12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Родионова Ольга Александровна58


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: история

Класс: 6 «А» класс

Учитель: Родионова О.А.

Дата проведения: 04.05.2018

Тема урока: Открытый урок истории «Куликовская битва»  ​​​​​​​

Тип урока: урок комбинированный, с элементами проблемного обучения и дискуссии

Метод обучения: проблемный, объяснительно - иллюстративный.

Цель: рассматривая деятельность Дмитрия Донского, сформировать у учащихся представление о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы, выяснить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы для Руси, особо подчеркнув при этом роль Москвы

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о значении Куликовской битвы в истории Руси; показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.

Развивающая: развивать умение работать с учебником, исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.

Оборудование: видеопроектор, документы, схемы, таблица

Содержание

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний
  3. Определение темы
  4.    Изучение нового
  5. Физминутка
  6. Изучение нового
  7. Закрепление изученного
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание
  1. Организа

ционный момент.

2 мин.

Приветствие учителя, представление гостей:

Здравствуйте ребята. Сегодня учителя и директор нашей школы у нас в гостях.

Прошу садится.

Дети заходят, приветствуют гостей. Рассаживаются по местам.

2. Актуализация знаний

СЛАД 1 - Сегодня мы вновь отправимся с вами в 14 в., но теперь мысленно перенесемся в его вторую половину. По ходу нашего путешествия мы, как всегда будем делать конспект, сегодня нам в этом поможет вот такая карта к уроку.

На прошлом уроке мы говорили о деятельности Московского князя начала 14 в., которого называют «Собиратель земель Русских». Как его имя? Почему он получил это прозвище?

Почему ему пришлось собирать земли во круг Москвы? (







Только ли Москва боролась за то, чтоб быть центром объединения русских земель? А какой еще город?

Покажите на карте Тверь и Москву. Назовите причины возвышения Москвы.

В чем  ыражалось поддержка Москвы церковью?




В чем она заключалась?














Мы сейчас упомянули Золотую Орду. Какую роль в истории России она играла?


Ученики отвечают на вопросы учителя






-Иван Калита 


   -Потому что в 12 веке на Руси началась политическая раздробленность, каждый князь хотел быть независимым правителем в своем уделе

- Нет.

- Тверь.


- выгодное географическое положение;

 - поддержка Москвы церковью

- Из Киева митрополит переехал в Москву

- гибкая и дальновидная политика московских князей.


- Московские князья не вступали в конфликт с ордой, что помогло им получать ярлык на княжение.


-Русь попала в зависимость от орды, платила ей дань-выход, а чтоб быть главным над другими княжествами, князь должен был получить в орде ханскую грамоту.

3.Определение темы

Действительно, ребята, ордынцев очень боялись, их войско считалось непобедимыми. Но за десятилетия «тишины», которою создавали правители Московского княжества, родилось новое поколение людей, не страшившееся ордынских набегов. Эти люди и бросили вызов Орде.

СЛАЙД 2 Во 2-й половине 14 века в Москве появился князь, внук Калиты, Дмитрий Иванович (1359-1380) начнем заполнение таблицы. Запишите имя и дату правления Московского князя.

Дмитрий Иванович становится московским князем в 12 лет. Ему рано пришлось повзрослеть и возложить на детские плечи большую ответственность за княжество. Войдя на престол, он получил ярлык на княжения, укрепил свою власть, в 1367 взамен дубовых стен отстроил белым камнем Московский кремль, что позволило защитить Москву от набегов.

Прошло еще пару десятков лет. Наступил 1380г.  В этот год произошло очень важное для Руси событие. Откройте учебники на стр.70.Прочитайте тему урока

«Куликовская битва» СЛАЙД 3

Как думаете, что мы должны узнать на этом уроке?

С кем была эта битва?

Почему она произошла?

Где она была?

Как происходил ход битвы?

Кто победил в этой битве?

Слушают учителя, начинают заполнение таблицы (распечатана на столах учеников)

  1. Изучение нового

















Работа с документом 1.
















Самостоятельная работа с учебником

И этот отважный князь осмелился прекратить выплаты Золотой орде.


Как вы думаете какаю реакцию вызвало это у ордынцев?

СЛАЙД 4 В самой орде порядок пошатнулся, начались процессы, похожие на те, что были на Руси 12 в. Орду раздирали распри ханов-период «Великой замятни»-длительной междоусобной войны. С 1361 – 1380 гг. ханом Золотой Орды стал Мамай. (запись в таблицу) Он был военачальник не знатного происхождения. Фактически не имел право на ханство, но был очень авторитетный. Мамай двинул свои войска на Русь. По какой причине- узнаем из документа.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, заполняют таблицу

-Они были не довольны и посылали на Русь карательные отряды.


