Урок чтения в 1 классе на тему «Звук [б] и буква Б, б, которая его обозначает»

0
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Конспект учебного занятия по обучению грамоте с использованием ЦОР

Город: Магнитогорск

МОУ «С(К)ОШИ № 52»

Учитель: Бобрук А.С., Назина М.А.

Класс: 1

Тема учебного занятия: Звук [б] и буква Б б, которая его обозначает.

Продолжительность учебного занятия: 40 минут

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

Знакомство со звуком и буквой, чёткое произношение звука изолированно, в слогах, в словах.

Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука «в».

Уточнение артикуляции и характеристика звука.

Активизация произношения звука изолированно, в слогах, в словах

Активизация словаря по теме: «Времена года».

Формирование фонетико-фонематического восприятия и слуха

Развивать умение соотносить звук [б] с буквой Б

Развивать фонематический слух, технику чтения

Расширять словарный запас

Расширять кругозор учащихся

Развивать: внимания, память, речь, мышление.

Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Оборудование:

Дидактические материалы к учебному занятию: букварь, листы с заданиями, карандаши, презентация MS Power Point.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

1. Организационный момент

2 мин.

Закрепление изученных понятий.

Психологический настрой.

-знание времён года, месяцев, числа, дней недели, времени суток.

-уметь выполнять команды учителя;

Словесный.

Опрос.

 

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

-Ребята кто ответит, какое сейчас время года?

-Какой сейчас месяц?

-Какое сегодня число?

-Кто назовёт, какой день недели сегодня?

-Какое сейчас время суток?

-Ребята! Я думаю, что сегодня вы все будете хорошо работать на уроке, поднимать руку и отвечать полным ответом. Кто лучше всех будет работать на уроке, тот получит награду .А какую, вы узнаете в конце урока.

-Зима.

-февраль.

-14.

-Вторник

-Утро.

Этап учебного занятия.

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

2. Артикуляционная гимнастика

3 мин

Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука;

-развитие речевого дыхания и голоса.

Знать органы речевого аппарата.

Уметь принимать заданные артикуляционные позы.

Наглядно-практический.

Упражнение.

Презентация MS Power Point.

Деятельность учителя-логопеда.

Деятельность ученика.

-Ребята, сегодня на занятии мы будем много говорить, поэтому давайте разомнем наши язычки и сделаем артикуляционную гимнастику:

«улыбка»;

«чистим зубки»;

«часики»;

«качели»;

«шарик»;

(слайд)

-Молодцы, ребята. Теперь наши язычки готовы к работе.

(дети выполняют гимнастику за учителем).

Этап учебного занятия.

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

3. Пальчиковая гимнастика

2 мин.

Развитие мелкой моторики рук.

Знать алгоритм, знакомства с новой пальчиковой гимнастикой.

Уметь синхронно проговаривать слова и совершать движения.

Наглядно-практический.

Упражнение.

Презентация MS Power Point.

Деятельность учителя-логопеда.

Деятельность ученика.

- Давайте разомнем пальчики наши и сделаем пальчиковую гимнастику. Посмотрите и послушайте, как ее выполняю я, а потом сделаем ее вместе!

Раз, два, три, четыре, пять

(загибают пальцы по одному на обеих руках)

Мы во двор пошли гулять

(«идут» по столу указательными и средними пальцами)

Бабу снежную лепили

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись

(кладут ладошки на стол )

Все в снегу домой пришли

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли

(движения воображаемой ложкой, руки под щеки)

-Молодцы!

(дети слушают и запоминают движения, после чего выполняют ее вместе с учителем).

Этап учебного занятия.

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

4. Объявление темы урока.

3 мин

Сообщение новой темы.

Знать алгоритм полного ответа.

Уметь дифференцировать звуки на слух.

Наглядно-практический.

