Экологическое образование учащихся

1
0
Материал опубликован 25 November 2015

Тема: Экологическое образование учащихся.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

( Ягодин Г.А.) Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.

В любой период истории развития общества образование отвечало на его социальный заказ. ХХΙ век поставил перед школьным образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности. 2013 год - Год окружающей среды, объявленный Указом Президента России, все мы должны внести свой вклад в дело сохранения красоты и чистоты родного края.

В нашей школе сложилась определенная система экологического образования. Накоплен положительный опыт работы в результате совместной деятельности педагогов школы, учащихся и их родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы.

Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

Задачи экологического образования школы:

обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;

воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

развитие таланта и способностей как особой ценности;

формирование здорового образа жизни учащихся.

Вовлечение социума к решению экологических проблем;

Формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.

(модель выпускника) Результат экологического образования и воспитания – воплощение модели выпускника МОУ "Кувшиновкая средняя общеобразовательная школа №2", обладающего экологической культурой.

В нашей школе экологическое образование начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности.

К сожалению, в школах России сегодня нет самостоятельного предмета «экология». Экология изучается в интегрированном варианте. В нашей школе экологическое образование строится по принципу спирали, когда на каждом следующем витке происходит обобщение предыдущего. Поэтому оно начинается в начальной школе и заканчивается в 11 классе.

С 2000 года в школьных программах элементы экологического образования введены практически во все учебные предметы. А отдельные предметы учебного плана - окружающий мир (в начальной школе), Природоведение. Введение в биологию и экологию в 5 классе, экология растений в разделе «ботаника» 6 класса, экология животных в разделе «животные» 7 класса в среднем звене, элективные курсы по экологии в старшей школе позволяют формировать экологическое сознание и культуру учащихся.

(нач. шк). Начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с основными экологическими представлениями, природоохранительными мероприятиями.

Природа и общество рассматриваются в неразрывной взаимосвязи, органическом единстве. Это позволяет достаточно рано начать формирование у детей целостного представления о природе, о роли и месте в ней человека. Идея всё связано со всем как бы цементирует разнообразные элементы в содержании курса, усиливает его воспитательную и развивающую направленность. Следует отметить наиболее высокую экологическую направленность программы А.А. Вахрушева «Мир и человек» по сравнению с другими.

Работая с младшими школьниками, учителя начальных классов используют разнообразные формы и методы: это - циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в разное время года; экологические беседы – 15 - минутки на уроках окружающего мира по темам: «Раненая земля», «Ядовитые дожди и тающие льды», «Разноцветная речка», «Сказка о «нефтяной рыбке» и другие.

(5 кл.) В 5 классе на уроках природоведения продолжается закладывание основ экологической культуры подрастающего поколения, приобретается опыт экологически целесообразного поведения и деятельности в окружающей среде, навыки исследовательской деятельности.

(фрагмент фильма). В старших классах решаются задачи формирования у школьников знаний о целостной жизни на планете Земля и пределах её устойчивости, о стремлении людей к созданию для своей жизни новой урбанизированной окружающей среды, о факторах риска разрушения основ жизни в этой среде и биосфере; об экопроблемах, причинах их возникновения и путях решения на разных уровнях, включая личное участие. Очень важно сформировать систему интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, её защите и улучшению

(учителя). Экологическое образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех учебных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблема, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.

Так, на уроках биологии особое внимание уделяется биосфере, биоценозу, даётся представление о ключевых экологических понятиях: «среда», «экологические факторы». Учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой.

На уроках географии Ельчанина Вера Фёдоровна анализирует природные ресурсы различных территорий и пути рационального природопользования.

Учителя химии помогают учащимся узнать о химических составах воды, воздуха, почвы. Раскрывают проблемы загрязнения природы отходами человеческой деятельности. Даётся представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.

На уроках физики Кустов Александр Владимирович сосредотачивает внимание учащихся на экологически чистых источниках энергии (ветер, солнечное излучение и другое). Особое внимание уделяется защитно-аварийным и очистительным сооружениям.