СЛАЙД 5  В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.

Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им:

Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…»

Из «Новгородской Четвёртой летописи»

Вопросы к документу:

  1. В каком году началось выступление Мамая?
  2. Кто выступил на стороне Мамая?
  3. С какой целью он готовился к походу на Русь?
  4. Почему Мамая поддержал рязанский князь?
  5. Зачем победа нужна была Мамаю?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Откройте учебник на стр.72. заполните

в таблице графы «Цели» и «Союзники»

Линии сравнения

Золотая Орда

Москва

Цели

Покорение Руси, разгром основных центров Руси

Освобождение Руси от ига. Защита интересов православия

Союзники

Литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег

Русские князья, литовские князья Ольгердовичи

Войско

Усиление конного войска нанятой генуэзкой пехотой

Постоянное войско, созыв народного ополчения, пехоты из горожан


Самостоятельно заполняют таблицу

6. Физминутка:

прежде чем мы свами ринемся в бой и дадим отпор войскам Мамая, нам нужно немного размяться.


7. Изучение нового




































Работа с картой








Работа с картой-схемой

Куликовская битва: ход, итоги и сражение.

Итак, обе стороны были готовы к войне.

Когда мы говорим о военных событиях, на что мы обращаем внимание?


СЛАЙД 6 В городе Коломне состоялся смотр русского войска. В собирании ратей участвовало 36 городов. На борьбу встала Северная – Восточная Русь.

Дмитрий Иванович взял на себя всю ответственность за предстоящее сражение. Это был очень смелый шаг. Как вы думаете, почему это был смелый шаг? Предстояло глобальное сражение с ордынцами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку. У кого он мог её получить?

СЛАЙД 7 Дмитрий Иванович перед походом посетил Сергия Радонежского- он считался мудрецом и провидцем. В чём состоял духовный подвиг Сергия Радонежского? Старец повлиял на политическую судьбу государства - он благословил Дмитрия на битву.

СЛАЙД 8 И дал ему с собой двух своих монахов – Пересвета и Ослябю.

Главному сражению на Дону предшествовали битвы на р. Пьяне -1377 г., (запись в конспект), которая закончилась поражением войск русских. Но выход Дмитрий всё равно не платил.  И тогда состоялась битва на р. Возже 1378 г. Чем она закончилась вы мне скажите, уже читали в п.3 учебника. Мамай не мог простить поражения на р. Возже. И в 1380 г. Пошел на Русь.

СЛАЙД 9 Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Русских княжеств. Почему?

Он повел свои войска на рязанскую землю. Подойдя к Дону, мнения князей разделились: одни предлагали перейти реку Дон и сразиться с противником, другие - остаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага. Окончательное решение было за Дмитрием Ивановичем.  Какое решение приняли бы вы на месте князя?

Кто представляет противостоящие стороны

В чем причина?  Повод для войны? Итог.


- Давайте обратимся к карте в учебнике на стр.73

1). Найдите на карте место Куликовской битвы.

2). Проследите по карте передвижение русских и монголо-татарских войск.

Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дон. Князь Дмитрий решил переправляться через реку, сказав при этом: «Честная смерть лучше позорной жизни».

А как вы думаете, почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?

Работа с картой-схемой. СЛАЙД 13

Расскажите и покажите по карте-схеме:

-Как расположены войска Мамая и князя Дмитрия Ивановича?

-Какое преимущество было у князя Дмитрия?

-Для чего он оставил резервный и засадный полки?

-Как он мог  ими воспользоваться?

Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты. Как думаете почему?





Ответы учеников












Ответы учеников

Рассказ  учителя о ходе события с демонстрацией на карте

СЛАЙД 10 Войска Дмитрия перешли Дон

СЛАЙД 11 и построились к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на поле вблизи деревни Куликово. Предположите, какое название дали историки данному сражению. СЛАЙД 12 (Запись темы в тетради)

Рассмотрим схему расположения войск. (на слайде)

О ходе битвы вы узнаете из видео сюжета.


Просмотр видео

СЛАЙД 14, 15

Вопросы к видео.

-Когда состоялась битва?

-С чего началась битва? СЛАЙД 16-17

-Кто побеждал на первом этапе? СЛАЙД 18

-Чем закончилась битва?