«Путешествие»

Презентация MS Power Point.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Для этого закроем глазки и посчитаем до 3-х.1,2,3,волшебная страна к нам приди! Открывайте глазки. Посмотрите, мы оказались в волшебной стране «Смешариков». Посмотрите, как красиво. Кто догадался, в какое время года мы попали?

Ой, что это за звук? (звук барабана)

Какой звук он издаёт? (Он издаёт звук [б]) Правильно.

Это тема нашего занятия: звук[б] и буква Б б, которая его обозначает.

Считают все учащиеся хором.

Ответ учащихся.

Ответ учащихся

Этап учебного занятия.

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

5. Артикуляция и характеристика звука [в].

6 мин.

Уточнение произношение звука.

Знать артикуляционный уклад звуков.

Уметь чётко произносить звуки.

Наглядно-практический.

Опрос.

Презентация MS Power Point.

Деятельность учителя-логопеда.

Деятельность ученика.

-Ребята, давайте дадим характеристику нашему новому звуку.

-Послушайте ребята, как я произнесу звук [б]. Посмотрите, что при этом делают мои губки, зубки.

-А теперь давайте вместе произнесем этот звук.

-Что делают ваши губки и зубки, когда вы произносите звук?

-Что делает язык?

-Молодцы, какие вы внимательные.

- А скажите, пожалуйста, есть ли преграда когда вы произносите звук и какая?

-Значит звук какой?

- Положите руку на горлышко, дрожит ли оно или молчит? А чем это говорит?

- Посмотрите на схему, куда мы посадим наш звук? И о чем это говорит?

-Молодцы!

-Что мы с вами делали?

(дети слушают и наблюдают)

(дети произносят звук)

- сначала губы смыкаются, напрягаются; потом смычка взрывается, воздух выталкивается наружу.

- язычок лежит на дне рта.

-Есть, это сомкнутые губы.

-Звук [б] согласный.

- Наше горлышко дрожит, значит звук [б] звонкий.

- Мы его посадим на твердую скамейку, потому что он твердый и символ у него синий квадрат.

-Мы давали характеристику звуку.

Этап учебного занятия.

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

6. Развитие фонематических процессов.

5 мин.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Знать алгоритм выполнения заданий.

У.меть дифференцировать свистящий звук на слух.

Практический.

Игра.

Презентация MS Power Point.

Деятельность учителя-логопеда.

Деятельность ученика.

- Ребята, я предлагаю сыграть с вами в игру «Поймай звук». Я буду называть звуки, как только вы услышите звук «б» хлопните в ладоши. (Б С Н М Б З Р Б О Б У О Б).

- Молодцы, усложню задание и буду называть вам слоги (СА, ЖА, БА, БО, МО, БУ, КА, БА).

- Ребята, в какую игру мы играли?

- Взгляните на экран, сейчас мы сыграем в игру «Где спрятался звук». Давайте дружно назовем все картинки.

-Где в слове арбуз спрятался звук [б]? (Бараш, гриб)

-Молодцы! Что мы с вами делали?

(дети выполняют задание).

-Мы играли в игру «Поймай звук».

-арбуз, Бараш, гриб.

- В слове арбуз звук [б] спрятался в середине (в слове Бараш – в начале, в слове гриб – в конце)

- Мы искали, где спрятался звук.

Этап учебного занятия.

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

7. Физминутка.

2 мин.

Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Совершенствования знаний алгоритма выполнения физкультминутки.

Уметь выполнять инструкцию учителя.

Практический.

Упражнение.

Презентация MS Power Point.

Деятельность учителя-логопеда.

Деятельность ученика.

-Пора отдохнуть и сделать физминутку.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.

(Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.

(Дети садятся.)

      

- Что мы с вами делали?

(дети выходят из-за парт и повторяют движения и слова за учителем).

- Мы делали физминутку.

Этап учебного занятия.

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

8. Звуко-буквенный анализ.

3 мин.

Развитие звуко-буквенного анализа.

