12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ХАСЕНОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА19

Класс, дата проведения: 5в класс, 29.11.2019

Тема: Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я.

Цел и задачи:

Формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций по теме «Двойная роль букв Е, Ё. Ю, Я»

Образовательный аспект: восстановить знания о второстепенном члене предложения- определении, его основной функции (распространении предложения). Уяснить понятие о согласованных и несогласованных определениях, способах его выражения, стилистической функции в тексте. Научиться видеть в тексте и определять согласованные и несогласованные определения. Формировать у кадет умения различать согласованные и несогласованные определения через поиск, выделение и систематизацию полученной теоретической информации, через решение языковых задач;

Развивающий аспект: развивать и совершенствовать умения находить в тексте и использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы для характеристики предметов и явлений, так и как определения – эпитета как средства выразительности; интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, критически анализировать информацию;

развивать речь, память, логическое мышление, уметь обобщать, делать выводы, развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательный аспект: способствовать формированию нравственных качеств личности каждого кадета через слово; совершенствовать навыки правильного выражения своих мыслей; воспитывать бережного отношения к слову. Обогащать речь учащихся, с помощью определений делать её красочнее и полнее.

Форма урока: урок - изучение нового материала.

Педагогические технологии:

Использование технологий личностно-ориентированного, коммуникативного, проблемного обучения, элементы технологии исследования языкового материала и элементы интегрированного обучения, компьютерные технологии.

Используемые приемы формирующего оценивания: «Светофор», «Инсерт», «Две звезды и желание», «Перевод теоретического материала в таблично-схематичную форму», «Правильные вопросы».

Средства обучения: УМК по русскому языку под ред. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.; интерактивная доска, компьютер, проектор; презентация Power Point; индивидуальный раздаточный материал; видео и аудио сопровождение; инсценирование., предметы для инсценирования.


Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Время

I.Организационный момент.

Мотива­ция к учеб­ной деятельности.


Формируемые УУД

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

мин

Доброе утро, дорогие ребята и гости! Я рада видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний прекрасный день принесет нам всем радость от общения друг с другом и, конечно же, мы окунемся в увлекательный мир новых знаний, ведь без знаний человек не может жить, развиваться, становиться личностью! Успехов вам и удачи!

II. Формирование психологического настроя на урок. (Работа с эпиграфом).


Формируемые УУД

Познавательные: осознание учебно-познавательной задачи. Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Регулятивные: принятие и исследование учебной задачи, определение действий в соответствии с учебной задачей. Целеполагание. Планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: высказывание предположений на основе наблюдений; отвечают на вопросы учителя; слушают других, аргументируют свою точку зрения

мин

За окном наступают зимние холода, а так хочется лета, тепла. Откройте, пожалуйста, тетради и возьмите

бабочку, которая лежит у каждого в тетради, и положите ее на свою ладонь.

Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете, а я вам в это время

расскажу одну легенду:

Жил на свете один мудрец, который всё знал . Но один из его ученик захотел доказать обратное. И Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая я ее сильно сожму, скажет мёртвая

выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

Всё в твоих руках”.

Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать на уроке, насколько будете внимательны, зависит качество ваших полученных знаний. Все зависит только от вас, все в ваших руках.


Обратите на внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: - Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить. А. Дюма-отец.

- Как вы понимаете это высказывание ?

- На каких словах вы сделаете акцент и почему?

- Запишите его к себе в тетрадь! И я думаю, что сегодня каждый из вас почувствуют себя немного счастливее, получив новые знания.

Актуализация знаний.

Формируемые УУД

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения,

Личностные: осознание своих возможностей.

Постановка целей и задач к уроку

-



III.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Формируемые УУД

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения,

Личностные: осознание своих возможностей.

Но для начала повторим пройденный материал:

- первое задание на знание теории. (кадеты поднимают карточки 0\+. Игра «Крестики-нолики» (верно-неверно)

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, слог, называется фонетика.

2. Все звуки речи разделяются на три группы: звуки гласные, согласные и громкие.

3. Фонема – это минимальная смыслоразличительная единица языка.

4. Согласные звуки состоят из голоса и шума и их 36.

5. Гласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие.

