Эффективные методы работы в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы МБДОУ «Д/с №1 «Золотой ключик» города Шумерля Чувашской Республики)

0
0
Материал опубликован 18 December

Эффективные методы работы в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы МБДОУ «Д/с №1 «Золотой ключик» города Шумерля Чувашской Республики)


Казакова Вера Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ «Д/с № 1 «Золотой ключик» города Шумерля Чувашской республики


Современное общество сталкивается с рядом экологических проблем, и важность экологического воспитания в дошкольном возрасте становится как никогда актуальной.

В детском саду закладываются основы бережного отношения к природе и окружающему миру. 2024 год в Чувашии объявлен Годом экологии и бережного природопользования. В статье мы расскажем о наиболее эффективных методах экологической работы, которые помогают формировать у детей осознанное отношение к экологии, основываясь на опыт работы нашего детского сада.


Наш девиз: «Мыслим глобально, действуем локально».

В детском саду разработана Программа экологического воспитания, которая включает:

- изучение основ экологии в доступной и занимательной форме;

- проведение тематических недель, праздников и других мероприятий, посвященных экологии.

- включение родителей в образовательный процесс через совместные мероприятия.

Экологическая программа учитывает местные природные условия и проблемы, что позволяет:

- выявить экологические проблемы микрорайона города Шумерля (например, загрязнение или отсутствие зеленых зон);

- организовать мероприятия по их решению, включая детей и родителей.


Одним из самых эффективных методов является активное вовлечение детей в практические экологические действия. На территории детского сада созданы цветники, разбит огород, оборудованы «Птичья столовая» и «Подворье», проложена «Экологическая тропа». Дети не только знакомятся с растениями и учатся ухаживать за ними, но и понимают важность сохранения природы.


Для успешного развития у детей навыков исследовательской деятельности оборудована метеостанция. Здесь дошколята учатся прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи с живой и неживой природой; учатся фиксировать свои наблюдения в календарях погоды.


Забота о растениях продолжается и в группе. Это ежедневный уход, который осуществляют дети под руководством воспитателя: рыхление, полив, опрыскивание.


В группах успешно работают «Экологические мастерские», где ребята создают поделки из природного и бросового материала. Создавая поделки, дети учатся бережному отношению к природе, а также учатся перерабатывать и сокращать отходы.


Экспериментировать с растениями и почвой, познакомиться с основами сельского хозяйства детям помогает специально оборудованное пространство - Агролаборатория. Дети с интересом изучают процессы роста растений, проводят опыты, наблюдают за изменениями в растениях и учиться заботиться о них. Таким образом, созданы необходимые условия для всестороннего развития детей в соответствии с современными требованиями и развитием ранней профориентации для дошкольников. 


Проектная деятельность с детьми позволяет им глубже погрузиться в изучение экологии. В детском саду реализуется проект «Зеленый патруль». Участники зеленого патруля - отряд «Эколята» ухаживают за уличными растениями, заботиться о питомцах-растениях, обходят территорию детского сада, отмечают объекты, нуждающиеся в охране, в помощи, принимают меры по ее оказанию, участвуют в эколюбительских субботниках.


Организация экскурсий в природу — один из лучших методов формирования экологического сознания. В 2024 году детский сад включился в реализацию республиканского образовательно-туристического проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю». С начала реализации проекта ребята неоднократно посетили краеведческий музей, станцию юных натуралистов, дендрарий в городском парке, а также памятные места в городе Шумерля. Участие в проекте – это дополнительная возможность для формирования у дошкольников ценностного отношения к малой Родине, природе, человеку, культуре родного края, воспитания в детях патриотизма и активной жизненной позиции.


Экологическая сказка – еще одна форма работы, которая даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью растений и животных, окружающей природой, или отправиться в лесное путешествие, увидеть своими глазами, что происходит в лесу, какая экологическая проблема возникла!?


Использование игр и интерактивных занятий делает экологическое обучение увлекательным: Экологические квесты: загадки и задачи, связанные с природой, развивают аналитическое мышление и внимание к окружающему миру. С помощью ландшафтного стола дети учатся моделировать ситуацию, в результате расширяются представления детей об окружающем мире, развивается целостная картина мира.


Использование современных технологий также является полезным инструментом в экологическом воспитании. Виртуальные экскурсии по заповедникам и национальным паркам, образовательные приложения и игры на экологическую тематику способствуют успешному формированию у детей осознанного отношения к природе.

Эффективный опыт работы детского сада показывает, что экологические темы можно интегрировать во все виды образовательной деятельности: в занятия по художественной деятельности педагоги вовлекают детей в рисование природных пейзажей или создание поделок из природных материалов; в математике считают шишки, желуди, листья; на занятиях физический культуры путешествуют в лес.


Успех экологического воспитания во многом зависит от вовлеченности родителей. Создание партнерства с родителями — важный шаг в экологическом воспитании. В детском саду организуются совместные мероприятия – экологические субботники, конкурсы и выставки, акции, посвященные охране природы.

Ежегодно детский сад занимает призовые места в муниципальном конкурсе по благоустройству территории.

Информационные уголки в группах и рассылки детям по экологическим темам помогают родителям продолжить экологическую работу дома.


Таким образом эффективный метод экологической работы в детском саду — это комплексный подход.

Нам важно, чтобы экология стала неотъемлемой частью жизни детей, и только так мы можем воспитать новое поколение ответственных граждан, готовых заботиться о нашей планете.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации