Сценарий экологической игры-квест «День Земли»
Сценарий экологической игры-квест «День Земли»
День Земли отмечают 22 апреля - праздник чистой воды, земли и воздуха – всё, что необходимо для жизни. Возник этот праздник в XIX веке в США, по инициативе администратора, а позднее министра земледелия штата Небраска, Дж. Стерлинга Мортона. Штат этот расположен в бескрайних безлесных прериях, где редко растущие рощи вырубались на строительство и дрова. Мортон, живший в штате с 1840 года, предложил заняться озеленением, устроить День дерева, и учредить приз тому, кто в этот день посадит наибольшее количество деревьев. Только в первый День дерева, 10 апреля 1872 года, жители штата посадили около миллиона деревьев. Позднее, в 1882 году, правительство штат учредило День дерева как официальный праздник, и отмечать его стали 22 апреля, в день рождения Мортона.
Между народное значение День Земли приобрел с 1970 года, когда свыше 20 миллионов человек в разных странах мира приняли участие в различных экологических акциях. А с 1990 года 22 апреля объявлено Международным днем Земли, его отмечают жители большинства стран Мира. В России День Земли отмечается с 1992 года. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях. Каждая команда выходит на сцену и представляет свою команду. У команды должны быть: название. После раздаются маршрутные листы, где будут указаны станции и место проведения.
Цель: привлечение внимания обучающихся к экологическим проблемам окружающей среды, бережному отношению к растительному и животному миру.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся в области экологии и охраны природы;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать умение работать в команде.
Форма проведения: игра по станциям. Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подобраны таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.
Оборудование: карточки-задания, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры.
Ход мероприятия
Звучит музыка: «Как прекрасен мир вокруг»
Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, природа!
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Ребята, сможем ли мы с вами жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то, наверное, перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем крупнее становятся наши города, чем выше дома, чем больше асфальта, тем чаще людям хочется подышать запахом лесов, лугов, послушать пение птиц, уехать от удушливого смога городов. Потому, что там, за городом, наш настоящий дом – природа! Дом, без которого нам не прожить.
Это наша Земля!
Каждая команда получает маршрутный лист и начинает движение по станциям согласно своему маршрутному листу. На каждой станции выполняются задания, ответы записываются в маршрутный лист.
Представление команд.
1.Станция «Экологическая»
1. Где на Какое озеро вскоре умрет и исчезнет с лица земли? Сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?
Ответ: Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека — Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных.
2. Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды.
Ответ: Нефтью. Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда.
3. Почему некоторые лесные животные и птицы едят ядовитые мухоморы?
Ответ: Лось, белки, сороки едят эти ядовитые грибы для того, чтобы избавится от глистов. При этом животные интуитивно выбирают оптимально количество грибов, чтобы излечиться от паразитов и не отравиться. ...
4. Инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для всех живых организмов на земле?
Ответ: Ультрафиолетовое. Это излучение невидимое для человеческого глаза и отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологических опухолей.
5. Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется зимой под снегом, являясь источником питания для многих лесных животных и птиц.
Ответ: Брусника. Это вечнозеленое растение не сбрасывает листья, а ягоды, которым не страшен мороз, к весне становятся сладкими и сочными.
6. Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев.
Ответ: В перьях диких птиц живут множество паразитов, которые доставляют пернатым много неприятных минут. Муравьи бегают по муравейнику и начинают опрыскивать птицу кислотой, которая имеет довольно резкий запах. Таким образом, лесные птицы проводят борьбу с перьевыми паразитами.
7. Какое животное не может прыгать? Ответ: Слон.
8. Что способствует изменению климата?
Ответ: Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот.
9. Зачем крокодилы вылезают на берег, разыскивают на нем камни и проглатывают их?
Ответ: Камни нужны им для того, чтобы увеличить массу тела и глубже нырять под водой.
2.Станция «От «А» до «Я» Назвать животных по алфавиту от «А» до «Я». За каждое правильно названное животное по 1 баллу. Если команда затрудняется назвать животное, игра прекращается.
1.Акула 2.Барракуда 3.Вомбат 4.Голец 5. Дельфин 6. Елец 7. Ёрш 8. Жерех 9. Зубр 10. Иглобрюх 11.Камбала 12.Лось 13. Мартышка 14. Носорог 15.Окунь 16. Павлин 17. Рысь 18.Сардина 19. Тапир 20. Угорь 21. Форель 22. Хорь 23. Цапля 24. Чибис 25.Шиншилла 26. Щука 27.Эфа 28. Язь.
3.Станция «Человек и природа»
1.Для чего японские рыбаки надевают на шею баклана железное кольцо?
/Чтобы тот не проглотил пойманную рыбу/.
2. Китайским учёным удалось пересадить ген арктической рыбы сахарной свёкле. Какое ценное качество приобрела свёкла?
/Морозостойкость/.
3. Чем опасна синтетическая бытовая химия?
Ответ: Стиральные порошки, шампуни, гели для душа и другие химические вещества способны изменять поверхностное натяжение воды, уничтожая микроорганизмы и полезные бактерии, которые живут в воде. Также химия является ядовитой для человека, птиц, рыб и животных. Изготовленные из синтетических соединений моющие средства не разлагаются в воде, а накапливаются.
4. Какие индикаторы чистого воздуха среди растений вы знаете?
/Ольха, сосна, ива, ель, пихта, фасоль, клевер и т.д./.
5. Какие растения вызывают аллергию?
/Тополь, ольха, черёмуха, полынь/.
6.Какие древесно-кустарниковые растения используют для укрепления берегов водоемов и оврагов?
/Ольха, ива, боярышник, тополь, ежевика, шиповник, ракита/.
