12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4869
Россия, Псковская обл.

Непосредственно образовательная деятельность 

для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Образовательная область «Познавательное развитие».

 

Тема: «Экологические островки «В союзе с природой».

Подготовила:

Богданова О.В.

Учитель-логопед

первой квалификационной категории.

 

2017 г.

Экологические островки «В союзе с природой»

Цель: закрепление полученных знаний о природе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Программные задачи:

  • закреплять знания детей о природе; 
  • формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;
  • развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию;
  • обобщать знания детей о природных сообществах; 

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Программные задачи:

  • формировать умение разгадывать загадки о природных сообществах, называть природные сообщества (поле, луг, лес и др.) по составляющим их растениям и обитающим в них животным;
  • продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы;
  • активизировать словарный запас детей;

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное».

Программные задачи:

  • увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности;
  • воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

 

Образовательная область «Физическое развитие».

Программные задачи:

  • развивать физические качества;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

 

Материалы и оборудование:

  • картинки из жизни природы;
  • картинка для игры «Зоошутка»;
  • призы для награждения детей;
  • шапочки для показа сказки;
  • индивидуальные задания;
  • интерактивная доска.

 

Предварительная работа:

проведение кружковой работы по экологическому воспитанию (игры, наблюдение и т.д.);заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде;беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу; настольные и дидактические игры о природе и погоде: «Съедобное и несъедобное», «Поле, лес, огород», «Рыбаки и рыбки», лото «Домашние и дикие животные»; рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы».

 

Содержание.

1 слайд.

Вступительная беседа.

2 слайд.

- Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим островкам. Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок. 

«Ты человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна».

- Посмотрите ребята, кто к нам пришел? (достается игрушка гномик) Это гномик, какой маленький. Давайте наденем волшебные колпачки и превратимся в маленьких гномиков!

Динамическая пауза.

Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (руки вверх, соединили)

Он был путешественник-гном.  (руки на пояс, шагать)

На лягушке он скакал (прыгать)

Прыг-скок, ква-ква.

И на стрекозе летал: (машем руками)

Ух, высоко! (на носочки, руку ко лбу, смотрим вдаль)

По ручью плыл в чайной чашке: (плывем)

Буль-буль-буль!

Ездил он на черепашке: (руки на поясе, топаем на месте)

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке.  (качаться из стороны в сторону)

Баю-бай, баю-бай!

А как утро придет, (руки через стороны наверх)

Гном опять в поход пойдет! (шагать на месте)

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Итак – вперед!

3 слайд.

- Ой, кто это такой? Посмотрите и скажите, кого мы встретили (картинка «зоошутка»).

4 слайд.

Вопросы детям (16 вопросов) на доске появляются ответы.

1. Когда орешки белка запасает? (осенью)
2. Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)
3. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
4. Когда в саду малина поспевает? (летом)
5. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
6. Сколько ног у паука? (восемь)
7. Какая птица лечит деревья? (дятел)
8. Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой) 
9. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
10. Как называется дом муравьев? (муравейник)
11. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
12. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
13. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

14. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
15. Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
16. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
А теперь немного отдохнем. Закрывайте глаза.

Звучит музыка Ф. Шуберта «Ave Maria». Проводится релаксация «Если бы я был деревом» (под музыку).

«Наши ноги – это корни. Крепко держат нас на земле, они ищут нам воду, чтобы пить. Они растут все глубже и глубже (сидят на стуле, твердо поставив ноги). Наша кожа – это кора. Она твердая и жесткая, вся в буграх и бороздах. Она защищает нас от ран. И все поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки на этой коже, которая называется кора (гладят себя руками). Наши руки – это ветки. Они тянутся, тянутся к солнцу. На них могут отдохнуть птицы и даже свить гнездо (поднимают руки вверх). Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки.
«Я всех людей и птичек

Зеленый добрый друг,

Тяну я всем ладошки

И много – много рук» (сжимают и разжимают кулачки). Как чудесно быть деревом! В летний зной давать прохладу и тень. А дунет легкий ветерок, и мы закачаемся влево вправо, чуть слышно переговариваясь между собой (раскачаются с поднятыми вверх руками).