6. В фонетике 10 гласных звуков [а] [о] [у] [ы] [и] [э] [е] [ё] [ю] [я].

7. Звуки [Ж],[Ш],[Ц] всегда твердые.

8. Звук [Й] это гласный всегда ударный.

9. Звуки [Ч'], [Щ'] глухие мягкие согласные.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

+

0

+

+

0

0

+

0

+

ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!



Рефлексия: (Формирующее оценивание СВЕТОФОР)

- Всем ли смогли вспомнить пройденный материал, вопросы не вызвали у вас затруднения? Или кому-то что-то все-таки надо подучить? (Кадеты поднимают карточки либо зеленого (все вспомнил, задание не вызвало затруднений), либо желтую (нужно повторить кое-какие моменты), либо красную (теоретические вопросы вызвали затруднения)

- Молодцы, ребята, я вижу вы все хорошо справились с заданием, вспомнили теорию.

-


мин

Повторение пройденного материала.

Формируемые УУД

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, анализируют материал, делают выводы.


- А теперь выполним распределительный диктант (3 человека у доски заполняют таблицу).

- Заполните таблицу, распределяя слова по звуковому составу. (каждый из кадет записывает только в свой столбик (1- слова, состоящие только из звонких согласных, 2- слова – только из глухих, 3- смешанный)

- карточка №1 Я зачитываю слова, а вы должны записать только свое, указать графически изученную орфограмму, устно объяснить.


.

- какие орфограммы встретились в 1 столбике? (приставки на з\с; непроизносимые согласные, безударная гласная в корне слова);

- как вы понимаете ЛЗ слова ….., записанное во 2-м столбике? (это может быть огромная чаша, наполненная счастьем);

И в 3-м - искусство жить, какая орфограмма в слове? Как вы понимаете значение словосочетания? (человеку тоже нужно уметь жить, это своего рода искусство) (кадеты садятся на места).

Рефлексия: (формирующее оценивание ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ)

- какие орфограммы повторили и для чего?

- как связана фонетика с орфографией?

Вывод: если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слова, а затем и смысл предложения? (типы связи)

мин

Формулирование проблемы. Анализ языкового материала

Формируемые УУД

Познавательные: логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков. Самостоятельное выделение познавательной цели. Поиск и выделение информации, умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознано строить речевое высказывание.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения при решении проблемных вопросов. Целеполагание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка.


мин

Формулирование целей и задач урока.

- Вернемся к нашему блиц-опросу «Крестики-нолики и остановимся на 6 вопросе, ответ на который поможет сформулировать сегодняшнюю тему урока.

- Я его немного перефразирую: Почему в русском языке букв 10, а звуков 6? (Буквы Е, Ё, Ю, Я не имеют таких же звуков).

- А какие звуки могут иметь? (Могут обозначать два звука)

- Значит сегодняшняя тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

- Исходя их темы, определим цели:

- выяснить, какую двойную звуковую роль могут иметь эти гласные буквы;

- определить условия двойной звуковой роли букв Е, Ё,Ю, Я

- определить условия, когда буквы Е, Ё, Ю, Я будут иметь 1 звук;

- умение видеть, различать эти условия и применять на практике

- совершенствовать навыки звукового анализа слова.

- уметь


IV.Изучение нового материала. Анализ языкового материала.


- Посмотрите внимательно на предложенную вам таблицу со словами в каждом из 4-х столбиков, проанализируйте звуковой состав слов. Постарайтесь выяснить определенные условия, когда буквы Е, Ё, Ю, Я будут иметь два звука.

Мера

Ем

Боец

Отъезд

Полет

Ёлка

Прием

Съемка

Клюв

Юг

Каюта

Вьюга

сяду

яблоко

стоят

обезьяна

(дети самостоятельно анализируют слова в таблице, определяют условия двойной роли гласных:

Позиция в начале слова

Позиция после другой гласной

Позиция после ъ и ь знаков.

- А когда, при каких условиях, наши буквы будут иметь 1 звук? (после согласной)

- Теперь обратимся к нашему учебнику и сопоставим информации. Попробуем вывести алгоритм наших действий (коллективное формулирование правил-алгоритма)


- Основываясь на полученные теоретические сведения, не забываем, про теоретические сведения в учебнике, составьте схему- таблицу, отражая основную суть нашей новой темы. Двойная роль букв е, ё, ю, я Таким образом, мы с вами переведем теоретическую текстовую информацию в табличную или схематичную форму.

