Статья из опыта работы «Пластилиновые чудеса в детском саду»
«Пластилиновые чудеса в детском саду»
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня «графия»-создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин»-подразумевает материал при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Эту методику можно использовать для развития творческих способностей детей любого возраста, поскольку развитие у детей воображения и эстетического вкуса является очень важным.
Но особую ценность эта методика приобретает при использовании ее для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как инструментом для работы с пластилином служат ладошки и пальчики ребенка, которые во время работы находятся в постоянном движении, а в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.
Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную
Актуальность
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цель: развитие у детей художественно - творческих способностей при помощи пластилинографии.
Задачи:
• Формировать у детей навыки по изодеятельности;
• Знакомить с новым способом изображения -пластилинографией;
• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
Основные средства. Их эффективность. Художественные средства:
• Плотный картон с контурным рисунком
• Пластичный материал (разноцветный пластилин).
• Бросовый и природный материал
• Стеки
• Салфетки Наглядные средства
• Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
• Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
• Образцы работ, фотографии.
• Интернет- ресурсы
• музыка
• презентация
Применение этих средств в работе позволило мне повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появился устойчивый интерес к данному виду деятельности. Этапы работы по реализации цели и задач:
Подготовительный: Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.
Основной: Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, смешивать пластилин, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам, освоить умение пользоваться стекой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Итоговый: Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать пластилин по цвету для работы, сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Эффективность выбранных технологий на примерах работы с детьми
Заинтересованность детей данным видом искусства в ходе подобных
занятий послужила основанием для продолжения их обучения и составления
календарно-тематического плана на год. В соответствии с планом
ежемесячно проводилось 4 занятия. По теме недели занятия проводились
поэтапно: сначала научились надавливать на пластилин, затем размазывать
от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Научились
смешивать цвета пластилиновых мазков, сплющивать, прищипывать,
оттягивать детали от общей формы, соединять элементы изображения
способом примазывания, создавать декоративные налепы. Для изображения
тонких пластилиновых нитей используем пластмассовый шприц без иглы
или чеснокодавилку. В результате дети свободно экспериментируют с
художественными материалами и инструментами.
Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца
Итогом нашей работы была выставка детских работ, где дети продемонстрировали свои навыки и умения.
В процессе работы в совместную творческую деятельность-были привлечены родители. Для родителей в информационном уголке выставлялись консультации «Развитие творческих способностей детей при помощи пластилинографии.
«Пластилинография- это интересно». Проводились индивидуальные собеседования. Родители и дети приняли участие в конкурсе поделок. Была оформлена выставка (родители+дети).
Литература:
А.В.Гордякова Рабочая программа «Пластилинография»
Воробьева Оксана Павловна
Янова Татьяна Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Белянина Светлана Николаевна
Янова Татьяна Викторовна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Елена Владимировна
Лещёва Светлана Николаевна