Учителя литературы учат школьников делать сопоставление и научное описание мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.

Особое внимание вопросам экологии уделяется на уроках ОБЖ Егоровым Владимиром Олеговичем в 6-х классах при изучении темы «Автономное существование в природе», «нарушение экологического равновесия в местах проживания» в 8-х классах, в 9-11 классах затрагиваются вопросы грамотного экологического поведения в разделе «Здоровый образ жизни и его компоненты».

В практике экологического образования наши учителя используют широкий диапазон методов и методических приёмов. Особое место имеют проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов и курсов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы. Учащиеся нашей школы под руководством учителей выполнили более 30 исследовательских и проектных работ, представляя их на различных конференциях и конкурсах. Приведу тематику работ, которые были отмечены дипломами, положительными отзывами, в региональных сборниках:

«Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной», «Нутриенты и рациональное питание», «Определение нитратов в растительной продукции», «Компьютер и здоровье школьников» и другие.

Я уверена, что выпускники нашей школы, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Экологическое образование учащихся продолжается и во внеклассной работе, представляющей более широкую возможность для творчества. Традиционными стали такие формы внеклассной работы, как классные часы и беседы по темам: «Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?», «Эта хрупкая планета», «Природа родного края», «Деревья разные бывают», «Красная книга Тверской области», «Экологический кризис: шанс на спасение», «Вредные привычки», «Будьте здоровы».

А также природоохранительные акции. Так, например учащиеся начальных классов приняли участие в таких акциях, как «Пернатые друзья», «Зелёная красавица».

Учащиеся среднего и старшего звена активно участвовали в операциях «От чистого двора – к чистой планете», Сл.14. «Листопад», в трудовых десантах, в работе по благоустройству школы и её территории.

Классные руководители нашей школы проводят с учащимися экскурсии по родному краю: Прямухинский парк, выставка плетение из бересты, на страусиную ферму, в музей природы Селигерского края, на Исток Волги. Интересными и познавательными были экскурсии в музей Дарвина и палеонтологический музей в г.Москве. Каждая экскурсия для ребят – это путешествие в страну неизведанного.

Основой проведения экскурсий является целенаправленный показ экскурсионных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов широко используется приём сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

Школьная жизнь наших учащихся наполняется не только интересными и познавательными экскурсиями, но и творческими, ролевыми играми. В младших классах «Почемучкина поляна», «Загадки природы», «Осторожно, их мало!», в 5-6 классах «Путешествие в мир природы», «Лесная аптека», «Знатоки природы», экологический КВН в 8-х классах.

Серьёзное внимание в экологическом воспитании уделяется охране здоровья учащихся. Интересно был организован и проведён школьный конкурс агитбригад с учащимися 5-7 классов «Детство – территория свободная от курения», в котором школьники показали примеры здорового образа жизни и последствия вредных привычек.

На протяжении нескольких лет для учащихся 5-7 классов на базе школьного оздоровительного лагеря работает летний экологический отряд «Зелёная грядка. Целью, которого является изучение растений, условий произрастания, озеленение территории школы.

В экологическом воспитании и образовании учащихся большую роль играют школьный информационный центр и школьная библиотека. Учителя совместно с руководителем центра Голубевой Н.С. и библиотекарем Колотухиной И.А. подбирают материал, разрабатывают сценарии праздников, конкурсов. Библиотекарь проводит обзоры новой литературы по экологии окружающей среды, делает книжные выставки: «Редкие растения Тверского края», «Береги природу родного края» и другие.

В нашей школе систематически проводятся радиопередачи творческого объединения «Среда» по темам «Экология питания», «Человек и окружающая среда», «Азбука здоровья», «Проблемы экологической безопасности и другие.

На протяжении нескольких лет коллектив учащихся 8-11 классов занимался в кружке «Юный эколог» на базе областной станции юных натуралистов. В основу работы по программе кружка были положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчётов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ.

