Статья «Технология экологического проекта в экологическом воспитании обучающихся с ОВЗ (из опыта работы)»
Тюнёва Светлана Александровна
учитель, высшая квалификационная категория
МБОУ «Майкорская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»
п. Майкор Юсьвинский район
Технология экологического проекта в экологическом воспитании обучающихся с ОВЗ
(из опыта работы)
Полноценная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья невозможна без формирования соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.[1]
Сравнительно новой формой работы собучающимися с ОВЗ являются экологические проекты, в результате которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы школьников в области экологии.Экологический проект - этоновые пути получения и добывания информации, новые взаимоотношения педагога и ребенка – взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку чувствовать себя полноправным участником процесса экологического воспитания.Основной целью экологических проектов является формирование у детей представления о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую, коммуникативную. [2]
Задачи экологических проектов:
1. Формирование основ общей экологической культуры обучающегося.
2. Создание базы знаний об окружающем мире.
По продолжительности экологические проекты можно подразделить на:
краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели, среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех, долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.
Для того, чтобы деятельность над проектом была результативной, педагог должен выстроить четкую последовательность действий.[3]
Можно выделить основные этапы работы над проектом:
Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).
Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования).
Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).
Заключительный (защита, подведение итогов, анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).
Экологический проект обязательно предполагает проведение исследования и требует активного вовлечения всех участников в его процесс.
В своей деятельности использую разные виды экологических проектов:
исследовательский проект (дети добывают информацию, а затем результаты оформляют в виде стенгазет, рефератов, листовок, книжек- малышек). «Птицы реки Иньвы», «7 чудес Юсьвинского района», «Животные леса», «Животные Красной книги». Рефераты использую в качестве оформления классной комнаты.
информационно – практико-ориентированный (накопление и реализация информации в практической деятельности).В результате проекта «Покормите птиц зимой», ребята смастерили из бросового материала– пластиковых бутылок кормушки для птиц и подкармливали птиц зимой.
творческий (оформление результата в виде детскогопраздника, выставки). «Чудеса с грядки», «Во саду ли, в огороде»- это проекты- выставки , на которые дети совместно с родителями приносили удивительные овощи, выращенные в своих огородах.
игровой (включает элементы игр, помогающих ребёнку войти ввобраз персонажей сказки и решить по-своему проблему).В классе был реализованпроект-путешествие «Береги природу Родины своей». Волшебная щука задыхается в реке от сброшенных отходов. Ребята помогают выполнить желания щуки.Благодаря такому проекту ребята оказали посильную помощь по очищению берега реки Иньвы.
Так как наша школа – это школа - интернат, в которой дети проживают круглосуточно, наш класс решил обустроить пришкольный участок. Мы начали реализовывать долгосрочный экологический проект «Чудо-остров».
Актуальность проекта: Красивые клумбы могут стать островом экологической культуры для всего окружения и заразительным примером для остальных обучающихся нашей школы.
Цель данного проекта: способствовать улучшению экологической обстановки на прилегающей к школе территории.
Задачи:
Обучение школьников практическим способам благоустройства цветочных клумб.
Формирование навыков труда в коллективе, развитие творческой инициативы
Выявление возможностей использования цветочных клумб для
эстетического и экологического воспитания.
Тип проекта:
Информационно – практико – ориентированный.
Участники проекта:обучающиеся, родители, учителя.
Содержание проекта:
Изучение литературы по цветоводству.
Составление плана-эскизаклумб.
Подбор цветочных растений для клумб.
Выращивание рассады.
Разбивка клумб.
Высаживание рассады цветов.
Оформление материалов.
Прежде чем приступить к работе по оформлению клумб, мы провели небольшое исследование - изучили литературу по данной теме, узнали виды оформления клумб, используемые цветы, способы цветового оформления. Составили план работы: сбор и покупка семян, заготовка почвы, исследование сортов, посев семян, пикировка, разбив клумб, уход и наблюдения за растениями. Первые всходы бархатцев появились уже через неделю, а вот петуния ещё долгое время была накрыта полиэтиленовой плёнкой и всходы были редкие, одиночные. Мы регулярно поливали ростки, используя распылитель. Украшением клумб стали камни- валуны и деревянные спилы. Камни и спилы ребята окрашивали фасадными красками.Работа была построена по типу творческой мастерской, где каждый ребёнок выполнял свою задачу и имел все необходимые инструменты, материалы. К реализации проекта присоединились и родители.
Результаты:
В ходе реализации проекта ребята получили опыт проектирования. Были созданы яркиецветочные клумбы. Пришкольная территория эстетично оформлена и радует не только участников проекта, но и гостей, прохожих. А обучающиеся получили элементарные практических навыки посадки и выращивания цветочных растений.
Приятно было слышать и отзывы самих детей: «У нас возникли предложения -продолжить работу по разведению цветов…. Теперь никто из класса не станет рвать цветы на клумбах и не позволит делать это другому!!!»
Мы цветочки рвать не будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем - и крохам, и большим!
Советы учителям по работе над экологическим проектом с обучающимися с ОВЗ:
Тщательно изучайте тематику проекта.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.
Заинтересовывайте каждого ребенка тематикой проекта,
Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания.
Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право наошибку и не бояться высказываться.
Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Творчески подходите к реализации проекта,ориентируя детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекайте родителей в совместную работу над проектом.
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.[4]
Таким образом, использование технологии экологического проекта актуально и эффективно в развитии детей с особенностями в развитии. Она даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме. Каждый проект – это маленький шажок на пути к экологическим знаниям и экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность.
Литература:
Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / 2000. – 1244 с.
Петрова В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-160 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.
http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"