Урок чтения в 1 классе на тему «Звук [б] и буква Б, б, которая его обозначает»
Конспект учебного занятия по обучению грамоте с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск
МОУ «С(К)ОШИ № 52»
Учитель: Бобрук А.С., Назина М.А.
Класс: 1
Тема учебного занятия: Звук [б] и буква Б б, которая его обозначает.
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Знакомство со звуком и буквой, чёткое произношение звука изолированно, в слогах, в словах.
Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука «в».
Уточнение артикуляции и характеристика звука.
Активизация произношения звука изолированно, в слогах, в словах
Активизация словаря по теме: «Времена года».
Формирование фонетико-фонематического восприятия и слуха
Развивать умение соотносить звук [б] с буквой Б
Развивать фонематический слух, технику чтения
Расширять словарный запас
Расширять кругозор учащихся
Развивать: внимания, память, речь, мышление.
Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Оборудование:
Дидактические материалы к учебному занятию: букварь, листы с заданиями, карандаши, презентация MS Power Point.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
1. Организационный момент |
2 мин. |
Закрепление изученных понятий. Психологический настрой. |
-знание времён года, месяцев, числа, дней недели, времени суток. |
-уметь выполнять команды учителя; |
Словесный. |
Опрос. |
||||||
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
-Ребята кто ответит, какое сейчас время года? -Какой сейчас месяц? -Какое сегодня число? -Кто назовёт, какой день недели сегодня? -Какое сейчас время суток? -Ребята! Я думаю, что сегодня вы все будете хорошо работать на уроке, поднимать руку и отвечать полным ответом. Кто лучше всех будет работать на уроке, тот получит награду .А какую, вы узнаете в конце урока. |
-Зима. -февраль. -14. -Вторник -Утро. |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
2. Артикуляционная гимнастика |
3 мин |
Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука; -развитие речевого дыхания и голоса. |
Знать органы речевого аппарата. |
Уметь принимать заданные артикуляционные позы. |
Наглядно-практический. |
Упражнение. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
-Ребята, сегодня на занятии мы будем много говорить, поэтому давайте разомнем наши язычки и сделаем артикуляционную гимнастику: «улыбка»; «чистим зубки»; «часики»; «качели»; «шарик»; (слайд) -Молодцы, ребята. Теперь наши язычки готовы к работе. |
(дети выполняют гимнастику за учителем). |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
3. Пальчиковая гимнастика |
2 мин. |
Развитие мелкой моторики рук. |
Знать алгоритм, знакомства с новой пальчиковой гимнастикой. |
Уметь синхронно проговаривать слова и совершать движения. |
Наглядно-практический. |
Упражнение. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
- Давайте разомнем пальчики наши и сделаем пальчиковую гимнастику. Посмотрите и послушайте, как ее выполняю я, а потом сделаем ее вместе! Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы по одному на обеих руках) Мы во двор пошли гулять («идут» по столу указательными и средними пальцами) Бабу снежную лепили («лепят» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили («крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись (кладут ладошки на стол ) Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки) Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щеки) -Молодцы! |
(дети слушают и запоминают движения, после чего выполняют ее вместе с учителем). |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
4. Объявление темы урока. |
3 мин |
Сообщение новой темы. |
Знать алгоритм полного ответа. |
Уметь дифференцировать звуки на слух. |
Наглядно-практический. |
«Путешествие» |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Для этого закроем глазки и посчитаем до 3-х.1,2,3,волшебная страна к нам приди! Открывайте глазки. Посмотрите, мы оказались в волшебной стране «Смешариков». Посмотрите, как красиво. Кто догадался, в какое время года мы попали? Ой, что это за звук? (звук барабана) Какой звук он издаёт? (Он издаёт звук [б]) Правильно. Это тема нашего занятия: звук[б] и буква Б б, которая его обозначает. |
Считают все учащиеся хором. Ответ учащихся. Ответ учащихся |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
5. Артикуляция и характеристика звука [в]. |
6 мин. |
Уточнение произношение звука. |
Знать артикуляционный уклад звуков. |
Уметь чётко произносить звуки. |
Наглядно-практический. |
Опрос. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
-Ребята, давайте дадим характеристику нашему новому звуку. -Послушайте ребята, как я произнесу звук [б]. Посмотрите, что при этом делают мои губки, зубки. -А теперь давайте вместе произнесем этот звук. -Что делают ваши губки и зубки, когда вы произносите звук? -Что делает язык? -Молодцы, какие вы внимательные. - А скажите, пожалуйста, есть ли преграда когда вы произносите звук и какая? -Значит звук какой? - Положите руку на горлышко, дрожит ли оно или молчит? А чем это говорит? - Посмотрите на схему, куда мы посадим наш звук? И о чем это говорит? -Молодцы! -Что мы с вами делали? |
(дети слушают и наблюдают) (дети произносят звук) - сначала губы смыкаются, напрягаются; потом смычка взрывается, воздух выталкивается наружу. - язычок лежит на дне рта. -Есть, это сомкнутые губы. -Звук [б] согласный. - Наше горлышко дрожит, значит звук [б] звонкий. - Мы его посадим на твердую скамейку, потому что он твердый и символ у него синий квадрат. -Мы давали характеристику звуку. |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
6. Развитие фонематических процессов. |
5 мин. |
Развитие фонематического анализа и синтеза. |
Знать алгоритм выполнения заданий. |
У.меть дифференцировать свистящий звук на слух. |
Практический. |
Игра. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
- Ребята, я предлагаю сыграть с вами в игру «Поймай звук». Я буду называть звуки, как только вы услышите звук «б» хлопните в ладоши. (Б С Н М Б З Р Б О Б У О Б). - Молодцы, усложню задание и буду называть вам слоги (СА, ЖА, БА, БО, МО, БУ, КА, БА). - Ребята, в какую игру мы играли? - Взгляните на экран, сейчас мы сыграем в игру «Где спрятался звук». Давайте дружно назовем все картинки. -Где в слове арбуз спрятался звук [б]? (Бараш, гриб) -Молодцы! Что мы с вами делали? |
(дети выполняют задание). -Мы играли в игру «Поймай звук». -арбуз, Бараш, гриб. - В слове арбуз звук [б] спрятался в середине (в слове Бараш – в начале, в слове гриб – в конце) - Мы искали, где спрятался звук. |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
7. Физминутка. |
2 мин. |
Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. |
Совершенствования знаний алгоритма выполнения физкультминутки. |
Уметь выполнять инструкцию учителя. |
Практический. |
Упражнение. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
-Пора отдохнуть и сделать физминутку. С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) (Потягивания — руки в стороны.) (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) (Дети садятся.)