-Какой манёвр русских войск позволил выиграть битву?

Сражение состоялось 8 сентября 1380 г.

Рассказ учителя

СЛАЙД 19 Куликово поле после битвы было покрыто телами тысяч убитых После битвы князя Дмитрия долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только ранен. Ему оказали помощь, и он вновь возглавил войска. Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.


Подведение итогов

СЛАЙД 20 Подведем итоги:  Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой на Куликовом поле? (на слайде)

СЛАЙД 21  Значение куликовской битвы: русским стало ясно, что татар можно побеждать, если действовать дружно и всем вместе.

Сражение показало, что можно победить Золотую Орду, но для этого нужно сплочение. Русские также поняли, что Москва и московские князья стоят не только за себя, но за всю Русскую Землю. Также стало ясно, что новый московский порядок, когда великий князь является государем над всеми остальными князьями, хорош и выгоден: при нём нет княжеских ссор, и русские люди могут объединяться для общего дела.

СЛАЙД 22  За победу русских в Куликовской битве Дмитрий получил прозвище Донской.

СЛАЙД 23   В наше время там, на месте Куликовской Битвы поднимается красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство».

СЛАЙД 24 Неизгладима в памяти народной победа на Куликовом поле в 1380 г., но тем не менее победа не привела к ликвидации ига.

В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Дмитрию Ивановичу пришлось признать себя вассалом Золотой Орды и продолжать платить дань. Однако начало освобождению было положено. И Дмитрий уже без позволения хана передал престол своему сыну.


8.Закрепление изученного

Задание

Ответ (буква)

1.Какой князь получил право собирать дань с русских земель в пользу Орды?

Александр Невский – Л;       

Даниил Галицкий – К;

Иван Калита – Е;     

Юрий Всеволодович – А


Какой город становится центром объединения русский земель?

                  Киев – И; Москва – Д; Тверь – В; Новгород – Г


Иго – это:

дань с русских земель – О; зависимость Руси от монголо-татар – И;     раздробленность Руси – Б ; сборщик дани – Е


Кто возглавил русскую дружину во время Ледового побоища?

Иван Калита – Ж; Ярослав Мудрый – З; Александр Невский – Н;

Олег Рязанский – П


Грамота, выдаваемая ордынскими ханами русским князьям

ярлык – С; баскак – Р; иго – У; барщина – Ш


Какой город татары назвали «злым городом»?

Торжок – А;  Рязань – Р;   Козельск-Т;    Владимир – У


Что не являлось причиной возвышения Москвы?

- выгодное географическое положение – Г

- дальновидная политика московских князей – Е

- Москва – религиозный центр Руси – О

- Слабая власть московских князей –В


Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани?

воевода Пётр Ослядюкович – Ф ; князь Юрий Всеволодович – С;

Евпатий Коловрат – О; воевода Филипп Нянька –П




Выполняют

задания

9.Рефлексия.


Звучит «Музыка ангелов» Моцарт. (спокойная мелодия, чтобы дети могли настроиться на творческое задание)

Выполните задания

1.Дайте название сегодняшнему уроку.

Куликовская битва - ….. ( поле русской славы , день воинской славы, сила русского духа, торжество победы)

2. В результате урока мне открылись (я узнал):

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:_____

Заполняют пункты задания

10.Домашнее задание

П. 21, ответить на вопросы.

2. Работа с документом 2: представлены 2 точки зрения. Изучите их, для этого ответьте на вопросы. С какой точкой зрения вы согласны и почему (приведите 2 аргумента)

3. Найти произведения литературы или картины, посвященные Куликовской битве.


Записывают Д/з в тетради


Приложение 1


Конспект урока

Тема:_________________________________

Линии сравнения

Москва

Золотая Орда

Правитель

(годы правления



Цели противостояния




Союзники




Войско




Причина войны______________________________

Повод для войны____________________________

Даты встречи войск Дмитрия с ордынцами

Битва не реке Пьяне ____________ итог:____________________________________

Битва на реке Возже____________итог:_____________________________

Главное  сражение___________________________________

Итог:______________________________________________

1382 год___________________________________________

Итог______________________________________________


Выполните задания

1.Дайте название сегодняшнему уроку.

Подсказка: Вы можете использовать такие слова как «воинская слава», «сила духа», «победа», «доле доблести» и другие слова

Куликовская битва - ………………………

2.В результате урока мне открылись (я узнал):

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:____


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.