Экологическая игра-путешествие «День Земли» (4 класс)
Экологическая игра – путешествие «День Земли»
Цель: Углубление экологических знаний у детей, сформировать экологически-грамотное отношение детей к природе.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к природе;
Закрепить знания детей о природе;
Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, быть выдержанным);
Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Ход праздника
I Организационный момент.
Ведущий: Кружит в небе голубом
Наш огромный светлый дом.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло.
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили все на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Земля – это малая частичка Вселенной, но только на ней есть жизнь. Природа Земли едина и каждого касаются ее беды. В эпоху научно-технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, животные, растения. Жизнь человека немыслима без животных и растений. Наша общая задача – сберечь планету. Наша планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок.
Ребята, давайте с вами отправимся в удивительное путешествие по русскому лесу. А вы знаете, что такое лес? (Ответы детей)
Ведущий. Лес – это сообщество деревьев, кустарников, различных трав, грибов, лишайников. И, конечно же, в любом лесу водятся животные, Они тоже жители леса. Без грибов, зверей, птиц и лес не лес.
Лес всем друг. Для зверей и птиц он родной дом и кормилец. Для поля – защитник о т ветра, особенно знойного суховея. Лес – друг реки и её обитателей: рыб, раков, лягушек. Если гибнет лес, вскоре гибнет и река, она мелеет, пересыхает. Лес – друг воздуха. Растения леса очищают воздух от пыли, копоти, насыщают воздух кислородом. Человеку лес – самый щедрый друг. Он даёт брёвна для дома, доски для стола, дрова для печки. Бумага, целлюлоза, спички, лекарства – всего, что даёт лес, и не перечислишь. А боровики, маслята, рыжики? А земляника, черника, брусника? А орехи? Человек говорит спасибо лесу за плодородные поля, за глубокую реку, за чистый воздух – ведь он этим постоянно пользуется. Ещё лес дарит людям свою красоту. Приходи, любуйся, сколько хочешь лес не прогонит. Итак отправляемся в путешествие, чтобы проверить свои знания. На каждой станции вас будут ждать определённые задания, с которыми вам необходимо справиться.
А встречает нас наш гость - старик-лесовичок.
Лесовичок
Здравствуйте, ребята! Рад вас всех видеть! Я проверю: «Умеете ли вы охранять природу» Выберите правильный ответ.
1Ты нашёл очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) Полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 очко.
б) Осторожно срежу, поставлю в красивую вазу – 5 очков
2.Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) Покормлю его – 3 очка
б) Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 очков
в) Буду наблюдать издали – 1очко
3.Рбята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
а) Пойду, но буду собирать очень осторожно – 5очков
б) Расспрошу об этом учительницу – 2очка
в) Не пойду – 1 очко
4.После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжить поход?
а) Взял бы с собой, чтобы сдать в городе – 1 очко
б)Отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 очков
в)Закопал бы в землю – 3 очка
5 Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
а)Почти все знаю. Но хотел знать больше – 5 очков
б)Кое-что знаю, но хоте бы знать больше – 1 очко
в)Я люблю природу, но мы этого ещё не проходили – 5 очков
По сумме очков определим, к какой из трёх групп юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если результат не понравится. Лучше задумайтесь.
Группа №1 – те, кто набрал от 5до11очков.
Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но умеете её сохранить. Но главное не останавливайтесь, стремитесь узнать побольше.
Группа №2 от 11до 18 очков.
Вы, безусловно, кое-что знаете о природе и хотите ей помочь. Но ваши знания не полные, и вы, сами, того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми, и вы со своей огромной энергией сможете принести пользу.
Группа №3 от 19 до 25 очков.
Вы, наверно, любите природу. Это хорошо. Но вы так мало знаете о ней! Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных
Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнёзда, засорили зелёную поляну. И предложенные в тесте ответы не для них. Поэтому этот маленький тест – для вас, мои юные друзья природы
Хорошо! Молодцы ребята! Теперь я смело могу ввести вас в своё царство.
(Появляется табличка)
Ой, надпись очень старая, и вся краска стёрлась. Надо её восстановить! В этом нам поможет кроссворд. Если вы его разгадаете, то получите не только первую строку надписи, но и пропуск в мой лес.
