Урок «Единицы измерения площадей» (Математика, 5 класс)

2
0
Материал опубликован 26 November 2017

Цели. Образовательный аспект: обобщить теоретический материал по данной теме, закрепить умение находить площадь прямоугольника, выражать единицы измерения площадей;

Развивающий аспект: развивать правильную математическую речь, логическое мышление, умение аргументировать ответ, развивать быстроту вычислительных навыков, самостоятельность;

Воспитательный аспект: повысить интерес к математике, воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать , воспитывать чувство уверенности в себе.

 

                             Ход урока.

1.      Приветствие.

«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку. «Здравствуй!»- улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, и здоровым будет целый век!

Учитель.   Предлагаю девизом нашего урока высказывание древнегреческого философа: «Ученик, который учится без желания- это птица без крыльев.» И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать новое, и только в этом случае своими «крыльями» будете «взлетать» все выше и выше.

2.      Мотивация, целеполагание.

Мы очень часто говорим о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила людей уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь.

Упражнение 1. Давайте посмотрим на запись на доске:  кв. метр, кв. дециметр, гектар, кв. километр, ар, кв. сантиметр, кв. миллиметр. Здесь даны единицы измерения. Исключите лишнее. Объясните свое решение.

Примечание 1(слайд1). Объявляется тема урока. У учащихся спрашивают цели урока.

Знать: формулы площадей прямоугольника и квадрата; единицы измерения площадей.

Уметь: находить площади прямоугольника и квадрата; работать с разными единицами площадей.

Упражнение 2. Записать единицы площадей в порядке возрастания (проверка по слайду2)

3.      Актуализация опорных знаний и умений.

1). На партах у учащихся желтый лист; отвечают на вопросы теста. Составляют формулы площадей. Учащиеся работают индивидуально (проверка по 3 слайду)

       2). Устный счет(задачи записаны на слайде4)

--- Площадь прямоугольника 50 кв. см., а площадь квадрата в 2 раза меньше. Чему равна площадь квадрата?

--- Чему равна сторона этого квадрата?

--- Грядку длиной 12м. и шириной 1м. разделили на 3 равных прямоугольника. Чему равна площадь каждого?

3). Практическая работа.

Лес-это не только украшение Земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства домов, изготовления мебели, для производства бумаги и т. д. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче(5слайд).

«Вычислить сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать учебник»Математика» автор Н.Я.Виленкин  для пятиклассников»

1этап. Планирование.

 Учитель разбирает с учащимися ход решения задачи.

2этап. Деятельностный(слайд6).

Учащиеся смотрят алгоритм решения на слайде и выполняют эту практическую работу группами.

Этапы работы над задачей:

1). Вычислить площадь одного листа учебника.

2). Найти площадь всех листов в учебнике(то есть площадь одного учебника)

3). Выразить результат в квадратных метрах.

4). Используя тот факт, что на 1000кв. метров бумаги надо вырубить 2000кв. метров леса, узнать сколько необходимо леса, чтобы создать 50000 учебников математики(это тираж учебника)

Решение:

1). S1=16см.*21см.=336кв.см.- это площадь одного листа учебника.

2).Sуч.=336кв.см.*140= 47040кв.см.= 4кв. метра 7040кв.см.

3). Округлим этот результат до кв. метров, то есть приближенно равно 5кв. метров- это площадь учебника.

4). Так как для производства 1000кв. метров бумаги надо вырубить2000 кв. метров леса, то есть леса надо в 2 раза больше. Значит, на производство 1-го учебника требуется 5кв. метров*2=10 кв. метров леса.

5). На весь тираж необходимо: 10кв. метров*50000=500000кв. метров леса или это равно 50га.

Вывод: прежде, чем портить учебник подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового учебника.

Берегите книги!

Примечание: леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные  для жизни человека газы, задерживают пыль на деревьях.

Вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу, парке.

Часовая прогулка среди деревьев(особенно сосен) дает заряд бодрости, укрепляет иммунитет и повышает работоспособность.

«Любите лес, охраняйте его – это долг каждого человека!»(слайд7)

4). Как вы думаете такие или другие единицы измерения площади использовались в Древней Руси?

(Слайд8) о старинных единицах площадей.

В11-13 веках на Руси употребляется земельная мера – «плуг». Плуг равен 8-9 га.

В 14-15 веках основной единицей площади была- «кадь»- это площадь, для засева которой нужно было 400кг.зерна.

Половина этой площади получило название- «десятина»(18 век).

Она равнялась примерно1га.

Еще одной единицей земли была- «соха»-это количество пахотной земли, которое в состоянии был обработать один пахарь.

Примечание: сейчас мы не используем этих мер площадей. От древних землемеров нам досталось само слово «площадь».

При Петре1 в системе единиц прочно утвердились квадратные метры(слайд9).

5). Выполнение №756(а,б) из учебника(с.116)

     4. Итог урока. Обобщение.

(10слайд).Вопросы: 1). В каких единицах вы будете измерять площадь одной страницы тетради? 2).---площадь Сибирской тайги? 3). –площадь огорода? 4).—площадь поверхности нашей планеты? 5). –площадь комнаты?

4.      Рефлексия.

Вернемся к девизу урока. Учитель задает вопрос: «Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?  С желанием работали?»    Дети отвечают. Учитель: «Значит наша птица всегда будет с крыльями! Спасибо за урок!»

 

Комментарии
Комментариев пока нет.