Экологическая эстафета для учащихся 8 класса
Автор разработки: учитель географии
МОУ « Гимназия» города Кизела
Хлюпина Т. Л.
Экологическая эстафета
Экологическая эстафета может стать итоговым мероприятием «Недели экологии» в школе или, при определенной корректировке, может быть проведена в летнем лагере. Проводится с использованием презентации. Необходимо дополнительное оборудование: таблички-указатели с номерами от 1 до 8, коллекция комнатных растений, гербарий лекарственных растений, настои трав, наборы слов пословиц.
I. Представление команд
Три клада у природы есть:
вода, земля и воздух -
три её основы.
Какая бы ни грянула беда -
всё возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем,
что это если значит.
О человек!
Природа – Мать
ни рек и ни морей
Цени её доверие, Природы!
Не обмани его!
И в тёмный лес входи,
как в храм под мраморные своды.
С.Викулов « Три клада у Природы есть…» .
Представление команд (название, девиз, эмблема).
II. Эстафета
1 этап. ПТИЧИЙ (Слайд 4.)
Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых - просто диву даешься.
Но спросите иного
Что он знает о птицах?
Пусть ответит толково…
1 конкурс: Кто это?(По типу «Звездного часа» ,участники по команде поднимают таблички с номером верного ответа). Слайд 5.
1. Охраняемая степная птица России? (дрофа)
2. Хищная охраняемая птица? (орёл)
3. Птица, которая используется в некоторых странах в качестве пастуха (страус)
4. Промысловая птица? (утка)
5. Птица – спутник пахаря? (грач)
6. Для каких птиц вы делали кормушки зимой во время проведения экологической недели? (синица, снегирь)
2 конкурс : « Узнайте их по силуэтам». Слайд 6.
1. Какими цифрами обозначены силуэты птиц:
ястреб - 3 сапсан - 6
сокол - 1 коршун - 5
лунь - 2 беркут - 7
канюк - 4
2. Какими цифрами обозначены силуэты птиц Пермского края, занесённых в Красную книгу? Слайд6. (7 – беркут, 6 – сапсан).
3 конкурс: « Птичьи жилища». Слайд 7.
1. По рисунку определить жилища птиц:
1 – славка-портниха 2 – оса
5 – синица-ремез 4 - ондатра
3 – белка 6 – термитник
5 – ондатра 7– мышь-малютка
2. Как называются искусственные жилища птиц?
(скворечник, дуплянка, полудуплянка, синичник ).
3. Из какого материала (старого или нового) строится скворечник?
4. Из каких досок ( обструганных или нет ) делают скворечники изнутри?
5. На какой высоте развешивают домики?
6. Когда развешивают искусственные жилища?
2 этап. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ (Слайд 8)
Во все времена, начиная с глубокой древности, в радости и печали люди обращались к цветам.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Мы живём на Урале, в суровом, но прекрасном крае. Больше половины года может лежать здесь снег. Вот почему, наверное, скучая по красоте, мы разводим комнатные цветы. Комнатные растения спасают своих близких дикорастущих сородичей от безжалостного истребления.
А знаем ли мы своих постоянных спутников, дарящих нам красоту и радость?
1 конкурс: Кто знает больше комнатных растений? (участник называет растение и делает шаг вперёд).
2 конкурс : Определение комнатных растений ( оформляется выставка) по названию(участники получают конверт с названиями трёх растений и прикрепляют их к выбранным ими растениям)
3 конкурс: Викторина. (Слайды 9 – 13)
1. Он зелёный, а не луг,
Носит плеть, а не пастух
Он цепко виснет, а не крюк
На стену влез, а не паук. (Плющ)
2. Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас, в любой день и час. (Алоэ)
3. Акробат по стене
Ходит на спине. (Виноград)
4. Куст – оконный и балконный
Лист пушистый и душистый
Он сборчатый и каёмчатый,
А цветы на окне - словно шапка в огне. (Герань)
5. Плоский, длинный , а не брус,
Полосат, но не арбуз. (Щучий хвост)
6. В какое время суток поливают растения летом и зимой?
(Летом – вечером, зимой – утром).
7. На каком растении древние египтяне писали, и как называлась бумага, которую из него изготовляли? (Циперус, папирус)
8. Назовите растения, у которых нет настоящих листьев. (Кактус, аспарагус)
9. Какое комнатное растение очень ядовито? (Олеандр).
10. Какое комнатное растение называют цветком алхимиков? (Фуксия).
3 этап. ЗАПОВЕДНЫЙ
Конкурс презентаций заповедников Пермского края (домашнее задание)
Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька…..
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого…пока
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды….
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Р. Рождественский
4 этап. ЛИРИЧЕСКИЙ (Слайд 15)
Определить авторов этих строк (По типу звездного часа)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. «Зимнее утро» А.С. Пушкин
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной
Журча пробивался волною холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов,
От знойных лучей и сыпучих песков. «Три пальмы» М.Ю. Лермонтов
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором обходит владенья свои .
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли? « Мороз – Красный нос» Н.А Некрасов
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев
Звёзды меркнут и гаснут. Огне облака.
Белый пар по лугам расстилается .
По зеркальной воде, по кудрям лозняка.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь – безлюдье вокруг. «Утро» И.С. Никитин
Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал – ты хрустальная печень страны!
И кто – то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны. «Озеро» А. Вознесенский
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. «Берёза» С. Есенин
Бегут по бортам
водяные глыбы
огромные,
как года!
Надо мною птицы,
подо мною рыбы
а кругом – вода! В. Маяковский
5 этап. ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ (Слайды 16-18)
Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать – мы в мире лекарств.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать.
1 конкурс. По гербарным экземплярам растений рассказать о применении их в качестве лекарственных средств.
2 конкурс. По приготовленным настоям трав определить вид лекарственных трав.
3 конкурс. Составить правила поведения в природе.
6 этап. ГРАММАТЕЙКИН (Слайд 19)
Задание: Разобрать путаницу (каждой команде составить 2 пословицы из предложенного набора слов).
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Аист на крыше – мир на земле.
Одно дерево срубил – посади сорок.
Дом без хозяина – сирота.
Пока трава подрастает – много воды утечёт.
Солнце – князь земли, Луна – княжна.
Соловья за песни кормят.
Сколько волка не корми – всё в лес смотрит.
Что посеешь – то и пожнёшь.
Волка ноги кормят.
7 этап. ТЕАТР ПРИРОДЫ (Слайд 20)
Представление басен с помощью пантомимы.
Лисица и виноград.
Лебедь, рак и щука.
Свинья под дубом.
Петух и жемчужное зерно.
Мартышка и очки.
В каждой басне найти экологическое зерно, экологическую суть.
Подведение итогов.
Надежда Алексеевна Паршукова