Вопросы по вертикали:
Насекомое, питающееся цветочной пыльцой .(Бабочка)
Дерево, которое встречается на нашей Родине, в наших лесах, и которое называют «русской красавицей». (Берёза)
Насекомое-санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город. (Муравей)
Цветок, который распускается в марте на проталинках. (Подснежник)
Птица, прилетающая к нам зимой (Снегирь)
Дерево, плодами которого зимой питаются птицы (Рябина)
Птица-санитар леса.(Дятел)
Лесной певец. (Соловей)
Цветок, занесённый в «Красную книгу» природы. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш)
Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку скок-поскок, орешек за орешком щёлк да щёлк. (Белка)
Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна)
Лесовичок
-Что написано в выделенных клетках?
Ребята отвечают: «Берегите лес»
Теперь я вас приглашаю на заочную прогулку в лес
1Станция «Зелёный друг»
Ведущий.
Когда ты входишь в лес –
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины
И встречает грудь твоя
Так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести,
И все в тебе живое,
А сколько у тебя загадок и чудес (Р.Рождественский)
Ведущий из конверта достаёт красные, жёлтые, зелёные листья различных деревьев, вырезанные из картона, и читает написанные на них загадки:
1.Летом шубу надевает,
А зимой снимает (лиственный лес)
2.Сама бела,
Маковка зелена.
Летом мохнатенькая,
А зимой сучковатенькая. (берёза)
3.Весной цвету,
Летом плод даю,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю. (ель, сосна)
4.Никто не пугает,
А сама дрожит. (осина)
5.Белые овечки
Бегают по свечке. (верба)
6.Стоит кудрявый Ваня
В зелёном кафтане,
В лесу на поляне.
Он богат и не велик,
А подарком наделит. (орешник)
7. Недаром эта модница
Склонилась над водой.
Всё лето в речку смотрится –
Любуется собой (ива)
8.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд,
А меня всё обижают.
Шкурку тонкую сдирают (липа)
9. Десять лет теплом согретый,
В зной и в пору летних гроз.
Ввысь – по десять сантиметров,
В глубь – по метру за год рос. (дуб)
Задание:
- Назвать деревья и кустарники, которые растут в нашей местности.
- Назвать хвойные деревья
2 станция «Лесная аптека»
Ведущий.
Солнце нижет лучами в отвес,
И дрожат испарений струи
У окраины ярких небес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый, развесистый лес!
Чтоб в лицо и в горячую грудь
Хлынул вздох твой студёной волной,
Чтоб и мне было сладко вздохнуть;
Дай устами и взором прильнуть
У корней мне к воде ключевой!
Чтоб и я в этом море исчез,
Потонул в той душистой тени,
Что раскинул твой пышный навес;
Распахни мне объятья твои,
Густолистый , развесистый лес!(А.Фет)
Задание: ведущий показывает карточки, на которых изображены лекарственные растения. Вы должны эти растения назвать, да ещё и объяснить, от каких болезней эти растения помогают( ведущий показывает изображения подорожника, крапивы, ромашки, ландыша, мать-и-мачехи, зверобоя, тысячелистника)
Ведущий дополняет ответы детей, обращаясь к книгам, представленных на выставке)
В северной Америке, в Австралии, в новой Зеландии зверобой считается злостным сорняком. Дело в том, что содержащийся в растении красный пигмент вызывает у домашних животных повышенную чувствительнось белых участков кожи к солнечному свету. У животных появляются раны на голове и теле, разбухают уши, они теряют вес и могут даже погибнуть.
У нас в народе к зверобою относятся с уважением. Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы и останавливает воспаление и нагноения.
Крапива всегда растёт около домов, под заборами, вдоль лесных тропинок. Все мы знаем, как неприятны её ожоги: нам больно, потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Почему возникает это неприятное ощущение? Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. В них находятся особые клетки, содержащие едкую жидкость. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска отламывается, и в ранку попадает содержимое этой клетки.
