Открытый урок истории «Куликовская битва» (6 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: история
Класс: 6 «А» класс
Учитель: Родионова О.А.
Дата проведения: 04.05.2018
Тема урока: Открытый урок истории «Куликовская битва»
Тип урока: урок комбинированный, с элементами проблемного обучения и дискуссии
Метод обучения: проблемный, объяснительно - иллюстративный.
Цель: рассматривая деятельность Дмитрия Донского, сформировать у учащихся представление о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы, выяснить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы для Руси, особо подчеркнув при этом роль Москвы
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.
Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.
Оборудование: видеопроектор, документы, схемы, таблица
Содержание
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Определение темы
- Изучение нового
- Физминутка
- Изучение нового
- Закрепление изученного
- Рефлексия.
- Домашнее задание
ционный момент. 2 мин. | Приветствие учителя, представление гостей: Здравствуйте ребята. Сегодня учителя и директор нашей школы у нас в гостях. Прошу садится. | Дети заходят, приветствуют гостей. Рассаживаются по местам. | ||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний | СЛАД 1 - Сегодня мы вновь отправимся с вами в 14 в., но теперь мысленно перенесемся в его вторую половину. По ходу нашего путешествия мы, как всегда будем делать конспект, сегодня нам в этом поможет вот такая карта к уроку. На прошлом уроке мы говорили о деятельности Московского князя начала 14 в., которого называют «Собиратель земель Русских». Как его имя? Почему он получил это прозвище? Почему ему пришлось собирать земли во круг Москвы? ( Только ли Москва боролась за то, чтоб быть центром объединения русских земель? А какой еще город? Покажите на карте Тверь и Москву. Назовите причины возвышения Москвы. В чем ыражалось поддержка Москвы церковью? В чем она заключалась? Мы сейчас упомянули Золотую Орду. Какую роль в истории России она играла? | Ученики отвечают на вопросы учителя -Иван Калита -Потому что в 12 веке на Руси началась политическая раздробленность, каждый князь хотел быть независимым правителем в своем уделе - Нет. - Тверь. - выгодное географическое положение; - поддержка Москвы церковью - Из Киева митрополит переехал в Москву - гибкая и дальновидная политика московских князей. - Московские князья не вступали в конфликт с ордой, что помогло им получать ярлык на княжение. -Русь попала в зависимость от орды, платила ей дань-выход, а чтоб быть главным над другими княжествами, князь должен был получить в орде ханскую грамоту. | ||||||||||||||||||
3.Определение темы | Действительно, ребята, ордынцев очень боялись, их войско считалось непобедимыми. Но за десятилетия «тишины», которою создавали правители Московского княжества, родилось новое поколение людей, не страшившееся ордынских набегов. Эти люди и бросили вызов Орде. СЛАЙД 2 Во 2-й половине 14 века в Москве появился князь, внук Калиты, Дмитрий Иванович (1359-1380) начнем заполнение таблицы. Запишите имя и дату правления Московского князя. Дмитрий Иванович становится московским князем в 12 лет. Ему рано пришлось повзрослеть и возложить на детские плечи большую ответственность за княжество. Войдя на престол, он получил ярлык на княжения, укрепил свою власть, в 1367 взамен дубовых стен отстроил белым камнем Московский кремль, что позволило защитить Москву от набегов. Прошло еще пару десятков лет. Наступил 1380г. В этот год произошло очень важное для Руси событие. Откройте учебники на стр.70.Прочитайте тему урока «Куликовская битва» СЛАЙД 3 Как думаете, что мы должны узнать на этом уроке? С кем была эта битва? Почему она произошла? Где она была? Как происходил ход битвы? Кто победил в этой битве? | Слушают учителя, начинают заполнение таблицы (распечатана на столах учеников) | ||||||||||||||||||
Работа с документом 1. Самостоятельная работа с учебником | И этот отважный князь осмелился прекратить выплаты Золотой орде. Как вы думаете какаю реакцию вызвало это у ордынцев? СЛАЙД 4 В самой орде порядок пошатнулся, начались процессы, похожие на те, что были на Руси 12 в. Орду раздирали распри ханов-период «Великой замятни»-длительной междоусобной войны. С 1361 – 1380 гг. ханом Золотой Орды стал Мамай. (запись в таблицу) Он был военачальник не знатного происхождения. Фактически не имел право на ханство, но был очень авторитетный. Мамай двинул свои войска на Русь. По какой причине- узнаем из документа. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, заполняют таблицу -Они были не довольны и посылали на Русь карательные отряды. | ||||||||||||||||||
СЛАЙД 5 В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский. Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им: Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…» Из «Новгородской Четвёртой летописи» Вопросы к документу:
| Слушают учителя, отвечают на вопросы | |||||||||||||||||||
Откройте учебник на стр.72. заполните в таблице графы «Цели» и «Союзники»
| Самостоятельно заполняют таблицу | |||||||||||||||||||
6. Физминутка: | прежде чем мы свами ринемся в бой и дадим отпор войскам Мамая, нам нужно немного размяться. | |||||||||||||||||||
