Урок математики в 1 классе на тему «Сантиметр — единица измерения длины»
Тема: ««Сантиметр – единица измерения длины»».
Учебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть 2 , с 26-27.
Тип урока: урок изучения нового материала. Первый урок в теме «Измерение длины».
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в паре.
Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, технология деятельностного подхода.
Техническое оборудование: учебник, мультимедийный комплекс, измерительные материалы: линейка, сантиметровая лента, видео отрывка из мультфильма «38 попугаев», раздаточный материал для групп (полоски разной длины и разного цвета), клей.
Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность
Дидактическая цель деятельности учителя: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Ключевые слова: сантиметр, величина, длина, мерка, линейка
Задачи:
познакомить учащихся с единицей измерения длины «сантиметр»;
научить измерять длину отрезков;
повторить старинные меры длины;
развивать внимание, ориентирование в пространстве, воображение; воспитывать трудолюбие, доброе отношение друг другу.
Планируемые результаты:
иметь представление о понятии «отрезок»;
уметь использовать различные мерки и инструменты для измерения длины.
Личностные:
-способность к самооценке;
-наличие учебно-познавательной мотивации;
-ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение выполнять учебные действия в устной речи.
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
-осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
-умение анализировать и исправлять ошибки;
-осуществление контроля по результату.
Познавательные УУД:
-умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-использование знаково-символических средств;
-умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные УУД:
-сотрудничество с учителем и сверстниками;
-формирование собственного мнения;
-умение аргументировать свой ответ;
-владение монологической и диалогической формами речи.
Технологическая карта проведения урока
«Сантиметр – единица измерения длины»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности. (2 мин) Организационный момент: Релаксационная игра. Цель игры: данная игра проводиться для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе. |
Солнце на небе проснулось,
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Подари кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте друг другу удачи в работе на уроке. (ЭОР Слайд 2-3+ ссылка на музыкальное сопровождение http://ololo.fm/search) |
Подготовка учащихся к работе на уроке, проверка рабочего места. |
Урок начинается с организационного момента, которым служит конкретное задание, которое направлено и на актуализацию знаний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Мотивация к учебной деятельности. (8 мин) Цели: - создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность |
Сегодня у нас необычный урок математики. А начать его я хотела бы с задания, которое любят все дети. С загадки.
Мама - золотые руки - (ЭОР Слайд 4 загадка + отгадка) - Кто это? Не отгадали? Тогда я начну с фокуса. Закройте глазки и откройте их по моей команде. (Учитель надевает фартук и берет в руки сантиметровую ленту). - Откройте глазки и отгадайте по моей одежде, кто я по профессии?
- А какими качествами должен обладать портной, чтобы шить красивую, удобную одежду? Что он должен уметь? - Чему бы вы хотели научиться на уроке, чтобы стать настоящими портными? Нашим девизом урока будут слова: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». (ЭОР Слайд 5) Для начала проверим, а умеете вы измерять. У вас на столе лежат полоски разного цвета. 1-ый ряд измеряет ширину парты с помощью красной полоски, 2-ой ряд с помощью желтой полоски, а 3-ий ряд с помощью зеленой полоски. (Приложение 1) Предлагает детям измерить ширину парты с помощью полосок разного цвета. Выясняет с детьми, почему получилась разная длина. Подводит детей к мысли, что для измерения ширины парты нужна одинаковая мерка всем. Вам необходимо с помощью их измерить ширину парты. Работать будете в парах. Каждая пара запишет свой ответ.
- Какую длину получил первый ряд, какую – второй, какую – третий? (результат получился разный).
Ребята, с такой же проблемой столкнулся и герой мультфильма. |
Учащиеся слушают и отгадывают загадку с последующими ответами на вопросы. - Швея, портные. (Ответы могут быть вариативные) Учащиеся выполняют задание с элементами релаксации. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Мерить, шить, измерять……Дети объясняют, как они понимают смысл пословицы. Учащиеся приходят к выводу, что если разная мерка, то и длина разная. Чем больше мерка, тем меньше число и на оборот. |
Дети объясняют, как они понимают смысл пословицы. Дети выполняют практическую работу. Дети в парах сравнивают полученные результаты. Измеряют полоски с помощью предложенных мерок. Выясняют, почему результаты получились разные. Приходят к выводу о единой мерке для всех. |
Физминутка (2 мин) |
Организация физкультурной минутки (ЭОР мультимедиа ссылка http://zadorinka.ucoz.ru/load/fizminutki/super_fizkultminutka_dlja_uroka) |
Выполняют движения с мультимедийным сопровождением. |
|
Актуализация знаний (5минут)
Цели: |
- Чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка. |
Измеряют отрезок на карточке и записывают результаты.
|
|
Целеполагание (3 минуты) |
Мы не знаем, в каких единицах измерять отрезок? |
Учащиеся приходят к выводу, что эти мерки не рациональны в данное время для измерения длины. Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят |
(познавательные); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра (личностные); |
|
(ЭОР Слайд 16) -Для чего нужна единая мерка? - Что на ней изображено (черточки, цифры). - Это короткие отрезки. Сколько здесь сантиметров-10см. Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается.
(ЭОР Слайд17) |
||
Первичное закрепление |
Найдите № 71 на странице учебника 29. - Какое задание вы предложили бы выполнить? - Измерьте линейкой длину отрезка Винни Пуха. (ЭОР Слайд18) |
Учащиеся работают в паре. |
Личностные (В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения - дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу.) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) |
- Итак, мои помощники вы научились хорошо измерять, и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой. (ЭОР Слайд 19)
Учитель наблюдает за работой учащихся. |
Учащиеся выполняют работу самостоятельно. |
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания) |
Итог урока |
- Я вам вместе с нашими героями мультфильма, предлагаю пройти тест, а помогать мне будете вы, мои храбрые портняжки. (ЭОР интерактивный тест) |
Учащиеся поочереди выходят к доске и отвечают на вопросы, выполняют практическое задание. |
|
9.Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)
Цели: |
- Зачем нужны единицы измерения длины? Зачем нам нужно уметь измерять длину разных предметов? |
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют практическое задание. |
Подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для первоклассника задачей. |
Иванова Светлана Александровна