7.Зачем в одной американской бройлерной компании в рабочем помещении 22 часа в сутки горит свет?
/ Чтобы куры быстрее набирали вес (они не едят в темноте)/.
8.На склоне горы у швейцарского посёлка Андроматт растёт лес, который, согласно закону от 1397 года, запрещено рубить. Почему?
/Лес защищает посёлок от горных лавин/.
9. Тоннель под Монбланом, связывающий Италию с Францией, сильно облегчил жизнь автолюбителям, переезжающим из страны в страну. А кто еще пользуется этим тоннелем дважды в год?
/ Ответ: Тоннель под Монбланом используют мигрирующие стаи птиц/.
10. Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц?
/ Птицы выносят скорлупки в клюве/.
4.Станция « Грибная»
Грибы – удивительные создания. Они нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав и помогает им всасывать воду и растворенные в ней питательные вещества. В грибах, как и в овощах, много витаминов. Не только люди, но и многие животные питаются грибами. Это белки, глухари. Некоторые животные лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лоси, сороки, кабаны.
А знаете ли вы грибы?
- Этот гриб можно встретить не только под березой. Но чаще всего он растет именно под этим деревом. (ПОДБЕРЕЗОВИК)
- Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерево можно собрать целое лукошко. (ОПЯТА)
- У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и фиолетовые. А название одно. (СЫРОЕЖКИ)
- А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки. (МУХОМОР)
- Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (БЕЛЫЙ)
- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазаны маслом. (МАСЛЕНОК)
5.С танция «Овощная грядка»
- Под каждым кустом сидит клубком. (Картофель)
- Красна девица, росла в темнице, а коса на улице. (Морковь)
- Над землёй трава, под землёй – алая голова. (Свекла)
- В землю – крошка, а из земли – лепёшка. (Репа)
- Летом в огороде, свежие, зелёные; а зимой – в бочке, жёлтые, солёные. (Огурец)
- Растёт на грядке зелёная трава, а на ней красные детки. (Помидор)
- Среди бахчи зелёные мячи, налетела детвора – от мячей одна кора. (Арбуз)
- Рос ребёнок – не знал пелёнок, а как стал стариком – сто пелёнок в нём. (капуста)
- Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь. (Сахарная свекла)
- Прежде чем мы его съели, все наплакаться успели. (Лук)
6.Станция «Пернатые друзья»
В лесу, в поле, на водоемах живут наши пернатые друзья. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы приносят большую пользу. Я хочу проверить, знаете ли вы птиц.
- В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься – лесного пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички. (Горихвостка)
- Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)
- Его называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)
- Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)
- Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И всё-таки она полезная – уничтожает множество опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. (Кукушка)
- У этой птички два имени: одно дано ей за яркую грудку, другое за то, что она просыпается очень рано, на утренней зорьке. (Малиновка или зарянка)
- Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё… Это она в воздухе ловит мух и прочих насекомых. (Мухоловка)
- Эта птичка – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой. (Поползень)
- Эти птицы прилетают зимой из лесов. На белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки. (Снегирь)
- Эта птица считается символом добра и счастья. (Аист)
7.Станция. «Угадай дерево»
1.В народе это дерево называют «сладким». Из цветков этого дерева пьют целебный чай при простуде. (Липа).
2.Какое «кудрявое чудо-дерево» имеет единственную в мире белую кору? (береза)
3.Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (Лиственница).
4.Про это дерево в народе говорят «листок колючий, а ствол липучий». Это дерево при ранении ствола выделяет «янтарные слезы», которые закрывают рану. (Сосна).
5.Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов». А фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. Что это за дерево? (Дуб).
6.Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина).
7.Из какого дерева делают спички? (из осины).
8.Какое дерево цветет первым, а какое последним? (ольха, липа).
9.Назовите самое теневыносливое хвойное дерево.(пихта).
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? ( береза).
8.Станция. «Узнай лекарственные растения.»
- Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать – и – мачеха).
2.Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь тому, кто поранил ногу или руку. (Подорожник).
3.Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель. (Крапива).
4.Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина С? (Шиповник).
5.Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята).
6.Сегодня полянка золотисто-желтая от цветков, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые « головки», а с «головок» слетают легкие пушинки…(Одуванчик).
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш).
8.Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).
9.Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).
10.Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).
9. Станция - "Чудо-Шляпа". Каждый член команды берет из шляпы 1 загадку. Обсудив 5 минут, дают ответы.
1. Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты, красивы станут и заметны. (Гранит.)
2. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
4. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть.)
6. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
7. Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
8. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю. (Вода)
9. Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)
10. Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
11. Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз)
12. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
13. Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
обжигают с давних пор. Называюсь я... (Фарфор)
14. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
10.Станция -"Природоохранные знаки". Командам предстоит нарисовать природоохранные знаки (книжка-малышка), время для выполнения задания - 7 минут.
Темы:
- "Не рвите в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! ".
- "Не разоряйте птичьи гнезда!"
- "Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых".
- "Не ломайте деревья!"
- "Не разоряйте муравейники!"
- "Не разводите костры в лесу!"
- "Не бросайте мусор!"
-«Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница!»
Ведущий – Дорогие ребята! Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом. Давно замечено, вставая утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения. Давайте будем помнить, что Земля – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы уже можете сделать: посадить деревья, ухаживать за растениями, подкармливать птиц, не разорять муравейники, а взять их под свою охрану. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.
Все станции пройдены.На каждой станции в маршрутном листе командам выставляются баллы. В конце квест-игры жюри подводят итоги. Команды - победители квест-игры (по номинациям) награждаются грамотами.