7. Изучение нового Работа с картой Работа с картой-схемой | Куликовская битва: ход, итоги и сражение. Итак, обе стороны были готовы к войне. Когда мы говорим о военных событиях, на что мы обращаем внимание? СЛАЙД 6 В городе Коломне состоялся смотр русского войска. В собирании ратей участвовало 36 городов. На борьбу встала Северная – Восточная Русь. Дмитрий Иванович взял на себя всю ответственность за предстоящее сражение. Это был очень смелый шаг. Как вы думаете, почему это был смелый шаг? Предстояло глобальное сражение с ордынцами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку. У кого он мог её получить? СЛАЙД 7 Дмитрий Иванович перед походом посетил Сергия Радонежского- он считался мудрецом и провидцем. В чём состоял духовный подвиг Сергия Радонежского? Старец повлиял на политическую судьбу государства - он благословил Дмитрия на битву. СЛАЙД 8 И дал ему с собой двух своих монахов – Пересвета и Ослябю. Главному сражению на Дону предшествовали битвы на р. Пьяне -1377 г., (запись в конспект), которая закончилась поражением войск русских. Но выход Дмитрий всё равно не платил. И тогда состоялась битва на р. Возже 1378 г. Чем она закончилась вы мне скажите, уже читали в п.3 учебника. Мамай не мог простить поражения на р. Возже. И в 1380 г. Пошел на Русь. СЛАЙД 9 Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Русских княжеств. Почему? Он повел свои войска на рязанскую землю. Подойдя к Дону, мнения князей разделились: одни предлагали перейти реку Дон и сразиться с противником, другие - остаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага. Окончательное решение было за Дмитрием Ивановичем. Какое решение приняли бы вы на месте князя? | Кто представляет противостоящие стороны В чем причина? Повод для войны? Итог. | ||||||||||||||||||
- Давайте обратимся к карте в учебнике на стр.73 1). Найдите на карте место Куликовской битвы. 2). Проследите по карте передвижение русских и монголо-татарских войск. Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дон. Князь Дмитрий решил переправляться через реку, сказав при этом: «Честная смерть лучше позорной жизни». А как вы думаете, почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем? Работа с картой-схемой. СЛАЙД 13 Расскажите и покажите по карте-схеме: -Как расположены войска Мамая и князя Дмитрия Ивановича? -Какое преимущество было у князя Дмитрия? -Для чего он оставил резервный и засадный полки? -Как он мог ими воспользоваться? Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты. Как думаете почему? | Ответы учеников Ответы учеников | |||||||||||||||||||
Рассказ учителя о ходе события с демонстрацией на карте | СЛАЙД 10 Войска Дмитрия перешли Дон СЛАЙД 11 и построились к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на поле вблизи деревни Куликово. Предположите, какое название дали историки данному сражению. СЛАЙД 12 (Запись темы в тетради) Рассмотрим схему расположения войск. (на слайде) О ходе битвы вы узнаете из видео сюжета. | |||||||||||||||||||
Просмотр видео | СЛАЙД 14, 15 Вопросы к видео. -Когда состоялась битва? -С чего началась битва? СЛАЙД 16-17 -Кто побеждал на первом этапе? СЛАЙД 18 -Чем закончилась битва? -Какой манёвр русских войск позволил выиграть битву? | Сражение состоялось 8 сентября 1380 г. | ||||||||||||||||||
Рассказ учителя | СЛАЙД 19 Куликово поле после битвы было покрыто телами тысяч убитых После битвы князя Дмитрия долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только ранен. Ему оказали помощь, и он вновь возглавил войска. Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов. | |||||||||||||||||||
Подведение итогов | СЛАЙД 20 Подведем итоги: Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой на Куликовом поле? (на слайде) СЛАЙД 21 Значение куликовской битвы: русским стало ясно, что татар можно побеждать, если действовать дружно и всем вместе. Сражение показало, что можно победить Золотую Орду, но для этого нужно сплочение. Русские также поняли, что Москва и московские князья стоят не только за себя, но за всю Русскую Землю. Также стало ясно, что новый московский порядок, когда великий князь является государем над всеми остальными князьями, хорош и выгоден: при нём нет княжеских ссор, и русские люди могут объединяться для общего дела. СЛАЙД 22 За победу русских в Куликовской битве Дмитрий получил прозвище Донской. СЛАЙД 23 В наше время там, на месте Куликовской Битвы поднимается красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство». СЛАЙД 24 Неизгладима в памяти народной победа на Куликовом поле в 1380 г., но тем не менее победа не привела к ликвидации ига. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Дмитрию Ивановичу пришлось признать себя вассалом Золотой Орды и продолжать платить дань. Однако начало освобождению было положено. И Дмитрий уже без позволения хана передал престол своему сыну. | |||||||||||||||||||
8.Закрепление изученного |
| Выполняют задания | ||||||||||||||||||
9.Рефлексия. | Звучит «Музыка ангелов» Моцарт. (спокойная мелодия, чтобы дети могли настроиться на творческое задание) Выполните задания 1.Дайте название сегодняшнему уроку. Куликовская битва - ….. ( поле русской славы , день воинской славы, сила русского духа, торжество победы) 2. В результате урока мне открылись (я узнал): Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных чувства:_____ | Заполняют пункты задания | ||||||||||||||||||
10.Домашнее задание | П. 21, ответить на вопросы. 2. Работа с документом 2: представлены 2 точки зрения. Изучите их, для этого ответьте на вопросы. С какой точкой зрения вы согласны и почему (приведите 2 аргумента) 3. Найти произведения литературы или картины, посвященные Куликовской битве. | Записывают Д/з в тетради |
Приложение 1
Конспект урока
Тема:_________________________________
Линии сравнения | Москва | Золотая Орда |
Правитель (годы правления | ||
Цели противостояния | ||
Союзники | ||
Войско |
Причина войны______________________________
Повод для войны____________________________
Даты встречи войск Дмитрия с ордынцами
Битва не реке Пьяне ____________ итог:____________________________________
Битва на реке Возже____________итог:_____________________________
Главное сражение___________________________________
Итог:______________________________________________
1382 год___________________________________________
Итог______________________________________________
Выполните задания
1.Дайте название сегодняшнему уроку.
Подсказка: Вы можете использовать такие слова как «воинская слава», «сила духа», «победа», «доле доблести» и другие слова
Куликовская битва - ………………………
2.В результате урока мне открылись (я узнал):
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:____