Проверка по слайду


Обозначают мягкость согласного 1 звук

Обозначают 2 звука, если стоят

В начале слова

После гласных

После ъ и ь знаков

Е – [Э]

']

']

[Э]

']

[Э]

']

[Э]

Ё – [О]

']

']

[О]

']

[О]

']

[О]

Ю – [У]

']

']

[У]

']

[У]

']

[У]

Я – [А]

']

']

[А]

']

[А]

']

[А]

Рефлексия : формирующее оценивание СВЕТОФОР. Кадеты поднимают таблички либо зеленую (задание не вызвало у меня затруднений, понятна теория), либо желтую (осталось несколько вопросов по теоретическому материалу), либо красную (задание вызвало затруднение, т.к не понятен теоретический материал)

V. ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ

1 мин

VI. Осмысление нового языкового материала. Первичное закрепление.

Формируемые УУД

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с партнёром исследуют отрывки и делают выводы

мин

Первичная проверка понимания и закрепления знаний. Работа с цитатой.

- Ребята, обратимся немного к истории. Именно сегодня, 29 ноября, день рождения буквы Ё. небольшой экскурс в историю подготовил кадет….

В 1783 г. прошло формирующее собрание недавно созданной Российской Академии наук с участием номинальной главы академии: императорской фрейлины (состояла на службе Екатерины Великой) княгини Екатерины Дашковой, а также выдающихся российских литераторов и учёных-лингвистов Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина.

Первостепенной задачей для академии являлось составление всеобъемлющего толкового словаря Славяно-русского языка.

В русскую азбуку введена буква «Ё» была по инициативе В. Дашковой. В целях оптимизации написания, она предложила заменить двубуквенное отображение звука «io» одним символом. После не долгой дискуссии собравшиеся остановились на варианте буквы "Е" с двумя токами сверху.

Основоположником применения «Ё» в русском правописании является Фонвизин. Именно он первым начал применять эту букву в своей личной переписке (по этой причине в Большой Советской Энциклопедии он ошибочно назван ее разработчиком).

Поначалу новаторская идея княгини не нашла поддержки в традиционно консервативном российском обществе.

Но так как на Российскую Академию наук приходилось более 90% всех выпускаемых в стране книг (Академия именно печатала книги, а остальные были исключительно богословскими, и до первой трети 19-го века выходили в рукописном формате), время и монополия на издательство расставила всё на свои места.

Уже спустя 2 года буква "Ё" полностью вошла в научные монографии, судебно-дипломатический протокол и государственную переписку.

В первые годы Советской власти (как и сейчас) "Ё" подвергалась незаслуженным гонениям: её даже хотели отменить, наряду с ранее упраздненной "Ѣ" (ять).

Но в отличие от "Ѣ", "Ё" имела (и продолжает иметь) выраженное смысловое содержание (к примеру: мел-мёл, небо-нёбо, осел-осёл и пр.), поэтому дискуссии об её исключении из алфавита со временем сошли на нет.

Занимательные факты:

Первым печатным произведением, где повсеместно использовалась буква "Ё" была книга Ивана Дмитриева "Мои безделки", напечатанная в 1795 г.;

По просьбе Дашковой, Екатерина Великая ввела специальный штраф в размере 20 коп. (для сравнения, стоимость коровы тогда равнялась одному рублю, а крестьянской избы: 2-3) для любого государственного служащего, не использовавшего новую букву в официальных документах;

В Ульяновске в «День буквы "Ё"» в 2006 г. был установлен памятник;

Отечественные ученые-лингвисты уверены, что истоки современной компании за исключением "Ё" из официального документооборота и даже русского алфавита, лежат в её отдельном расположении от остальных букв на раскладке клавиатуры, что делает её применение неудобным;

Помимо русского, символ "Ё" присутствует в белорусском, а также в русифицированных версиях алфавитов народов Средней Азии (Казахстан, Туркмения, Киргизия и пр.);

Сегодня законами некоторых национальных Республик (Татарстан, Чечня, Дагестан) "Ё" необязательна для использования при оформлении внутреннего документооборота.

