Методическая разработка урока математики для 2 класса
общеобразовательной школы
Вяльцева Александра Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2»
г. Первоуральск
Предмет: математика
Класс: 2
Тема урока: «Единицы измерения длины: миллиметр».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Формы: индивидуальная, работа в парах, в группах, учебный диалог, фронтальная.
Цель урока: познакомить с новой единицей длины - миллиметр, на основе ранее изученных единиц измерения длины – сантиметр, дециметр.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с новой единицей длины, учить измерять, работать по инструкции, делать выводы, закреплять знания нумерации чисел;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал, формировать умение работать в паре;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: работать в сотрудничестве с учителем, планировать свою деятельность, ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.
Оборудование урока: учебник «Математика» 2 класс М.И.Моро, М.А.Бантова и др., компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, линейки, раздаточный материал.
Технологии урока: 1) здоровьесберегающие технологии; 2) технологии сотрудничества; 3) технологии критического мышления и технологии смыслового чтения; 4) технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности; 5) деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению.
Этапы урока | Содержание этапа | Время | Формируемые УУД | Здоровьесозидающие компоненты урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1.Организационный. Цель: создать эмоционально положительный настрой на урок, приветствие, организация внимания. 2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Цель: мотивация учащихся на активную работу на уроке. 3. Решение учебной задачи. Цель: изучение нового материала. 4.Актуализация знаний. Цель: поиск и выделение необходимой информации. 5.Обобщение и систематизация знаний. Цель: закрепить полученные знания. 6.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: подведение итогов, самооценка. | - Прозвенел и смолк звонок - начинается урок! Ребята, покажите мне, пожалуйста, смайлика, символизирующего ваше настроение. Давайте все вместе улыбнемся тому, у кого сегодня не очень хорошее настроение. Игра в мяч «Назови число» - Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. А говорили мы об однозначных и двузначных числах. А как вы усвоили эту тему, покажите в игре. Я буду кидать вам мячик и просить назвать однозначное или двузначное число. Возвращая мне мяч, вы называете число. - Молодцы, все справились! - А теперь я проверю, дружно ли вы работаете в команде и как хорошо умеете считать. Игра «Математическая пословица». - Постройтесь по командам , встаньте между рядами. Получилось 3 команды. По одному ученику нужно подбежать к доске и решить 1 пример, записывая ответ. -Проверяем результаты, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. -Но мы ещё не закончили игру. Нужно отгадать зашифрованную пословицу. В таблицу нужно вставить буквы, соответствующие числам. - А теперь прочитаем, какая пословица у нас получилась. «Пешком ходить – долго жить». - Как вы понимаете эту пословицу? За ответы дети получают по одному математическому человечку. -А как зовут этих человечков, я расскажу потом. -Какими величинами можно измерить шаги? -Давайте вспомним единицы измерения длины и их соотношения. (Показ презентации) - А теперь мы с вами проведем опыт. (Работа в парах) - На каждой парте лежит один конверт. Достаньте из него содержимое. - Что там? Правильно это рис. Попробуйте с помощью линейки измерить длину одного зёрнышка. -Можно ли измерить? Правильно, длина зерна меньше сантиметра и мы должны узнать величину меньшую, чем сантиметр. - Эта величина называется миллиметр. (Показ презентации) Музыкальная физминутка для глаз. -Повторяйте движения глазами за смайликом. -А вот теперь я познакомлю вас с этими математическими человечками, которые вы получали за верные ответы. В некотором царстве, в Математическом государстве жил-был дядюшка Метр. И было у него три сына. Старшего звали Дециметр, среднего Сантиметр, а самого младшего и маленького Миллиметр. (Показ этих человечков на доске) - А теперь уже зная, как измерить рис, узнайте длину зёрен. Работа по учебнику. -На стр.10 №2 с помощью линейки нужно узнать длину каждого отрезка в сантиметрах и миллиметрах. Самостоятельно работаете в №3. Нужно поставить знаки больше, меньше или равно. -Выполняем взаимопроверку, показ верных ответов на презентации. Музыкальная физминутка. - Ребята, скажите, а вы за лето подросли? А что вы делали, чтобы вырасти? Так вот и деревья тоже растут. Мы сейчас будем решать задачу о ёлочке, которая за лето тоже подросла. Была- 7дм Выросла- на 20 см Стала - ? Переводим дм в см: 7дм=70см 70+20=90 (см) Ответ: 90 см стала высота ёлочки. Игра «Карусель» -Сейчас мы вспомним, о чём говорили на уроке. Поиграем в игру «Карусель». 