Знать понятия гласный, согласный звук; звонкий, глухой; мягкий, твердый; Знать символы звуков.

Уметь анализировать слово.

Наглядно-практический.

Упражнение.

Презентация MS Power Point.

Деятельность учителя-логопеда.

Деятельность ученика.

- Ребята, посмотрите на экран (слайд)! Кто на нем изображен?

- Сейчас мы с вами сделаем звуко-буквенный анализ слова Бараш

- Приготовили все правую ручку и загибаем пальчики на каждый звук в слове Бараш.

Сколько звуков в слове Бараш?

- Какой первый звук в слове Бараш? Какой у него символ?

- Какой второй звук? Какой у него символ?

- Какой третий звук? Какой у него символ?

- Какой четвертый звук? Какой у него символ?

- Какой пятый звук? Какой у него символ?

(ответы учеников проверяются на экране).

-Молодцы! Что мы с вами выполняли?

- На нем изображен Бараш

- В слове Бараш 5 звуков.

(дети из символов выкладывают слово Бараш, вместе с учителем)

- В слове Бараш первый звук [б], символ звука [б] синий квадрат.

- Второй звук [а], он гласный и символ у него красный квадрат.

- Третий звук [р], символ у него синий квадрат.

- Четвертый звук [а], символ у него красный квадрат.

- Пятый звук [ш], символ у него синий квадрат.

- Мы выполняли звуко-буквенный анализ.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

9. Знакомство с буквой.

             

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-С каким новым звуком вы сегодня познакомились?

-Звук [б] обозначается буквой Б б печатной и письменной, а также заглавной и строчной.

-На что похожа буква «б»?( Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком).

-Сконструируйте букву Б из верёвочки.

Ответы учащихся.

Практический метод.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

10. Работа по букварю.

Офтальмопауза.

             

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Открыли учебники по закладке. Кто это?

-С какого звука начинается слово ?

-Звук б обозначаем буквой Б большой печатной и буквой б маленькой печатной.

-Читаем слово, которое получилось.

Нашли слоги наверху страницы. Слушаем внимательно и следим пальчиком.

.ба-бо-бу-бы

-Теперь хором.

-Теперь читаем по-одному.

-Кто на картинке? Батон. Какая первая буква в этом слове?

-Правильно!

-Что на картинке? Боты. Сколько букв в этом слове? Посчитайте клеточки . Четыре буквы.

-А это что ? Бусы. Сколько слогов в этом слове. Какой первый слог в этом слове?

-Бу

Второй слог?

-сы.

- Молодцы! А теперь я вам раздам карточки с буквами. Положите перед собой букву б, справа от нее положите букву а, о, у, ы. Прочитайте, какой слог получился? Давайте прочитаем с вами слова в которых есть слоги ба, бо, бу, бы. (чтение слов)

Проводит учитель-логопед.

Продолжаем работать с букварем.

-Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

-Теперь найдите текст внизу страницы справа. Слушайте внимательно.(читает учитель) следите пальчиком.

-Что делает бык? Чем занимается мальчик? Как зовут мальчика?

(Чтение хором, потом по одному.)

-бык

-звук б.

-Бык

Дети читают хором.

Чтение по-одному.

Чтение хором.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Этап учебного занятия.

Время

Цель.

Компетентность

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

12. Рефлексия.

             

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

-Ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Кто вспомнит, где мы сегодня оказались в начале урока?

-С каким новым звуком мы познакомились?

-Какую новую букву изучили?

-Поднимите руку те, кто сегодня очень хорошо постарался, все задания выполнял, поднимал руку.

-А кто у нас совсем не работал на уроке? Есть такие?

-Послушайте, что думаем мы. На отлично поработали ….......

-Они получают награду с пятёрками.(Учитель награждает медалями).

-Награду получают также те , кто работал хорошо.

-Молодцы, ребята!

-Всем спасибо за урок.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.