Урок на тему «Единицы площади» (Математика, 4 класс)
Конспект урока по математике в 4 классе
Тема: «Единицы площади. Вычисление периметра многоугольника и площади прямоугольника.»
Цель урока: формирование умения вычислять площадь прямоугольника, используя формулу площади прямоугольника.
Задачи:
образовательные:
-закрепить знания о свойствах прямоугольника, умение вычислять площадь прямоугольника.
-развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, произвольного внимания через использование наглядности, устную речь;
-развивать навыки образного и логического мышления, речи, умения сравнивать, делать выводы, наблюдать, работать с дополнительными источниками информации;
- способствовать формированию навыка конструктивного общения, умение работать в парах, группах.
-воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, положительное отношение к процессу познания, чувство товарищества;
- воспитывать аккуратность, ответственность.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
• положительное отношение и интерес к изучению математики;
• ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
• умение признавать собственные ошибки
Регулятивные УУД
• удерживать цель учебной деятельности;
• учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
• использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Познавательные УУД
• сопоставлять разные способы решения задач;
• сравнивать и классифицировать, геометрические фигуры по заданным критериям;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
• находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные УУД
• сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
• задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Предметные результаты
- проверять правильность выполнения действий с многозначными числами, используя алгоритм, обратное действие
- решать задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов;
- находить площади фигур, составленных из квадратов и прямоугольников;
- читать и записывать изученные геометрические величины, выполнять перевод из одних единиц длины в другие, сравнивать их значения, складывать, вычитать, умножать и делить на натуральное число;
- наблюдать зависимости между величинами с помощью таблиц, фиксировать зависимости в речи и с помощью формул (формулы периметра и площади прямоугольника: P = (a + b) × 2 и S = a ∙ b);
- находить информацию по заданной теме в разных источниках (учебнике, справочнике, энциклопедии, контролируемом пространстве Интернета и др.).
Тип урока: комбинированный
Технология: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология системно-деятельностного метода.
Формы урока: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, дифференцированная
Средства обучения:Материалы для апробации ЭОР в начальной школе | Открытый класс , раздаточный материал, толковый словарь С.И.Ожегова.
Методы: наглядные, словесные, практические
Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, субноутбук AsusEeePCX101 HAtomN 570/IG/320Gb/int/ 10,1´´/ WSVGA/WiFi/W7S/Cam3с/black (14 шт), Мобильная естественно-научная лаборатория «Лабдиск», беспроводной интернет Вай-фай, рулетки.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, информатика
Х О Д У Р О К А
Организационный момент
Цель: организовать и дисциплинировать учащихся, активизировать их внимание ( 1 мин)
Учитель приветствует учащихся
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать.
- Чем знаменателен год для Нашей школы? (школе исполняется 25 лет со дня основания)
- На День рождения принято делать подарки, сегодня мы подготовим подарок для нашей любимой школы – наши знания, наши открытия, которые совершим на занятии.
Учитель прикрепляет на доску рисунок школы
2. Формулирование темы урока
Цель: Цель: уметь самостоятельно формулировать тему урока, осуществлять поиск необходимой информации из материала предложенного учителем (5 мин)
Учитель организует работу по разгадыванию кроссворда
- Для выделения ключевого слова занятия, решим кроссворд
Сумма длин всех сторон геометрической фигуры
Инструмент для измерения длины, выполнения геометрических чертежей
Правило, записанное с помощью букв
Единица измерения длины
Одна из сторон прямоугольника
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
| |
3.
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| ||||||
| 4. |
|
|
|
|
|
|
|
| 5. |
|
|
|
|
| ||
|
|
- Назовите ключевое слово урока (Площадь)
- Что такое площадь? Какое значение имеет это слово?
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова (учащиеся в группах работают с толковым словарем С.И.Ожегова)
1 значение. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Наша самая главная площадь ? - Как называется площадь в Костроме? (сопровождается Презентацией PowerPoint)
Красная площадь Площадь Ивана Сусанина
- 2 значение.
Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
- Жилая площадь. Полезная
- 3 значение.
Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.
- Какое значение слова площадь подойдет к нашему уроку?
- Тема урока? Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока.
- Какие задачи поставим перед собой на занятии? Учащиеся ставят перед собой задачи
3. Актуализация знаний
Цель: Систематизация знаний о свойствах прямоугольниках, единицах измерения площади (4 мин)
Учитель организует повторение изученного (Сопровождается Презентацией PowerPoint)
- Назовите номера, под которыми находятся прямоугольники.