5 учеников встают в круг спинами друг к другу, а напротив них 5 других учеников. Те дети, которые стоят внутри задают по одному вопросу тем, кто стоит напротив. По звонку колокольчика отвечающие переходят по часовой стрелке к следующему ученику, задающему вопрос. Если ответ правильный, то отвечающий ученик получает жетон. Если ученик собрал 5 жетонов, то он получает пятёрку, если 4 жетона – четвёрку и т.д. Вопросы: 1.Сколько см в 1м ? 2. Сколько дм в 1м? 3. Сколько мм в 1см? 4.Сантиметр- это единица измерения чего? Длины, времени, массы? 5.Как называется инструмент, которым можно измерить миллиметр? Подсчёт жетонов. -Итак, подведём итоги. Давайте посчитаем, сколько математических человечков вы получили за урок. Если 3 и больше, то отметка 5. Если 2 человечка, то 4. Всех заработанных человечков оставьте себе на память. Всё ли вам было понятно на уроке? Покажите смайлики. | Учащиеся показывают смайликов. Называют числа, возвращают мяч учителю. Учащиеся встают между рядами. Подбегают к доске по одному и записывают ответы. Проверяют ответы, подсчитывают баллы. По одному выходят к доске, записывают буквы. Читают хором пословицу. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос (метрами и сантиметрами). Вспоминают единицы длины, их соотношения. Достают рис из конвертиков. Измеряют длину зёрен. Делают вывод, что длина зерна меньше сантиметра. Знакомятся с новой величиной. Выполняют упражнения для глаз. Работают с линейками, измеряют длину зёрен. Измеряют длину с помощью линейки. Работают самостоятельно. Выполняют взаимопроверку. Учащиеся выполняют физические упражнения. Отвечают на вопросы. (Ели фрукты и овощи, занимались спортом) Решают задачу. Выходят к доске. 5 учеников задают вопросы по пройденной теме, другие на эти вопросы отвечают. Считают человечков. Получают отметки. Показывают смайликов. | 1
2
5 1
2 1 1 2 2 2 1 3 1 1 4
2 5
3 1 | Коммуникативные Планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. Регулятивные Формировать навыки подготовки к систематической деятельности на уроке. Личностные Формировать умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности. Регулятивные Оценивать достигнутые результаты. Познавательные Анализировать деятельность на уроке. Коммуникативные Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные Работать в сотрудничестве с учителем, с учащимися, планировать свою деятельность, преобразовывать практическую практическую задачу в познавательную Познавательные Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Познавательные Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Личностные Способность к самооценке Коммуникативные Учитывать разные мнения, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности. | Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность Обеспечение двигательной активности учащихся. Психологическая безопасность Создание доброжелательного микроклимата. Снятие эмоционального напряжения у учащихся. Гигиеническая обоснованность И профилактическая направленность Увеличение двигательной активности учащихся через использование педагогических технологий урока Психологическая безопасность Безопасное оценивание. Оказание учителем помощи и поддержки учащимся. Личностная ориентированность Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся. Создание условий для оценочной деятельности учащихся. Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность Соблюдение динамики работоспособности и учащихся в ходе урока. Включение в блок динамической паузы. Психологическая безопасность Безопасное оценивание. Оказание учителем помощи и поддержки учащимся. Направленность на формирование здорового образа жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через разнообразные, содержательные линии урока. Психологическая безопасность Безопасное оценивание. Оказание учителем помощи и поддержки учащимся. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : приказ министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. СанПиН 2.4.2821-10.
3. Математика: 2 класс : учебник для общеобразовательных организаций. /М.И.Моро, М.А.Бантова и др. – Москва : Просвещение, 2012. – 10с.
4. Из опыта проведения регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель здоровья России 2021» : сборник материалов победителей и лауреатов конкурса / сост. Е.А.Богачева, И.А.Куренская. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – с.20-32.
11