На базе ТГСХА пос. Сахарово была организована областная школа комплексных исследований природной среды. Преподаватели Тверских ВУЗов проводили с учащимися теоретические и практические занятия по темам: «Определение гидрохимических показателей водных проб в лабораторных условиях», «Сорная растительность Тверской области», «Факторы и процессы почвообразования», «Закладка и описание почвенных разрезов», «Использование современных методов для проведения экологических исследований» и другие.

В конце учебного года каждый класс совершает туристический поход, который является заключительным итогом всей природоохранной работы за учебный год. Всё это позволяет в комплексе решать многие вопросы учебно-воспитательного процесса, формировать общие интересы. А в итоге каждый ученик этой большой работы является в будущем защитником природы и знает, как это делать. Конечно, большое значение в экологическом образовании и воспитании учащихся играет семья.

Мы прекрасно понимаем, что без родителей решить задачи экологического образования невозможно. От родителей в первую очередь зависит, каким будет их ребёнок. От того, кто и как будет с ребёнком в детстве, в период формирования нравственного поведения, зависит то, как человек будет себя вести в этом огромном социуме, каково будет его поведение, отношение ко всему, что его окружает, какими будут его решения и переживания, кем он ощутит себя в жизни.

Но, к сожалению, формы работы с семьёй не всегда активно включают родителей в эти проблемы. Родители не проявляют интереса, остаются безучастными, и сами, к сожалению, являются отрицательным примером для подражания. Заинтересовать родителей, просветить их, вовлечь в экологическую работу – вот наша задача.

Для решения этой задачи учителя нашей школы используют самые различные средства: экологический всеобуч по темам: «Как воспитать любовь к природе», «Мой экодом», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Родительские собрания на темы: «Домашняя экология», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Вредные вещества в окружающей среде и проблемы здоровья». Походы выходного дня.

Перспективные планы воспитательной работы, диагностические методики, экскурсии, наблюдения и беседы с родителями. Всё это, на мой взгляд, позволит выйти экологическому образованию и воспитанию на новый качественный уровень, который будет воспитывать у школьников экологические потребности, мотивы, побуждения и привычки, направленные на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды.

Результатами работы по экологическому образованию стали следующие достижения:

В 2009 – 2010 уч.году.

* Наша школа заняла 2 место в областном заочном смотре образовательных учреждений на лучшую постановку работы по дополнительному эколого-биологическому образованию и воспитанию учащихся.

* Стали победителем (1 место) регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». Номинации «Публицистика в защиту природу и культуры», «Эколого-краеведческие путеводители».

* Команда учащихся 10кл. заняла 1 место в районном слёте «Юный эколог».

* Стали призёром (2 место) в областном слёте юных экологов в номинации «зоология».

* Занили 2 место в областной выставке «Зеркало природы».

В 2010 -2011 уч.году.

* Стали призёром (2 место) Регионального этапа Всероссийского конкурса юные исследователи окружающей среды в номинации «Зоокультура и ветеринария».

* Победителем регионального заочного конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию для образовательных учреждений Тверской области.

* Победителями регионального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Лес в литературном творчестве» и «Экология лесных животных».

В 2011 – 2012 уч.году

* Участники районной конференции «Юные исследователи» и региональной конференции школьников «твоё здоровье в твоих руках»

* Заняли 3 место в практическом туре Областного слёта юных экологов (раздел «Ботаника»).

* Победители (1 место) регионального заочного этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2012» в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».

* Участники Х Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2012» литературного конкурса о красоте и экологических проблемах родного края, а также о людях, посвятивших свою жизнь охране природы.

В 2012 - 2013 уч.году

* Команда учащихся старших классов заняла 1 место в районном слёте юных экологов.

* Учащиеся 9 классов заняли 2 и 3 место в Интернет - конкурсе «Земля – наш общий дом».

* Лауреаты конкурса «Учебный проект» общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».

* Участники международного конкурса исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды».

* Участвовали в областном проекте «Время добрых дел».

В 2013-2014

* Команда учащихся старших классов заняла 1 место в районном слёте юных экологов.

Учащиеся 10 классов заняли 1 место в Интернет - конкурсе «Земля – наш общий дом».


Заключение

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете. Спасибо за внимание! Сл.28.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.