- Что мы с вами делали? |
(дети выходят из-за парт и повторяют движения и слова за учителем). - Мы делали физминутку. |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
8. Звуко-буквенный анализ. |
3 мин. |
Развитие звуко-буквенного анализа. |
Знать понятия гласный, согласный звук; звонкий, глухой; мягкий, твердый; Знать символы звуков. |
Уметь анализировать слово. |
Наглядно-практический. |
Упражнение. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
- Ребята, посмотрите на экран (слайд)! Кто на нем изображен? - Сейчас мы с вами сделаем звуко-буквенный анализ слова Бараш - Приготовили все правую ручку и загибаем пальчики на каждый звук в слове Бараш. Сколько звуков в слове Бараш? - Какой первый звук в слове Бараш? Какой у него символ? - Какой второй звук? Какой у него символ? - Какой третий звук? Какой у него символ? - Какой четвертый звук? Какой у него символ? - Какой пятый звук? Какой у него символ? (ответы учеников проверяются на экране). -Молодцы! Что мы с вами выполняли? |
- На нем изображен Бараш - В слове Бараш 5 звуков. (дети из символов выкладывают слово Бараш, вместе с учителем) - В слове Бараш первый звук [б], символ звука [б] синий квадрат. - Второй звук [а], он гласный и символ у него красный квадрат. - Третий звук [р], символ у него синий квадрат. - Четвертый звук [а], символ у него красный квадрат. - Пятый звук [ш], символ у него синий квадрат. - Мы выполняли звуко-буквенный анализ. |
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
|||||
Знания |
Умения |
||||||||||
9. Знакомство с буквой. |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||
-С каким новым звуком вы сегодня познакомились? -Звук [б] обозначается буквой Б б печатной и письменной, а также заглавной и строчной. -На что похожа буква «б»?( Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком). -Сконструируйте букву Б из верёвочки. |
Ответы учащихся. Практический метод. |
||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
|||||
Знания |
Умения |
||||||||||
10. Работа по букварю. Офтальмопауза. |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||
-Открыли учебники по закладке. Кто это? -С какого звука начинается слово ? -Звук б обозначаем буквой Б большой печатной и буквой б маленькой печатной. -Читаем слово, которое получилось. Нашли слоги наверху страницы. Слушаем внимательно и следим пальчиком. .ба-бо-бу-бы -Теперь хором. -Теперь читаем по-одному. -Кто на картинке? Батон. Какая первая буква в этом слове? -Правильно! -Что на картинке? Боты. Сколько букв в этом слове? Посчитайте клеточки . Четыре буквы. -А это что ? Бусы. Сколько слогов в этом слове. Какой первый слог в этом слове? -Бу Второй слог? -сы. - Молодцы! А теперь я вам раздам карточки с буквами. Положите перед собой букву б, справа от нее положите букву а, о, у, ы. Прочитайте, какой слог получился? Давайте прочитаем с вами слова в которых есть слоги ба, бо, бу, бы. (чтение слов) Проводит учитель-логопед. Продолжаем работать с букварем. -Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? -Теперь найдите текст внизу страницы справа. Слушайте внимательно.(читает учитель) следите пальчиком. -Что делает бык? Чем занимается мальчик? Как зовут мальчика? (Чтение хором, потом по одному.) |
-бык -звук б. -Бык Дети читают хором. Чтение по-одному. Чтение хором. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. |
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
|
Знания |
Умения |
||||||
12. Рефлексия. |
|||||||
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
||||||
-Ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Кто вспомнит, где мы сегодня оказались в начале урока? -С каким новым звуком мы познакомились? -Какую новую букву изучили? -Поднимите руку те, кто сегодня очень хорошо постарался, все задания выполнял, поднимал руку. -А кто у нас совсем не работал на уроке? Есть такие? -Послушайте, что думаем мы. На отлично поработали …....... -Они получают награду с пятёрками.(Учитель награждает медалями). -Награду получают также те , кто работал хорошо. -Молодцы, ребята! -Всем спасибо за урок. |
Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. |