Статья «Технология экологического проекта в экологическом воспитании обучающихся с ОВЗ (из опыта работы)»

2
0
Материал опубликован 15 February 2019 в группе

Тюнёва Светлана Александровна

учитель, высшая квалификационная категория

МБОУ «Майкорская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»

п. Майкор Юсьвинский район

Технология экологического проекта в экологическом воспитании обучающихся с ОВЗ

(из опыта работы)

Полноценная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья невозможна без формирования соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.[1]

Сравнительно новой формой работы собучающимися с ОВЗ являются экологические проекты, в результате которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы школьников в области экологии.Экологический проект - этоновые пути получения и добывания информации, новые взаимоотношения педагога и ребенка – взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку чувствовать себя полноправным участником процесса экологического воспитания.Основной целью экологических проектов является формирование у детей представления о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую, коммуникативную. [2]

Задачи экологических проектов:

1. Формирование основ общей экологической культуры обучающегося.

2. Создание базы знаний об окружающем мире.

По продолжительности экологические проекты можно подразделить на:

краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели, среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех, долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

Для того, чтобы деятельность над проектом была результативной, педагог должен выстроить четкую последовательность действий.[3]

Можно выделить основные этапы работы над проектом:

Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).

Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования).

Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).

Заключительный (защита, подведение итогов, анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).

Экологический проект обязательно предполагает проведение исследования и требует активного вовлечения всех участников в его процесс.

В своей деятельности использую разные виды экологических проектов:

исследовательский проект (дети добывают информацию, а затем результаты оформляют в виде стенгазет, рефератов, листовок, книжек- малышек). «Птицы реки Иньвы», «7 чудес Юсьвинского района», «Животные леса», «Животные Красной книги». Рефераты использую в качестве оформления классной комнаты.

информационно – практико-ориентированный (накопление и реализация информации в практической деятельности).В результате проекта «Покормите птиц зимой», ребята смастерили из бросового материала– пластиковых бутылок кормушки для птиц и подкармливали птиц зимой.

творческий (оформление результата в виде детскогопраздника, выставки). «Чудеса с грядки», «Во саду ли, в огороде»- это проекты- выставки , на которые дети совместно с родителями приносили удивительные овощи, выращенные в своих огородах.

игровой (включает элементы игр, помогающих ребёнку войти ввобраз персонажей сказки и решить по-своему проблему).В классе был реализованпроект-путешествие «Береги природу Родины своей». Волшебная щука задыхается в реке от сброшенных отходов. Ребята помогают выполнить желания щуки.Благодаря такому проекту ребята оказали посильную помощь по очищению берега реки Иньвы.

Так как наша школа – это школа - интернат, в которой дети проживают круглосуточно, наш класс решил обустроить пришкольный участок. Мы начали реализовывать долгосрочный экологический проект «Чудо-остров».

Актуальность проекта: Красивые клумбы могут стать островом экологической культуры для всего окружения и заразительным примером для остальных обучающихся нашей школы.

Цель данного проекта: способствовать улучшению экологической обстановки на прилегающей к школе территории.

Задачи:

Обучение школьников практическим способам благоустройства цветочных клумб.

Формирование навыков труда в коллективе, развитие творческой инициативы

Выявление возможностей использования цветочных клумб для

эстетического и экологического воспитания.

Тип проекта:

Информационно – практико – ориентированный.

Участники проекта:обучающиеся, родители, учителя.

Содержание проекта:

Изучение литературы по цветоводству.

Составление плана-эскизаклумб.

Подбор цветочных растений для клумб.

Выращивание рассады.

Разбивка клумб.

Высаживание рассады цветов.

Оформление материалов.

Прежде чем приступить к работе по оформлению клумб, мы провели небольшое исследование - изучили литературу по данной теме, узнали виды оформления клумб, используемые цветы, способы цветового оформления. Составили план работы: сбор и покупка семян, заготовка почвы, исследование сортов, посев семян, пикировка, разбив клумб, уход и наблюдения за растениями. Первые всходы бархатцев появились уже через неделю, а вот петуния ещё долгое время была накрыта полиэтиленовой плёнкой и всходы были редкие, одиночные. Мы регулярно поливали ростки, используя распылитель. Украшением клумб стали камни- валуны и деревянные спилы. Камни и спилы ребята окрашивали фасадными красками.Работа была построена по типу творческой мастерской, где каждый ребёнок выполнял свою задачу и имел все необходимые инструменты, материалы. К реализации проекта присоединились и родители.

Результаты:

В ходе реализации проекта ребята получили опыт проектирования. Были созданы яркиецветочные клумбы. Пришкольная территория эстетично оформлена и радует не только участников проекта, но и гостей, прохожих. А обучающиеся получили элементарные практических навыки посадки и выращивания цветочных растений.

Приятно было слышать и отзывы самих детей: «У нас возникли предложения -продолжить работу по разведению цветов…. Теперь никто из класса не станет рвать цветы на клумбах и не позволит делать это другому!!!»

Мы цветочки рвать не будем,

И другим сказать спешим:

Пусть приносят радость людям,

Всем - и крохам, и большим!

Советы учителям по работе над экологическим проектом с обучающимися с ОВЗ:

Тщательно изучайте тематику проекта.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.

Заинтересовывайте каждого ребенка тематикой проекта,

Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания.

Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право наошибку и не бояться высказываться.

Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Творчески подходите к реализации проекта,ориентируя детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекайте родителей в совместную работу над проектом.

Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.[4]

Таким образом, использование технологии экологического проекта актуально и эффективно в развитии детей с особенностями в развитии. Она даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме. Каждый проект – это маленький шажок на пути к экологическим знаниям и экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность.

Литература:

Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / 2000. – 1244 с.

Петрова В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-160 с.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.

http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.