Экоигра "Лесной детектив"
Экоигра «Лесной детектив»
Цель: создать условия для развития познавательных интересов младших школьников
Задачи:
Предъявить дополнительную информацию, интересные факты о некоторых общеизвестных птицах республики Коми.
Мотивировать к дальнейшему поиску интересных сведений о птицах.
Воспитательный потенциал учебного занятия обеспечивает реализацию следующих приоритетов воспитания учащихся:
экологическое воспитание: формирование экологической культуры;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию природы, к знаниям, образованию.
Игру можно проводить несколько раз с одной группой учащихся в разных классах по предметам «Окружающий мир» и «Государственный (коми) язык».
Таблица «Предметное содержание»
Класс | Предмет | |
Тема урока | ||
Окружающий мир | Коми язык | |
1 | Мир животных. Группа птицы. | Птицы. Название птиц. |
2 | Многообразие животных. Птицы. | Птицы. Описание птиц. |
3 | - Природные сообщества родного края. - Особенности питания животных. - Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика. | Жизнь диких животных в лесу. |
4 | Как человек изучает окружающую природу? | Дикие животные. Описание диких животных. |
Предметное содержание занятия по учебному предмету «Окружающий мир» обеспечивает:
- сформированность уважительного отношения к родному краю, природе;
- первоначальные представления о многообразии объектов природы;
- развитие умения выделять существенные признаки природных объектов (птиц);
- умение решать в рамках изученного материала познавательные задачи;
- приобретение базовых умений работы с доступной информацией о природе;
- приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе [1. П. 43.5].
Комплектация
5 карт – изображения птиц Коми края: сорока, синица, глухарь, дятел, сова (Приложение 1)
35 карт – улик для определения названия птицы
Карт-улик по 7 на каждую птицу:
Карточка № 1 Интересный факт
Карточка № 2 Интересный факт
Карточка № 3 Особенности строения
Карточка № 4 Питание
Карточка № 5 Звуки пения
Карточка № 6 Название птицы на родном (коми) языке
Карточка № 7 Изображение крыла или крыла и хвоста птицы.
В Приложении 2 представлены карточки-улики на птиц.
Для игры карточки необходимо распечатать, разрезать и приклеить на основание в виде картона.
Примечание:
В игру можно играть индивидуально, парами или по группам.
В игре могут участвовать от двух до пяти участников/групп.
Ведущий должен иметь карточку из Приложения 2 «Карточки-улики» с названиями птиц, которым они принадлежат, чтобы правильно оценивать верные/неверные ответы.
Создана электронная модификация игры - https://learningapps.org/display?v=p1wfv4hxk24
Правила игры:
Вариант первый
«Детективам» по предъявленным «уликам» нужно определить название птицы.
Подготовка к игре
Ведущий выкладывает на стол 5 колод по количеству птиц рубашкой вверх. В каждой колоде по 7 улик записями вниз от 1 до 7 по порядку. Улика 1 должна оказаться выше всех в колоде.
Изображения птиц ведущий игрокам не показывает. В ходе игры вручает игроку, который по уликам определил птицу в качестве бонусного балла.
Для учащихся первого класса изображения птиц можно выложить на стол в начале игры, чтобы они улики соотнесли с изображением птиц.
Ход игры:
Первый игрок (игроки) выбирает с какой колоды начинать игру.
Первый игрок, с выбранной им колоды, берёт верхнюю карту, переворачивает и зачитывает факт из жизни птицы. Он старается по предъявленному факту-улике угадать название птицы. Если у игрока нет ответа, любой из игроков имеет право поднять руку и назвать птицу.
Если игроки не могут назвать птицу, улика выкладывается на стол и следующий по кругу игрок берёт карточку из колоды, переворачивает и зачитывает следующий факт из жизни птицы.
Все предъявленные улики выкладываются на стол для того, чтобы сравнивать факты и определить птицу.
Игрок, который первым определит правильное название птицы, получает от ведущего карточку с изображением птицы.
Выигрывает тот игрок, у которого окажется больше всего карточек с изображениями птиц.
Окончание игры
Игра заканчивается, когда угаданы названия всех птиц.
Вариант второй
«Детективам» надо соотнести улики с изображениями птиц.
Ведущий на стол выкладывает изображения птиц «лицом» вверх.
Все имеющиеся карточки-улики перемешивает, выкладывает на стол рубашкой вверх.
