12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григошина Светлана Юрьевна118
Россия, Ставропольский край, Пятигорск
1

Защита опыта работы «Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников»



Защита опыта работы

Слайд

В течение ряда лет я работаю над проблемой: «Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников».

Слайд

Ведь огромное значение для экологического образования и воспитания приобретает период обучения детей в начальной школе, где делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой. Именно начальная школа является одним из первых звеньев становления человека - гражданина, где закладываются основы экологической культуры, формируется научно — обоснованное отношение к природной среде.

Слайд

Цель моей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы

Слайд

Достижение данной цели будет осуществляться при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Работа апробирована мною и рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Слайд

К концу четвертого года обучения ожидаются такие результаты:

Ученик будет знать:

экологическую ситуацию в городе,

правила поведения в экстремальных ситуациях,

действие природных факторов оздоровления.

Ученик будет уметь:

осуществлять сбор информации, использовать различные источники,

работать в группах,

оформлять результаты своей деятельности.

Будет воспитывать в себе:

любознательность, усидчивость коммуникабельность, организованность.

Слайд

Работа ведется по трем направлениям:

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Природоохранная и просветительская деятельность

Практическая работа начинается с исследований, включающих в себя, кро­ме всего прочего, вопросы как об отноше­нии ребенка к отдельным природным объ­ектам, так и к природе в целом.

Слайд

В ходе этой работы исследуется уровень витагенной ин­формативности учащихся о проблемах эко­логии, выявляется общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний. Это про­исходит во время бесед (индивидуальных, групповых), проведения анкетирования детей и родителей, написания мини-сочинений. После таких исследований подбираются оптимальные формы и методы для экологического образования и воспитания младших школьников.

Возможность для решения задач экологического образования в начальных классах представляют буквально все учебные предметы, поэтому я осуществляю экологическое образование и воспитание не только на уроках окружающего мира, но часто интегрирую эти уроки с другими.

Слайд

Например, на уроках обучения грамоте в первом классе я использую экологические этюды в стихах, загадках, вопросах и рисунках «Откуда дождик». Анатолия Линева. Это способствует лучшему усвоению учебного материала. Дети активно включаются в работу, вспоминают известные им загадки, подбирают интересный материал для следующего урока, составляют свою экологическую азбуку.

Слайд

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования использую на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений и животных. Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Работая над развитием речи, прошу объяснить значения пословиц о природе. Составляем рассказ по картинке или на заданную тему, пишем сочинения. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения и произведения писателей-натуралистов, включенные в учебники. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в разные времена года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.

Слайд

Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер.

Слайд

Зимой начинает свою работу «птичья столовая». Вместе продумываем, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц смастерить. На уроках трудового обучения и дома изготавливаем кормушки. В течение зимы дети ведут наблюдение за «столовой».

Слайд

Экологические задания внедряются и на уроках математики. Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров использую задания экологического содержания. Предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»:

15 8 – ( 48+49 ) = ?

Берёза – 28

Сосна – 17

Тополь – 23

Выясняем, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах города.

Математические раскраски – это комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала. Предлагаю учащимся раскрасить определенным образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется.

Во время устного счета или на уроках закрепления материала использую книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных. Например, показываю книжку, на обложке которой изображен зубр. Спрашиваю: «О ком рассказывается в этой книжке? Что о нем знаете?». Предлагаю прочитать и решить задачу: «В Тебердинском заповеднике обитает одно из самых крупных животных суши – зубр. Летом за сутки он съедает 35 кг травы. Сколько корма потребуется зубру в течение 10 дней?». Предлагаю детям самим сделать книжки-задачки. Только им необходимо подсказать, где найти материал о каком – либо растении, животном, природном явлении.

Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно организовать работу по экологическому образованию. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о значении животных и растений в природе и жизни человека.

Слайд

Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки окружающего мира. На занятия дети готовят сообщения на экологические темы. При изучении темы «Красная книга» издают свою Красную книгу. При изучении темы «Животные и растения нашего края» в классе заводим «Жалобную книгу» природы. В ней записываем жалобы, поступившие от растений и животных. Ученики обсуждают поступившие жалобы и решают, что можно сделать, чтобы помочь природе.

Слайд

Детям очень нравится работать над проектами на экологические темы. Например, в 1 классе дети представляли проект «Мое домашнее животное», «Здоровое питание». Работа над проектами подразумевала выполнение детьми исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.

Слайд

Во 2 классе – дети работали над проектом «Мое дерево».

Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится, давал ему имя.

Оформлял специальную тетрадь или альбом «Мое дерево», в которую заносились результаты наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Изучалась крона, листья, кора, ствол, плоды, семена», животные, связанные с деревом… Детям предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева «с разным настроением».

Параллельно с проведением исследований дети участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом.

Рекомендации, составленные детьми, работавшими по проекту, показали, что главная цель – воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны, основанное не на лозунгах-призывах, а на собственных наблюдениях, на экологических занятиях, - была достигнута.

Слайд

В 3 классе дети работали над проектом- «Вода- источник жизни».

Слайд

В 4 классе - «Подкумок. Машук. Экологические проблемы»

Слайд

Большой и разнообразный материал дают сезонные экскурсии на природу, в музей.

Слайд

При посещении цирка, дельфинария, зоопарка дети наблюдают за жизнью животных в неволе.

Слайд

Постоянно проводятся беседы, праздники, викторины на экологические темы, дидактические игры, составление вопросов «От Почемучки», кроссвордов, загадок.

Слайд

Дети принимают участие в конкурсах рисунков, плакатов, стихотворений.

Слайд

Формированию экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, осознанию экологической опасности, угрожающей здоровью людей способствуют экологические акция “Озелени свой класс”, "Не рубите, люди, ёлок!" в преддверии новогодних праздников,

Слайд

работа по благоустройству пришкольной территории, экологический десант к реке Подкумок, сбор макулатуры

слайд

изготовление экологических знаков, заостряющих внимание окружающих на экологически грамотном поведении. Дети привыкают не только сами выполнять правила поведения в природе, но и проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся пропагандировать экологические правила в среде сверстников и взрослых.

Слайд

Экологические уроки, экологические игры, экологические сказки, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста. К концу 4 класса учащиеся усвоили многие экологические правила, предлагали свои способы решения экологических проблем, больше времени стали проводить на свежем воздухе, показали стремление к сохранению природы и красоты на Земле, т.е. стали более экологически грамотными.

Слайд

Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.


Презентация к защите опыта работы
PPTX / 11.44 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.