- Вот какой нелегкий путь прошла буква Ё

2)Итак. Мы не первый раз обращаемся к цитатам великих людей. Вашему внимаю предлагаю записать и проанализировать высказывание великого полководца В.А. Жукова. «Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать, что я сделал все, чтобы выполнить этот свой долг, благодаря совместной работе с офицерами, которые были в большинстве своем честные, добросовестные и преданные Родине сыны.».

Найдите слова, в которых отражается двойная роль букв Е,Ё, Ю, Я, выполните транскрипцию и определите условия двойной роли (служение, своему, совестью, я, которые, своем, честные, добросовестные, преданные)
3) Закрепление материала.

- А теперь посмотрим, насколько внимательны вы были. Игра «1» или «2». С

помощью сигнальных карточек вы будете показывать сколько звуков

обозначают е, ё, ю, я в словах, представленных с помощью картинок (слайд)

Яблоки, обезьяна, лев, яхта, заяц, лягушка, свинья, юбка, объявление,

тюльпаны (или цветы).

4) Работа с видеоматериалом.

_ приближается годовщина еще одного значимого события для нашей страны, связанная с историей. Какое это событие? (75-я годовщина Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945гг.)

- Вашему вниманию предлагаю просмотреть небольшой ролик и на слух из текста песни определить и записать слова, связанные с сегодняшней темой «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я)


О той весне

Кино идет –
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь –
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары

Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем

Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся

В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.

Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!


.

VII.Контроль и самопроверка знаний.

Формируемые УУД

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, Осуществляют самоконтроль и коррекцию знаний.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала, излагают свои мысли в устной форме;

мин


4) Подведем небольшой вывод по изучению нового материала в виде Тестового задания.

1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука
а) тёс; б) ёлка; в) счёт
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука?
а) у; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв?
а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9 б) 10 в) 11
6. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) каёмка; в) кисти

Правильные ответы (СЛАЙД №27)
1. б) ёлка
2. б) ест
3. а) у
4. б) набекрень ( С наклоном набок, сдвинувшись к уху .шапка набекрень )
5. в) 11
6. б) каёмка
Проверка этого задания будет необычной, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища, но оценивать вы будете не отметкой, а комментарием под названием «Две звезды и одно желание», т.е. вы должны будете написать два положительных момента в работе и один комментарий в чем еще следуем разобраться вашему товарищу (.Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».)


VIII.Итоги урока. Рефлексия.

Формируемые УУД

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, объективная оценка своих действий.

Личностные: формирование границ собственного «знания» и «незнания»; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

мин

- Итак, достигнуты ли намеченные задачи урока?

-Что удалось? На что надо обратить большее внимание?

-Какая форма и вид деятельности понравились?

- Молодцы, хорошо поработали на уроке.

- А теперь давайте узнаем, что нового вы услышали на уроке, а что вы уже знали. Поняли ли вы новый материал или что-то осталось непонятным. Для этого заполните таблицу

«V»знаю

«+» - новое для меня

«?» – остался вопрос







- Заканчивая урок. Давайте вернемся к нашему эпиграфу: Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.
А. Дюма

- Инсценировка (два кадета)

Диалог:

- Что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое тёплое!
- Нравится?
- Очень...спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке... Я что-то чувствую внутри себя… Какое-то приятное ощущение!
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего счастья!
- Почему?
- Сам не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль… Счастье их обжечь не может!
- Поделись своим кусочком счастья, со всеми, кому ты его желаешь!

- Знаешь, и совсем не важно сколько вернется, ведь счастье не продается... Я делюсь с тобой своим кусочком счастья, мне не жалко, пусть у тебя оно тоже будет.

- и я пойду делиться маленьким кусочком своего счастья!

- Я думаю, сегодня вы почувствовали себя немного счастливыми, ведь вы получили к своим имеющимся знаниям еще одну частичку информации, которая необходима вам для того, чтобы быть умнее, увереннее в своих силах и своих знаниях. Вот почему, наверное , тема счастья так важна для человека в жизни.


IX.Домашнее задание.

Учебник стр.68-71 (теория); упр.138 или 137 (дифференцированно).


1 мин



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.