Из корней крапивы делают жёлтую, а из листьев – зелёную краску. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению. Рыба и мясо лучше сохраняются, если их обернуть в листья крапивы.
3 станция «Наши пернатые друзья»
Ведущий.
Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Ведь певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают.
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают! (С.Степанов)
Задание: по описанию отгадать птицу.
1.Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далеко жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает их в гнёзда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели.(Кукушка)
2. Из соломинок и глины лепят эти птички гнёзда на омах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду они пьют на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом. (Ласточка)
Ведущий. Множество птиц обитает в наших лесах.
Птицы дороги нам, как честь нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы – это песня и полёт. Птицы - это дети воздуха. Птицы – дети радуги, они сверкают разными цветами. Птицы – верные помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. Птицы – это тайна и красота. Невозможно представить нашу землю без птиц. Вот, что такое птицы
4 станция «Грибное лукошко»
Ведущий.
Тропинкой полевою
Свернём скорее в лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес.
Где сказки шепчут ели,
Берёзка и дубы.
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Задание:
- На пне какого дерева чаще всего встречаются опята? (на берёзовом пне)
- Какие грибы ещё называют «рыжими сестричками»?(лисички)
- Почему нельзя рвать грибы с корнем, а также разрывать вокруг них мох и почву?(такие действия нарушают грибницу, из которой вырастают грибы)
- Вспомните грибы, названия которых произошли от названий деревьев (подберёзовик, подосиновик, дубовик)
- Какой гриб считается самым ценным из всех грибов? (белый гриб или боровик)
- Назвать съедобные и несъедобные грибы (на картинках)
5 станция «Насекомые»
Задание: разгадать ребус
1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
2.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел .(Бабочка)
3.Я поменьше чем пчела,
А зовут меня …(оса)
4.Летит – гудит,
Сядет – молчит. (Шмель)
5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
6.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
7. целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
6 станция «Бюро погоды»
Задание: найти пару противоположных явлений природы(карточки с признаками улучшения и ухудшения погоды)
Признаки ухудшения погоды:
- Пчёлы сидят в ульях и громко гудят.
Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
- Рыба не клюёт – она сыта.
Признаки хорошей погоды:
- Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчёлы.
- Раскрыты цветы кувшинки.
- Паук усиленно плетёт сети.
- Голуби разворковались
7 станция «»Берегите природу» Интерактивное задание «Проверь себя».1.Почему нельзя мусорить?
мусор плохо пахнет;
мусор загрязняет планету;
мусор некрасиво выглядит;
мама отругает.
2.Куда отправляется мусор, который нельзя перерабатывать?
в мусорку;
дворнику; в космос;
на полигоны
3.Что делают люди для борьбы с отходами?
строят перерабатывающие заводы;сбрасывают мусор в океан; открывают полигоны;
зовут супермена.
4.Какие бывают виды отходов?
хорошо и плохо пахнущие;
природные и неприродные;
органические и неорганические;
красивые и некрасивые.
5.Что относится к органическим отходам?
шкурки от бананов;носки;
банка из-под газировки; использованная салфетка.
6.Зачем дома нужно иметь второе мусорное ведёрко?
чтобы дольше не выносить мусор;
чтобы собирать стеклянные бутылки;
чтобы поставить его в комнате;
чтобы сортировать отходы.7.Зачем сортировать отходы?
чтобы они обретали вторую жизнь;чтобы «убить» время;
чтобы выбросить;
чтобы больше уместилось в мусорное ведро.
8.Зачем нужны перерабатывающие заводы? чтобы сжигать отходы;
чтобы превращать отходы в новые вещи;чтобы хранить там отходы; чтобы заводов было больше.
Подведение итогов нашего заочного путешествия.
Награждение активных участников.
Ведущий.
Природа Земли – нежна и ранима. Её нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает нам в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания. Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» – дом. Наш дом – планета Земля, и каждый человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на окружающий его мир – этот вывод сделал Владимир Иванович Вернадский, великий русский учёный.
И для того, чтобы привлечь внимание каждого человека к экологическим проблемам и защите окружающей среды, жители России и других стран мира в апреле отмечают праздник День Земли.
.