12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федотова Марина Владимировна32
Россия, Удмуртская респ., Сарапул
2

Егор Полушкин: «бедоносец» или Победоносец? (урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» в 8 классе)

Егор Полушкин - «бедоносец» или Победоносец?

(урок внеклассного чтения по роману Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» в 8 классе)

Цель: пробудить в учащихся глубокие истоки личной духовности через сочувствие и поиск ответов на вечные вопросы, имеющие отражение в романе Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Задачи урока: предметные: проанализировать проблему взаимоотношения человека и природы в романе Б.Васильева;

метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции через совместную деятельность в разных учебных ситуациях;

личностные: совершенствовать умение давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей романа.

Планируемые результаты УУД

Предметные: выявлять ключевые идеи в романе, показывать актуальность этих идей сегодня, оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей ;

Регулятивные: формулировать и анализировать проблему , планировать собственную деятельность, определять средства её осуществления;

Познавательные: собирать и выделять существенную информацию из текста;

Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию, оформлять свою мысль в устной и письменной форме. Доказывать своё мнение, приводя доводы согласно тексту;

Личностные: ставить для себя учебную задачу, осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы 

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, смонтированные отрывки из фильма «Не стреляйте в белых лебедей», слайд «Георгий Победоносец».

Ход урока:

1. Вызов. Учитель показывает на экране слайд, где Георгий Победоносец убивает змия, и просит учащихся рассказать об этом святом и его поступках. Ученики рассказывают о Георгии Победоносце и его чудесах. Учитель предлагает ученикам вопрос.

– Что связывает главного героя романа Б.Васильева Егора Полушкина и Георгия Победоносца?

-- Оба они Георгии, хотя нашего героя все зовут Егором, «бедоносцем».Оба они борются со злом.

Учитель предлагает ученикам сформулировать тему урока, используя имена героев. Желательно, чтобы тема была в виде вопроса. Ученики, работая в группах, обдумывают формулировку темы, выбирают лучшую, определяют цель урока.( Тема: «Егор Полушкин: «бедоносец» или Победоносец?» Цель урока - определить значение образа Егора Полушкина в романе.) Учитель задаёт ученикам вопрос о том, где они будут искать информацию для ответа на вопрос. Ученики считают, что информацию надо искать в тексте. Но прямого ответа на данный вопрос нет. –Как вы будете работать с текстом?

--Сравнивать героев.

--Чтобы глубоко осмыслить образ Егора Полушкина, которого все зовут « бедоносцем», автор вводит в роман внешне положительного героя Фёдора Бурьянова. Я предлагаю вам сравнить именно этих героев. По каким критериям мы их будем сравнивать?

2. Содержание.

Ученики работают в группах, определяют критерии сравнения двух героев. Учащиеся называют критерии. Учитель заполняет на доске 2 столбик-линии сравнения. На доске получается такая таблица.

Фёдор Бурьянов

Линии сравнения

Егор Полушкин

 

1.Отношение к работе.

2.Отношение к материальным благам.

3. Принципы воспитания сыновей.

4. Отношение к людям.

5. Отношение к природе.

 

Учитель предлагает каждой группе выбрать по 1 критерию и по нему сравнить героев. Учащиеся работают в группах. Один ученик выступает, другие дополняют, цитируя.( « Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не ушёл и пытался казаться иным - ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть…В работе без суеты старайся. И делай, как душа велит…Природа всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей- сын он её - старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку.») В качестве иллюстраций к ответам учащихся учитель показывает фрагменты из фильма «Не стреляйте в белых лебедей».

3. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся вернуться к теме урока и поразмышлять над вопросом. Так кто же такой Егор Полушкин? Несёт ли он беду или, подобно Георгию Победоносцу, спасает мир от зла? Ученики работают в группе, пишут небольшое эссе. Один человек из группы читает эссе. Учащиеся делают вывод, что Егор Полушкин достоин своего тёзки- Георгия Победоносца, но он не Бог, чтобы казнить, его добродетель - миловать. «Знаю и милую» - последние слова Егора Полушкина, который прекрасно знает, кто его бил. Он не выдаёт Фёдора Бурьянова, а оставляет его наедине со своей совестью. Учитель читает последние строки романа, где говорится о том, что озеро так и осталось Чёрным. В чём же актуальность этого произведения в наши дни? Учащиеся отвечают на вопрос и делают вывод, что многое в жизни зависит от молодого поколения, а значит, от каждого из них.

Опубликовано


Комментарии (1)

Юлия Васильевна Воробьева, 13.01.19 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Марина Владимировна, а ребятам понравился текст?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.