Первый игрок (игроки) берёт верхнюю карту из колоды улик, зачитывает и пробует определить, какой птице соответствует факт, написанный на карточке. Если игрок правильно определяет, какой птице соответствует данный факт, получает бонусный балл (в любой форме). Если игрок не может определить птицу, право ответа передаётся следующему по кругу игроку. Если ответа нет у всех игроков, карточку выкладывают вниз всей колоды улик для повторного определения.
Второй ход выполняет тот игрок, кто правильно назвал птицу по улике, записанной на карточке. Если улика была не разгадана, право ответа получает второй по кругу игрок.
Соответствующие птице карточки с уликами ведущий располагает рядом с изображениями птиц.
Возле каждой птицы должно быть 7 карточек с соответствующими данной птице фактами (уликами). Поэтому в конце игры будет намного легче определиться с более трудными фактами из жизни птиц, представленными на карточках.
Выигрывает игрок, который набрал наибольшее количество баллов.
Окончание игры
Игра заканчивается, когда все карточки-улики правильно расположены рядом с изображениями птиц.
Правила
Нужно поднимать руку и отвечать с разрешения ведущего.
Ни в коем случае нельзя выкрикивать свои ответы. Такие ответы не будут зачтены.
Литература и источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Приказ-№286-от-31.05.2021-ФГОС_НОО.pdf
«Моя планета» - https://moya-planeta.ru/reports/view/soroka_intellektualnaya_ptica_12038
Научно-популярный журнал «Как и почему» - https://kipmu.ru/sinica/
Энциклопедия животных - https://faunistics.com/ptitsa-gluhar/
Живность.ру Сайт о животных - https://givnost.ru/dyatel-ptica-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-pticy-dyatel/?ysclid=m3etus27eh527793942
Экопортал - https://ecoportal.info/seryj-zhuravl/
Изображение Сорока - https://i.ytimg.com/vi/zeDoh0qbdis/maxresdefault.jpg
Изображение Синица - https://multiurok.ru/img/283745/image_5a056908becdd.jpg
Изображение Глухарь - https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3468648/pub_6001b579d0d4386c9f6be318_6001b8060cf4a170b96941d8/scale_1200
Изображение Дятел - https://stihi.ru/pics/2022/10/09/6244.jpg
Изображение Ушастая сова - https://d1opu7v3g3cdvy.cloudfront.net/600x450/202857749463651b0cda10f9.93661981.jpg
Изображение крыла сороки - https://i.pinimg.com/originals/2d/8f/4e/2d8f4e9c0005e250432662b639ee7147.jpg
Изображение хвоста и крыла синицы - https://sun9-53.userapi.com/impg/tzbOdK5c-regx_79uoz-l2ZGvqrkDvm9U-qqnw/cW8m3gAFG4U.jpg?size=807x539&quality=95&sign=01ab8cb9fb1faf74f931874ca8836b02&type=album
Изображение хвоста и крыла глухаря - https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/2408175/pub_5fddb6abf5a6f429fca1d338_5fde19f827ce98245a7620c5/scale_1200
Изображение хвоста и крыла дятла - https://forumupload.ru/uploads/0019/3c/8c/3/817735.webp
Изображение крыла совы - https://i.pinimg.com/originals/fa/bc/76/fabc76421a6f5c77d1835de9176b5ff6.jpg
Изображение гнезда сороки - https://ic.pics.livejournal.com/elena_zhzhenova/28047383/849361/849361_original.jpg
Приложение 1
Птицы Коми края
Дятел | Сорока |
Ушастая сова | Синица |
Глухарь | |
Приложение 2
Карточки – улики
Сорока
Интересный факт Гнездо шарообразной формы. Птицы строят гнезда, закрытые со всех сторон и с крышей в форме шара. Оставляют только небольшое отверстие для входа. | Интересный факт Излишки пищи эти птицы зарывают в землю, причем потом без проблем находят эти тайники. |
Особенности строения Хвост длиннее тела | Питание Питается как животным, так и растительным кормом. На земле ищет насекомых, слизней, пауков, мокриц. Иногда удаётся поймать мелкого грызуна или ящерицу. Разоряют птичьи гнёзда, таская птенцов и яйца. Не боятся украсть пищу и у человека. |
Звуки пения Чаще всего издаёт стрекот переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Звуки быстро следуют друг за другом: «шэк шэк шек» | Название птицы на коми языке: КАТША |
7. Примечание: на карточку вставить лишь часть изображения - хвост и крыло. |
Синица