5 слайд.

1. Догадайтесь, куда мы пришли?

- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?

Не конь, а бежит, Не лес, а шумит, журчит. (ручей)

5. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями. (болото)

6 слайд.

Динамическая пауза.

Звучит песня «У жирафов пятна, пятнышки везде». Выполняются движения под музыку.

7 слайд.

- Что наносит вред природе? (картинка с изображением ситуаций правильных и неправильных).

Посмотрите, ребята, я что-то нашла.

Инсценировка

1 ситуация.

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Вопрос: Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация.

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Вопрос: Правильно поступил мальчик?
Дети: Неправильно. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

8 слайд.

Чего нельзя делать в лесу?

- Нельзя портить кору деревьев. 
Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек. 
- Не оставляй мусор. 
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например: 
• кожура апельсина – 2 года; 
• пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет; 
• жестяные банки – от 80 до 100 лет; 
• пластмассовые бутылки вообще не разлагаются! 
- Не уничтожай грибы, даже ядовитые. 
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить. 
- Нельзя вырубать деревья. 
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки! 
- Нельзя шуметь в лесу. 
Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

- Не лови бабочек. 
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки. 
- Не ломай ветки. 
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть! 
- Не трогай птичьих гнёзд. 
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери. 
- Бережно относись к воде. 
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды. 
- Не рви цветы. 
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

- Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей) 
- Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.

9 слайд.

Берегите / не губите/ любите природу!

10 слайд
- Ребята, 22 апреля в субботу был праздник День Земли!

(Рассказ сопровождается показом фотографий на интерактивной доске, музыкой).

Впервые этот день начали отмечать в США, после трагедии, которая произошла в 1969 году. Большая авария произошла на нефтяной буровой установке. Огромное количество нефти разлилось по поверхности океана, загрязнило пляжи. Погибло множество животных, особенно пострадали птицы. Это трагическое событие потрясло многих людей. Они решили хотя бы раз в году напоминать жителям планеты об их отношении к окружающей среде. Так появилась идея проведения Дня Земли. Этот праздник объединяет жителей многих стран. С каждым годом их становится всё больше и больше. День Земли стали отмечать и в России. Кроме того, по постановлению правительства с 15 апреля по 5 июня у нас проводятся специальные дни защиты окружающей среды. 

- А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.) 

- Что обычно делают в праздничные дни? (Поздравляют друг друга) Я вас поздравляю!!!

11 слайд.

Инсценировка сказки «Земляничка» с изготовленными шапочками для детей.

12 слайд.

- Предлагаю посмотреть фильм о природе.

Чтение стихотворения.

Давайте будем беречь планету – 
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана! 

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету, 
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым, 
В обиду её никому не дадим!
 

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
 

Берегите землю! Берегите!
Любите родную природу:
Озера, леса и моря.
Ведь это же наша с тобой
Навеки родная земля!
 

На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Вместе хором: 
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Итог занятия.

- Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

- За вашу доброту, отзывчивость, любознательность гномик вас угощает шоколадками с изображениями животных. Спасибо, мне очень понравилось с вами путешествовать. Снимайте волшебные колпачки. Вот мы с вами снова в садике. Спасибо. До свидания!

Презентация к мероприятию

Фильм - БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ

И.С. Бах на ФИЛЬМ берегите природу.

Динамическая пауза-У жирафа пятна, пятнышки везде...

Тревожная музыка-к фильму о трагедии в США в 1969г.

Музыка для релаксации "Если был бы я деревом"

И.С. Бах - для фильма БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Семяшкина Ирина Васильевна, 01.06.17 в 19:47 5Ответить Пожаловаться
Мне очень понравилась Ваша работа.
Ольга Владимировна, 02.06.17 в 21:19 4Ответить Пожаловаться
Спасибо) Приятно до невозможности!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.