- Докажите.
- Из предложенных карточек, выберите те, которые указывают на единицы измерения площади фигуры.
Учащиеся работают в группах
Перед ними карточки:
1см2, 15км, 4мм2, 80дм, 8дм2,
10см, 4м2, 1км 50м.
- Назовите данные единицы измерения площади в порядке увеличения
Учащиеся карточки с выбранным ответом прикрепляют на доску. -4мм2, 1см2, 8дм2, 4м2
- Подумайте, в каких единицах будете измерять площадь стены в классе, закладки, крышки парты, территории города
- Как взаимосвязаны длины сторон, периметр и площадь прямоугольника?
У доски работает ученик, записывает формулы площади и периметра прямоугольника.
4.Работа над темой урока
1) Повторение (решение задач с использованием формул (формулы периметра и площади прямоугольника: P = (a + b) × 2 S = a ∙ b)
Цель: закрепление навыков решения геометрических задач с использованием формул
У
Учащиеся в группах выполняют задания (ЦОР)
Материалы для апробации ЭОР в начальной школе | Открытый класс
Учитель организует работу по решению геометрических задач
- Какие достопримечательности нашего города видим, когда находимся на площади Ивана Сусанина? (Мучные и Красные торговые ряды)
- Мучные и Красные торговые ряды имеет форму прямоугольника.
Размеры Мучных торговых рядов: 122м ширина, 163м длина;
Размеры Красных торговых рядов: 110 м ширина, 160 м длина.
- Не вычисляя, назовите площадь каких рядов больше? (Мучные торговые ряды будут по площади больше, т.к. р длина и ширина больше, чем длина и ширина Красных торговых рядов).
- На сколько м 2 больше? Выполните необходимые вычисления. Учащиеся выполняют математические действия, работая в парах.
122·163 - 110·160=2286(м2) Взаимопроверка между группами.
5.Физкультминутка
Цель: Повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха учащихся (1 мин)
Раз- подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять -руками помахать.
Шесть- за парты тихо сесть.
2)Проблемная ситуация
Цель: Создание проблемной ситуации, через постановку проблемного вопроса подвести к теме урока через практическое задание решения проблемной ситуации (составление алгоритма выполнения работы (2 мин)
Перед вами чертеж основания нашей школы. Как вычислить площадь основания нашей школы?
В ходе «мозгового» штурма, учащиеся приходят к выводу, что основание школы состоит из 5 прямоугольников. Необходимо вычислить площадь каждого прямоугольника, затем площади всех прямоугольников сложить.
3) Выполнение задания (практическая работа)
Цель: использование знаний по теме урока для решения нетрадиционных задач (12 мин)
1 группа вычисляет площадь 1,2 прямоугольника (см.чертеж)
2 группа – 3 прямоугольника (см.чертеж)
3 группа – 4,5 прямоугольника (см.чертеж)
4 группа вычисляют площадь классного кабинета (измеряют длину и ширину кабинета с помощью рулетки)
5 группа, вычисляет площадь Образовательного школьного центра, используя Мобильную естественно-научную лабораторию «Лабдиск»
Подведение итогов.
Решение каждой группы записывается на доске:
1)28·37·2=2072 (м2)S 1и 2
2)(37-5-4)·18=504 (м2) S 3
3)7·18=126(м2) S 4
4)7·13=91(м2) S 5
5) 2072+504+126+91=2793(м2)
Отчет 4 группы
7·8=56м2
Отчет 5 группы
20∙7=140 м2
6. Подведение итогов урока
Цель: Создание условий для анализа успешности овладения предметными действиями (2мин)
Учитель организует итоговую беседу
- Мы учились на уроке вычислять площадь прямоугольника. А так ли важно это в жизни?
- Людям каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? Для чего нужно вычислять площадь?
Оценивание деятельности учащихся, выставление отметок за работу.
7.Рефлексия
Цель: Содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности, самооценке, результативности своей деятельности и деятельности класса (3 мин)
В честь Дня рождения подарим школе торт. Нас 25, столько же и лет нашей школе. Каждый поставить поздравительную свечку на торт.
Желтая– я все понял, у меня все получилось.
Красная– испытываю небольшое за труднее.
Зеленая – необходимо еще повторить материал.
- Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
* Размеры основания школьного здания округлены, чтобы учащимся удобно было произвести вычисления