Интересный факт В России можно встретить 10 видов этих птиц, но всего в мире их больше 60. Некоторые виды
| Интересный факт Летом птица за день поедает 300-400 гусениц, то есть съедает за день пищи столько же, сколько весит сама. | ||||
Особенности строения Грудка у них светлее, чем остальное оперение. Клюв острый и короткий, на голове имеется контрастная шапочка или хохолок, а также выделяющиеся светлые щечки. | Питание Птицы питаются насекомыми. Их можно назвать настоящими санитарами природы. Эти пернатые, уничтожая бесчисленное количество вредоносных насекомых и их личинок, спасают от гибели целые лесные массивы и культурные насаждения. Так, пара птиц, выкармливающая потомство, может полностью избавить от вредителей более сорока деревьев. | ||||
Звуки пения Название птицы произошло от звонких песен, напоминающих перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». | Название птицы на коми языке ПЫСТА | ||||
Примечание: на карточку вставить лишь часть изображения - крыло. |
Глухарь
Интересный факт Эта птица в полете выглядит достаточно тяжело, поэтому не совершают длинных перелетов. | Интересный факт В зимний период стараются ночевать в сугробах. Для этого они на лету или с дерева как бы таранят сугроб. Оказавшись в нем, засыпают. Когда холод особенно жестокий, птица находится в таких укрытиях сутками, где температура градусов на 10 выше, чем вне такого укрытия. |
Особенности строения У самцов голова и хвост окрашены в черный цвет, туловище темно-серого оттенка. Крылья буроватые, с белыми пятнами, брови ярко-красные, а область груди блестящая, темно-зеленого оттенка, сравнительно длинный хвост округлой формы, имеет белые каёмки. | Питание Зимой питаются сосновой и кедровой хвоей. Если таких деревьев мало, переключаются на питание хвоей пихты, на можжевельник, на молодые побеги и почки лиственных пород деревьев. В летний период меню включает: ягоды, как зреющие, так и перезимовавшие, траву и листья, побеги различных растений и древесные почки, насекомые. |
Звуки пения Это достаточно молчаливая птица, но весной ее токование можно услышать за многие километры. Самцы начинают песни с сухих двойных щелчков, которые разделены короткими интервалами. Затем «песня» переходит в стремительную фазу, представляющую сплошную трель в виде щелканья. | Название птицы на коми языке: ДОЗМÖР |
7. Примечание: на карточку вставить лишь часть изображения - хвост и крыло. |
Дятел
Интересный факт Обладает прекрасным слухом. Слышит малейший шорох под корой дерева. | Интересный факт Длина языка в несколько раз длиннее клюва. На его языке есть специальные шипы, с помощью которых птица цепляет свою добычу. |
Особенности строения Самой главной частью тела этих птиц является их крепкий, отличающийся большой остротой и прочностью клюв. На ноздрях пернатого видны щетинки, которые являются их надежной защитой от стружки, летящей от деревьев. | Питание Любимым лакомством являются жуки, гусеницы, личинки, бабочки, муравьи, черви. Отсутствие насекомых они вполне заменяют орехами, семенами сосны и ели и другими растительными кормами. |
Звуки пения В большей степени не любят издавать звуки. Общаются они посредством дроби, выбиваемой пернатыми по дереву. | Название птицы на коми языке: СИЗЬ |
Примечание: на карточку вставить лишь часть изображения - хвост и крыло. |
Ушастая сова
Интересный факт На зимний период они делают запасы и хранят их непосредственно в гнезде. | Интересный факт Слышат птицы лучше кошек в четыре раза. У этих пернатых настолько острый слух, что они способны услышать, как грызун перемещается под слоем снега, толщиной до 60 см, с расстояния до одного километра. |
Особенности строения Круглая голова с большими глазами, расположенными спереди, короткий клюв загнутой формы. | Питание Пища разнообразная: ежи, зайцы, мыши, крысы, змеи, лягушки, рыбы, жуки, кузнечики. |
Звуки пения Разные виды издают разные звуки: «хохот», «кашель», уханье. | Название птицы на коми языке: СЮЗЬ |
Примечание: на карточку вставить лишь часть изображения - хвост и крыло. |
Нигматзянова Р. C.