовестные, преданные) 3) Закрепление материала. - А теперь посмотрим, насколько внимательны вы были. Игра «1» или «2». С помощью сигнальных карточек вы будете показывать сколько звуков обозначают е, ё, ю, я в словах, представленных с помощью картинок (слайд) Яблоки, обезьяна, лев, яхта, заяц, лягушка, свинья, юбка, объявление, тюльпаны (или цветы). 4) Работа с видеоматериалом. _ приближается годовщина еще одного значимого события для нашей страны, связанная с историей. Какое это событие? (75-я годовщина Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945гг.) - Вашему вниманию предлагаю просмотреть небольшой ролик и на слух из текста песни определить и записать слова, связанные с сегодняшней темой «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я)
О той весне Кино идет – Воюет взвод. Далекий год На пленке старой. Нелегкий путь – Еще чуть-чуть И догорят Войны пожары | Счастливый май!.. Любимый край, Своих солдат Встречай скорее! От ран, обид Земля дрожит. Теплом души Ее согреем | Припев: И все о той весне Увидел я во сне. Пришел рассвет и миру улыбнулся, – Что вьюга отмела, Что верба расцвела И прадед мой с войны домой вернулся | В лихом бою В чужом краю Пусть берегут Любовь и вера, Чтоб больше их Пришло живых – И рядовых, И офицеров. | Придут весной, Как прадед мой, И в дом родной Откроют двери. Я помню свет Далеких лет. В свою страну Я буду верить! |
. |
VII.Контроль и самопроверка знаний. | Формируемые УУД Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний. Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; | мин |
4) Подведем небольшой вывод по изучению нового материала в виде Тестового задания. 1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука а) тёс; б) ёлка; в) счёт 2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв. а) ель; б) ест; в) есть 3. Какая буква не даёт два звука? а) у; б) ю; в) я 4. В каком слове звуков меньше чем букв? а) наугад; б) набекрень; в) надвое 5. Сколько звуков в слове объяснение? а) 9 б) 10 в) 11 6. В каком слове есть звук [й]? а) рябина; б) каёмка; в) кисти Правильные ответы (СЛАЙД №27) 1. б) ёлка 2. б) ест 3. а) у 4. б) набекрень ( С наклоном набок, сдвинувшись к уху .шапка набекрень ) 5. в) 11 6. б) каёмка Проверка этого задания будет необычной, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища, но оценивать вы будете не отметкой, а комментарием под названием «Две звезды и одно желание», т.е. вы должны будете написать два положительных момента в работе и один комментарий в чем еще следуем разобраться вашему товарищу (.Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».)
|
VIII.Итоги урока. Рефлексия. | Формируемые УУД Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, объективная оценка своих действий. Личностные: формирование границ собственного «знания» и «незнания»; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | мин |
- Итак, достигнуты ли намеченные задачи урока? -Что удалось? На что надо обратить большее внимание? -Какая форма и вид деятельности понравились? - Молодцы, хорошо поработали на уроке. - А теперь давайте узнаем, что нового вы услышали на уроке, а что вы уже знали. Поняли ли вы новый материал или что-то осталось непонятным. Для этого заполните таблицу «V» – знаю | «+» - новое для меня | «?» – остался вопрос |
|
|
|
|
- Заканчивая урок. Давайте вернемся к нашему эпиграфу: Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить. А. Дюма - Инсценировка (два кадета) Диалог: - Что это у тебя в руке? - Счастье... - А почему такое маленькое? - Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое... - Да, восхитительно! - Хочешь кусочек? - Наверное... - Давай ладошку, я поделюсь с тобой. - Ой, оно такое тёплое! - Нравится? - Очень...спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке... Я что-то чувствую внутри себя… Какое-то приятное ощущение! - Так всегда бывает. - А если я с кем-то поделюсь? - Тогда у тебя прибавится своего счастья! - Почему? - Сам не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым. - А руки об него обжечь можно? - Руки обжигает боль… Счастье их обжечь не может! - Поделись своим кусочком счастья, со всеми, кому ты его желаешь! - Знаешь, и совсем не важно сколько вернется, ведь счастье не продается... Я делюсь с тобой своим кусочком счастья, мне не жалко, пусть у тебя оно тоже будет. - и я пойду делиться маленьким кусочком своего счастья! - Я думаю, сегодня вы почувствовали себя немного счастливыми, ведь вы получили к своим имеющимся знаниям еще одну частичку информации, которая необходима вам для того, чтобы быть умнее, увереннее в своих силах и своих знаниях. Вот почему, наверное , тема счастья так важна для человека в жизни.
|
IX.Домашнее задание. | Учебник стр.68-71 (теория); упр.138 или 137 (дифференцированно).
| 1 мин |